Специальная оценка условий труда: стоимость проведения СОУТ в Самаре

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда: стоимость проведения СОУТ в Самаре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.

Общий порядок спецоценки условий труда

В процессе СОУТ обязательно учитываются факторы, перечисленные в пункте 5 Приложения к Приказу № 699н:

  • какие материалы, сырье, оборудование используют работники и могут ли они быть источником вредных или опасных факторов;
  • каковы были результаты предыдущих исследований, производственного контроля и государственного санэпиднадзора;
  • отмечались ли случаи получения травм или заболеваний сотрудников под влиянием тех или иных рабочих факторов;
  • есть ли у самих сотрудников предположения о том, какие факторы на их рабочем месте могут нести вред или быть потенциально опасными для их здоровья.

По результатам СОУТ на каждое рабочее место должен составляться поверочный лист, форма которого приведена в Приложении № 1 приказа. В документе предусмотрено 8 блоков:

  1. Сведения о работодателе: наименование, место нахождения и выполнения работ, название подразделения, контакты.
  2. Сведения о рабочем месте: номер и наименование (специальность, должность, профессия).
  3. Таблица с перечнем физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса — напротив каждого из факторов есть слова «да» и «нет», одно из которых нужно подчеркнуть при оценке рабочего места.
  4. Заключение, где ставится галочка напротив одного из результатов оценки: условия труда соответствуют нормативным требованиям или были выявлены опасные либо вредные факторы, требующие измерения и исследования с привлечением сторонней организации, имеющей лицензию на СОУТ.
  5. Дата составления поверочного листа.
  6. Сведения о председателе комиссии по СОУТ
  7. Данные о членах комиссии по СОУТ.
  8. Блок для подписи и ФИО работника, ознакомленного с документом.

Важно знать! Если в ходе оценки был выявлен хотя бы один вредный или опасный фактор, то микропредприятию нужно привлечь специализированную организацию, которая проведет СОУТ. Если нет — достаточно заполнить декларацию соответствия условий труда и в течение 30 рабочих дней со дня утверждения поверочного листа подать ее в Реестр деклараций и ФГИС СОУТ.

Рекомендованный образец декларации приведен в Приложении № 2 Приказа № 699н. В документе указывают:

  • наименование микропредприятия;
  • место его нахождения и осуществления деятельности;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • перечень всех рабочих мест, прошедших оценку;
  • номер поверочного листа, на основании которого подается декларация;
  • дату подачи;
  • сведения о регистрации, включая наименование органа, который зарегистрировал документ;
  • подпись, фамилию и инициалы должностного лица, зарегистрировавшего декларацию.

Как провести СОУТ по новому порядку

Для того, чтобы провести СОУТ по новому порядку, нужно пройти несколько шагов.

  1. Определить, относится ли ваше предприятие к категории микропредприятий.
  2. Соотнести перечень видов деятельности, для которых актуален приказ, со своим ОКВЭД.
  3. Провести идентификацию вредных и/или опасных производственных факторов с помощью проверочного листа (приложение 1 Приказа). На каждое рабочее место — отдельный проверочный лист.
  4. В случае хотя бы одной отметки «да» в проверочном листе организовать процедуру СОУТ с привлечением внешней организации по старому порядку.
  5. Ознакомить сотрудников с результатами СОУТ.
  6. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требования в территориальное отделение ГИТ (приложение 2 Приказа).

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Как подготовиться к обучению до 1 марта 2023 года

На предприятии необходимо оборудовать места для обучения персонала. Норматив по количеству мест обучения работников — не менее одного на 100 работников, которым необходимо проведение обучения по охране труда. Прежде всего, само рабочее место может стать рабочим местом. Например, при обучении работников безопасным методам и приемам выполнения работ, местом обучения для станочников может стать станок в цехе, на котором работники будут учиться правильному размещению инструмента и сырья. Для обучения по охране труда сварщиков таким местом обучения может стать один из сварочных постов. Однозначно, что места для обучения по охране труда должны быть эталонными с точки зрения охраны труда, гигиены, технологической дисциплины.

Пример: В организации ООО «Ромашка» трудится 622 человека. Из них 118 человек работают в офисе, а остальные – на производстве. Офисники освобождены от обучения по охране труда, и с ними подготовка по охране труда проводится в форме вводного инструктажа. Следовательно, расчет количества мест для обучения рассчитывается из числа только работников на производстве (622 – 118 – 504. По правилам округления, получается, что в ООО «Ромашка» нужно оборудовать 5 мест для обучения.

Одним из таких мест работодатель приказом назначил актовый зал, вторым местом – кабинет охраны труда, и три места – у фрезеровочного станка, на сварочном посту и на складе хранения технических жидкостей. Каждое из этих пяти мест обучения оснащены необходимым инструментом, оборудованием, обеспечены нормативными правовыми актами, учебно-методическими материалами и материалами для проведения проверки знания требований охраны труда, информационно-справочными системами, обеспечивающими освоение работниками программ обучения по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда в полном объеме.

Необходимо напомнить, что процесс обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве должен включать только восемь неотложных состояний. Из этого и рассчитывается состав и количество необходимых учебных пособий, учитывая при этом финансовое положение работодателя.

В компании должны быть лица, которые будут проводить обучение по охране труда. На предприятии должно быть не менее 2 лиц, проводящих обучение по охране труда, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера. Для обучения внутри организации оказанию первой помощи, необходимо подготовить двух инструкторов. Это может быть сам специалист по охране труда, а также работники, которые проводят инструктажи на рабочем месте. Обучение инструкторов оказания первой помощи проводится в учебном центре, стоит недорого, обычно за два дня инструкторы обучаются оказанию первой помощи, получают об этом удостоверение.

После получения такого удостоверения нужно издать приказ, о том что указанные работники назначаются ответственными за обучение работников по первой помощи. Если у организации есть такая возможность, то заключается договор ГПХ с организацией или ИП, прошедшими аккредитацию по охране труда на проведение обучения по первой помощи или по охране труда. Обычные физлица без аккредитации такое обучение проводить не вправе.

Важно! Физическое лицо, не являющееся аккредитованным в Минтруде индивидуальным предпринимателем, или работником организации, оказывающей услуги по аусорсингу в организациях, не превышающих 50 рабочих, не может проводить ни один вид обучения по ОТ. Это следует из пункта 11 Правил обучения от 24.12.2021 № 2464.

Шаг 9. Подать декларацию

Работодатель обязан подать в госинспекцию по труду декларацию о соответствии условий труда по результатам СОУТ. Подается она в отношении мест, на которых вредные, опасные факторы не определены. Форма установлена Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Документ дает возможность уменьшить суммы взносов нанимателя за счет снижения числа мест с опасными, вредными факторами. Декларация не предоставляется по следующим местам:

  • включенным в перечень, установленный Постановлением Кабмина СССР от 26.01.1991 № 10, труд на них позволяет досрочное назначение страховой части пенсии;
  • рабочим местам, по которым предоставлены гарантии и компенсации из-за вредных, опасных условий;
  • тем, где по итогам ранее проведенных аттестаций определены вредные, опасные условия.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.
Читайте также:  Замена водительских прав в 2023 году

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)

Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

Как часто нужно проводить СОУТ

Согласно законодательству, работодатели обязаны проводить оценку УТ один раз в 5 лет. Отсчёт начинается со дня ввода данных в информационную систему ФГИС СОУТ. Для оптимальных и допустимых УТ новую экспертизу делать не нужно, декларация по таким РМ считается бессрочной. По вредным и опасным УТ необходимо обновить СОУТ через 5 лет.

Новые компании и ИП должны провести оценку в течение 1 года со дня регистрации. Такой же срок даётся на оценку новых РМ по должностям, введённым с последней СОУТ.

Внеплановая экспертиза УТ проводится при:

  • выявлении профзаболеваний из-за воздействия вредных или опасных УТ;
  • несчастных случаях на производстве;
  • письменных предписаниях госинспектора труда.

Порядок действий ответственных лиц для каждого реестра

№ п/п Категория реестра по охране труда Порядок действий Основание
1 Организации, оказывающие услуги обучения по охране труда Необходимо:

Внести сведения в реестр в соответствии с

Правилами аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 №2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда».

п.117 Порядка №2464
2 Работодатель, обучающий самостоятельно своих работников Необходимо:
1. Провести регистрацию в соответствующем реестре Минтруда в уведомительном порядке. п.105 Порядка №2464
2. Указать в уведомлении следующие сведения:

«а) полное и сокращенное (при наличии) наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и адреса электронной почты юридического лица (при наличии);

б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием номера телефона и адреса электронной почты (при наличии) индивидуального предпринимателя;

в) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя);

д) заверенная работодателем копия локального нормативного акта (решения) о проведении обучения по охране труда работодателем без привлечения организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, с отметкой об учете мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии);

е) адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии);

ж) сведения о среднесписочной численности работников и количестве работников, подлежащих обучению по охране труда;

з) сведения о наличии мест обучения по охране труда работников в соотношении не менее одного места обучения на 100 работников организации, оснащенных необходимым оборудованием, информационно-справочными системами, обеспечивающими освоение работниками программ обучения по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда в полном объеме;

и) сведения о наличии технических средств обучения для отработки практических навыков;

к) сведения о наличии программ обучения по охране труда;

л) сведения о наличии учебно-методических материалов и материалов для проведения проверки знания требований охраны труда для каждой программы обучения по охране труда;

м) сведения о наличии в штате организации не менее 2 работников или иных лиц, привлекаемых для проведения обучения по охране труда;

н) сведения о наличии комиссии по проверке знания требований охраны труда».

п.106 Порядка №2464
3. Получить подтвержденную регистрацию в Минтруде в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в Минтруд, если были предоставлены все сведения в соответствии с п.106 Порядка №2464. п.108 Порядка №2464
Для информации:
Уведомление зарегистрируется, если работодатель заполнит специальную электронную форму в информационной системе Минтруда и подпишет его электронной подписью. п.107 Порядка №2464
Минтруд имеет полномочия по запросу подтверждения у ФОИВ сведений о работодателе в ЕГРЮЛ. При этом срок внесения в реестр может быть увеличен, но не более чем на 5 рабочих дней. п.109 Порядка №2464
Если у работодателя произошли изменения в ранее направленных сведениях, то в Минтруд необходимо направить в течение 10 рабочих дней с момента наступления изменений соответствующее уведомление с приложением подтверждающих произошедшие изменения копий документов. При этом Минтруд должен в течение 5 рабочих дней внести соответствующие изменения в реестр. п.110 Порядка №2464
Если работодатель прекращает свое осуществление деятельности, ликвидирует организацию или производит ее реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования), то в данном случае происходит исключение из реестра. п.111 Порядка №2464
Федеральная налоговая служба ежеквартально будет уведомлять Минтруд если работодатель прекратил свою деятельность. п.112 Порядка №2464
Если работодатель решил прекратить обучение своих работников в области охраны труда самостоятельно, то об этом необходимо уведомить Минтруд о прекращении осуществления соответствующей деятельности. Минтруд в течение 5 рабочих дней должен рассмотреть данное уведомление и произвести исключение работодателя их соответствующего реестра. п.113 Порядка №2464
Предоставление сведений в реестр осуществляется без взимания платы. п.114 Порядка №2464
Данные реестра будут находиться в открытом доступе на официальном сайте Минтруда. В этом и заключается их «прозрачность». п.115 Порядка №2464
Минтруд должен обеспечить хранение сведений, внесенных в реестр без срока давности. п.116 Порядка №2464
3 Реестр обученных лиц

Информация в данный реестр передается в следующем составе:

1) Учебными центрами:

— Ф.И.О., СНИЛС, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда, ИНН организации или индивидуального предпринимателя, направивших работника на обучение по охране труда;

— наименование программы обучения по охране труда;

— результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»);

— дата проверки знания требований охраны труда;

— номер протокола проверки знания требований охраны труда;

2) Организациями, обучающими своих работников самостоятельно:

— Ф.И.О., СНИЛС, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда;

— наименование программы обучения по охране труда;

— дата проверки знания требований охраны труда;

— результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»);

— номер протокола проверки знания требований охраны труда.

п.118 Порядка №2464
Для информации:
Сведения в реестр обученных лиц передаются в виде электронного документа по форме, установленной Минтрудом. Данная форма предполагается должна быть введена в действие с 01.03.2022 (Приказ от 20.09.2022 №578н «Об утверждении единых требований к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе»). п.119 Порядка №2464
Если сведения, подлежащие передаче в соответствии с п.106 и п.118 Порядка №2464, представляют государственную или иную охраняемую законом тайну, то их передача в Минтруд не осуществляется. п.120 Порядка №2464
Переданные сведения в реестр обученных лиц будут использоваться как Минтрудом, так и Федеральной службой по труду и занятости и координируемыми им государственными внебюджетными фондами. п.121 Порядка №2464
Читайте также:  Сайт использует мои персональные данные

Какие рабочие места подлежат СОУТ?

Все рабочие места в организации должны быть проверены на наличие воздействий внешних факторов. Исключение составляют места:

  • сотрудников, осуществляющих рабочий процесс на дому или дистанционно;
  • персонала, работающего по трудовому договору с физическим лицом, не имеющим статус индивидуального предпринимателя.

В законодательстве содержится понятие аналогичных рабочих мест. Для них спец.оценка проводится только в 20 процентах от общего количества (но не менее двух). Результаты аттестации будут применимы ко всем одинаковым по условиям и параметрам, т.е. аналогичным, рабочим местам.

Под действие Закона 426 попадают даже работники офисов, чьи рабочие места также необходимо оценить на наличие различных внешних воздействий. Сотрудники с непостоянным местом нахождения, т.е. разъездным характером работы, например, водители, также включаются в перечень аттестуемых, но в отчете фиксируется время непосредственного нахождения за рулем и воздействия соответствующих факторов.

СОУТ обязательно проводится планово один раз в пять лет и внепланово в следующих ситуациях:

  • организация сменила место расположения (переехала в другое помещение) или рабочее место было перенесено в другое здание и его необходимо ввести в эксплуатацию;
  • в организации созданы новые рабочие места;
  • существенно изменился технологический процесс производства, состав применяемого сырья и материалов;
  • введено принципиально новое оборудование;
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • трудовым инспектором выдано предписание, требующее проведения внеплановых мероприятий по оценке рабочего места;
  • изменены средства защиты (индивидуальные и коллективные), что может повлиять на воздействие вредных факторов на организм работников;
  • с инициативой проведения внеплановой СОУТ выступил представительный орган коллектива, например, профсоюз.

Что такое внеплановая специальная оценка условий труда и как она проводится?

Иногда возникает необходимость провести внеплановую специальную оценку условий труда. В Законе 426-ФЗ перечислены ситуации, когда она требуется:

  • Создание в компании (на предприятии) новых рабочих мест
  • Несчастные случаи в процессе выполнения каких-либо работ, получение сотрудником травмы (но не в результате действий третьих лиц)
  • Выявление профессиональных заболеваний, возникших из-за воздействия вредных или опасных производственных факторов
  • Предписание контролирующих органов в связи с выявленными в ходе государственного надзора нарушениями Закона 426-ФЗ или иных нормативно-правовых актов в области охраны труда
  • Внедрение новых технологий в процесс производства, а также модернизация производственных линий, использование нового оборудования
  • Внесение изменений в состав сырья, используемого для производства продукции. В данном случае проверка проводится лишь при обнаружении новых вредных или опасных факторов, влияющих на здоровье сотрудников
  • Обращение профсоюза с обоснованными аргументами в пользу проведения СОУТ вне намеченного графика

Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.

А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.

Анастасия Сич

Спецоценка условий труда — это проверка рабочих мест сотрудников. Специальная организация, которая проводит спецоценку, смотрит, есть ли на рабочих местах вредные или опасные для сотрудника факторы. От результатов спецоценки будет зависеть размер взносов за сотрудников.

Спецоценку проводят все ООО и предприниматели с сотрудниками: даже магазины с одним кассиром или веб-студии с одним только дизайнером. Спецоценка нужна даже тогда, когда в штате есть водители или сотрудники, которые работают с выездом на объект.

Спецоценка не нужна только предпринимателям без сотрудников или с удалёнными сотрудниками.

Часто в организации есть только один сотрудник — директор. Чтобы не проводить спецоценку для его рабочего места, в трудовом договоре иногда указывают, что он работает удаленно из дома. Но из-за этого могут возникнуть проблемы с достоверностью сведений в ЕГРЮЛ.

Дело в том, что организация должна регистрироваться по месту, где находится её постоянно действующий исполнительный орган — руководитель. А если руководитель работает из дома и в офис не ходит, то постоянным местонахождением будет его домашний адрес. А значит его и нужно записать в ЕГРЮЛ как юридический.

Но здесь появляется уже другой вопрос: может ли директор вообще быть удалённым сотрудником. С одной стороны, директор в самом деле работает дома, а с другой — его место работы совпадает с юридическим адресом организации, то есть место работы не удалено от него. Есть даже случаи, когда спецоценку проводят у директора дома. Поэтому лучше узнать мнение вашей трудовой инспекции и опираться на него.

Специальная оценка условий труда на вакантных рабочих местах

07.10.2016

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ вакантных мест На мой вопрос от 03.10.2016 о проведении СОУТ на вакантных местах офисных работников (уточню — операторов ЭВМ) получен ответ: «Системный анализ нормативных актов о специальной оценке условий труда (ссылки на которые приведены в Правовом обосновании) позволяет сделать вывод, что специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не проводится, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются». Из изложенного следует, что это — субъективное мнение, а не прямое указание законодательства. Между тем, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловец по вопросу: «Что нужно брать в расчет общего числа рабочих мест при проведении спецоценки: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию?» полагает, что лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию, но законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия с учетом целесообразности. А целесообразность заключается в том, что: 1. Вакантные места операторов ЭВМ оборудованы, включение компьютера, принтера и наличие освещения — это все параметры осуществления штатного производственного процесса на данном рабочем месте. 2. Факт того вакантно это место или нет не скажется на показателях измерений освещенности — единственное, что измеряется при СОУТ рабочего места оператора ЭВМ. 3. На рабочем месте оператора ЭВМ согласно Методике (33н) вредные и опасные факторы не идентифицируются, места заведомо не имеют вредных и опасных факторов. 4. На вакантные места есть соискатели, идет процесс отбора. Так почему же я не могу провести СОУТ на эти места? Законодательство не запрещает. Ответ: Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке автомобиля в 2021 году

Развернуть

Правовое обоснование: В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Первый класс – это оптимальное состояние рабочей зоны. На трудящегося не воздействуют ни вредные факторы (дым, пыль, шум), ни плохой климат (жар, холод, перепады температур и влажности).

Второй класс – допустимые параметры рабочей зоны. Считаются безопасными – то есть, отклонения имеются, но не наносят трудящемуся вреда, состояние здоровья его не ухудшается со временем.

Третий класс – вредные факторы существенны, есть подразделение на четыре подгруппы:

  • 3.1 – нарушения функций организма работника проходят при длительном перерыве в работе (более одной смены);
  • 3.2 – здоровье работника ухудшается, но не приводит к потере трудоспособности;
  • 3.3 – существенен риск профессиональных заболеваний, возможна потеря трудоспособности или хронических болезней;
  • 3.4 – крайняя степень, которая может вызвать тяжелые формы профзаболеваний, риск потери трудоспособности (со временем) увеличивается.

Четвертый класс считается экстремальным. Во время рабочей смены есть риск для жизни сотрудников. Возможно наступление крайне тяжелых профессиональных заболеваний.

Если работодатель игнорирует права сотрудников и не проверяет места, подлежащие проверке, то в соответствии с КоАП контролирующие органы имеют право наложить на него штрафные санкции:

  • на директора и ИП – 5-10 тыс. руб.;
  • на организацию – 60-80 тыс.

Если работодатель не принял никаких мер для исправления, то повторный штраф увеличивается:

  • директору и ИП придется заплатить до 40 тыс. руб.;
  • юридическому лицу – до 200.

Закон при этом не запрещает налагать одновременно штраф на физическое и юридическое лица.

При грубых нарушениях работу предприятия могут приостановить на срок до трех месяцев. Другой вариант наказания – запрет руководителю предприятия занимать определенные посты на срок до трех лет.

Малые предприятия не получили послаблений, касающихся проверке рабочих зон. В 2019 году руководители организаций будут подвергаться более суровым наказаниям за нарушение ТК РФ, чем раньше. А штрафные санкции намного превысят расходы на проведение СОУТ, поэтому экономии ожидать здесь не приходится.

Проведение спецоценки условий труда для малых предприятий

соут для производственных предприятий проходит действительно серьезно – приезжает делегация от компании по охране труда, проверяет каждое рабочее место, каждый станок, каждый предмет труда на предмет возможных нарушений. учитывается абсолютно все.

но тут стоит похвалить законотворцев, ведь для производственных предприятий соут просто необходим, так как на кону стоит здоровье, иногда и жизнь работника, а как еще заставить предприятия пройти соут, если не напугать штрафами (о которых еще поговорим).

с офисными предприятиями гораздо более спорно.

по опыту работы могу уверенно заявить, что ни одна “офисная” компания к который мы ездили (когда партнеры проводили соут) не могла понять одного: “а зачем нам этот соут?” и вопрос довольно справедливый, допустим у меня один сотрудник в компании, он работает с 9 до 18, за компьютером – вообщем стандартный офисный рабочий. зачем его проверять – это уже большой вопрос, но допустим я очень законопослушный гражданин и на своем предприятии решил провести соут в соответствие с законом и тут возникнут две проблемы:

  1. компании оказывающие соут либо отказываются проводить проверку с компанией, где существует один сотрудник, либо назовут стоимость как будто за 5-х работников, так как это у них минимальный тариф.
  2. а если вы соут не пройдете в итоге то попадете на штрафы.

кстати в офисах соут проходит, как правило, очень просто. секрет в том, что обычно он в принципе не проводится, а многие охранники труда просто удаленно подготавливают нужные документы после чего передают их клиенту. в случаях когда компании, оказывающие соут, реально приезжают к клиенту в офис, работа все равно гораздо менее тяжелая и кропотливая, чем у производственников.

Штрафы предусмотрены для тех, кто не прошел СОУТ до 2021 года и они весьма внушительны:

  • Для компаний штраф составит 70 000 – 100 000 руб., а при повторном нарушении 100 000 – 200 000 руб. А также возможна приостановка деятельности компании на срок до 3-х месяцев.
  • Для должностных лиц при первом нарушении штраф составит 20 000 – 30 000 руб., а при повторном нарушении вплоть до 50 000. А аткже возможна дисквалификация директора на срок до 3-х лет!
  • Для ИП все не так жестко, сначала приходит предупреждение, затем в случае дальнейшего игнорирования СОУТ накладывается штраф, составляющий 5 000 – 10 000 руб. Ну и при повторном нарушении штраф будет составлять 30 000 – 40 000 руб. А также возможно приостановление деятельности ИП на срок до 3-х месяцев.

Отдельно упомянем лишение организации права на получение скидок по взносам ФСС, а также не прохождение СОУТ может стать причиной начисления надбавок (вплоть до 40% установленного страхового тарифа).

Итак, новый Трудовой кодекс вводит еще одно понятие. Комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места, а также оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников. Именно её станет необходимым проводить на предприятии, чтобы быть в курсе всех опасностей, которые подстерегают Ваших коллег.

Впрочем, ГИТ уже сейчас начинает выдавать предписания с требованием предоставить результаты оценки профессиональных рисков. Если Вы вдруг получили такое, почитайте, что с этим делать.

Изменения в порядке обучения по охране труда.

С 1 марта начнут действовать некоторые положения постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда».

Работодатели, самостоятельно обучающие своих работников, теперь обязаны проходить регистрацию на портале Минтруда и по итогам проверки знаний по охране труда предоставлять перечни обученных работников в реестр.

Работодатель может заниматься внутренним обучением по охране труда без получения аккредитации Минтруда, но обязан вносить информацию в личный кабинет индивидуального предпринимателя или юридического лица в информационной системе охраны труда Минтруда РФ.

Обучение и проверка знаний требований охраны труда членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников может проводиться только в обучающих организациях.

Работодателей, обучающих сотрудников требованиям охраны труда, оказанию первой помощи, применению средств индивидуальной защиты, Министерство включает в специальный реестр. В случае прекращения деятельности по обучению работодателю необходимо снова уведомить Минтруд через личный кабинет для исключения его из реестра.

Запись о внесении в реестр обязательно вносится в протокол проверки знаний.

Количество рабочих мест Стоимость за 1 рабочее место, руб*
от 1 до 3 -**
от 4 до 10 от 1300
от 11 до 50 от 1000
от 51 до 100 от 900
более 100 по договоренности


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *