Не ходит в школу
Можно ли не ходить в школу?
Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в жизни), а третий ребенок, как и они, не ходит в школу, но уже сдал экзамены за начальную школу и пока не собирается на этом останавливаться.
Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им самим выбирать ту “замену” школе, до которой они могут додуматься. (Хотя, конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.)
Но вернемся в прошлое. До 1992 года действительно считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в школу, а все родители обязаны “сдавать” туда своих детей, достигших 7-летнего возраста.
И если выяснялось, что кто-то этого не делает к нему могли прислать сотрудников какой-то специальной организации (кажется, в названии были слова “охрана детства” но я в этом не разбираюсь, так что могу ошибаться).

Можно ли не ходить в школу?
Чтобы ребенок получил ПРАВО не ходить в школу ему нужно было сначала получить медицинскую справку о том, что он “не может посещать школу по состоянию здоровья”. Вот почему меня все спрашивали, чем больны мои дети!
Кстати, гораздо позже я узнала, что в те времена некоторые родители (которые раньше меня додумались до идеи не “сдавать” детей в школу) просто ПОКУПАЛИ такие справки у знакомых врачей.
Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ, в котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК (независимо от состояния его здоровья) имеет право учиться дома!!!
Более того, там даже говорилось, что школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за то, что выделенные государством деньги на обязательное среднее образование они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у себя дома!
В сентябре того же года я пришла к директору школы, чтобы написать очередное заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать текст этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда не додумалась, а теперь спустя 11 лет уже не помню. Кому интересно ищите в Интернете информацию. Найдете – поделитесь.
После этого мне сказали: “Платить Вам за то, что Ваш ребенок не ходит в нашу школу, мы все-таки не будем. Слишком сложно получить средства для этого. Но зато(!) и с Вас мы денег не возьмем за то, что наши учителя принимают у Вашего ребенка экзамены.”
Меня это вполне устроило брать деньги за освобождение моего ребенка от школьных оков мне бы и в голову не пришло. Так что мы расстались, довольные и друг другом, и изменением в нашем законодательстве.
Правда, через некоторое время я забрала документы моих детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали экзамены в другом месте и за деньги -но это уже совсем другая история (про платный экстернат, который организован проще и удобнее, чем бесплатный по крайней мере, так было в 90-е годы).
А в прошлом году я прочитала еще более интересный документ опять-таки, не помню ни названия, ни даты публикации мне показали его в той школе, куда я пришла договариваться об экстернате для моего третьего ребенка. (Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку 10 лет. А теперь самое приятное. Завуч реагирует на это СПОКОЙНО!!!) Меня спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены. Я объясняю, что у нас нет никаких справок об окончании каких-либо классов, поэтому начинать нужно я полагаю с самого первого!
А в ответ мне показывают официальный документ об экстернате, в котором черным по белому написано, что ЛЮБОЙ человек имеет право прийти в ЛЮБОЕ государственное учебное заведение в ЛЮБОМ возрасте и попросить, чтобы у него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих классов!!!). А администрация этой школы ОБЯЗАНА создать комиссию и принять у него все необходимые экзамены!!!
То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (или раньше, или позже кому как нравится; вместе с моей дочерью, например, получали аттестаты два бородатых дяденьки ну, приспичило им вдруг аттестаты получить) и сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот самый аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом.
Но это теория. Практика, увы, сложнее ;-(. Однажды я (скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к дому школу и попросила аудиенции у директора. Я ей рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс.

Можно ли не ходить в школу?
Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих идеях но в конце разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь другую школу.
Они действительно по закону были ОБЯЗАНЫ принять у меня заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы ему “домашнее обучение”. С этим никаких проблем не было бы. Но мне объяснили, что консервативные пожилые учительницы, которые составляют в этой школе “решающее большинство” (на “педсоветах”, где решаются спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия “домашнего обучения” чтобы ребенок просто один раз подошел к каждому из учителей и сразу сдал годичный курс. (Надо отметить, что с этой проблемой я сталкивалась не раз: там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя, они настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать всю программу за одно посещение!!!
Он ДОЛЖЕН “отработать ПОЛОЖЕННОЕ количество ЧАСОВ”! Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка их беспокоит только ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они совершенно не видят абсурдности этой идеи )
Они потребуют, чтобы ребенок посещал все контрольные работы в конце каждой четверти (потому что не могут же они ставить в классном журнале “прочерк” вместо оценки за четверть, если ребенок ЧИСЛИТСЯ в списке класса).
Кроме того, они потребуют, чтобы ребенок имел медицинскую справку и сделал все прививки (а мы к тому времени вообще не были “сосчитаны” ни в одной поликлинике, и от слов “медицинская справка” у меня начиналось головокружение), а иначе он “заразит” других детей. (Ага, заразит здоровьем и свободолюбием.)
Ну и, конечно, от ребенка потребуют участия в “жизни класса”: мыть стены и окна по субботам, собирать бумажки на территории школы и т.п.
Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили. Понятно, что я отказалась. Но директор, тем не менее, сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А именно мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного года!
Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно (без прививок и “участия в жизни класса”) сдала все экзамены в другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно.
Но я отвлеклась. Вернемся в прошлый год, когда я привела в “первый класс” 10-летнего ребенка. Завуч предложила ему тесты по программе первого класса оказалось, что он все знает. Второго класса почти все знает. Третьего класса многого не знает. Она составила для него программу занятий, и через некоторое время он успешно сдал экзамены за 4-й класс, т.е. “окончил начальную школу”.
И при желании! мог бы сейчас прийти в любую школу и учиться там дальше вместе со сверстниками.
Вот только желания такого у него почему-то нет. Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не понимает, ЗАЧЕМ нормальному человеку ходить в школу.
Ксения Подорова
svetvmir.ru
Ребенок не хочет ходить в школу
Часто с таким запросом приходят к психологу родители подростков (12-16 лет). В этом возрасте дети начинают хуже учиться, пытаются отстаивать свою самостоятельность и выйти из-под родительского контроля.
Родители, как правило, пытаются это контролировать, убеждать, ругать, шантажировать. Но в подростковом возрасте большинство из перечисленных способов уже не работают. Следовательно, родителям требуется менять свое поведение и перестраивать отношения с повзрослевшим ребенком.
Для начала следует выяснить: действительно ли подросток ничего не хочет. Если у него совсем нет интересов, он не выходит из дома, лежит целыми днями в кровати, не следит за собственной гигиеной, в этом случае надо бить тревогу. Это признаки клинической депрессии. И этот случай требует срочного обращения к психиатру, невропатологу, эндокринологу и др.
Если же подросток не хочет ходить в школу и учить уроки, а целые дни проводит в компании друзей или увлекается чем-то, что не связано с родительскими интересами, а порой и не одобряется взрослыми, то это означает, что у ребенка есть желания и потребности реализовать себя в этом мире. А если интерес есть, с этим всегда можно работать и искать нужные мотиваторы к учебе.
За нежеланием ходить в школу и делать уроки стоят конкретные причины. Это может быть:
- Неуспешность ребенка. Не получается достичь желаемого, отличником я все равно не буду, значит не стоит и пытаться, учителя и родители ругают в любом случае, проще вообще ничего не делать. Здесь нужно работать с самооценкой ребенка и ни в коем случае не ругать за ошибки.
- Травля в школе, конфликты со сверстниками. Довольно распространенная ситуация, которую необходимо срочно решать. Ребенка обижают, смеются над ним, когда он отвечает у доски или с места (страх заставляет его молчать и в школу ходить как можно реже). В этом случае часто помогает перевод ребенка в другой класс или школу. Разбирательства, как правило, результатов не дают, а только усугубляют ситуацию.
- Любовь безответная или взаимная. Гормональный фон в подростковом возрасте резко меняется, настроение скачет то вверх, то вниз, учеба отходит на 10-ое место. Спокойно доносите до своего отпрыска, что качественное образование – это отличный старт для будущего и любовь в этом деле не помеха.
- Лень. У лени всегда есть свои причины: отсутствие энергии, банальная нехватка сна, физиологические изменения в организме и т. д. Пересмотрите режим дня и питание подростка, объемы дополнительных занятий и по возможности исключите влияние стрессовых ситуаций.
Что делать родителям? Прежде всего, разбираться в причинах. Доверяет ли вам подросток? Если с трудом, поработайте над установлением доверительной и доброжелательной атмосферы в семье. Ребенок, в первую очередь, должен чувствовать себя в семье защищенным.
Выслушайте ребенка и поддержите. Выясните причины нежелания посещать школу. Выскажите свои опасения и переживания по этому поводу. Только не критикуя и не обвиняя, а спокойно и доброжелательно.
Обсудите возможные варианты решения проблемы. Предоставьте для начала слово вашему сыну или дочери, как он видит свою дальнейшую перспективу, что можно сделать. Запишите все возможные варианты. Выберите один, который устраивает вас обоих. В этом случае подросток получит:
- Принятие и поддержку, в которых он так нуждается, но никогда не признается.
- Почувствует на себе часть ответственности за принятое решение.
- Получит решение проблемы, которое не будет вызывать у него сопротивление, поскольку он сам с ним согласился.
Не ругайте за плохие оценки и прогулы, а разбирайтесь в причинах и транслируйте подростку свое принятие. Не программируйте его на неуспех, например, «Ты никогда не сдашь ЕГЭ» и т. п. Он может в это поверить и чувствовать себя хроническим неудачником. Поддерживайте и верьте в своего ребенка. Важно, чтобы он был здоров и счастлив.
При этом устанавливание границ никто не отменял. У каждого в семье есть свои обязанности и каждый несет ответственность за свои поступки. Важно соблюдать баланс любви и требовательности: не сажать ребенка себе на голову, не критиковать, а спокойно обозначать свою позицию и стоять на своем. При этом понимая, что стоит за тем или иным поведением вашего отпрыска. Учите его брать на себя ответственность за свои поступки и принимать самостоятельные решения. Это путь к осознанной взрослости и подготовка к дальнейшей жизни.
При возникновении вопросов или затруднений в выстраивании отношений с подростком, вы можете обратиться ко мне за консультацией. Принимаю очно и на б17.
Благодарю за внимание!
www.b17.ru
Почему ребенок не хочет ходить в школу?
Зачастую родители встречаются с проблемой, когда ребенок не хочет ходить в школу. Для понимания дальнейшей стратегии поведения необходимо понять основание такого категоричного отказа. Причинами могут быть как конфликтные взаимоотношения с одноклассниками, так и непосильное домашнее задание. А могут быть и другие проблемы, с которыми столкнулся малыш в школе. Для понимания глубины возникшего вопроса необходимо разобраться с причинами.
Первопричины нежелания посещать школу
Все дети обладают различными талантами и склонностями к определенному виду работы или творчества. У одних рабочая рука правая, а у других — левая. Некоторые дети любят математику и все, что может быть с ней связанно. А кто-то хорошо танцует и имеет отличную растяжку. Невозможно, создав одни условия для всех, ожидать одинаковых результатов и в учебе, и на дополнительных занятиях. А вот если ребенок категорически отказывается посещать занятия в школе, то обязательно есть причины возникшей проблемы.
Рассмотрим самые основные:
- Несовместимость профориентации. Главная задача родителей выявить таланты своего чада и направить их в нужное русло. Никогда прирожденная балерина не сможет стать экономистом. Не стоит гнаться за красивыми профессиями, которые якобы смогут обеспечить ребенка в будущем. Разрешите ему заниматься тем, что по душе.
- Ребенок не ходит в школу, так как непосильная программа. Если ребенок не может справиться со всем спектром предоставленных в школе заданий, то он будет выглядеть более слабым на общем фоне. У каждого малыша свой уровень интеллектуального развития.
- Чрезмерный контроль. Каждому нормальному человеку нужен полноценный отдых. Почему же по приходу домой со школьника требуют незамедлительного и беспрекословного выполнения домашнего задания. Значит, ребенка преследует усталость и рассеянность, он хуже усваивает материал. Таким способом мозг пытается справиться с непосильной нагрузкой.
- Бесконтрольность. В жизни бывают ситуации, когда родители за работой не успевают уделять детям достаточное количество времени. Таким образом, ребенок начинает отставать от школьной программы. Это нормальное явление, школьник по приходу домой отправится гулять, а не займется домашним занятием. Выходом из такой ситуации может быть прививание малышу самоконтроля и самоорганизованности. Наилучший возраст для такого обучения это 5-6 лет, то есть до школы.
- Проблемные одноклассники. Причиной частого отказа от посещения школы могут быть непризнание личности школьника среди сверстников. В школе могут быть развиты дедовщина или конфликтные ситуации с учителями.
- Семейные проблемы. Очень часто нежелание учиться у школьника возникает вследствие проблемных взаимоотношений в семье. Постоянные конфликтные ситуации, ссоры родителей приводят к замкнутости ребенка.
- Друзья. Иногда на успеваемость детей большое влияние имеет компания, в которой они проводят свободное время. Поэтому не ждите от школьника больших свершений, если среди его друзей нет стремящихся к знаниям.
Для того чтобы определить, почему ребенок не хочет идти в школу, иногда достаточно просто откровенного разговора со школьником.
Профилактические мероприятия для повышения желания посещать учебное учреждение
Понимание первопричин родителями возникшего у ребенка желания не посещать учебное заведение — это уже половина решения проблемы. Однако категорический отказ от посещения школы ребенком не всегда наступает моментально. За несколько недель можно заметить ухудшение настроения при мысли о посещении занятий или жалобы школьника на плохое самочувствие перед выходом из дома. Такие показатели уже говорят о возникших проблемах в учебном заведении.
Для решения и профилактики дальнейшего отказа ребенка ходить в школу или ухудшения школьной успеваемости существует несколько рекомендаций:
- Позволять малышу изредка не посещать учебное заведение. Причинами такого поведения могут быть плохое самочувствие или грусть. Не стоит категорично настаивать на посещении занятий, не выяснив основную причину возникшего нежелания. Это могут быть и конфликтная ситуация с учителем, и ссора с хорошим другом, и непонимание материала школьной программы. Изначально необходимо разобраться с причинами отказа, а потом только принимать решение о дальнейшем обращении к психологу. Ребенок должен знать, что его родители, в первую очередь, будут с ним, а не станут оправдывать учителя или друга. Зная, что вы представляете его интересы, он с удовольствием продолжит посещать обучение.
- Не преувеличивать значение школьной программы. Несколько пропущенных занятий не сделают ребенка умнее, а вот счастливее — возможно. Поэтому изредка можно устраивать непродолжительные каникулы школьнику. Особенно это важно в зимний период, так как в это время организм накапливает усталость быстрее, чем в другие сезоны.
- Если у ребенка наблюдается низкий уровень успеваемости, то лучше взять в поликлинике справку о щадящем обучении. Таким образом, вы освободите школьника от чрезмерных нагрузок и дадите ему возможность заняться посильными ему нагрузками.
И все-таки что делать, если ребенок не хочет посещать школу? Встречаются случаи, что для повышения уровня успеваемости встает необходимость перевести ребенка в другое место обучения. Иногда может возникнуть необходимость в мотивации школьника к обучению или перевести его на домашнее обучение.
Методы мотивации ребенка к обучению
Никогда не стоит забывать о силе мотивации во время обучения. Так иногда и ребенку необходима рука поддержки или помощь со стороны родителей. Помогите развить школьнику интерес к обучению и умению получать удовлетворение от позитивных промежуточных результатов. Ребенок должен понимать, для чего ему необходимо учить весь спектр предоставляемой в школе программы. Мотивируйте ребенка тем, что без образования нельзя достичь успеха в жизни и нет возможности найти работу по душе.
Каждый ребенок имеет какие-нибудь увлечения, которые можно развивать, и малыш будет хотеть их. Перед тем как найти интересующие для малыша увлечения, может быть много проб и ошибок. Поэтому не стоит нападать на ребенка из-за нежелания заниматься интересующим вас хобби, таким как английский язык или дополнительные занятия по алгебре. А вот чтобы определить увлечения ребенка, можно с ним поговорить на эту тему. И после этого помочь малышу определиться с занятиями.
Для того чтобы повысить успеваемость ребенка, можно после каждого успеха или хорошей отметки устраивать школьнику подарок или компенсацию. Таким образом, он будет увлечен и заинтересован в получении более высоких оценок. А вот в качестве компенсации можно сделать небольшой пикник на выходных или купить поощрение. Помните, что ребенку важно получать поддержку от родителей.
При подрастании дети начинают интересоваться законами жизни и правилами. Происходит первое знакомство со справедливостью. Это можно использовать для мотивации и в школе. Очень не хочется учиться, когда в классе никто не проявляет интереса к процессу обучения. Мотивировать получится только в том случае, если ребенку объяснить о его индивидуальности и обговорить с ним его обязанности и права.
Хорошая мотивация это друг, который любит учебное учреждение. Поэтому при встрече таких детей попросите их обсудить школьные дела с вашим ребенком. Мнение ровесника намного важнее, нежели родителей. И зачастую дети прислушиваются к своим сверстникам.
Если у ребенка наблюдается проблема в определенной сфере, нужно обсудить с ним ее. При этом не стоит утверждать, что ребенок виновник в своих неурядицах. Предложите свои решения выхода из сложившихся ситуаций и обсудите это со школьником.
Иногда основная причина нежелания ездить или ходить в школу — это младший брат или сестра, которые остаются рядом с родителями. При этом главное дать ребенку понять, что он взрослый и может нести ответственность за себя. Такого результата можно достичь, разрешая ему немного больше, чем обычно. Например, вместо 3 конфет, предложить своему чаду 5. И указать, что такое увеличение связано с тем, что он подрос и вместе с обязанностями у него появляются и права.
Дополнительно
Главным правилом при мотивировании своего чада это выполненные обещания. Никогда не обещайте то, чего невозможно выполнить. Таким образом, у ребенка не будет чувства, что его используют и обманывают. Утратить доверие школьника очень легко, а вот восстановить его гораздо сложнее.
Не менее важным является и выбор учебного заведения. Так как в этом месте ребенок проводит больше всего времени, он должен испытывать комфорт, который особо важен для продуктивного учебного процесса. Наилучшим вариантом будет и присутствие психолога в школе. Именно он первым заметит изменения в поведении школьника и сможет помочь в сложившейся ситуации.
Изменения в поведении вашего ребенка будут заметны не сразу. Если родители приложили максимум усилий в улучшение своей модели поведения, то результат точно будет. А вот чтобы избежать проблемных ситуаций в школе, необходимо интересоваться жизнью своего ребенка. Просто разговор или определенный совет помогут ребенку чувствовать вашу поддержку .
roditeliz.ru
В школу можно и не ходить?
Недавно узнала, что я вообще могу не водить ребенка в школу, а перевести его на домашнюю форму обучения и сама с мужем проходить с ним школьную программу. При этом ребенок будет числиться в образовательном учреждении, и его не посчитают прогульщиком. Это правда?Инга, живу в Южном административном округе.
В Законе «Об образовании», принятом еще в 1994 году, есть очень интересная статья 10. В ней говорится о том, что дети могут не ходить на уроки в школу, а получать «семейное образование».
Согласно закону родители обучают ребенка дома по школьной программе. Он числится в обычном классе, только не сидит на занятиях. Правда, контрольных и экзаменов избежать не удастся. «Домашний» ребенок должен будет доказать, что знания в рамках программы у него есть. Это необходимо для получения аттестата.
Обучая ребенка в семье, родители обязаны выполнять школьную программу, но могут по-своему расставить приоритеты в обучении. В такой семейной школе может и не быть обязательных учебников. Ребенок учится сам добывать информацию из самых разных источников и обобщать сведения, что, кстати, не менее важно, чем знания сами по себе. Ученик сам планирует время, осваивает справочники, Интернет и - главное - больше думает своей головой, а не просто слушает то, что скажет учительница... Правда, такое обучение требует от родителей очень большой ответственности.
А как же коллектив?! Многие считают, что ребенок, не прошедший обычную школу, не усвоил правил поведения в обществе. Сторонники семейного образования считают, что остается больше времени на кружки, секции, студии и прочие дополнительные занятия. Там дети набираются социального опыта, который в отличие от школьного имеет больше общего с реальными взаимоотношениями во взрослом коллективе.
Что делать, если вы решились на семейное воспитание:
1. Найти школу, в Уставе которой предусмотрена семейная форма обучения. Это можно сделать, обойдя ближайшие к вашему дому школы или узнав список школ в Департаменте образования.
2. Написать заявление о переводе на обучение в форме семейного образования и подписать договор со школой.
Ссылайтесь на «Примерное положение о получении образования в семье», изданное Минобром в том же 1994 году. Заковырка может возникнуть в том, что родителям, выбравшим семейную форму обучения, положены деньги. Они должны выплачиваться из местного бюджета. В Москве эта сумма в 2008 году составит 48 871 рубль в год. Плюс к этим деньгам ежемесячно родителям положено еще по 1,5 тысячи рублей - компенсация школьных обедов.
Куда обратиться за советом:
Существуют специальные центры для родителей, где можно получить консультацию. На сайте сторонников семейного образования в России Игоря и Валентины Чапковских www.familyeducation.ru можно задать вопрос по поводу обучения в семье и получить конкретный ответ. Так же есть клуб «Автодидакт», который поддерживает «семейников» в Москве уже 12 лет. Электронная почта: [email protected]
www.kp.ru