Шахматы для дошкольников
Обучение дошкольников игре в шахматы
Тамара Евсеенко Обучение дошкольников игре в шахматы
Шахматы – это интересно
Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Что дает она детям? Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, самовоспитания. В. Сухомлинский писал:
«В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам… Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных и памяти».
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольников, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Дети, обучающиеся этой игре, становятся самокритичнее, привыкают самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Поэтому мы решили научить детей играть в шахматы.
Однажды Дима принес в группу шашки и предложил поиграть. Игра привлекла внимание детей. Многие захотели научиться играть А почему бы и нет. Это было в старшей группе. В течение года все ребята научились играть в шашки. Это была увлекательная деятельность детей и взрослых, которая принесла большую пользу и доставила огромное удовольствие не только детям, но и взрослым. А в подготовительной группе решили с детьми научиться играть в шахматы.
Нашей целью стало не столько обучить всех детей хорошо играть в шахматы, сколько привить интерес к ним, познакомить с азами древней игры. Знакомство с шахматами мы начали с чтения стихотворения девочки Лены Сухиной, дочки известного шахматиста, автора книг о шахматах Игоря Сухина:
Скучно было детворе ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, - сказал ребятам Петя.
Где б я ни был и везде в нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король – его хранит отряд.
Хочу задание вам дать: игры названье угадать!
Познакомив ребят с историей развития игры в шахматы, предложили им отправиться в путешествие по Шахматной стране со сказочными героями: девочкой Клеточкой, мальчиком Юрой, который очень хочет научиться играть в шахматы, мальчиками Загадаем и Задирой. Путешествуя по Шахматной стране, дети познакомились с шахматной доской, узнали, что на доске есть белые и черные поля, линии: горизонталь, вертикаль и диагональ. Узнали секреты шахматных фигур: ладьи, слона, который совсем не похож на слона, побывали в гостях у ферзя, встретили коней черных и белых, посетили детский сад «чудесная пешка», а еще узнали, как ходит король. Особое внимание уделили ознакомлению с этикой шахматной игры.
Обучение детей шахматной игре проходило поэтапно. После знакомства детей с шахматной доской, дети вместе с Юрой узнали много интересного о шахматных фигурах. Клеточка рассказала ребятам о том, как они называются, как правильно расставить шахматные фигуры на доске. А Загадай, задавал детям вопросы, давал задания на закрепления знаний детей, загадывал загадки из своей Тетрадки. Например, какая фигура похожа на лошадку? Какие фигуры спрятались в словах: оладьи, спешка, заслонка, коньки? (Ладьи, пешка, слон, конь.)
Чтобы дети хорошо запомнили название шахматных фигур, умели отличать их друг от друга, играли с ними в такие игры, как «Кубик», «Волшебный мешочек», «шахматный веер», «запретная фигура» и другие.
Следующим этапом обучения детей шахматам было знакомство с возможностями каждой фигуры, интересными фактами о ней. Например, при знакомстве с шахматной фигурой ладья, дети узнали, что на Востоке эту фигуру называли «Рух». По преданиям «Рух» - огромная птица, помогавшая героям в сказке одолеть врага. Фигура «Рух» была очень похожа на лодку, ладью, вот ее и назвали ладьей. Теперь шахматная ладья больше похожа на башню, но называют её по-прежнему. А вот как ходит ладья, узнали из стихотворения:
Движется ладья лишь прямо,
Хоть по натуре не упряма.
Прямолинейно держит путь,
Наискосок ей не свернуть.
Шахматный слон ни капельки не похож на настоящего. Но в старину они были похожи. Загадай рассказал ребятам, как называют шахматного слона разные народы: французы – шут, немцы – бегун, болгары – офицер, поляки – гонец. А итальянцы, и испанцы, как и мы – слон. Ребята вместе с Клеточкой выучили небольшое стихотворение про шахматного слона, которое помогло запомнить эту фигуру и её передвижение по шахматной доске.
Закрепить знания детей о шахматных фигурах, помогали «Загадки из тетрадки».
Содержание этой игры интегрировали в разные виды занятий, так на математике: дети считали шахматные фигуры, придумывали задачи о них, рисовали шахматные доски на листе бумаги в клетку. На занятиях по обучению грамоте ребята видели, какие слова могут получиться, если в названиях шахматных фигур изменится одна буква. Например, печка (пешка, бадья (ладья, корь (конь). Называли шахматные фигуры, в названиях которых четыре, пять, шесть букв (слон, конь; пешка, ладья, ферзь; король). На занятиях по развитию речи придумывали загадки, сказки о шахматах, на занятиях по изо деятельности с удовольствием рисовали и лепили шахматные доски и шахматные фигуры. На физкультурных занятиях ребятам нравились игры «Найди шахматную фигуру и промолчи». «Раз, два, три - к шахматной фигуре, беги», «Чья команда быстрее соберется» и другие.
На третьем этапе Клеточка познакомила детей с такими понятиями, как ШАХ, МАТ, ПАТ, РОКИРОВКА, подарила «Шахматный словарик», который помог детям овладеть некоторыми шахматными терминами: атака – это наступление шахматной партии; дебют – начало шахматной партии; фора - дача вперед шахматной партии между сильным и слабым шахматистом и др.
Путешествуя по Шахматной стране, дети знакомились не только с шахматными фигурами, но и с выдающимися шахматистами: Александр Алехин, Василий Смыслов, Роберт Фишер, Михаил Таль, Гарри Каспаров, Анатолий Карпов. Кроме того, ребята узнали интересные факты из их жизни. Например, Анатолий Карпов играть в шахматы научился, когда ему не было и пяти лет. Играть в шахматы научил его отец. Анатолий Карпов всегда помнил слова отца: «Без проигрыша нет и побед!» Анатолий Карпов – выдающийся советский гроссмейстер, двенадцатый чемпион мира, носивший это звание много лет (1975 – 1985 г.).
Когда путешествие подошло к концу, дети с грустью прощались со сказочными героями: Юрой, Клеточкой, Загадаем и Задирой, которые стали настоящими друзьями ребятам. Обучение детей игре в шахматы проходило в тесном сотрудничестве с родителями. Родителей мы тоже знакомили с шахматной игрой. Для этого разработали консультации «Почему полезно учить детей играть в шахматы?», «Шахматы для детей», «Родителям об игре в шахматы» и др. Заинтересовавшись игрой, они стали чаще играть с детьми. Шахматы сблизили детей и родителей. Они изготовили шахматы своими руками из соленого теста, смастерили шахматный стол, куб и разнообразные доски.
К концу года дети овладели шахматной игрой, что способствовало развитию у них любознательности, активности, усидчивости, умения эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, планировать свои действия и другие качества, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Это подтверждает мой опыт работы с детьми. Дети получали огромное удовольствие от процесса игры, занятия шахматами стали одной из самых любимых интеллектуальных игр наших воспитанников.
www.maam.ru
Консультация «Обучение дошкольников игре в шахматы»
Валентина Толстопятова Консультация «Обучение дошкольников игре в шахматы»
Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Шахматы — старинная и очень увлекательная игра,помогает в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребёнка, прекрасное средство внесения разнообразия и его досуг, ускорения развитие малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребёнка обобщать и сравнивать, делать, выводы. Обучение игры в шахматы даёт формирование таких научных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.
1. Шахматы развивают память, логическое мышление,пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремлённость. Ребёнок учится делать логические выводы-мыслить самостоятельно.
2. Шахматы развивают в ребёнке способность принимать решения в условиях неопределённости и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят ещё и коррекционную функцию).
3. Шахматы учат правильно относится к неудачам и ошибкам- анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решению комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат»-этюдов.
4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное -дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, в частности шахмат, его проще всего выбрать.
Игра в шахматы очень полезна для детей. Почти все великие гроссмейстеры начали играть в шахматы в очень юном возрасти, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребёнку развиваться гармонично тренировать умственные и творческие способности. В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребёнка. Они выполняют сразу несколько функций.
Познавательная- играя в шахматы ребёнок научиться мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнаёт много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
Воспитательная- придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
Физическая- сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке. В первую очередь,играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения, которые могут повлечь не такие большие потери — приучают к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребёнок учиться концентрировать внимание на одном процессе, у него формируется произвольность психических процессов, таких как память и внимание. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, превосходить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Шахматы-эффективная модель для формирования у ребёнка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества.
Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких качеств,как внимательность,терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут нужны ребёнку уже в первых классах современной школы.
И,наконец,учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания,искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Обучение игре в шахматы- не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребёнка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наибольшего полного раскрытия того огромного потенциала,который заложен от природы в каждом малыше.
Для ребёнка же шахматы- увлекательная игра,интересная практическая деятельность, которой занимается с удовольствием.
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство гроссмейстеров начинали именно в этом возрасте. Обучение в шахматы не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребёнка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше.
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте. Цель:
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
Учить обыгрыванию простейших комбинаций;
Активизировать мыслительную деятельность;
Развивать внимание,память.
Выработать уверенность в своих силах, выдержку.
Ожидаемые результаты:
Сформированы знания по овладению основных шахматных понятий ; сформировано умение применять элементарные правила игры на практике;
Активизированы познавательные процессы: память, наблюдательность, внимание, мышление, воображение;
Сформированы эмоционально-волевые качества. Реализация программы по обучению дошкольников игре в шахматы проходит в форме кружка «Юный шахматист». Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня в игровой форме длительностью 30 минут.
Наряду с занятиями проводятся викторины, соревнования и досуги,посвященные шахматам.
Программа включает в себя 4 раздела:
1. История возникновения игры в шахматы
2. Знакомство с фигурами и их назначением, шахматной доской.
3. Правила игры.
4. Знакомство и обыгрывание простейших комбинаций.
Игровые занятия первого этапа обучения представляют собой дидактические игры и творческие задания. Дети знакомятся с понятием шахматы, с шахматной доской и фигурами.
На втором этапе обучения дошкольники получают представления о возможностях фигур, изучают шахматный алфавит, названия полейВо время обучения не следует увлекаться частым проведением турниров, что может отрицательно подействовать на ещё не окрепшую психику ребёнка. Сам процесс обучения должен быть облечён в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои -ровесники дошколят, стихи,загадки, эстафеты на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок.
На третьем этапе обучения дети учатся решать несложные шахматные задачи, разыгрывают мини-партии.
На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами. Соблюдая это правило дети привыкают видеть всю доску,а также отдельное поле, равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем и пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твёрдо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику постоянно меняют.
Перед игрой нужно провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков. Для родителей организовывались консультации в виде папок-передвижек по игре по игре в шахматы в семье с детьми. В будущем по мере овладения детьми игрой планирую организовать шахматный турнир с родителями и детьми в нашей группе.
www.maam.ru
Конспект урока по шахматам для детей 4–5 лет
Сахно Константин Юрьевич Конспект урока по шахматам для детей 4–5 лет
Развитие личности ребёнка через игру в шахматы.
Пример варианта занятия по шахматам для детей 4 – 5 лет.
Почему дети должны уметь играть в шахматы?
Потому что:
Шахматы развивают способности решать поставленные задачи.
Шахматы улучшают детское познание.
Шахматы улучшают вербальные навыки.
Шахматы развивают навыки критического мышления.
Шахматы сохраняют умственные способности.
Шахматы улучшают эмоциональное состояние.
Шахматы улучшают математические способности.
Шахматы обучают логике и эффективности.
Шахматные задачи подгоняю отстающих, и учат постановке цели.
Шахматы учат важности планирования.
Люди играют в шахматы на протяжении 2000 лет, эта игра остаётся интересной, актуальной и востребованной и сегодня.
Цель: закрепить и систематизировать знания и умения игры в шахматы.
Задачи:
Развивающая –
-формируем и развиваем у ребёнка систему знаний, умений, навыков;
- развиваем высокий уровень к самообучению и самообразованию;
- формируем особый стиль умственной деятельности, основанный на исследовательской активности и самостоятельности.
Обучающая –
- продолжаем учить детей игре в шахматы;
- учим детей главной цели шахматной партии – поставить мат королю противника.
Воспитательная –
- воспитываем навыки работы в коллективе;
- приобщаем детей к лучшим традициям «Русской шахматной школы», под девизом: «Мы все одна семья!».
Психологическая-
- положительный эмоциональный настрой на игру, с учетом психологических особенностей детей.
Оборудование: напольная шахматная доска размером 2.5*2.5м (палас, бейджики с изображениями шахматных фигур в количестве 7шт.:
- король черный - 1;
- ферзь белый – 1:
- ладья белая -1:
- конь белый – 1;
- пешка белая – 1;
- ферзь черный – 1;
- пешка черная – 1.
Организационный момент. Время игры 30 мин.
Дети заходят в аудиторию. Педагог распределяет роли между детьми, закрепляя бейджики на одежду.
Перед началом педагог объясняет понятие МАТ:
«Мат - это нападение на короля, от которого нет защиты. Атакуемый король никуда не может убежать, никто не может помочь ему закрыться от удара, ни уничтожить атакующую фигуру».
На напольной шахматной доске, детям с изображениями шахматных фигур на бейджиках, предлагается занять места согласно шахматных ситуаций нападения на короля приводящих к мату.
Пример одной из разыгрываемых ситуаций:
Ребёнок в роли белого ферзя, параллельно показывает на шахматной доске ходы шахматных фигур, нападает на черного короля, а дети в роли черных фигур пытаются его защищать.
Разыгрываемых ситуаций может быть множество.
В нашей игре нет побеждённых, так как дети меняются нападающими сторонами.
Для закрепления материала, детям предлагается отгадать несколько загадок про шахматы:
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Ответ: Шахматы
Съест коня, слоном закусит.
Все подметит, не упустит.
Прозевать ему нельзя —
Потеряет короля.
Ответ: Шахматист
В конце игры, педагог благодарит участников игры, и показывает мультфильм на шахматную тему.
www.maam.ru