12.1 Общие правила остановки и стоянки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «12.1 Общие правила остановки и стоянки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, движение по обочине запрещено. Разрешена только остановка и стоянка на обочине за исключением исключений. Штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей (ч.1 ст. 12.15 КоАП). Здесь следует отметить, что движение в целях остановки (не можем же мы остановиться мгновенно, ведь закон инерции никто не отменял) по обочине относится к термину «остановка» — таково разъяснение Верховного суда РФ.

ГИБДД в четвертый раз за 12 лет переписывает правила проезда по круговым перекресткам. Последняя редакция ПДД сделала кольцо всегда главным, то есть водитель обязан уступить дорогу тем, кто уже движется «по кругу».

«При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку», — так теперь прописан пункт ПДД.

Автоэксперт Алексей Шумский отметил, что правило осталось тем же, но раскритиковал сложную формулировку. «Круг всегда главный, если знаки приоритета не говорят об обратном», — так, по его мнению, мог бы звучать пункт ПДД.

«Видите знак 4.3 — круг главный, вы уступаете на въезде. Если над ним есть знак приоритета, ориентируйтесь на этот знак», — дал совет Шумский.

«Когда у автомобилиста установлен знак «Главная дорога», он уступать круговому движению не обязан. В то же время в ПДД указано, что движение по кругу является главным. В результате получается такая ситуация, что, если водитель уже едет по перекрестку с круговым движением и на него въезжает автомобиль по знаку «Главная дорога», ни один из них не обязан уступать дорогу», — увидел противоречие координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, комментируя нововведение на «Ъ FM».

По его мнению, аварии на кольцах будут происходить довольно часто, потому что все будут правы. Чтобы решить проблему, надо устанавливать знаки приоритета непосредственно на перекрестке с круговым движением или снова корректировать ПДД.

Изменение условий, при которых запрещена эксплуатация ТС

Среди прочего, в тексте ПДД закреплен список неисправностей, с которыми машину нельзя эксплуатировать. Новая редакция расширила этот перечень, куда вошли следующие случаи:

  • езда на летней резине зимой и на шипованных шинах в летний сезон (для отдельных регионов действует возможность продления периода запрета в зависимости от климатических особенностей);
  • установка нештатного светотехнического оборудования, в том числе ксенона;
  • неработающий автокорректор фар;
  • чрезмерный уровень вредных выбросов через выхлопную систему;
  • неисправность узлов системы снижения токсичности выхлопа.

При обнаружении этих неисправностей водителю запретят дальнейшее передвижение до полного устранения проблемы. После ремонта водитель должен будет пройти внеочередной техосмотр, иначе его поездка продлится до первого инспектора ГИБДД.

Парковка на тротуаре, газоне или под запрещающими знаками

В Федеральном Кодексе об административных правонарушениях от 30.12.2001 года N 195-ФЗ (в новой редакции от 01.07.2021 года) отсутствует такое понятие, как «газон», в связи с чем у некоторых водителей возникают резонные вопросы о парковке на нем. Неофициально он характеризует участки с зелеными насаждениями, и заезд на них влечет за собой большие штрафы — до 5000 рублей. Одни из самых больших штрафов выписываются в Санкт-Петербурге – политики никак иначе не могут справиться с обилием нарушений в центре города.

Наказание будет неизбежно за остановку на участках, покрытых травой, в местах с растущими деревьями, на клумбах. То же касается тротуара — специально выделенной зоны для пешеходов. Если он находится на одном уровне с проезжей частью, то чаще всего отделяется зелеными насаждениями.

Значение знака и разновидности

Знак имеет цифровое обозначение 5.5 в ПДД. Значит следующее – дорога или проезжая часть, которая находится сразу за этим указателем, имеет одностороннее (далее также – однонаправленное) движение. Проще говоря, встречной полосы нет (она находится где-либо в другом месте).

Как практически все предписывающие указатели, данный выполнен как квадрат, имеющий синий фон, внутри которого расположена белая стрелка, направленная вверх (см. картинку).

Существуют также подвиды 5.5:

  • 5.7.1 – означает, что автодорога, расположенная справа от автомобилиста, имеет однонаправленное транспортное движение;
  • 5.7.2 – означает, что по дороге, расположенной слева автолюбителя, движение осуществляется исключительно в одну сторону.

Остановка и паркование автотранспортных средств на автодорогах, предназначенных для езды только в 1 сторону, осуществляется согласно общим правилам, указанным в Разделе 12 ПДД:

  • ТС нужно ставить на обочине, а когда обочины нет, допускается ставить по краю проезжей части;
  • остановка, стоянка для легковых автомобилей менее 3500 кг разрешены как справа, так и слева (только в населенных пунктах);
  • грузовые машины массой более 3500 кг могут останавливаться слева исключительно для целей загрузки, разгрузки;
  • когда между остановившимся ТС и противоположным краем проезжей части меньше 3 метров, остановка, стоянка запрещены;
  • также нельзя останавливаться, стоять ближе 15 метров от мест остановки маршрутных ТС и ближе 5 метров перед пешеходными переходами;
  • кроме этого, указанные действия запрещены, когда стоят соответствующие знаки 3.27, 3.28, 3.29, 3.30.
Читайте также:  Иск о включении имущества в наследственную массу

Остановка авто участке с одним направлением

Стоянка на дороге с односторонним движением по общему правилу не запрещена ни в пределах городских поселений, ни на загородных трассах. Однако чтобы оставить автомобиль без нарушения установленных законодателем требований, водитель должен придерживаться некоторых нюансов.

Так, припарковаться как с левой, так и с правой стороны автодороги можно только в населенном пункте, если к этому нет следующих препятствий:

  • трамвайных путей;
  • ж/д переездов;
  • пешеходных переходов;
  • выездов со дворов или прилегающих территорий;
  • запрещающих знаков;
  • превышения допустимых норм загруженности авто.

Даже если участник дорожного движения четко знает, в каких местах запрещена стоянка, и предпочитает следовать этим правилам, никто не может быть застрахован от специфических ситуаций, в которых допускается нарушение запретов.

В частности, ПДД закрепляют понятие «вынужденная остановка», которую разрешается совершить в запрещенных для парковки транспорта зонах. Такие маневры возможны в следующих случаях:

  • ухудшение здоровья водителя;
  • крайне плохое самочувствие одного из пассажиров;
  • необходимость оказания помощи другим автовладельцам (например, которые попали в аварию);
  • плохая видимость, исключающая возможность получения ясной картины местности.

Такие исключительные случаи не прописаны в законодательстве, они носят субъективный характер и должны определяться самим водителем. Главным правилом нарушения требований остановки ТС является постулат: «вред от стоянки авто должен быть меньше, чем от продолжения пути».

Если автолюбитель совершит остановку в запрещенной местности по вынужденным причинам, он должен максимально уменьшить неудобство, которое он причиняет другим лицам (например, держать двери машины закрытыми, поставить соответствующие знаки, не оставлять без присмотра). При соблюдении таких условий, негативные последствия нарушений могут быть сведены к минимуму.

Рубрика «ПДД 2021 с пояснениями»

ПДД полностью посвящён правилам остановки и стоянки транспортных средств. Водителям необходимо придерживаться ряда требований:

  • Автомобиль может быть оставлен по правой стороне на обочине, а если она отсутствует, то на проезжей части, но не ближе 3 метров к разделяющей полосе сплошной линии (п. 12.1 ПДД).
  • Остановка и стоянка по левой стороне разрешена для дорог с одной полосой движения на территории населённых пунктов, участков с односторонним движением, при отсутствии трамвайных путей. Транспорт свыше 3.5 тонн может останавливаться, на левой стороне одностороннего движения, только для погрузки-разгрузки (п. 12.1 ПДД).
  • Ставить транспорт можно только в один ряд, параллельно краю (п. 12.2 ПДД). Исключение – двухколёсный транспорт без прицепа, такие средства допускается останавливать в два ряда.

Остановка вторым рядом – это парковка транспорта параллельно уже оставленному средству, то есть ближе к середине проезжей части. Законодатель ( КоАП РФ) запретил такой вариант, так как парковка вторым рядом может существенно помешать проезду по дороге, загородив полосу движения. Такой манёвр также перекроет путь автомобилю, который был припаркован ранее.

Любое нарушение ПДД влечёт установленную законом (КоАП РФ) санкцию. Противоправное оставление ТС – не исключение. ПДД устанавливает сам запрет, но ПДД, как, по сути, подзаконный акт, не определяет наказание за парковку автомобиля вторым рядом.

КоАП РФ полностью посвящается нарушениям правил остановки и парковки. В пункте 3.2 содержится наказание за оставление транспортного средства далее первого ряда от края дороги. Нарушитель должен будет оплатить штраф в размере полутора тысяч рублей.

Для Москвы и Санкт-Петербурга законодатель определил иные санкции. Так, в пункте 6 установлен размер штрафа за парковку вторым рядом в сумме трёх тысяч рублей.

В ситуации, когда машина мешает проезду других транспортных средств, то есть создаёт помехи в движении, применяется пункт 4 той же статьи 12.19. Штраф по нему составит уже две тысячи рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга, согласно тому же пункту 6, сумма увеличивается до трёх тысяч.

Ряд административных штрафов за нарушение ПДД может быть оплачен с пятидесятипроцентной скидкой ( КоАП РФ). Для этого необходимо полностью погасить задолженность в срок, не превышающий 20 суток с даты вынесения санкции.

Срок исчисляется именно с момента вынесения, а не с даты получения лицом постановления о штрафе за парковку вторым рядом (пункт 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ).

КоАП, регламентирующая оставление машины вторым рядом и иные нарушения парковки, не является исключением. Штраф можно будет оплатить со скидкой, если уложиться в установленные сроки.

Читайте также:  Земельные участки и земельные сертификаты для многодетных семей

В части 3.2 ст. 12.19 КоАП существует одна важная оговорка. Смысл состоит в том, что парковка во втором ряду допускается в исключительных ситуациях. К таковым, например, относится поломка важных узлов и агрегатов машины.

Так, если водитель увидит, что у него проблемы с тормозами, то он будет просто обязан остановиться. То же самое касается фар и дворников (при плохой погоде). Кроме того, причиной парковки может стать резкое ухудшение здоровья у водителя или его пассажиров.

В то же время существует ряд ситуаций, когда факт остановки во втором ряду не бывает очевидным. В этом случае водитель может оперировать показаниями свидетелей, фотоснимками или видеозаписями.

Помочь владельцу машины отстоять свои права сможет автоюрист. Он предоставит не только свои консультации, но и будет защищать интересы водителя в суде. Практика показывает, что доводы опытного юриста убеждают судей в том, чтобы отменить штраф.

Если выписан штраф и непонятно, как поступать дальше, можно получить бесплатный совет от юриста онлайн или по телефону. После этого уже можно планировать дальнейшие действия.

Важно понимать, что правила парковки во дворе многоквартирного дома также регламентированы ПДД. К числу основных моментов, на которые следует обратить внимание автомобилистам, относятся:

  • Остановка или же стоянка ТС во дворе с работающим двигателем допустима не более чем на 5 минут. Этого времени достаточно для высадки или посадки пассажиров, а также выполнения манипуляций с грузом. Несоблюдение данного правила грозит жалобой от соседей в соответствующую инстанцию. Аналогичным образом карается и длительный прогрев автомобиля в зимнее время года в жилой зоне.Инспектор ГИБДД вправе оформить штраф на сумму от 1500 до 3000 рублей в зависимости от размеров населенного пункта.
  • Водителям большегрузных автомобилей запрещено оставлять транспортное средство во дворах жилых домов. Для таких ТС существуют специально оборудованные карманы и стоянки. Размер штрафа также составляет от 1500 до 3000р. Данное правило касается автомобилей, масса которых превышает 3,5т.
  • К числу нарушений также относится парковка транспортного средства на тротуаре (). Такое решение может повлечь за собой эвакуацию автомобиля. Владельцу придется не просто внести штраф за неправильно припаркованное ТС, но и оплатить работу эвакуатора. Стоимость услуг эвакуатора оплачивается по действующему прейскуранту, а размер штрафа составляет 2000р. Принимая такое решение следует учитывать, что разрешено эвакуировать автомобили, размещенные на тротуарах, включая придомовую территорию и дворы многоквартирных домов.
  • Затрудненный проезд для других транспортных средств, включая автомобили спецслужб (скорая помощь, коммунальные службы, МЧС и т.д.) также попадает под категорию правонарушения (). Размер штрафных санкций определяет инспектор ГИБДД в зависимости от возникшей опасности и того, к каким последствиям привело оставление автомобиля в неположенном месте. Он может варьировать от 2000 до 3000р.
  • Отдельного внимания заслуживает парковка во дворе вблизи мусорных контейнеров. Оптимальным расстоянием признано не менее 5м, что позволяет коммунальным службам выполнять свои непосредственные обязанности без помех. Штраф за стоянку автомобиля ближе, чем на 5м от места расположения мусорных контейнеров влечет за собой штраф на имя владельца. Сумма штрафных санкций колеблется в интервале от 2000 до 5000р в зависимости от ситуации.

Где можно оставить машину на более длительное время?

Какие есть варианты легального размещения автомобиля, за которые не оштрафуют?

  1. Парковка на обочине, по ходу движения и за пределами проезжей части. Обочина — пространство за линией разметки, обозначающей край проезжей части, за исключением тротуаров.

    Совет! Для того чтобы припарковаться на тротуаре полностью или частично, нужно разрешение специального знака.

  2. С правой стороны на краю дорожного полотна, если отсутствует обочина и при этом расстояние от стоящего ТС до центральной разметки позволяет свободно двигаться потоку машин в этом направлении (не менее 3 метров шириной). Что касается мотоциклов, то их можно ставить рядом друг с другом – если для других авто останется достаточно пространства.
  3. На левой и на правой стороне разрешена стоянка на обочине вне населенного пункта, в городе — на участке с односторонним движением (на краю дорожного полотна).

На каком расстоянии в зоне перехода разрешено припарковать авто?

За сколько метров разрешена парковка от пешеходного перехода для автотранспорта? Паркование возможно, если соблюдать следующие правила:

  • Паркуя автомобиль, водитель должен соблюдать дистанцию до соответствующей разметки. Расстояние составляет 5 м.
  • Припаркованное авто не должно перекрывать обзор для других участников движения.
  • Когда полосы движения разделены сплошной разметкой, то нельзя парковать авто, если пространство от разметки до машины менее трех метров;
  • Парковка до знака пешеходного перехода также должна быть не менее, чем за 5 метров.
  • Припарковавшись за «зеброй», следует проверить, что машина не мешает проходу, стоит за разметкой.

Правила парковки у пешеходного перехода

Парковка автомобиля зачастую становится настоящим испытанием не только для новичков, но и для опытных водителей.

Читайте также:  Приватизация квартиры (Инструкция) — Что это и Зачем она нужна

Условия для автостоянки бывают достаточно сложными, поэтому многие водители то и дело оставляют машину в неположенных местах.

Более того, встречаются и нерадивые автомобилисты, которые неправильно паркуются по злому умыслу или из-за собственной невнимательности. В числе самых частых нарушений по-прежнему остается парковка перед пешеходным переходом.

Почему не стоит оставлять автомобиль возле пешеходного перехода? Чем это чревато для владельца ТС? Как выбрать правильное парковочное место? Об этом вы узнаете в данной статье. К тому же, мы попробуем разобраться, в каких случаях все же можно остановиться у «зебры» и избежать штрафа за неправильную парковку.

Различия понятий остановка и стоянка

В первую очередь давайте разберем разницу между понятиями остановка и стоянка. Это позволит в дальнейшем рассматривать правила для каждого из маневров по отдельности.

В первую очередь и остановка, и стоянка являются преднамеренным прекращением движения, то есть они осуществляются по желанию водителя. Не нужно путать их с прекращением движения в соответствии с ПДД (например, чтобы пропустить пешеходов на переходе) и с вынужденной остановкой:

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства является остановкой в двух случаях:

Все остальные преднамеренные прекращения движения (длительностью 5 минут и более и не связанные с посадкой пассажиров и выгрузкой грузов) являются стоянкой.

Длительность менее 5 минут Длительность более 5 минут
Происходит посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов остановка остановка
Отсутствует посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов остановка стоянка

Еще раз про загрузку/разгрузку грузов. Если водитель вышел покурить на 10 минут, то имеет место стоянка. Если водитель вышел покурить на 10 минут и достал для удобства из багажника табуретку (груз), то имеет место остановка.

Остановка и стоянка в ПДД

В этом видео мы продолжим рассматривать актуальные ПДД 2021 и освоим тему “Остановка и Стоянка”.
Вместе с нашим преподавателем мы разберем основные различия в маневрах, а также напомним о правилах дорожного движения, которые регламентируют прекращение движения.

Для начала вспомним, что же значат эти понятия:
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Если говорить максимально просто, то эти понятия различаются по своей длительности. Остановка — короткий маневр, а стоянка — маневр длинный. Однако это не все их различия, поэтому скорее кликай на Play и смотри видео до конца!

Остановка и стоянка на правой стороне дорог с односторонним движением осуществляется точно также, как и на дорогах с двухсторонним движением. Т.е. если нет условий, запрещающих остановку (знаки, остановки, пешеходные переходы и т.п.), то можно остановиться на правой стороне и это не будет нарушением.

Поскольку белый автомобиль выезжает на одностороннее движение, то оказаться на встречной полосе он не можем ни при каких условиях. Поэтому, в принципе, возможен поворот даже в самую левую полосу, если остальные полосы заняты.

В данном случае правила также похожи на проезд обычных перекрестков. Перед поворотом необходимо заблаговременно занять левую полосу, а если есть трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью, то поворачивать налево нужно именно с них. При наличии трамвайных путей поворот из левой полосы является нарушением:

В похожих ситуациях водители часто нарушают правила. Связано это с тем, что поворот на обычных перекрестках осуществляется примерно с середины проезжей части. Поэтому многие водители при выезде с одностороннего движения поступают точно также и поворачивают от середины проезжей части. Хотя, согласно правилам дорожного движения, поворачивать следует из крайнего левого положения, т.е. от левого края проезжей части.

Выезд на встречку на дороге, оборудованной только для одностороннего движения, предусматривает наказание к водителю согласно ст. 12.16 КоАП. Сумма взыскания в этом случае составляет 5 тысяч рублей. Возможно применение и других мер административного воздействия к нарушителю. К таким относится лишение его водительского удостоверения на период до полугода. Если данное нарушение было совершено повторно в течение года, лишение прав происходит уже на 12 месяцев. Причина таких санкций к водителям в том, что подобные действия представляют повышенную угрозу безопасности движения.

  • Когда происходит поворот налево с заездом на встречную полосу дороги, на которой осуществляется движение в одностороннем направлении;
  • Если водитель не свернул при уходе его полосы вправо, а продолжил движение после перехода дороги в одностороннее встречное направление.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *