единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ООО «Восходы» применяет ЕСХН. Его доход за первое полугодие составил 2 000 000 рублей, расходы — 1 300 000 рублей. Расчет авансового платежа будет таким: (2 000 000 — 1 300 000) * 6 % = 42 000 рублей. Именно эту сумму нужно уплатить в качестве авансового платежа, крайний срок — 25 июля текущего года.

Для кого предназначен ЕСХН

Применять спецрежим могут только сельхозпроизводители, включая рыбохозяйственные предприятия. В частности, это компании и ИП, которые:

  • Производят, перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Причем доход от продажи произведенной продукции (в том числе прошедшей первичную переработку), а также от оказания другим сельхозтоваропроизводителям услуг в области растениеводства и животноводства должен быть не меньше 70 % от всего дохода.
  • Оказывают услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области животноводства или растениеводства. Доля дохода от реализации таких услуг также должна составлять 70 % или больше.
  • Являются сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (перерабатывающими, торговыми, растениеводческими, животноводческими) с долей доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также от работ и услуг, выполненных кооперативом для своих членов, также не менее 70 %.

В чём выгода применения ЕСХН

Чтобы понять, почему применять ЕСХН выгоднее, сравним налоговую базу и налоговую ставку разных режимов налогообложения.

Элемент системы налогообложения ЕСХН ОСНО УСН Доходы УСН Доходы минус расходы
Налоговая база Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов Денежное выражение прибыли, то есть разницы между доходами и расходами Денежное выражение доходов Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов
Налоговая ставка 6% 20% (в общем случае) 6% От 5% до 15% (в зависимости от размера дифференцированной ставки, принятой в регионе)

Порядок и срок уплаты по ЕСХН

Чтобы иметь представление, какие расходы принимаются к учету, в каком объеме и как определяется их цена, если речь идет о натуральном измерении (бартер), учет следует регулировать статьей НК РФ 346.5. в натуральной форме доходы будут оцениваться исходя из условий договора, по которому они получены, с учетом цен на рынке. Если расчеты происходят в валюте, то они фиксируются в хронологическом порядке с рублевыми расчетами, по курсу, на день расчетов в ЦБ РФ.

Из детального отражения операций создается общая картина деятельности общества, его фактический доход, который подлежит обложению тарифной ставкой по ЕСХН.

Итак, если определено, что отчетность сельхозпроизводителя подается ежегодно, то оплата налога состоит из двух частей. Первый взнос это авансовый платеж, который определяется расчетным способом и оплату нужно осуществить до 25 июля, чтобы не начислять пеней и санкций за просрочку платежей. Вторая часть это финальный платеж, который рассчитывается из фактических результатов экономической деятельности. В случае полученного дохода этот налоговый взнос требуется оплатить в бюджет к 31 марта.

В чём выгода применения ЕСХН

Чтобы понять, почему применять ЕСХН выгоднее, сравним налоговую базу и налоговую ставку разных режимов налогообложения.

Элемент системы налогообложения ЕСХН ОСНО УСН Доходы УСН Доходы минус расходы
Налоговая база Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов Денежное выражение прибыли, то есть разницы между доходами и расходами Денежное выражение доходов Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов
Налоговая ставка 6% 20% (в общем случае) 6% От 5% до 15% (в зависимости от размера дифференцированной ставки, принятой в регионе)

Как подсчитать доходы при ЕСХН

Начиная с 01 января, все налогоплательщики, применяющие ЕСХН, обязаны вести Книгу учета, в которой последовательно и подробно фиксируются хозяйственные операции. Все полученные средства, поступившие в кассу или на расчетные счета фирмы/ИП, отражаются в графе доходов. Под налогообложение попадают не только суммы полученной выручки, но и внесенные по договорам авансы.

Важно: в отличие от налогоплательщиков, использующих ОСНО, при ЕСХН применяется кассовый метод учета доходов и расходов, т.е. для расчета налога берутся во внимание только те суммы, которые фактически «прошли» по кассе и расчетному счету.

В большинстве случаев сельхозпроизводители получают от государства определенные суммы, компенсирующие часть издержек на приобретение сырья, запчастей и т.д. Субсидии, поступившие из госбюджета, плательщики ЕСХН обязаны учесть при подсчете полученных доходов, пропорционально затратам, произведенных за счет этих поступлений.

Особенности расчета ЕСХН

Окончательный расчет по единому сельхозналогу будет производиться по окончании 12 месяцев. Годовая декларация по ЕСХН формируется не позднее 31 марта, в этот же день должны производиться окончательные расчеты по налогу за прошлый год.

Ввиду специфики сельскохозяйственного производства и климатических условий на практике часто складывается ситуация, когда по итогам года сумма налога, исчисленная нарастающим итогом, будет меньше, нежели подсчитанный и уплаченный авансовый платеж. В такой ситуации возможно несколько решений:

  • переплата по ЕСХН будет зачтена в счет предстоящих платежей по этому налогу в будущие периоды;
  • излишне уплаченные суммы авансового платежа налоговая инспекция вернет на счет сельхозпроизводителя;
  • отрицательная разница по ЕСХН будет зачтена в счет погашения имеющейся недоимки по федеральным налогам.

Если расходы во второй половине года существенно возросли, то возможно возникновение финансового убытка – когда затраты будут превышать полученную выручку.

Зафиксированный убыток плательщик ЕСХН вправе переносить в расходы на протяжении 10 лет.

Учет и отчетность ИП и организаций на ЕСХН

Организации, исходя из показателей своей деятельности для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основе главы 26.1 Налогового кодекса РФ, должны вести бухгалтерский учет.

ИП на ЕСХН должны вести учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей. В Приказе Минфина России от 11.12.2006 № 169н (в редакции приказа Минфина России от 31.12.2008 № 159н) содержатся детали заполнения Книги учета доходов и расходов.

Причем, если КУДиР при ЕСХН планируется вести на бумажном носителе, она должна быть заверена подписью должностного лица налогового органа и скреплена печатью налогового органа до начала ее ведения. Если КУДиР велась в электронном формате, то после ее выведения на бумажные носители она по окончании налогового периода должна быть представлена в налоговый орган для заверения должностным лицом налогового органа не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Сроки и порядок подачи декларации по ЕСХН отражены в статье 346.10 Налогового кодекса Российской Федерации.

Декларацию по ЕСХН ИП и организациями подается в налоговый орган не позже 31 марта (года, следующего за истекшим налоговым периодом) один раз в год.

Пп.2 п.1 ст. 346.10 НК РФ определено, что в случае прекращения предпринимательской деятельности в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя декларация представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган, такая деятельность им прекращена.

Читайте также:  Выдача удостоверения "Ветеран труда"

Образец декларации ЕСХН утвержден приказом ФНС 28 июля 2014 года за № ММВ-7-3/384 @.

С 2014 года в декларацию ЕСХН дважды были внесены изменения Приказом ФНС РФ 01.02.2016 года и Приказом ФНС РФ от 18.12.2000 № ЕД-7-3/926@.

Предлагаем вам скачать актуальную форму декларации ЕСХН 2022 года по ссылке внизу статьи.

Авансовый платеж в 2022 году необходимо оплатить до 25 июля 2022 года (так как 25 июля 2022 — рабочий день понедельник. Остаток налога ЕСХН оплачивается по итогам работы за календарный 2021 год в срок до 31 марта 2022 года, а за 2022 год в срок до 31 марта 2023 года.

Ставка есхн в 2021 году в крыму

Законом Республики Крым от 01.11.2018 № 532-ЗРК/2018 внесены изменения в Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым».

Согласно действовавшей по 2018 год включительно редакции п. 2 ст. 346.8 НК РФ законами Республики Крым и города Севастополя налоговая ставка в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях этих регионов, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в отношении периодов 2017 – 2021 годов до 4 %.

Указывалось, что эта налоговая ставка не может быть повышена в течение данного периода.

Напомним, что обычная ставка для плательщиков ЕСХН установлена в размере 6 %.

Федеральным законом от 07.03.2018 № 51-ФЗ внесены изменения в ст. 346.8 НК РФ, которые применяются с 01.01.2019. Согласно им специальных ставок для плательщиков ЕСХН Республики Крым и Севастополя больше нет.

В соответствии с редакцией этой нормы, действующей с 01.01.2019, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 % для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости:

  • от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в ст. 346.2 НК РФ;

  • от размера доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в ст. 346.2;

  • от места ведения предпринимательской деятельности;

  • от средней численности работников.

Этим новым правилом законодатели Республики Крым и Севастополя могут воспользоваться в общем порядке.

В Республике Крым пока ограничились тем, что сохранили ставку в размере 4 % на 2019 год, хотя, как видно, они вправе увеличить ее до 6 %.

В Севастополе никаких изменений по поводу общей ставки для плательщиков ЕСХН в ст. 2 Закона г. Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС не внесли. То есть она тоже осталась равной 4 %. Но в этом городе решились на установление пониженной ставки для некоторых видов деятельности на период 2019 – 2021 годов. В указанный закон с этой целью введена ст. 2.1 – по Закону г. Севастополя от 27.11.2018 № 459-ЗС.

Величина пониженной ставки составляет 1 % и относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые производят:

  • клубнеплодные, овощные, бахчевые культуры и продукцию закрытого грунта;

  • кормовые культуры полевого возделывания, продукцию кормопроизводства прочую;

  • продукцию скотоводства;

  • продукцию свиноводства;

  • продукцию овцеводства и козоводства;

  • продукцию птицеводства;

  • продукцию коневодства, ослов и мулов (включая лошаков);

  • продукцию кролиководства;

  • продукцию рыбоводства, пчеловодства, шелководства, искусственного осеменения;

  • продукцию рыбную пищевую товарную.

Эти сельскохозяйственные товаропроизводители могут воспользоваться такой ставкой при условии, что доля их доходов от реализации данной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет за налоговый период не менее 70 %.

В Республике Крым, видимо, учли, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом несколько сократятся поступления в местный бюджет по налогу на имущество организаций. Ведь на федеральном уровне отменен порядок, согласно которому этим налогом облагалось движимое имущество.

Вероятно, чтобы восполнить потерю, законодатели Республики Крым решили отказаться от некоторых льгот по этому налогу, для чего приняли Закон от 01.11.2018 № 533-ЗРК/2018. Согласно ему общая ставка по налогу сохраняется равной 1 %. Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 380 НК РФ ставки по налогу на имущество, установленные законами Республики Крым и города Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.

Указанная ставка применяется в этих регионах с 01.01.2015, то есть 2019 год – последний, который попадает в указанный пятилетний срок.

Но с 01.01.2019 утратила силу ч. 2 ст. 4 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций». А согласно этой норме организациям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственным производственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам налоговая ставка была установлена в размере 0,5 % при условии, что выручка от реализации произведенной ими продукции (работ, услуг) от основной деятельности составляла не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Эти организации, как и другие крымские, будут платить налог по ставке 1 %.

В статье 6 Закона Республики Крым № 7-ЗРК/2014 перечислены немногочисленные льготы по налогу на имущество, которые предоставляются местным плательщикам этого налога. С 01.01.2019 количество этих льгот сократилось. Так, больше не будут освобождаться от уплаты налога объекты размещения отходов (утратил силу абз. 7 п. 1 ч. 1 названной статьи). И станут платить налог ранее освобожденные от этого крымские организации, предприятия, единственными учредителями которых являются общественные организации инвалидов или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (утратил силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Крым № 7-ЗРК/2014).

Похожее уменьшение льгот случилось в Республике Крым и в отношении транспортного налога – утратил силу п. 8 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Крым от 19.11.2014 № 8-ЗРК/2014 «О транспортном налоге».

Правда, это изменение не коснулось организаций, предприятий, единственными учредителями которых являются общественные организации инвалидов или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Они по-прежнему освобождены от уплаты транспортного налога.

Но лишились такого освобождения сами некоммерческие общественные организации инвалидов (Закон Республики Крым от 01.11.2018 № 534-ЗРК/2018).

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1.7 ст. 284 НК РФ законами Республики Крым и Севастополя могут быть установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет этих регионов, для участников свободной экономической зоны.

На этом основании в ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 61-ЗРК/2014 с даты его принятия было указано, что ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о деятельности в СЭЗ, устанавливается с момента внесения участника в единый реестр участников СЭЗ в следующих размерах:

– 2 % – в течение 3 лет;

– 6 % – с 4-го по 8-й годы;

– 13,5 % – с 9-го года.

В законе не поясняется, с какого момента надо рассчитывать указанные года. Возможны разные трактовки, но от того, какая из них правильная, зависит, когда переходить с одной пониженной ставки на другую (чуть больше) и как заполнить декларацию в периоде перехода.

Принят Закон Республики Крым от 28.11.2018 № 542-ЗРК/2018, которым внесены существенные поправки в указанную статью. Прежде всего, теперь названные ставки могут применять только те участники СЭЗ, которые получили такой статус до 01.01.2019:

– 2 % – в течение первых трех последовательных налоговых периодов;

– 6 % – с 4-го по 8-й налоговые периоды;

– 13,5 % – с 9-го налогового периода.

Читайте также:  Когда военнослужащему положен отпуск по семейным обстоятельствам

К сведению:

Согласно п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Фактически и новые формулировки не дают полной ясности, когда заканчивать применять одну пониженную ставку и начать применять другую. Но, по нашему мнению, приняв данное изменение, законодатели имели в виду следующее.

Первый налоговый период для участника СЭЗ в любом случае заканчивается 31 декабря того года, когда он получил статус участника СЭЗ. То есть этот налоговый период оказывается неполным, не включающим весь календарный год.

А вот следующие периоды исчисляются каждый с 1 января
по 31 декабря. Иначе говоря, ставку в размере 2 % получится применять, скорее всего, менее трех календарных лет.

К прибыли от деятельности в рамках СЭЗ налогоплательщик применит ставку в размере 2 % в 2018 – 2020 годах. К прибыли, полученной налогоплательщиком как участником СЭЗ в 2021 году, он должен применить ставку 6 %.

Законодатели Крыма также учли важные изменения, которые внесены в п. 1.7 ст. 284 НК РФ и применяются с 01.01.2019. Они указали, что эти ставки применяются в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ.

Кроме того, налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации каждого инвестиционного проекта в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

Что касается налогоплательщиков, которые получат статус участника СЭЗ в 2019 году и позднее, они тоже могут воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль с момента получения этого статуса и в течение всего периода действия договора об условиях деятельности в СЭЗ. И также в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом № 377-ФЗ.

Но ставка эта в течение всего названного периода равна 6 %. И применяется она не ко всем видам деятельности, даже если они осуществляются в соответствии с указанным инвестиционным проектом, а только к тем, которые перечислены в приложении к Закону Республики Крым № 542-ЗРК/2014 (хотя, надо признать, этот список достаточно обширен):

Код ОКВЭД

Вид деятельности

01

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (кроме 01.7)

03

Рыболовство и рыбоводство

10

Производство пищевых продуктов

14

Производство одежды

16

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

21

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

25

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

26

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

27

Производство электрического оборудования

28

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

29

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

30

Производство прочих транспортных средств и оборудования

31

Производство мебели

33

Ремонт и монтаж машин и оборудования

85

Образование

86

Деятельность в области здравоохранения

88

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

К остальным видам деятельности, которые данные налогоплательщики осуществляют в СЭЗ, они должны применять ставку 13,5 % (напомним, что речь идет о налоге на прибыль, зачисляемом в региональный бюджет).

Разумеется, раздельный учет доходов и расходов и в этом случае обязателен.

Налогообложение в крыму в 2021 году

Предлагаем сразу ознакомиться с особенностями патента, чтобы не загружать излишней информацией тех наших пользователей, которым он неинтересен или не подходит.

Плюсами патентной системы налогообложения можно назвать:

  1. Сравнительно невысокую (но далеко не всегда!) стоимость патента.
  2. Возможность выбрать срок действия патента – от одного до двенадцати месяцев.
  3. Возможность приобрести несколько патентов в разных регионах или на разные виды деятельности.
  4. Нет налоговой отчетности в виде декларации, а значит, нет и бюрократических проволочек, связанных с ее сдачей и последующей проверкой.
  5. Список разрешенных для патента видов деятельности, указанных в статье 346.43 НК РФ, местные власти могут только дополнить, а не сократить, как на ЕНВД. Так, например, в Москве ЕНВД не действует, а патент для работы в столице купить можно, что является отличным способом уменьшить налоговую нагрузку.

К минусам патентной системы налогообложения можно отнести:

  1. Патент могут приобретать только индивидуальные предприниматели, организации на этом режиме работать не могут.
  2. Виды деятельности, которые можно осуществлять на патенте, ограничены услугами и розничной торговлей в небольших магазинах.
  3. Ограничения по количеству работников здесь самые строгие из всех налоговых режимов – средняя численность не должна превышать 15 человек, при этом учитывают все виды предпринимательской деятельности, которыми занимается ИП.
  4. При выборе такого вида деятельности как розничная торговля или общепит, площадь зала торговли или обслуживания ограничивается 50 кв. м, что в три раза меньше, чем на ЕВНД.
  5. Несмотря на то, что стоимость патента рассчитывается, исходя из потенциально возможного годового дохода, по каждому патенту надо вести специальную книгу учета доходов для этого режима. Делается это для того, чтобы доходы от деятельности по всем полученным предпринимателем патентам не превышали лимит в 60 млн. рублей в год.
  6. Стоимость патента надо оплачивать в период его действия, не дожидаясь конца налогового периода, то есть налог платят не по итогам деятельности, а как бы в режиме предоплаты.
  7. Стоимость патента нельзя уменьшить за счет выплаченных страховых взносов, как это возможно сделать на УСН или ЕНВД. Правда, если индивидуальный предприниматель совмещает патентную систему налогообложения с другим режимом, то при расчете единого или вмененного налога он может учесть выплаченные страховые взносы, но только за себя. Расходы по страховым взносам за работников, занятых в патентной деятельности, учесть нельзя никак.

Первоисточником, к которому мы обратимся за дальнейшими разъяснениями, является глава 26.5 НК РФ «Патентная система налогообложения».

Если сравнить список видов деятельности, разрешенных на ПСН, с таким же списком для ЕНВД, то можно заметить явное сходство – оба этих режима ограничиваются определенным перечнем услуг и розничной торговлей (с оговорками).

Подробнее: Виды деятельности, попадающие под патент в 2021 году для ИП

Производственная деятельность в чистом виде для этих режимов не предусмотрена, но разрешены так называемые услуги производственного характера.

Для патентной системы налогообложения такие услуги включают в себя и сам процесс изготовления, например, ковров и ковровых изделий, колбас, валяной обуви, гончарных изделий, бондарной посуды, изделий народного промысла, сельхозинвентаря, очковой оптики, визитных карточек и даже деревянных лодок.

Ограничений для ПСН немного:

  • приобретать патент могут только индивидуальные предприниматели;
  • численность работников ИП не должна превышать 15 человек;
  • патентная система налогообложения не применяется в рамках договоров товарищества или доверительного управления имуществом;
  • предприниматель теряет право на патент, если с начала года его доходы, по видам деятельности, на которые получен патент, превысили 60 млн. рублей. Если ИП совмещает режимы УСН и ПСН, то доходы от реализации учитывают суммарно по двум режимам.

До 2015 года регионом для патентной системы налогообложения признавался субъект РФ – республика, край или область.

Можно предположить, что доход предпринимателя на ПСН, оказывающего услуги в областном или краевом центре, должен быть больше, чем доход предпринимателя в районном центре или поселке этого же региона.

Стоимость же патента для них была одинакова, но и действовал он на всей территории данного региона.

Сельхозпроизводитель-плательщик НДС: расчет налога и отчетность

Сельхозпроизводитель признается плательщиком НДС:

  • в случае применения ОСНО – в отношении всех операций, признанных налогооблагаемыми в соответствие с главой 21 НК РФ;
  • в случае применения ЕСХН – в отношении операций импортного ввоза товара на территорию РФ, а также в рамках договоров простого товарищества и доверительного управления имуществом.
Читайте также:  Казахстанцам, проживающим в России, упростят получение гражданства

Для с/х производителей-плательщиков НДС предусмотрен следующий порядок расчета и уплаты НДС:

  1. Налоговый период. Отчетным периодом для расчета НДС является календарный квартал, в рамках которого с/х производитель учитывает операции, подлежащие налогообложения. Дата налогооблагаемой операции определяется на основании первичных документов (счетов-фактур).
  2. Налогооблагаемая база. Базой для расчета НДС является стоимость с/х продукции, подлежащей реализации. При расчете налоговых обязательств с/х производитель рассчитывает общую сумму реализации в течение отчетного квартала.
  3. Налоговые вычеты. С/х производитель вправе уменьшить налоговые обязательства на сумму налоговых вычетов, а именно:
  • НДС, предъявленный поставщиками, подрядчиками;
  • НДС, уплаченный при ввозе товара на таможенную территорию РФ.

Формула для расчета НДС имеет следующий вид:

НДСс/х = (НалБаза * Ставка) – Выч,

где НалБаза – налогооблагаемая база, рассчитанная как сумма операций по реализации с/х продукции в течение отчетного квартала;
Ставка – применяемая ставка НДС;
Выч – налоговый вычет, равный сумме НДС, предъявленной поставщиками при покупке товаров (материалов, сырья) и уплаченный на таможне.

Ставка НДС, применяемая с/ производителем, определяется в общем порядке и составляет:

  • 10% – в отношении операций по реализации продовольственных товаров, перечисленных в пп.1 п.2 ст. 164 НК РФ;
  • в отношении прочих налогооблагаемых операций – 18% (до 01.01.2020), 20% (после 01.01.2020).

Преимущества ЕНС для бизнеса

О первом преимуществе мы уже сказали — упрощение процедуры уплаты обязательных платежей. Гораздо легче сделать одну платёжку, указав сумму и ИНН плательщика, чем много платёжных поручений на каждый налог, взнос и сбор. ФНС называет ещё 5 преимуществ новой системы уплаты:

  • Единые сроки уплаты налогов и взносов (28-е число) упростят платёжный календарь.

  • Одна сумма на счету на все платежи в бюджет. При этом исключается ситуация, при которой у плательщика одновременно образуется задолженность и переплата по разным платежам. Уточнения и зачёты уйдут в прошлое.

  • Плательщик сможет быстро вернуть или направить на счёт другого лица положительное сальдо — заявление на возврат или перевод будет рассмотрено в день подачи.

  • При возникновении задолженности ФНС будет отправлять всего один документ взыскания в банк.

  • После оплаты задолженности (пополнения единого счёта до нулевого или положительного сальдо) банк снимет блокировку по счёту в течение одного дня.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

В таб­ли­це при­ве­де­ны сроки упла­ты стра­хо­вых взно­сов на ОПС, ОМС, ВНиМ и трав­ма­тизм, упла­чи­ва­е­мых ра­бо­то­да­те­ля­ми, а также стра­хо­вых взно­сов, упла­чи­ва­е­мых ИП за себя.

Вид стра­хо­вых взно­сов За какой пе­ри­од упла­чи­ва­ет­ся Край­ний срок упла­ты
Стра­хо­вые взно­сы, упла­чи­ва­е­мые в ИФНС
Взно­сы с вы­плат ра­бот­ни­кам/иным физ­ли­цам (на ОПС, на ОМС и на ВНиМ) За де­кабрь 2021 г. 17.01.2022
За ян­варь 2022 г. 15.02.2022
За фев­раль 2022 г. 15.03.2022
За март 2022 г. 15.04.2022
За ап­рель 2022 г. 16.05.2022
За май 2022 г. 15.06.2022
За июнь 2022 г. 15.07.2022
За июль 2022 г. 15.08.2022
За ав­густ 2022 г. 15.09.2022
За сен­тябрь 2022 г. 17.10.2022
За ок­тябрь 2022 г. 15.11.2022
За но­ябрь 2022 г. 15.12.2022
За де­кабрь 2022 г. 16.01.2023
Взно­сы ИП за себя За 2021 год (до­пла­та взно­сов на ОПС при сумме до­хо­да за 2020 год, пре­вы­ша­ю­щей 300000 руб.) 01.07.2022
За 2022 год 09.01.2023
За 2022 год (до­пла­та взно­сов на ОПС при сумме до­хо­да за 2020 год, пре­вы­ша­ю­щей 300000 руб.) 03.07.2023
Стра­хо­вые взно­сы, упла­чи­ва­е­мые в ФСС
Взно­сы на трав­ма­тизм За де­кабрь 2021 г. 17.01.2022
За ян­варь 2022 г. 15.02.2022
За фев­раль 2022 г. 15.03.2022
За март 2022 г. 15.04.2022
За ап­рель 2022 г. 16.05.2022
За май 2022 г. 15.06.2022
За июнь 2022 г. 15.07.2022
За июль 2022 г. 15.08.2022
За ав­густ 2022 г. 15.09.2022
За сен­тябрь 2022 г. 17.10.2022
За ок­тябрь 2022 г. 15.11.2022
За но­ябрь 2022 г. 15.12.2022
За де­кабрь 2022 г. 16.01.2023

Новые облагаемые выплаты и пособия

С 1 января 2023 года расширен перечень облагаемых выплат по страховым взносам. Теперь страхователи будут исчислять взносы по общему тарифу со следующих выплат персоналу:

  • вознаграждений по гражданско-правовым договорам за оказание услуг или выполнение работ, авторского заказа – в 2022 году с этих выплат не платили взносы ВНиМ и на травматизм;
  • выплат постоянно проживающим высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранцам – в 2022 году выплаты не облагались взносами на ОМС;
  • выплат студентам, если работодатели привлекали к труду студенческие отряды – с 2023 года с выплат придется платить взносы по единому тарифу 30%.

Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе

Налог на прибыль в условиях крымской экономической зоны – наиболее приятный и выгодный, потому что участники СЭЗ уплачивают налоги на прибыль организаций по пониженным ставкам. Это в том случае, когда дело касается налога в региональный бюджет. А от уплаты налогов в федеральный бюджет резиденты полностью освобождаются – в течение 10 лет от даты получения первой прибыли. Налоговые ставки определяют высшие исполнительные органы Крыма и Севастополя, однако их размеры не будут выше установленного максимума. Например, первые 3 года участник уплачивает 2%-ный налог на прибыль в местный бюджет, в период с 4 до 8 лет осуществления деятельности – 6%, начиная с 9 года работы – 13, 5%.

Не менее комфортно и то, что участники свободной экономической зоны освобождаются и от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что не облагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ. Находиться имущество должно также на территории зоны. Освобождаются участники на 10 лет, отсчет которых начинается с последующего месяца после постановки имущества на учет.

Расторжение договора участника СЭЗ добровольно и в принудительном порядке

Потеря статуса участника СЭЗ возможна по ряду причин – не только при окончании срока действия договорных условий. Кроме этого, договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по причине прекращения деятельности компании.

Также, если в ходе проверок были выявлены определенные нарушения, участник может быть лишен своих прав в принудительном порядке – через судебные инстанции и на основании предоставленных доказательств нарушения условий договора. Требовать расторжения договора через суд исполнительные власти Крыма и Севастополя могут в случаях выявления:

  • Указания неверных сведений – занижения размеров капитальных вложений с явным отличием от прописанных в договоре цифр, или необоснованного изменения графика ежегодных вложений в первые 3 года;
  • Изменения целенаправленности инвестиционного проекта;
  • Осуществления на территории зоны предпринимательской деятельности, которая не предусматривалась данным договором;
  • Другие нарушения договорных условий по реализации установленной инвестиционной декларации.

При расторжении данного договора в связи с решением суда, участник СЭЗ исключается из единого реестра. Спорные вопросы рассматриваются Арбитражным севастопольским судом или Арбитражным судом Крыма.

С учетом 41 статьи части первой Арбитражного процессуального кодекса, участник свободной экономической зоны имеет право на приведение своих доводов в процессе рассмотрения спорных вопросов. Он может представить любые доказательства, попытаться отстоять свою позицию, обжаловать судебные решения и акты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *