Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функциональные и должностные обязанности методиста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fargudanmousosh1.ru%2F800%2F600%2Fhttps%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0650%2F001835b7-39f7bcd7%2Fimg12.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
Методистом в детском саду становится старший воспитатель, который является главным помощником заведующей в её работе. Правая рука руководителя учебной организации работает над созданием хорошей атмосферы в коллективе. Но главная задача такого сотрудника в дошкольном учреждении — контролировать работу педагогов. Он разрабатывает расписание занятий, обучающие программы, контролирует их исполнение.
Чем занимается методист в детском саду
Методист в детском саду курирует воспитательную работу. В его обязанности входит контроль над работой воспитателей и других педагогических работников (музыкального руководителя, логопеда, психолога), проверка планов воспитательной работы, составление расписания занятий, необходимых и обязательных. Подготовка проведения занятий. Также посещение этих занятий, их анализ.
В круг полномочий методиста детсада входит работа с молодыми специалистами, прибывшими в дошкольное учреждение. Методист обязан оказать помощь на начальном этапе работы молодому педагогу, помочь в организации работы с детьми.
Хотя стоит сказать, что главной функцией современного методиста детсада является отнюдь не контролирующая, а прежде всего направляющая. Это должно проявляться как в работе с опытными воспитателями, так и с молодыми педагогами. Методист обязан доводить до сведения педагогов дошкольного учреждения все нововведения в сфере образования в целом, и в частности дошкольного, разъяснять непонятные моменты, проводить индивидуальную работу с воспитателями.
Работает методист в детском саду в тесной связи с педагогом-психологом, например, они совместно проводят диагностику знаний, умений и навыков воспитанников разного возраста. В контакте со старшей медсестрой методист обеспечивает необходимую и достаточную психолого-педагогическую нагрузку на каждого ребенка в отдельности.
Вместе с заведующей методист организует педсоветы в учреждении, занимается ежегодно комплектованием групп воспитанников, проводит оснащением учебных групп необходимой мебелью и игрушками.
Методист детского сада не только посещает и анализирует проводимые воспитателями занятия с детьми, но и сам их проводит в плане передачи опыта. Часто методист детсада привлекается к работе с родителями, например, проводит с ними родительские собрания вместе с заведующей или самостоятельно.
Во время отсутствия руководителя на методиста возлагаются обязанности по руководству детским садом.
Рабочим местом методиста является методический кабинет, куда педагоги могут обратиться за соответствующей литературой и консультацией.
Таким образом, круг обязанностей методиста весьма обширен. Назначаются на эту должность в основном опытные воспитатели, хорошо себя зарекомендовавшие с профессиональной точки зрения.
- Знание психологии (школьным методистам обязательно хорошее знание психологии детской, а для психологов-методистов необходимы и практические умения).
- Грамотная речь и умение доносить до других своих мысли, а также уверенность в себе. Мямлящий методист, который тушуется при взгляде на учителя, вспоминая школьные травмы, или не может объяснить, что он имеет в виду — жалок и профнепригоден.
- Умение самостоятельно дорабатывать учебно-методические программы.
- Творческий подход.
- Умение работать в команде: прислушиваться к пожеланиям или возражениям коллег.
- Знание иностранных языков приветствуется, а для некоторых организаций обязательно.
- Навыки деловой переписки.
- Быстрая обучаемость.
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fargudanmousosh1.ru%2F800%2F600%2Fhttps%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F00b5%2F0005927c-71e147db%2F1%2Fimg2.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
Должностные обязанности методиста дома культуры
Во втором разделе инструкции отражаются обязанности этого специалиста. К таковым обычно относятся следующие:
- составление планов, подготовка дидактических материалов и тематических программ;
- оформление необходимой документации, в т. ч. для кадровой службы и бухгалтерии;
- осуществление координационной работы со всеми заинтересованными ведомствами;
- утверждение собственных методических разработок;
- оказание помощи, в т. ч. консультативной, сотрудникам ДК в наборе/формировании тематических групп для занятий различными видами творческой деятельности, участие в организации их работы;
- осуществление контроля над работой сотрудников и несение ответственности за ее правильную организацию;
- внедрение передового опыта отечественных и зарубежных учреждений культурно-просветительной направленности;
- подготовка праздничных сценариев, концертных программ и участие в них в случае их проведения;
- бережное отношение к имуществу работодателя и требование того же от других сотрудников;
- выполнение приказов и распоряжений руководства;
- стремление к повышению своего профессионального уровня;
- принятие мер по повышению квалификации работников ДК;
- соблюдение требований техники безопасности, противопожарной безопасности и техники охраны труда;
- исполнение иных обязанностей, не нарушающих норм действующего законодательства.
Лучшие вузы для обучения
В профессиональных кругах широко известны несколько столичных вузов:
- Московский государственный психолого-педагогический университет. Выпускник этого вуза умеет решать различные проблемы, возникающие в учебных заведениях, он способен профессионально развиваться, чтобы соответствовать новым тенденциям в педагогике.
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) – один из самых авторитетных вузов в стране. Здесь можно получить педагогическое и психолого-педагогическое образование по бакалаврским и магистерским программам.
- Государственный гуманитарно-технологический университет (Московская область, г. Орехово-Зуево). Кроме учителей-предметников в вузе готовят специалистов по профилям «Психология и социальная педагогика» и «Психология образования».
- Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва) в Институте психологии им. Л. С. Выготского обучает специалистов по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение образования». Выпускники вуза после получения необходимой практики в школе или дошкольных учреждениях могут работать методистами разного уровня.
- Московский городской педагогический университет предлагает максимально приближенную к профессии методиста специальность «проектирование образовательных систем».
Есть и региональные вузы, дающие хорошее образование, например:
- Челябинский государственный университет (программа бакалавриата «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования». Специалисты, выходящие из стен этого вуза, могут оказывать поддержку не только ученикам, их родителям, но и другим учителям.
- Сибирский федеральный университет (г. Красноярск). Студенты структурного подразделения вуза – Института педагогики, психологии и социологии – получают квалификацию, достаточную для того, чтобы работать методистами в школе и детском саду.
- Мурманский арктический государственный университет (Психолого-педагогический институт, направление «Психология образования»).
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fargudanmousosh1.ru%2F800%2F600%2Fhttps%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0697%2F00007bc6-9eef2f97%2Fimg10.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
Эта профессия подходит опытным педагогам с высшим образованием, которые склонны к аналитической деятельности и работе с документами. Чтобы качественно выполнять свои обязанности, методист должен уметь:
- разрабатывать новые или усовершенствовать существующие методики воспитания и обучения, образовательные программы, технические приемы;
- ориентироваться в действующей нормативной базе;
- пользоваться компьютером и мультимедийными средствами для применения разных информационных технологий в образовательном процессе;
- анализировать полученные данные, сопоставлять сведения, дифференцировать их и сводить вместе в единый документ;
- четко излагать свои разработки с учетом возможности реализации их на практике;
- работать на достижение максимального эффекта от своих методик;
- сочетать бумажную и творческую работу;
- находить контакт с руководством учреждения и каждым педагогом в отдельности;
- вести деловую переписку.
Специалист, которому доверяют должность методиста, должен обладают такими чертами, как:
- ответственность и трудолюбие;
- уверенность в себе и своих знаниях;
- стрессоустойчивость.
Методист должен обладать непререкаемым авторитетом в учительском коллективе. Если у него нет достаточных знаний, творческого потенциала и педагогических навыков, то в учреждении он надолго не задержится, или же его будут подключать в основном к второстепенным мероприятиям. В общении с коллегами важно не скатываться на назидательный тон, методист должен не поучать педагогов, а учить их. Однако не следует забывать, что он отвечает за работу преподавателей, обязан ее контролировать и подправлять.
К плюсам профессии можно отнести:
- возможность полностью реализовать свой творческий потенциал в образовательной сфере;
- востребованность среди работодателей.
Методист учебного отдела ВУЗа:
2.1. Обеспечивает составление документации по [факультету/образовательной организации].
2.2. Осуществляет распределение учебной нагрузки между факультетами, отделениями и кафедрами.
2.3. Составляет учебное расписание преподавателей.
2.4. Контролирует наличие и выполнение учебных планов кафедр, индивидуальных планов преподавателей и т. д.
2.5. Ведет учет движения студентов (академические отпуска, переводы, отчисления, восстановления).
2.6. Регистрирует входящую и исходящую переписку.
2.7. Готовит расписания экзаменов и зачетов.
2.8. Составляет документацию, необходимую для организации сессий (списки студентов, информационные карты экзаменов, списки преподавателей, перечни предметов в соответствии с учебным планом, др.).
2.9. Контролирует проведение ежемесячных аттестаций студентов по текущей успеваемости и посещаемости.
2.10. Ведет книгу сдачи экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии.
2.11. Контролирует оформление учебной документации (аттестационных, экзаменационных и зачетных ведомостей (листов) и заполнение журналов групп преподавателями.
2.12. Проводит сверку записей в зачетных книжках и экзаменационных и зачетных ведомостях (листах).
2.13. Осуществляет сбор информации для учебных карточек студентов.
2.14. Оформляет учебные карточки и переводные дела студентов.
2.15. Составляет справки об обучении в образовательной организации для предоставления студентами в государственные органы, организации и т. п.
2.16. Готовит проекты приказов факультета по студенческому контингенту для отдела кадров.
2.17. Осуществляет подготовку документации по организации учебного процесса для декана, учебного отдела.
2.18. Заверяет копии приказов и распоряжений по деканату.
2.19. Обеспечивает выделение аудиторий для проведения учебных занятий.
2.20. Координирует работу старост учебных групп, осуществляет контроль за ведением журналов учебных групп.
2.21. Дает разъяснения студентам и преподавателям факультета по расписанию занятий (его изменению) и по вопросам учебного процесса.
2.22. Готовит необходимые документы по запросу бухгалтерии, отдела кадров, иных подразделений [института, университета].
2.23. Осуществляет контроль за выполнением профессорско-преподавательским составом утвержденных расписаний учебных занятий, экзаменов и зачетов.
2.24. Подготавливает доклады начальнику учебного отдела о соблюдении профессорско-преподавательским составом учебной и трудовой дисциплины.
2.25. [Другие должностные обязанности].
Методист учебного отдела ВУЗа имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.
3.2. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.3. Требовать от руководства организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.4. Выносить на рассмотрение руководства вопросы, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением качества подготовки студентов.
3.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.6. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством ].
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fargudanmousosh1.ru%2F800%2F600%2Fhttps%2Fthepresentation.ru%2Fimg%2Ftmb%2F3%2F240548%2Ffec1b317f5522ff085c3fb55b0f70041-800x.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
Методист в домах культуры и развивающих центрах
Современные родители заботятся тщательно о всестороннем развитии своего ребенка. От этого напрямую зависит реализации его как личности и достижение успеха в будущем. Именно поэтому так востребованы всевозможные развивающие учреждения, как государственные — дома культуры, так и частные — развивающие центры.
Для организации процесса работы таких учреждений обязательно должен присутствовать в штате методист. Здесь он может в полной мере проявить свой творческий потенциал.
Методист — это тот человек, который определяет количество человек в группе, разрабатывает для каждого рода занятий методические пособия, составляет учебные планы, предусматривает и разрабатывает дидактические материалы. Также принимает активное участие в подготовке сценариев для спектакля и концертов. Его роль в подобных учреждениях очень важна, от неё зависит, будет ли интересна детям тематика кружков и возникнет ли у них желание посещать данные занятия.
Кто такой методист и чем он занимается?
При принятии на работу требуется наличие высшего педагогического образования. Но существуют возможность трудоустройства и со среднем специальным образованием по специальности «Педагогика». При этом кандидат должен отлично ориентироваться в делопроизводстве, знать принципы разработки методических материалов и иметь большой стаж преподавательства.
На бирже труда работа методистом достаточно востребована. Это объясняется тем, что в любой образовательной системе, такой как детский сад, школа, вуз, дом культуры, развивающий центр, требуется человек этой профессии. Подобную вакансию можно встретить и в медицинских организациях, крупных туристических компаниях и центрах переквалификации. Один словом, специалист в своём деле без работы не останется.
Профессия методист — новая жизнь профессии в эпоху EdTech
Если специалист покажет себя с лучшей стороны и докажет на деле эффективность своей работы, то скоро может стать заведующим детского сада или руководителем общеобразовательного учреждения. Следовательно, методист — человек, у которого может быть хороший карьерный рост.
Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:
- востребованность на рынке труда;
- возможность творческого подхода к деятельности;
- постоянное самообразование за счет внедрения новых методик;
- социальное служение людям, воспитание молодого поколения.
Требования, предъявляемые к методисту, могут варьироваться в зависимости от места работы и должностных обязанностей. Наличие у сотрудника опыта работы по специальности будет играть решающую роль при приеме в должность.
Стандартными требованиями к методисту являются следующие:
-
высшее педагогическое образование;
-
знание последних методик обучения;
-
грамотная речь (устная и письменная);
-
желание развивать профессиональные навыки.
Методист высшего учебного заведения взаимодействует со студентами и преподавателями вузов, большую часть времени работает с документами, организовывает вне учебные мероприятия.
Наделен другими обязанностями методист дополнительного образования: он контролирует процесс обучения, разрабатывает учебные программы, формирует группы, присутствует на открытых уроках, готовит отчеты и т.д.
Психолог-методист работает с преподавателями и заинтересован в их профессиональном росте.
Дополнительно работодатель смотрит на наличие специальных навыков у сотрудника, к примеру, владение иностранными языками, знание ПК и стандартных офисных программ и пр.
Чтобы работать методистом, необходимо иметь диплом о высшем педагогическом профессиональном образовании. С этой целью требуется окончить педагогический институт, учеба в котором длится 4-6 лет. Направления подготовки:
-
Психология образования;
-
Психология и педагогика;
-
Педагог начального образования;
-
Педагог школьной дисциплины (учитель математики, русского языка и литературы и т.д.) и др.
В некоторых случаях на работу принимают сотрудников, имеющих смежную профессию и окончивших специальный курс, позволяющий работать в должности методиста (учеба на курсе может продолжаться от 1 месяца и более).
Чтобы исполнять должностные обязанности, методист должен обладать определенными личностными качествами. По характеру сотрудник должен быть:
-
эрудированным;
-
культурным;
-
образованным;
-
коммуникабельным;
-
любознательным;
-
ответственным.
Дополнительно методист должен:
-
обладать аналитическим складом ума;
-
иметь хорошо развитые внимание и память;
-
иметь организаторские способности;
-
знать психологию человека.
Обладая данными качествами, методист добьется успеха в работе и справится с возложенными на него задачами.
Что должен знать и уметь методист онлайн-курсов?
Требования к методистам онлайн-курсов:
- Разработка учебных материалов
- Разработка критериев оценки
- Разработка методических материалов
- Базовые навыки педагогического дизайна
- Написание программ для разных обучающих форматов
- Анализ результатов обучения
- Преподавание методологии
- Создание обучающего контента
- Внедрение новых обучающих механик
- Разработка практических заданий, кейсов, тестирований
- Упаковка обучающего продукта
Должностная инструкция методиста дополнительного образования
Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.
Права методиста:
- он должен знать все новшества, которые собирается внедрить руководство учреждения;
- методист — это тот человек, который имеет право выносить спорные вопросы на обсуждение;
- также он может повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет;
- имеет право разрабатывать и внедрять методические документы по образованию, соответствующие действующим законам;
- может вносить свои предложения по улучшению структуры методической службы.
Если специалист покажет себя с лучшей стороны и докажет на деле эффективность своей работы, то скоро может стать заведующим детского сада или руководителем общеобразовательного учреждения. Следовательно, методист — человек, у которого может быть хороший карьерный рост.
Итак, рассмотрев все аспекты профессии, выделим её основные достоинства:
- востребованность на рынке труда;
- возможность творческого подхода к деятельности;
- постоянное самообразование за счет внедрения новых методик;
- социальное служение людям, воспитание молодого поколения.
Вроде бы о существовании такой должности, как методист, знают многие, но далеко не все в курсе того, чем занимаются специалисты такого рода и какие обязанности на них возлагаются. Более того, многие уверены в том, что методистов можно встретить лишь в образовательных учреждениях, хотя такая должность встречается и в медицине, и в туризме, и в учреждениях культуры. Причем обойтись порой в этих сферах без методистов попросту невозможно, так как они осуществляют контроль за работой других сотрудников, проводят с ними обучающие занятия, обеспечивают их необходимой методической литературой и мн. др.
Чем же занимаются эти специалисты? Ответ на этот вопрос можно найти в , где его обязанности четко расписаны. Этот документ состоит из нескольких разделов, основными из которых являются:
- Общие положения.
- Должностные обязанности.
- Права методиста.
- Ответственность методиста.
Подробнее о каждом из разделов расскажем далее.
Не знаете свои права?
В разделе «Общие положения» говорится о том, какими навыками и знаниями должен обладать методист и какими нормативными актами ему надлежит руководствоваться в своей работе. Оговариваются здесь и требования, предъявляемые к образованию и трудовому стажу.
Пояснительная записка
Работа методиста призвана донести до каждого педагога дополнительного образования основные направления и принципы модернизации образования, создать условия для непрерывного освоения профессиональных знаний и предоставления образовательных услуг высокого качества. Особенную остроту приобретает кадровый вопрос, углубляется потребность создания условий для роста профессионального мастерства педагогов, которым предстоит претворять реформы образования в жизнь. Поэтому необходимо проводить многоплановую работу с разными категориями педагогов, вести интенсивный поиск новых форм и направлений в области создания условий для профессионального роста педагогов.
Программа деятельности методиста направлена на повышение качества образовательного процесса и профессионального мастерства педагогов дополнительного образования Центра.