Размер внешнего долга России на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер внешнего долга России на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.

Что такое внешний долг

Можно провести аналогию с бизнесом. Когда компания развивается и открывает новые направления, ей нужны заемные средства. Если организация сможет обслуживать все свои долги, то будет беспрепятственно расширяться. С другой стороны, бизнес, который ждет, пока у него хватит собственных средств, может остаться далеко позади.

С государствами работает похожая система. США – крупнейшая экономика мира, и при этом, у страны самый большой госдолг. ФРС должно своим гражданам, другим государствам, частным инвесторам. При этом, Америка продолжает исправно платить проценты, а дефолт все еще не предвидится.

Государственный долг к ВВП в России по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 17.0000 12.6000 17.0000 12.6000 -25.88%

Государственный долг в России по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 11559.7000 11559.7000 11559.7000 11559.7000 0.00%

Размер внешнего долга на душу населения

Дата проведения оценки Внешний долг на душу населения, $
2018 3540
2017 3527
2016 3486
2015 3539
2014 4100
2013 5072
2012 4440
2011 3767
2010 3420
2009 3262
2008 3381
2007 3270
2006 2202

График погашения внешнего долга РФ по видам долгов (Минфин)

Дата платежа Ценные госбумаги в валюте, млн $ Кредиты государств, международных организаций, млн $
2019 2 205 234
2020 5 078 189
2021 529 161
2022 2 529 125
2023 3 352 97
2024 352 88
2025 88 77
2026 3 088 6
2027 2 492 2
2028 2 588 1

Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:

  • Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
  • Кредиты для банков и других типов кредиторов.
  • Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.

Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.

Угроза первого с 1918 года дефолта по внешнему долгу

Санкции, введенные после российского вторжения в Украину, запрещают западным инвесторам операции с российским Минфином, Центробанком или Фондом национального благосостояния (ФНБ). В начале марта американский Минфин выдал временную лицензию, сделав исключение из санкций для «получения процентов, дивидендов или выплат по погашению в связи с долгами». Это позволило Минфину продолжать платить инвесторам и предотвращать дефолт по государственному долгу.

В конце мая министерство финансов США не продлило действие лицензии, по которой Россия обслуживала госдолг. После этого, как пишет агентство Bloomberg, для РФ начался обратный 30-дневный отсчет времени до возможного дефолта, поскольку к вечеру 27 мая держатели российских евробондов не получили купонные выплаты почти на 100 млн долларов. Россия настаивает, что внесла необходимые средства на счет в Национальном расчетном депозитарии, а значит выполнила свои обязательства, уточняет Bloomberg. Глава Минфина России Антон Силуанов заявил, что Россия продолжит обслуживать свой госдолг в рублях.

Читайте также:  6-НДФЛ: инструкция по заполнению и пример

Если в течение месяца инвесторы так и не получат деньги, наступит дефолт по внешнему долгу России — первый с 1918 года, когда большевики отказались платить по долгам царского режима.

За счет чего формируется долг

Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.

Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.

На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:

  • перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
  • перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
  • перед многосторонними партнерами-кредиторами;
  • по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
  • по гарантиям в иностранной валюте и т. д.

Интересные факты о внешнем долге РФ

8 августа 2021 г. Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР, выплатив свыше 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине.

Интересно: история доллара США

За 10 лет Россия простила 80 000 000 000 долларов государствам-должникам. Среди стран, которым были списаны задолженности:

  • Куба – 31,7 млрд$,
  • Ирак – 21,5 ,
  • Монголия – 11,1 ,
  • Афганистан – 11 ,
  • КНДР – 10,
  • Сирия – 0,9,
  • Вьетнам – 9,4,
  • Государствам Африки, среди которых: Ангола, Никарагуа, Эфиопия, Ливия, были прощены выплаты в размере боле 0,02 трлн долларов.

Российская Федерация имеет задолженность лишь перед одной державой – Южной Кореей в объеме 594 млн. $.

Нефтегазовые доходы бюджета

Доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов следующие три года будет сокращаться. Это связано и с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и сокращением спроса и общей добычи. Как уже было сказано выше, доля нефтегазовых поступлений сократится с 42% в 2022 году до 30,3% в 2025-м.

МинФин прогнозирует спад добычи нефти на 4,9% и добычи газа на 1,9% в 2023 году. Также в бюджет закладывается постепенное снижение стоимости барреля нефти марки Urals и газа.

  • Нефть. Предусматривается, что средняя цена экспортируемой из России нефти марки Urals составит 70,1 $/баррель в 2023г. и 67,5 $/баррель и 65 $/баррель в 2024–2025 гг соответственно. В 2020г. российская нефть стоила в среднем 41,73 $/баррель, 69,1 $/баррель — в 2021г. и, как предполагает проект федерального бюджета, 80 $ в 2022г.

Бюджетная консолидация

В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.

Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.

Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.

В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.

Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2023 году

Что такое внешний долг

Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.

Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.

Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.

Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.

Показатели, характеризующие внешний долг

Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.

Показатели делятся на две группы: отражающие потоки и остатки. К основным коэффициентам платежеспособности относится:

  • баланс процентных платежей и поступлений от экспорта;
  • соотношение внешнего долга и ВВП;
  • показатель устойчивости, указывающий на потенциал погашения;
  • показатель платежеспособности и ликвидности.

Состояние экономики государства оценивается по уровню налоговых поступлений и внешнего долга, а также по объему иностранной валюты в структуре долга, что повышает уязвимость от колебаний валютного курса.

Долги стран мира на 2021 год таблица

План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

Читайте также:  Правила въезда в ОАЭ для россиян в 2023 году

Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

Так что же с государственными долгами? В уходящем году они не только в ЕС, но и по всему миру росли, как на дрожжах. Настолько быстро, что в парламенте Германии народные избранники в какой-то момент потребовали остановить займы, но пыл охладил главный экономист ОЭСР Лоуренс Бун, который убедил, что будущий 2021 год — не лучшее время для ограничений займов.

В своём анализе он подчеркнул, что одалживать сегодня на международных рынках не только правильно для борьбы с последствиями пандемии, но и попросту дёшево. Сами деньги сегодня дешёвые, а значит не нужно себя ограничивать, считает эксперт.

  • Российские власти последнее время любят повторять – страна подошла подготовленной к кризису. Вся «подготовка» России заключается в изначально низком государственном долге – на начало 2020 года он не превышал 12,5% ВВП. Но всего за год суверенный долг вырос до 20% ВВП и теперь не является самым низким в мире.
  • В пересчете на рубли Россия должна 22 трлн руб. кредиторам, или чуть больше одного годового федерального бюджета. Но в 2021 году Россия должна будет уже 26,4 трлн руб. Это на 3,7% больше, чем было прописано в проекте бюджета, поскольку на финансирование дефицита бюджета уйдет 2,7 трлн руб., а на обслуживание госдолга – еще 1,7 трлн.
  • При этом в 2020 году Минфин уже занял почти 5,4 трлн руб., 4,4 трлн из которых пошли на латание дыры в бюджете, а 967 млрд руб. – на погашение предыдущих кредитов. Власти могли не использовать госдолг, а взять деньги из Фонда национального благосостояния, в котором находится 9 трлн руб. Но президент Владимир Путин поставил блок на использование средств «кубышки».
  • С одной стороны, госдолг России и в 24% ВВП можно считать не критичным. Однако нельзя забывать, что страна входит в число развивающихся стран и является сырьевой экономикой. Безопасным уровнем долга для такого типа стран считается 40% ВВП, для развитых же – 70%. При этом среди развивающихся стран средний уровень долга – 53,8%, по большей части из-за Бразилии (91,9%) и Индии (68,6%).
  • По словам министра финансов Антона Силуанова, долг в 20% ВВП для России – это «опасная черта» и правительству не очень хочется ее пересекать. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предостерегала власти от «неаккуратного» наращивания госдолга. Преимуществом России всегда был низкий долг на контролируемом уровне. Но кризис, вызванный коронавирусом, это преимущество у страны отнимает.

Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

Пополняется бюджет за счет:

  • налоговых поступлений;
  • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
  • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
  • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *