Отказ Центра занятости населения в признании безработным

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ Центра занятости населения в признании безработным». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Величина выплат определяется в индивидуальном порядке и зависит от трудового стажа, оклада, причины отсутствия трудовой деятельности и региональных надбавок. Минимальный размер дотации составляет 1 500 ₱, максимальный – 12 130 ₱. Это базовая величина пособия без региональных доплат. Такие размеры установлены постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года №239.

Выплаты по безработице

Данные выплаты являются распространенным видом государственной поддержки граждан, которые находятся в поиске работы. Если на другие социальные выплаты со стороны государства человек может рассчитывать лишь при соответствии определенным условиям, то на данную поддержку имеет право практически каждый человек, в отношении которого было принято решение о порядке признания гражданина безработными. Однако не стоит забывать, что период подобных выплат не безграничен.

Величина ежемесячных выплат зависит от срока, в течение которого человек не работал, а также от того, работал ли гражданин до обращения на биржу труда. Категории граждан, которых уволили из организаций на любом основании в течение года, предшествующему началу безработицы, выплаты по безработице начисляются так:

  • в первые 3 месяца без работы – 75 % от среднемесячного заработка, который гражданин получал на последнем месте работы;
  • в следующие 4 месяца – в размере 60 %;
  • дальнейшие месяцы — в размере 45 %.

Выплаты по безработице

Данный вид выплат является мерой государственной поддержки. Предназначена для лиц, стоящих на учете в качестве безработных. Для получения выплаты достаточно стоять на учете в ЦЗН, в то время, когда для других пособий необходимо отвечать определенным условиям. Период, на протяжении которого гражданин получает выплату, ограничен. Размер выплаты зависит от того, в течение какого времени человек не работал. Учитывается факт того, трудился ли гражданин по направлению, выданному службой занятости.

Если человека уволили из организации в течение 12 месяцев перед тем, как получен безработного, то выплаты начисляются по определенной схеме. На протяжении первых трех месяцев гражданин получает три четверти от средней зарплаты, которую он получал по последнему месту работы. Следующие четыре месяца выплата равна двум пятым от зарплаты. Оставшееся время – 45 процентов.

Постепенное снижение размера выплаты связывается с тем, что человек не должен бездействовать. Он самостоятельно подыскивает новое место работы. Для скорейшего восстановления материального положения необходимо быстро найти работу. За первые три месяца после расторжения трудовых отношений можно подыскать новое место.

Закон устанавливает ограничения относительно предельной и минимальной суммы пособий. В первом случае она не превышает установленного в регионе прожиточного минимума. Во втором – не может быть менее одной пятой от этой величины. Выплаты чаще всего назначаются не больше, чем на 12 месяцев. Суммарные начисления составляют 1,5 года. Если за это время человек не подыскал подходящую работу – он вправе повторно обратиться за пособиями.

В этой ситуации сумма не превышает одной пятой от прожиточного минимума. Если человек начинает работать – в соответствии с законом выплаты пособия прекращаются. В это же время происходит снятие человека с учета.

Порядок и условия признания гражданина безработным отражены законодателем. Их необходимо соблюдать при постановке на учет. Реализуется процедура сотрудниками ЦЗН.

Некоторые особенности процедуры

Обратившиеся в поисках работы инвалиды признаются безработными, при наличии в пакете документов индивидуальной программы реабилитации. ИПР должна иметь трудовую рекомендацию с заключением, в котором специалисты медико-социальной экспертизы прописывают условия труда и характер деятельности. Учитывая рекомендации, работник центра занятости будет подбирать соответствующую состоянию здоровья и квалификации работу.
Статья 6 Закона о занятости позволяет признать безработными иностранного гражданина или человека, не имеющего гражданства, если вышеназванные граждане не являются занятыми в соответствии с действующим законодательством и проходят регистрацию в службе занятости в соответствии с утвержденным порядком.

Люди, получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет, нуждающиеся в трудоустройстве, могут обратиться на биржу труда с целью получения информационных и консультационных услуг, либо для получения документов справочного характера. Статус безработного пенсионерам не присваивается.

Чтобы начать получать ППБ гражданину необходимо обратиться к сотрудникам центра занятости населения (ЦЗН). Причем, обратиться к ним могут граждане РФ, уже достигшие 16 лет, не ведущие никакой деятельности в качестве предпринимателя, не обучающиеся на дневной форме обучения и не имеющие места трудовой деятельности. Служба трудоустройства поставит на учет такого гражданина, чтобы помочь ему трудоустроится, а не с целью предоставления ему денежных средств.

Основная цель создания и существования ЦЗН — это бороться и предотвращать безработицу, а предоставление финансовой поддержки это всего лишь поддержка граждан до времени приобретения самостоятельного источника получения дохода.

Регистрироваться в ЦЗН следует в районе официальной регистрации и прописки. Данные учреждения сегодня имеют собственные сайты, но эти ресурсы служат цели предоставления каждому желающему необходимой информации о том, где находится ЦЗН, его адрес и телефон. Получение статуса и постановка на учет с помощью сайта никому не удастся, поэтому прийти в центр и представить все необходимые документы все же придется.

Понятие и оформление статуса безработного

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах занятости в поисках подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из данного определения, безработный гражданин обладает всеми этими признаками в своей совокупности.

Выделим эти признаки:

  • трудоспособный гражданин;
  • не имеет работы;
  • не имеет заработка;
  • зарегистрирован в органах занятости населения;
  • ищет работу;
  • готов приступить к работе.

При отсутствии одного из подобных признаков гражданин не может являться безработным. Таким образом, можно установить, что если трудоспособный гражданин имеет работу, но не имеет заработка (например, стажировка, практика), то такой гражданин уже не может признаваться безработным.

Для признания гражданина безработным соблюдается следующий порядок действий:

  • Обращение по месту постоянной регистрации (регистрации по месту жительства) в орган занятости населения. При себе иметь в наличии документы: паспорт, документы об образовании, квалификации, обучении, ученых степенях, ученых званиях, трудовая книжка (если таковая имеется), справка о среднем заработке, для инвалидов (естественно, рабочей группы) – ИПР.
  • Центр занятости направляет трудоспособного гражданина с соответствующим бланком в поисках подходящей работы.
  • Далее центры занятости направляют (в случае необходимости) запросы для подтверждения представленных сведений.
  • В случае признания трудоспособного гражданина безработным сведения о нём вносятся в специальный регистр.
  • В случае неудачного поиска работы со специальным пустым бланком трудоспособный гражданин признаётся безработным и ему устанавливается пособие по безработице.

Не признаётся безработным гражданин, который:

  • отказался от двух вариантов предложенной работы (в том числе при направлении его центром занятости в целях самостоятельного поиска работы с пустым бланком);
  • при двух отказах гражданина, впервые ищущего работу или ранее не работавшего от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы;
  • неявка в течение 10 дней без уважительной причины для постановки на регистрационный учет в качестве безработного;
  • неявка в установленный срок для принятия решения о признании безработным;
  • представление гражданином заведомо ложных сведений об отсутствии работы и заработка, а также иных недостоверных данных для признания безработным.

Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.

Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.

Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.

Безработицей является незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когда индивид не ищет работу по собственному желанию, и институциональная безработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в нестесненном рыночном хозяйстве.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что по данным Международной организации труда, в 2016 в мире насчитывалось 191,8 млн. безработных, что на 35 млн. больше, чем 10 лет назад (при этом 2,8 млрд. человек имеют работу). В последние годы уровень занятости растёт во всех регионах мира, кроме стран Северной Африки и Ближнего Востока (преимущественно арабских). В этих странах зафиксирован и наивысший уровень безработицы — 13,2 % от трудоспособного населения. На втором месте — «чёрная Африка» с 9,7 %. В развитых странах уровень безработицы в 2007 составил 6,7 %. В России же уровень безработицы на 2015 год составлял 5.7%.

Читайте также:  Куда пожаловаться на задержку зарплаты

Многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.

Объектом изучения в данной работе являются общественные отношения возникающие в связи с признанием гражданина безработным.

Предметом выступает норма права регулирующая данные отношения.

Целью данной курсовой работы – изучение вопроса порядка и условия признания граждан безработными.

Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи :

-изучен исторический аспект формирования института защиты прав законных интересов безработных в России;

-проведен анализ Конституционно-правовых основ защиты прав и законных интересов безработных в РФ;

-изучены Основания и порядок признания граждан безработными;

-проанализированы вопросы Социальной защиты прав и законных интересов безработных;

Научная проработанность темы работы. Вопросы связанные с социальной защитой прав безработных изучались в трудах таких авторов как : Е.Г. Азаровой, B.C. Андреева, Е.И. Астрахана, К.С. Батыгина, Л.Ю, Бугрова, А.И. Гаврилиной, К.Н. Гусова, и др.

Однако выводы и заключения изложенные в трудах авторов утрачивают свою актуальность в связи с изменениям действующего законодательства в этой области. Все это и обусловило выбор темы работы.

Использовались работы по теории государства и права, финансовому праву, гражданскому праву, конституционному праву.

В Российской Федерации существует комплекс норм права регулирующих вопросы права граждан на защиту от безработицы, занятости населения, основой правового регулирования этих отношений являются, нормы Конституции Российской Федерации 1993 г., в статье 37, часть 3, которой закреплено право на защиту от безработицы с гарантией обеспечения занятости и трудоустройства. Тем самым, Конституция Российской Федерации 1993 г., нормы которой имеют высшую юридическую силу на всей территории Российской Федерации, закрепляет право на защиту от безработицы в качестве конституционного права.

Основные отношения занятости и трудоустройства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1[5] (в ред. федеральных законов от 20.04.1996 № Зб-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 30.04.1999 № 85-ФЗ, от 17.07.1999 № 175-ФЗ, от 20.11.1999 № 195-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 29.12.2001 № 188-ФЗ), и Трудовым кодексом Российской Федерации 2002г.1

На решение проблемы социальной справедливости должны быть направлены усилия законодателя по совершенствованию нормативно-правовой базы, принимаемых законов субъектов Российской Федерации и подзаконных нормативных правовых актов, в вопросах обеспечения конституционного права на защиту от безработицы, регулирования социально-трудовых отношений, которые отвечали бы потребностям формирующегося гражданского общества.

Право на защиту от безработицы, закрепленное в Конституции Российской Федерации 1993г., действие новейшего законодательства о собрание Законодательства Российской Федерации, 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3. занятости в переходный к рыночный экономике период, проблемы правового регулирования трудоустройства различных категорий граждан, при наличии безработицы — эти и другие актуальные вопросы обусловили выбор темы исследования. Научная разработка данной проблемы важна не только для совершенствования законодательства Российской Федерации, но и для прогнозирования его развития с учетом перспектив и требований международных стандартов защиты и обеспечения прав человека.

Безработица — относительно новая для России проблема. В течение многих лет в бывшем СССР обеспечивалась полная занятость населения. Право на труд совмещалось с обязанностью трудиться. За уклонение от работы в разные периоды устанавливалась не только административная, но и уголовная ответственность. Обеспеченность всех трудоспособных граждан рабочими местами основывалась на плановом ведении народного хозяйства, расчетах баланса наличных трудовых ресурсов и рабочих мест с учетом производительности труда. В начале 90-х годов с провозглашением принципа запрещения принудительного труда из правового лексикона исчезает понятие «всеобщность труда».

Определение понятия и видов источников права, регулирующих право на защиту от безработицы и содействие занятости, имеет важное значение для уяснения характера и механизма правового регулирования, установления возможных пределов, оптимальных способов и форм воздействия права на общественные отношения, складывающиеся в данной социальной сфере.

Источниками права на защиту от безработицы являются акты правотворческой деятельности государственных органов, принятые в соответствии с их компетенцией и в установленном порядке и содержащие правовые нормы, регулирующие право на защиту от безработицы.

Как уже отмечалось ранее, Конституция Российской Федерации содержит ряд правовых норм, касающихся защиты от безработицы и содействия занятости.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд, а также право на защиту от безработицы. В статье 39 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на социальное обеспечение, в том числе по безработице. Содействию занятости способствуют и такие конституционные права и свободы, как право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавание, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статьи 34, 43, 44 Конституции Российской Федерации). Осуществляемая при реализации вышеуказанных прав и свобод трудовая, творческая, предпринимательская и иная экономическая деятельность, профессиональное обучение представляют собой различные формы занятости.

В системе нормативных правовых актов федерального законодательства главенствующая роль принадлежит Федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации» [6]от 19 апреля 1991 г. № 1032-1. Правовой основой законодательства о занятости является Конституция Российской Федерации. Закон о занятости является комплексным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере содействия занятости населения. Как сказано в преамбуле данного закона, он представляет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Закон состоит из семи глав и включает 39 статей.

Глава I «Общие положения» (ст. ст. 1-7) определяет понятие занятости граждан, порядок и условия признания их безработными, подходящей и неподходящей работы, а также определяет государственную политику в области содействия занятости населения. Кроме того, в этой главе концентрируется сущность законодательства Российской Федерации по вопросам занятости, а также полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения.

Глава II «Права граждан в области занятости» (ст. ст. 8-11) закрепляет право граждан на выбор места работы, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости, профессиональную деятельность за границей, обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

Глава III «Гарантии государства в области занятости» (ст. ст. 12-13) предусматривает общие гарантии реализации прав граждан на труд, а также дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, включая квоты для приема на работу инвалидов, предоставление услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другие меры.

Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» (ст. ст. 14-24) включает в себя следующие вопросы: регулирование занятости населения, федеральную государственную службу занятости населения, систематическую отчетность и информацию о занятости населения, привлечение на территорию России иностранной рабочей силы, лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами ее территории, организацию общественных работ и др.

Глава V «Участие работодателей в обеспечении занятости населения» (ст. ст. 25-26) регламентируют вопросы касающиеся содействия работодателей в обеспечении занятости населения и их правового статуса.

Глава VI «Социальные гарантии и компенсации» (ст. ст. 27-37) устанавливает: льготы и компенсации работникам, высвобождающимся из организаций; гарантии социальной поддержки безработных; размеры стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости; порядок определения размеров пособия по безработице, а также порядок приостановки его выплаты или прекращения выплаты и др.

Порядок регистрации безработных граждан — Информационный портал занятости населения РБ

Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №891 от 7 сентября 2012 года, (далее — зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовой книжки или документ, ее заменяющий;
  • документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
  • для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее — индивидуальная программа реабилитации).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

  • паспорт;
  • документ об образовании;
  • для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Постановление Правительства Российской Федерации №891 от 7 сентября 2012 года «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» Скачать
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации №62 от 12 августа 2003 года «Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости» Скачать
Форма справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) Скачать

Кто является безработным по российскому законодательству

ЗАНЯТЫЕ — та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится. Это отражено и в российском законодательстве. Согласно действующим в России законам занятыми считаются граждане:

Читайте также:  Статья 321 ГПК РФ. Порядок и срок подачи апелляционных жалобы, представления

Таким образом, ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ, или совокупная рабочая сила, — это все те лица, которые могут и намерены работать. В 2011 г. экономически активное население России составляло 75 575 тыс. человек, или 52,9% общей численности населения страны. Но не все люди, которые могут и хотели бы работать, трудятся на государственной службе, на предприятиях и в организациях или заняты частным бизнесом. Какая-то часть экономически активного населения работы не имеет. Поэтому следует различать занятых и безработных.

Основания для отказа в признании безработным

Основаниями для отказа признаются, в частности, следующие случаи (п. 3 ст. 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1; п. 9 Правил регистрации безработных граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (далее – Правила № 891)):

• отказ гражданина от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на учет в целях поиска подходящей работы;

• два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

• неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на учет в целях поиска подходящей работы в орган службы занятости для подбора подходящей работы;

• неявка гражданина в установленный срок для принятия решения о признании его безработным;

• представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных данных для признания его безработным.

Помимо этого предусмотрены случаи, когда орган службы занятости не может вынести решение о признании гражданина безработным в силу закона, например если гражданин является занятым, либо не достиг 16-летнего возраста, либо гражданину назначена пенсия (ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1).

Отказать в признании безработным по другим основаниям, не предусмотренным законодательством РФ, вам не вправе.

При отказе в признании безработным орган службы занятости обязан уведомить гражданина письменно (под подпись) или по почте в течение суток со дня принятия такого решения. В решении должно быть указано основание, в связи с которым оно принято (п. 11 Правил № 891; Приложение № 27 к Приказу Минтруда России от 19.02.2019 № 90 н).

Отказ в признании безработным можно обжаловать (ст. 11 Закона от 19.04.1991 № 1032-1).

Необходимо учесть, что в целях нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19) утверждены Временные правила, предусматривающие в период действия режима повышенной готовности регистрацию в качестве безработного на основании заявления гражданина в электронной форме, в том числе при личном обращении в орган службы занятости.

При таком порядке работы гражданину не может быть отказано в признании безработным в связи с неявкой в орган службы занятости.

Шаг 2. Подайте административное исковое заявление в суд

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня ознакомления с обжалуемым решением (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом (ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ).

По общему правилу административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в районный суд по месту нахождения органа власти или организации либо по месту жительства административного истца (ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3, 4 ст. 24 КАС РФ).

Если место нахождения указанных органа власти или организации не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия, административный иск подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия органа власти или организации, либо по месту жительства административного истца (ч. 2 ст. 22 КАС РФ; п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).

Беременные тоже могут встать на биржу труда. Но после 30 недель вставать на учет бессмысленно — статус безработного в этом случае ничего не дает.

Если срок беременности до 30 недель, женщина получает пособие по безработице. Затем ей дают отпуск по беременности и родам на 140 дней, и выплаты из ЦЗН прекращаются. В этот период она считается нетрудоспособной и получает пособие для беременных.

Срок выплаты пособия по безработице в это время тоже не идет. Когда женщина выйдет из декрета, она будет снова получать пособие по безработице столько времени, сколько ей оставалось до ухода в декрет.

В некоторых случаях листок нетрудоспособности дают раньше тридцатой недели. Например, если женщина беременна несколькими детьми.

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗРАБОТНЫМ

Одновременно, как уже было упомянуто выше, наравне с правами и порядком признания безработный гражданин должен:

  • своевременно и в установленные сроки перерегистрироваться в органах службы занятости;
  • своевременно посещать биржу труда, чтобы получить направление на работу или учебу;
  • при направлении на переговоры с работодателем вовремя приходить.

Данные выплаты являются распространенным видом государственной поддержки граждан, которые находятся в поиске работы. Если на другие социальные выплаты со стороны государства человек может рассчитывать лишь при соответствии определенным условиям, то на данную поддержку имеет право практически каждый человек, в отношении которого было принято решение о порядке признания гражданина безработными. Однако не стоит забывать, что период подобных выплат не безграничен.

Величина ежемесячных выплат зависит от срока, в течение которого человек не работал, а также от того, работал ли гражданин до обращения на биржу труда. Категории граждан, которых уволили из организаций на любом основании в течение года, предшествующему началу безработицы, выплаты по безработице начисляются так:

  • в первые 3 месяца без работы – 75 % от среднемесячного заработка, который гражданин получал на последнем месте работы;
  • в следующие 4 месяца – в размере 60 %;
  • дальнейшие месяцы — в размере 45 %.

Положения по признанию лица неработающим не применяются в отношении:

  • граждан в возрастной категории до 16 лет;
  • получателей пенсионных пособий, выплачиваемых при достижении определенного возраста или за выслугу;
  • лиц, отказавшихся вариантов ЦЗН;
  • человека, который раньше не трудился и не обладает специальностью, если он не стал проходил обучение от службы занятости;
  • лиц, которые за десять дней не появились в службе занятости чтобы узнать про предложения о работе;
  • тех, кому судебный орган назначил наказания в форме исправительных работ;
  • граждан, предоставивших ложные сведения;
  • людей, не являющихся в ЦЗН для прохождения регистрационных мероприятий в качестве неработающих.

В эти два варианта, поступивших человеку от центра занятости, включается работа временная либо постоянная. Если человеком получил отказ, он не поставлен на учет как неработающий – гражданин вправе посетить ЦЗН повторно. Чтобы второй раз подать бумаги нужно подождать месяц с момента вынесения отказа.

Данный вид выплат является мерой государственной поддержки. Предназначена для лиц, стоящих на учете в качестве безработных. Для получения выплаты достаточно стоять на учете в ЦЗН, в то время, когда для других пособий необходимо отвечать определенным условиям. Период, на протяжении которого гражданин получает выплату, ограничен. Размер выплаты зависит от того, в течение какого времени человек не работал. Учитывается факт того, трудился ли гражданин по направлению, выданному службой занятости.

Если человека уволили из организации в течение 12 месяцев перед тем, как получен безработного, то выплаты начисляются по определенной схеме. На протяжении первых трех месяцев гражданин получает три четверти от средней зарплаты, которую он получал по последнему месту работы. Следующие четыре месяца выплата равна двум пятым от зарплаты. Оставшееся время – 45 процентов.

Постепенное снижение размера выплаты связывается с тем, что человек не должен бездействовать. Он самостоятельно подыскивает новое место работы. Для скорейшего восстановления материального положения необходимо быстро найти работу. За первые три месяца после расторжения трудовых отношений можно подыскать новое место.

Закон устанавливает ограничения относительно предельной и минимальной суммы пособий. В первом случае она не превышает установленного в регионе прожиточного минимума. Во втором – не может быть менее одной пятой от этой величины. Выплаты чаще всего назначаются не больше, чем на 12 месяцев. Суммарные начисления составляют 1,5 года. Если за это время человек не подыскал подходящую работу – он вправе повторно обратиться за пособиями.

В этой ситуации сумма не превышает одной пятой от прожиточного минимума. Если человек начинает работать – в соответствии с законом выплаты пособия прекращаются. В это же время происходит снятие человека с учета.

Порядок и условия признания гражданина безработным отражены законодателем. Их необходимо соблюдать при постановке на учет. Реализуется процедура сотрудниками ЦЗН.

Вопрос 129. Правовой статус безработного. Порядок и условия признания граждан безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (ст.

3 Закона о занятости). Регистрация безработных граждан производится в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.

Порядок и условия признания граждан безработными.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), – паспорта и документа об образовании.

  • При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
  • Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
  • Безработными не могут быть признаны граждане:
  • -не достигшие 16-летнего возраста;
  • -которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • -отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах служ-бы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • -не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • -осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • -представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
Читайте также:  В 2023 году размеры пенсий неработающих граждан повысят на 4,8%

-занятые граждане (ст. 2 Закона о занятости).

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными (п. 4 ст. 3 Закона о занятости).

Правовой статус безработного – совокупность прав, обязанностей и ответственности безработного, а также гарантии материальной и социальной поддержки безработного (ст. 8-13, 27-37 Закона о занятости).

  1. Безработные граждане имеют право:
  2. -на выбор места работы (ст. 8 Закона о занятости);
  3. -на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости (ст. 9 Закона о занятости);
  4. -на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона о занятости);

-на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 11 Закона о занятости).

  • Безработным гражданам гарантируются (ст. 12 Закона о занятости):
  • -свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
  • -защита от безработицы;
  • -бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
  • -информирование о положении на рынке труда;
  • -социальная поддержка (ст. 28 Закона о занятости);
  • -осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
  • -бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
  • -компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

В российском законодательстве не существует определения “безработный гражданин”, но в ст. 3 Закона о занятости названы условия, при которых гражданин может быть признан безработным: он должен быть трудоспособным, не иметь работы и заработка, должен искать работу и быть готовым приступить к ней, быть зарегистрирован в органах службы занятости.

Не могут быть признаны безработными граждане:

— не достигшие 16-летнего возраста;

— которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона о занятости, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

  • — отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера (при этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды);
  • — не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • — представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
  • — осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

Вы не получите пособие по безработице, если вы:

  • Моложе 16 лет.
  • Получаете пенсию по старости или за выслугу лет.
  • Находитесь в местах лишения свободы или на исправительных работах.
  • Работает по трудовому договору.
  • Выполняете оплачиваемую работу или реализуете продукцию по договору.
  • ИП, нотариус, адвокат или самозанятый.
  • Проходите военную, альтернативную гражданскую службу или службу в иных органах.
  • Обучаетесь очно.
  • Заняты в подсобных промыслах, являетесь членом КФХ, производственных кооперативов, артелей.
  • Учредитель (участник) коммерческих организаций.

Если вам отказали в признании безработным, можно снова обратиться в службу занятости через месяц.

До 31 июля 2021 года для тех, кто остался без работы, действует упрощенный порядок подачи заявлений на пособие по безработице и регистрации в центре занятости. Заявление можно подать через Госуслуги.

Заявление о признании банкротом безработного

Форма подачи заявления в арбитражный суд и документы, которые следует к нему приложить в качестве доказательства перечисленных в заявлении обстоятельств, регламентируются статьей 213.4 ФЗ № 127 и статьями 131-132 ГК РФ.

Заявление о банкротстве гражданина — 45,8 КБ

Список документов для банкротства — 25,5 КБ

В заявлении нужно указать о том, что вы не работаете, и как давно. Приложите документы, подтверждающие факт увольнения — трудовую книжку, приказ об увольнении, справку 2-НДФЛ за последние 3 года. Встаньте на учет в ЦЗ перед банкротством и представьте справку об этом, чтобы суд видел, что вы стараетесь найти работу.

Если вы не регистрируетесь как безработный, поскольку имеете неофициальный доход — это не будет причиной для отказа в банкротстве. Человек вправе оказывать разовые услуги или выполнять работы, пока ищет постоянно место занятости.

Также можно зарегистрироваться как самозанятый. Это лишит вас права на пособие по безработице, зато позволит легализовать доходы. Важно, что при банкротстве у вас не будут забирать все доходы — человеку оставляют прожиточный минимум, а если на иждивении дети, неработающий супруг — сумма будет увеличена на МРОТ для каждого иждивенца. Алименты также будет удерживаться и перечисляться родителю.

Что будет с деньгами и пособиями безработного при банкротстве

Общее правило. В течение 3 дней с даты введения банкротства гражданин обязан передать финуправляющему свои банковские карты и счета, пин-коды и пароли. Распоряжаться деньгами в период, пока идет процедура, будет финуправляющий — деньги зачисляются на спецсчет, с которого будут проводиться расчеты с кредиторам. Если есть накопления, деньги на вкладах, их заберут для расчетов с кредиторами.

Важно, что с даты введения процедуры банки, МФО, приставы не вправе требовать оплаты от должника — они подают заявления в дело о банкротстве и смиренно ждут выплаты по итогам продажи имущества (на практике они дожидаются только списания долгов).

Как это происходит на практике — у безработного гражданина постоянных доходов нет, или если они есть, то небольшие — на уровне прожиточного минимума. Но есть пособие по безработице. Из этого пособия приставы и кредиторы уже ничего не получают — деньги должник тратит на жизнь.

Карточки и счета безработный также обязан передать финуправляющему в течение 3 дней после введения процедуры. Управляющий будет переводить или выдавать должнику ежемесячно сумму регионального прожиточного минимума (на самого банкрота + его иждивенцев). Пособие по безработице в РФ ниже прожиточного минимума, кредиторам эти деньги не достанутся.

Социальные выплаты не попадают в конкурсную массу по делу о банкротстве.

Для примера рассмотрим несколько ситуаций.

  1. Должник живет сам, у него нет семьи и лиц, находящихся на его иждивении. Он официально состоит на учете в Центре занятости населения и получает пособие по безработице в размере одного прожиточного минимума.

    Во время процедуры банкротства пособие по безработице не рассматривается как средства для покрытия задолженности перед кредиторами. Эта сумма является неприкосновенной.

  2. Должник официально имеет статус безработного, получает пособие по безработице. У него есть двое несовершеннолетних детей, за которых он ежемесячно получает детские пособия, установленные ему законом.

    Во время банкротства детские пособия, разовые выплаты, алименты, материальная помощь и мат. капитал не изымаются в пользу кредиторов. Пособие по безработице либо доход в пределах МРОТ оставляют банкроту на проживание.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *