Зарядка для детского сада


Утренняя гимнастика в детском саду: цель зарядки, комплексы упражнений, методика проведения занятия и прочее

Утреннюю гимнастику неспроста называют ещё и зарядкой. Если в скором времени после пробуждения выполнить комплекс упражнений на все группы мышц, организм настроится на эффективную работу в течение всего дня. А если тренировка пройдёт под музыку и в увлекательной форме, то и настроение будет на подъёме! Гимнастика заряжает бодростью, энергией, чувством радости и удовлетворения. Это замечательное утреннее занятие и во многом традиция в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Утренняя гимнастика как часть образовательного процесса в детском саду

О важности выполнения физических упражнений после пробуждения известно всем родителям. Но в условиях современной жизни не всегда удаётся соблюдать правильный режим дня. Приём детей в детский сад начинается с 7:00, и многих ребят родители приводят без зарядки и без завтрака. Поэтому примерное начало буднего дня у дошкольников таково:

  • 6:30–7:00 — подъём, утренний туалет дома;
  • 7:00–8:10 — приём в группу детского сада;
  • 8:10–8:30 — утренняя гимнастика;
  • 8:30–9:00 — завтрак.

Для чего нужна зарядка? –Это вовсе не загадка —Чтобы силу развивать

И весь день не уставать.

П. А. Синявский

Утренняя зарядка призвана взбодрить детей и обеспечить положительный эмоциональный настрой

Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности. Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в детском саду. Цели утренней (гигиенической) гимнастики в ДОУ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.

Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции

Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Зарядка для дошкольников часто дополняется элементами дыхательной гимнастики и пальчиковыми играми. Утренние упражнения могут сочетаться с приёмами закаливания. Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности.

В процессе выполнения упражнений у дошкольников тренируется внимательность

Интересный факт. Во время выполнения зарядки активно вырабатывается эндорфин — гормон радости. Он отвечает за хорошее настроение и блокирует негативные эмоции.

Таблица: задачи утренней гимнастики в разных группах детского сада

Выполнение утренней гимнастики помогает организму пробудиться

Виды утренней гимнастики

Комплексы утренней гимнастики реализуются в общих принципах:

  • доступность: упражнения и игры соответствуют физической подготовке дошкольников, объяснения и показ понятны;
  • эффективность и польза: зарядка развивает детей, улучшает их физическое состояние;
  • позитивность: воспитанники ДОУ выполняют зарядку для хорошего настроения, если ребёнок не расположен к физической активности (болен, расстроен), его не принуждают заниматься.

Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь. Рассмотрим подробнее, какой бывает зарядка в детском саду.

Общеразвивающая гимнастика — простой комплекс упражнений, не объединённых каким-либо сюжетом, направлен на стимулирование двигательной активности. Выполнение движений, как правило, проходит по стихотворным текстам или под музыкальное сопровождение. Аудиозарядка проводится в детском саду с первой младшей группы, мелодия помогает малышам почувствовать темп движений. Утренняя гимнастика может проводиться под «живой» аккомпанемент в музыкальном зале или с использованием аудиозаписей.

Видео: утренняя гимнастика «Пионерская зорька»

«Пионерская зорька» была знакома всем детям в СССР. Каждое утро бодрый голос диктора на всесоюзном радио приветствовал октябрят и пионеров. Звучала приятная инструментальная музыка и давались чёткие команды к движениям. В настоящее время происходит переосмысление и переоценка деятельности пионерской организации, движение продолжает существовать, сохраняя проверенные временем методы советской педагогики. Классическая зарядка под бодрую музыку проводится в детских садах и школах.

Физические и игровые упражнения могут быть объединены какой-либо темой в соответствии с рабочей программой. Тематическая гимнастика в детском саду связана с природным календарём и праздниками: «Осень», «Зима», «Весна», «23 Февраля», «8 Марта», «День космонавтики» и др. Общей теме посвящены песни, мелодии, стихотворный материал, атрибуты, ролевые маски или шапочки.

Видео: тематическая утренняя гимнастика «Зима» в средней группе

Сюжетная зарядка — комплекс упражнений, объединённых какой-либо темой или построенных по незамысловатому сюжету. Младшие дошкольники любят истории и стихотворения про животных, с ними проводятся «Птичья зарядка» и «Зарядка про зверят». Для ребят старшего возраста интересны комплексы «Тренировка будущих космонавтов», «Аты-баты, мы солдаты», «Морское путешествие». Упражнения в сюжетной гимнастике связываются вымышленной историей или познавательным рассказом: о повадках животных и птиц, о службе в армии и на флоте, о подготовке космонавтов и т. д.

Видео: утренняя зарядка «Путешествие в Мурляндию» для детей 3–4 лет

«Путешествие в Мурляндию» — прекрасный образец утренней гимнастики для детей младшего возраста. Воспитатель подготовил комплекс упражнений совместно с музыкальным руководителем: во время зарядки звучат замечательные ритмичные мелодии, исполняются песенки. Помещение оформлено изображениями с кошками и плюшевыми игрушками. На лицах детей и педагога нарисованы усы. Ребята с радостью стремятся попасть в волшебную страну, выполняя для этого задания, и сами «перевоплощаются» в котят.

Утренняя гимнастика на кроватях и пижамная зарядка — упражнения, которые выполняются непосредственно после пробуждения. Этот вид зарядки возможен в круглосуточных ДОУ и детских садах-пятидневках, где дошкольники проводят полный день, в т. ч. остаются на ночь. Пижамная гимнастика помогает проснуться всему организму: происходит активное насыщение тканей и внутренних органов кислородом — мышцы и головной мозг приходят в тонус. Про ребёнка, выполняющего гимнастику сразу после подъёма, не скажут: «Поднять — подняли, а разбудить — забыли».

Видео: гимнастика после сна в детском саду

Пробуждающая гимнастика проводится также и в середине дня — после тихого часа. Комплексы упражнений для первой и второй половины дня используются одинаковые — направленные на бережное пробуждение организма. Как показано в видео, правильно выполнять упражнения под тихую медленную музыку. Можно использовать аудиозаписи звуков природы с инструментальным сопровождением (птичьи песни, звуки леса, шум дождя или моря).

К нетрадиционной зарядке относятся гимнастические комплексы с использованием необычного инвентаря. Это самодельные предметы из бросового материала: эспандеры, сенсорные коврики и дорожки, погремушки, гантели из пластиковых бутылок. Под контролем инструктора по физической культуре проводится зарядка с элементами аэробики (на степ-платформах) и применением спортивных тренажёров (мини-батутов, беговых дорожек).

Видео: утренняя гимнастика на степ-платформах в подготовительной группе

Как мы видим, зарядку проводит инструктор в спортивном зале. Степ-платформа кажется простым атрибутом. Но неправильная техника упражнений в аэробике может привести к чрезмерной нагрузке на суставы и даже травмам. Для проведения такой зарядки недостаточно консультации физкультурника, необходим постоянный контроль за аэробной нагрузкой.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Утренняя зарядка проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются с программой по физическому развитию: дети выполняют знакомые движения, во время зарядки не обучают новым играм. Гимнастические комплексы включают:

  • общеразвивающие упражнения для крупной и мелкой мускулатуры;
  • дыхательные упражнения и упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы;
  • строевые упражнения и игры: на построение, перестроение, повороты.

Для каждой группы детского сада планируется 10–12 комплексов утренней гимнастики. Они повторяются в течение учебного года с постепенным усложнением упражнений, дополняются новыми образами, стихотворными текстами, музыкой.

Утренняя гимнастика включает строевые упражнения, например, построение в колонны

Таблица: этапы проведения утренней гимнастики

Во время выполнения гимнастических упражнений у детей прорабатываются различные группы мышц

Рекомендации по проведению зарядки

Утренняя гимнастика проводится в просторном светлом помещении — в группе, музыкальном или спортивном зале. Комната хорошо проветривается перед началом занятия. Педагог и воспитанники надевают удобную одежду и обувь, желательно спортивную форму. Гимнастика после пробуждения (в круглосуточных садах) проводится без предварительного переодевания — рядом с кроватями, в пижамах или майках-трусах.

Одежда для зарядки должна быть удобной, эстетично смотрится одинаковая спортивная форма на воспитанниках

В тёплое время года утреннюю гимнастику рекомендуется проводить на свежем воздухе — на групповой площадке. Характер и интенсивность упражнений подбираются воспитателем в соответствии с температурным режимом и одеждой детей: чем холоднее на улице, тем активнее физическая активность. Осенью с наступлением заморозков и зимой зарядка проводится на улице с достаточно подготовленными детьми с целью закаливания.

В тёплое время года воспитатель и дети выполняют утреннюю гимнастику на участке ДОУ

Воспитатель делает зарядку вместе с младшими дошкольниками: дети повторяют движения за взрослым. Начиная со средней группы, педагог даёт словесное описание упражнений, обращает внимание на трудные движения и демонстрирует технику выполнения. Дети 4–7 лет делают утреннюю гимнастику самостоятельно (если не предусмотрено занятие со специальным незнакомым инвентарём/тренажёрами). Для показа движений выбирается один из воспитанников. Педагог следит за выполнением упражнений всех детей, в индивидуальном порядке исправляет технические ошибки в движениях. Воспитатель делает отдельное упражнение вместе с ребятами, когда чувствует необходимость в напоминании движений (например, по названию упражнения дети не вспомнили всех движений или путают порядок действий).

Старшие дошкольники выполняют гимнастические упражнения без показа движений инструктором

Во время утренней гимнастики воспитатель использует устный счёт и словесные указания, чередует их, тем самым задаёт ритм движениям. «Раз-два, три-четыре», «вправо-вправо, влево-влево» (выполнение наклонов корпусом). Когда инструктор становится наблюдателем, он обязательно продолжает считать (это нельзя поручать ребёнку, демонстрирующему движения). В старших группах к словесным указаниям добавляются жесты: движение рукой вниз — дети приседают на корточки, рука вверх — встают в исходное положение.

Для разновозрастной группы подбираются упражнения доступные всем ребятам. Приступают к выполнению каждого задания одновременно, действуют под счёт со словесными указаниями. Младшие заканчивают выполнять и отдыхают, старшие делают дополнительные подходы под счёт.

Когда показ движений осуществляет один из воспитанников, ритм зарядке задаёт воспитатель при помощи устного счёта

Таблица: примеры тематических комплексов для разных возрастных групп

Длительность утренней гимнастики

Общая продолжительность зарядки (от сигнала к сбору до команды разойтись после гимнастики) определяется возрастом детей:

  • в первой младшей группе — 4–5 минут;
  • во второй младшей — 5–6 минут;
  • в средней — 6–8 минут;
  • в старшей — 8–10 минут;
  • в подготовительной — 10–12 минут.

Темп утренней гимнастики высок. На демонстрацию движений, словесные инструкции, раздачу атрибутов отводится как можно меньше времени. Чем старше воспитанники, тем короче промежуток между упражнениями.

На раздачу инвентаря должно уходить минимум времени, поэтому подбираются простые предметы для зарядки (например, верёвочка с грузом)

Таблица: примерный временной план утренней гимнастики «Барбарики» в первой младшей группе
Таблица: примерный временной план утренней гимнастики «ПДД» в старшей группе

Таблица: конспект зарядки «Утренняя гимнастика с котом Леопольдом» (фрагмент)

Текстовый материал для утренней гимнастики в ДОУ

Как и любому виду детской активности, зарядке сопутствует словесное творчество. Детский фольклор существует в подвижных играх и утренней гимнастике в форме коротких ритмичных текстов. С их помощью дошкольники зазывают товарищей на зарядку, подбадривают к продуктивной работе, сопровождают маршевую ходьбу, приветствуют друг друга и прощаются.

Утренняя зарядка, к сожалению, существует как активность, организованная взрослым. Стишки и девизы передаются не от ребёнка к ребёнку, а от педагога или родителя — младшему поколению. Поэтому в детском саду воспитатель побуждает ребят к заучиванию и повторению текстов, чтобы однажды они смогли их использовать в проведении гимнастики со своими детьми.

Речёвки для зарядки могут быть использованы в оформлении спортивного уголка в группе

Примеры речёвок для утренней гимнастики в детском саду:

  • Чтоб расти и закалятьсяНе по дням, а по часам,Физкультурой заниматься,

    Заниматься надо нам.

  • Приучай себя к порядку,Делай каждый день зарядку.Смейся-смейся веселей,

    Будешь-будешь здоровей.

  • Всем известно, всем понятно,Что здоровым быть приятно.Только надо знать,

    Как здоровым стать.

  • Пусть летят к нам в комнатуВсе снежинки белые!Нам совсем не холодно —

    Мы зарядку сделали.

  • Малыши-крепыши вышли площадку.Малыши-крепыши сделали зарядку.

  • Зарядка всем полезна,Зарядка всем нужна.От лени и болезни

    Спасает нас она.

  • Зарядку делай каждый день:Пройдёт усталость, вялость, лень.

  • Если кто-то от зарядкиУбегает без оглядки,Он не станет нипочём

    Настоящим силачом!

Дети любят речёвки. Проговорить или прокричать девиз хором — это весело, как минимум. А главное, ощущается чувство сплочённости группы, благодаря не только произнесённой всеми вместе фразой, но и работе над общей важной целью — поддержанием здоровья.

Таблица: примеры тематических стихотворений для зарядки (составлено по материалам открытого доступа)

Наглядные материалы для утренней гимнастики

С целью создания положительной мотивации к выполнению гимнастики используются тематические картинки, игрушки, элементы декораций. Наиболее часто привлекательные для дошкольников предметы используются во время гимнастики в младших группах — с их помощью дети легче включаются в игровую ситуацию. Важно учитывать, что внимание малышей первым делом сконцентрируется на игрушках и ярких изображениях, поэтому наглядных материалов должно быть немного. Воспитатель даёт время ребятам рассмотреть атрибуты. Малышам допускается сообщить, что после продуктивной тренировки они смогут поиграть с фигурками.

На приведённой выше видеозаписи зарядки «Путешествие в Мурляндию» отлично показано, как оформить пространство спортивного зала тематическими предметами — интересно и не перегружая внимание малышей.

По мере освоения ребятами общеукрепляющих упражнений воспитатель обращается к настенным плакатам. Рекомендуется иметь в спортивном уголке комплекты печатных схем с упражнениями для разных возрастных групп. Изучать плакаты можно в качестве напоминания порядка движений упражнения и техники выполнения.

Галерея: комплексы утренней зарядки в картинках

Каждый ряд картинок представляет собой схему выполнения упражнений На плакате схематично изображён порядок выполнения упражнений с мячом и обручем Настенный плакат напоминает детям исходную позицию, порядок действий и двигательную технику упражнения «Хлопки» Какое исходное положение принять и как упражняться с кубиками, ребятам напомнит плакат Изображение забавного персонажа на плакате привлечёт внимание самых маленьких воспитанников Выполнять зарядку, повторяя движения за котиком, намного веселее Схема для отдельного упражнения может использоваться для объяснения техники в средней и старшей группах (вместо показа педагогом)

Анализ и диагностика утренней гимнастики в детском саду

Проводить мониторинг двигательных способностей и эмоционального состояния воспитанников во время утренней гимнастики необходимо с целью определения эффективности работы воспитателя (инструктора). Диагностика проведения зарядки помогает выявить методические неточности или ошибки в организации занятия, скорректировать комплексы упражнений в текущем календарном плане.

Рекомендуется анализировать гигиеническую гимнастику в сентябре и далее 2–3 раза в течение учебного года.

При анализе зарядки оценивают степень развития двигательных способностей детей и уровень методической грамотности педагога

План анализа утренней гимнастики:

  1. Возраст и количество воспитанников в группе.
  2. Место проведения зарядки.
  3. Форма одежды и обуви детей и воспитателя.
  4. Этапы зарядки и их длительность.
  5. Развивающие задачи каждого этапа: что было реализовано, соответствие заявленной длительности.
  6. Эффективность педагогических приёмов: показа, словесных инструкций, наглядного материала, индивидуальной помощи.
  7. Эмоциональное состояние воспитанников на каждом этапе зарядки.
  8. Вывод: требуется ли внесение корректировок или дополнений в гимнастический комплекс.

Утренняя гимнастика — обязательная часть обычного дня в детском саду. Только регулярные и грамотно организованные занятия будут эффективны в укреплении физического и эмоционального здоровья малышей. Большую работу проделывает воспитатель, разрабатывая комплексы зарядки для дошкольников разных возрастов: подбирает упражнения и музыку, придумывает увлекательные сюжеты, привлекает необычный инвентарь. Это ежедневный труд на благо подготовки здорового подрастающего поколения.

melkie.net

Комплекс динамической зарядки в детском саду

Филинская Светлана Комплекс динамической зарядки в детском саду

Комплекс динамической зарядки в детском саду

Виды и цели детской гимнастики

Кроме традиционной утренней зарядки с наклонами, приседаниями и маршированием по кругу, для деток существуют и другие виды гимнастики, причем и такие, которые требуют минимальных физических затрат, например, пальчиковая и артикуляционная.

Каждый вид гимнастики преследует как одну общую цель, так и конкретные задачи, в зависимости от вида гимнастики.

Общая цель гимнастики – избирательно влиять на группы мышц (или суставов, оказывать укрепляющее действие на организм в целом и его конкретные отделы.

Задачи утренней гимнастики (зарядки) в саду: «разбудить» детский организм и активизировать ребенка на учебную и игровую деятельность.

1. Оздоровительная (лечебная) гимнастика

Эта гимнастика направлена на профилактику и щадящее исправление уже существующих проблем: плоскостопие, сколиоз, слабый иммунитет и т. д.

2. Ритмическая гимнастика

Представляет собой комплекс простых упражнений, направленных на общее развитие скелетно-мышечной системы, выполняемых без остановки под ритмичную музыку. Такая гимнастика напоминает одновременно и танцы, и элементы акробатики, за что ее так любят ребятишки.

3. Артикуляционная гимнастика

В детских садах и дома полезно заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой. Это особый комплекс упражнений для развития подвижности речевых органов и выработки точного положения губ и языка для произнесения «проблемных» звуков.

4. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковой гимнастикой необходимо начинать занятия с детками еще первого года жизни, не дожидаясь детского сада. Простые упражнения развивают гибкость пальцев, координацию движений и мелкую моторику. А развитые пальчики – залог развитого интеллекта!

5. Гимнастика для глаз

После занятий или просмотра мультфильмов необходимо, чтобы отдыхали глаза. Несложную гимнастику для глаз можно выполнять, не поднимаясь с места.

6. Зарядка после сна

Чтобы детям было проще проснуться после сна, рекомендуется несколько упражнений для зарядки после сна.

7. Утренняя гимнастика в детском саду

Проводится утренняя гимнастика в детском саду либо специалистом-физинструктором в спортивном зале, либо самим воспитателем прямо в группе. Как правило, начинается зарядка за полчаса до завтрака.

1. Начинается зарядка с разминки – короткой ходьбы и легкого бега по кругу.

2. Следующим этапом может стать упражнение на укрепление шейных мышц: круговые движения головой, наклоны головы и повороты.

3. После этого выполняются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук. Например, упражнение «Вырастай-ка»:

4. Как делать: ноги на ширине плеч, спина ровная. На счет «раз» - руки перед собой прямо на уровне груди. «Два» - руки параллельно вверх, «три» -.в стороны, «четыре» - и. п. Повтор 3-7 раз.

5. Далее необходимы упражнения для укрепления ног: приседания, махи ногами, поочередный подъем ног под прямым углом и т. п.

6. Следующие упражнения должны быть направлены на включение в работу мышц туловища, спины и живота: наклоны вперед, назад, вбок; повороты туловища.

7. Завершением может стать спокойная ходьба с восстановлением дыхания.

Зарядка должна иметь среднюю продолжительность:

• для младших групп – 3-5 мин. ;

• для средних групп – 5-7 мин. ;

• для старших и подготовительных – до 12 мин.

Комплекс упражнений можно дополнять, однако важно, чтобы в равной мере в него входили как динамические, так и статические упражнения.

8. Оздоровительная (спортивная) гимнастика

Оздоровительная гимнастика показана как здоровым детям, так и с ослабленным иммунитетом, подверженным частым заболеваниям. Противопоказаниями к такому виду занятий являются:

• заболевания сердечно-сосудистой системы;

• болезни и серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата.

Оздоровительный эффект гимнастики достигается путем укрепления одних групп мышц и полного расслабления других. Проводить гимнастику должен профессиональный инструктор в саду либо в спортивном центре. Дома можно использовать упрощенный комплекс упражнений, которые не причинят вреда детскому организму. Никакой акробатики и насильных растяжек! Хорошо бы приобрести коврик для профилактики плоскостопия или изготовить его самостоятельно.

Проводить занятия с дошкольниками нужно в виде игры.

Примерный комплекс упражнений:

«Паровоз» (разминка)

Ходьба по кругу с вращением согнутых в локтях рук перед грудью на манер колесной пары: вперед друг через друга.

«Деревце»

Упражнение для укрепления спины, рук и плечевого пояса.

Как делать: ноги на ширине плеч, спина прямая. Выполнение действий вслед за словами:

Как у нашего крыльца посадили (наклон вперед) деревца.

Поливали, поливали (махи руками из положения наклон вперед,

А деревья подрастали (медленное поднимание туловища).

Доросли до крыши (руки вверх,

Ветер их колышет (махи руками над головой).

Наступила осень, ветер листья сбросил (опускание рук с ритмичными потряхиваниями кистей).

«Велосипедист»

Укрепление мышц ног и брюшного пресса, профилактика сколиоза.

Как делать: лежа на спине, руки в стороны, ноги под прямым углом вверх, носочки тянутся)

Жил-был мальчик Федя (махи ногами, как в упражнении «ножницы», только не в стороны, а вверх-вниз)

Он пешком ходил.

Ему велосипедик папа подарил.

Тут уселся Федя на велосипед (сгибание и разгибание в коленях поднятых ног,

И помчался с горки (круговые движения ногами, закричав «Привет!»

«Котенок»

Укрепление мышц спины, профилактика сколиоза.

Как делать: на четвереньках, спина прямая.

Наш котенок-непоседа (покачивание корпуса вперед-назад) отказался от обеда.

Говорит, не буду кушать, мне бы сказочку послушать (прогнуть спину вниз).

А потом чуть-чуть поспать («круглая» спина) и опять пойти играть.

Рассказали ему сказку (прогнуть спину вниз, он улегся под буфет.

Мы потом не досчитались («круглая» спина) двух сосисок и котлет.

«Колобок»

Профилактика плоскостопия и укрепление мышц голени и стопы.

Понадобится средних размеров мяч.

Как делать: сидя на невысоком стульчике, ноги под прямым углом стопами на полу, мяч в руках.

Мы слепили колобок (кладем мяч на пол около ног,

Оказался он неплох (стопы – на мячик).

Да беда – горелый бок! (перекатывание мячика ногами вперед назад, влево, вправо).

Зато теперь его не будут

Есть лиса, медведь и волк.

А зайчишку не боимся,

От него мы вмиг умчимся!

9. Ритмическая гимнастика

Если ребенок обожает танцы, тогда ритмическая гимнастика ему точно понравится. Все, что нужно – запись веселой и динамичной музыки, а хорошее настроение приложится. В детском саду такая гимнастика хороша тем, что является групповой, и дети охотно включаются в нее, потому, что делать все вместе еще веселей.

Цель такого вида занятий – совершенствование двигательных навыков, развитие чувства ритма, умение работать в коллективе. Хорошо поставленные гимнастические номера нередко включают в программу праздников как показательные выступления.

Комплекс упражнений может состоять из разнообразных движений, с использованием спортивного инвентаря или без него.

10. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционную гимнастику не стоит путать с логопедическими упражнениями. Гимнастику проводят как разминку перед непосредственной отработкой произношения «проблемных звуков». Специальные упражнения подбирает ребенку логопед, задача родителей – регулярно отрабатывать их, ни в коем случае не выдумывая свои! А вот артикуляционной гимнастикой полезно заниматься как детям, так и взрослым, чья профессиональная деятельность связана с говорением.

Несколько основных упражнений:

«Чистим язычком все зубки»

Кончиком языка провести по верхним и нижним зубам.

«Заборчик»

Обнажить зубы полностью, разведя губы в улыбке. Задержать губы в таком положении несколько секунд.

«Блинчик»

На нижнюю губу положить широкий кончик язычка, а верхней губой шлепать, приговаривая «пя-пя-пя».

«Болтушка»

Кончиком язычка быстро и с голосом проводить вперед-назад по верхней губе.

«Дятел»

Губы – в улыбке, кончиком языка постукивать в небные бугорки: «д-д-д»…

11. Пальчиковая гимнастика

Разминать пальчики полезно и в качестве самостоятельного занятия, и как разминку перед занятиями обучающими (рисование, лепка, аппликация и т. д.).

Начинать нужно с массажа кистей рук:

• трем ладошки друг о друга до ощущения тепла;

• массируем каждый пальчик по отдельности;

• потряхиваем кистями рук.

Далее – одно-два упражнения под речевое сопровождение. Это важно: действия под ритмическое словесное или музыкальное сопровождение развивает у малыша чувство ритма.

Несколько комплексов пальчиковой гимнастики:

«Мишка»

Ручки – в кулачки, постукивая друг о друга:

Тук-Тук, Мишка, Мишка!

В свой спешит домишко!

Похлопывание ладонями с разведенными пальцами так, чтобы пальчики соединялись у основания на манер раскрытого «замочка»:

Забегает на порог, -

А калитку на замок! («замочек» захлопнуть).

Пальчики «козой»: указательный и средний разогнуты, остальные в кулачке:

На лугу козел бодался,

Очень Мишка напугался!

«Жили-были»

Сгибаем пальчики поочередно с большого (по одному на каждого «члена семьи»):

Жил-был дедушка Семен,

С ним и бабушка жила.

Приезжал сынок к ним в дом,

Ну а с ним его жена.

А еще внучок Антошка,

Непослушный он немножко (резко разжать кулачок).

12. Гимнастика для глаз

После занятий или просмотра мультфильмов детским глазкам нужно расслабиться. Упражнения также укрепляют глазные нервы и улучшают остроту зрения

Комплекс упражнений для глаз.

«Простые упражнения»

• Быстро поморгать в течение 1-2 минут не напрягая веки.

• Крепко зажмуриться на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 7 раз.

• Перемещать взгляд в разных направлениях (вправо-влево, вверх-вниз) при этом не поворачивая голову.

• Нарисовать точку на окне. Поставить ребенка у окна и попросить сосредоточиться на точке. Затем нужно перевести взгляд на предмет за окном (дом, дерево и т. п.). Повторить 10 раз.

«Сорока»

Как делать: сидя прямо, взгляд перед собой. Следуя словам стихотворения, выполнять называемые действия взглядом:

На сучке сидит сорока,

Ей видать вокруг далеко:

Смотрит вправо,

Смотрит влево,

Шу! Наверх она взлетела…

Полетала наверху,

Снова села на суку.

Не шевелится, сидит –

Шейка больше не болит.

Вот сорока смотрит вверх –

Видно птице выше всех!

А потом посмотрит вниз –

Нагни шейку, не ленись.

Вот смотреть она устала,

Часто-часто поморгала,

Головою повертела –

И куда-то улетела!

13. Гимнастика после сна в детском саду

Чтобы детки дружнее поднимались из постелей и окончательно просыпались, проводится гимнастика после сна. Несложные упражнения выполняются прямо в постели.

Оптимальный «комплекс пробуждения»

(следовать словам речевого сопровождения):

Глазки открыли – дружно проснулись!

Головкой повертели, друг другу улыбнулись.

Ручки к солнцу протянули, быстро помахали,

Ножки кверху приподняли, ими поболтали.

Сели на кроватку,

Потянулись сладко!

Ножки на пол опустили,

Раз-два-три! Скорей вскочили!

Независимо от вида гимнастики, занятия должны иметь систематический характер.

Заключение

Ежедневная гимнастика сделает ребенка более гибким, подвижным, поможет избежать некоторых проблем в работе опорно-двигательно аппарата, укрепит иммунитет. А введя в занятия элемент игры, можно сделать физические упражнения не только полезными, но и интересными.

www.maam.ru

Утренняя гимнастика в детском саду — упражнения для зарядки

Утренняя зарядка в детском саду — неотъемлемая часть воспитательного процесса. О важности гимнастики после ночного отдыха известно многим. Однако сегодня не всегда получается размяться после пробуждения. Выручает утренняя гимнастика для детей по ФГОС, проводимая в детском садике.

Зарядка в детсаду в рамках общеобразовательного процесса

Воспитанники детсада должны расти здоровыми, чтобы у них сформировывались требуемые умения и навыки, а также способности. Здоровый малыш хорошо обучаем, понимает, что от него хочет воспитатель, ему интересно познавать новое. Помогает в этом зарядка, которая является систематическим занятием в детсаду.

Зарядка в ДОУ

Ее цель — сохранить и укрепить психику и организма в целом. Основная задача — создать позитивный эмоциональный настрой. Утренняя гимнастика (УГ) — составная часть режима физической подготовки дошкольников. Это комплекс специальных упражнений для мышечной ткани и суставов.

Зарядка для дошколят может проводиться в рамках занятий, положительно влияющих на систему дыхания, и игр для мелкой моторики. УГ может проходить вместе с методикой закаливания. Помимо сберегающих здоровье функций, зарядка в ДОУ имеет значение для формирования процессов психики, расширения кругозора, коммуникабельности.

Важно! Во время УГ идет активная выработка эндорфина — гормона счастья. Он повышает настроение и защищает от негативных мыслей.

Заряд бодрости от выполнения гимнастических упражнений

Цели и задачи УГ

Гимнастика в ДОУ разделяется по возрастным группам: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Физическая составляющая важна для всего периода воспитания. Цель зарядки в садике — привить желание следить за своим здоровьем в течение всей жизни.

Ежедневно утро в садике начинается с УГ, которая дает возможность укрепить маленький организм.

К сведению! Важно привить человеку с детства любовь к физкультуре, в садике закладывают фундамент на будущее. Цель УГ заключается в улучшении работы систем организма.

Зарядка имеет огромное оздоровительно-воспитательное значение. Многим педагогам ДОУ сложно составить комплекс занятий, которые будут более результативными для детей разных возрастов, и они пользуются рекомендациями ФГОС.

Каждое утро в большинстве детсадов России начинается с УГ. Цель зарядки — развить мышцы тела и улучшить состояния здоровья. Организму малыша нужна физкультура, ему необходимо высвобождать энергию. Её можно направить в наиболее полезное русло, привлекая дошкольников к активным и интересным упражнениям, увлекательным играм.

Зарядка важна в организации дня и для состояния воспитанников. Те, кто уже проснулся и начинает баловать, с помощью упражнений станет спокойнее. Сонные и неактивные ребята, наоборот, взбодрятся. Задача зарядки — нормализовать дисциплину. Заниматься следует ежедневно, чтобы малыш привык к организованному спорту. Тогда это не будет вызывать отрицательные эмоции и усталость, а напротив, превратится в удовольствие.

К сведению! Важно выбирать комплексы упражнений по возрасту и возможностям дошкольников.

Принципы гимнастических комплексов

Утренняя гимнастика в детских садах для детей дошкольников составлена специалистами. Комплексы в детских образовательных учреждениях выполняются по принципам:

  • Доступность: задания и игры соответствуют физподготовке воспитанников, объяснения и демонстрация упражнений понятны.
  • Результативность и польза: гимнастика развивает дошкольников, улучшает их здоровье.
  • Позитив: дошкольники делают УГ для отличного настроения, если малыш не расположен к занятиям (заболел, расстроен), выполнять упражнения его не стоит заставлять.
Читайте еще:  Принципы физического воспитания

Чтобы гимнастика вошла в привычку у дошкольников, она должна заинтересовать и вызывать только положительные эмоции. Для обеспечения стойкой мотивации воспитанников к занятиям педагог должен выбирать интересные упражнения, проводить их в форме игры или использовать оригинальный инвентарь.

Демонстрация упражнения

Методы выполнения зарядки в детсаду

Проведение УГ — процесс ответственный, так как работа идет с малышами. Зарядку для детей в ДОУ должен выполнять или физинструктор в спортзале, или непосредственно педагог прямо в группе. По правилам, УГ проводится за полчаса до первого приема пищи.

Занятие с обручем

Рекомендации по длительности

УГ в каждой группе детсада различается не только продолжительностью, но и характером определенных упражнений. Рекомендации:

  • Продолжительность УГ в младшей группе детсада не должна быть больше 5 мин. Чтобы воспитанникам было интересно, зарядка должна проходить в форме игры с шутками и прибаутками. К примеру, малышам можно предложить походить как мишка, лисица или лошадь. Для выполнения упражнений подойдет хулахуп, кубики и маракасы.
  • В средней группе детсада УГ длится 6 мин. Структура зарядки чуть сложнее предыдущей, в качестве предметов для занятий можно добавить ленточки и мячики.
  • У воспитанников в старшей группе детсада превосходная память, поэтому УГ может проводиться без участия педагога. Воспитатель только раз должен показать им, как нужно заниматься. Из инвентаря рекомендуются шнуры-косички, мячики, обручи и палки. В комплекс можно включить танцы и ритмику. Продолжительность занятий примерно 10 мин.
  • УГ в подготовительной группе детсада имеет длительность 12 минут и по большому счету повторяет комплекс старшей группы. В роли инвентаря выступают прыгалки и гантели. Помимо этого, в комплекс могут быть добавлены некоторые спортивные элементы с применением шведской стенки.

Как организовать детей для утренней гимнастики

Кроме игровой тематики педагогу можно использовать и другие приемы для завлечения детей на УГ. Выразительная речь, увлекательное содержание и позитив помогут мотивировать воспитанников. Можно обыграть так, чтобы они самостоятельно пожелали заниматься, стать здоровее и сильнее.

Мотивировать заниматься утренней зарядкой в ДОУ поможет оригинальность подхода. К примеру, педагог может позвать всех детей в гости к Винни-Пуху, а чтобы туда попасть, нужно прыгнуть трижды и улыбнуться. Этот элемент игры завлечет ребят, и они обязательно выполнят все условия.

В дошкольном возрасте все дети очень любознательны. Им интересно, как двигаются животные, растут цветы и что происходит на планете. Опытные педагоги пользуются этим, чтобы организовать эффективную зарядку. Они придумывают много игровых упражнений для зарядки по утрам для детей с подключением персонажей и вымышленных героев.

Комплекс упражнений для УГ

Обычно гимнастические упражнения в ДОУ осуществляются по подготовленному плану. Как выглядит стандартный комплекс:

  • Занятие начинается с ходьбы на месте или бега по кругу. Дети могут ходить и бегать в колонне в обход помещения или веранды, потом парами или по одному. Окончить этот блок нужно бегом врассыпную.
  • Затем дети выполняют махи руками вверх-вниз, вбок и по кругу. Это способствует укреплению мышц плеч.
  • Далее выполняется гимнастика для мышц нижних конечностей. Ребята делают махи ногами, отставляют их по очереди вбок, приподнимают, сгибают и ставят прямо. Обязательно выполняются приседания.
  • Зачем подключаются наклоны тела и повороты. Эти упражнения идут для укрепления спины и торса.

Заканчивается зарядка легкой ходьбой на месте, дыхательной гимнастикой или пальчиковыми играми.

Наклоны тела в бок

Тексты для зарядки в ДОУ

Цель УГ состоит в объединении воспитанников, установлении хороших отношений между ними. Дети вместе занимаются, и это их сближает. Поэтому очень важно каждый день делать групповую зарядку, благодаря которой малыш станет крепче и общительнее. Ритмичные упражнения превосходно сочетать с занимательными стихами. Для этого разработан специальный текстовый материал. Под стихи воспитанники будут с удовольствием упражняться. Тексты простые, произнося их быстрее или медленнее, можно ускорять темп занятий или, наоборот, замедлять.

Стихи для гимнастики

Разучив гимнастические упражнения в стихотворной форме, дети смогут делать зарядку самостоятельно без помощи педагога, ориентируясь на смысл стихотворения. А если УГ совместно с дошкольниками будут выполнять и взрослые, то малыш скорее ощутит значимость, пользу, которую он может приносить всем. Кроме того, стихи помогают развиваться.

Важно! Для начала можно попробовать разучить стихотворение «Потягушки».

Анализ утренней гимнастики

Каждый воспитатель должен вести картотеку на детей, осуществлять анализ и контроль занятий, состояния каждого ребенка. План анализа УГ:

  • возраст и число дошкольников в группе;
  • место проведения гимнастики;
  • как одеты дошкольники и воспитатель;
  • упражнения зарядки и продолжительность;
  • задачи по развитию на каждом этапе: что получилось сделать, соответствие заявленной продолжительности;
  • результативность педагогики: показа, текстовых инструкций, инвентаря, индивидуальной помощи;
  • эмоциональное состояние дошкольников на каждом этапе занятий;
  • вывод: потребуется ли внесение изменений или дополнительных упражнений в зарядку.

К сведению! Благодаря анализу и диагностике можно подводить итоги и совершенствовать зарядку, а карта контроля позволит выявить недостатки.

Образец заполнения карты

УГ, которая проводится в дошкольном учреждении каждый день, сделает малыша наиболее ловким, энергичным, поможет избежать ряда проблем в нормальном функционировании опорно-двигательной системы, повысит иммунитет, укрепит психику и научит взаимодействию с другими детьми. А занимаясь в форме игры, можно сделать физические упражнения не только полезными для здоровья, но и увлекательными.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

Гимнастика для детей в детском саду: утренняя, оздоровительная, дыхательная. Музыка и видео занятий

(Проголосуй первым!) Загрузка...

Упражнения оздоровительного характера очень важны в детском возрасте, так как помогают правильно развивать фигуру и укрепляют иммунитет. Именно поэтому далее будут рассмотрены различные виды гимнастики, проводимой для детей в детском саду, которые желательно делать ребенку, чтобы быть здоровым и крепким.

Виды детской гимнастики

Гимнастические занятия для в детском саду подразделяются на несколько видов:

  • оздоровительная (лечебная) гимнастика;
  • ритмическая;
  • артикуляционная;
  • пальчиковая;
  • после сна.

Оздоровительная (лечебная) гимнастика

Лечебная гимнастика или ЛФК проводится для детей, страдающих от небольших отклонений в физическом развитии.

Зарядка оздоровительного характера имеет 3 части:

  • подготовительную;
  • основную;
  • завершающую.

Среди выше представленных этапов, первый считается неизменным, остальные два меняются в зависимости от возраста детей и времени проведения зарядки:

  • до 4 лет — 25 мин;
  • до 6 лет — 35 мин.

Полезные рекомендации:

  • Перед упражнениями необходимо проветрить помещение.
  • Ребенка рекомендовано одевать в свободную одежду.
  • В детском саду нагрузка увеличивается постепенно в течение 10 дней, а потом поддерживается на постоянной основе.

ЛФК принято считать лечебной зарядкой, так как он помогает:

  • укрепить суставы;
  • улучшить общий иммунитет;
  • закалить организм;
  • снизить риск появления заболеваний спины, ступней;
  • улучшить работу сердца, сосудов и легких;
  • сформировать правильную осанку;
  • научиться правильно двигаться и слушать тело.

Для получения результата желательно соблюдать следующие правила:

  • делать зарядку каждый день;
  • увеличивать нагрузку постепенно;
  • совершать различные упражнения, периодически внося изменения;
  • установить определенный временной интервал;
  • осуществлять отдых при помощи статических, расслабляющих упражнений.

В качестве примера заданий, входящих в комплекс ЛФК, стоит указать:

  • ласточка – лежа на животе, развести руки в стороны и поднять ноги максимально вверх: держать 5 — 10 счетов;
  • ступенька – поднимать по очереди ноги на ступеньку; спина должна быть прямой, а коленки согнуты под углом 90 градусов;
  • колосья – наклоны влево вправо с вытянутыми вверх руками;
  • колка дров — сложить руки вместе, сплести пальцы. Поднять руки над головой и наклониться до земли;
  • поклон — из положения стойка на коленях с поднятыми руками делать наклон, упираясь руками о пол.

Ритмическая

Гимнастика для детей в детском саду имеет не только оздоровительный, но и развлекательный характер: упражнения выполняются под веселую, разнообразную музыку.

Суть ритмики:

  • обучение работе в команде;
  • адаптация среди сверстников;
  • обучение чувству ритма;
  • тренировка уже известных движений;
  • обучение новым движениям;
  • обучение и тренировка использования спортивного инвентаря во время выполнения упражнения.

Артикуляционная

Гимнастика — это подготовка не только тела к взрослой жизни, но и языка.

Для наглядности стоит привести несколько примеров:

  • чистка зубов – нужно провести кончиком языка по внутренней стороне верхнего и нижнего ряда зубов;
  • показ зубок — сомкнуть все зубы и улыбнуться во весь рот;
  • оладьи — кончик языка нужно положить на нижнюю губу и прикрывать верхней со звуком «мя»;
  • мытье губы — нужно часто проводить кончиком языка по верхней губе;
  • изучаем нёбо — улыбнуться и изучить все неровности верхнего нёба со звуком «дэ».

Помимо указанных упражнений, эту зарядку советуют, особенно для детей до 4 лет, проводить в виде сказки «О Язычке», в которой также все действия показываются при помощи губ, зубов и языка.

Пальчиковая

Пальчиковая гимнастика подразумевает активные действия с пальчиками и ладошкой.

Среди упражнений стоит отметить:

  • сказка про сороку-ворону ‒ сначала в открытой ладошке делаются круговые движения, улучшая работу не только мышц руки, но и кишечника, а после походу сказки загибаются и разгибаются пальчики, образуя кулачок и разжимая его;
  • ладушки – хлопать ладони друг об друга, приговаривая ладушки-ладушки, где были, у бабушки…
  • потирать ладони друг об друга, согревая их;
  • замок — сплести пальчики обеих рук и делать: то домик, то птичку;
  • рукопожатие — обе руки сжать по очереди, имитируя рукопожатие;
  • фейерверк – разжимать и сжимать каждую кисть с определенной периодичностью.

После сна

Гимнастика для детей в детском саду проводится не только утром, но и после обеденного сна.

В качестве упражнений, помогающих стать снова бодрыми, стоит отметить:

  • знакомство – повернуть голову влево и право, улыбнуться соседям;
  • пудинг — поднять ручки и ножки и поболтать ими в воздухе — упражнение способствует не только расслаблению ног и рук, но и мышцам спины, готовя их к новым нагрузкам;
  • солнышко – сесть, и потянутся руками;
  • речка – опустить ноги на пол и поболтать ими в воздухе;
  • прыжок – опустить ноги, чтобы они хорошо касались пола и резко подпрыгнуть.

    Гимнастика после сна для детей в детском саду и дома

Для детей, страдающих сердечно-сосудистой дистонией, последнее упражнение рекомендуется проводить без резких движений, во избежание риска обморока и появления плохого самочувствия. Упражнения проводятся непосредственно в постели, чтобы не травмировать психику детей.

Польза дыхательной гимнастики

Гимнастика для детей в детском саду, проводимая утром, желательна и полезна не только для тела, но и для дыхания.

В процессе выполнения дыхательной зарядки необходимо проделать следующие упражнения:

  • вдох и выдох через одну ноздрю — вдох делается через правую ноздрю, выдох – через левую и наоборот;
  • воздушный шарик – лежа на спине необходимо представить, что в животе есть шар, который необходимо надуть вдохом и спустить при помощи выдоха;
  • насос – вдох делается в положении наклона или приседания, а выдох выпрямления тела в исходном положении;

    упражнение насос

  • хомячок – необходимо сделать вдох, надувая щеки, а потом медленно выдохнуть;
  • изучение себя – в процессе дыхания ребенок слушает свое тело и как в нем перемещается воздух;
  • качка – в положении лежа и положив прямые руки за голову, делается вдох, а выдох производится с опусканием рук в положение «по швам»;
  • поезд — нужно создать цепочку из нескольких детей, которые ходят по кругу, двигают согнутыми в локтях руками и говорят чух-чух;
  • нюх-нюх — необходимо сделать несколько вдохов подряд, создавая имитацию распознания запаха;
  • свеча – ребенку необходимо сделать глубокий вдох, набирая побольше воздуха и надувая щеки, а после этого задуть свечу одним выдохом;

Существует более сложный вариант этого упражнения: распределенным воздухом, существующим в организме, задувается не одна свеча, а несколько.

  • ветерок — нужно набрать воздуха, заполняя щеки, и выдохнуть струей, изображая ветер.

Представленные упражнения специалисты советуют выполнять, чтобы:

  • развить правильную речь – для правильной постановки дыхания и голоса перед прочтением какого-либо текста на письменном носителе или в заученном состоянии;
  • пробуждение бодрости и спокойствия – умение управлять дыханием позволяет чувствовать себя уверенно в процессе выступления на сцене или перед большой публикой;
  • снятие стресса – в процессе правильного дыхания легче расслабится и отдохнуть, не реагируя на раздражители;
  • подготовка ко сну – применение определенных упражнений на дыхание, например качка, позволит воспитаннику не только успокоиться, но и настроится на сон;
  • закаливание организма — частая смена воздушных потоков позволяет «проветривать» организм, удаляя возможные начала инфекций и сохраняя здоровье малыша;
  • борьба с болезнями – правильная техника дыхания через нос – вход через нос, выдох через рот — позволяет, особенно в холодное время, помогает не замерзнуть и спокойно дышать при ходьбе, не застудив горло и внутренние органы.

Все упражнения на дыхание необходимо проделывать под строгим контролем воспитателя.

Цели утренней гимнастики в разных группах детского сада

Проведение утренней гимнастики в детском саду необходимо, чтобы достичь следующих целей:

Младшая группа — дети до 3 летСредняя группа – дети до 5 летСтаршая группа — дети до 6 лет
Тренировка координацииТренировка рук и ногУсиление мышц на руках и ногах
Изучение сторон направления (лево, право, перед, зад)Обучение работе с предметамиСнижения риска появления болезней опорно-двигательной системы
Тренировка ориентирования в пространствеСнижения риска появления болезней опорно-двигательной системыТренировка выносливости
Тренировка пальчиков рукТренировка выносливостиЗакрепление ранее полученных навыков
Обучение и тренировка дыханияФормирование навыка следовать определенным правиламИзучение принципа работать по команде
Формирование осанки и правильной ходьбы.Развитие фантазииУсиленное развитие фантазии и логического мышления
Тренировка разных видов памяти:Формирование способности принимать информацию, поданную разными способамиФормирование волевого характера
Обучение дисциплинеЗакрепление желания заниматься спортомзакрепление любви к спорту
Формирование интереса к играм с движениемУкрепление навыка действовать в команде
Формирование любви к спорту
Обучение навыку работать в команде
Обучение старательности, целеустремленности

Использование музыки в качестве сопровождения упражнений

Гимнастические упражнения в детском саду должны сопровождаться музыкой, чтобы дети изучали не только движения, но и чувство ритма.

Для достижения вышеуказанных целей, музыкальное сопровождение должно быть подобрано в соответствии с характером гимнастики.

Песни или музыка должны быть:

  • ритмичной;
  • веселой;
  • яркой;
  • разнообразной;
  • положительно влияющей на психику воспитанника;
  • вызывающей желание двигаться.

Главные задачи музыки во время зарядки:

  • пробудить ребенка;
  • помочь обрести бодрость;
  • поднять настроение.

Помимо основной задачи, существуют второстепенные, которые решают воспитатели, используя музыку:

  • создание образа действия – выполнение движения ассоциируется с каким–то музыкальным фрагментом;
  • всестороннее развитие;
  • развлечение;
  • психологическая разгрузка.

Общие правила выполнения утренней гимнастики

Гимнастика для детей в детском саду предусматривает следующие правила в процессе ее выполнения:

  • Утреннюю зарядку рекомендовано проводить за 30 мин. до завтрака.

Упражнения малышам могут показывать:

  1. специалист по физкультуре;
  2. воспитатель.

Местом для проведения зарядки может служить:

  1. спортивный зал;
  2. зал внутри группы;
  3. проветриваемая комната в домашних условиях;
  4. уличный двор.
  • Обувь, предназначенную для гимнастики, рекомендовано надевать непосредственно перед выполнением упражнений, не раньше.
  • В процессе выполнения упражнений желательно использовать мяч, обруч, кегли, скакалку.
  • Зарядку рекомендуют проводить под ритмичную музыку или счет.

Гимнастика для детей в детском саду должна включать:

  • упражнения без движения;
  • подвижные упражнения.

Время проведения гимнастики необходимо регламентировать в зависимости от возраста детей:

  • до 4 лет – до 5 минут;
  • до 5 лет – до 7 минут;
  • до 6 — до 12 мин.

Во время зарядки можно использовать фитбол, чтобы разнообразить упражнения и тренировать у детей координацию движений.

Комплекс для детей 4 лет

Зарядка для дошкольников 3 – 4 лет должна проводиться в течение 10 — 15 мин.

В течение этого времени дети проходят 3 части упражнений:

1. Вводную — необходима для общего разогрева мышц:

бег:

  • по прямой линии, по кругу;
  • с препятствиями – необходимо оббегать стулья, кегли;
  • с выполнением упражнений на другие части тела — двигать руками.

ходьба:

  • классическая – для восстановления дыхания;
  • на носочках и пяточках;
  • на внешней и внутренней стороне стопы;
  • плетеночках – ноги переставлять крест — накрест;
  • с высоким поднятием колен;
  • с поднятие голени до бедра;
  • с резкой остановкой и возобновлением движения в обратном направлении – полезна для координации.

2. Основную – проводится в игровой форме и нужна для тренировки всех мышц:

  • классическая стойка – широкая постановка ног, руки поставить как «чайник»;
  • наклоны в разные стороны с возвратом в исходное положение;
  • мельница — ноги на ширине плеч, руки расправлены и вытянуты в стороны: наклоны с поочередным касанием руки противоположной ноги (левая рука, правую ногу и наоборот);
  • повороты корпуса в разные стороны с возвратом в исходное положение;
  • замок — постановка ног на удобной ширине, руки на спине складываются в замок, затем тянется сначала одна рука, после этого вторая;
  • ловим комаров – руки перед собой и хлопаем в ладоши, поворачивая туловище по кругу;
  • достать до неба – на носочках с прямыми руками потянутся вверх, а затем, опустить руки и опуститься на полную стопу;
  • поворот с руками – руки согнуты в локтях, поворачивать корпус влево и вправо: при повороте, руки нужно распрямлять.
  • прыжки – прыгать на месте сначала на одной, потом на друге ноге, потом обеими ногами.

3. Завершающую – необходима для отдыха и постепенный выход из зарядки в свободное время. Эта часть включает:

  • спокойную ходьбу;
  • упражнения для восстановления дыхания, например солнышко – с вдохом поднять руки, с выдохом опустить и наклониться, расслабляясь.

Комплекс для детей 5 лет

Упражнения в этом возрасте рекомендовано выполнять с использованием предметов.

1. Вводная часть:

  • ходьба с мячом, который держат на вытянутых руках перед собой;
  • бег с препятствиями — нужно оббегать различные предметы (кегли, мячи, кубики) не касаясь их;
  • ходьба с поднятым над головой предметом: палкой, гантелей, мячом, кубиком;
  • ходьба по канату – положить на пол веревочку и пройти по ней: необходимо для тренировки координации;

2. Основная часть:

  • полет мяча – поднимать и опускать мяч на вытянутых руках;
  • наклоны с гантелями;
  • повороты с гантелями;
  • приседания с кубиком;
  • зайка – из положении стоя с вытянутыми руками, держащими шарик, сделать приседание, опустив руки вниз, затем подпрыгнуть, не выпуская предмет из рук;
  • танец цветка — сесть на пол; ноги скрестить; одну руку положить на живот, другой в согнутом состоянии дополнить наклон вправо, затем поменять руки и повторить упражнение.

Каждое, приведенное упражнение необходимо выполнять от 5 до 10 раз.

3. Заключительная часть:

  • мячик идет домой – наклоняться с мячиком в руках до касания пола и бросать его в ящик для хранения инвентаря.

Комплекс для детей 6 лет

Воспитанникам старшего дошкольного возраста рекомендовано повторять упражнения, изученные годом ранее, однако, помимо представленных выше движений, в зарядку для них включаются:

  1. сделать глазами восьмерку;
  2. знакомство с помещением;
  3. поиск пчелы – зрачки глаз водят по кругу, высматривая все перед собой, а после этого опускаются на нос;
  4. светофор – закрывание глаз по очереди;
  5. частое моргание.
  • упражнения на стуле:
  • прятки ног – выпрямление ног перед собой и сгибание их под стулом;
  • ножницы – прямые ноги нужно скрещивать перед собой;
  • танец стопы – перекат с носочка на пяточку и обратно.

Гимнастические упражнения, проводимые для детей в детском саду, необходимы не только для тренировки всех групп мышц, но и для адаптации ребенка к различным видам нагрузок. Помимо физической адаптации воспитанник проходит и социальную, так как учится общаться со сверстниками и работать в команде, что полезно во взрослой жизни.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о гимнастике для детей

Веселая и оздоровительная гимнастика для детей:

kidteam.ru


Смотрите также