Логопед ру конспекты занятий
ЛОГОПЕД.РУ: Конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, Р'], ОНР, второй год обучения, “День рождения Мухи”.
Самцова В.Н., учитель-логопед, МБДОУ ДС КВ №7 “Незабудка” г. Мегион, ХМАО-Югра.
Цель: Автоматизация звуков [Р, Р']
Задачи:
Образовательные:
- расширить словарь по теме “Насекомые”
- упражнять в образовании слов с помощью суффикса ИЩ;
- учить составлять слово из первых слогов двух предложенных слов;
- учить слышать неправильные слова, преобразовывать их;
Коррекционные:
- автоматизировать правильное произношение звуков [Р, Р'] в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закреплять умение выкладывать звуко-слоговую схему двусложного слова;
- закрепить умение делить слова на слоги;
- развивать мелкую и общую моторику.
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- развивать слуховое внимание;
- воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование: игрушка муха на палочке; картинки насекомых (муравей, 2 сороконожки, стрекоза, сверчок, водомерка, гусеница, богомол, клещ, комар), картинки солнца, тучи с дождем, лопуха, мячи по количеству человек, мастер “ИЩ”, мел.
Ход.
Организационный момент.
Логопед: Дети, вы любите сказки? Сегодня я расскажу вам знакомую сказку на новый лад. А вы мне поможете.
Жила-была Муха-цокотуха. (появляется марионетка-муха)
Однажды, когда наступила весна, и весело зажурчали ручейки (волнообразные движения рукой, произнесение звука [р], глиссандируя вверх, вниз на одном дыхании), муха очнулась от зимней спячки, потянулась, умылась (массаж лицевых мышц: потирание лба, крыльев носа, поглаживание щёк, подбородка) и решила пригласить гостей на день рождения.
А вы хотите побывать у мухи в гостях и узнать, кто к ней придет? Тогда вам надо произнести волшебные слоги и повернуться вокруг себя на правой ноге в правую сторону. (ЗДРА, ЗДРО, ЗДРУ, ЗДРЫ).
Вот мы и у Мухи в гостях. Проходите, присаживайтесь. Что-то нет никого. Прислушайтесь, Муха поет какие-то песни. Отгадайте, про что она поет.
Си-си-си, роп-роп-роп
Наварила я …….
Нек-нек-нек, тар-тар-тар
С луга принесла……..
Пря-пря-пря, ни-ни-ни, ки-ки-ки
Вот в тарелке ……..
/далее гости по мере появления выкладываются на доску, дети называют их/
Материал с сайта www.logoped.ruА вот и первый гость – (кто это? Комар). Он преподнес Мухе игру “Звуковое слово”. Выложить звуко-слоговую схему слова КОМАР, разделить на слоги, выделить ударный слог.
Вслед за комаром пожаловала (Водомерка). Она подарила имениннице свою любимую игру. Пальчиковая игра “Сороконожки”
Две сороконожки /руки вертикально перед собой
Бежали по дорожке. вертикально, ладонями друг к
Бежали, бежали, другу, пальцы шевелятся/
Друг друга увидали. /пальцы сомкнуты/
Так друг друга обнимали, /одноименные пальцы поочередно
Так друг друга обнимали, сцепляются/
Что едва мы их разняли. /все пальцы сцеплены, с силой
потянуть и разъединить/
Третьим приполз (Муравей), вручил хозяйке дома мяч и предложил поиграть в игру “Отбей слово”. Закройте глазки и выставьте ладошку. Чьей ладошки муха коснётся, тот выходит играть. (Вы должны отбить мяч от пола столько раз, сколько слогов в слове: гусеница, богомол, клещ).
Вдруг появился (паук). Он был ужасно голоден и зол. (Покажите, какой он был злой). Муха ужасно испугалась. (изображают)
Но как раз вовремя подоспел (Сверчок). Он предложил нарисовать то, что получится, если соединить первые слоги слов (чер-вяк и та-ракан); (делят слова на слоги, выделяют первые, соединяют в слово; проводят черту между пауком и мухой).
Но он не забыл про подарок – игру “Увеличь”. (с помощью мастера “ИЩ” преобразовать слова муравей, комар, сороконожка, водомерка)
Когда закончилась игра погода размокропогодилась. Что случилось с погодой? (повторение скороговорки)
Все спрятались под большой лопух. И как раз в это время к ним впорхнула (стрекоза). Она подарила интересную историю с заколдованными словами. Помогите Мухе услышать эти слова и расколдовать их.
(Выставляется иллюстрация к истории. После каждого предложения ребёнок исправляет искажённое слово и повторяет предложение целиком)
Му-вей-ра полз по дорожке. Он хо-за-тел напиться
и спустился к ручью. Не удержался и упал в ду-во.
Мимо пролетала голубка. Она несла тик-пру. Этот
прутик она си-ла-бро муравью. Муравей ся-вы-брал
на рег-бе.
Давайте повторим эту историю для Мухи правильно. Каждый призносит по одному предложению. Один ребёнок повторяет весь рассказ.
Материал с сайта www.logoped.ruТем временем дождь закончился, выглянуло солнце.
(все герои убираются с доски)
Мухе очень понравился день рождения, а вам?
Итог:
В какое время года происходило событие?
Сколько гостей пришло к Мухе?
Как всех гостей назвать одним словом?
Кто был лишний, почему?
Какие звуки вы упражнялись произносить правильно?
Желаем успехов!
www.logoped.ru
ЛОГОПЕД.РУ: Конспект фронтального занятия “Звук С”.
Филиппова Л.Н., учитель-логопед МБДОУ№866 “Семицветик” г. Мытищи.
Цель:
1.Познакомить детей с артикуляцией звука[С]. .
2.Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, словах, тексте.
2. Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику; .
3. Продолжать детей находить заданный звук в слове, определять позицию звука С в словах.
4. Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов.
5. Учить детей составлять предложения.
6. Развивать память, мышление, воображение;
Ход занятия:
Дети становятся около магнитной доски
Л о г о п е д: Ребята, послушайте и договорите словечко:
Если стали дни короче,
И уже длиннее ночи,
В снег укуталась земля-
Значит, к нам пришла …
Д е т и: Зима.
Л о г о п е д: Какое сейчас время года?
Д е т и: Зима.
Л о г о п е д: Да, ребята, если мы посмотрим в окно, то увидим, что сейчас у нас зима. А сейчас посмотрите на доску и выберите только те картинки, которые подходят к зиме.(дети выбирают картинки: снеговик, снежинки, сосульки, снег, санки)
Затем логопед просит детей сесть на свои места.
Л о г о п е д: Послушайте и скажите какой первый звук мы слышим в словах: СНЕГОВИК, СНЕГ, СНЕЖИНКИ, СОСУЛЬКИ?
Д е т и: В этих словах мы слышим первый звук С.
Л о г о п е д: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком С, будем учиться правильно произносить этот звук .
Давайте попробуем произнести звук С. Возьмите зеркала и посмотрите, что помогает нам произносить звук С?
Д е т и: Губы, зубы, язык.
Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С, где находится наш язычок?
Д е т и: Внизу.
Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С зубки наши образуют небольшую щель, язычок упирается в нижние зубки.
Л о г о п е д: Ребята, дайте характеристику звуку С.
Д е т и: Звук С – согласный, твёрдый.
Л о г о п е д: Каким цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки?
Д е т и: Синим цветом.
Л о г о п е д: Ребята, давайте ещё раз произнесём звук С. Но для этого нам надо представить , что в наших ладонях находятся снежинки и нам надо их сдуть холодным воздухом. А для этого мы должны произнести звук С.
Дети дуют на ладони, а в это время логопед включает магнитофонную запись “Вьюга”. Играем музыка.
ЗАДАНИЯ СНЕЖИНОК
Л о г о п е д: Ребята, вы все так старательно сдували снежинки, что образовалась вьюга. И пошёл снег. А как называется явление природы, когда снег идёт?
Д е т и: Снегопад.
Л о г о п е д: Вот и снежинки. (Логопед открывает доску, на которой на магнитах наклеены снежинки). А снежинки эти не простые, а волшебные. Каждая снежинка принесла вам задание. Если вы правильно их все выполните, то снег перестанет идти. Попробуем?
Д е т и: Да.
Логопед берёт первую снежинку и читает задание.
Снежный ком лови, а потом ты повтори,
И ко мне опять верни!
Логопед читает цепочки слогов и бросает детям “снежный ком”. Ребёнок повторяет цепочку слогов и возвращает обратно “снежный ком” логопеду.
СА-СЫ-СУ СО-СЭ-СА СУ-СЫ-СА
АС-УС-ЫС ОС-ЫС-УС СКА-СКАО-СКУ
СПА-СПЫ-СПУ СПЭ-СПО-СПЫ
Логопед читает задание на второй снежинке.
Снеговику ты помоги,
Все его картинки назови.
Лишнюю картинку убери.
Перед каждым ребёнком находится карточка, на которой изображён снеговик, а в каждом углу картинки (санки, ананас, лиса, дом).Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом верхнем углу.
Д е т и: Лиса.
Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом нижнем углу.
Д е т и:Санки.
Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом верхнем углу.
Д е т и: Ананас.
Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом нижнем углу.
Д е т и: Дом.
Л о г о п е д: Ребята, найдите картинку, в которой нет звука С. Давайте эту картинку мы закроем снежным комом.
Дети закрывают картинку “дом” белым кружком.
Логопед читает задание на третьей снежинке.
Оставшиеся картинки назови,
И где слышится звук С – определи!
Л о г о п е д: Ребята, возьмите звуковые линейки и символ звука С. Послушайте и скажите, где слышится звук С в слове лиса?
Д е т и: В слове лиса звук С слышится в середине слова.
Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове санки?
Д е т и: Звук С слышится в начале слова.
Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове ананас?
Д е т и: Звук С слышится в конце слова.
Логопед читает задание на четвёртой снежинке.
Вместе с нами веселитесь,
Потанцуйте и покружитесь.
Мы снежинки, мы пушинки,
(Руки на поясе, наклоны вперёд и назад)
Покружиться мы не прочь –
(Поворот на месте)
Мы снежинки - балеринки,
(Руки на поясе, наклоны вправо и влево)
Мы танцуем день и ночь.
(Ставить правую потом левую ногу на пятку)
Мы деревья побелили-
(Потрясти кистями над головой)
Крыши пухом замели.
(Опускать руки вниз)
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
(Показать на землю, развести руками)
Логопед читает задание на пятой снежинке.
Голубые карточки возьмите
И слово сани разберите.
Дети вместе с логопедом делают звуковой анализ слова сани.
Логопед читает задание на шестой снежинке.
Вы ребята, помогите,
Предложения все правильно скажите.
Логопед выставляет на доску сюжетную картинку зимы, и читает деформированные предложения.
Снеговика лепить дети. (Дети лепят снеговика)
Кататься санки Ваня. (Ваня катается на санках)
Лыжи Соня кататься. (Соня катается на лыжах)
Молодцы, ребята, вы выполнили все задания снежинок. И снегопад закончился.
Желаем успеха!
www.logoped.ru
ЛОГОПЕД.РУ: Конспект подгруппового логопедического занятия “Звук [р].Автоматизация в словах.”
Трухний И.В., учитель-логопед.
Тема.
Звук [ р ] .Этап.
Автоматизация в словах.Цели
: повторить артикуляцию звука [ р ];упражнять: в правильном произнесении слов с этим звуком в разных
позициях,
в определении места звука в слове,
в образовании качественных прилагательных;
закрепить умения : классифицировать предметы, образовывать
уменьшительно-ласкательную форму сущ. и мн. ч. сущ.;
развивать память, внимание, мышление.
Оборудование:
предметные картинки ( мальчик Рома ,дом, робот,пирамидка, тигр, ракета, экскаватор, грузовик, барабан, карандаш,
картина, светофор, труба, гитара, смородина, гранат, персик,
крыжовник, груша, морковь),разрезные картинки (смородина, гранат,
персик, груша, морковь, крыжовник) , счётные палочки , мяч, схемы
места звука в слове.
Ход
.I
.Орг. момент.
Логопед: Сегодня мы будем продолжать тренироваться произносить звук [ р ] в словах.
Мальчик Рома пригласил нас на день рождения (показ картинки).
. II.Повторение .
Логопед: Какой первый звук в его имени?
Повторение артикуляции .
Логопед: Что бы дойти до дома Ромы, надо выложить дорожку, произнося слоги со звуком [ р ].
Дети по одному кладут счётные палочки, одновременно говорят слоги.
III. Автоматизация в словах.
Логопед: Все гости уже собрались и подарили подарки. ( Показ картинок) Назовите их.
Дети называют по очереди (робот, пирамидка, тигр, ракета, экскаватор, грузовик, барабан, карандаш, картина, светофор, труба, гитара).
Логопед: Расставьте подарки на полки (показ картинки):
- на нижней - звук [ р ] в начале слова,
- на средней - звук [ р ] в середине слова,
- на верхней - звук [ р ] в конце слова.
Дети ориентируются на схемы. Каждый ребёнок берёт картинку, называет, кладёт на нужную полку.
Логопед: Назовите предметы на нижней полке,
на средней,
на верхней.
Дети называют по очереди.
Логопед: Назовите все подарки ласково.
Каждый ребёнок берёт картинку и называет.
Логопед: Рома приготовил угощение. Соберите разрезные картинки и назовите их.
(Морковь, гранат, груша, персик, крыжовник, смородина).
Логопед: Назовите соки, которые можно приготовить из них.
Дети по одному образовывают относительные прилагательные.
Логопед: Разложите картинки на 3 тарелки так, чтобы их можно было назвать одним словом.
Детям предлагаются целые картинки. Каждый ребёнок называет свою картинку и кладёт в нужную тарелку.
Логопед: Назовите одним словом предметы в первой тарелке (овощи),
во второй тарелке (фрукты),
в третьей тарелке (ягоды).
Логопед: Рома предлагает нам поиграть в игру “ Один - много”: я назову один предмет, а вы – много.
Дети и логопед, перебрасывая мяч друг другу, называют слова со звуком [ р ] .
Логопед: Вот и закончился праздник. Чтобы попасть домой , надо построить дорожку и вспомнить слова, которые говорили у Ромы дома.
Дети по одному кладут счётные палочки, одновременно говорят слова.
IV. Итог.
Желаем успеха!
www.logoped.ru
ЛОГОПЕД.РУ: Конспект логопедического фронтального занятия “День рождения зайца. Дикие животные”. - LOGOPED.RU
Шишкина С., учитель – логопед, пгт Суходол Самарская обл.
Тема: “Дикие животные” ( “День рождения зайца”)
Цель занятия:
- Закрепление словаря по теме “Дикие животные”,
- использование в речи простого распространенного предложения с дополнением, выраженным существительным в дательном и винительном падежах;
- использование в предложениях предлогов В, ПОД;
- развитие моторики рук; развитие внимания.
Основные задачи:
- развитие устной речи;
- формирование лексико-грамматических средств языка;
Оборудование:
Демонстрационный материал: картина (40см на 30см) с изображением леса средней полосы (1шт); картинки (15см на 20см) с изображением диких животных, их детенышей и корма.(5шт.);
Раздаточный материал: картинки (15см на 20см) с изображением жилищ животных(5шт);
деревянные ложки для использования в динамической паузе (10шт.), фишки для поощрения (разноцветные пластмассовые крышечки).
Лингвистический материал: стихотворение для динамической паузы.
Ход занятия:
1 Организационный момент
Дети сидят за столом. Логопед обращает внимание детей на картину с изображением леса средней полосы России.
Логопед:
Ребята, посмотрите на этот дикий, огромный лес. Скажите, пожалуйста, а каких животных можно встретить в этом лесу?Дети ( каждый ребенок дает один ответ по указанию логопеда):
Зайца, медведя, кабана, белку, ежика.Логопед:
А какие это животные?Дети:
Дикие.Логопед:
Правильно, молодцы! За каждый ваш правильный ответ сегодня на занятии вы будете получать фишки, а в конце мы назовем победителя!За каждый правильный ответ ребенку выдается фишка.
2 Основная часть:
Логопед:
Сегодня в этом лесу произошло удивительное событие: у зайца день рождения!Он решил пригласить к себе в гости лесных зверей. Разное угощение приготовил зайка.
(На магнитную доску прикрепляют картинки с угощениями: мед, молоко, морковка, лесные орехи, желуди.)
- Догадайтесь, каких зверей пригласил заяц? Докажите, сказав, кому какое угощение приготовил хозяин. Например, морковку он приготовил другу-зайцу.
Дети:
Ваня:
Желуди заяц приготовил кабану.Аня:
Мед – медведю.Валера:
Молоко заяц приготовил ежу.Эмиль:
Орехи заяц приготовил белке.Логопед:
Значит, кого он пригласил? Перечисли, Лева!Лева:
Кабана, белку, ежа, медведя и друга-зайца.(На магнитную доску прикрепляются картинки с животными.) За правильные ответы дети получают фишки.
Логопед:
Вот гости полакомились угощениями и решили зайку повеселить: сыграть ему на деревянных ложках.3 Динамическая пауза:
Логопед раздает каждому ребенку по две ложки. Первый раз показывает детям движения рук с ложками и читает стихотворение. Второй и третий раз дети выполняют все движения с логопедом.
Зайка по полю скакал.( Синхронно двумя руками острым концом деревянной ложки стучать по столу перед собой.)
Зайка корм нам всем искал. ( Синхронно двумя руками стучать ложками, поворачиваясь, то в правую, то в левую сторону.)
Вдруг у зайки на макушке (Приложить ложки к затылку, имитируя “ уши зайца”.)
Поднялись как стрелки ушки. (Руки поднять вверх.)
Тихо шорох раздается.
Кто-то по полю крадется. ( Потереть выпуклой стороной ложки друг о друга.)
Зайка путает следы, ( Перекрестные движения ложек.)
Убегает от лисы. ( Синхронно двумя руками имитировать “бег по столу”)
4 Продолжение основной части:
Логопед:
Отпраздновали звери день рождения, и пошли домой спать. Расскажите, куда пошли звери?На столе у каждого ребенка по одной картинке с изображением жилища животного: берлога, дупло, кустик, дуб, норка под деревом. Дети должны ответить, что изображено на картинке и кто в нем будет спать.
Дети:
Лева:
Это берлога. В берлоге спит медведь.Ваня:
Это норка. В норке спит еж.Аня:
Это дупло. В дупле спит белка.Валера:
Это кустик. Под кустом спит заяц.Эмиль:
Это дуб. Под дубом спит кабан.За каждый правильный ответ вручается фишка.
5 Расслабляющая пауза:
Логопед:
Итак, наши звери тихо легли и спят. Покажите, ребята как они спят.Дети в расслабленной позе, с закрытыми глазами имитируют сон зверей.
6 Продолжение основной (заключительной) части
Логопед:
Наступило утро. Звери проснулись и потянулись. ( Дети поднимают руки и подтягиваются.)Проснувшись, они рассказали о дне рождения зайца.
- Как вы думаете, кому они рассказали?
Появляются картинки с изображением детенышей. Каждый ребенок по указанию логопеда должен дать ответ:
- Медведь рассказал медвежатам.
- Белка рассказала бельчатам.
- Еж рассказал ежатам.
- Кабан рассказал кабанятам.
- Заяц рассказал зайчатам.
За правильный ответ дети получают фишку.
7 Итог
Логопед:
Ребята, а что мы вместе с вами сейчас сочинили?Дети:
Сказку.Логопед:
Правильно! Вы оказались хорошими сказочниками, но звание “Лучший сказочник” получит тот, у кого больше фишек. Логопед подсчитывает фишки и награждает победителя медалью “Лучший сказочник”. Остальным присуждается первое, второе, третье место.Логопед:
Друзья мои, в следующий раз остальные ребята будут стараться и тоже получат призовые места.Удачи вам! Спасибо, за сказку!
Самоанализ:
Я считаю, поставленные мною задачи были достигнуты, так как содержание моего занятия было направлено на совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие устной речи. В процессе решения названных задач особое внимание уделялось самостоятельности и грамотности речи.
Для обогащения словарного запаса можно было расширить лексический материал на занятии, но учитывая особенность детей группы ДЦП, имеющие различные психические отклонения и состояния здоровья, я не представляю возможным и при составлении этого занятия мне приходилось учитывать медико-педагогические нормы для детей с ДЦП.
Желаем успеха!
www.logoped.ru