Сын монтессори мария


Мария Монтессори и ее сын Марио Монтессори

Множество противоречий вызывает то обстоятельство, что Мария Монтессори отдала сына в приемную семью. Многие противники методики Монтессори приводят этот аргумент как основной, якобы доказывающий несостоятельность Марии Монтессори, как матери: «чему может научить других мать, которая воспитала своего сына чужими руками?». Справедливы ли эти упреки? Давайте разберемся вместе.

Биография Марии Монтессори уже была изложена на страницах нашего сайта, однако мы сознательно обошли стороной тот факт, что Марии Монтессори в самом деле пришлось отдать своего сына Марио в приемную семью, поскольку мы хотели осветить это обстоятельство подробнее.

Сын Марии Монтессори: судьба

Джузеппе Монтессано, отец Марио Монтессори

Сын Марии Монтессори — Марио Монтессори — родился в 1898 году и его биография началась довольно необычно для того времени. Отцом его был доктор Джузеппе Монтессано — спутник жизни и коллега Марии Монтессори, с которым они вместе работали тогда в психиатрической клинике в Риме. Мать Джузеппе — герцогиня по происхождению — была категорически против их брака: тогда в Италии царили очень строгие, пуританские и патриархальные нравы, а Мария с ее удивительной и совершенно невозможной для того времени историей жизни никак не соответствовала образу «хорошей жены». Поэтому Марио появился на свет незаконнорожденным, что, бесспорно, наложило бы серьезный и несмываемый отпечаток на всю его жизнь… если бы он не был сыном такой женщины, как Мария Монтессори.

В очередной раз, не побоявшись общественного мнения, осуждения и кривотолков, Мария Монтессори в свои 28 лет решается рожать ребенка вне брака, однако она не готова отказаться от своего дела, поскольку это для нее означало бы предать самое себя. Поэтому Мария Монтессори отдала своего ребенка в приемную семью и до 15 лет Марио воспитывался в деревне, вдали от городской публики, охочей до сплетен. Лишь по достижении им 15-летнего возраста Мария наконец получает возможность забрать Марио к себе. С тех пор ее сын становится ее верным последователем и продолжателем дела всей ее жизни: после ее смерти Марио унаследовал все проекты матери и стал одним из главных распространителей ее методики по всему миру.

Марио и Мария Монтессори: в Индии в период Второй Мировой войны

Мы можем только догадываться о мотивах, которыми руководствовалась Мария Монтессори, решившаяся на этот шаг. Многие противники ее методики любят прибегать к этому аргументу, рассуждая о цинизме Монтессори, как матери и о ее праве говорить после этого о воспитании детей; сторонники ее теории, напротив, склонны приписывать ее поступку высокие мотивы. Увы, и та, и другая точки зрения — безосновательны и являются только домыслами. Но в этой статье хочется в качестве некоторого косвенного аргумента привести слова дочери Марио Монтессори, Мариэлены Хэнни-Монтессори о своем отце:

Марио Монтессори — простой человек, невинный человек. Чрезвычайно щедрый, застенчивый, широкой души человек.  Глубокий и утонченный человек. Он  любил неистово жизнь и оставался  молодым до дня своей смерти. Он любил землю. Это с детства взращивалось в нём. Он любил небо, солнце, облака, луну и звезды. Он любил путешествовать, грести и плавать. Всегда безупречно выглядел, ему нравилась хорошая одежда. Он любил делать экстравагантные подарки – никогда не дарил одну розу, по крайней мере — шестьдесят! Он  был рождён, чтобы  стать  учителем. Он любил детей и особенно крошечных младенцев, которых он  называл «производителями чуда». Марио проводил с ними долгие  беседы. Новорожденные, уставившись на его губы, смотрели на него с восхищением. Но все, что он любил, было  ничем по сравнению с его любовью к матери – Марии и ее работе.  Эта  любовь затрагивала всю его жизнь и доминировала над всем его существованием. Ему было почти пятнадцать лет, когда он начал жить с матерью. Марии  не было с ним в период  «впитывающего ума».  Он жил для нее и с нею.  Благодаря сыну, Мария никогда не переносила изоляции, характерной для гения, никогда не становилась статичной.  Когда она стала старше, он взял большую часть  работы на себя, организовывая курсы, исследуя студентов, читая лекции по материалам. Он позволил Марии Монтессори полностью  сконцентрироваться на  творческой работе.  Он подарил ей новые идеи. Он понимал и верил в значение её космического видения  для развития человечества. Он стал столбом её работы. Он продолжал ее работу после её смерти. Несмотря на  интриги, Марио продолжал  борьбу за ребенка – «ребенок, отец человека».

Пусть отношения Марии Монтессори с ее сыном вызывают скептические ухмылки и язвительные комментарии, а также оставляют без ответа множество вопросов, однако эти слова, написанные о Марио его собственной дочерью, могут лишь подтвердить то, что как бы цинично для того времени ни выглядел поступок Марии Монтессори — он был правильным. Не каждому дано понять тех, кто опередил свой век, сумел подняться над недальновидной молвой и пройти через все сложности нетривиальных решений. Однако, именно этому и учит нас вся жизнь Марии Монтессори — человек рожден, чтобы быть свободным, потому что лишь свободный человек способен на истинные любовь и уважение, и лишь свободный человек способен прожить по-настоящему счастливую и полную жизнь.

Желаем вам счастливых детей!

Подписывайтесь на наши статьи на:

В настоящее время наш домашний детский центр «Алиса» проводит набор деток во все группы. Мы находимся в Москве, по адресу Волжский бульвар, 114 А, к.4. Метро Кузьминки, Текстильщики. Телефон: +7 (903) 723-27-99, Алия.

alistravel.ru

Мария Монтессори и ее сын Марио

Одно из основных обвинений, адресованных Марии Монтессори заключается в том, что она, де, бросила своего сына. А потому не имеет морального права рассказывать нам, как воспитывать своих детей.Для всех здравомыслящих людей, мы хотели бы осетить эту страницу ее биографии подробней.В жизни Марии Монтессори действительно был очень сложный и трагический для неё момент, связанный с ее сыном.

Но рассматривать этот эпизод ее жизни невозможно без исторического контекста: Мария родилась в 18(!!!)70 году, во времена, когда женщин только-только начали допускать до деятельности, отличной от ведения хозяйства. Она была аристократкой, и в то время они в принципе не занимались воспитанием своих детей, как это сейчас представляем себе мы. Детей отдавали кормилицам, няням и гувернерам, а в раннем подростковом возрасте отсылали в закрытые учебные заведения. Именно такой подход к воспитанию детей был тогда нормой. Все это наслаивалось на консервативное, патриархальное положение женщины, с одной стороны и на новые, свежие, прогрессивные идеи, феминизма и освобождения женщины, с другой. Мария Монтессори разделяла эти новые веяния и даже являлась их флагманом в Италии своего времени. Так, например, она стала в этой стране первой женщиной-врачом. Своего ребёнка она родила вне брака и статус матери-одиночки закрывал для неё абсолютно все пути для любой деятельности. Кроме того, от статуса незаконнорожденного мог пострадать и ее сын, в то время, положение таких детей было довольно незавидным. Поэтому было принято трудное решение отдать ребёнка на воспитание в семью. Последствием такого выбора была тяжелейшая депрессия Марии, после которой она стала рьяной католичкой. Мария Монтессори постоянно навещала его, а в возрасте 15 лет открыла ему правду и забрала с собой. Ее сын Марио, стал для неё ближайшим соратником и последователем, и все оставшиеся годы жизни они шли вместе рука об руку. А это говорит об их отношениях и о результате ее материнства гораздо красноречивее.

montessori-russia.ru

Правда и мифы о системе Монтессори: действительно ли выдающийся педагог отдала своего ребенка в приемную семью?

Мария Монтессори – знаменитый итальянский педагог, ученый и врач. Предложенная ею система развития детей не получала одобрения в СССР, ее труды не переводились, а имя было известно только в узких кругах. В последнее время о «методе Монтессори» можно услышать практически в каждой частной школе, при этом сами педагоги нередко весьма далеки от ее идей. Имя Монтессори обросло мифами, излюбленным аргументом ее противников является тот факт, что сын педагога до 10 лет воспитывался в другой семье. Есть ли в этом доля правды?

В многочисленных дискуссиях о Марии Монтессори часто забывают одно немаловажное обстоятельство: она родилась и выросла в то время, когда для женщин путь в науку и медицину был попросту закрыт. Мария Монтессори появилась на свет в 1870 г. в Италии, и с самого детства демонстрировала необычные для девочки интересы. Учеба ей давалась легко, а больше всего ее увлекала математика. В 12 лет она сделала первый шаг на пути борьбы со стереотипами, которой затем посвятила всю жизнь. Ей не только удалось поступить в техническую школу, куда до этих пор принимали только мальчиков, но и с успехом ее окончить. Еще в те времена Мария начала задумываться о том, возможно ли создать такую систему обучения, при которой не подавлялась бы личность учащегося.

Следующим шагом стало поступление в университет. Однако высшее образование и медицинская практика на тот момент в Италии тоже были исключительно мужской привилегией. Хотя отец не одобрял выбора дочери, ему все же пришлось ее поддержать. В 25 лет Мария Монтессори стала одной из первых в Италии женщин-врачей. Кроме того, она одной из первых в своей стране получила ученую степень доктора наук.

                Одна из первых женщин-ученых и врачей в Италии

В университетской клинике Мария впервые увидела детей с нарушениями в развитии и обратила внимание на то, что они были предоставлены сами себе. Занявшись частной врачебной практикой, Монтессори параллельно изучала труды по педагогике и начала работать с детьми, у которых были задержки в развитии. Этот факт позже стал одним из аргументов противников системы Монтессори, которые утверждали, что эта методика неприменима в воспитании и образовании обычных детей. Однако она работала и с детьми без нарушений в развитии и более полувека вела разноплановую работу в области педагогики. Мария Монтессори сформулировала принципы воспитания детей, которые могут быть универсальными для всех родителей и считаются основами развития самостоятельной личности, когда с самого раннего возраста ребенка учат одеваться, умываться и осваивать элементарные бытовые навыки.

Больше всего дискуссий сегодня возникает из-за того, что сын Монтессори до 10 лет жил в другой семье. Те, кто пытается доказать несостоятельность системы Монтессори, часто используют этот факт в качестве главного аргумента – мол, педагог, не занимавшийся воспитанием собственного ребенка, не может предложить результативной методики. Однако на самом деле все было не совсем так.

 

Мария Монтессори с сыном Марио

Со своим избранником, доктором Джузеппе Монтессано, Мария не состояла в законном браке, так как его мать не дала на это своего согласия. Кроме того, ей пришлось бы оставить карьеру после замужества. Монтессори пришлось пойти на компромисс ради возможности заниматься научной и общественной деятельностью. Но поскольку их сын Марио считался незаконнорожденным, во избежание скандала его отправили в деревню к дальним родственникам, где он и воспитывался до 10 лет (по другим данным – до 15). При этом мать виделась с ним каждые выходные и участвовала в его развитии и образовании в не меньшей степени, чем большинство семей, нанимавших для своих детей гувернеров. После того, как Мария Монтессори забрала ребенка к себе, они не расставались до конца ее дней, хотя официально она признала его своим сыном только в посмертном завещании – до этого он считался ее племянником. Впоследствии он стал ее соратником и продолжателем дела ее жизни. Марио Монтессори внес большой вклад в развитие педагогики и распространение гуманистического образования и методики своей матери во всем мире.

                      Мария Монтессори с детьми

Главной целью Монтессори видела такую организацию деятельности ребенка, при которой у него была мотивация к саморазвитию и самообучению, исключая авторитарное вмешательство взрослых. Один из мифов о системе Монтессори – поощрение вседозволенности. На самом деле вмешательство взрослых ограничивалось в том случае, когда ребенок успешно справлялся с каким-либо действием самостоятельно, что должно было развивать уверенность в собственных силах. При этом предполагалось соблюдение определенных правил. Каждый ребенок занимался в своем собственном темпе и сам выбирал вид деятельности и продолжительность занятий. Среди спорных моментов системы Монтессори обычно называют ее направленность на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления при слабом внимании к творческой и эмоциональной сферам, а также к сюжетно-ролевым и подвижным играм. Часто ей ставили в укор то, что она не любила сказок и не читала их детям. И это не миф – Мария Монтессори действительно считала, что большинство итальянских сказок слишком жестоки и заканчиваются торжеством зла, поэтому она предпочитала читать детям истории о происхождении мира, о тайнах океана и вселенной.

                            Главные принципы системы Монтессори

Источник

xochu-vse-znat.ru

Мария Монтессори – жизнь ради детей

Мария Монтессори – итальянский педагог, врач, ученый, философ, гуманистка. Благодаря ее трудам, посвященным детям,  образовательная система стала развиваться в определенном направлении. В последствии, ЮНЕСКО отметила 4-х ученых и педагогов из всей истории, учения которых определили педагогику в целом и ее развитие. Среди этих четырех фамилий была и Монтессори.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле. Отец Марии — Алессандpо Монтессори — был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые.

Детство и юность

Мария была единственным ребенком в семье, и ее родители делали все возможное, чтобы она получила хорошее образование и в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение. В строгой католической Италии это, разумеется, не соответствовало привычному положению женщины.

Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко. Особые таланты она проявила в математике и других естественных науках. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды. Она была принята в техническую школу для юношей.

Первая женщина-врач в Италии

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. В тогдашней Италии ее мечта была практически неосуществима. Медицина была привилегией мужской половины. Однако Марию Монтессори никогда не останавливали преграды: она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину.

Ей было 26 лет, когда она стала первой в Италии женщиной-врачом.

Еще учась в университете, Монтессори активно выступала за социальные права женщин, искала государственной поддержки социальным программам, связанным с женщинами и детьми, и стала одним из лидеров движения за равноправие женщин. Ее избрали делегатом Международного конгресса женщин в Берлине.

Переворот в педагогике

Изучение детской психологии и педагогики привело Марию Монтессори к мысли, что проблемы умственно отсталых детей — это не только и столько медицинские проблемы, но, главным образом, педагогические проблемы. Надо учиться работать с такими детьми не в больнице, а в школе.

Эти идеи по тем временам были абсолютно крамольными, они влекли за собой не только перестройку общественного сознания в отношении к детям с ограниченными возможностями, но и изменение уклада жизни любой традиционной школы.

Личная и профессиональная жизнь

В 1898 году у Марии Монтессори родился сын — маленький Марио. Ее отношения с возлюбленным не привели к замужеству, и она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям. Мария и ее сын впервые встретились, только когда Марио был уже молодым человеком. С тех пор до конца жизни они оставались вместе.

Помимо педагогики и психологии Марию Монтессори привлекала антропология, главным образом, вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. На это время приходится формулировка основ ее собственной педагогики.

Ортофреническая школа

Весной 1900 года «Лига женщин Италии» открыла в Риме ортофреническую школу. Мария согласилась стать ее директором. Ей дали короткий промежуток времени длиной всего в три месяца. Она впервые попробовала создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду.

Через три месяца комиссия из представителей министерства образования, членов Лиги и городского совета пожаловала с подведением итогов ее работы. Сначала было короткое выступление самой Монтессори, затем учителя школы отвечали на вопросы, и, наконец, дети показали то, чему они научились за столь короткое время.

Результаты были ошеломляющие. Школа и труд ее педагогов во главе с директором были справедливо оценены очень высоко.

Метод Монтессори

В начале 1907 года открывается первый «Дом ребенка» в Сан-Лоренцо, в котором вся деятельность ведется по принципу Монтессори. Мария стала руководить детским садом, работу в котором она организовала так, что в нем себя прекрасно чувствовали дети различных возрастов.

Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг.

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии приезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встретилась с Маpией Монтессоpи и русский педагог Юлия Фаусек, которая открыла в России первый монтессоpи-сад.

В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которая была переведена на 20 языков мира. Она имела огромный успех. Идеи гуманистической педагогики завоевывали мир. Состоялось официальное признание новой педагогической системы в Италии, и на ее развитие были отпущены большие средства.

В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), которая действует и поныне. В этом же году был открыт специальный колледж с базовой школой, построенный по проекту Марии Монтессори лучшими архитекторами и инженерами Италии.

Наука и политика

Свободные Монтессори-школы были вскоре запрещены в Испании, их разгромили в фашистской Германии и самой Италии во времена национал-социализма, а в России Монтессори — детские сады и школы были закрыты в середине 20-х, подавленные политикой поголовного коллективизма. Учителей назвали космополитами, поддавшимися западным влияниям.

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году по приглашению Теософского общества уезжает с чтением лекций в Индию, в Мадрас. Семь долгих лет прожила она в этой стране. За это время она обучила своей методике более тысячи учителей.

Возвращение

Мария Монтессори вернулась в Европу сразу после войны, в возрасте 76 лет. Но ее энергии можно было только удивляться. В начале 50-х годов она написала свои главные психолого-антропологические труды. Она по-прежнему много выступала, и самые ответственные учебные курсы всегда вела сама.

Последние несколько лет Мария Монтессори вместе с сыном жила в Голландии — стране, которую она очень любила и которая проявляла особый интерес к ее гуманистическим идеям. В 1950 году Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Ее труды выдвинули на международную Нобелевскую премию.

Мария Монтессори скончалась в Голландии в мае 1952 года и была похоронена в местечке Нордвийк на маленьком католическом кладбище.

www.vdovgan.ru


Смотрите также