Особенности детского массажа


Детский лечебный массаж — особенности процедуры, показания

Детский лечебный массаж в комплексе с медикаментозной терапией ускоряет излечение многих болезней. Он также оказывает расслабляющее и успокаивающее действие на ребенка, что способствует восполнению сил организма. В самые первые месяцы жизни лечебный массаж показан даже абсолютно здоровым малышам — это залог правильного развития и прекрасное средство укрепления здоровья. Процедура также эффективна для профилактики многих нарушений и болезней в первые годы жизни ребенка.

Польза массажа

Подготовленный специалист при помощи массажных действий способен повлиять на все функциональные системы организма. Часто массаж является действенным методом для улучшения состояния больного ребенка, вызывает положительную динамику в терапии. Высокую результативность обеспечивают следующие полезные свойства процедуры:

  • Расслабление, снятие напряжения и нагрузки на опорно-двигательный аппарат, мышечных зажимов;
  • Обнаружение областей дискомфорта и мышечной боли и снятие симптомов;
  • Облегчение формирования правильных двигательных навыков, улучшение моторики;
  • Стимулирующее и тонизирующее воздействие на внутренние органы и системы;
  • Улучшение кровообращения, нормализация обмена веществ;
  • Восстановление правильной работы дыхательной системы;

Помимо лечебных свойств массаж также дает положительный психологический результат. В первые месяцы и годы жизни физический контакт играет для ребенка большую коммуникативную роль, поэтому регулярные сеансы массажа успокаивают малыша и улучшают его эмоциональный фон.

Особенности детского массажа

Все движения, которые производит врач во время процедуры можно сравнить с аналогичными при взрослом массаже. Но кожа ребенка тоньше, а тело и скелет менее устойчивы, поэтому все движения производятся с гораздо меньшей силой или заменены на более мягкие варианты:

  • Разминка — выполняется при помощи достаточного энергичных движений пальцами по поверхности кожи, с целью задействовать подкожные мышцы;
  • Поглаживание — расслабляющее легкое воздействие, выполнятся круговыми движениями ладоней; оказывает положительное успокаивающее влияние на нервные окончания в тканях, следом расслабляются подкожные мышцы;
  • Растирание — выполняется как поглаживание, но более интенсивно; обеспечивает более глубокое воздействие на кожные ткани и мышечный корсет;
  • Похлопывание, щипки — наиболее активно влияют на мышцы; также выполняется вибрация при помощи зажимов, надавливаний в определенных точках тела.

Делать лечебный массаж должен только врач-специалист на дому или в поликлинике. При отсутствии подготовки можно выполнять процедуру только на уровне поглаживания, легкого растирания. Так можно снять напряжение с мышц, избежать опасности нечаянно травмировать ребенка. При выполнении массажа необходимо соблюдать следующие правила:

  • Покормить ребенка не менее, чем за 40 минут до сеанса, после процедуры есть можно только через полчаса;
  • Пользоваться маслом или специальным кремом для смягчения кожи, увеличения ее эластичности;
  • На руках не должно быть длинных ногтей или украшений — колец, браслетов, которые могут травмировать кожу;
  • Лучше начинать курс не раньше 1-2 месяцев; рекомендуется проводить 3-4 курса с интервалами, по 8-10 занятий в каждом;
  • Для детей продолжительность процедуры составляет не больше 5-20 минут, в зависимости от возраста.

Делать массаж можно только если ребенок находится в спокойном, расслабленном состоянии. Если есть признаки тревоги, напряжения, стресса, малыш кричит или плачет, процедура не принесет пользы и будет только во вред. Если массажист незнакомый, лучше предварительно дать ребенку несколько минут, чтобы привыкнуть к новому человеку и освоиться в его обществе.

Показания и противопоказания

Варианты процедур многообразны и разделяются в зависимости от типа заболевания и возраста ребенка. Показания для лечебного массажа следующие:

  • Гипертонус мышц — последствие нарушений в центральной нервной системе;
  • Искривление позвоночника (сколиоз) — формирование неправильного изгиба позвоночника и нарушение осанки;
  • Мигрени — длительные приступы головной боли;
  • Частые простуды с осложнениями — последствие сниженного иммунитета;
  • Кифоз грудного или шейного отдела — образование патологического изгиба позвоночника;
  • Кривошея — наклон головы в сторону из-за повреждения или неправильного развития шейных мышц;
  • Косолапость, плоскостопие — формирование стоп заканчивается в подростковом возрасте, поэтому в детстве можно исправить искривление или снизить негативный эффект.

Лечебный массаж также необходим при ДЦП — это комплекс заболеваний, развивающихся из-за неправильной работы головного мозга. Болезнь сопровождается многими нарушениями в работе мышц и нервной системы. Регулярное проведение массажных процедур улучшит состояние ЦНС и снижает гипертонус мышц и улучшает состояние ребенка.

Для массажа также существует ряд противопоказаний. Выполнять процедуру не рекомендуется в следующих случаях:

  • Простуда с повышение температуры, лихорадка, жар;
  • Болезни сердца (врожденный порок сердца;
  • Расстройство пищеварения;
  • Кожные заболевания и высыпания, аллергия;
  • Опрелости и потница на коже у грудничков;
  • Инфекционные заболевания.

С осторожностью нужно делать массаж при пупочной или других видах грыжи. Активные движения и надавливание в таких случаях противопоказаны. Врач выполняет поглаживающие круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против, перемежая их с легким пощипыванием. Такое воздействие имеет тонизирующий эффект и облегчает состояние малыша, ускоряя выздоровление.

Грудничковый массаж

Многие разновидности массажа приносят пользу лишь на определенном этапе развития ребенка. Так выделяют грудничковый массаж, который проводится в первые месяцы жизни до года даже здоровым малышам. Его цели следующие:

  • Общее укрепление организма, повышение иммунитета — использование медикаментозных препаратов и иммуномодуляторов может принести вред организму ребенка, поэтому врачи рекомендуют закаливание и массаж для профилактики заболеваний;
  • Снятие гипертонуса — в первые месяцы у многих детей развивается перенапряжение мышц, вызванное длительным почти неподвижным пребыванием в утробе; по мере развития ЦНС избыточный тонус уходит, но иногда возникают нарушения; массаж помогает снять напряжение и болевой синдром, производит успокаивающее воздействие;
  • Улучшение моторики, координации движений — предотвращает задержки в развитии, ребенок становится более активным, раньше начинает переворачиваться и ползать;
  • Лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата — нарушений, вывихов, кривошеи, плоскостопия;
  • Коррекция — выполнение поддерживающей терапии для закрепления результатов основного курса;

От обычного грудничкового отделяют массаж для недоношенных детей — в этом случае часто присутствуют нарушения в работе нервной системы, которые необходимо скорректировать. Сеансы массажа помогают таким детям, налаживая работу ЦНС, улучшая сон, снимая гипертонус мышц.

ВАЖНО: Проведение лечебного массажа ребенку в возрасте до года лучше доверить квалифицированному специалисту, который хорошо знает особенности детской анатомии и происходящих в теле ребенка процессов. Мать может присутствовать при процедуре, чтобы снизить эмоциональное напряжение малыша.

Для гиперактивных детей

У детей постарше часто развивается синдром гиперактивности, также связанный с повышенной возбудимостью нервной системы. Такие дети часто двигаются и ходят во время сна, у них проблемы с координацией движений, мозг одинаково активно работает днем и во время сна, поэтому перегружается. Гиперактивность часто сопровождается синдромом дефицита внимания, повышенной утомляемостью, проблемах с развитием.

Массаж в этом случае делается курсами, каждый сеанс должен длиться около 20-30 минут, лучше всего проводить их утром. Во время процедуры врач воздействует на определенные точки, снимая напряжение с мышц, налаживая опорно-двигательный аппарат, регулируя работу нервной системы. Полезен также облегченный расслабляющий массаж перед сном, который может выполнять кто-то из домашних. Такой сеанс помогает ребенку успокоиться перед сном, перевести нервную систему и мозг в режим отдыха.

shkolamm.ru

Особенности детского массажа

Необходимые для жизни ребенка навыки, а также важные процессы в организме формируются под влиянием многих факторов. Одно из важных мест в этом принадлежит гимнастике. Здесь очень важно правильно подобрать комплекс упражнений и соответствующий возрасту двигательный режим.

Массаж представляет собой отдельный вид пассивной гимнастики. Его выполнение положительно сказывается на укреплении опорно-двигательного аппарата, на развитии мышечной системы. Кроме того, движения вызывают у ребенка положительные эмоции, способствующие расслаблению и растягиванию мышц лица (улыбка). Ученые выявили зависимость развития речи у детей от тактильного контакта с ними. Исследования подтвердили, что первый лепет возникает в ответ на поглаживание ног, живота, тогда как другие формы общения со взрослыми (улыбка, ласковый разговор) не выполняют эту функцию.

Массажные приемы раздражают рецепторы центральной нервной системы, находящиеся в коже, мышцах и связках, и те в свою очередь направляют бесчисленные потоки импульсов в кору головного мозга, тонизируя работу всего организма.

Покраснение кожи после массажа вызвано усилением притока крови к массируемому участку, что положительно влияет на питание кожи и ее оздоровление.

Под воздействием массажа ускоряется лимфоток, освобождая ткани от продуктов обмена.

В детском массаже применяются основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание (поверхностное и глубокое), разминание, вибрация, поколачивание.

Прием поглаживания оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, способствует снятию боли, помогает нормализовать дыхание и работу сердца. Этот прием рекомендуется применять в массаже возбудимым детям со слабой нервной системой. При помощи поглаживания восстанавливается нормальный дневной и ночной сон у таких детей.

Прием растирания в детском массаже отличается от приема поглаживания большим нажимом рук.

При разминании применяется еще большее давление на мышцы, чем при растирании.

Вибрация является наиболее сильнодействующим элементом массажа. Этот прием применяется в основном в профилактическом массаже, назначается детям с избыточной массой тела. Вибрация способствует активизации деятельности нервно-мышечного аппарата, а также стимулирует усиление обмена веществ в организме ребенка.

Поколачивание вызывает в организме рефлекторную реакцию. Данный прием позволяет снизить возбудимость центральной нервной системы, улучшить работу внутренних органов. Под воздействием приема поколачивания углубляется дыхание и учащается пульс.

Таким образом, все перечисленные приемы массажа делятся на две группы: 1) успокаивающие — приемы, основанные на поглаживаниях различной силы; 2) возбуждающие — поколачивание и вибрация.

В первый год жизни массаж рекомендован всем детям. Массаж как вид тактильного контакта в младенческом возрасте является очень важным фактором, положительно влияющим на эмоции и развитие речи.

В период от 1 года до среднего школьного возраста включительно массаж рекомендуется проводить в случаях каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, как, например, деформация позвоночника, слабость мышц и связок и другие отклонения. В целях профилактики здоровым детям рекомендуется выполнение различных комплексов гимнастики.

Похожие статьи

medn.ru

Глава 1 Особенности детского массажа и гимнастики

Глава 1

Особенности детского массажа и гимнастики

Значение детского массажа

На организм маленького ребенка массаж оказывает разностороннее и благотворное влияние. Под воздействием массажа от нервных окончаний кожи в мозг поступает огромное количество импульсов, оказывающих тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Вследствие этого улучшаются ее основные функции, в том числе контроль над работой различных органов и систем. Такой уникальный и доступный тактильный раздражитель, как массаж, особенно важен в первые месяцы жизни ребенка. Он оказывает влияние на формирование положительных эмоций и развитие двигательных реакций.

Первые улыбки маленького человека вызываются поглаживаниями или легкими похлопываниями по щечке, в то время как прочие раздражители – слуховые или зрительные – не всякий раз достигают цели. В отличие от улыбки, вызванной обращением к младенцу, педиатры называют подобную улыбку физиологической. Однако изучающие этот феномен психологи знают, что первичные речевые реакции ребенка чаще всего возникают в ответ на тактильные формы общения – поглаживание живота, ног и др. Прочие формы контакта с взрослыми в это время практически не вызывают у малыша никакой реакции.

Описанные явления были теоретически обоснованы физиологами, которые утверждают, что проводящие пути кожных анализаторов созревают у ребенка к моменту рождения, тогда как другие – слуховые и зрительные – еще не готовы к контакту с взрослыми. В связи с этим малыш в первые месяцы жизни в большей степени доступен воздействиям через кожу: прикосновения близких вызывают у него не только эмоциональную, но и двигательную реакцию.

Мозг новорожденного растет и развивается только благодаря использованию его возможностей. И чем чаще задействуются двигательные и тактильные его функции, тем большие объемы он занимает в процессе роста, то есть рост мозга маленького ребенка мало чем отличается от роста мышц.

Что касается массажа ребенка до 12 месяцев, в нем используются практически все известные приемы классического «взрослого» массажа – поглаживание, растирание, разминание, потряхивание, ударные приемы и элементы акупунктуры. Разные приемы массажа оказывают на малыша различное влияние. Так, мягкое растирание, разминание или поглаживание стимулирует процессы торможения, то есть успокаивающе действует на нервную систему. И напротив, пощипывание или поколачивание производит стимулирующий эффект.

Массаж влияет не только на нервную систему малыша, но и на органы и системы, расположенные близко к коже, например на лимфатическую систему. Это ускоряет лимфоток, что способствует очищению тканей от вредных продуктов обмена, поэтому утомленные массажем мышцы отдыхают быстрее, чем даже при полном покое. После такого воздействия периферические капиллярные сосуды расширяются, что проявляется легким покраснением кожи. Кстати, именно этого эффекта нужно добиваться при проведении процедуры, так как приток крови обеспечивает питание и оздоровление кожи: она становится блестящей, розовой и эластичной. Что касается мышц, разные приемы массажа воздействуют на них неодинаково. Например, растирание, поглаживание и разминание вызывают их расслабление, а пощипывание и поколачивание – сокращение.

Нередко малыши страдают от скопления газов в кишечнике, что объясняется вялостью мускулатуры брюшного пресса и кишечника. Массаж живота в этих случаях приобретает особое значение, так как он способствует быстрому отхождению газов. Однако при проведении такой процедуры нужно помнить, что кожа у ребенка (особенно первых 3 месяцев жизни) очень ранимая, тонкая и сухая. В связи с этим в раннем возрасте применяют максимально щадящие приемы массажа, в частности поглаживание. По мере роста малыша можно разнообразить сеанс растиранием, разминанием и поколачиванием, выполняемым 1–2 пальцами. Вместе с интенсивностью процедуры наращивают и ее продолжительность.

Во время сеанса тело малыша должно находиться строго в горизонтальном положении, а при массаже ног или рук конечности нужно удерживать полусогнутыми. Кроме того, массируя ноги, следует избегать резких толчков коленных суставов: коленную чашечку нужно «обойти» снаружи и ни в коем случае не трогать передние поверхности голеней. Массируя область живота, следует точно так же «обходить» половые органы и правое подреберье (печень), а при похлопывании спины – поясницу (почки).

Следующая глава

Значение детского массажа На организм маленького ребенка массаж оказывает разностороннее и благотворное влияние. Под воздействием массажа от нервных окончаний кожи в мозг поступает огромное количество импульсов, оказывающих тонизирующее воздействие на центральную

Особенности массажа и гимнастики Игры и физические упражнения для 2–3-летнего ребенка нужно подбирать с учетом уже приобретенных двигательных навыков, а также особенностей психического и физического развития. Основой двигательной активности должны стать ходьба,

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО КАШЛЯ Кашляющий с пеленок уверял, что вся жизнь — простудное явление. Борис Андреев Вполне очевидно, что есть принципиальные особенности именно детского кашля, обусловленные не спецификой конкретной болезни, а возрастом пациента — собственно тем,

Особенности детского обмена веществ Значение витаминов для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей чрезвычайно велико. Витамины необходимы для процессов роста, кроветворения, нормальной деятельности нервной, сердечно-сосудистой и

Секреты массажа и гимнастики Массаж головы Массаж головы разделяют на массаж волосистой части и массаж лица.Массаж волосистой части головы применяют при себорее для улучшения роста волос, их укрепления, а также при мигрени, заболеваниях центральной нервной системы,

Методика массажа и гимнастики в возрасте от 0,5 до 3 месяцев Общие физиологические предпосылки Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.Активные движения

Методика массажа и гимнастики в возрасте от 3 до 4 месяцев При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. В этом возрасте можно начинать проводить пассивные

Приемы детского массажа и гимнастические упражнения Наука, изучающая особенности детских болезней, методы профилактики и течения заболевания, особенности физиологии и гигиены детского возраста, называется педиатрией. В результате многолетнего труда ряда ученых и

Гигиенические основы проведения гимнастики И массажа Массаж и гимнастика для детей раннего возраста проводится специалистом, получившим подготовку на курсах повышения медицинских сестер за один-полтора месяца обучения по определенной программе.Приемы массажа и

Показания к применению массажа и гимнастики ? При врожденной мышечной кривошее? При врожденном вывихе бедра, дисплазии тазобедренного сустава? При врожденной косолапости? При пупочной грыже? При рахите? При детском церебральном параличе? При сколиотической болезни? В

Противопоказания к применению массажа и гимнастики ? Острые лихорадочные заболевания? Заболевания кожи – гнойные и гнойничковые поражения? Остеомиелит? Склонность к кровотечениям? Тяжелые формы недостаточности питания (гипотрофия-атрофия)? Острые воспалительные

Методика массажа и гимнастики в возрасте от 0,5 до 3 месяцев Общие физиологические предпосылки Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.Активные движения

Методика массажа и гимнастики в возрасте от 3 до 4 месяцев При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. В этом возрасте можно начинать проводить пассивные

Методика массажа и гимнастики в возрасте 4–6 месяцев В возрасте 4–5 мес. у ребенка происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей. Укрепление передних шейных мышц к 4 мес.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 6–10 месяцев В данном периоде можно вводить упражнения, как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах,

Методика массажа и гимнастики в возрасте 10–12 месяцев В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. Появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании.Возникает связь с

med.wikireading.ru

Особенности детского массажа первого года жизни

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.

Ключевые слова: массаж, приемы, ребенок, развитие, комплексы, гипертонус.

«Здоровье — это драгоценность, и притом, единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Это достаточно сложный процесс, определяемый как поэтапным созреванием центральной нервной системы. Для запоминания и овладения теми или иными движениями, ребёнку необходимо пройти несколько этапов, которые являются своего рода фундаментом физического развития.

Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы, следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка. Комплексы ЛФК и массажа должны быть составлены таким образом, чтобы учесть все тонкости психомоторного развития малыша. Комплекс ЛФК включает в себя упражнения, которые базируются на врождённых рефлексах, упражнения активные и такие, которые делают с помощью взрослого (пассивные).

Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5–2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25–30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. В светлой, хорошо проветренной комнате, температура воздуха не должна быть ниже 22 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок.

Рассмотрим пять основных этапов развития ребёнка:

1. НОВОРОЖДЕННЫЙ ВОЗРАСТ: В первый месяц жизни ребенок называется новорожденным, т. е. этот период длится со дня рождения до месяца. ребёнок адаптируется к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.

2. ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ: Данный возраст поделён на несколько периодов, в которых необходимо выполнять определённые задачи.

ОТ 1,5 до 3 МЕСЯЦЕВ

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы, связанные с разгибанием, во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того преобладает. Снятие гипертонуса, путём уравновешивания сгибателей и разгибателей. Необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.

К числу врождённых рефлексов относятся; ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). Важно выкладывать ребёнка на животик, чтобы правильно формировался шейный лордоз. У детей до 2,5–3 месяцев имеется ножной рефлекс (феномен ползания). В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже подошвы стопы, а ответная реакция выражается сокращением соответствующих мышц. Рефлекторное упражнение для стоп. При спинном рефлексе Галанта — происходит разгибание мышц позвоночника. Покачивание в позе «эмбриона» благотворно действует на нервную систему и вестибулярный аппарат, поэтому его следует делать несколько раз в день (можно использовать надувной мяч большого размера). «Ходьба» — рефлекторное упражнение, при выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, чтобы ребенок полностью ставил свои стопы па опору.

Активизация различных ручных умений. Постепенно ребенок учится владеть своими руками, увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Во — время массажа важно акцентировать внимание на каждый пальчик, на отведение большого пальца и ладошку малыша. Разминание пальчиков активизируют нервные окончания на ладошке — это стимулирует работу речевого центра. Тактильного воздействия на органы осязания дает импульс в моторные центры Брокка и Вернике, которые расположены в головном мозге, что способствует благоприятным условиям для дальнейшего развития речи, а так же мышления, т. к. эти две психические функции взаимосвязаны.

Очень важно поддерживать положительный эмоциональный фон ребёнка во время проведения сеанса массажа. Для этого следует общаться с ребенком, ласково с ним разговаривать, хвалить, что способствуют достижению лучшего результата.

ОТ 3-х ДО 4 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.

Обучение навыкам изменения положения тела, действия направлены на начальную тренировку мышечного корсета, прививания навыка поворота со спинки на животик, для формирования поясничного лордоза. Можно применять упражнения для нижних конечностей и проводить пассивные движения для рук.

ОТ 4-х ДО 6 МЕСЯЦЕВ

Ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Массажные приемы должны постепенно усложняться.

Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию. Укрепление мышц спины, попытки обучить держанию спинки вертикально.

Воспитание двигательных навыков в ответ на звуковые сигналы, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре), можно включать ритмическую музыку.

ОТ 6 ДО 10 МЕСЯЦЕВ

Если к шести-семи месяцам ребёнок ползает, то это является хорошим показателем его развития. Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать. Благодаря ползанью укрепляются все мышцы тела, особенно мышцы, обеспечивающие в дальнейшем нормальную осанку.

Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. Следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать. Все упражнения сопровождаются краткими, отчётливыми просьбами-инструкциями: сядь, повернись и т. д. Во время гимнастики желательно использовать простейшие предметы (кольца, палочки), яркие музыкальные игрушки.

ОТ 10 МЕСЯЦЕВ до года

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.

Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию- когда малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия, предложите подлезть под невысокий столик, стул и тому подобное, заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребёнка забираться на диван, кресло и так далее, спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки. Обучение ходьбе и лазанию лучше проводить вне занятий, в любое удобное время, это игра, игра весёлая и увлекательная, активно участвуйте в ней, придумывая новые задания, станьте сами ребёнком хоть ненадолго. Но первое время ребёнок часто падает, падение — неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе, однако многие мамы и бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: «осторожно! Не упади!» дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными.

Выполняются все приёмы массажа, пассивные и активные упражнения с использованием предметов.

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.

Литература:

1.      Массаж и гимнастика для детей / Красикова И. С. — М.: Корона-Принт, 2002. — 246 с.;

2.      Михайлов В. Основы воспитания здорового ребенка // Книга молодой семьи: Сборник. — Л., 1990. — С. 104–131.

3.      Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. — М.: Медицина, 1974.

4.      Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. — М.: Медицина, 1966.

5.      Большой справочник по массажу — Васичкин В. И. — Практическое руководство. Изд. Эксмо, 2004–448 с

moluch.ru


Смотрите также