Причины задержки речевого развития у детей


Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I - 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно - повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Т. о., признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

www.krasotaimedicina.ru

Задержка речевого развития у ребенка — 7 ошибок родителей

Статистика в мире говорит о постоянном росте числа детей с задержкой речевого развития, и к сожалению эта тенденция сохраняется. Но когда родители спрашивают меня «А в чем по вашему мнению причина нарушений развития речи?», я ищу ответ на другой вопрос — «что же мешает ребенку заговорить?». И несмотря на схожесть этих вопросов, они подразумевают разные ответы и совершенно разные сценарии действий.

Содержание статьи

Задержки речевого развития у ребенка — основные причины

Основные причины трудностей в речевом развитии можно условно разделить на 4 группы (М.Е. Хватцев):

Органические:

  • генетические нарушения;
  • особенности внутриутробного развития, болезни матери во время беременности;
  • особенности родов.

Функциональные:

  • функциональная незрелость нервной системы;
  • особенности соматического здоровья ребенка;
  • заболевания ребенка в раннем возрасте.

Психо-неврологические:

  • особенности работы сенсорных систем;
  • особенности работы психических функций;
  • неравномерность созревания звеньев речевой функциональной системы

Социально — психологические:

  • особенности семейной ситуации развития;
  • стрессовые ситуации, психологические травмы;
  • отсутствие родителей.

В большинстве случаев трудности развития речи в группах это следствие тех или иных негативных событий в жизни ребенка. Не смотря на значительные различия, всех их объединяет одно свойство – они все уже в прошлом. Эти события уже случились, и при всем желании отменить их или как-то повлиять на них уже не получится.

К сожалению, медицина не всегда в состоянии  диагностировать такие события в момент их наступления и предотвращать столь пагубные последствия. Поэтому, когда события наступили, родители становятся перед фактом – у ребенка нарушения речевого развития.

Коррекция ЛЮБЫХ, подчеркиваю ЛЮБЫХ трудностей развития речи у детей проводится в двух направлениях:

Медицинское

  • Обследование
  • Диагноз
  • План лечения (препараты, медикаменты, процедуры)
  • Контроль динамики

Психолого — педагогическое

  • Обследование
  • План работы с ребенком
  • Ежедневные занятия
  • Контроль динамики

Очень часто на практике  эти два процесса не пересекаются, и каждый живет своей жизнью. Если для медицинской сферы важен диагноз и не очень важна скорость, ибо обследования и уточнения диагноза могут занимать годы. То для психолого- педагогической сферы все наоборот. Чем раньше приступите, тем больше и быстрее наступит эффект от занятий.

Для родителей такое положение дел открывает дополнительные возможности. Они могут начать помогать своему ребенку сразу же, здесь и сейчас. Все необходимое для этого есть изначально – это ребенок, с его сильными и слабыми сторонами. Его родители, которые хорошо знают, что он может делать и чего не может. И специалист дефектолог.

Приступать к занятиям можно практически сразу, не дожидаясь диагноза. Тут диагноз не нужен и вот почему – для подготовки плана работы с ребенком достаточно понять, в чем основная трудность при его попытках общения. Вот на какие параметры стоит обратить внимание:

Контакт:

  • с ребенком сложно установить контакт, он постоянно «ускользает» или раздражается от попыток совместного общения;
  • с ребенком сложно удержаться в совместной игре и занятиях;
  • сложности с взаимопониманием и совместным познанием ново

Пониманием речи

  • трудности с выполнением просьб;
  • трудности с фонематическим анализом;
  • трудности с лексико-грамматическим строем речи.

Активная речь

Если рассмотреть трудности речевого развития в данном подходе, то уже сейчас можно определить шаги, которые нужно делать вместе с ребенком. Либо определить проблемную область и самим подобрать хорошего специалиста в этой сфере.

То есть переход от медицинского диагноза к диагностике элементов построения речи (контакт, понимание речи, активная речь) позволяет начать действовать незамедлительно.

Если провести аналогию между задержкой психического развития и обычным заболеванием, то работа в психолого — педагогической сфере, это скорее реабилитация после тяжелой травмы, чем лечение этой самой травмы. И как в реабилитации тут два подхода – восстановление утраченной функции «мышцы», либо распределение функции среди других соседних «мышц».

Например, у ребенка диагностировали задержку речевого развития. «Травма» уже случилась, последствия для ребенка очевидны — сложности с пониманием речи. Можно используя его сильные стороны, в игровой форме «тренировать» напрямую навык понимания через работу с картинками любимых мультипликационных героев (восстановление утраченной функции).

А можно используя другие его сильные стороны, так организовать игровой процесс, чтобы он был вынужден учиться понимать речь, чтобы играть. Например, если он любит играть в контактные игры, то играя в них, необходимо использовать речь в игровом процессе. Через игру, ребенок получит положительный стимул осваивать навык понимания речи (распределение утраченной функции среди соседних мышц).

Краткий итог первой части:

  • чтобы заниматься развитием речи с ребенком диагноз не важен;
  • можно заниматься самим дома или ездить к специалисту, или учиться в онлайн-школе;
  • важно понять – чего ребенку не хватает или что ему мешает общаться. Понять самому или проконсультироваться со специалистом;
  • составить план работы, с учетом его сильных и слабых сторон;
  • ежедневно заниматься со своим ребенком;
  • корректировать план работ по его успехам.

7 ошибок родителей, препятствующих развитию речи

Но если все так просто, и отсутствие диагноза не препятствие для начал работы с ребенком то, почему немногие родители используют эту возможность?

Существует множество причин, почему ситуация складывается таким образом. Давайте вместе попробуем разобрать наиболее часто встречающиеся причины и подумаем, как их можно было бы устранить.

Часто родители,чей ребенок не говорит, или говорит хуже сверстников, задаются вопросом –   все ли в порядке с моим ребенком? Не отстает ли он в развитии?

Определить это не сложно и любой родитель при помощи наших советов может сказать – есть ли проблемы у ребенка или нет? Как это сделать напишу ниже.

А пока предлагаю рассмотреть 7 наиболее распространенных ошибок родителей, у детей которых есть сложности развития речи и социальных навыков общения:

Ошибка 1. Смотреть на мир сквозь розовые очки
«У нас нет проблем, с ребенком все в порядке»

Принять мысль о том, что с моим любимым чадом что-то не так, порой бывает непросто. Родители до последнего не могут признаться себе в этом, поскольку природой заложена безусловная любовь к детям. Иногда эта любовь не только не помогает, но и создает дополнительные трудности.

Ребенок может говорить не понятно для окружающих, может вовсе не говорить. Может ходить по потолку, убегать от родителей на улице и устраивать истерики в публичных местах. Но любящие его всем сердцем родители всё списывают на его сложный характер, или отсутствие настроения или другие внешние причины.

Как исправить– будьте внимательны к своему ребенку, если вас что-то беспокоит лучше перестраховаться и сходить к нескольким специалистам, получить дифференцированное мнение, чем упустить время. Время – самый важный, и невосстановимый ресурс.

Ошибка 2. Немного подождем
«Есть проблемы с ребенком, но надо подождать. У наших знакомых/родственников было также, а потом все само прошло»

Почему родители предпочитают подождать? Потому что проблемы с развитием ребенком это всегда стресс. Инстинктивно родители откладывают принятие решения – а вдруг все обойдется, а вдруг он еще догонит… Чтобы прямо сейчас начать действовать, это же надо столько изменить в своей жизни!

По-человечески это понятно и близко. Так сложно поверить, что момент, когда надо действовать уже наступил. Хочется, чтобы все-таки обошлось, чтобы не коснулось, не с моим ребенком…

Сложность ситуации еще и в том, что проблемы не носят острый характер, все родные и сами родители уже как-то привыкли к этим странностям своего чада. Для них он понятный, свой, родной. Вдруг само пройдет, у тех же прошло…

Наверное, есть случаи, когда само проходит. Но я предпочитаю действовать наверняка. Я точно знаю, если работать над решением проблемы методично и целенаправленно, то она решится быстрее, чем если ждать, когда само пройдет. Ведь может само и не пройти…а время уходит…

Как исправить – не стесняться сходить на консультацию к специалисту, лучше к нескольким. Работать над проблемой, не ждать, когда само решится.

Ошибка 3. Сравнивать детей
«Все дети разные, кто-то развивается чуть раньше, кто-то чуть позже»

Это действительно так, и нельзя всех детей мерить одним аршином. Кто-то маленький, кто-то большой. Кто-то веселый, кто-то грустный. Один живчик, другой спокойный.

Все дети разные, у каждого свой характер. Но даже у самого широкого допуска на индивидуальные различия есть пределы.Эти пределы понятные, простые и четкие. Если ребенок выходит за эти рамки, то родителям необходимо помогать своему ребенку, больше чем обычно.

Как исправить–если вы видите отставание в развитии своего ребенка, приложите усилия, помогите ему. Займитесь его развитием, тем более, что существует огромное количество материалов и методик, для развития в игровой форме. Играйте с ребенком больше и чаще. Играйте в интересные и полезные игры.

Ошибка 4. Искать «нужные» слова
«Этот специалист ничего не понимает»

Часто услышав мнение от одного специалиста, родители им пренебрегают, при этом продолжают игнорировать нарастающий ком проблем. Причины могут быть разными – специалист не понравился по субъективным причинам.

Или сами родители не готовы принять правду. Или родители не придают значение тем тонким сигналам, которые им подает их ребенок. Считая, что все в порядке, а специалист перестраховывается.

Как исправить – сходить к нескольким спецам. Если 3-4 специалиста вам скажут – да, у вас проблемы, ими надо заниматься. Может ими действительно стоит заниматься.

Ошибка 5. Опираться в занятиях по развитию речи только на диагноз ребенка
«Какой у нас диагноз?»

В силу своей неинформированности иногда родители занимаются только исследованиями и уточнениями диагноза. Они ждут точного диагноза, чтобы на его основе начать работу с дефектологом. Или сразу после постановки диагноза опускают руки и никак не работают с ребенком в психологической сфере, а только в медицинской.

Хотя нарушения в развитии ребенка могут быть следствием огромного ряда причин, и не только заболеваний. Любая работа с ребенком строится из двух частей – медицинская и психолого-педагогическая. Идеальный вариант,когда они связаны друг с другом. Это возможно если родителям удастся найти невролога и дефектолога/логопеда, которые хорошо общаются друг с другом.

Но как правило они (эти две части) существуют независимо друг от друга. Поэтому чтобы дефектолог или сами родители эффективно работали с ребенком не нужен диагноз, в отличии от медицины. Нужен дефектолог, сам ребенок и его родители. Которые хорошо знают, как он себя ведет, что он может и чего не может, как общается с окружающими.

Могут быть одинаковые диагнозы и совершенно разные дети, и у них будут разные методы работы. Могут быть разные диагнозы и одинаковые дети, у них будут одинаковые методы работы.

Как исправить — начать работать со своим ребенком. Для этого диагноз не нужен.Помните — безнадежных детей нет.В любой, даже сложной ситуации есть возможность двигаться вперед. Да, маленькими шагами, постепенно, но и море «соткано» из мелких капелек воды.

Ошибка 6. Нужно найти самый эффективный подход
«Поиск волшебной таблетки»

Часто родители бьются в поисках универсального быстрого средства, «волшебной таблетки». Как всякие нормальные родители, они готовы отдать свои последние, за «таблетку», которая вылечит их ребенка раз и навсегда.

В моей практике не было случая, когда ребенку помогло какое-то одно средство или процедура или операция. Все те родители, дети которых догнали своих сверстников, занимались со своими детьми много и долго, и самостоятельно и со специалистами. И всегда это был комплекс – дефектология, физио-, медицина, и прочие.

Кто-то достиг результатов за полгода, а кто-то за несколько лет. Но не было ни разу случая, когда ребенку дали «волшебную таблетку» и все стало на свои места за неделю, либо даже за месяц, без ежедневной работы с ребенком.

Как исправить – настраиваться на долгий путь и ежедневные занятия. Проводить всегда комплекс мероприятий, больше заниматься с ребенком самостоятельно.

Ошибка 7. Опустить руки
«Чувство вины»

Оно съедает силы и время родителей. Напрасно тратиться их ресурс. На самом деле нет смысла себя винить, нужно собрать волю в кулак и работать с ребенком. Чем раньше начнете, чем более методично и системно будете работать, тем быстрее и больших результатов вы добьетесь. Тем быстрее ваш ребенок заговорит.

Как исправить – только хорошая динамика развития вашего ребенка избавит вас от чувства вины. Сконцентрируйтесь на занятиях с ребенком.

Как узнать, все ли в порядке с моим ребенком?

Все просто, надо ответить на 3 вопроса:

  • Вас что-то беспокоит в ребенке? Его поведение, его питание, его общение с окружающими, его речь или ее отсутствие, его привычки, его игры и т.п.
  • Ваш ребенок отстает от сверстников? По речи, по логике мышления, по количеству слов, по четкости дикции, по играм, по выполняемым заданиям и т.п.
  • Как меняется динамика развития ребенка? Замедляется, либо останавливается, либо происходит регресс.

Первые два пункта понятны и просты. Третий пункт давайте разберем чуть подробнее.

Частое явление среди детей с нарушениями развития – остановка или регресс навыков.  Такие дети могут развиваться согласно норм, но в какой-то момент может быть остановка или даже регресс (утрата ранее приобретенных навыков).

Это не происходит в один день, но, если вы будете внимательны к своему ребенку –заметите тревожные признаки. Сократился перечень продуктов, сократился словарный запас, сократился круг общения с другими детьми или взрослыми, ребенок постоянно задумчивый, не реагирует на просьбы родителей, разучился делать то, что раньше умел (одеваться, раздеваться, наливать себе, кушать самостоятельно и т.п.).

Важно это заметить и начать действовать.

Купить вебинар «Секреты развития речи от логопеда-дефектолога». Вебинар о том, как вызвать появление первых звуков и слов у ребенка, как улучшить качество речи. Какие основные причины трудностей развития речи у детей и когда необходима помощь специалистов. Как родителям и специалистам быстрее преодолеть сложности с развитием речи у ребенка.

Что делать если есть сложности с развитием речи?

Если хотя бы на один из трех вопросов теста  вы отвечаете «да», лучше сходить на консультацию к специалисту.

Если так случилось, что консультация специалистов подтвердила ваши опасения.Ивам нужно заниматься с ребенком, то есть 3 принципиально разные возможности, как это можно сделать. Какую выбрать, зависит от вашей ситуации:

  • Найти специалиста и ездить на занятия от 2 до 7 раз в неделю.
  • Найти необходимые материалы по вашей проблеме прочитать, понять, найти то, что относится к вашему случаю, отсеять лишнее, составить план и действовать самостоятельно.
  • Присоединиться к нашей онлайн-школе, где специалисты подготовят вам план занятий, а заниматься вы будете дома самостоятельно, в удобное время, при методической поддержке специалистов школы.

До скорых встреч! Успехов в работе.

Логопед-дефектолог Андрей Шевченко

si-speech.ru

Задержка речевого развития у детей (ЗРР, ЗПРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) — это не способность ребенка к  формированию слов и предложений, и его отставание от календарных сроков развития. К основным причинам отставания в речевом развитии относится осложненный акушерский анамнез. Диагноз задержки речевого развития ставится детям после 3 лет.

Задержка речи у детей

Содержание:

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития или другое расстройство?

Признаки задержки речевого развития

Лечение задержки речевого развития (ЗРР, ЗПРР) в центре Др. Левит

С каждым годом проблема задержки речевого развития у детей становится все более актуальной. Современных родителей условно можно разделить на 2 группы. Для первых задержка речевого развития сравнима со стихийным бедствием, они впадают в отчаяние, если их ребенок не может запомнить детский стишок или не произносит некоторые звуки. Вторые, напротив, обращаются за помощью к специалистам, когда реабилитировать ребенка полностью бывает уже поздно.

Врачи, как правило, успокаивают излишне обеспокоенных родителей. Дело в том, что задержка речевого развития у детей не имеет четкого определения, поэтому, даже если малыш произносит меньше слов, чем положено для определенного возраста, не стоит излишне переживать.

Отсутствие речи, или даже «детского языка», лепетания может быть индивидуальной особенностью ребенка, и он быстро нагонит своих сверстников в будущем. К тому же, некоторые мальчики начинают произносить слова гораздо позже, чем девочки.

Однако в случае появления тревожной симптоматики истинной задержки речевого развития у ребенка в возрасте от полутора лет, необходимо обратиться к специалисту.

Нужно учитывать, что при некоторых факторах риск серьезного нарушения развития у детей заметно повышается.

Причины задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей может быть вызвана различными инфекционными заболеваниями, вирусами или наследственностью. Вот некоторые вирусы, которые могут усугубить задержку речи у детей:

вирус простого герпеса (herpesvirus 1, 2),

Эпштейн-Барра (herpesvirus 4),

цитомегаловирус (cytomegalovirus),

краснха (ruberella),

токсоплазма (toxoplasma),

Такие безобидные на первый взгляд штампы вирусов в латентной форме могут негативно отразиться на развитии ребенка и послужить толчком к отставанию в речевом и психическом развитии. Носителями этих вирусов является подавляющее большинство люде на планете. Они могут передаваться от матери к плоду внутриутробно, во время грудного вскармливания, при поцелуе, и другими бытовыми способами.

Задержка речевого развития возникает при совокупности ряда факторов:

  • пренатальные нарушения — внутриутробные инфекции, контакт с вредными веществами, прием антибиотиков и запрещенных лекарственных средств, хронические болезни матери
  • родовая травма
  • осложненный акушерский анамнез — недоношенность, гипоксия, асфиксия плода
  • осложнения после прививки
  • инфекционное заболевание, перенесенное в раннем детском возрасте
  • вирус-носительство
  • тугоухость

Эти факторы дают сбой в центральной нервной система. Могут нарушиться высшие мозговые функции, что увеличивает риск возникновения речевых дисфункций и других психоневрологических расстройств. Стоит отметить, что в «группе риска» задержки речевого развития находятся почти все дети.

Задержка речевого развития или другое расстройство?

При задержке речевого развития у детей страдает только разговор малыша. В тоже время, ребенок адекватно реагирует на обращения в свой адрес и способен выполнять различные просьбы, он откликается на взрослых, узнает родных, активно идет на контакт с внешним миром, но практически не разговаривает.

У детей с истинной задержкой речевого развития не диагностируется двигательных и поведенческих дисфункции. ЗРР в подавляющем большинстве случаев не сопровождается умственной отсталостью. Однако, проблемы с речью могут стать помехой для дальнейшего развития малыша и его социализации.

Речевого развитие может откатиться из-за нарушений в центральной нервной системе после травмы или инфекционного заболевания. Большое значение имеет и наследственная предрасположенность малыша к речевой деятельности.

Многие уверены, что задержка речи у ребенка — вина родителей, так как они с ним не разговаривают, это неверное представление. ЗРР у детей чаще всего возникает из-за органического поражения мозга и вирусов. Ребенок, с которым не занимаются, все равно будет гулить и пытаться лепетать.

Ребенок с настоящей задержкой речевого развития — нет. Довольно редко речевое развитие замедляется из-за недостаточного внимания взрослых или невостребованности речи. Одинаково плохо, когда ребенок предоставлен сам себе или родители проявляют гиперопеку.

Что такое детская речь? Этапы речевого развития

Давайте попробуем разобраться, что является детской речью? До двух лет ребенок разговаривает на «детском» языке, что является вариантом нормы, не а речевой задержкой. К словам детского лексикона относят, например, словосочетании «би-би» (машина) или «гаф-гаф» (собака), «куп-куп» вместо «купаться», «му-му» вместо «корова». Обращаться за помощью к специалистам нужно только в том случае, если у ребенка в 2 года не получается строить новые фразы или предложения из этих звуков.

Признаки задержки речевого развития

При внимательном наблюдении за ребенком, можно заметить симптомы речевых нарушений в очень раннем возрасте. Так, малыш с патологиями речевого аппарата уже в первый месяц будет сосать слабее, чем другие груднички. Позже у него могут быть проблемы с пережевыванием пищи. Очень важно как можно раньше диагностировать задержку речевого развития, тогда при эффективном лечении ребенок быстро нагонит сверстников.

Ниже приведены некоторые ранние признаки отставания в речевом развитии у детей до двух лет.

1. В три месяца ребенок не аугкает, не реагирует на присутствие взрослых. С определенного времени, примерно с 4-6 месяцев гуление пропадает, это норма, его заменяет детский лепет;

2. Малыш до 5 месяцев не гулит, не произносит согласных г, х, к, и гласные у, ы;

2. С 6 месяцев ребенок практически не издает лепета (ма-ма, ба-ба);

3. В 8-9 месяцев у ребенка отсутствует лепет

4. К 1 году словарный запас ребенка насчитывает менее 5 слов по типу «ма-ма», «ба-ба» «ня-ня» «дай» и пр. Речавая активность минимальна, мало разговаривает на «своем языке»

5. Ближе к полутора годам малыш не произносит обращенные к родителям слова «папа», «мама». Не понимает своего имени, названий окружающих предметов

6. В полутора годам ребенок не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на просьбы родителей;

7. В 2 года ребенок не может построить простые предложения. Детская педиатрия допускает отставание в речевом развитии на 4-5 месяцев длямальчиков, и на 2-3 месяца для девочек. То есть, если мальчик не лепечетв год — это также является вариантом нормы речевого развития.

Лечение задержки речи (ЗРР, ЗПРР) в центре Др. Левит

В клинике доктора Льва Левита для лечения задержки речевого развития применяется безопасная авторская методика кранио-церебральной стимуляции (от лат. cranium – череп, cerebrum – мозг). Данный метод направлен на улучшение биохимических процессов в мозговых долях, ответственных за речевую деятельность и коммуникацию.

Традиционный подход к лечению задержки речевого и психоречевого развития включает:

  • логопедические занятия
  • массаж на развитие моторики, логопедический массаж
  • электрорефлексотерапия
  • медакаментозное лечение (ноотропы, стимуляторы, нейромедиаторы и проч.)

Медикаментозное лечение в центре не применяется. Коррекция, речевое обучение и логопедические занятия с ребенком во время курса не проводятся. Однако, дети после курса лечения САМИ начинают продвигаться в речи, потому что процедуры воздеюствуют на первопричину задержки речевого развития.

При последующей логопедической коррекции и занятиях с ребенком, такие дети довольно быстро преодолевают задержку речевого развития и ничем не отличаются от сверстников.

Методика кранио-церебральной стимуляции направлена на улучшение работы тех частей мозга, которые не функционируют достаточно хорошо. В случае с ЗРР улучшается речевая активность ребенка.

Метод циркуляцию спинномозговой жидкости и, как следствие, у детей с речевыми проблемами и общим отставанием также улучшается обмен веществ.

Результаты терапии задержки речи у детей

В ходе проведения курса кранио-церебральной терапии у большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются улучшения по многим параметрам, в том числе и лингво-речевым:

— Улучшается восприятие окружающего мира,

— Увеличивается словарный запас,

— Увеличивается интерес к окружающему миру, к социуму,

— В лексиконе детей с задержкой речевого развития появляются целые предложения,

— В организме запускаются очистительные процессы, и физиологические параметры детей меняются. Дети с дефицитом массы тела постепенно добирают необходимые килограммы, и наоборот. Изменяется состояние волос — волосы становится мягкими и блестящими, исчезает ороговелость ладоней и стоп, и пр.),

— У части детей снижается чувствительность к резким звукам,

— Улучшается мышечный тонус.

Задержка речевого развития у детей — это повод для беспокойства. Не стоит слушать советов от соседей, или людей на форуме, как : «Мой племянник заговорил в 4 года сразу целыми предложениями, стал наизусть читать «Бородино» и его теперь не остановить». Такие случаи — большая редкость, гораздо чаще проблемы с речевым развитием остаются у детей и в школе, а у некоторых и на всю жизнь.

Необходимо пойти на консультацию к специалисту для выявления проблемы с речевым развитием. Он также поможет отличить ЗРР от схожих по признакам, более серьезных нарушений, таких как аутизм, ЗПР, и другие. В случае, если у ребенка была диагностирована задержка речевого и психического развития или другая дисфункция, необходимо начать терапию как можно скорее.

Больше видео-отзывов родителей смотрите здесь.

Также читайте по теме: Задержка речевого развития — стоит ли беспокоиться?

www.drlevit.com

Задержка развития речи у ребенка: признаки, причины, лечение

Своевременное речевое развитие – это гарантия того, что интеллект ребенка будет развиваться в соответствии с возрастом. Гораздо сложнее, если речь появилась очень поздно или к 3-5 годам не появилась совсем. В этом случае мы говорим  о задержке развития речи (ЗРР) у ребенка – сложной патологии, требующей длительной коррекционной работы специалистов нескольких направлений.

В этой статье вы узнаете, как и почему проявляется ЗРР, какие разновидности диагностируют у детей, как лечат задержку речевого развития различными методами и приемами, и какие специалисты занимаются диагностикой и лечением патологии.

Содержание:

Что такое «задержка развития речи» (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) – это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков.

Различают три степени задержки речевого развития:

  1. Первая степень — это самая легкая степень задержки речи у ребенка, так как у таких детей отсутствует поражение нервной системы. При внимательном наблюдении можно заметить небольшие эмоциональные и волевые нарушения. Хотя отставание развития речи здесь проявляется в легкой степени, такие дети без помощи специалистов не могут самостоятельно догнать своих сверстников.
  2. Ко второй степени ЗРР относят отставание речевого развития, сочетающееся с нарушениями психики и патологиями нервной системы. У ребенка могут быть эмоциональная неустойчивость, нарушения памяти и внимания, мелкой моторики. Органы артикуляции (особенно язык) тоже страдают из-за легких параличей, тремора (дрожания) и насильственных движений. Такие дети медлительны, или, наоборот, расторможены. Они нуждаются в специальном обучении.
  3. При третьей степени задержка речевого развития вызвана поражением речевой зоны головного мозга. Нарушения речи обширны: ребенок затрудняется в произношении многих слов, не формируется фраза, нарушена грамматика речи, у него отсутствует чувство языка. Кроме явно выраженных речевых нарушений у таких детей страдает память, внимание, мышление, волевые и эмоциональные качества.

Задержка речи у ребенка, относящаяся к третьей степени, наиболее сложна для коррекции. Такие дети нуждаются в длительном лечении и сопровождении специалистов. Но даже тщательно проведенная коррекционная работа не гарантирует, что ребенок избавится от речевой патологии.

Как идет нормальное развитие детей, каковы его условия

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  1. Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
  2. Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
  3. Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Чтобы этапы речевого развития детей соответствовали возрасту, нужно, чтобы ребенок не имел нарушений нервной системы и неблагоприятной наследственности. Малышу нужно уделять достаточно  внимания, целенаправленно заниматься развитием речи. Родители должны много разговаривать с ребенком, обращая его внимание на предметы и явления. Вокруг детей должна звучать чистая правильная речь.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо хуже сверстников. Его речь малопонятна, поздно появляется. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. Как понять, что у ребенка задержка развития речи?

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  • Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  • Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  • Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  • Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  • Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  • Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

Какие бывают причины задержки развития речи

Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причиной этого могут быть нарушения внутриутробного развития и процесса родов, неблагоприятные воздействия, возникшие в первые несколько лет жизни ребенка.

Первичные причины – влияние хода беременности и родов. Как проявляются?

Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга.

Причины задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов:

  • нейроинфекция, перенесенная беременной женщиной;
  • интоксикация химическими веществами, алкоголем, никотином, лекарствами;
  • ранний и поздний токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и ребенка по группе крови и резус-фактору;
  • глубокая недоношенность;
  • асфиксия в родах;
  • родовая травма.

На отставание в речевом развитии может повлиять генетический фактор, неблагоприятная наследственность.

Вторичные причины – влияние внешних факторов. Как проявляются?

Не всегда причины общего недоразвития связаны с патологией беременности и родов. Иногда нарушения обусловлены факторами, влияющими извне на здоровье и воспитание ребенка. Это причины биологического и социального порядка.

Провоцирующие факторы ухудшения речевого развития

Приблизительно треть причин, приводящих к ЗРР, остаются невыясненными. Речь – это наиболее уязвимая структура человеческой психики, так как она появляется позже других психических функций.

Критические периоды повышенной ранимости центральной нервной системы:

  • 1-2 года, когда интенсивно развиваются речевые зоны;
  • 3 года, когда интенсивно развивается связная речь;
  • 6-7 лет, когда высока вероятность появления заикания или детской афазии (распада сформировавшейся речи).

Как проявляются внешние факторы речевого развития:

  • Биологический фактор.  К биологическим факторам относят осложнения после вакцинации, генетически заложенный медленный темп созревания нервной системы, а также длительно текущие заболевания, ослабляющие в раннем возрасте иммунитет ребенка.
  • Тугоухость. Очень опасно, когда у ребенка снижен слух или он совершенно ничего не слышит. При потере большей части слуха речь не сможет полноценно развиваться. Даже минимальное отклонение от нормы может стать причиной задержки речевого развития. Очень важно, в каком возрасте малыш потерял слух. Если это произошло в 5-6 лет, ребенок может сохранить речевые навыки. При рождении глухого ребенка или при потере слуха в 2-3 года шансы заговорить у такого малыша равны нулю.
  • Социальные факторы. К ним относится низкая культура речевого общения в семье, когда на ребенка практически не обращают никакого внимания, частые и сильные стрессы, билингвизм, когда в семье говорят на двух языках.

Разновидности задержки речевого развития

Среди специалистов, занимающихся изучением и коррекцией речевых нарушений, иногда возникают разногласия по поводу диагностирования задержки развития речи. Часть детей преодолевают свой дефект и могут обучаться в общеобразовательной школе.

Отдельные дети с речевыми расстройствами даже после систематических занятий не в состоянии преодолеть патологию.  Именно поэтому важно своевременно определить, к какой разновидности относится ЗРР, чтобы точнее планировать коррекционную работу.

Темповая задержка речевого развития

Дети с темповой задержкой развития речи осваивают родной язык точно так же, как дети, не имеющие проблем, но в более поздние сроки. Это может быть связано с легким недоразвитием структур головного мозга, ответственных за речь. Со временем они «дозревают», и такие дети догоняют своих сверстников.

Еще одна причина – передаваемый по наследству от одного из родителей замедленный темп развития речи. То есть, папа или мама из-за особенностей мозговой деятельности в свое время так же запаздывали по темпам развития речи и передали эту характерную черту своему ребенку.

Симптомы темповой задержки речевого развития:

  • ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь;
  • дети с темповой задержкой развития хорошо различают слова, имеющие сходное звучание;
  • они могут изменять слова в соответствии с нормами грамматики.

Все этапы речевого развития при этой патологии соответствуют норме, но при этом ребенок овладевает ими гораздо позднее сверстников.

Алалия

Эта патология выражается в полном или частичном отсутствии речи у нормально слышащих детей в возрасте 3-5 лет.

Различают следующие формы алалии:

  • Моторная алалия – ребенок понимает устную речь, но он сам ею не владеет.
  • Сенсорная алалия – ребенок не понимает устную речь, вследствие чего не способен научиться говорить.

Признаки моторной алалии:

  • Дети не могут повторить артикуляционные движения губ, языка, потому что не понимают, как это сделать.
  • Они не запоминают порядок действий, не могут воспроизвести их последовательность.
  • Невозможно переключить одно движение губ или языка на другое без помощи рук, например, сменить улыбку на «трубочку».
  • Активный словарь пополняется очень медленно.
  • Дети строят фразы неправильно, с большим трудом («Девочка санка катается горка).
  • Звуки и слоги в словах переставляются, пропускаются, заменяются.
  • Нарушена одновременно лексика, фонетика, синтаксис, морфология, фонетика.

Признаки сенсорной алалии:

  • Позднее развитие речи, она искажена.
  • Дети не изменяют слова по родам, падежам, числам.
  • Слова в предложениях не связаны между собой.

У детей с сенсорной алалией нарушена мелкая и крупная моторика, они неуклюжи и медлительны, не могут выполнить точные движения пальцев рук.

Задержка из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Специалисты различают полную глухоту и тугоухость. Эти дефекты слуха возникают во внутриутробном периоде, во время или после рождения. Степень речевой задержки зависит от того, в каком возрасте произошло снижение слуха. Возможные причины этого:

  • Инфекции, перенесенные женщиной во время первого триместра беременности (грипп, краснуха, герпес, корь).
  • Алкоголизм матери.
  • Несовместимость матери и плода по группе крови и резус-фактору.
  • Хромосомные и наследственные заболевания.
  • Родственники или родители с нарушениями слуха.
  • Осложнения после лечения антибиотиками в первые месяцы жизни.
  • Частые заболевания среднего уха в раннем возрасте.

При незначительном снижении слуха страдает произношение отдельных слов. Даже минимальное снижение слуха на 15-20 децибел приводит к тому, что ребенок нечетко слышит речь окружающих и неполноценно ее воспроизводит.

Признаки того, что у маленьких детей первого года жизни снижен или отсутствует слух:

  • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
  • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
  • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
  • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
  • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
  • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
  • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
  • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
  • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
  • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
  • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

Без полноценной коррекции дети, родившиеся глухими или потерявшие слух на первом году жизни, никогда не смогут преодолеть недоразвитие речи.

Задержка психоречевого развития

Примерно 5-10% старших дошкольников страдают от задержки психоречевого развития.

Основные признаки:

  • низкий уровень знаний об окружающей действительности;
  • нет стремления к получению новой информации;
  • ребенок не способен в полном объеме перерабатывать информацию;
  • нарушено внимание, память, имеется эмоционально-волевая недостаточность.

У детей с этой патологией фраза появляется очень поздно, словарный запас беден, в речи часты грамматические ошибки, нарушено звукопроизношение. Ребенок не способен делать звуковой анализ слова, так как не способен к аналитической деятельности. Ему сложно программировать собственные высказывания, то есть ребенок не может мысленно построить фразу, создать план сообщения.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Если родители заметили отставание речи ребенка от речи его сверстников, нужно не ждать самостоятельного улучшения, а обращаться за специализированной помощью.

Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. При необходимости может понадобиться помощь врачей смежных специальностей: сурдолога, лицевого хирурга, ортодонта.

Осмотр у специалистов – что должны проверить

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования:

  • Проверка слуха. Используют аудиометр или звучащие за спиной у ребенка игрушки. Начало тестирования проводят с расстояния 6 метров, его постепенно сокращают.
  • Обследование понимания речи. Ребенку предлагают показать части тела куклы, игрушки, предметы быта, выполнить элементарную просьбу, узнать предметы на картинках, послушать короткую сказку или рассказ.
  • Обследование мелкой и крупной моторики. Детям предлагают постоять на одной ноге, выполнить тесты на переключаемость (завести правую руку к плечу, а левую за спину), застегнуть пуговицы, выполнить упражнения с мячом.
  • Обследование органов артикуляции. Осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий. Детям предлагают надуть щеки, пощелкать языком, положить язык на губу и убрать его, открыть и закрыть рот.
  • Исследование словарного запаса. Используя картинки, детям предлагают найти нужные предметы и действия, объединить предметы в группу обобщающим словом, выполнить названные действия, объяснить значение слов.
  • Обследование грамматического строя речи. Детям предлагают образовать множественное число (стул – стулья), согласовать существительное с числительным (1, 2, 3, 4, 5 помидоров, игрушек), с прилагательным (белый кот, черная кошка), образовать уменьшительно-ласкательные формы (стол – столик).
  • Обследование фразовой речи. Ребенок должен закончить начатое взрослым предложение (мальчик рисует…) с использованием сюжетных картинок.
  • Обследование слоговой структуры слова. Детям предлагается назвать по картинкам предметы, название которых состоит из 1-2-3-4 открытых и закрытых слогов, отстучать ритм слова.

По итогам обследования определяется форма и степень задержки речевого развития, планируется коррекционная работа.

Как лечат задержку речевого развития

Комбинированный подход, включающий в себя разные методы воздействия на центральную нервную систему и органы артикуляции, считается наиболее эффективным.

Лекарственная терапия

Цель лекарственной терапии при ЗРР – улучшение обмена веществ и кровообращения в мозговых структурах, а так же улучшение питания клеток головного мозга. С этой целью ребенку назначаются ноотропы следующих групп:

  • Производные амино-масляной кислоты (Аминалон, Пантогам, Пикамилон) для стимуляции кислородного обмена и торможения нервных импульсов;
  • Производные пиритинола (Церебол, Энербол, Энцефабол) для улучшения утилизации глюкозы;
  • Психостимуляторы (Цераксон) для повышения энергетического обмена, устранения застойных явлений, улучшения памяти и внимания;
  • Поливитамины (Мильгамма, Мультивит) для питания и стимуляции нервной системы:
  • Экстракты нервных клеток животных (Кортексин, Церебролизин) для регенерации поврежденной нервной ткани.

Одновременно с медикаментозной терапией проводится коррекционная работа с логопедом и дефектологом.

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти методы физиотерапии стимулируют речевые зоны головного мозга и центры, отвечающие за интеллект. Подбор методов следует проводить очень осторожно, в индивидуальном порядке, так как они могут вызвать эпилептический припадок, расстройство психики, судороги

. Общение детей с дельфинами, катание на лошадях помогает снять гипертонус, спазмы мелкой мускулатуры, стимулирует речевые центры мозга.

Работа с педагогом-корректологом

Очень сложно добиться нужного результата только при помощи медикаментов, не подключая усилия корректолога. С ним можно заниматься, начиная с 4-4,5 лет. Педагог, стремясь к цели, старается повысить, помимо речевых возможностей, и интеллект, и эмоции, и социальное развитие малыша. Он применяет разнообразные методы, проводит профилактику осложнений, предупреждает возможные трудности в коррекции речи.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи:

  • Предметно-сенсорная терапия. Для получения сенсорного опыта, питающего клетки мозга информацией, используют игры с красками, водой, мыльными пузырями, льдинками, мукой, крупой, песком, тканью, бумагой, бытовыми предметами типа пластиковых стаканчиков.
  • Разработка крупной и мелкой моторики рук. Поскольку речевые зоны головного мозга и зоны, отвечающие за точные движения пальцев, находятся рядом, развитие моторики поможет преодолеть отставание. Для этого применяются пальчиковые игры, использование шнуровок, пазлов, застегивание пуговиц, вышивание, нанизывание бусин на веревочку, лепка из пластилина.
  • Массаж. Логопедический массаж проводится для снятия повышенного тонуса мышц органов артикуляции, улучшения кровообращения и координации движений нервной системы, стимуляции речевых зон головного мозга. Это может быть точечный, аппаратный, сегментарный или зондовый массаж.
  • Музыкальная и арттерапия. Эти методы – синтез физкультурных упражнений, чтения сказок, психоэмоциональных этюдов, занятий рисованием, лепкой, ритмикой и играми различного содержания. Метод позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, снять чрезмерное напряжение нервной системы.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

Меры профилактики задержки развития речи:

  • создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
  • формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
  • обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
  • оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.

Основные выводы

Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.

Важно дополнять работу педагога-корректолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. Сочетание разнообразных методов и своевременная диагностика поможет ребенку, страдающему от задержки речевого развития, в полной мере использовать собственные возможности.

kukuriku.ru


Смотрите также