Разница между Республикой и Страной

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разница между Республикой и Страной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.
Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).

Отличительные особенности

Государство Республика
Общность людей живущих на одной территории, можно отожествить с понятием «нация», «страна» Одна из форм правления жителями
Многоуровневая политическая система с верховной властью Высшие органы правления избираются представительными учреждениями, при участии в выборах населения
Создано для управления жизнью населения Аристократия и демократия
Термин новый, появился в эпоху Возрождения Возникло в эпоху Античности. Главный принцип — выборность
Может быть демократическим, авторитарным, тоталитарным Дает больше количество прав, как личных, так и политических
Наличие монархии, республики 140 государств имеют подобную форму правления. Предполагается разделение – парламентская и президентская

Разница между республикой и страной

Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.
Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).

Приведенные при рассмотрении определения и сравнения позволяют понять, что страна и государство – понятия различные по своей структуре. На основании полученных сведений можно сделать ряд главных выводов, которые помогут понять, в чем состоят главные различия между терминами. Становится понятно, что страна может не только быть самостоятельным государством, но и использовать политическую власть. Суверенитет в этом случае не является основой для определения статуса. Страна может выступать в качестве подопечной территории или являться колонией другого государства. Государство же способно объединять в своем составе несколько стран. Такое образование рассматривается уже не с точки зрения географии. Основой здесь выступает политика. Любое государство всегда самостоятельно и обладает суверенитетом, что не является важным или значимым для страны. Таким образом, можно сделать вывод о том, что страна – это единица географическая, имеющая определенный культурный набор. Система власти в ней отсутствует. Она может подчиняться другому государству или сформировать собственное. Государство – политическая единица, в которой существует определенная система власти. Основными показателями являются наличие законов и независимости.

Разница между республикой и страной

Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.

Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Читайте также:  Лужковские выплаты при рождении ребенка 2023: как оформить, суммы

Разница между Республикой и Страной

Главное отличие между Республикой и страной заключается в том, что термин «Республика» относится к системе управления, в то время как термин «Страна» относится к географическому и политическому субъекту. Некоторые страны в мире являются республиками, а некоторые нет.

Страна — это территория, с определёнными или размытыми политическими, физико-географическими, культурными или историческими границами. Термин «республика» относится к системе управления, в которой нет монархии и аристократии.

В республике центральная власть принадлежит народу, и лидер страны, другими словами глава государства, избирается на выборах.

  1. Обзор и важные отличия
  2. Что такое Республика
  3. Что такое Страна
  4. Сходство между Республикой и Страной
  5. В чем разница между Республикой и Страной
  6. Заключение

Чем отличается республика от страны

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней матушки Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Точная же этимология слова «господь» неизвестна.

Часто понятия страны и государства считают полноценными синонимами. На самом деле, их можно назвать близкими по смыслу, но есть и принципиальные отличия.

Русское слово «страна» происходит от понятия «сторона», то есть направление, край. В географии страной называют территорию с определенными границами, на которой население объединено исторически и культурно, а также имеет экономическую или политическую обособленность.

В политико-географическом понимании страна может иметь государственный суверенитет, но также может находиться под властью другого государства. Например, в виде подопечных территорий или колонии. Наиболее ярким примером таких государств являются империи. Например, в Австро-Венгерскую империю, как в государство, входили десятки разных стран.

Монархия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Республика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной невыборный способ передачи власти.

По состоянию на 2005 год в мире из 190 государств 140 официально являлись республиками.

Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

Чем отличается Государство от Республики?

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика (КНР) является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию машины в 2021 году

Понятия «страна» и «государство» не являются тождественными. И хотя они близки по смыслу, но не всегда применимы одновременно к одному и тому же образованию. Выясним, в каком контексте употребляется каждый из терминов и чем отличается страна от государства.

Какая 16 республика входила в состав СССР

Карело-Финская Советская Социалистическая Республика

Карело-Финская Советская Социалистическая Республика КФССР

Площадь

172,4 тыс. км² 7-я в СССР

Население

651,3 тыс. чел. (1959) 16-я в СССР

Форма правления

советская республика

Часовые пояса

+3

Любое государство помимо его сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму. Под формой государства понимается то, как организованы государство и его органы и каким образом осуществляется государственная власть. Для того чтобы получить наиболее полное представление о форме какого-либо конкретного государства, надо посмотреть на его устройство с трех сторон (традиционно их называют элементами формы государства):

1) следует выяснить, кому принадлежит верховная власть, как формируются высшие органы государственной власти, какова их структура и объем властных полномочий, как они взаимодействуют с народом и друг с другом. Этот элемент формы государства называется формой правления. Различают две основные формы правления: монархию и республику, которые в свою очередь подразделяются на виды. Их подробная характеристика будет дана ниже;

2) необходимо установить, как организована территория государства, на какие части она делится, каковы отношения государства в целом с его составными территориальными единицами. Этот элемент формы государства называется формой территориального государственного устройства. Различают две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство. Их особенности также будут рассмотрены ниже;

3) следует уточнить, какие способы и средства использует государство для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве. Этот элемент формы государства называют государственным (политическим) режимом. Все государственные (политические) режимы принято делить на демократические и антидемократические. Подробно виды режимов будут рассмотрены в соответствующем разделе.

Форма каждого конкретного государства как совокупность указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и государственного режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом, и отношения между основными политическими силами в нем. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что помимо указанных выше факторов на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

Так, в термине «страна» заключен прежде всего географический, культурный, исторический аспект. Страна характеризуется такими категориями, как численность населения, религия, язык, менталитет. Сюда же стоит отнести климатические особенности, рельеф, полезные ископаемые, состояние и протяженность водоемов и т. д.

Под «государством» понимается не только общность людей, объединенных территориально, но и управление населением с помощью власти. Государство создается именно в целях политической организации жизни людей. В нем действуют законы, обязательные для каждого гражданина, а также существует система их исполнения. Принятые законы и нормы отражаются в соответствующих документах (конституция, военная доктрина).

В любом государстве есть специальный управленческий механизм, представляющий собой многоуровневую систему учреждений и органов, во главе которой стоит верховная власть. Таким образом, государство – это прежде всего не территория, а структуры управления обществом.

В чем разница между страной и государством, кроме сказанного выше? Отличие состоит в том, что страна может не только быть самостоятельным государством, но и, не имея собственного суверенитета, пребывать под чьей-либо политической властью, являясь, к примеру, подопечной территорией или колонией. То есть государство, например империя, способно объединять в себе многие страны. Любое государство, в отличие от страны, всегда самостоятельно и обладает суверенитетом.

Различия между республикой и федерацией

Основная разница между республикой и федерацией – это наличие, как в первой, так и второй, отдельных видов. Федерация делится на множество видов. Они могут быть территориальными, как Германия.

Исторически Германия состояла из множества раздробленных герцогств, графств и княжеств. Федерацией территориального типа может считаться и Австрия. Ярким примером являются и США, где расовый состав разных штатов и регионов сложился исторически. Изначально США делились по территориальному признаку. Ни, о каких национальных автономиях, кроме индейских резерваций, здесь не может идти и речи. То же самое можно сказать и о Бразилии, где северные штаты населены в основном чернокожими и цветными, а южные – белыми.

Читайте также:  Опекунство над ребенком при живых родителях: порядок оформления

Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс имеют свои парламенты, свои региональные языки в качестве официальных (наряду с английским). Особенно реформа регионального парламентаризма касалась Шотландского парламента, который был решением вопроса предотвращения шотландского сепаратизма.

А вот Россия и Испания относятся к федерациям национально-территориального характера. Помимо автономных сообществ басков, каталонцев, галисийцев, в Испании есть области, где большинство населения составляют испанцы. То же самое можно сказать об областях, краях, городах федерального значения в России.

Владимир Вольфович Жириновский рассуждает, что единственная федерация, сформированная по национальным признакам – это Россия. На деле же он глубоко ошибается. В Азии же есть яркий пример федерации национального характера – это Индия с пёстрым этническим составом и одиннадцатью государственными языками, но основными являются хинди и английский. То же самое можно сказать о Пакистане, который разделён на национальные провинции белуджей, пуштунов, пенджабцев и синдхов.

Современная Россия – пример национально-территориальной федерации. Здесь есть и национальные автономные республики, и области, и края, и автономная область, и четыре автономных округа.

Что такое федеративное устройство

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
— Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
— Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Парламентская республика

Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.

К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *