Новое основание прекращения уголовного дела

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое основание прекращения уголовного дела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончание предварительного расследования включает в себя совокупность процессуальных действий, выполняемых на завершающем этапе этой стадии процесса. Участниками таких действий, как правило, являются, с одной стороны, следователь или иное должностное лицо, расследующее дело, и прокурор, а с другой — обвиняемый и его защитник. В зависимости от конкретных обстоятельств дела участниками могут также стать законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители. В случаях, когда возникает вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, взамен фигуры обвиняемого появляется фигура участника уголовного судопроизводства, которого обычно именуют лицом, в отношении которого ставится вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, а вместе с ним — его законный представитель и (или) защитник.

Добиться прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям помогла настойчивость

18 июля 2019 г. уголовное дело в отношении моего доверителя – бывшего начальника отдела технического надзора МКУ «Единая служба заказчика», который обвинялся в халатности при приемке работ по муниципальному контракту (ч. 1 ст. 293 УК РФ), – было прекращено в связи отсутствием состава преступления.

О возбуждении дела чиновник узнал через месяц после вынесения постановления – в декабре 2016 г. До этого процессуальная проверка длилась еще полгода, и следствие не планировало инициировать уголовное преследование.

Ситуация изменилась к концу отчетного периода, когда прокурору города необходимо было закрывать показатели (количество выявленных правонарушений), ведь поводом к возбуждению дела послужила «37-я» – как называют работники прокуратуры постановление о направлении материалов проверки в следственный орган в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании. Такие постановления – главный показатель успешности работы прокурора по надзору за соблюдением органами и должностными лицами федерального, регионального и муниципального законодательства. Если постановление уже направлено, возбуждение уголовного дела становится принципиальным вопросом. В случае отказа возбуждать дело прокурор, подписавший постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, нередко подвергается дисциплинарному взысканию.

При этом суть указанной нормы сводится к тому, что следователь уже не должен определять, есть ли состав преступления в событиях, описанных прокурором, поскольку звучит она так: «прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства».

То есть следователю остается решить вопрос о наличии оснований для уголовного преследования. Однако далеко не всегда материалы прокурорских проверок отвечают требованиям, предъявляемым УПК к вопросам обоснованности и законности.

Вот и моему доверителю вменялось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей при подписании актов выполненных работ по уборке снега в г. Краснодаре, повлекшее безосновательное выбытие из бюджета свыше 3 млн руб.

Прокурор, а затем и следствие, «под копирку» составившее обвинительное заключение с постановления прокурора в порядке п. 2 ч. 2 ст.

37 УПК, полагали, что оплаченные работы не были выполнены, а обвиняемый ненадлежаще исполнил свои должностные обязанности при их приемке, что якобы подтверждалось тем, что он не присутствовал в момент уборки снега на каждой из улиц города, а в первичной документации имелись недочеты: отсутствовали путевые листы на водителей субподрядных организаций. При этом материал прокурорской проверки, по результатам которой было возбуждено дело, основывался на отчете органа муниципального финансового контроля – Контрольно-счетной палаты города.

Стоит отметить, что такие отчеты зачастую имеют недостатки, поскольку сотрудники счетных палат нацелены на повышение показателей своей работы, которыми являются выявленные нарушения при использовании бюджетных средств, при этом они не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В итоге получается перекидывание «горячего пирожка с показателями работы»: Контрольно-счетная палата заинтересована в повышении своих показателей, а прокурор – своих. Следствие в конфликтах с прокурором полагается на последнего – в конце концов, ему участвовать в суде.

Крайним в этом «празднике показателей» и АППГ, как сокращенно называется главный отчет и мерило качества работы российской правоохранительной системы, остался мой доверитель.

В отчете Контрольно-счетной палаты содержались выводы, которые были интерпретированы прокуратурой в обвинительном ключе без их проверки на достоверность и соответствие бюджетному законодательству: вывод о приемке фактически не выполненных работ не был подтвержден ничем, кроме домыслов – даже экспертиза в ходе следствия не проводилась. Акты о приемке работ, которые инспектор органа финансового контроля указал в отчете, направленном в прокуратуру, обвиняемым не подписывались и вообще не составлялись.

Уголовное дело было направлено в суд в течение двух месяцев.

Ознакомившись с его материалами (уже после направления дела в первую инстанцию), в первую очередь я подумал о том, что если в этом деле и есть халатность, то как минимум у инспектора счетной палаты.

Как бывший сотрудник прокуратуры, понимаю, что постоянно ищу этот состав преступления, так что винить прокурора за проявление «служебного инстинкта» нельзя, по справедливости – он правильный.

Данное дело примечательно еще и тем, что с момента его поступления в суд мною были приобщены два вступивших в силу судебных акта (арбитражного суда и суда общей юрисдикции), которыми были установлены полнота исполнения муниципального контракта и, следовательно, отсутствие ущерба муниципалитету, а также надлежащее выполнение подсудимым должностных обязанностей. Второе было установлено по результатам трудового спора, разрешенного судом, который пришлось инициировать параллельно с уголовным делом для справедливого рассмотрения вопроса о наличии в действиях доверителя факта ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей.

Выводы, содержащиеся в указанных судебных актах, опровергали выводы отчета органа финансового контроля, а также следствия о наличии ущерба в действиях доверителя и его халатном отношении к служебным обязанностям при подписании актов выполненных работ.

Я был уверен, что при наличии судебного акта, установившего отсутствие ущерба муниципалитету, судья «пойдет по пути наименьшего сопротивления системе» и удовлетворит ходатайство о возвращении уголовного дела, не доводя его до необходимости постановки приговора. Тем более, что в ходе арбитражного разбирательства была проведена судебная экспертиза, которая и установила соответствие фактических объемов работ отраженным в актах об их приемке.

Читайте также:  Декларация по косвенным налогам

Однако ни судебные акты, имеющие преюдициальное значение, ни выявленные адвокатом ошибки в обвинительном заключении, выраженные в ссылках на отсутствующие в деле доказательства, не убедили суд вернуть дело прокурору.

Более того, судья Ленинского районного суда г. Краснодара вынес постановление о прекращении производства по делу вопреки требованиям ч. 2 ст. 27 УПК, применив к подсудимому, в отсутствие его согласия, акт об амнистии.

Даже в 2017 г. подобное решение выглядело не чем иным, как попыткой избавиться от уголовного дела, единственной перспективой которого был оправдательный приговор.

Поэтому неудивительно, что постановление районного суда было отменено в апелляции, которую одновременно подали сторона защиты и прокурор, а Краснодарским краевым судом в адрес районного судьи, применившего амнистию в отсутствие согласия моего доверителя, было вынесено еще и частное определение.

Сразу после поступления дела в суд из апелляции стороной защиты неоднократно заявлялось одно и то же ходатайство – о возращении дела прокурору. Я понимал, что суду гораздо легче вернуть дело, чем выносить оправдательный приговор, а о другом решении и мыслей быть не могло.

Ощущение, что дело «рассыпается», подкреплялось от заседания к заседанию: свидетели, включая привлеченных стороной обвинения, подтверждали позицию защиты о надлежащем выполнении подсудимым своих трудовых обязанностей.

Допрошенный в качестве свидетеля следователь пояснил, что в обвинительном заключении ссылался на акты выполненных работ, указанные в отчете Контрольно-счетной палаты, а их отсутствие в материалах дела объяснил технической ошибкой.

  • В свою очередь, инспектор Контрольно-счетной палаты, явки которого в суд мы добивались три месяца, вовсе опроверг выводы гособвинения, сделанные на основе подготовленного им же отчета, указав, что данный документ указывает лишь на возможные нарушения и не соответствует требованиям, предъявляемым к экспертным заключениям, а выводы, содержащиеся в нем, – не более чем мнение сотрудника органа финансового контроля.
  • Кстати, акты, указанные в обвинительном заключении, в материалах дела действительно отсутствовали, но инспектор счетной палаты была убеждена, что они имели место быть, раз она на них ссылалась.
  • В итоге, «крайним» в цепочке тех, по чьей вине неподготовленное уголовное дело попало в суд, остался прокурор, которому судья пытался помочь разрешить эту ситуацию, отказывая стороне защиты в возвращении дела.

Мотивами к отказу в удовлетворении ходатайств были поспешность их заявления и установление факта ущерба отчетом Контрольно-счетной палаты. Отсутствие в деле доказательств, на которые имелась ссылка в обвинительном заключении, суд игнорировал.

  1. Спустя полтора года после направления прокурором уголовного дела в суд по его же инициативе была назначена судебная экспертиза, которая не смогла подтвердить наличие ущерба бюджету муниципального образования, и прокурор самостоятельно заявил ходатайство о возвращении дела, которое было сразу удовлетворено.
  2. После возвращения дела в следствие защите потребовалось еще полгода, чтобы добиться его прекращения, обжалуя бездействие следователя по принятию обоснованного процессуального решения.
  3. На данный момент прокурором моему подзащитному принесены извинения в связи с незаконным уголовным преследованием и разъяснено право на реабилитацию, которым он пока не воспользовался.
  4. В целом данное дело показывает, что добиться прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям можно, но при этом «оппонента» нужно «брать измором», день за днем накапливая «критическую массу» недостатков и нарушений, допущенных в ходе рассмотрения дела.
  5. Имя этому оппоненту – не суд, не прокурор, а «аналогичный период прошлого года» – система, которая по-прежнему является основным мерилом оценки работы прокурора, координирущего, как известно, работу всей правоохранительной системы.

Виды имущественного вреда, подлежащего возмещению

После того как подано ходатайство с просьбой прекратить уголовное дело и судья вынес решение о реабилитации, государство возмещает реабилитируемому лицу следующие виды материального (имущественного) вреда (по статье 135 Кодекса):

  • Затраты, понесенные на оплату услуг адвоката или юриста.
  • Зарплату, потерянную из-за преследования уголовного характера.
  • Пенсию, которая не выплачивалась из-за преследования уголовного характера.
  • Штрафы, взысканные в связи с исполнением обвинительного приговора.
  • Стоимость обращенного в государственную пользу имущества.
  • Пособия и другие социальные выплаты, потерянные из-за преследования уголовного характера.
  • Прочие расходы (на оплату связанных с реабилитацией расходов, на оплату восстановления самочувствия и здоровья с помощью медицинского вмешательства и т. д.).

Перечень видов не является закрытым, так как каждый случай применения реабилитирующих оснований прекращения уголовного дела рассматривается отдельно, и у разных лиц могут нарушаться разные права в материальном эквиваленте.

Прекращение административного дела по малозначительности

В случае, если наступившие последствия правонарушения не повлекли существенного нарушения общественным правоотношениям, то совершенный проступок может быть признан малозначительным. Лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении данного специального основания окончания административного судопроизводства, ограничивается вынесением устного замечания. Постановлением о прекращении производства по делу завершается рассмотрение дела, каких-либо санкций для лица, совершившего деяние, действующим законодательством, в подобной ситуации, не предусмотрено.

Малозначительность может быть установлена как лицом, рассматривающим дело, так и заявлено в ходатайстве заинтересованным лицом о необходимости ее применения. Кроме того, законодатель допускает установление малозначительности и на стадии обжалования принятого решения. При ее установлении, ранее принятый акт подлежит отмене.

Процесс возмещение материального вреда

Чтобы получить возмещение вреда материального характера по реабилитирующим основаниям, требуются следующие действия:

  1. Обратиться в суд с письменным требованием возместить причиненный материальный или имущественный вред.
  2. В течение месяца суд рассматривает письменное ходатайство, в котором ответчиком является Министерство финансов РФ как уполномоченный на решение финансовых вопросов орган.
  3. Суд на основании расчетов уточняет размер суммы, подлежащей выплате реабилитируемому лицу, и выносит постановление о возмещении.
  4. В течение десяти дней постановление вступает в силу.

Что такое «право на реабилитацию»?

Советские граждане не знали, что несет в себе этот термин. В их понимании реабилитированные — люди, которых освободили в результате смены власти. Каждый раз это было под лозунгами политической свободы, но практика все же была.

Реабилитация — это процедура, дающая возможность закрыть дело на законных основаниях.

Это законная возможность защитить свои права от неправомерных действий правоохранительных органов и служителей Фемиды. Даже если речь идет об уголовном преследовании, право на признание себя невиновным есть у каждого гражданина России. Желающие ознакомиться с дословным текстом законодательного акта должны прочитать п. 34 ст. 5 УПК РФ. В нем речь идет не только о признании, но и о вреде, а также о возможности добиться возмещения утраченных ресурсов. Но, главное, в этом законе оговаривается возможность завершения дела на основании признания лица непричастным или невиновным.

Прочие реабилитирующие основания

К иным основаниям относятся:

  • Наличие иного вступившего в силу приговора или постановления по отношению к подозреваемому или обвиняемому. В случае применения этого реабилитирующего основания уголовное дело прекращается на основании принципа невозможности двойного привлечения к ответственности за одно и то же деяние. Оно может совершаться из-за судебной или следственной ошибки, а также по иным основаниям.
  • Наличие постановления (неотмененного) от прокурора, дознавателя или следователя по отношению к подозреваемому или обвиняемому.
  • Прекращение уголовного преследования и закрытие дела в связи с истечением срока давности для привлечения к ответственности. Срок давности для преследования уголовного характера зависит то того, какую степень тяжести присвоили совершенному преступлению. Если оно не тяжкое, то срок применения реабилитирующего основания составляет два года. За совершение преступления особой тяжести он составляет пятнадцать лет.
  • Отмена постановления суда о применения медицинских мер принудительного характера. Такое реабилитирующее основание применяется, если в отношении осужденного лица они были назначены.
  • Прекращения уголовного дела из-за смерти лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовного правонарушения.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Тульской области

Прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям (г. Новомосковск)

Уголовно-процессуальным законом предусмотрено прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям при установлении обстоятельств, свидетельствующих о непричастности лица к совершению преступления либо об отсутствии преступления (п.1 и п.2 ст.24, п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ).

Если лицо по уголовному делу имело статус подозреваемого или обвиняемого, в отношении него применялись меры процессуального принуждения или избиралась мера пресечения, то правовым последствием прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям является возникновение у лица, в отношении которого принято такое решение, права на реабилитацию, т.е. возмещение вреда, причиненного уголовным преследованием, которое регламентируется главой 18 УПК РФ.

В соответствии с действующим законодательством к реабилитирующим относятся три основания прекращения уголовного дела (уголовного преследования): отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 212 УПК РФ при прекращении уголовного дела по вышеуказанным основаниям следователь или прокурор принимают предусмотренные главой 18 УПК РФ меры по реабилитации лица. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ч. 2 ст.

133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным также п. 5 и 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ и п. 4 — 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

К таким основаниям относится отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам; отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого отдельных категорий лиц.

Согласно статье 134 УПК РФ суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.

  • При отсутствии сведений о месте жительства наследников, близких родственников, родственников или иждивенцев умершего реабилитированного извещение направляется им не позднее 5 суток со дня их обращения в органы дознания, органы предварительного следствия или в суд.
  • Уголовно-процессуальным законом предусмотрено возмещение реабилитированному лицу имущественного и морального вреда.
  • Возмещение реабилитированному имущественного вреда включает в себя возмещение заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования; конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества; штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда; сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи; иных расходов.
  • В течение сроков исковой давности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, реабилитированный вправе обратиться в суд с требованием о возмещении имущественного и морального вреда.

Старший помощник Новомосковского горпрокурора В.В. Меленчук

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Уголовно-процессуальным законом предусмотрено прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям при установлении обстоятельств, свидетельствующих о непричастности лица к совершению преступления либо об отсутствии преступления (п.1 и п.2 ст.24, п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ).

Если лицо по уголовному делу имело статус подозреваемого или обвиняемого, в отношении него применялись меры процессуального принуждения или избиралась мера пресечения, то правовым последствием прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям является возникновение у лица, в отношении которого принято такое решение, права на реабилитацию, т.е. возмещение вреда, причиненного уголовным преследованием, которое регламентируется главой 18 УПК РФ.

В соответствии с действующим законодательством к реабилитирующим относятся три основания прекращения уголовного дела (уголовного преследования): отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 212 УПК РФ при прекращении уголовного дела по вышеуказанным основаниям следователь или прокурор принимают предусмотренные главой 18 УПК РФ меры по реабилитации лица. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ч. 2 ст.

133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным также п. 5 и 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ и п. 4 — 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

К таким основаниям относится отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам; отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого отдельных категорий лиц.

Согласно статье 134 УПК РФ суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.

  1. При отсутствии сведений о месте жительства наследников, близких родственников, родственников или иждивенцев умершего реабилитированного извещение направляется им не позднее 5 суток со дня их обращения в органы дознания, органы предварительного следствия или в суд.
  2. Уголовно-процессуальным законом предусмотрено возмещение реабилитированному лицу имущественного и морального вреда.
  3. Возмещение реабилитированному имущественного вреда включает в себя возмещение заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования; конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества; штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда; сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи; иных расходов.
  4. В течение сроков исковой давности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, реабилитированный вправе обратиться в суд с требованием о возмещении имущественного и морального вреда.

Прокурор разъясняет: прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям

Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрено прекращение уголовного дела на любой стадии производства по делу – как предварительного расследования, так и судебного разбирательства и, в зависимости от его оснований, влечет за собой разные правовые последствия. Все предусмотренные законом основания для прекращения уголовного дела (уголовного преследования) принято делить на реабилитирующие и не реабилитирующие.

К реабилитирующим относятся те из них, которые свидетельствуют о невиновности обвиняемого и дают право на реабилитацию, то есть восстановление прав лица в результате его незаконного уголовного преследования, и возмещение причиненного ему вреда. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию имеет подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по следующим основаниям:

  • — отсутствие события преступления;
  • — отсутствие в деянии состава преступления;
  • — отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению;
  • — отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях отдельной категории лиц, отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, или квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого;
  • — непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
  • — наличие вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
  • — наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

К ним же относится прекращение уголовного дела вследствие недостижения лицом возраста уголовной ответственности, но только в случаях, если уголовное дело возбуждено или уголовное преследование такого лица продолжено несмотря на то, что возраст его был известен.

Реабилитирующими обстоятельства называются потому, что прекращение уголовного дела по таким основаниям влечет право лица на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме.

Важно знать, что право на реабилитацию имеет не только тот, в отношении кого прекращено уголовное дело в целом, но и лицо, уголовное преследование в отношении которого прекращено в части предъявленного обвинения.

Важные правила по уголовной реабилитации и возмещению ущерба

Существует несколько основных правил, на которые обязательно нужно обратить внимание при получении положенных компенсаций:

  1. Сроки, за которые человеку предусматривается денежная компенсация, определяет суд.
  2. Обращаться за выплатами в суд требуется строго до истечения положенных сроков давности, то есть в срок до трех лет.
  3. О дате судебного заседания человека уведомляют заранее по почте или СМС-сообщением.
  4. Официально реабилитированным людям предоставляется упрощенный порядок по защите прав. Суд в этой ситуации должен оказать человеку всестороннюю качественную помощь.
  5. Сумма компенсации рассчитывается строго с учетом увеличения цен на товары и услуги по месту официального жительства осужденного.
  • Все основания для полного прекращения дела и преследования прописаны в 133 ст УК РФ.
  • Главные причины для аннулирования дела – это отсутствие положенного по закону состава преступного действия, вынесение судебного оправдательного приговора, доказанная на официальном уровне непричастность к нарушению закона.
  • Существуют особые нереабилитирующие основания для закрытия ранее заведенного дела – амнистия, несовершеннолетие.
  • Реабилитация автоматически предусматривает полное возмещение ранее причиненного финансового ущерба – штрафы, разные пособия, положенные по должности заработные платы и иные денежные выплаты.
  • Человек после реабилитации полностью восстанавливается в своих правах – трудовых, жилищных правах и даже пенсионных.

Все без исключения постановления суда, касающиеся выплат или полного возврата имущества, при необходимости можно обжаловать.

Прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям должно быть осуществлено согласно соответствующему решению. Оно подтверждается специальным актом, позволяющим гражданину воспользоваться рассматриваемым правом и возместить понесённый ущерб.

Принять решение о реабилитации может лишь сотрудник правоохранительных органов (следователь, дознаватель, прокурор или судья).

Ввиду специфического субъекта, от которого исходит решение о реабилитации, предусматриваются отдельные виды процессуальных документов, позволяющие подтвердить такую возможность:

  • выносимое в процессе следствия постановление о прекращении преследования или применения мер воздействия;
  • оправдательный приговор.

Лица, имеющие право на реабилитацию

Законодательной базой РФ предусмотрено такое понятие, как реабилитация. Определение этого термина и его разъяснение содержит в себе 5 статья УПК РФ. В ней сказано, что под реабилитацией следует понимать различные средства и действия, направленные на восстановление прав и свобод субъекта, который безосновательно был привлечен к преследованию со стороны государства или уполномоченным им лиц.

Реабилитационные мероприятия не всегда предусмотрены исключительно ошибками должностных лиц или злоупотреблением ими должностным положением. Основанием для реабилитации может выступать погашение судимости или ее снятие, а также случаи, когда причины для возбуждения дела отпали.

Зачастую уголовное преследование наносит значительный вред лицу, являющемуся подозреваемым или обвиняемым. В связи с этим был определен список прав, которые могут быть восстановлены в ходе реабилитационных мероприятий. Таким образом, если произошло прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям, то пострадавший субъект имеет право на следующие реабилитационные действия:

  • возмещение финансового и имущественного ущерба;
  • компенсация за моральные страдания;
  • полное восстановление званий, чинов, наград и реабилитация в трудовой сфере;
  • абсолютное восстановление прочих прав конкретного лица.

В теории, реабилитации подлежат любые нарушенные права граждан, но на практике все иначе. Согласно статистике и судебной практике, государство ограничивается восстановлением исключительно базовых интересов репрессированного гражданина.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *