Как составить (изменить) учетную политику для целей бухгалтерского учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить (изменить) учетную политику для целей бухгалтерского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Нужно ли все-таки утверждать каждый год учетную политику?

Таким образом, законодательно–нормативные акты не содержат требований об утверждении каждый календарный год учетную политику.

Решение об утверждении учетной политики на новый календарный отчетный год принимается самим субъектом. Организация-компания самостоятельно устанавливает и закрепляет процедуру утверждения учетной политики либо ежегодно, либо по мере необходимости.

При принятии данного решения субъектом необходимо учитывать следующие факты:

• Если УП от периода к периоду не меняется, разумно применять принцип рациональности — вместо ежегодного утверждения учетной политики при ее первичном оформлении указать дату, начиная с которой указанный документ подлежит применению (вместо указания очередного года).

• Все изменения и дополнения в УП вносить, не «переутверждая» всю действующую УП, т. е. добавляя их при смене учетного метода — с начала года, при поправках в законодательстве — с момента вступления их в силу.

Что такое учетная политика

Учетная политика — это совокупность допускаемых законодательством способов ведения учета, определения, признания, оценки и распределения доходов и расходов, а также иных необходимых показателей финансово­хозяйственной деятельности1. Различают учетную политику для целей бухучета и для целей налогообложения.

Вести бухучет и составлять бухгалтерскую учетную политику должны все организации — как коммерческие, так и некоммерческие. При этом неважно, какой режим налогообложения они применяют — ОСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН2.

А вот индивидуальные предприниматели, независимо от применяемого режима налогообложения, могут бухучет не вести и бухгалтерскую учетную политику не составлять. Ведь они ведут учет в соответствии с налоговым законодательством3. Так что если им и понадобится учетная политика, то только налоговая.

Правила составления учетной политики

Каждая организация разрабатывает учетную политику, ориентируясь на особенности своей деятельности.

Но есть общие правила формирования учетной политики, которые касаются всех организаций и предпринимателей.

Правило 1. Если в ПБУ/НК есть лишь один способ (метод) учета имущества/операции, указывать его в учетной политике не нужно. Например, налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из дат — или на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, или на день получения оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей отгрузки10. Выбора здесь нет, поэтому и переписывать эти положения гл. 21 НК в налоговую учетную политику не нужно.

Организации, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превышала в среднем 15 млн руб., за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль11. Повторять эту норму гл. 25 НК в налоговой учетной политике ни к чему.

А вот закрепить в учетной политике, какой период у вас является отчетным по налогу на прибыль — месяц, 2 месяца и так далее до конца календарного года или I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, — необходимо12.

Правило 2. При составлении учетной политики указывайте способы учета только того имущества (тех операций), которое (которые) у вас уже есть или скоро появится. Не стремитесь записать в нее способы учета всех операций, по которым бухгалтерское и налоговое законодательство предоставляет вам право выбора.

Например, если у вас торговая деятельность, то зафиксируйте порядок определения покупной стоимости товаров и затрат на их доставку при их приобретении и продаже (выбытии). В то же время вам не нужно прописывать порядок учета готовой продукции и незавершенного производства, поскольку у вас их нет.

Если у вас есть товары, облагаемые НДС по разным ставкам, вам нужно разработать и утвердить правила раздельного учета НДС. Но вам это не нужно, если все продаваемые товары облагаются НДС по одной ставке и нет операций, освобожденных от НДС.

Когда у вас впоследствии впервые появится какая­то операция (будет куплено имущество), вот тогда вы и внесете дополнения в учетную политику, касающиеся ее (его) учета. И наверняка эти дополнения будут более продуманными, нежели те положения учетной политики, которые вы можете принять «на всякий случай» заранее (см. правило 7).

Правило 3. Из нескольких вариантов, допускаемых законодательством о бухучете и/или НК РФ, надо выбрать один наиболее подходящий вам вариант учета имущества (хозяйственной операции). Однако имейте в виду, что, если в законодательстве методика учета выбранного способа детально расписана, нет необходимости повторять ее в учетной политике.

Например, в бухучете можно выбрать один из трех вариантов списания материалов при их отпуске в производство и ином выбытии (продаже) — по стоимости каждой единицы, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО)13. Вы выбираете тот из них, который для вас удобнее. Допустим, вы выбрали метод списания по средней стоимости. А дальше еще надо определить, какой вариант оценки вы будете использовать — по взвешенной или по скользящей оценке.

Указываете его в приказе о бухгалтерской учетной политике, например: материалы списываются по средней себестоимости (по взвешенной оценке). А вот методику этого способа в учетной политике расписывать не надо, поскольку она изложена в п. 18 ПБУ 5/01, в пп. 75, 78 Методических указаний по бухучету МПЗ и в приложении 1 к ним14.

Правило 4. Если в НК методика применения какого­либо способа не прописана, ее можно взять из бухучета. Так, в гл. 25 НК предусмотрен выбор одного из трех методов списания товаров при их продаже — по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по средней стоимости, по стоимости каждой единицы15. Но в ст. 268 НК нет порядка применения ни одного из этих методов. В связи с этим методику можно взять из бухучета.

Допустим, вы выбрали метод списания по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Тогда его указываете в налоговой учетной политике. И, кроме того, дописываете еще, что товары оцениваются по методу ФИФО в том же порядке, который используется в бухучете — в п. 19 ПБУ 5/01, в пп. 76, 78 Методических указаний по бухучету МПЗ и в приложении 1 к ним14.

Санкции за отсутствие учётной политики

Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ.

Штрафы — не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.

Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!

Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?

На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.

В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.

Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.

Например, Налоговый кодекс предусматривает, что налогоплательщик вправе определять норму амортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Эти положения целесообразно в учетной политике зафиксировать утвердительно: «общество определяет норму амортизации», «общество определяет срок полезного использования данных основных средств как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником» и т.д.

Рекомендуется в учетной политике подтверждать учет налогоплательщиком убытков: «Налоговая база текущего отчетного (налогового) периода уменьшается на всю сумму полученного Обществом в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах убытка (убытков) или на часть этой суммы».

Можно попытаться закрепить в учетной политике какую-нибудь универсальную формулировку о принятии расходов в максимальных пределах, установленных Налоговым кодексом, если речь идет, например, о нормируемых расходах.

Учетная политика — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации на основании и в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и требованиями Налогового кодекса РФ.

Методика формирования Приказа об учетной политике организации.

Основание
2.1. Способ ведения учета: · учет ведет лично руководитель, · учреждается бухгалтерская (налоговая) служба как отдельные подразделения, · учет ведет бухгалтер (бухгалтера по налоговому учету), · учет ведет по договору специализированная организация или бухгалтер-специалист. пункт 2 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.2. Уровень централизации учета: · централизованный, · децентрализованный пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.3. Организационная структура учета: · линейная, · функциональная, · линейно-функциональная пункт 3 ст. 5 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.4. Формы первичных учетных документов: · не установленные законодательно разрабатываются самостоятельно и утверждаются как приложения к учетной политике, · операции оформляются первичными документами, предусмотренными в альбомах унифицированных форм. пункт 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, статья 313 НКРФ, пункт 2 ст.9 ФЗ о бухгалтерском учете
2.5. Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.6. Перечень документов составляемых в момент совершения операции и после завершения операций: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.7. График документооборота: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статьи 9,17 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.8. Форма учета бухгалтерского: · журнально-ордерная, · мемориально-ордерная, · упрощенная, · автоматизированная.налогового: · ручная · автоматизированная пункты 8,19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98, статьи 313, 314 НК РФ
2.9. Рабочий план счетов · для бухгалтерского учета формируется на основании типового плана счетов, утверждается в приложении · для налогового — формируется самостоятельно или не применяется пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313, 314 НК РФ
2.10 Обработка учетной информации: · ручная, · автоматизированная пункт 3 ст.6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313, НК РФ
2.11 Реестр форм регистров для бухгалтерского учета: · законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политикедля налогообложения: · разрабатывается на основе данных бухгалтерского учета, · используются рекомендованные формы, · регистры формируются самостоятельно. пункты 8, 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98, статья 313, 314 НК РФ
2.12. Инвентаризация состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций · законодательно не установлены, формируется организацией самостоятельно, утверждается в приложении к учетной политике статья 12 ФЗ о бухгалтерском учете, пункты 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, пункт 5 ПБУ 1/98
2.13. Внутренний контроль · организация создает контрольные службы или · передает контрольные функции отдельным работникам. пункт 3 ст. 6 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НК РФ
2.14. Формы отчетности · типовые · разработанные организацией Приказ Минфина № 67н
2.15 Способ представления отчетности · лично · по доверенности · по почте · в электронном виде пункт 6 ст. 13 ФЗ о бухгалтерском учете, статья 313 НКРФ
3. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Выбор одного из вариантов Основание
3.1 Амортизация основных средств Способ амортизации основных средств:
  • для бухгалтерского учета — линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет, пропорционально стоимости продукции,
  • для налогового — линейный или нелинейный

Учет активов стоимостью до 20 000 рублей.Установить стоимость, в пределах которой активы подлежат учету в составе материально-производственных запасов (не более 20 000 р. для целей бухгалтерского учета)Примененение льготы по амортизации для целей налогообложенияУстановить, будут ли разрешенные 10% от первоначальной стоимости включаться в состав расходов периода или будут амортизироваться в обычном порядке.

пункт 18 ПБУ 6/01, статья 259 НК РФ
3.2. Способ амортизации НМА · для бухгалтерского учета — линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально стоимости продукции, · для налогового — линейный или нелинейный пункт 15 ПБУ 14/2000, статья 259 НК РФ
3.3.Способ отражения амортизации НМА · с использованием счета 05 «Амортизация НМА» · на счете 04 «НМА» пункты 20, 21 ПБУ 14/2000
3.4. Переоценка основных средств · проводить переоценку , · не проводить переоценку пункт 15 ПБУ 6/01
3.5. Ремонт основных средств · решение о создании ремонтного фонда, · единовременное списание затрат. пункт 3 ст. 260, 324 НК РФ
3.6. Учет затрат по кредитам и займам · решение о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную пункт 6 ПБУ 15/01
3.7. Оценка финансовых вложений при выбытии · по первоначальной стоимости · по средней стоимости · способ ФИФО пункт 26 ПБУ 19/02
3.8. Учет материальных ценностей · с использованием счетов 15 и 16 · без использования счетов 15 и 16 Инструкция по применению плана счетов
3.9. Способ оценки запасов при отпуске в производство · по себестоимости единицы · по средней себестоимости · способ ФИФО пункт 27 ПБУ 5/01, пункт 8 ст. 254 НК РФ
3.10 Учет транспортно-заготовительных расходов · учет на счете 15 · включение затрат в фактическую себестоимость ценностей · учет на субсчете к счету 10 пункт 83 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
3.11. Оценка приобретаемых товаров · по покупным ценам · по фактической себестоимости · по продажным ценам для налогообложения · ФИФО · ЛИФО · средней себестоимости · стоимости единицы пункты 6, 13 ПБУ 5/01, подпункт 3 пункта 1 ст. 268 НК РФ
3.12. Оценка тары · по фактической себестоимости · по покупным ценам · по учетным ценам пункты 166, 182 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
3.13. Оценка незавершенного производства · по фактической себестоимости · по плановой себестоимости · по прямым статьям затрат · по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов пункт 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
3.14. Порядок признания выручки · в бухгалтерском учете — по мере готовности продукции или в целом по работе, · в налоговом — метод начислений и кассовый метод Инструкция по применению Плана счетов, статьи 271-273 НК РФ
3.15. Момент реализации товаров · по мере отгрузки статья 167 НК РФ
3.16. Учет выпуска готовой продукции · с использованием счета 40 · без использования счета 40 Инструкция по применению Плана счетов
3.17 Формирование резервов · резервы создаются (по видам) · резервы не создаются пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, статья 324(п.1), 265, 266, 267 НК РФ
3.18. Перечень прямых расходов организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). статья 318 НК РФ

Об изменении учетной политики в середине года

Разработанная при создании компании учетная политика применяется последовательно из года в год. В течение года в учетную политику для целей налогообложения можно вносить изменения и дополнения только в двух случаях:

  • если появились новые операции или вы освоили новый вид деятельности;
  • если в течение года внесены поправки в законодательство.

Других возможностей изменить в середине года ранее закрепленные методы учета нормами налогового права не предусмотрено.

Пересмотренные по собственному желанию правила можно применять только с нового года. И утвердить их до его начала — до 31 декабря.

Для целей бухгалтерского учета причины внесения изменений в учетную политику в течение года аналогичны. Их три:

  • при изменении законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных или отраслевых стандартов бухучета;
  • при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации;
  • при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта (например, реорганизации, изменении видов деятельности и тому подобного).

Когда надо менять учётную политику

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт.

УП можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Нужно ли учетную политику утверждать каждый год, если существенных изменений не было?

Нужно ли акционерному обществу утверждать каждый год учетную политику, если существенных изменений не было?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность ежегодно утверждать новую учетную политику (и бухгалтерскую, и налоговую), или переутверждать старую учетную политику нормами законодательства о бухгалтерском учете и НК РФ не предусмотрена, в том числе и для акционерных обществ.

В случае существенного изменения условий деятельности экономического субъекта в учетную политику могут быть внесены изменения (дополнения).

Обоснование вывода:

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику в целях бухгалтерского учете, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ). В настоящее время при формировании учетной политики применяются правила, установленные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

Учетная политика экономического субъекта формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем (п. 4 ПБУ 1/2008) и оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) (п. 8 ПБУ 1/2008). Способы ведения бухгалтерского учета, избранные при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Вновь созданная организация, а также организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную бухгалтерскую учетную политику в соответствии с ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Это одно из основных допущений, в соответствии с которым формируется учетная политика (п. 5 ПБУ 1/2008).

Однако внесение изменений в учетную политику зачастую необходимо, поскольку предусмотреть заранее все ситуации хозяйственной жизни предприятия невозможно.

Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.

При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
  • разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации.

Нужно ли все-таки утверждать каждый год учетную политику?

Таким образом, законодательно–нормативные акты не содержат требований об утверждении каждый календарный год учетную политику.

Решение об утверждении учетной политики на новый календарный отчетный год принимается самим субъектом. Организация-компания самостоятельно устанавливает и закрепляет процедуру утверждения учетной политики либо ежегодно, либо по мере необходимости.

При принятии данного решения субъектом необходимо учитывать следующие факты:

• Если УП от периода к периоду не меняется, разумно применять принцип рациональности — вместо ежегодного утверждения учетной политики при ее первичном оформлении указать дату, начиная с которой указанный документ подлежит применению (вместо указания очередного года).
• Все изменения и дополнения в УП вносить, не «переутверждая» всю действующую УП, т. е. добавляя их при смене учетного метода — с начала года, при поправках в законодательстве — с момента вступления их в силу.

При возникновении отдельных фактов, учетную политику нужно будет пересматривать в полном объеме, например, принято решение категорически поменять учет либо налоговый, либо бухгалтерский.

Изменение учетной политики при существенном изменении условий хозяйствования

Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с изменением видов деятельности, реорганизацией и т.п. Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с гражданским законодательством реорганизация юридического лица может происходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Таким образом, реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых юридических лиц. В двух случаях реорганизации (при присоединении и выделении) юридическое лицо не прекращает свою деятельность. В связи с этим реорганизованная организация может продолжать применять прежнюю учетную политику.

Пример 4. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем выделения из его состава ООО «Торговый Дом». До реорганизации ООО «Прогресс» занималось производственной и торговой деятельностью. После реорганизации это общество будет осуществлять только производственную деятельность, торговая деятельность передается ООО «Торговый Дом». В данном случае вновь созданное юридическое лицо — ООО «Торговый Дом» — будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

В то же время в соответствии с ПБУ 1/2008 при реорганизации организации в формах присоединения и выделения может происходить изменение учетной политики.

При реорганизации юридического лица в формах слияния и разделения осуществляется переход обязанностей и прав, в том числе имущественных, в порядке правопреемства к другим лицам. Эти юридические лица должны будут формировать новую учетную политику.

Пример 5. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем разделения на два юридических лица: ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал». Поскольку в результате реорганизации образуются новые юридические лица, ООО «Торговый Дом» и ООО «Сигнал» сформируют новую учетную политику.

Преобразование юридического лица в виде изменения его организационно-правовой формы может производиться без прекращения его деятельности. Так, согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. По единогласному решению всех акционеров общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Так как при преобразовании организация продолжает свою деятельность, лишь меняя организационно-правовую форму, то, следуя принципу последовательности применения учетной политики, необходимости в ее повторном утверждении нет.

Пример 6. Участники ООО «Прогресс» приняли решение о реорганизации общества путем преобразования в ОАО «Прогресс». Деятельность вновь созданного юридического лица не меняется. В данном случае ОАО «Прогресс» будет продолжать применять учетную политику, сформированную до реорганизации ООО «Прогресс».

Вместе с тем в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 при реорганизации организации может происходить изменение учетной политики. В этом случае вновь созданная организация оформляет соответствующим организационно-распорядительным документом вносимые в учетную политику изменения.

Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного существенным изменением условий хозяйствования, которые оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Нужно ли каждый год утверждать учетную политику

;• иные нормативные акты (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, письма и разъяснения Минфина и др.);В данных нормативных актах изложены основные принципы и требования по составлению учетной политики необходимые для осуществления определенной деятельности субъекта.Многие компании учетную политику формируют в отдельности, т.е.

по налоговому учету и бухгалтерскому учету, но законодательством не запрещено формировать единую УП, поэтому можно сформировать одну политику с разделами налогового и бухгалтерского учета.Следует отметить, что в статье 313 НК РФ содержатся требования о необходимости установления в УП порядка ведения налогового учета и утверждении УП для НУ приказом (распоряжением) руководителя фирмы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *