Упражнения на развитие памяти и внимания для детей
Развитие внимания и памяти.
4 класс
- Зрительное внимание
Развитие памяти у детей очень важно, так как память напрямую влияет на личность в целом и, конечно, на успеваемость в школе.
Дети часто отвлекаются и не могут долго сосредотачиваться на одном деле, поэтому основная задача при развитии памяти и внимания детей младшего возраста повышение устойчивости.
В этом разделе представлено множество заданий и игр на развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста. Мы предлагаем простые упражнения, направленные на развитие внимания и краткосрочной памяти ребенка. Для развития долгосрочной памяти мы рекомендуем заучивать стихи, использовать пересказ рассказов сразу после чтения и на следующий день, через неделю и месяц. Все упражнения разбиты по возрасту и сложности.
Развитие памяти и внимания требует организованной и систематической работы. Одна из самых распространенных тренировок - запоминание картинки и нахождение отличий. Кроме того, на Iqsha вы найдете занятия “Перетащи картинку” для детишек, которые уже владеют компьютером. Развитию концентрации поможет игра “Проверь свой глазомер”.
Количество упражнений для развития внимания и памяти будет увеличиваться, заложите страницу в закладки, если этот вопрос актуален для вашего ребенка.
iqsha.ru
Упражнения для развития концентрации внимания у детей
Автор: Евгения Климкович
Внимание! Внимание! Очень важная информация!
Здравствуйте, друзья! Тема действительно очень важная. Поговорим о внимании. Часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок невнимателен, что не может сосредоточиться на том, что он делает и постоянно отвлекается. Это мешает учиться. Мешает применять знания, которые есть в голове. Но самое страшное, что это может помешать жить. Подумайте, что может случиться, если невнимательно переходить дорогу?
К счастью, с невнимательностью можно бороться. И сегодня я хочу рассказать вам про упражнения для развития концентрации внимания, которые я успешно практикую со своими детьми. Это не наши изобретения, но мы как всегда дали известным упражнениям свои интересные названия, чтобы было веселее заниматься.
Упражнение 1. «Сапёры»
Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.
В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.
Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву «е», и зачеркнуть букву «а». Мы с детьми называем это упражнение «Сапёры». Искомые буквы – это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.
Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.
Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.
Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.
А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах — галочку, а в треугольниках плюс.
Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.
Упражнение 2. «Дети-шпионы»
Попробуйте прочитать, что написано на картинке.
Не можете? А дети шпионы могут! А почему? А потому, что у них есть ключ, к разгадыванию этой шифровки. Вот он!
Теперь и вы сможете узнать, что написано на верхней картинке. Варианты ответов оставляйте в комментариях. Для того, чтобы составить письмо-шифровку или наоборот расшифровать его, нужно быть очень внимательным иначе получится полная ерунда.
Если хотите абсолютной секретности, придумайте свой шифр и никому его не показывайте. Тогда никто и никогда не узнает, что написано в вашем тайном послании. Ну а для тренировки можно поискать шифр в интернете. Мне очень понравился вот такой.
Это не письмо получается, а дискотека!
Упражнение 3. «Спасательная операция»
Это простое упражнение на поиск слов слов, цифр, или каких-нибудь символов. Но если включить воображение, то получится самая настоящая поисковая спасательная операция, и без внимательности здесь не обойтись.
Вариант первый. Нужно найти и спасти (подчеркнуть) домашних животных, которые по невнимательности заблудились в буквенном лесу.
ОРВАГЛНФЕПФНУАИГКОТОЫВАМЛОТВ
ЛМКОЗАОЛЫИАОСОБАКАОЛАЛФОЛЫО
ФРЛОШАДЬЫИАБРФЛИАЛОФИКОРОВА
РВИЛФИЛФИХОМЯКОКППОЛАОДФЖА
Вариант второй. Ищем число 2016 среди цифр.
47638947201648758900008743720169458
50320169596677663620164584987384783
35142632822016906858683764578593578
78589220164395476782016433487743833
Вариант третий. Подойдет он не только для младших школьников, но и для дошколят, которые ни букв, ни цифр пока не знают. Нужно найти и обвести на картинках выделенные фрагменты.
Упражнение 4. «Кто здесь учитель?»
Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: «Ай-яй-яй, как не стыдно…» Давайте дадим ему такую возможность!
Мамы с папами решают примеры. Только не какие-нибудь логарифмические уравнения, а нормальные примеры, с которыми ребенок уже знаком. И специально допускают несколько ошибок. А потом сдают работу на проверку. Ну и волнуются, конечно. А ребенок проверяет. Внимательно проверяет, ведь он же теперь учитель.
Это упражнение, не только внимание развивает, оно дает родителям возможность на своем примере показать, как нужно реагировать на критику или замечания. Так что, дорогие родители, если вдруг получите двойку, держите себя в руках. Будьте мужественными и пообещайте исправиться.
Можно не только примеры решать, а и диктанты писать или сочинения. Главное не забыть допустить ошибки, букву не дописать, точку не поставить и т.п.
Дошкольники, которые еще не знакомы с буквами и цифрами, могут проверять работу художников. Нарисуйте для ребенка картинку. Например, пейзаж. Изобразите треугольное солнышко, морковку, которая выросла под елкой, черепаху, парящую в облаках. В общем, какую-нибудь нелепицу. И пусть малыш ищет ваши ошибки.
Ну а если рисовать вы не умеете, то вам в помощь развивающие журналы для детей. Практически в каждом найдете картинку подобную этой.
И еще несколько слов о детских журналах. Это же просто кладезь разных интересных упражнений и заданий на развитие внимательности у детей! Например, задания, где нужно найти отличия.
Или различные лабиринты.
Журналы чаще всего красивые, яркие и детям нравится по ним заниматься. Мои киндеры с нетерпением каждый месяц ждут выхода «Внеклассного журнала». Это наш любимый! Новое издание, в мае только 6 выпуск.
Упражнение 6. «Театральное чтение»
А теперь поиграем в актеров. Будем читать. Но не просто читать, а читать внимательно и немного странно. Обратите внимание на картинку ниже и прочитайте вслух стихотворение Нины Тарасовой «С точки зрения кота».
Прочитали? Молодцы! А теперь прочитайте снова, только когда в тексте встретится слово «кот» или «кота», «котов», «коту» его нужно выкрикнуть.
Справились? Прекрасно! А теперь добавляем еще пару условий. В конце каждого предложения будем вставать, а в середине предложений, там где встречается любой знак препинания, будем топать ногой.
Так читать намного интереснее. Не правда ли? Иногда мы совмещаем это упражнение с заучиванием стихов наизусть.
А если ребенок читать самостоятельно пока не умеет? То почитайте ему вы, а он пусть внимательно слушает.
Когда услышит слово «кот», пускай крикнет «ура!». Когда услышит название предмета мебели — хлопнет в ладоши. А когда услышит слово «хвост» — топнет ногой.
Такое театральное чтение применимо к любым текстам.
Это были наши любимые «внимание-развивательные» упражнения. Попробуйте и вы! Вам понравится! Только не превращайте занятия с детьми в нудные уроки. Лучше включите воображение и превратите их в игру. Толку будет больше. И веселья тоже!
И еще один сюрприз! Очень полезное видео специально для вас!
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях. Ну и как всегда жду ваших комментариев!
Заходите в гости снова!
Здесь вам всегда рады!
Евгения Климкович.
shkolala.ru
Упражнения детям для развития внимания и памяти
Упражнения детям на внимание и память
- Главная
- Блог
- Упражнения детям на внимание и память
И взрослые, и даже дети часто жалуются на плохую память. А ведь хорошая память — важная составляющая успеха абсолютно в любом деле. Улучшить память и концентрацию внимания можно только одним способом: тренировать эти навыки с раннего детства. Какие упражнения и игры будут наиболее эффективны для тренировки памяти и внимания у детей?
«Повтори движение»: развиваем двигательную память
Наверняка у вашего ребенка есть любимая песня или музыка из фильма. Включите ее и предложите поиграть в игру. Вы показываете движение под музыку, или серию движений, а малыш должен их повторить. По мере запоминания, добавляйте новые движения, включайте музыку и повторяйте одно за другим с самого начала.
Тренируем память рисованием
Вам понадобится лист бумаги, карандаш (ручка, фломастер — что угодно) и заранее придуманный набор из 10 слов, известных ребенку. Называйте слова по очереди, медленно, а ребенок должен их схематично зарисовать на листке бумаги. Рисовать не нужно аккуратно, чем быстрее — тем лучше, чтобы запомнить слово.
Произносите слова четко и громко, делайте паузы, чтобы малыш успевал зафиксировать для себя понятие или явление. Чем младше ребенок, тем меньше слов используйте. Можете начать с пяти, постепенно усложняя задание. В конце упражнения ребенок должен взять свой листик с картинками и вспомнить с помощью него по очереди все слова, что вы называли.
Эмоциональная память. Концентрация на роли
Память у дошкольников тесно связана с эмоциями. Ребенок лучше запоминает то, что вызвало эмоциональный отклик.
Для развития эмоциональной памяти мы советуем купить или сделать самим простые игрушки для пальчикового театра. Если такой возможности нет — возьмите обыкновенные мягкие игрушки. С помощью них вы сможете заучивать и проигрывать несложные сценки (придется выучить роли!), показывать сказки, иллюстрировать детские стихи. Таким же образом можно разучивать песни или демонстрировать пантомиму на семейном вечере.
Психогимнастические упражнения тоже отлично развивают внимание и память у детей. Вот некоторые из них:
«Лебеди»
Лебеди летят, Крыльями машут. Нагнулись над водой — Качают головой. Прямо и гордо Умеют держаться, Тихо и плавно на воду садятся.
(«машите крыльями», наклоняйтесь, качайте головами, изображайте посадку на воду вместе с ребенком).
«Ёжик»
Вот свернулся еж в клубок, Потому что весь продрог. «Бррр, бррр, бррр. Лучик ежика коснулся — Ежик сладко потянулся!
(так же, как и в упражнении «Лебеди», изображайте каждое действие: как ежик мерзнет, как он согрелся и потянулся).
«Снеговик»
Плачет бедный снеговик — «Я в мороз стоять привык. А под солнцем погибаю — Таю, таю, таю, таю».
(мышцы игроков постепенно расслабляются, дети как будто бы «растекаются» в маленькие лужицы).
Словесно-логическая память
Для укрепления словесно-логической памяти полезно составлять рассказы с опорой на картинку или собирая несколько картинок в одну историю, описывать происходящее во время прогулки, обсуждать прочитанную книгу или просмотренный мультфильм.
Попробуйте поиграть с ребенком в игру «Пары слов». Составьте десять пар слов, логически связанных между собой, например: мяч-играть, ложка-есть, карандаш-рисовать, кошка-мышка, краски-кисточка и так далее. Произнесите все пары слов, а затем говорите одно слово, а ребенок должен произнести второе. Делайте паузу, чтобы малыш успевал подумать.
Образы предметов и явлений
Образная память тоже требует тренировки и концентрации внимания. Предложите ребенку вспомнить, как стучит дождь по крыше, как мурлыкает кот, как квакают лягушки на болоте. Играть можно до тех пор, пока малышу не надоест, а затем поменяться с ним местами — пусть сам загадает вам загадку! Другой вариант этой игры — вспоминать запахи или вкусы.
Приготовьте мешочек и разные по форме фигурки небольшого размера, например, игрушечную посудку, фрукты и овощи, геометрические фигуры. Сложите их в мешочек и предложите ребенку угадать, что в мешочке лежит.
***Завершайте все игры и упражнения на положительной ноте, не превращайте их в рутинную обязанность. Также важна ваша похвала, подбадривание и сопереживание эмоциям ребенка в процессе игры.
Преподаватели детского центра «УмНяша» в Северном Бутово знают множество игр и упражнений для развития внимания и памяти у детей. Приходите к нам на бесплатное пробное занятие и убедитесь в этом сами!
Запреты – важная часть воспитательного процесса. Как часто малыш слышит запреты: «Нельзя», «Не трогай», «Не бегай», «Не кричи», «Не балуйся»… Ребенок несколько раз в день…
Читать далее >>Творческий труд – наиболее полезное занятие для дошкольников. Вырезание хорошо развивает мелкую моторику и стимулирует мозговую активность. Но работа с ножницами тяжелее…
Читать далее >>Большинство детей уже до года произносят свои первые слова. Если этого не происходит, родители начинают волноваться. Эксперты в области раннего развития центра «УмНяша» в…
Читать далее >>Ребенку трудно сразу держать пишущую принадлежность (мелок, карандаш, фломастер). Это вполне естественно и не является проблемой. За формирование захвата отвечает мелкая…
Читать далее >>К наиболее распространенным привычкам раннего детства относятся: грызение ногтей, ковыряние в носу, сосание пальца, выщипывание волос, а также детская мастурбация. В этой…
Читать далее >>Что должен знать дошкольник об окружающем его мире? В этой статье мы расскажем о способах познания мира, что именно должен знать ребенок и в каком возрасте и какие именно…
Читать далее >>Истерика у малышей - явление частое. Большинство родителей не знают, как реагировать на детский плач взахлеб, как быстро успокоить малыша? Можно ли предупредить возникновение…
Читать далее >>Еще до появления в доме ребенка родители стремятся обустроить место, где будет находиться малыш. По мере роста ребенка дом перестает принадлежать взрослым, и это неправильно.…
Читать далее >>Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду? Ведь для маленького человека, первое посещение детского сада – может стать тяжелейшим испытанием. Рано или поздно в каждой…
Читать далее >>Для того чтобы ребенок с самого раннего детства развивался правильно и без задержек, ему нужны «правильные» игрушки. Стоит учитывать, что для каждого возраста они должны быть…
Читать далее >>Развивающие занятия для детей от 1 года до 12 лет. Мы готовим малышей к детскому саду и школе, помогаем ребёнку социализироваться. Обучаем чтению и математике, полезным навыкам и творчеству.
Расписание занятий на летний период плавающее.Уточняйте у администраторов - АДРЕСА ЦЕНТРОВ |
© 2019 - Авторские права защищены Master Web
umnyasha.me
Игры и упражнения для развития памяти у детей и взрослых
Игры и упражнения на развитие памяти не сложные, они не занимают много времени. Достаточно освоить некоторые методы, делать их при езде в общественном транспорте, в другой свободный момент. После интеграции тренировки в повседневную жизнь, вы заметите улучшение концентрации внимания, мысли. Вы будете легче запоминать информацию, восстанавливать ее. Тренировка памяти подготовит мозг для лучшей производительности.
Зачем тренировать память?
Развитая память обеспечивает человеку облегчение запоминания информации, например, в школе. Память как мышца – она укрепляется в процессе тренировки.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста, упражнения для старших людей можно сравнить с занятиями в тренажерном зале. Например, человеку поставлена задача поднять на бенчпресс 100 кг. Регулярно тренирующийся поднимет вес сразу или после нескольких дней физических занятий. Людям, никогда не тренировавшимся, понадобится несколько недель или месяцев.
К счастью, есть большая разница между примером тренировок в тренажерном зале и развитием памяти. Она заключается в продолжительности занятий. Если вы хотите быть успешным культуристом, вам нужно заниматься несколько часов в день в течение пары лет. Для тренировки памяти нужно потратить 5 минут в день.
Краткосрочная память ограничена
Человеческий ум может одновременно удержать до 7 единиц информации. Этот объем не может быть изменен. В ходе развития краткосрочной памяти вы учитесь объединять отдельную информацию в «пучки», тем самым увеличивая её емкость.
При обычных обстоятельствах человек способен запомнить до 7 случайных слов. Но если он объединит их в один «пучок» информации (занимающий только одно место в кратковременной памяти), он сможет запомнить гораздо больше слов.
Большую роль играет внимательность. Информация в краткосрочной памяти будет храниться до тех пор, пока мозг будет сосредоточен на ней.
Упражнения для тренировки памяти
Следующие упражнения для развития памяти старших дошкольников, школьников, взрослых, пожилых людей можно делать в любое время. С их помощью может развивать память, как ребенок, так и подросток, т.к. они интересные и увлекательные.
Длинные слова
Первое упражнение, укрепляющее кратковременную память, – техника длинного слова. Выберите длинное слово. Для тренировки взрослых его можно представить в уме, для детей – написать на бумаге. Из букв этого слова попробуйте составить другие слова.
Например, слово «бездомные»:
Этот дидактический метод тренирует кратковременную память, расширяя ее способности. Упражнение делайте в любой момент. Оно намного сложнее, чем кажется. При его выполнении мозг действительно «вспотеет».
Умножение и подсчет в голове
Следующее задание для развития краткосрочной памяти – умножение. Выберите число и умножайте его. 2 * 2 = 4 * 2 = 8 * 2 = 16 * 2… Умножайте до тех пор, пока вам станет сложно вычислить результат. Упражнение подходит для взрослых, дефектологи рекомендуют его также для детей среднего и старшего школьного возраста.
Это тренировка, которую можно выполнять в любое время дня. Например, во время поездки на автобусе, в метро.
Не обязательно умножать одни и те же числа. Создайте свои примеры.
Восстановление воспоминаний
Один из лучших методов развития памяти – восстановление воспоминаний. Мозг не имеет проблем с запоминанием, он хранит всю информацию, с которой встречается. Проблема возникает, когда информацию следует «достать на поверхность» – она просто канет в глубинах мозга.
При только пассивном получении информации, память постепенно ослабевает. Поэтому чаще извлекайте воспоминания. Отличный способ – вспомнить прошедший день. Когда ляжете в постель, восстанавливайте в памяти весь день в обратном порядке. Что вы делали вечером? Что случилось раньше? Пробирайтесь к завтраку, попробуйте вспомнить мельчайшие детали. Сначала будет сложно. Но постепенно восстановление воспоминаний будет улучшаться. Вы растянете мышцы своего мозга, укрепите его.
У вас появилось свободное время, которое нечем занять? Задавайте себе вопросы, направленные на развитие памяти.
- Что я ел на обед неделю назад?
- Что я делал 2 недели назад?
- Что мы изучали в школе в прошлый понедельник?
- Как я одевался на последнюю вечеринку?
- Какие носки были на мне 3 дня назад?
Чтение
Восстановление воспоминаний – это хорошее упражнение на развитие памяти у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В этом случае лучше применить чтение. Прочтите ребенку страницу книги, часть статьи (взрослый читает сам). Ответьте на вопросы: что там написано? Какова важная мысль? Попробуйте максимально ярко описать содержание.
Такую гимнастику для памяти можно проводить каждый вечер при чтении статей, книг, особенно тех, содержание которых хотите хорошо запомнить. При восстановлении информации она запоминается лучше, т.к. мозг создает более сильные нейронные связи.
Подсчет букв
Метод подходит для развития краткосрочной памяти. Выберите любую букву. Сосчитайте его количество на странице. Нужно сосредоточиться, как на чтении и понимании текста, так и на подсчете букв. Этот метод наиболее старый и эффективный.
Приложения
Поскольку мы живем в XXI веке, следует упомянуть о приложениях для развития памяти. Это самый удобный способ. Вы заняты с мобильным телефоном, но не чувствуете вины за бесполезную трату времени. Вы же тренируете мозг.
- Lumocity. Это приложение поможет развивать не только память, но и другие функции мозга: концентрацию, многозадачность, подсчет и т.д. Базовая версия бесплатна.
- Dual N-back. Это более сложное приложение. Сначала в нем не так-то просто добиться успеха, но оно действительно заставляет мозг работать на полной скорости. Игрок должен сосредоточиться на экранных сигналах и слушать буквы, произносимые роботом. В зависимости от уровня, следует распознавать, откуда исходит сигнал.
Игры для развития детской памяти
На улице идет дождь, и вы не знаете, что делать с детьми? Попробуйте применить игры на развитие памяти у дошкольников.
«Что изменилось?»
- Количество детей: 2 и более.
- Возраст: дошкольники и старшие дети.
Выберите комнату в квартире. Чем более вместительная будет комната, тем сложнее окажется игра. Дети внимательно осматривают комнату, затем отправляются за дверь. Вы остаетесь в комнате и меняете в ней что-то (перемещаете часы, переворачиваете вещи вверх ногами и т.д.). Дети заходят в комнату, ищут измененную вещь. Побеждает тот, кто первым найдет изменение.
«Копирование изображений из галереи»
- Количество детей: 2 и более.
- Возраст: дошкольники и старшие дети.
- Что понадобится: бумага, любая картина, ластики, цветные карандаши, карточки для написания заданий (также служат билетами).
Отметьте одну комнату в квартире как художественную галерею, поместите в нее любую картину (можете нарисовать ее сами). Для входа нужны билеты в виде карточек, приготовленных заранее. Но дети не получают билеты бесплатно. Им придется найти их или получить, выполнив задание (петь, приседать и т.д.).
Игроки смогут смотреть на картину сколько угодно, но у них не будет возможности ничего писать или рисовать. После галереи они идут в другую комнату – «мастерскую». Там, на их бумаге они рисуют копию картины. Тот, кто наиболее верно перерисует изображение на картине, побеждает.
Онлайн-игры для развития памяти
Современные технологии предлагают забавные и эффективные игры, которые можно найти в Интернете. Они представлены, как для скачивания, так и для игры онлайн. Большинство игр бесплатны. Можете играть в них так часто и долго, как хотите.
Одна из полезных онлайн-игр – судоку. В большинстве случаев, разработчики устанавливают возможность выбора уровня игры – от легкого (начинающий) до сложного (профессионал).
Игры и упражнения, подходящие для всех возрастов
Игры и упражнения, подходящие для всех возрастных групп, способствуют развитию сенсорного восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, математических способностей.
При тренировке детей важна регулярность и совместные занятия (родитель-ребенок). Упражнения следует включить в ежедневный режим (достаточно 15-30 минут в день). Занятия представляются ребенку ненасильственным образом. Во время игры изначально выбирайте менее требовательные формы, затем переключайтесь на более сложные, которые чередуйте с менее требовательными – это поможет предотвратить усталость и удержать концентрацию ребенка.
Упражнения и игры, стимулирующие развитие сенсорной памяти
Для тренировки сенсорной памяти подходят следующие занятия. Все они проводятся в игровой форме, поэтому наиболее подходят для детей.
- Поиск определенных предметов в комнате – по цвету, форме, материалу, размеру и т.д.
- Поиск предметов по размеру, цвету, форме: насыпьте в коробку от обуви пуговицы. Задача – разделить их на большие и маленькие, отсортировать по цвету, форме, материалу (деревянные, пластиковые).
- Складывание конструкторов, мозаики.
- Составление картинок из спичек или палочек. Дети делают простые фигуры (дом, поезд), взрослые – более сложные предметы. Можно заранее подготовить фотографии, которые затем воспроизвести путем составления из палочек.
- Складывание разрезанных изображений. Можно использовать фотографии, открытки, картинки. Сначала разрезайте на меньшее количество кусков (2-3 куска), затем – на большее (6 кусков).
- Поиск пар одинаковых изображений. Можно использовать разные типы игр, например, пексесо. Начните с поиска 3-6 пар, постепенно увеличивая количество.
- Нахождение различий на двух, казалось бы, одинаковых изображениях (Что изменилось на картинках? Чего не хватает? Что добавилось?).
- Различение зеркальных изображений. Составление пар одинаковых или зеркальных картинок.
- Различение, которое не относится к указанному ряду предметов, зеркальное изображение. К примеру, в ряде домов с дымоходом справа следует отличить дом с дымоходом слева.
- Поиск пути через лабиринт – игра либо с классическим лабиринтом, либо с искривленной линией (например, «Кто поймает рыбу»? «Кто где живет?»).
- Недорисованные изображения. Следует определить, чего не хватает на картинках, дорисовать недостающие предметы.
- Тренировка пространственной и право-левой ориентации. Освоение концепций: вверх – вниз, от середины – по бокам, назад – вперед, вправо – влево. Изначально упражнение проводится на предметах, потом – на картинках, затем – на своем теле.
- «Кто первый увидит…?» В эту игру лучше всего играть на прогулке, в городе, на природе. Проводится соревнование, кто первый увидит грузовик, женщину в красном пальто, лиственное или хвойное дерево.
- «Что исчезло?». Упражнение развивает внимание, память, наблюдательность. Положите несколько предметов на стол. Покажите их детям. Затем прикройте предметы, один из них тайно уберите. После открытия ребенок догадывается, что исчезло.
Упражнения и игры, стимулирующие развитие слуховой памяти
Следующие занятия способствуют тренировке слуховой памяти.
- Ритмические упражнения. Задайте ритм, которому ребенок подражает – постукивание карандашом, пальцами, хлопанье в ладони.
- Поиск по локализации звука. Задача состоит в поиске спрятанного предмета, производящего звук (предпочтительно звонящий или просто тикающий будильник).
- Распознавание звука в начале слова («Что слышится в начале слова «кот»?»). Поиск слов, начинающихся с одной и той же буквы (с – собака, слон, сахар).
- Распознавание звука в конце слова. После освоения можете сыграть в словесный футбол: собака – армия – ясно – овод – дом – машина…
- Различение начальных звуков в парах похожих слов (лес – вес, пора – кора…).
- Определение локализации звука (что слышится в середине слова «нос», «лес», «шея», что – в начале, в конце?). Можно попытаться разложить простые слова на звуки (л-е-с). Это упражнение, однако, для некоторых детей довольно сложное.
- Распознавание слогов. Показывайте детям игрушки или картинки, спрашивая: «Что начинается на МЕ». Ответ: медведь, мешок…
Игры, ориентированные на развитие слуховой памяти:
- «Звук «с» тебя разбудит». Ребенку, который лежит, как будто спит, говорите разные слова. Слыша слово, содержащее указанный звук, он «просыпается».
- «Кто здесь есть?». В этой игре, предназначенной для нескольких детей, говорите стишок: «Кто здесь есть, кто на (любой звук) начинается?». Ребенок указывает игроков, чье имя начинается с указанного звука.
- «Пришельцы». Эта игра развивает способности звукового анализа и синтеза слов. Дети являются «инопланетянами», общаются друг с другом слогами (По-дай-мне-ру-ку). Если другой частник понимает, он выполняет инструкцию.
Упражнения и игры, стимулирующие развитие зрительной памяти и внимания
Зрительную память, внимание можно тренировать с помощью следующих упражнений.
- Выравнивание игрушек по размеру. Предложите ребенку 5-10 игрушек, которые он поставит в ряд в соответствии с размером. Накройте игрушки. Задача ребенка – попытаться назвать их по мере возрастания.
- Чтение из книги. Читайте ребенку рассказ из книги или рассказывайте историю. Слыша предопределенное слово (например, имя Герды из сказки «Снежная королева»), он поднимает руку.
- Повторение слов и коротких предложений. Сначала представьте ребенку изображения животных или предметов (3-8 штук), показывая их подряд, ребенок их называет. После этого он пытается называть их без просмотра картинок. Затем вы называете животных или предметы, ребенок повторяет.
- Передача поручений. Позвольте ребенку передать простые сообщения отдельным членам семьи.
- «Кто пересел?». Игра предназначена для нескольких участников. Дети сидят в кругу, игроку в центре завязываются глаза, 2 участника меняют свое место. Центральный игрок угадывает, кто пересел.
Заключение
Тренировать память полезно. Упражнения не занимают много времени, но способны сэкономить его, ведь чем лучше память, тем быстрее человек учится. Научитесь думать в долгосрочной перспективе. Знайте, что немного работы сейчас существенно поможет в дальнейшем.
Развитие памяти важно с самого раннего возраста. Чем раньше начата тренировка когнитивных способностей, тем лучше будет их качество в старшем возрасте.
Игры и упражнения для развития памяти у детей и взрослых Ссылка на основную публикациюvsepromozg.ru