Логопед ру конспекты занятий


ЛОГОПЕД.РУ: Конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, Р'], ОНР, второй год обучения, “День рождения Мухи”.

Самцова В.Н., учитель-логопед, МБДОУ ДС КВ №7 “Незабудка” г. Мегион, ХМАО-Югра.

Цель: Автоматизация звуков [Р, Р']

Задачи:

Образовательные:

  • расширить словарь по теме “Насекомые”
  • упражнять в образовании слов с помощью суффикса ИЩ;
  • учить составлять слово из первых слогов двух предложенных слов;
  • учить слышать неправильные слова, преобразовывать их;

Коррекционные:

  • автоматизировать правильное произношение звуков [Р, Р'] в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • закреплять умение выкладывать звуко-слоговую схему двусложного слова;
  • закрепить умение делить слова на слоги;
  • развивать мелкую и общую моторику.
  • развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • развивать слуховое внимание;
  • воспитывать умение слушать товарищей.
Материал с сайта www.logoped.ru

Оборудование: игрушка муха на палочке; картинки насекомых (муравей, 2 сороконожки, стрекоза, сверчок, водомерка, гусеница, богомол, клещ, комар), картинки солнца, тучи с дождем, лопуха, мячи по количеству человек, мастер “ИЩ”, мел.

Ход.

Организационный момент.

Логопед: Дети, вы любите сказки? Сегодня я расскажу вам знакомую сказку на новый лад. А вы мне поможете.

Жила-была Муха-цокотуха. (появляется марионетка-муха)

Однажды, когда наступила весна, и весело зажурчали ручейки (волнообразные движения рукой, произнесение звука [р], глиссандируя вверх, вниз на одном дыхании), муха очнулась от зимней спячки, потянулась, умылась (массаж лицевых мышц: потирание лба, крыльев носа, поглаживание щёк, подбородка) и решила пригласить гостей на день рождения.

А вы хотите побывать у мухи в гостях и узнать, кто к ней придет? Тогда вам надо произнести волшебные слоги и повернуться вокруг себя на правой ноге в правую сторону. (ЗДРА, ЗДРО, ЗДРУ, ЗДРЫ).

Вот мы и у Мухи в гостях. Проходите, присаживайтесь. Что-то нет никого. Прислушайтесь, Муха поет какие-то песни. Отгадайте, про что она поет.

Си-си-си, роп-роп-роп

Наварила я …….

Нек-нек-нек, тар-тар-тар

С луга принесла……..

Пря-пря-пря, ни-ни-ни, ки-ки-ки

Вот в тарелке ……..

/далее гости по мере появления выкладываются на доску, дети называют их/

Материал с сайта www.logoped.ru

А вот и первый гость – (кто это? Комар). Он преподнес Мухе игру “Звуковое слово”. Выложить звуко-слоговую схему слова КОМАР, разделить на слоги, выделить ударный слог.

Вслед за комаром пожаловала (Водомерка). Она подарила имениннице свою любимую игру. Пальчиковая игра “Сороконожки”

Две сороконожки /руки вертикально перед собой

Бежали по дорожке. вертикально, ладонями друг к

Бежали, бежали, другу, пальцы шевелятся/

Друг друга увидали. /пальцы сомкнуты/

Так друг друга обнимали, /одноименные пальцы поочередно

Так друг друга обнимали, сцепляются/

Что едва мы их разняли. /все пальцы сцеплены, с силой

потянуть и разъединить/

Третьим приполз (Муравей), вручил хозяйке дома мяч и предложил поиграть в игру “Отбей слово”. Закройте глазки и выставьте ладошку. Чьей ладошки муха коснётся, тот выходит играть. (Вы должны отбить мяч от пола столько раз, сколько слогов в слове: гусеница, богомол, клещ).

Вдруг появился (паук). Он был ужасно голоден и зол. (Покажите, какой он был злой). Муха ужасно испугалась. (изображают)

Но как раз вовремя подоспел (Сверчок). Он предложил нарисовать то, что получится, если соединить первые слоги слов (чер-вяк и та-ракан); (делят слова на слоги, выделяют первые, соединяют в слово; проводят черту между пауком и мухой).

Но он не забыл про подарок – игру “Увеличь”. (с помощью мастера “ИЩ” преобразовать слова муравей, комар, сороконожка, водомерка)

Когда закончилась игра погода размокропогодилась. Что случилось с погодой? (повторение скороговорки)

Все спрятались под большой лопух. И как раз в это время к ним впорхнула (стрекоза). Она подарила интересную историю с заколдованными словами. Помогите Мухе услышать эти слова и расколдовать их.

(Выставляется иллюстрация к истории. После каждого предложения ребёнок исправляет искажённое слово и повторяет предложение целиком)

Му-вей-ра полз по дорожке. Он хо-за-тел напиться

и спустился к ручью. Не удержался и упал в ду-во.

Мимо пролетала голубка. Она несла тик-пру. Этот

прутик она си-ла-бро муравью. Муравей ся-вы-брал

на рег-бе.

Давайте повторим эту историю для Мухи правильно. Каждый призносит по одному предложению. Один ребёнок повторяет весь рассказ.

Материал с сайта www.logoped.ru

Тем временем дождь закончился, выглянуло солнце.

(все герои убираются с доски)

Мухе очень понравился день рождения, а вам?

Итог:

В какое время года происходило событие?

Сколько гостей пришло к Мухе?

Как всех гостей назвать одним словом?

Кто был лишний, почему?

Какие звуки вы упражнялись произносить правильно?

Желаем успехов!

www.logoped.ru

ЛОГОПЕД.РУ: Конспект фронтального занятия “Звук С”.

Филиппова Л.Н., учитель-логопед МБДОУ№866 “Семицветик” г. Мытищи.

Цель:

1.Познакомить детей с артикуляцией звука[С]. .

2.Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, словах, тексте.

2. Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику; .

3. Продолжать детей находить заданный звук в слове, определять позицию звука С в словах.

4. Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов.

5. Учить детей составлять предложения.

6. Развивать память, мышление, воображение;

Ход занятия:

Дети становятся около магнитной доски

Л о г о п е д: Ребята, послушайте и договорите словечко:

Если стали дни короче,

И уже длиннее ночи,

В снег укуталась земля-

Значит, к нам пришла …

Д е т и: Зима.

Л о г о п е д: Какое сейчас время года?

Д е т и: Зима.

Л о г о п е д: Да, ребята, если мы посмотрим в окно, то увидим, что сейчас у нас зима. А сейчас посмотрите на доску и выберите только те картинки, которые подходят к зиме.(дети выбирают картинки: снеговик, снежинки, сосульки, снег, санки)

Затем логопед просит детей сесть на свои места.

  • Сообщение темы занятия.
  • Л о г о п е д: Послушайте и скажите какой первый звук мы слышим в словах: СНЕГОВИК, СНЕГ, СНЕЖИНКИ, СОСУЛЬКИ?

    Д е т и: В этих словах мы слышим первый звук С.

    Л о г о п е д: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком С, будем учиться правильно произносить этот звук .

  • Характеристика и артикулирование звука С
  • Давайте попробуем произнести звук С. Возьмите зеркала и посмотрите, что помогает нам произносить звук С?

    Д е т и: Губы, зубы, язык.

    Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С, где находится наш язычок?

    Д е т и: Внизу.

    Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С зубки наши образуют небольшую щель, язычок упирается в нижние зубки.

    Л о г о п е д: Ребята, дайте характеристику звуку С.

    Д е т и: Звук С – согласный, твёрдый.

    Л о г о п е д: Каким цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки?

    Д е т и: Синим цветом.

    Л о г о п е д: Ребята, давайте ещё раз произнесём звук С. Но для этого нам надо представить , что в наших ладонях находятся снежинки и нам надо их сдуть холодным воздухом. А для этого мы должны произнести звук С.

    Дети дуют на ладони, а в это время логопед включает магнитофонную запись “Вьюга”. Играем музыка.

    ЗАДАНИЯ СНЕЖИНОК

    Л о г о п е д: Ребята, вы все так старательно сдували снежинки, что образовалась вьюга. И пошёл снег. А как называется явление природы, когда снег идёт?

    Д е т и: Снегопад.

    Л о г о п е д: Вот и снежинки. (Логопед открывает доску, на которой на магнитах наклеены снежинки). А снежинки эти не простые, а волшебные. Каждая снежинка принесла вам задание. Если вы правильно их все выполните, то снег перестанет идти. Попробуем?

    Д е т и: Да.

  • Произношение звука С в слогах.
  • Логопед берёт первую снежинку и читает задание.

    Снежный ком лови, а потом ты повтори,

    И ко мне опять верни!

    Логопед читает цепочки слогов и бросает детям “снежный ком”. Ребёнок повторяет цепочку слогов и возвращает обратно “снежный ком” логопеду.

    СА-СЫ-СУ СО-СЭ-СА СУ-СЫ-СА

    АС-УС-ЫС ОС-ЫС-УС СКА-СКАО-СКУ

    СПА-СПЫ-СПУ СПЭ-СПО-СПЫ

  • Нахождение звука С в словах. Определение места звука С в слове.
  • Логопед читает задание на второй снежинке.

    Снеговику ты помоги,

    Все его картинки назови.

    Лишнюю картинку убери.

    Перед каждым ребёнком находится карточка, на которой изображён снеговик, а в каждом углу картинки (санки, ананас, лиса, дом).

    Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом верхнем углу.

    Д е т и: Лиса.

    Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом нижнем углу.

    Д е т и:Санки.

    Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом верхнем углу.

    Д е т и: Ананас.

    Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом нижнем углу.

    Д е т и: Дом.

    Л о г о п е д: Ребята, найдите картинку, в которой нет звука С. Давайте эту картинку мы закроем снежным комом.

    Дети закрывают картинку “дом” белым кружком.

    Логопед читает задание на третьей снежинке.

    Оставшиеся картинки назови,

    И где слышится звук С – определи!

    Л о г о п е д: Ребята, возьмите звуковые линейки и символ звука С. Послушайте и скажите, где слышится звук С в слове лиса?

    Д е т и: В слове лиса звук С слышится в середине слова.

    Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове санки?

    Д е т и: Звук С слышится в начале слова.

    Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове ананас?

    Д е т и: Звук С слышится в конце слова.

  • Физкультминутка.
  • Логопед читает задание на четвёртой снежинке.

    Вместе с нами веселитесь,

    Потанцуйте и покружитесь.

    Мы снежинки, мы пушинки,

    (Руки на поясе, наклоны вперёд и назад)

    Покружиться мы не прочь –

    (Поворот на месте)

    Мы снежинки - балеринки,

    (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

    Мы танцуем день и ночь.

    (Ставить правую потом левую ногу на пятку)

    Мы деревья побелили-

    (Потрясти кистями над головой)

    Крыши пухом замели.

    (Опускать руки вниз)

    Землю бархатом укрыли,

    И от стужи сберегли.

    (Показать на землю, развести руками)

  • Звуковой анализ слова САНИ.
  • Логопед читает задание на пятой снежинке.

    Голубые карточки возьмите

    И слово сани разберите.

    Дети вместе с логопедом делают звуковой анализ слова сани.

  • Составление деформированных предложений.
  • Логопед читает задание на шестой снежинке.

    Вы ребята, помогите,

    Предложения все правильно скажите.

    Логопед выставляет на доску сюжетную картинку зимы, и читает деформированные предложения.

    Снеговика лепить дети. (Дети лепят снеговика)

    Кататься санки Ваня. (Ваня катается на санках)

    Лыжи Соня кататься. (Соня катается на лыжах)

  • Итог занятия.
  • Молодцы, ребята, вы выполнили все задания снежинок. И снегопад закончился.

    Желаем успеха!

    www.logoped.ru

    ЛОГОПЕД.РУ: Конспект подгруппового логопедического занятия “Звук [р].Автоматизация в словах.”

    Трухний И.В., учитель-логопед.

    Тема.

    Звук [ р ] .

    Этап.

    Автоматизация в словах.

    Цели

    : повторить артикуляцию звука [ р ];

    упражнять: в правильном произнесении слов с этим звуком в разных

    позициях,

    в определении места звука в слове,

    в образовании качественных прилагательных;

    закрепить умения : классифицировать предметы, образовывать

    уменьшительно-ласкательную форму сущ. и мн. ч. сущ.;

    развивать память, внимание, мышление.

    Оборудование:

    предметные картинки ( мальчик Рома ,дом, робот,

    пирамидка, тигр, ракета, экскаватор, грузовик, барабан, карандаш,

    картина, светофор, труба, гитара, смородина, гранат, персик,

    крыжовник, груша, морковь),разрезные картинки (смородина, гранат,

    персик, груша, морковь, крыжовник) , счётные палочки , мяч, схемы

    места звука в слове.

    Ход

    .

    I

    .Орг. момент.

    Логопед: Сегодня мы будем продолжать тренироваться произносить звук [ р ] в словах.

    Мальчик Рома пригласил нас на день рождения (показ картинки).

    . II.Повторение .

    Логопед: Какой первый звук в его имени?

    Повторение артикуляции .

    Логопед: Что бы дойти до дома Ромы, надо выложить дорожку, произнося слоги со звуком [ р ].

    Дети по одному кладут счётные палочки, одновременно говорят слоги.

    III. Автоматизация в словах.

    Логопед: Все гости уже собрались и подарили подарки. ( Показ картинок) Назовите их.

    Дети называют по очереди (робот, пирамидка, тигр, ракета, экскаватор, грузовик, барабан, карандаш, картина, светофор, труба, гитара).

    Логопед: Расставьте подарки на полки (показ картинки):

    - на нижней - звук [ р ] в начале слова,

    - на средней - звук [ р ] в середине слова,

    - на верхней - звук [ р ] в конце слова.

    Дети ориентируются на схемы. Каждый ребёнок берёт картинку, называет, кладёт на нужную полку.

    Логопед: Назовите предметы на нижней полке,

    на средней,

    на верхней.

    Дети называют по очереди.

    Логопед: Назовите все подарки ласково.

    Каждый ребёнок берёт картинку и называет.

    Логопед: Рома приготовил угощение. Соберите разрезные картинки и назовите их.

    (Морковь, гранат, груша, персик, крыжовник, смородина).

    Логопед: Назовите соки, которые можно приготовить из них.

    Дети по одному образовывают относительные прилагательные.

    Логопед: Разложите картинки на 3 тарелки так, чтобы их можно было назвать одним словом.

    Детям предлагаются целые картинки. Каждый ребёнок называет свою картинку и кладёт в нужную тарелку.

    Логопед: Назовите одним словом предметы в первой тарелке (овощи),

    во второй тарелке (фрукты),

    в третьей тарелке (ягоды).

    Логопед: Рома предлагает нам поиграть в игру “ Один - много”: я назову один предмет, а вы – много.

    Дети и логопед, перебрасывая мяч друг другу, называют слова со звуком [ р ] .

    Логопед: Вот и закончился праздник. Чтобы попасть домой , надо построить дорожку и вспомнить слова, которые говорили у Ромы дома.

    Дети по одному кладут счётные палочки, одновременно говорят слова.

    IV. Итог.

    Желаем успеха!

    www.logoped.ru

    ЛОГОПЕД.РУ: Конспект логопедического фронтального занятия “День рождения зайца. Дикие животные”. - LOGOPED.RU

    Шишкина С.,  учитель – логопед, пгт Суходол Самарская обл.

    Тема: “Дикие животные” ( “День рождения зайца”)

    Цель занятия:

    • Закрепление словаря по теме “Дикие животные”,
    • использование в речи простого распространенного предложения с дополнением, выраженным существительным в дательном и винительном падежах;
    • использование в предложениях предлогов В, ПОД;
    • развитие моторики рук; развитие внимания.

    Основные задачи:

    • развитие устной речи;
    • формирование лексико-грамматических средств языка;

    Оборудование:

    Демонстрационный материал: картина (40см на 30см) с изображением леса средней полосы (1шт); картинки (15см на 20см) с изображением диких животных, их детенышей и корма.(5шт.);

    Раздаточный материал: картинки (15см на 20см) с изображением жилищ животных(5шт);

    деревянные ложки для использования в динамической паузе (10шт.), фишки для поощрения (разноцветные пластмассовые крышечки).

    Лингвистический материал: стихотворение для динамической паузы.

    Ход занятия:

    1 Организационный момент

    Дети сидят за столом. Логопед обращает внимание детей на картину с изображением леса средней полосы России.

    Логопед:

    Ребята, посмотрите на этот дикий, огромный лес. Скажите, пожалуйста, а каких животных можно встретить в этом лесу?

    Дети ( каждый ребенок дает один ответ по указанию логопеда):

    Зайца, медведя, кабана, белку, ежика.

    Логопед:

    А какие это животные?

    Дети:

    Дикие.

    Логопед:

    Правильно, молодцы! За каждый ваш правильный ответ сегодня на занятии вы будете получать фишки, а в конце мы назовем победителя!

    За каждый правильный ответ ребенку выдается фишка.

    2 Основная часть:

    Логопед:

    Сегодня в этом лесу произошло удивительное событие: у зайца день рождения!

    Он решил пригласить к себе в гости лесных зверей. Разное угощение приготовил зайка.

    (На магнитную доску прикрепляют картинки с угощениями: мед, молоко, морковка, лесные орехи, желуди.)

    - Догадайтесь, каких зверей пригласил заяц? Докажите, сказав, кому какое угощение приготовил хозяин. Например, морковку он приготовил другу-зайцу.

    Дети:

    Ваня:

    Желуди заяц приготовил кабану.

    Аня:

    Мед – медведю.

    Валера:

    Молоко заяц приготовил ежу.

    Эмиль:

    Орехи заяц приготовил белке.

    Логопед:

    Значит, кого он пригласил? Перечисли, Лева!

    Лева:

    Кабана, белку, ежа, медведя и друга-зайца.

    (На магнитную доску прикрепляются картинки с животными.) За правильные ответы дети получают фишки.

    Логопед:

    Вот гости полакомились угощениями и решили зайку повеселить: сыграть ему на деревянных ложках.

    3 Динамическая пауза:

    Логопед раздает каждому ребенку по две ложки. Первый раз показывает детям движения рук с ложками и читает стихотворение. Второй и третий раз дети выполняют все движения с логопедом.

    Зайка по полю скакал.( Синхронно двумя руками острым концом деревянной ложки стучать по столу перед собой.)

    Зайка корм нам всем искал. ( Синхронно двумя руками стучать ложками, поворачиваясь, то в правую, то в левую сторону.)

    Вдруг у зайки на макушке (Приложить ложки к затылку, имитируя “ уши зайца”.)

    Поднялись как стрелки ушки. (Руки поднять вверх.)

    Тихо шорох раздается.

    Кто-то по полю крадется. ( Потереть выпуклой стороной ложки друг о друга.)

    Зайка путает следы, ( Перекрестные движения ложек.)

    Убегает от лисы. ( Синхронно двумя руками имитировать “бег по столу”)

    4 Продолжение основной части:

    Логопед:

    Отпраздновали звери день рождения, и пошли домой спать. Расскажите, куда пошли звери?

    На столе у каждого ребенка по одной картинке с изображением жилища животного: берлога, дупло, кустик, дуб, норка под деревом. Дети должны ответить, что изображено на картинке и кто в нем будет спать.

    Дети:

    Лева:

    Это берлога. В берлоге спит медведь.

    Ваня:

    Это норка. В норке спит еж.

    Аня:

    Это дупло. В дупле спит белка.

    Валера:

    Это кустик. Под кустом спит заяц.

    Эмиль:

    Это дуб. Под дубом спит кабан.

    За каждый правильный ответ вручается фишка.

    5 Расслабляющая пауза:

    Логопед:

    Итак, наши звери тихо легли и спят. Покажите, ребята как они спят.

    Дети в расслабленной позе, с закрытыми глазами имитируют сон зверей.

    6 Продолжение основной (заключительной) части

    Логопед:

    Наступило утро. Звери проснулись и потянулись. ( Дети поднимают руки и подтягиваются.)

    Проснувшись, они рассказали о дне рождения зайца.

    - Как вы думаете, кому они рассказали?

    Появляются картинки с изображением детенышей. Каждый ребенок по указанию логопеда должен дать ответ:

    - Медведь рассказал медвежатам.

    - Белка рассказала бельчатам.

    - Еж рассказал ежатам.

    - Кабан рассказал кабанятам.

    - Заяц рассказал зайчатам.

    За правильный ответ дети получают фишку.

    7 Итог

    Логопед:

    Ребята, а что мы вместе с вами сейчас сочинили?

    Дети:

    Сказку.

    Логопед:

    Правильно! Вы оказались хорошими сказочниками, но звание “Лучший сказочник” получит тот, у кого больше фишек. Логопед подсчитывает фишки и награждает победителя медалью “Лучший сказочник”. Остальным присуждается первое, второе, третье место.

    Логопед:

    Друзья мои, в следующий раз остальные ребята будут стараться и тоже получат призовые места.

    Удачи вам! Спасибо, за сказку!

    Самоанализ:

    Я считаю, поставленные мною задачи были достигнуты, так как содержание моего занятия было направлено на совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие устной речи. В процессе решения названных задач особое внимание уделялось самостоятельности и грамотности речи.

    Для обогащения словарного запаса можно было расширить лексический материал на занятии, но учитывая особенность детей группы ДЦП, имеющие различные психические отклонения и состояния здоровья, я не представляю возможным и при составлении этого занятия мне приходилось учитывать медико-педагогические нормы для детей с ДЦП.

    Желаем успеха!

    www.logoped.ru


    Смотрите также