10 основных причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10 основных причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


И вернемся вновь к детям. Родителям необходимо предпринять все возможные меры, чтобы уберечь ребенка от опасности на дороге. Порой очень сложно выявить виновника ДТП, потому что оно случается по причине многих субъективных факторов. Хотя в первую очередь ответственность должны нести водители, родители и равнодушно проходящие мимо люди.

ДТП могут быть разными. Машины могут столкнуться, наехать на пешехода, велосипедиста, на дом или ограду. Груз, если он плохо закреплён, может упасть с машины. Во всех этих случаях обязательно есть дорога, движущееся по ней транспортное средство и причинение вреда (материального ущерба). Если сочетаются эти три условия, событие называется ДТП.

Правила, регулирующие дорожное движение (ПДД) обязательны для всех – и для водителей, и для пешеходов. Они имеют силу закона. Как только человек ступил на дорогу, он становиться Участником дорожного движения. И взрослый, и ребёнок обязаны помнить, что движущийся автомобиль – это опасность. Правильно оценивать опасность – признак взрослого человека.

В 2018 году уже произошло более ста тысяч аварий, которые привели к ранениям или гибели людей, в том числе 7500 детей, а ведь год ещё не кончился.

Почему же так происходит?

Девять из десяти пострадавших детей нарушили ПДД. Задумайтесь об этом: соблюдение Правил могло бы сберечь жизнь и здоровье шести тысячам детей! Если ты считаешь, что Правила написаны для кого-то другого, вспомни, что так думали и эти тысячи детей, а сейчас они расплачиваются за своё легкомыслие. Недопустимо переходить дорогу где попало, играть вблизи движущихся машин, выбегать на дорогу, не оглядевшись! Бордюр разделяет дорогу и тротуар. Это две разных территории, на которых действуют разные правила.

Люди часто пренебрегают мерами пассивной безопасности. Ремни безопасности, специальные подголовники, удерживающие устройства придуманы для уменьшения риска получения травмы. Отказываться от них – это не храбрость, а глупость.

Статистика показывает, что число ДТП неодинаково в разное время суток. Наибольшей опасности дети подвергаются по дороге в школу, из школы или после захода солнца (особенно подростки 13-14 лет). Родители считают, что их дети достаточно самостоятельны, да и сами дети так думают, но с числами не поспоришь. Ответственный родитель сумеет объяснить ребёнку, к чему может привести легкомысленное отношение к дорожному движению.

Довольно часто пострадавший отделывается ушибами, растяжениями, мелкими ранами, но четверть пострадавших детей получают переломы, сотрясение мозга, другие травмы головы, переломы и ушибы позвоночника и внутренних органов. Перелом срастётся, но рука или нога уже никогда не будут полностью здоровы! Сотрясение грозит не только долгим лечением; его последствиями могут стать головные боли, нарушения зрения и памяти. Контузия ещё более опасна. Многие из этих травм несовместимы с жизнью. А ведь использование ремней безопасности может уменьшить смертность детей в ДТП наполовину!

Что ты можешь сделать, чтобы очередной беды не случилось?

Ты должен знать и соблюдать ПДД. Это простая инструкция, выполнять её несложно.
Ты должен быть внимательным на дороге или вблизи от неё.
Используй ремни безопасности (это тоже написано в Правилах).
Легкомыслие часто равно трагедии. Бравада, показная храбрость, ложная гордость не стоят твоей жизни. Береги себя и других людей.

8 класс по ОБЖ. На дорогах

Немаловажным фактором дорожно-транспортных происшествий является влияние погодных условий. Этот показатель не отражен в статистике ГИБДД, т.к. он не учитывается в качестве причин ДТП. А при наличии негативных метеорологических условий, как правило, все сводится к вине водителя с указанием на нарушение правил дорожного движения, а именно коварного пункта 10.1 ПДД, в соответствие с которым водитель должен вести транспортное средство с учетом метеорологических условий, а при возникновении опасности для движения он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Поэтому просто обозначим основные причины, которые могут привести к ДТП при плохих погодных условиях.

В летний период времени опасным является момент начала дождя. На асфальте образуется грязевая пленка из пыли, песка, горюче-смазочных материалов, а на раскалённом солнцем асфальте образуется еще и паровая пленка, это резко уменьшает трение, т.е. уменьшает сцепление автомобиля с дорожным полотном. Проще говоря, поверхность становится скользкой, а значит, возможны заносы транспортного средства, кроме того, на полную остановку автомобиля уйдет намного больше времени, и тормозной путь увеличится.

Во время ливня, дождя ухудшается видимость дороги, на мокром асфальте уменьшается трение автомобильных шин с дорожным покрытием, увеличивается вероятность попасть в яму из-за скрытых лужами ям.

Значительно снижает видимость дороги и обстановки пути туман, при этом расстояние до предметов кажется больше, чем есть на самом деле. Ураганный ветер оказывает боковое давление на автомобиль, как следствие автомобиль может изменить траекторию движения или даже перевернуться. Кроме того, в летний период времени водитель во время движения может быть ослеплен солнцем.

Читайте также:  Основные положения, права и правила учебного отпуска военнослужащего

Из-за каких нарушений чаще всего происходят аварии

За 10 лет группа лидеров среди видов ДТП изменилась. Раньше первое место занимал наезд на пешехода (40,6%), следом шли столкновение (35,3%) и опрокидывание транспортных средств (13%).

Начиная с 2014 года в среднем 40% от общего количества ДТП — это столкновение автомобилей, 31% — авария с пешеходом, и около 8% — опрокидывание транспортных средств.

За весь период исследований максимальное число погибших фиксируется в результате столкновения транспортных средств (41-44%) и наезда на пешехода (29-31%).

Основными причинами ДТП по типу «столкновение транспортных средств» называют:

Отдельно стоит упомянуть проблему пьяного вождения. За 10 лет доля ДТП по этой причине стабильно оставалась на уровне 6-8%. При этом, как утверждают авторы аналитического отчета «Анализ структуры, причины и условий дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за период с 2008 по 2018 год» уровень выявляемости такого вида нарушений ПДД не превышает и 11 процентов.

Рост количества ДТП идет постепенно с начала года. Пик обычно приходится на период с августа по октябрь.

Такую статистику можно объяснить интенсивностью и скоростью транспортных потоков, а также человеческим фактором — в том числе фактором адаптации участников дорожного движения к смене погодных условий и сокращению длительности светового дня. При этом неблагоприятные метеоусловия — туман, дождь, снегопад — оказывают точечное сезонное влияние на показатели ДТП, в то время как наибольшее количество аварии происходит в ясную либо пасмурную погоду.

Где чаще всего происходят аварии? Установлено, что основная зона локализации ДТП — улично-дорожная сеть городов и населенных пунктов. На этих территориях с 2008 по 2018 год количество происшествий снизилось со 156 409 до 129 265 ДТП. При этом число погибших снизилось с 16 704 до 8 914 человек.

Для сравнения — на дорогах вне городов и населенных пунктов в 2008 году произошло 61 291 ДТП. А в 2018-м — 36 124 аварии. Смертность уменьшилась с 13 083 до 8 682 человек.

Однако число погибших в расчете на 100 ДТП на автомобильных дорогах (вне городов и населенных пунктов) на протяжении десятилетия в три раза превышает показатель на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов — 8,4 против 27,2 в 2008 году и 6,7 против 24,6 в 2018 году соответственно.

Трассы следует считать основной зоной риска — на них водителям следует быть особенно внимательными. Так, в городах и населенных пунктах в среднем три из пяти участников дорожного движения скончались на месте ДТП до прибытия скорой медицинской помощи. А на дорогах вне городов и населенных пунктов доля погибших на месте ДТП составляет три четверти. Этот факт можно объяснить не только ограничениями скоростного режима, но и возможностью своевременного оказания медицинской помощи.

1. Превышение скорости. Современные люди всегда спешат на работу, учебу или отдых, пренебрегая правилами дорожного движения. На большой скорости, особенно неопытный водитель, не всегда успевает вовремя затормозить. Это может привести к ДТП.

2. Неудачное маневрирование. Можно поставить на второе место среди основных причин ДТП. Бывают очень уверенные и наглые водители, которые без предупреждения совершают резкие маневры, создавая аварийную ситуацию.

3. Пользование гаджетами во время езды. Современные водители любят разговаривать по телефону или отправлять сообщения за рулем. Это все отвлекает от дороги и нередко приводит к ДТП.

4. Несоблюдение дистанции. Этим пренебрегают большинство водителей, особенно когда спешат. При этом за рулем очень легко отвлечься на посторонние факторы, что приводит к столкновению двух транспортных средств.

Что касается динамики уровня детской смертности из-за ДТП, в период с 2005 по 2014 год она изменилась следующим образом:

  • В 2005 год на каждые 100 тысяч детей приходилось приблизительно 5,8 смертей из-за аварии, связанных с транспортом.
  • В 2010 году этот показатель уменьшился до 3,8 ребенка на каждые 100.000 детей.
  • В 2014 году он продемонстрировал тенденцию к снижению и составил 3,6.

Но, это не говорит об утешительной статистике, так как тяжесть последствий после ДТП с детьми в этот же период существенно выросла. И вот, как выглядят цифры в соответствии с данными Росстата:

  • Если в 2005 календарном году количество последствий для здоровья на каждую 1000 ДТП испытали 1073 ребенка.
  • То уже в 2014 году эта цифра составляла 1102 несовершеннолетних граждан РФ.

Как видно из приведенных данных по годам, за неполных 10 лет процент пострадавших детей с тяжелыми последствиями вырос на 2,55%. Если говорить о других показателях, то они выглядят следующим образом:

  • Снижение общего числа погибших за 8 лет до 2012 года на 18%.
  • Увеличение числа раненых по причине ДТП на дорогах и улицах увеличилось на 2,86%.
  • Количество аварий уменьшилось на 2,58%.
  • Число погибших детей снизилось на 26,33%.
Читайте также:  Медсправка на права 2023: документы для получения и порядок прохождения комиссии

Статистика причин ДТП

Госавтоинспекция ежегодно приводит статистические данные основных причин аварийности, чтобы можно было привлечь внимание участников дорожного движения к существующим проблемам и найти способы снизить количество дорожных происшествий.

В таблице приведены данные за 2020 и начало 2020 года:

Причина дорожной аварии Количество аварий Пострадало, чел. Со смертельным исходом
Нарушения правил движения водителями 140 546 132 218 43 542
Нарушения пешеходами 38 564 32 134 27 976
Превышение скорости 123 629 146 052 28 673
Алкогольное опьянение 87 563 67 081 35 739

Если требуется помощь сотрудников ГИБДД, то придется дождаться их приезда. Совместно с инспектором составляется протокол ДТП, причем работник ГИБДД записывает показания всех участников происшествия, а также может опросить свидетелей.

Водители должны получить от инспектора копии всех составленных документов, так как только при их наличии можно рассчитывать на компенсацию от страховой компании.

Работники ГИБДД выполняют разные действия:

  • выявляют пострадавших;
  • подготавливают протокол и другие документы, имеющие отношение к аварии;
  • обеспечивают сохранность доказательств;
  • устанавливают всех участников ДТП;
  • находят свидетелей или доказательства, представленные записями с камер наблюдения;
  • при необходимости ими организуется дальнейшее движение автомобилей по дороге.

Нередко автовладельцы скрываются с места происшествия, поэтому в обязанности инспектора входит выявление примет машины, после чего владелец автомобиля объявляется в розыск.

Порядок действий при аварии

Быстрые и эффективные действия могут помочь облегчить положение и уменьшить последствия. Однако в чрезвычайных ситуациях люди не всегда адекватно себя ведут и не всегда могут быстро и правильно реагировать на ту или иную ситуацию.

Если произошла авария, в которой пострадал транспорт, либо человек или животное получили травму, нужно обязательно остановиться, даже если это была не ваша вина.

Важно! Если попавший в аварию автомобиль создаёт опасность там, где он находится, его разрешается сместить на обочину после качественной видео- и фотосъёмки с разных ракурсов. В других случаях не разрешено самостоятельно двигать предметы, которые имеют отношение к ДТП.

Нужно предпринять определённые шаги, чтобы убедиться, что все в безопасности, и выполнить нужные действия по оказанию помощи. Для этого надо следовать инструкции, описанной ниже. Тогда получится вовремя начать процесс страхового возмещения, если это понадобится.

Аббревиатура ДТП знакома практически каждому человеку, даже тем, кто не водит машину и не имеет прав, но что это такое понимают до конца не все. Используется данное понятие для определения аварий с участием автомобилей, мотоциклов, пешеходов и общественного транспорта. Явление частое, ведь каждый год в результате ДТП погибают множество людей, сотни становятся инвалидами. Основные признаки:

  • Событие случается при передвижении транспорта и происходит независимо от воли человека.
  • Задействовано минимум одно ТС, самоходная техника или велосипед, мотоцикл.
  • Одна из сторон или обе понесли убытки, выраженные во вреде здоровью или поломки автомобиля.

Основной причиной ДТП является недисциплинированность участников движения. Термин «дорожное движение» определяет динамическую систему, образующуюся в результате взаимодействия водителей, автомобилей, пешеходов, велосипедистов и других его участников. Понятно, что безопасность движения зависит от правильного поведения всех его участников. Это обстоятельство можно характеризовать как недостаточную изоляцию автомобильных потоков от других участников движения и в первую очередь от пешеходов. Наши и зарубежные статистические исследования убедительно показывают, что на автомагистралях, по которым запрещено движение тихоходных транспортных средств (ТС) и пешеходов, относительные показатели аварийности (например, количество ДТП на 1 млн км пробега) в три-четыре раза ниже, чем на дорогах, открытых для всех участников движения.

Важным фактором, обусловливающим сложность решения проблемы БД, является недостаточная обеспеченность автомобильного транспорта соответствующими всем параметрам дорогами. При этом разрыв между численностью парка автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети (УДС) увеличивается. Если парк автомобилей увеличивается примерно на 10% в год, то прирост протяженности дорог не превышает 1%. Следствием этого является постоянное увеличение стесненности дорожного движения, а, следовательно, резкое учащение непосредственных контактов, взаимодействия участников движения, которое во многих случаях носит характер конфликтных ситуаций, часто перерастающих в ДТП.

Решение проблемы БД зависит от трех факторов:

— социального, связанного с деятельностью человека (водителя, пешехода, профессиональных работников автомобильного транспорта, ГИБДД, дорожного хозяйства);

— конструктивного совершенствования транспортных средств и автомобильных дорог, включая технические средства управления ДД;

— окружающей среды, включая государственную политику в области обеспечения БД, систему безопасности движения и структуру управления ею, законодательно-правовые аспекты БД и другое.

Какой из перечисленных факторов главный? В решении таких глобальных проблем необходим комплексный, государственный подход и объективно все эти факторы являются одновременно главными и все же приоритет необходимо отдать социальному фактору. Безопасность ДД является прежде всего объектом социальной политики, поскольку это жизнь и здоровье граждан страны, а все остальные аспекты следует рассматривать лишь в качестве обеспечивающих систем.

Читайте также:  Что нужно знать про новый отчёт ЕФС-1 с 2023 года

Рассматривая роль государства в решении проблемы БД, следует оценивать две стороны этого вопроса. Первая — государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении цивилизованные средства, чтобы защитить своих граждан от опасностей автомобилизации. Вторая — осознание самими гражданами необходимости беспрекословного выполнения требований государства по обеспечению БД, т. е. необходима система мер убеждения и принуждения.

Таким образом, обеспечение безопасности движения на AT — это часть общегосударственной проблемы дорожной безопасности, которая является комплексной и многоплановой и поэтому требует для своего решения активного участия представителей различных областей знания и секторов народного хозяйства.

Чаще всего происшествия на дорогах происходят из-за различных поломок светофора. Самый плохой случай — это когда на перекрестке светофор во все стороны показывает зеленый сигнал, ведь, не разобравшись, автомобили могут двигаться на зеленый свет со значительной скоростью. В этом случае аварии не избежать, могут быть даже тяжелые последствия.

Если такое произошло, вина будет снята с участников дорожного движения. Всю ответственность понесет ГИБДД и дорожные службы.

Помимо этого, светофор может вообще не гореть или постоянно показывать мигающий желтый сигнал.

Иногда случается и так, что на неисправном светофоре в одну сторону все время горит зеленый сигнал, а в другую — красный. Это вносит определенную долю неразберихи. В конце концов, водитель, который очень торопится по своим делам, может просто дождаться момента, когда дорога будет свободна и попытаться проехать перекресток. Если при этом случится авария, виноватым будет признан водитель. Хотя, если по-честному, изрядная доля вины лежит на ГИБДД, так как именно они не устранили поломку светофора. Правильным решением в такой ситуации будет либо поехать по другой дороге, либо позвонить в ГИБДД и сообщить о неисправности.

По каким причинам возникают происшествия?

Причины ДТП являются многочисленными, но наиболее часто они возникают из-за невнимательности, халатности или неграмотности водителей. Некоторые владельцы автомобилей вовсе не знают основные положения ПДД, поэтому регулярно нарушают данные правила, что часто приводит к ДТП.

Нередко после происшествия не получается определить, в чем основания причина происшествия. При таких условиях судом назначается экспертиза ДТП, заключающаяся в комплексном изучении всех обстоятельств аварии.

К основным причинам, по которым возникают аварии, относится:

  • водители нарушают ПДД;
  • автовладельцы обладают недостаточным опытом и квалификацией, чтобы оперативно среагировать на какую-либо аварийную ситуацию;
  • имеется какая-либо техническая неисправность в машине;
  • неправильно расположен груз;
  • плохо закреплен груз на автомобиле;
  • участники дорожного движения ведут себя неправильно, причем сюда относятся не только автовладельцы, но и пешеходы или велосипедисты;
  • дорожные условия являются неудовлетворительными, поэтому не могут оптимально водители реагировать на большое количество снега или сильный ливень.

По статистике наиболее часто аварии возникают из-за неправильной реакции водителей на те или иные обстоятельства. Дополнительно нередко пешеходы переходят дорогу в неположенном месте или на запрещенный цвет светофора.

Если требуется помощь сотрудников ГИБДД, то придется дождаться их приезда. Совместно с инспектором составляется протокол ДТП, причем работник ГИБДД записывает показания всех участников происшествия, а также может опросить свидетелей.

Водители должны получить от инспектора копии всех составленных документов, так как только при их наличии можно рассчитывать на компенсацию от страховой компании.

Работники ГИБДД выполняют разные действия:

  • выявляют пострадавших;
  • подготавливают протокол и другие документы, имеющие отношение к аварии;
  • обеспечивают сохранность доказательств;
  • устанавливают всех участников ДТП;
  • находят свидетелей или доказательства, представленные записями с камер наблюдения;
  • при необходимости ими организуется дальнейшее движение автомобилей по дороге.

Нередко автовладельцы скрываются с места происшествия, поэтому в обязанности инспектора входит выявление примет машины, после чего владелец автомобиля объявляется в розыск.

Профилактика травматизма

Предупреждение гибели и травматизма начинается с личной культуры участников движения, применения технических средств, предназначенных для обеспечения безопасности водителя, пассажиров, пешеходов. Для снижения количества раненых и погибших во время автокатастроф применяют:

  1. Детские автокресла. Родители должны проявлять заботу и обеспечивать защиту ребенка.
  2. Светоотражающие материалы. В сумерки и ночное время недопустимо идти вдоль дороги, переходить трассу в темной одежде. Водитель не сможет своевременно увидеть человека и уйти от столкновения с ним.
  3. Обучающие центры. Сегодня повсеместно создаются курсы и группы юных помощников полиции, где детей обучают, как избегать проблем во время движения по улицам города.
  4. Интернет-игры, позволяющие ребенку изучить знаки, понять специфику движения на дорогах.

Наибольшее количество случаев, результатом которых становится получение тяжелых травм и гибель людей, происходит по причине:

  • лихачества на красный свет светофора;
  • движения авто на высокой скорости по населенному пункту, во время гололеда, по трассе с плохим покрытием;
  • управление машиной после употребления спиртных напитков;
  • общение автомобилиста по телефону;
  • неисправность тормозной системы, подушек безопасности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *