Об ответственности за разглашение государственной тайны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об ответственности за разглашение государственной тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Речь идет о сведениях, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Если разглашение данных угрожает безопасности другой страны, то они не являются государственной тайной для РФ. Заботиться о своих секретах – это задача отдельно взятого государства.

Порядок допуска к государственной тайне

Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63

«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Комментарий к Статье 283 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ (см. Закон РФ «О государственной тайне»).

2. Предметом посягательства является государственная тайна (см. коммент. к ст. 275).

3. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение — это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего данные сведения становятся известны посторонним. К разглашению приравнивается передача посторонним лицам предметов или материалов, составляющих государственную тайну.

Формы разглашения могут быть различными: устная (частный разговор, публичное выступление), письменная (опубликование в печатных СМИ, указание в письме), путем демонстрирования тех или иных предметов, изделий, материалов, схем и чертежей, нарушение порядка распространения и хранения таких сведений (утеря неучтенных тетрадей, выписок).

4. Под посторонними понимаются лица, не имеющие доступа к указанным сведениям, которым данные сведения не должны быть известны по службе или работе. Факт доступа какого-либо лица к иным сведениям, составляющим государственную тайну, обладания им такими сведениями в силу работы или службы не исключает признания данного лица посторонним.

5. Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия в случае, когда лицо не принимает необходимых мер к защите государственной тайны, в результате чего происходит ознакомление с ними посторонних (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние).

6. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено (составом) в момент, когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали их общий смысл. Полного понимания полученной информации не требуется.

Для разглашения государственной тайны возможно разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).

7. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено умышленно.

7.1. При совершении указанного преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).

7.2. При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известными посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора, происходящего в общественном месте).

8. Мотивацию разглашения государственной тайны составляют стремление придать важность собственной персоне, помощь в написании научной работы и т.п. Мотив, как и цель, на квалификацию не влияет.

9. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории средней тяжести.

10. Часть 2 коммент. статьи предусматривает повышенную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в случае если деяние повлекло тяжкие последствия.

Читайте также:  Что будет с СЗВ‑М в 2023 году?

10.1. Тяжкие последствия — категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения передислокация объекта, свертывание научно-технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную тайну, иностранных государств, организаций или их представителей.

11. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, относится к категории тяжких.

12. Разглашение государственной тайны следует отграничивать от совершения государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственной тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.

13. Субъект специальный. Им может быть любое лицо, которому государственная тайна была доверена в силу должностных обязанностей либо стала известна по службе или работе (рабочий, привлеченный к изготовлению специального изделия, сотрудник, отвечающий за размножение документов).

В случае если сведения, составляющие государственную тайну, разглашаются лицом, которому они не были доверены или стали известны не в силу выполнения служебных обязанностей или работ, состав преступления отсутствует.

Какие данные нельзя засекретить

Существует информация, засекречивание которой невозможно в принципе. Речь идет о таких данных:

  1. О катастрофах, чрезвычайных происшествиях, которые угрожают здоровью и безопасности граждан. Также сюда относятся сведения о последствиях таких событий, их официальных прогнозах и т. д. Невозможность засекретить подобную информацию логична, ведь граждане вправе знать о возможной угрозе. Например, сведения, связанные с работой атомной электростанции, могут быть засекреченными. Секретным может быть даже сам объект. А вот данные об утечке радиации скрывать нельзя.
  2. О привилегиях, социальных гарантиях, компенсациях гражданам РФ, должностным лицам, учреждениям.
  3. О состоянии экологии, культуры, демографии, преступности, сельского хозяйства, санитарии, здравоохранения.
  4. О государственных валютных резервах, размере золотого запаса и т. д. ЦБ РФ публикует данную информацию на своем сайте.
  5. О нарушении прав и свобод граждан. Например, если сотрудника уволили с засекреченного производства, нарушив закон, то скрыть данный факт не удастся.
  6. О состоянии здоровья президента и высших должностных лиц. Однако это не означает, что россиянам должны сообщать о том, что президент простудился или подхватил насморк. По решению Конституционного суда, оповещать граждан должны лишь в тех случаях, когда расстройство здоровья главы государства имеет постоянный и необратимый характер. В подобных случаях руководители того медицинского учреждения, которое обслуживает президента, должны передать информацию председателю правительства.
  7. О случаях нарушения законности госорганами и должностными лицами. Например, нельзя скрывать факт получения чиновником взятки (если он был пойман с поличным).

Кому получить допуск не удастся

В допуске к государственной тайне могут отказать. Чаще всего это происходит в таких случаях:

  1. Претендента на получение допуска признали недееспособным по решению суда. Также не сможет работать с гостайной лицо с ограниченной дееспособностью.
  2. У человека имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление или за совершенное по неосторожности преступление против государственной власти.
  3. Гражданин обвиняется или был осужден по уголовному делу о совершении любого умышленного преступления или непредумышленного преступления против госвласти.
  4. Претендент имеет медицинские противопоказания для работы с государственной тайной.
  5. В отношении гражданина было возбуждено уголовное дело, которое прекратили по нереабилитирующим основаниям. Например, стороны примирились или истек срок исковой давности.
  6. Претендент или его ближайшие родственники постоянно проживают на территории другого государства или занимаются оформлением документов для выезда за пределы РФ.
  7. В ходе проверки были выявлены действия оформляемого лица, представляющие угрозу безопасности РФ.
  8. Гражданин уклонялся от проведения проверки, сообщив заведомо ложные анкетные данные.

Какая информация не относится к служебной тайне

Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Очевидно, что не вся информация от государственных или муниципальных структур, является тайной.

К служебной тайне не могут быть отнесены перечисленные сведения:

  1. Законодательные акты, содержащие информацию о правовом статусе органов власти, организаций, структур, объединений, касающиеся прав и свобод граждан.
  2. Функции и порядок работы органа власти и его местоположение.
  3. Порядок рассмотрения заявлений физлиц и юрлиц во властные структуры.
  4. Информация о разного рода ЧП, в том числе природного характера, сведения, необходимые для безопасности населения, объектов производства.
  5. Сведения о бюджете государства и его муниципальных образований, иные экономические сведения, в которых заинтересовано население.
  6. Открытые архивы и документы, необходимые для осуществления прав граждан, согласно действующему законодательству.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.

Комментарий к ст. 283.1 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Объективная сторона выражается в форме действий по незаконному получению указанных сведений путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом. О понятии похищения см. комментарий к ст. 276 УК. Обман — намеренное введение лица в заблуждение с целью получения указанных сведений. Шантаж — предъявление требований о получении указанных сведений под угрозой распространения компрометирующих сведений и наступления неблагоприятных последствий для лица, обладающего ими, или его близких. Принуждение — получение указанных сведений под давлением на лицо, обладающее указанными сведениями. Под угрозами применения насилия следует понимать информационное сообщение, оказывающее психическое воздействие на лицо, в котором выражено намерение применения физического воздействия, опасного или неопасного для жизни и здоровья лица, обладающего указанными сведениями. Под иным незаконным способом может пониматься получение указанных сведений путем подкупа, незаконной аудио- или видеофиксации и т.п. Указанные действия (бездействия) не должны содержать признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).

Читайте также:  Финансовый лицевой счет с места жительства: что это такое и где его получают

3. Преступление признается оконченным с момента совершения общественно опасных действий по получению сведений, составляющих государственную тайну. По п. «в» ч. 2 требуется наступление тяжких последствий (оценочное понятие).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. По п. «в» ч. 2 умыслом должно охватываться и наступление тяжких последствий, по п. «д» ч. 2 — взаимосвязь (сопряженность) обозначенных действий.

Комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса

1. Предмет преступления составляют сведения, составляющие государственную тайну. О понятии указанных сведений см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях или бездействии. Действия по разглашению соответствующих сведений состоят в их противоправном сообщении, передаче лицу(ам), которому они не были известны, в любой форме (в разговоре, переписке, при демонстрации документов, содержащих соответствующие сведения и т.п.). Бездействие имеет место при оставлении документов либо предметов, содержащих соответствующие сведения, без присмотра.

3. Преступление признается оконченным с момента восприятия указанных сведений третьими лицами, не имеющими доступа к этим сведениям (ч. 1). Восприятие означает ознакомление и запоминание с указанными сведениями или их фиксацию иным образом. По ч. 2 требуется наступление по неосторожности тяжких последствий (ч. 2). Понятие тяжких последствий оценочное. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом разглашения государственной тайны и наступившими последствиями, которое осложняется при совершении преступления в форме бездействия. Важно установить, чтобы указанные действия (бездействия) не содержали признаков государственной измены (ст. 275 УК) или шпионажа (ст. 276 УК).

4. Субъективная сторона (ч. 1) характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. Наступление тяжких последствий (по ч. 2) происходит по неосторожности. При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от государственной измены (ст. 275) и шпионажа (ст. 276) по направленности умысла (в указанных статьях присутствует цель нанести ущерб безопасности РФ), а также по субъекту.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Полномочия муниципальных образований и государственных органов в процессе информатизации и международном обмене

Основными направлениями, по которым осуществляется взаимодействие органов местного самоуправления и государственных органов являются:

  • юридическое регулирование проблем местного самоуправления государством;
  • предоставление органам местного самоуправления отдельных полномочий, которыми обладают органы государственной власти, а также координация и контроль их реализации;
  • взаимодействие в области финансовой деятельности.

При этом в то же время в области информатизации органы как местного самоуправления, так и государственной власти, наделены такими полномочиями, как:

  • возможность установления принципов разделения информации, необходимой для осуществления деятельности органа власти в зависимости от его места в системе государственной власти;
  • обеспечение моделирования блоков информации по выполняемым функциям органа власти для более результативной подготовки и реализации решений в пределах компетенции государственного органа;
  • упорядочение комплекса имеющейся информации, ведение документации, передача дел на архивное хранение, предоставление сведений в специализированные фонды;
  • формирование информации, которая в дальнейшем будет предоставлена для организаций и граждан, компетентных в данной сфере, а также издание этой информации и уведомление всех заинтересованных лиц;
  • создание информационной системы в пределах ведения органа власти, внедрение постоянных инновационных, коммуникативных и информационных процессов и технологий в пределах своей системы;
  • обеспечение безопасного использования информации, следование правилам передачи информации иным органам государственной власти и местного самоуправления;
  • подготовка и работа с банками как официальной, так и массовой информации;
  • организация учета и контроля за информационными ресурсами органов власти, установление ответственности за его адекватность в соответствии с задачами и функциями государственного органа, обеспечение полнотой и своевременностью предоставления, хранение и возможности использования по назначению.

Муниципальные органы власти также имеют право принимать участие в информационном обмене международного уровня. Данные органы выступают в роли субъектов права, которые представляют интересы населения относительно исполнения полномочий и реализации поставленных задач органов местного самоуправления.

В качестве муниципальных образований по вопросам информационного обмена международного характера выступают органы местного самоуправления в пределах наделенных полномочий в рамках установленного законодательства, которое юридически определяет их статус. СМИ и муниципальные информационные службы также как и органы местного самоуправления имеют право участвовать в международном обмене на самостоятельной основе.

Вопрос: За шпионаж виновному тоже грозит наказание по ст. 283 УК РФ?

Ответ: Нет, за шпионаж предусмотрена отдельная статья, а именно, ст. 276 УК РФ. Под шпионажем понимается сбор, хранение и последующая передача ценной информации другим лицам, выполняющим работу для иностранного государства. К ответственности по этой статье привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства.

Вопрос: Является ли разглашением гостайны такой случай, при котором документы, относящиеся к гостайне (схемы), были оставлены ответственным лицом без присмотра и с ними были ознакомлены посторонние лица?

Ответ: Да, это тоже является нарушением закона. Даже если человек вербально не обнародует такие данные, то его небрежное отношение к своим профессиональным обязанностям, а именно, забывание важных документов, носящих ценную информацию, тоже можно отнести к разглашению гостайны. Но ответственность наступает только в том случае, если посторонние лица будут ознакомлены с информацией в таких документах.

Вопрос: С какого возраста наступает ответственность по ст. 283 УК РФ?

Ответ: Ответственность за разглашение сведений, относящихся к гостайне, наступает с возраста 16 лет.

Вопрос: Понесет ли наказание лицо, которому стали известные данные о гостайне случайным образом?

Ответ: Нет, не понесет. Если человек, к примеру, случайно стал обладателем данных, являющихся государственной тайной (нашел секретные документы, услышал разговор служащих и т. п.), тогда никакой ответственности он не понесет, так как никаких документов о неразглашении подобных сведений он не подписывал.

Обнародование сведений, относящихся к государственной тайне, зачастую подпадает под ст. 283 Уголовного кодекса РФ, хотя допустима и другая ответственность: административная, дисциплинарная.

Читайте также:  Военные комендатуры г. Санкт-Петербурга

Максимальный срок наказания за разглашение государственной тайны составляет 7 лет. При этом виновное лицо после отбывания наказания зачастую не восстанавливается на прежней работе, перестает занимать государственную должность.

Виды ответственности за разглашение государственной тайны

В ст. 26 Закона РФ от 21.07.1993 говорится о том, что должностные лица, а также граждане, которым был открыт доступ к государственной тайне, но которые нарушили этот закон, могут понести за свои неправомерные действия такую ответственность:

  • уголовную;
  • административную. Этот вид ответственности предполагает наложение штрафа;
  • дисциплинарную. Такая ответственность предусматривает выговор, увольнение с работы, лишение премии. Но на практике человека, обнародовавшего секретную информацию, все же привлекают к уголовной ответственности;
  • гражданско-правовую. Такая ответственность на практике формальная, поскольку предполагает возмещение лицом, обнародовавшим ценную информацию, материального и морального вреда. Однако тяжело представить, что страна морально страдает от такого правонарушения, поэтому гражданско-правовая ответственность никогда не наступает.

«Очень добропорядочный, ответственный человек»

На заседание суда 53-летний подсудимый приехал почти за час. В костюме, при галстуке. Выглядел очень расстроенным. Рассказывать журналисту «Реального времени» что-либо о своем деле не стал. Воздержалась и адвокат по назначению, обронив лишь фразу, что никакого ущерба от действий ее подзащитного не было. При этом по существу обвинения речь может идти об ущербе для обороны государства. Гособвинитель за уточнением обстоятельств дела посоветовал обратиться к своему руководству.

Близкие Илгиза Багавиева на суд не приехали. Его сослуживцы в исполкоме Кайбицкого района в телефонном разговоре с «Реальным временем» дали обвиняемому помощнику руководителя исполкома лучшие характеристики — «хороший, добросовестный работник». Сам же руководитель исполкома Алексей Макаров сначала наотрез отказался говорить об уголовном преследовании подчиненного, однако на вопрос о его личных качествах все же ответил:

— Он очень добропорядочный, ответственный человек. Добросовестно относится к своим обязанностям. Желания как-то навредить… у него никогда не было и нет… Только, наверное, по незнанию законодательства произошло что-то.

Уголовная ответственность за государственную тайну

ст. 275 УК РФ — госизмена. Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение. Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.

ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям. Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.

ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями. Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ. Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно. Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.

ст. 283.1 УК РФ — незаконное получение информации, составляющей гостайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям.

ст. 284 УК РФ — нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий. Обычно любой субъект, которому доверена работа с гостайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности — а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к гостайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями гостайны.

Обязательный признак данного преступления — утрата или наступление иных тяжких последствий. При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение гостайны.

Комментарий к статье 283 Уголовного Кодекса РФ

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Что является разглашением государственной тайны

В 1995 году Президентом РФ был принят Указ Президента России «Об утверждении перечня сведений, относящихся к государственной тайне». Для правильного понимания вопроса, что представляет собой разглашение тайны, необходимо понимать какая информация должна быть сокрыта от третьих лиц. Так, в подзаконном акте выделено 4 раздела, которые относятся к соответствующим сферам государственного регулирования: военная, экономическая, научно-техническая, внешнеполитическая, внешнеэкономическая, разведывательная области, ОРД, а также область противодействия терроризму. Общее количество позиций, которые содержатся в Указе, составляют более 115 видов.

С 1 января 2022 года введен новый перечень сведений – финансирование практически всех вышеперечисленных областей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *