Что такое политическое убежище и как его получить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое политическое убежище и как его получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статус политическое убежище предоставляется в соответствии с Конституцией РФ, его обладатель вправе рассчитывать на въезд и пребывание в РФ. Искать себе укрытие на территории другой страны закрепляется за каждым человеком. Получив политическое убежище, иностранец получает гарантию в том, что даже в случае, если его страна запросит экстрадицию, выдан он не будет. В этом случае отказ в экстрадиции не рассматривается, как акт недружелюбия. Получивший такой статус гражданин должен будет выполнять определенные условия, иначе он может потерять политическое убежище.

Понятие «политическое убежище» отличается от понятия «беженец» и «временное убежище». Если два последних статуса присваиваются по различным причинам, включая и расовые, и национальные угрозы, то политическое убежище предоставляется только на основании политических угроз.

Важно! Предоставление политического убежища в РФ регулируется и международными и российскими правовыми актами. Основной документ, который определяет рассматриваемый статус – это Всеобщая декларация прав человека.

Порядок обращения за политическим убежищем

Обращение в указанные органы сопровождается подачей соответствующего ходатайства. Оно может предоставляться как в письменной форме, так и в виде электронного документа. В заявке указываются сведения о гражданах и членах их семьи, а также просьба о предоставлении политического убежища. Заполняется форма на русском языке, в том случае, если самостоятельно обратившийся это сделать не может, он может попросить помощи у сотрудников миграционной службы. В адрес Президента документ подается лично заявителем.

Важно! Подать ходатайство необходимо в течение 1 недели с даты прибытия в Россию, либо с момента возникновения обстоятельств, препятствующих выезду в свою страну. Но штрафных санкций за нарушения срока подачи ходатайства не предусмотрено.

Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.

Нормативы, изложенные в международных нормативных документах, нашли отражение и в российском законодательстве. Так, институт политического убежища в РФ изначально закреплен в ст. 63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Оно рассматривает порядок рассмотрения ходатайств, порядок исполнения принятых решений, основания для утраты и лишения статуса, сроки.

Кроме того, нельзя исключать и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС № 451 от 05.12.2007, который пошагово определяет порядок предоставления политического убежища и является внутренним нормативным актом миграционных органов.

Принято выделять 2 вида убежища — территориальное и дипломатическое. Первое из них заключается в обеспечении убежищем преследуемых лиц на территории зарубежной страны.

Принятие Декларации о территориальном убежище произошло в 1967 году в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Никакое лицо, совершившее военное преступление, преступление против мира, не вправе ссылаться на поиск убежища и его использование. Это соответствует смыслу международных актов, выработанных для того, чтобы предусматривать нормы в отношении данных преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на стране, которая его предоставляет.

Определение 1

Дипломатическое убежище представлено убежищем на территории консульств, посольств, на борту одного из военных кораблей или воздушного суда, на территории военной базы или лагеря.

Двусторонние договоры и законы многих стран не признают дипломатическое убежище. Отношение мировых государств к дипломатическому убежищу классифицируется на 3 группы:

  1. страны, не признающие и не использующие его (большинство мировых государств);
  2. страны, не допускающие его на своей территории, но предоставляющие (Англия, Франция, США);
  3. страны, предоставляющие и разрешающие его на своей территории (большинство латиноамериканских государств предоставляют убежище на основе Гаванской конвенции 1928 года о дипломатическом убежище).
Замечание 2

Важно принять ко вниманию, что помещения представительств нельзя использовать для целей, которые несовместимы с функциями представительства (Венская конвенция, п. 3 ст. 41).

Современная наука не рассматривает общепризнанную норму о предоставлении убежища на самолете или военном корабле. Так, в соответствии с отечественным законодательством командиры военного корабля не могут предоставлять на корабле убежище для зарубежных граждан, не имея на это разрешения командования и посла РФ. Если со стороны иностранного гражданина поступает такая просьба, то командир военного корабля докладывает о ней послу РФ и командованию, действуя впоследствии по их указанию.

Замечание 3

Противоправным считается предоставление политического убежища на территории одного из военных лагерей и баз.

Международное право характеризуется ростом количества договорных, обычных норм, которые обязывают страны не предоставлять политическое убежище некоторым лицам. В их число включены лица, обвиняемые в совершении преступления против человечества, уголовных преступлениях, которые включены в перечень о выдаче по международному договору (например, террористы). Убежище может предоставляться только в экстренных ситуациях и на тот период времени, который требуется для обеспечения безопасности лица. МИД государства, гражданином которого является человек, должно быть проинформировано о предоставлении убежища.

Убежище, которое предоставлено страной определенному человеку, должно уважаться всеми странами. Человек, который получил убежище, не может быть выдан. Он получает право на защиту от страны, предоставившей убежище.

Субъект, получающий право убежища, не вправе совершать действия, вступающие в противоречие с безопасностью в обществе и законами страны, которая дает убежище.

Замечание 4

Убежище запрещено давать людям, которые обвиняются в общих уголовных преступлениях и осуждены по ним. Его нельзя предоставлять и лицу, дезертировавшему из вооруженных сил страны, военным преступникам.

Конституционное положение (ст. 63) гласит, что политическое убежище Российской Федерации может быть предусмотрено для иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные действия должны соответствовать общепризнанным положениям международного права. В РФ недопустима выдача другим странам лиц, преследование которых происходит за политические убеждения или действия (бездействие), не признаваемые преступлениями в России. Выдача лица, обвиняемого в определенном преступлении, как и передача осужденных лиц для отбывания наказания в других странах, происходит на основе ФЗ или международного договора РФ.

Порядок предоставления нашей страной политического убежища иностранным лицам и лицам без гражданства определяется в Положении о порядке предоставления РФ политического убежища. Он утвержден президентским Указом № 746 в июле 1997 г.

Данное Положение гласит, что политическое убежище предоставляется Россией иностранным гражданам и лицам без гражданства при учете интересов страны. В основе этого лежат общепризнанные принципы и нормы международного права. РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые его ищут, защищая от преследования или реальных угроз стать жертвой преследования в государстве их гражданской принадлежности или в государстве их обычного местожительства. Преследование может осуществляться за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие нормам международного права и демократическим принципам, которых придерживается мировое сообщество.

Замечание 5

Такое преследование может быть направлено непосредственно против лиц, которые обращаются с ходатайством о предоставлении политического убежища. В РФ предоставление политического убежища осуществляется посредством указа Президента. Оно распространяется и на членов семьи человека, получившего политическое убежище. В этом случае необходимо их согласие с ходатайством. Не требуется согласие детей, которые не достигли возраста 14 лет.

Лица, желающее получить политическое убежище в рамках территории нашей страны, лично обращаются в территориальный орган ФМС РФ в течение 7 дней по прибытию или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства). Для этого по месту пребывания направляется письменное ходатайство, которое при наличии достаточных оснований отправляется в ФМС России.

Лица, которым предоставлено нашим государством убежище, включая членов их семьи, получают свидетельство установленного образца по месту обращения с ходатайством. Человек, получивший политическое убежище, на территории нашего государства пользуется правами и свободами и несет обязанности, равные тем, которые используют и несут граждане РФ. Исключением являются случаи, установленные для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами или международными договорами РФ.

В РФ политическое убежище не может предоставляться:

  • если человека преследуют за действия (бездействие), которые в нашей стране признаны преступлением;
  • если человек виновен в совершении действий, которые противоречат целям и принципам ООН;
  • когда лицо привлекается как обвиняемое по уголовному делу или если в отношении него имеется приговор суда, который вступил в законную силу и подлежит исполнению на территории России;
  • если человек прибыл из третьей страны, в которой ему не грозило преследование;
  • когда лицо прибывает из государства, для которого характерны развитые и устоявшиеся демократические институты в сфере защиты прав человека;
  • если человек прибыл из государства, с которым наша страна имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (в этом случае не должно быть ущерба для права этого лица на убежище по Закону РФ «О беженцах»);
  • если человек представил заведомо ложную информацию;
  • если лицо уже имеет гражданство третьей страны, где оно не подлежит преследованию.
Читайте также:  Выплаты многодетным семьям в 2023 году в Волгоградской области какие положены

Предоставление политического убежища

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 . Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) МВД России и территориальных органов МВД России по рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, исполнению указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также порядок взаимодействия МВД России и территориальных органов МВД России с федеральными органами исполнительной власти по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяет Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный приказом ФМС России от 05.12.2007 г. №451

Комментарий к Ст. 63 КРФ

1. Часть 1 настоящей статьи наделяет компетентные органы полномочиями предоставлять политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства. Это полностью соответствует ст. 14 Всеобщей декларации права человека, по которой каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

Данная конституционная норма указывает на то, что институт политического убежища регламентируется нормами как международного, так и внутреннего права РФ. Согласно международному праву, под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного местожительства. Декларация о территориальном убежище, принятая Резолюцией 2312 (ХХII) ГА ООН от 14 декабря 1967 г., исходит из того, что предоставление государством убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружественный акт. Предоставление политического убежища влечет за собой обязательство РФ невыдачи лица иностранному государству.

Наряду с этим Декларация подчеркивает, что предоставление политического убежища есть акт осуществления государственного суверенитета. В соответствии с этим просьба иностранного гражданина или лица без гражданства, поданная в порядке, установленном российскими нормативными актами, не обязывает уполномоченные государственные органы удовлетворять подобные обращения. Россия вправе определять перечень лиц и условия, на которых оно предоставляет политическое убежище, сообразуясь, однако, с действующими нормами международного права, ограничивающими в определенной степени усмотрение государств-участников.

Вместе с тем РФ не должна принимать никаких законодательных или иных мер, которые могли бы нанести ущерб принятым ею на себя международным обязательствам в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (Резолюция 3074 (ХХVIII) ГА ООН от 3 декабря 1973 г.).

Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (действует в ред. от 1 января 2003 г.) акцентирует внимание на том, что предоставление политического убежища должно соответствовать государственным интересам РФ, не принижая при этом значения упоминаемых общепризнанных принципов и норм международного права, к которым отсылает конституционный текст. Однако сформулированные и признанные государствами договоренности в сфере предоставления политического убежища вряд ли можно относить к общепризнанным принципам и нормам международного права хотя бы потому, в частности, что положения Декларации о территориальном убежище по своей юридической природе носят рекомендательный характер.

В соответствии с названным Положением РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые ищут убежища и защиты, т.е. политически преследуемому лицу, под которым Женевская конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. Резолюцией 429 (V) ГА ООН от 14 декабря 1950 г.) понимает каждого, кто по причине его расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию с угрозой для жизни или ограничению личной свободы либо с достаточными основаниями опасается такого преследования.

Этому корреспондирует определение понятия «беженец», зафиксированное в ст. 1 ФЗ от 19 февраля 1993 г. о беженцах (в ред. от 7 ноября 2000 г.): беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны, или не желает пользоваться такой защитой в силу таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может либо не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту не просто за политическую деятельность и убеждения, а — что очень важно — за деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом и нормам международного права. В свою очередь преследование по политическим мотивам, согласно российским правилам, должно быть направлено непосредственно против лица, которое обращается с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ, который вступает в силу со дня его подписания. Что касается юридических последствий получения политического убежища, то такое лицо получает возможность пользоваться на территории РФ правами и свободами и нести обязанности наравне с российскими гражданами, кроме установленных федеральными законами или международными договорами ограничений. Одновременно РФ принимает на себя обязательство о невыдаче такого лица другому государству.

Суверенное право РФ предоставлять политическое убежище одновременно включает в себя полномочия ограничивать круг лиц, которым может предоставляться защита и покровительство. Указ Президента запрещает предоставлять политическое убежище лицам: преследуемым за деяния, признаваемые в РФ преступлением, или виновным в действиях, противоречащих принципам и целям ООН; привлеченным в качестве обвиняемых по уголовному делу либо в отношении которых имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ; прибывшим из третьих стран, где им не грозило преследование; прибывшим из стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека или прибывшим из страны, с которой РФ имеет соглашения о безвизовом пересечении границ, или страны, где оно не преследуется; представившим заведомо ложные сведения.

По решению Комиссии по вопросам гражданства лицо может быть лишено политического убежища в случаях: возвращения в страну, гражданином которой оно является, или в страну своего местожительства; выезда в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории РФ; приобретения гражданства РФ или другой страны.

Специальным случаем лишения политического убежища в Положении о предоставлении политического убежища называются соображения государственной безопасности, а также занятие деятельностью, противоречащей принципам и целям Устава ООН, в случае совершения преступления и наличие обвинительного приговора, подлежащего исполнению.

Следует заметить, что политическое убежище предоставляется на территории РФ. В этой связи помещения дипломатических представительств или консульских учреждений РФ на территориях иностранных государств, пользующихся экстерриториальностью, не могут рассматриваться как территория России.

Статья 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. недвусмысленно запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными ее положениями, или с другими нормами общего международного права, или с какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания.

Что дает политическое убежище в США?

Будущее для семьиПолучить политическое убежище в США вместе с основным заявителем могут супруга/супруг и дети возрастом до 21 года, не состоящие в браке. Обеспечьте родным стабильное будущее в экономически развитой и социально защищенной стране.

Государственная защитаОсновным принципом построения американского законодательства является защита прав и свобод граждан и резидентов страны. Правительство в обязательном порядке предоставляет правовую поддержку каждому лицу, получившему политическое убежище.

Легализация в СШАЧерез 1 год проживания на территории Соединенных Штатов в статусе беженца у иностранца появляется возможность получить грин-карту и в дальнейшем стать американским гражданином. Такое право предоставляется также получившим политическое убежище в США членам семьи.

Социальные гарантииСтатус беженца обеспечивает лицам медицинскую страховку, психологическую и социальную поддержку, материальную помощь, курсы по изучению английского языка, бюджетные программы кредитования и аренды и жилья.

Право политического убежища в РФ

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746, Административным регламентом ФМС России по исполнению федеральной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом ФМС России от 05 декабря 2007 года № 451.

Читайте также: 

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальными органами ФМС России.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

  • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
  • лицо представило заведомо ложные сведения;
  • лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
  • лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу.

Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Политическое убежище — что это?

Желание покинуть страну проживания может быть вызвано разными причинами. Однако, если человек подвергается преследованиям или притеснениям по религиозным, политическим или иным причинам, он может претендовать на убежище. В этом случае при предоставлении убедительных доказательств заявление будет рассмотрено иностранным государством. И если он найдет это убедительным, то предоставит статус политического беженца.

Обязательно заранее ознакомьтесь с информацией перед подачей заявления на политическое убежище. В большинстве государств, включая РФ и США, этот статус можно получить только находясь на их территории (в том числе скрываясь в посольстве, как Джулиан Ассанж). Это невозможно сделать извне. Это значит, что вам придется самостоятельно решать проблему въезда, получать визу, оформлять паспорт.

Политическое убежище для жителей украины

В 2023 году гражданин Украины, ходатайствующий о политическом убежище, может получить его гораздо проще, по гуманитарным соображениям. Статус предоставляется в соответствии с принятой директивой Европейской комиссии о временной защите (2022/382), вступающей в силу с 4 марта и на следующие 12 месяцев.

Все страны-члены ЕС готовы принять украинцев. Для пересечения границы достаточно любого удостоверения личности. Статус беженца предоставляется в первой стране, в которую прибыл гражданин Украины. Всю Европу транзитом пересечь невозможно из-за более выгодных условий и дотаций. Страна, где человек прошел паспортный контроль как беженец, станет его кризисным центром. Во время обработки заявки нельзя работать и покидать свою территорию.

Кто и как может получить политическое убежище в россии

Инфо

Лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации; 3. Лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; 4. Лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека (список таких стран ежегодно формирует МИД России); 5.

Лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»; 6. Лицо представило заведомо ложные сведения; 7. Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется; 8.

Принято выделять 2 вида убежища — территориальное и дипломатическое. Первое из них заключается в обеспечении убежищем преследуемых лиц на территории зарубежной страны.

Принятие Декларации о территориальном убежище произошло в 1967 году в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Никакое лицо, совершившее военное преступление, преступление против мира, не вправе ссылаться на поиск убежища и его использование. Это соответствует смыслу международных актов, выработанных для того, чтобы предусматривать нормы в отношении данных преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на стране, которая его предоставляет.

Дипломатическое убежище представлено убежищем на территории консульств, посольств, на борту одного из военных кораблей или воздушного суда, на территории военной базы или лагеря.

Двусторонние договоры и законы многих стран не признают дипломатическое убежище. Отношение мировых государств к дипломатическому убежищу классифицируется на 3 группы:

  1. страны, не признающие и не использующие его (большинство мировых государств);
  2. страны, не допускающие его на своей территории, но предоставляющие (Англия, Франция, США);
  3. страны, предоставляющие и разрешающие его на своей территории (большинство латиноамериканских государств предоставляют убежище на основе Гаванской конвенции 1928 года о дипломатическом убежище).

Замечание 2

Важно принять ко вниманию, что помещения представительств нельзя использовать для целей, которые несовместимы с функциями представительства (Венская конвенция, п. 3 ст. 41).

Современная наука не рассматривает общепризнанную норму о предоставлении убежища на самолете или военном корабле. Так, в соответствии с отечественным законодательством командиры военного корабля не могут предоставлять на корабле убежище для зарубежных граждан, не имея на это разрешения командования и посла РФ. Если со стороны иностранного гражданина поступает такая просьба, то командир военного корабля докладывает о ней послу РФ и командованию, действуя впоследствии по их указанию.

Противоправным считается предоставление политического убежища на территории одного из военных лагерей и баз.

Международное право характеризуется ростом количества договорных, обычных норм, которые обязывают страны не предоставлять политическое убежище некоторым лицам. В их число включены лица, обвиняемые в совершении преступления против человечества, уголовных преступлениях, которые включены в перечень о выдаче по международному договору (например, террористы). Убежище может предоставляться только в экстренных ситуациях и на тот период времени, который требуется для обеспечения безопасности лица. МИД государства, гражданином которого является человек, должно быть проинформировано о предоставлении убежища.

Убежище, которое предоставлено страной определенному человеку, должно уважаться всеми странами. Человек, который получил убежище, не может быть выдан. Он получает право на защиту от страны, предоставившей убежище.

Субъект, получающий право убежища, не вправе совершать действия, вступающие в противоречие с безопасностью в обществе и законами страны, которая дает убежище.

Убежище запрещено давать людям, которые обвиняются в общих уголовных преступлениях и осуждены по ним. Его нельзя предоставлять и лицу, дезертировавшему из вооруженных сил страны, военным преступникам.

Конституционное положение (ст. 63) гласит, что политическое убежище Российской Федерации может быть предусмотрено для иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные действия должны соответствовать общепризнанным положениям международного права. В РФ недопустима выдача другим странам лиц, преследование которых происходит за политические убеждения или действия (бездействие), не признаваемые преступлениями в России. Выдача лица, обвиняемого в определенном преступлении, как и передача осужденных лиц для отбывания наказания в других странах, происходит на основе ФЗ или международного договора РФ.

Порядок предоставления нашей страной политического убежища иностранным лицам и лицам без гражданства определяется в Положении о порядке предоставления РФ политического убежища. Он утвержден президентским Указом № 746 в июле 1997 г.

Данное Положение гласит, что политическое убежище предоставляется Россией иностранным гражданам и лицам без гражданства при учете интересов страны. В основе этого лежат общепризнанные принципы и нормы международного права. РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые его ищут, защищая от преследования или реальных угроз стать жертвой преследования в государстве их гражданской принадлежности или в государстве их обычного местожительства. Преследование может осуществляться за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие нормам международного права и демократическим принципам, которых придерживается мировое сообщество.

Читайте также:  Штрафы за нечитаемые номера в 2022 году

Такое преследование может быть направлено непосредственно против лиц, которые обращаются с ходатайством о предоставлении политического убежища. В РФ предоставление политического убежища осуществляется посредством указа Президента. Оно распространяется и на членов семьи человека, получившего политическое убежище. В этом случае необходимо их согласие с ходатайством. Не требуется согласие детей, которые не достигли возраста 14 лет.

Лица, желающее получить политическое убежище в рамках территории нашей страны, лично обращаются в территориальный орган ФМС РФ в течение 7 дней по прибытию или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства). Для этого по месту пребывания направляется письменное ходатайство, которое при наличии достаточных оснований отправляется в ФМС России.

Лица, которым предоставлено нашим государством убежище, включая членов их семьи, получают свидетельство установленного образца по месту обращения с ходатайством. Человек, получивший политическое убежище, на территории нашего государства пользуется правами и свободами и несет обязанности, равные тем, которые используют и несут граждане РФ. Исключением являются случаи, установленные для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами или международными договорами РФ.

В РФ политическое убежище не может предоставляться:

  • если человека преследуют за действия (бездействие), которые в нашей стране признаны преступлением;
  • если человек виновен в совершении действий, которые противоречат целям и принципам ООН;
  • когда лицо привлекается как обвиняемое по уголовному делу или если в отношении него имеется приговор суда, который вступил в законную силу и подлежит исполнению на территории России;
  • если человек прибыл из третьей страны, в которой ему не грозило преследование;
  • когда лицо прибывает из государства, для которого характерны развитые и устоявшиеся демократические институты в сфере защиты прав человека;
  • если человек прибыл из государства, с которым наша страна имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (в этом случае не должно быть ущерба для права этого лица на убежище по Закону РФ «О беженцах»);
  • если человек представил заведомо ложную информацию;
  • если лицо уже имеет гражданство третьей страны, где оно не подлежит преследованию.

Основные направления миграционной политики

Основные направления государственной миграционной политики в области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

  • создание благоприятных условий для социально-экономической и социокультурной интеграции вынужденных мигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • совершенствование системы предоставления убежища;
  • оказание содействия добровольному возвращению беженцев, лиц, получивших убежище, и претендентов на получение соответствующего статуса в государства их прежнего проживания, а также переселению в третьи страны;
  • поддержание инфраструктуры объектов для размещения вынужденных мигрантов;
  • разработка программ социальной поддержки вынужденных мигрантов.

Чем отличается убежище от статуса беженца?

В ФЗ «О беженцах» указано, что получить временное убежище можно в случае, если человек имеет основания быть признанным беженцем, но он решает попросить не о статусе беженца, а именно о временном убежище.

Но бывает и так, что человеку не положен статус беженца, но его не выдворяют из России из гуманных побуждений. В такой ситуации убежище — это своеобразный «гуманитарный статус» или высылка с отложенным сроком.

Но можно пойти и иным путем и сразу обратится за оформлением статуса беженца. Для получения такого статуса иностранец может обратиться в такие учреждения:

  • дипломатическое представительство или консульства РФ (если человек еще не прибыл в Россию);
  • в пограничный орган при пересечении границы;
  • в ФМС по месту пребывания.

Ходатайство рассматривают предварительно в течение 5 дней, а по существу оно может еще рассматриваться 3 месяца. В некоторых случаях этот срок может быть продлен еще на три месяца. При положительном решении, человеку выдается удостоверение беженца.

Предоставление временного убежища и признание человек беженцем – это два различных статуса.

Все те, кто получают временное убежище, не имеют возможности оформить гражданство по упрощенной схеме, не имеют права на получение пособий, которые получают беженцы.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции, т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть… выдан другому государству». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *