Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такое осуждение значит, что преступник не «извлекается» от общества и продолжает в нем находится, однако, в период течения условной судимости, осужденный должен на деле показать, что поведение его соответствует нормальному, и, он не планирует более нарушать закон, а в совершенном ранее правонарушении кается и полностью исправился.

Понятие уголовно-исполнительной системы, её задачи и структура

Уголовно-исполнительная система РФ представлена совокупностью учреждений и органов, которые призваны исполнять наказания, вынесенные судебным приговором для осуждённых. Деятельность УИС осуществляется на принципах законности, гуманизма, уважительного отношения к правам человека.

К отраслевым принципам относят:

  • индивидуализацию и дифференциацию исполнения наказания;
  • корректное применение мер принуждения, методов исправления осуждённых и стимулирование в них уважительного отношения к закону;
  • связь наказания с исправительным воздействием.

Применяется такого рода наказание в виде запрета конкретному лицу покидать жилое помещение, запрет может налагаться на использование современных гаджетов и пользование телефоном. Применяются такие ограничения с целью полного исключения контакта осужденного с другими лицами, фигурирующими в данном деле. При этом, контроль за соблюдением преступником установленных правил может осуществляться путем надевания на осужденного Электронного браслета или применения других средств слежения за человеком.

ВНИМАНИЕ !!! Инспектор также контролирует соблюдение условий преступником правил домашнего ареста. А в случае нарушений, то есть покидание наказанным пределов жилья, именно инспектор инициирует розыскные мероприятия.

Также, инспектор вправе устанавливать место прохождения преступником обязательных работ, устанавливать особенности и условия выполнения этих работ. После того, как такое решение принято, совместно судом и инспектором, оно доводится до ведома осужденного.

Однако, осужденный может просить о прохождении таких работ на своем основном месте работы. При этом, из заработной платы преступника, ежемесячно, будут производиться вычеты в размере, не превышающем двадцати процентов от заработка осужденного.

Контроль представляет собой систему деятельности уполномоченных органов международного сообщества, государства и общества по установлению соответствия функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, нормативно-правовым стандартам и корректированию выявленных отклонений.

Объектом контроля в указанной сфере являются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе служебной деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Предмет контроля – это состояние объекта контроля, его соответствие Конституции РФ, международным правовым актам, законодательству о федеральной государственной службе, уголовно-исполнительному законодательству и иным нормативным правовым актам.

Субъекты контроля за исполнением уголовных наказаний установлены в уголовно-исполнительном законодательстве. В соответствии со ст. 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, а соответственно и осуществлять контроль, без специального на то разрешения имеют право: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующих территорий; Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; должностные лица вышестоящих органов; судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания; депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, – в пределах соответствующих территорий.

Кроме того, согласно ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правом контроля этих учреждений наделены представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека.

В зависимости от субъектов контроля различаются международный, государственный и общественный контроль.

Международный контроль предусмотрен международными правовыми актами о правах человека, в первую очередь Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.). Исходя из закрепленных в этих документах положений, контрольными органами соответственно являются Комитет по правам человека ООН, Комитет ООН против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток.

Выделяют четыре формы международного контроля: периодическое представление Российской Федерацией докладов о соблюдении прав человека, в том числе и об исполнении уголовных наказаний; сообщения иностранных государств о нарушениях в Российской Федерации прав осужденных, применении к ним пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или взыскания; индивидуальные жалобы осужденных и лиц, отбывших уголовное наказание, на нарушение их гражданских и политических прав во время отбывания наказания; посещение членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы.

Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, включает в себя несколько видов. Это президентский контроль, осуществляемый Президентом РФ и его представителями; парламентский контроль, осуществляемый Федеральным Собранием Российской Федерации и его палатами, отдельными членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы; контроль Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (Минюста России, ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы); судебный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции, арбитражными судами; правозащитный контроль, осуществляемый Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ; прокурорский надзор, осуществляемый органами прокуратуры РФ; финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ и подведомственными ему федеральными службами.

Организация и порядок осуществления различных видов государственного контроля, а также его формы определены в ст. 19 – 22 УИК РФ и в других законах, регламентирующих деятельность перечисленных государственных органов, например в УПК РФ, ГПК РФ, Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральном конституционном законе от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.

Общественный контроль – это контроль институтов гражданского общества за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Он предусмотрен ст. 23 УИК РФ. Анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения уголовных наказаний показывает, что к субъектам общественного контроля можно отнести Общественную палату РФ, общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, общественные наблюдательные комиссии, комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан. Основным направлением контрольной деятельности общественных структур является наблюдение и проверка соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных.

Таким образом, современная система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, закрепленная в ст. 16 УИК РФ, предусматривает исполнение всех видов уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Центральное место в ней отводится уголовно-исполнительной системе. Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает разностороннюю систему контроля за исполнением уголовных наказаний. В зависимости от субъектов контроля различаются международный, государственный и общественный контроль.

Штраф – денежное взыскание, назначаемое судом в размере от 2500 до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК РФ (ст. 46).

Читайте также:  Разные статусы участков: правовые последствия

Согласно ч. 2 ст. 88 УК РФ штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от 1000 до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от 2 недель до 6 месяцев.

Размер штрафа в каждом конкретном случае определяется судом исходя из тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также из возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода в перспективе. С учетом этих обстоятельств суд может назначить штраф с единовременной выплатой либо с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 3 лет.

Штраф может выступать как в качестве основного, так и дополнительного уголовного наказания. В качестве дополнительного наказания он может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, например, в сочетании с лишением свободы на определенный срок (ч. 3 ст. 146, ч. 3, 4 ст. 158 УК РФ) либо с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1, 2 ст. 169, ст. 289 УК РФ).

Уголовное наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного. Исполнение этого вида наказания регламентируется гл. 5 УИК РФ, а также Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В ст. 31 УИК РФ устанавливается порядок отбывания данного вида наказания, в соответствии с которым осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Суд, постановивший приговор, разъясняет осужденному, что он может добровольно внести сумму штрафа в банковское учреждение (РКЦ), где находится депозитный счет суда до вступления приговора в законную силу. Осужденный предупреждается о том, что в случае неуплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, в установленный законом срок, он заменяется другим наказанием в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ. Если штраф назначен в качестве дополнительного наказания, то он может быть взыскан принудительно. Квитанция об уплате штрафа, выданная банковским учреждением, должна быть предъявлена осужденным в канцелярию суда, постановившего приговор.

В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до 3 лет. Просьба осужденного может быть удовлетворена, если он докажет свое тяжелое материальное положение, которое наступило в связи с тяжелой болезнью осужденного или его близких родственников, наличием малолетних детей и других иждивенцев, пожаром или другим стихийным бедствием и т.п.

Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Если осужденный не уплатит штраф либо часть штрафа в установленный законом срок, то он признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа. В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке. Эта обязанность возлагается на подразделение судебных приставов-исполнителей по месту жительства осужденного или по месту отбытия им основного наказания. В соответствии со ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения штрафа являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Судебный пристав-исполнитель принимает меры по принудительному взысканию штрафа за преступление в общем порядке обращения взыскания на имущество должника, установленном федеральным законом, в случаях, когда:

1) штраф за преступление, назначенный в качестве основного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения и суд отказал в замене штрафа другим видом наказания;

2) штраф за преступление, назначенный в качестве дополнительного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения;

3) штраф за преступление, совершенное несовершеннолетним, не уплачен лицом, на которое судом возложена обязанность его уплаты, в срок для добровольного исполнения.

Основной формой реализации штрафа в принудительном порядке является обращение взыскания на любое имущество осужденного. По общему правилу взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства осужденного в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и других кредитных организациях. При отсутствии у осужденного денежных средств, достаточных для уплаты штрафа, взыскание обращается на иное принадлежащее ему имущество, за исключением того, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание (перечень такого имущества предусмотрен ст. 446 ГПК РФ). Опись имущества производится судебным приставом-исполнителем в пределах, необходимых для взыскания суммы штрафа. Осужденный вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество осужденного определяется судебным приставом-исполнителем.

Реализацией имущества в целях исполнения приговора о штрафе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 980 «О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества» занимается Российский фонд федерального имущества.

Контроль за поведением условно осужденных регламентируется нормами гл. 24 УИК РФ. Он осуществляется в течение испытательного срока уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих – командованием их воинских частей. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел. Это могут быть участковые уполномоченные милиции, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и др.

Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. По истечении испытательного срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей. При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительная инспекция в полном объеме осуществляет мероприятия, предусмотренные ст. 33 – 38 УИК РФ (подробнее см. 8.2).

Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

В случае призыва условно осужденного на военную службу в военный комиссариат направляются копия приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением условно осужденного по месту прохождения службы. Командование воинской части обязано сообщить в 10-дневный срок в уголовно-исполнительную инспекцию о постановке условно осужденного на учет, а по окончании службы – о его убытии из воинской части.

Условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу. В случае неисполнения условно осужденным указанных требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд соответствующее представление.

В случае уклонения условно осужденного от контроля за его поведением уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения.

При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока.

В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более 2 раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

Таким образом, основаниями освобождения осужденного от отбывания наказания являются: а) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда; б) отмена приговора суда с прекращением дела производством; в) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; г) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; д) помилование или амнистия; е) тяжелая болезнь или инвалидность; ж) иные основания, предусмотренные законом. Основным видом освобождения является освобождение осужденного по отбытию срока наказания, назначенного по приговору суда. Среди досрочных видов преобладает условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“» изменил порядок такого освобождения. Теперь правом ходатайствовать перед судом об условно-досрочном освобождении наделяются непосредственно осужденный, отбывший установленный УК РФ минимальный срок, а также его адвокат (законный представитель). При этом администрация учреждения представляет в суд необходимые документы и может в отношении положительно характеризующегося осужденного внести представление о замене лишения свободы более мягким видом наказания. Данное право сохраняется и в случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного. Контроль за поведением условно осужденных и освобожденными досрочно осуществляется в течение испытательного срока уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих – командованием их воинских частей. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Основные задачи и функции

К функциям системы относятся:

  • применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
  • содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
  • контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
  • отстаивать права и интересы заключенных лиц;
  • обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
  • обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
  • создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
  • привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
  • осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
  • предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.

Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации.

Правовую основу организации и деятельности УИС составляют Конституция, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» и УИК РФ, принятый 8 января 1997 г. и вступивший в действие с 1 июля 1997 г.

В соответствии с Концепцией реорганизации УИС (пенитенциарной системы) МВД России (на период до 2005 г.), одобренной Президентом РФ 13 января 1996 г. предусмотрено пересмотреть место ее в системе правоохранительных органов. 8 октября 1997 г. принято решение о поэтапном реформировании УИС в целом с передачей ее в ведение Минюста РФ. В связи с этим в составе Минюста образовано Главное управление исполнения наказаний как центральный орган управления единой УИС в РФ, призванное обеспечить исполнение всех уголовных наказаний в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».

Понятие уголовно-исполнительной системы, её задачи и структура

Уголовно-исполнительная система РФ представлена совокупностью учреждений и органов, которые призваны исполнять наказания, вынесенные судебным приговором для осуждённых. Деятельность УИС осуществляется на принципах законности, гуманизма, уважительного отношения к правам человека.

К отраслевым принципам относят:

  • индивидуализацию и дифференциацию исполнения наказания;
  • корректное применение мер принуждения, методов исправления осуждённых и стимулирование в них уважительного отношения к закону;
  • связь наказания с исправительным воздействием.

Обязанности и права УИИ

Сотрудники УИИ выполняют не только особые функции надзора, но также воспитательные.

Основной задачей УИИ является отслеживание факта исполнения назначенного наказания, но также оказание положительного влияния на осужденного с целью снижения возможных рецидивов.

Среди основных обязанностей УИИ можно отметить следующие:

  1. Ведение учета всех нарушителей.
  2. Пояснение им правил и порядка положенного наказания.
  3. Согласование с местными специальных мест для отбывания наказаний.
  4. Организации воспитательной работы с преступниками.
  5. Подача запросов в суд как о замене наказаний на более суровые или на полное освобождение от них.
  6. Обнаружение причин, которые могли бы стать причиной рецидива.

Структура и полномочия УФСИН

Уголовно-исполнительные инспекции – территориальные подразделения ФСИН местного уровня, в основном районного. Выше находятся Управления ФСИН, которые созданы и работают по региональному принципу.
Нормативно-правовая база:

  1. Уголовно-исполнительный кодекс (УИК).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс (УПК).
  3. Постановления Правительства РФ.
  4. Ведомственные нормативно-правовые акты по линии Минюста РФ и ФСИН.

Всего по России насчитывается порядка 2,5 тыс. УИИ. В основном на учете этих органов состоят лица, которые получили по приговору суда условный срок лишения свободы, отсрочку исполнения наказания или были приговорены к обязательным, принудительным, исправительным работам, а также дополнительным видам наказания.

Чем занимается уголовно исполнительная инспекция? Ключевые обязанности:

  • Вести учет подконтрольных лиц, проводить с ними разъяснительную и воспитательную работу, контролировать их поведение по месту работы, учебы, жительства и соблюдение установленных судом ограничений.
  • Предупреждать совершение подконтрольными лицами преступлений и правонарушений.
  • Обеспечивать условия для отбытия наказаний в виде принудительных, исправительных, обязательных работ во взаимодействии с другими органами государственной и местной власти.
  • Проводить первичные мероприятия по розыску подконтрольных лиц, которые уклоняются от отбытия наказания и (или) скрылись с места жительства в неизвестном направлении.
  • Вносить в установленном порядке в суд представления по вопросам дальнейшего отбытия наказания и освобождения от него, установления и отмены обязанностей (ограничений) для осужденных.
  • Согласовывать или разрешать осужденным определенные действия, которые связаны с отбытием наказания и соблюдением установленных судом и законом обязанностей (ограничений).
Читайте также:  Государственная программа «Земский фельдшер» в 2023 году

Конкретные полномочия УИН (права и обязанности) зависят от того, какое именно наказание отбывает осужденный.

Исправительные работы

Привлечение осужденных к исправительному труду тоже является обязанностью инспекции, которая информирует гражданина о необходимости явиться и заполнить анкету, расписаться в подписке о разъяснении условий отбывания. Гражданин, уже имеющий постоянное место работы, может с согласия инспекции отбывать наказание там же, то есть просто продолжать трудиться на своей должности т отчислять часть заработка в доход государства. Уголовно-исполнительная инспекция контролирует работодателя на предмет правильного исчисления суммы, подлежащей удержанию. Бухгалтерией организации ежемесячно предоставляются квитанции, подтверждающие факт удержаний из зарплаты процента, установленного приговором (до 20 % от ежемесячной зарплаты).

При отбывании наказания осужденному запрещено:

  • скрываться от инспекции, игнорировать извещения, не являться по вызовам;
  • пропускать без уважительной причины даже один рабочий день;
  • опаздывать на работу, допускать другие нарушения трудовой дисциплины;
  • беспричинно отказываться от определенного варианта предлагаемой работы.

Инспекция обязана контролировать не только отсутствие нарушений порядка и условий отбывания наказания, но и соблюдение прав осужденного. Так, отбывающему работы обязаны предоставлять больничный и отпуск, как и для обычных граждан.

Жалоба на сотрудников УИИ

Инспекторы организации контроля должны тщательно контролировать арестанта и исполнение им положенного наказания. УИИ обязана действовать в рамках доверенных полномочий и стараться не допускать нарушения прав всех участников. Если инспектор превышает полномочия, осужденный имеет право обжаловать его действия.

Среди основных нарушений, которые часто совершают сотрудники УИИ, можно отметить:

  1. Принуждение к труду при наличии определенных медицинских противопоказаний.
  2. Запрет на разрешенные прогулки в радиусе 1 км при домашнем аресте.
  3. Желание заставить арестованного сделать что-то непредусмотренное законом и выходящее за рамки приговора.
  4. Проверка места проживания в ночное время.
  5. Необоснованный отказ по просьбам и ходатайствам осужденных.
  6. Незаконное разглашение личной информации об осужденном.

Грамотно составленная жалоба подается в районную прокуратуру. Она адресуется главному прокурору. В документе требуется подробно расписать все зафиксированные нарушения со стороны инспектора, проставить ссылки на нормативные требования. Рассматривается жалоба около 30 дней. За этой время проводятся все возможные необходимые проверки.

Правовое регулирование организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций

Нормативно-правовым актом, ре­гулирующим основные и наиболее общие вопросы организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций, является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержден­ное постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 16 июня 1997 г.№ 729[1], которое было в свою очередь подготовлено и утверждено Правитель­ством Российской Федерации на основа­нии ст. 6 Федерального закона от 8 янва­ря 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в дейст­вие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»[2]. В указанное Положение трижды вносились изменения.

Первое из них бы­ло связано с передачей всей уголовно-исполнительной системы из МВД России в ведение Минюста России. Так, поста­новлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 г. № 199[3] п. 3 был изложен в следующей редак­ции: «Порядок создания инспекций как учреждений уголовно-исполнительной системы и определения их организацион­но-правового статуса устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации», в то время как в первона­чальной редакции данного пункта эти за дачи возлагались на МВД России. В пер­воначальной редакции п. 5 рассматри­ваемого Положения было установлено, что «В своей работе инспекции взаимо­действуют с другими службами и под­разделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учрежде­ний и организаций (далее именуются -организации), в которых работают осуж­денные, органами местного самоуправле­ния, прокуратуры, судами и обществен­ными объединениями». В новой редак­ции п. 5 слова: «другими службами» бы­ли исключены.

Целый ряд изменений в Положе­ние об уголовно-исполнительных ин­спекциях был внесен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. № 190[4].

В п. 1 рассматриваемого Положе­ния в редакции от 23 апреля 2012 г. уста­новлено, что уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, ис­полняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уго­ловные наказания в отношении лиц, осу­жденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста.

В п. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях указаны ос­новные задачи. Ими, с учетом изменений внесенных постановлениями Правитель­ства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. и от 23 апреля 2012 г., являются:

  • исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права за­нимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;
  • контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;
  • контроль за нахождением подоз­реваемых или обвиняемых в месте ис­полнения меры пресечения в виде до­машнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ог­раничений;
  • предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоя­щими на учете в инспекциях;
  • иные задачи, возложенные на ин­спекции в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации

В п. 7 рассматриваемого Положения с дальнейшими изменениям установлены основные обязанности уголовно-исполнительных инспекций:

  • ведение учета осужденных, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего аре­ста;
  • разъяснение осужденным поряд­ка и условий отбывания наказаний;
  • разъяснение лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, условий исполнения указанной меры пресечения;
  • организация и проведение воспи­тательной работы с осужденными к огра­ничению свободы, лишению права зани­мать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью и исправительным работам;
  • согласование с органами местно­го самоуправления объектов для отбыва­ния обязательных работ осужденными;
  • согласование предложений орга­нов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются ис­правительные работы;
  • контроль за поведением осуж­денных по месту работы, учебы и жи­тельства, а также исполнением ими обя­занностей и соблюдением запретов, воз­ложенных судом и инспекцией;
  • согласование с администрацией организаций, в которых работают осуж­денные к исправительным работам, во­проса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • проведение первоначальных ме­роприятий по розыску условно осужден­ных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осуж­денных к исправительным работам;
  • внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний, а также представлений об изменении по­дозреваемым или обвиняемым меры пре­сечения в виде домашнего ареста;
  • выявление причин и условий, способствующих совершению осужден­ными повторных преступлений, наруше­ний общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их уст­ранению;
  • внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отме­не полностью или частично либо допол­нении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о про­длении испытательного срока;
  • внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отме­не частично либо о дополнении ранее ус­тановленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений, а также о замене осужденному, укло­няющемуся от отбывания наказания, не­отбытой части наказания в виде ограни­чения свободы наказанием в виде лише­ния свободы.

Органы исполнения уголовного наказания

Соответственно, на эти учреждения возложены определенные обязанности, основными среди которых являются обязанности:

судебные приставы-исполнители, которые исполняют наказание в виде штрафа[59];

предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.3. контроль поведения условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; Условно-досрочное освобождение применяется в случаях, если судом будет признано, что для своего исправления лицо, отбывающее наказание, связанное с лишением свободы, не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.

Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.12.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *