Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За несоблюдение правила «помехи справа», а если изъясняться языком ГИБДД – нарушение правил пересечения перекрестков и неправильное маневрирование, в нашей стране предусмотрена административная ответственность.

Наказание за нарушение правил ДД

Это статьи 12.13 и 12.14 КоАП РФ. Соответственно, 1000 и 500 рублей.

Правило, устанавливающее приоритет для «помехи справа» – неплохое руководство для всех, кому важна безопасность на дороге. Запомнить его несложно, и оно существенно облегчит жизнь.

Про расположение знака инвалид на автомобиле по ПДД говорится в статье: знак инвалид на автомобиле по ПДД. О том, где запрещен разворот по ПДД, смотрите на странице.

Какие бывают способы маневрирования по ПДД, узнайте из этой информации.

Когда работает правило «Помеха справа»

На дорогах общего пользования почти все действия водителей жестко регламентируются знаками, светофорами, регулировщиком. На нерегулируемых участках дороги – это могут быть равнозначные перекрестки, территории двора, АЗС, парковки гипермаркета, полосы попутного направления многополосной дороги, водители руководствуются правилом «правой руки». Это помогает понять, кто должен уступить дорогу, а кто воспользуется преимуществом.

Когда действует этот пункт правил:

  • п.8.4, если два ТС едут в одном направлении по многополосной дороге и собрались одновременно перестроиться на соседнюю полосу, первым проезжает то ТС, что справа;
  • п.8.9 – широкое толкование всех случаев, когда траектории автомобилей пересекаются, но по ПДД специально не оговорено, у кого преимущество проезда, значит, справа;
  • п. 13.3, если перекресток стал нерегулируемый, например, светофор вышел из строя или перешел на ночной режим мигающего желтого, а дорожных знаков приоритетного проезда нет, первым движение начинает тот, кто справа;
  • п.13.10, когда оба ТС едут по главной, но на перекрестке она меняет направление и водители по ПДД оказываются на равнозначном перекрестке, первым проезжает приближающийся справа;
  • п. 13.11, на перекрестке равнозначных дорог, за исключением круга, преимущество у правого ТС.

Если коротко, то согласно ПДД правило «правой руки» действует в основном:

  • во дворе или территориях без разметки и знаков (парковки, АЗС, промплощадки);
  • при одновременном перестроении едущих в попутном направлении ТС;
  • на перекрестке равнозначных дорог.

Сложности применения правила

Кроме универсальных условий, в которых предполагается применение правила правой руки, необходимо обращать внимание на обязательные факторы, сопутствующие ситуации. Водитель обязан их учитывать. К обязательным условиям относятся:

  • Пересечение траектории. При движении автомобили, у которых определяется приоритет проезда, будут пересекаться. Если следовать правилу помехи, то можно уверенно разъехаться в своих направлениях без сложности.
  • Равнозначность дорог и участников. Участок, на котором требуется выявить привилегированное авто, является пересечением равнозначных по всем характеристикам дорог. Также не работает правило для таких пар, как автомобиль и пешеход, автомобиль и трамвай.
  • Очередность проезда не предусмотрена в других пунктах ПДД. Если задействуется помеха справа (как понять ее, мы описали выше), то нужно быть уверенным, что в реальных условиях нет повода для применения иных пунктов из Правил дорожного движения.

Кто имеет преимущество при сужении дороги

О требованиях пункта 8.4 сказано выше. При перестроении ТС преимуществом обладает автомобиль, находящиеся справа. Пункт 8.9 вносит уточнение в это правило. Если выбранные направления движения автомобилей имеют точку пересечения, а приоритетность проезда невозможно определить другими способами, то дорогу должен уступить водитель, к которому ТС приближается справа.

На практике, стоит ориентироваться на то с какой стороны происходит сужение проезжей части. Если слева, то участник в левой полосе должен предоставить преимущество помехи справа. Если сужение находится справа, то водителю этой полосы придется менять траекторию движения левее и уступать дорогу тем, кто находится в левом ряду.

Читайте также:  Размер единого пособия на детей до 17 лет с 1 января 2023 года (таблица)

В ПДД оговорено, что перестроение в свободный ряд должно быть выполнено заранее – сразу после установленного знака «Сужение дороги». В этом случае удастся избежать заторов и неразберихи на сложном участке проезжей части.

Шпаргалка для новичков

Лично я для простоты запоминания держу в голове такую шпаргалку:

  • Я не перестраиваюсь – никому ничего не должен.
  • Если я захотел направо – уступить должен всем.
  • Если захотел налево – пропустить должны те, кто тоже планирует маневр. Но могут и не пропустить!

О чем еще нужно помнить начинающим водителям?

  • Соблюдайте скоростной режим. Держите ту скорость, с которой движутся машины в полосе, куда вы хотите попасть.
  • Не забудьте включить поворотник, а то ведь другие водители телепатическими способностями не обладают и вряд ли догадаются о ваших намерениях без подсказки.
  • Смотрите в зеркала во время перестроения постоянно, оценивая каждую секунду происходящего на дороге.
  • Перестраивайтесь только при абсолютной уверенности, что маневр безопасен.
  • Закончили дело – гуляйте смело, но не забудьте на радостях выключить поворотник.

Правило помехи с правой стороны при перестроении автотранспортных средств действует в следующих случаях:

  • одновременная и параллельная перестройка;
  • попутность направления.

Предлагаем ознакомиться Как организовать свой бизнес по продаже цветов с нуля в маленьком городе

Проще говоря, при перестроении на соседнюю полосу следует въезжать на нее, предварительно пропустив авто, движущееся по ней справа одновременно и рядом, иными словами, расположиться за уже едущей машиной, а не перед ней. При этом владелец пропускаемого транспорта также должен выполнять маневр.

Для большего понимания вопроса, как определить, когда стоит воспользоваться правилом, необходимо обозначить основные тезисы:

  • если гражданин не собирается перестраиваться, он не должен никому уступать;
  • если транспортное средство перестраивается вправо, но другие машины не совершают маневра, следует пропустить их все;
  • если автомобиль перестраивается влево и соседняя машина совершает аналогичные действия, владелец последней обязан уступить дорогу независимо от того, куда желает переместиться он;
  • при перестроении направо, с одновременным маневром соседнего средства передвижения, управляющий первым авто должен пропустить второе.

ВАЖНО! Прежде чем переместиться на левую полосу, следует дважды убедиться, что остальные водители намерены предоставить автомобилю возможность проезда перед собой.

Когда пропускать «правых» надо?

Между тем, есть случаи, когда «правило «пропусти помеху справа» действует беспрекословно. При проезде перекрестков равнозначных дорог, где не установлено знаков приоритета, водители пользуются этим основополагающим правилом.

При одновременных перестроениях на многополосных дорогах, водители так же должны пропускать тех, кто пытается переместиться справа.

На круговом движении, когда совершается поворот при въезде на перекресток либо при выезде с него, так же автомобилисты должны предоставлять дорогу тем, кто справа, так как у них приоритет.

На дорогах может возникнуть много аналогичных ситуаций, которые требуют как и раньше пользоваться старым правилом «правой руки».

Данные разъяснения ВС РФ нашли свое широкое применения в судебной практике по рассмотрению административных дел данной категории.

Что такое помеха справа?

Помеха справа – условное, «народное» понятие, которое призвано регулировать неднозначные ситуации с приоритетностью на дорогах. Норма упрощает действие ПДД. Кратко его можно охарактеризовать следующим образом: если очередность движения Правилами никак не регламентируется, то при пересечении путей двух автомобилей первым проезжает тот, что находится справа.

Сам Правила дорожного движения не содержат такого термина, как «помеха справа».

По своему смыслу выражение – упрощенное обозначение пункта 8.9. ПДД.

Условия выполнения принципа:

  • траектории движения автомобилей пересекаются;
  • участники равноправны. Ни один из них не имеет преимущества;
  • ПДД не оговаривает очередность проезда.

Кто имеет преимущество при сужении дороги

О требованиях пункта 8.4 сказано выше. При перестроении ТС преимуществом обладает автомобиль, находящиеся справа. Пункт 8.9 вносит уточнение в это правило. Если выбранные направления движения автомобилей имеют точку пересечения, а приоритетность проезда невозможно определить другими способами, то дорогу должен уступить водитель, к которому ТС приближается справа.

Читайте также:  Кто будет выплачивать страховку, если виновник ДТП пьян?

На практике, стоит ориентироваться на то с какой стороны происходит сужение проезжей части. Если слева, то участник в левой полосе должен предоставить преимущество помехи справа. Если сужение находится справа, то водителю этой полосы придется менять траекторию движения левее и уступать дорогу тем, кто находится в левом ряду.

В ПДД оговорено, что перестроение в свободный ряд должно быть выполнено заранее – сразу после установленного знака «Сужение дороги». В этом случае удастся избежать заторов и неразберихи на сложном участке проезжей части.

ПДД, когда применяется «Помеха справа»

Норма, о которой идет речь, записана в пункте 8.9 Правил:

В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Для того чтобы она заработала, необходимо соблюдение условий:

  • Пути транспортных средств при их дальнейшем движении должны проходить через одну точку. Иначе не пришлось бы разбираться, кто и кому обязан уступить.
  • Очередность следования не устанавливается находящимися на отрезке дороги знаками, разметкой, светофором, регулировщиком, определенными разделами ПДД. Например, есть символы «Главная дорога», «Уступите дорогу», которые безоговорочно диктуют необходимость пропустить одно ТС, а другому рекомендуют ждать. ПДД тоже во многих случаях устанавливают, кто может покинуть участок первым.
  • Ни у кого нет преимуществ. По закону приоритет по отношению к автомобилям имеют трамваи, поэтому при их участии правило правой руки не используют. Преимущество есть у машин спецслужб с включенной сиреной и проблесковым маячком.

Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

Но и при соблюдении этих условий правило работает не всегда. Например, в начале движения, на полосе разгона или при езде задним ходом о нем не вспоминают.

Когда применяется правило ПДД «помеха справа»:

  • При перестроении на соседний ряд, если машины едут в одном направлении. Преимущество имеет авто, не меняющее траектории, его следует пропустить. Но иногда маневр начинают два ТС одновременно. В этом случае уступает то, к которому оппонент приближается с правой стороны. Если ТС едет по своему ряду, оно не обязано никого пропускать. Но при одновременном перестроении обеих машин, правило действует. Оно записано в пункте 8.4:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

  • На прилегающих территориях. Речь об одновременном выезде двух ТС с заправок, парковок. Выручит правило правой руки, соблюдая которое одно из них пропустит другое. Понятно, что приоритет у того, кто подъезжает к оппоненту со стороны пассажирского кресла, расположенного рядом с водителем.
  • При сужении дороги. Уступать следует движущимся в попутном направлении машинам.
  • На перекрестках. Эти участки бывают разными, не на всех действует требование пропустить приближающийся с правого фланга автомобиль.

Рекомендуем прочитать о нарушении правил обгона. Из статьи вы узнаете о том, в каких ситуациях обгон является нарушением правил под знаком «Обгон запрещается», по сплошной, на перекрестке и других ситуациях. А здесь подробнее о том, как перемещаться при реверсивном движении.

Правило трех Д, или дай дураку дорогу

По мнению многих опытных водителей, имеющих многолетний стаж безаварийной езды, знание правила «помеха справа» при перестроении – это, конечно, хорошо, но во многих случаях избежать ДТП, да и просто конфликтной ситуации помогает обычная человеческая вежливость, не регламентируемая никакими правилами. Оформление авто? Кроме этого, значение имеет и банальная внимательность.

Часто встречается ситуация следующего характера. Выезжая на дорогу со двора, или другой прилегающей территории, водитель думает, что его обязаны пропустить, поскольку уверен, что помеха справа выглядит именно так. На самом деле, это он должен дождаться окончания потока машин, поскольку выезжает на главную дорогу со второстепенной. Не исключен и следующий вариант развития событий.

Выезжающий со второстепенной дороги автомобиль успевает выскочить перед автомобилем, находящемся на главной дороге, и занимает «правильное» положение на полосе, но сразу же получает удар от другого авто, водитель которого не успевает среагировать. Определить степень вины в такой ситуации не так легко, в особенности при отсутствии видеорегистратора. Здесь уместнее уступить водителю со второстепенной дороги, «применив» правило трех Д.

Читайте также:  Все про транспортный налог для физических лиц в 2023 году

Основы ПДД: правила смены полосы движения

Каждый водитель должен в идеале владеть знаниями основ ПДД, поскольку их несоблюдение чревато не только административными штрафами и денежным взысканием, но также это может стать причиной необратимых последствий.

Одним из наиболее распространенных правил, которые нарушают многие водители, является правильное пересечение сплошной при смене полосы движения.

Что говорит закон

Правила перестроения из одного ряда в другой четко регламентированы законодательством и прописаны в десятом разделе ПДД.

Как гласит этот нормативный документ, каждый водитель, при осуществлении любого маневра и смене направления движения, должен убедиться в том, что его действия не станут причиной создания аварийно-опасной ситуации на дороге.

Помимо этого, перед осуществлением смены полосы движения необходимо проинформировать об этих намерениях других водителей путем включения соответствующего поворотного сигнала.

При въезжании на дорогу с примыкающей территории, например, с автомобильной стоянки или станции АЗС, водитель обязан в первую очередь уступить дорогу другим участникам дорожного движения, будь то пешеход или другое транспортное средство, после чего ему разрешается самому двигаться в необходимом направлении.

Если возникла необходимость перестроиться в соседний ряд, то сначала уступается дорога движущимся средствам передвижения по этой полосе.

Авария обгон по встречной полосе

К сожалению, дорожно-транспортное происшествие частое явление и тут дорога перекрыта, а объезжать можно только по встречной полосе, но при таком повороте можно незамедлительно получить штраф, но можно попробовать на свой страх и риск. При остановке городского транспорта (автобуса, маршрутки) лучше рекомендовано подождать пока данное транспортное средство не начнёт движение. Также не исключаются помехи, которые можно объехать, при этом не заехать на другую полосу — но это редкость.

Возьмите на заметку, ни в коем случае не обгоняйте транспортное средство по встречной полосе, при наличии знака, который запрещает совершать какие-либо маневры на данном участке. За такое нарушение вы можете получить огромный штраф и это в лучшем случае, а в худшем лишения водительских прав.

Людям, перемещающимся по дополнительной трассе или выезжающим с жилого двора, нужно уступать дорогу всем.

Желательно перед этим установить зрительное взаимодействие с водителем, перемещающимся с левой стороны.

В этом случае будет ясно, какими будут его последующие манипуляции. Это не особое универсальное правило, просто так можно показать водителям свое намерение.

Если водитель никак не реагирует, если скорость его автомобиля не снижается, нужно обязательно пропустить его.

Особо неуравновешенные водители, пытаются преподать таким упрямцам урок и едут напрямую. Не стоит так делать. Это приведет к возникновению аварийной ситуации. Не стоит тратить свои нервы, время и здоровье попытку что-то доказать.

Правило действует не всегда

Есть ряд случаев, когда правило «правой руки» не действует. К таковым относятся:

Трамваи и пешеходы относятся к особым участникам движения с определенным правовым статусом.

Не действует правило по ПДД «Помеха справа на перекрестке со светофором». Его нельзя применять участникам движения на дорогах с разным приоритетом: с регулировщиком, светофором, при наличии предписывающих знаков.

Примером ПДД «Помеха справа» может быть ситуация, когда водитель одного транспорта выезжает на перекрестке на главную дорогу. В этом случае он должен уступить дорогу всем проезжающим автомобилям и только после этого начать движение. Даже если он будет находиться справа от проезжающих машин, то его пропускать никто не должен: у данного транспорта нет приоритета.

Другой пример: один участник движения выезжает со двора, а другой – едет по дороге. В этом случае правило не действует, так как все, кто выезжает со двора, должны уступать дорогу проезжающим транспортным средствам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *