Кто такой эмбрион


На каком этапе эмбрион становится личностью?

«Морально-этические проблемы определения статуса эмбриона» Луценко Владимир, священник

Достижения современной медицины, особенно репродуктивных технологий, заставляют все серьезнее задумываться — с какого момента начинается жизнь человека, на каком этапе внутриутробного развития эмбрион становится личностью со всеми правами и под защитой закона? Об этом рассуждает автор статьи, опираясь на научные данные, а также предлагает библейский и святоотеческий взгляд на проблему. Статус эмбриона — это понятие, возникшее в связи с достижениями современных репродуктивных технологий и поставившее вопрос о морально-этических критериях и барьерах, связанных с манипуляциями, осуществляемыми над человеческими эмбрионами. Современные репродуктивные технологии неизбежно предполагают и проводят определенные манипуляции с половыми клетками и эмбрионами человека. Но четкие регламентации по поводу допустимых пределов таких манипуляций до сих пор отсутствуют. Более того, существуют два прямо противоположных подхода к решению проблемы. Один основан на моральных принципах и требует запрета любых манипуляций с эмбрионами человека на любых стадиях их развития, поскольку жизнь человека, по мнению сторонников этой точки зрения, начинается с момента зачатия. Приверженцы противоположной позиции по вопросу статуса эмбриона, среди которых большинство врачей-исследователей, допускают и даже приветствуют не только использование эмбрионов человека в программе экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), но и вообще широкое внедрение искусственного оплодотворения в качестве альтернативного способа размножения людей. Таким образом, снова возникает давний вопрос, как рассматривать статус эмбриона, а именно с какого момента отсчитывать начало жизни человека, на каком этапе внутриутробного развития рассматривать эмбрион как личность с определенными правами, находящуюся под защитой закона. Вопрос статуса эмбриона породил горячие дискуссии о юридических и этических границах допустимого в экспериментах над ним. В жидком азоте хранятся миллионы «лишних» эмбрионов, которые были заготовлены для имплантации в матку на случай неудачи предыдущих попыток. Что делать с ними по истечении «срока хранения»? Можно ли использовать человеческие эмбрионы в научно-исследовательских, терапевтических или промышленных целях? Позволительно ли прибегать к предимплантационной диагностике ради выявления возможных генетических дефектов или для определения пола будущего ребенка в том случае, если супруги желали бы, например, рождения мальчика, а не девочки? Можно ли пойти на определенные генетические манипуляции с целью появления на свет ребенка с желательными для родителей качествами (теоретически такой подбор свойств может оказаться осуществимым)? Относятся ли так называемые «репродуктивные права», то есть право иметь детей, и притом ровно столько, сколько хочется, к числу неотъемлемых прав человека? Является ли эмбрион личностью и в праве ли мы за него решать его судьбу? Технология ЭКО включает оплодотворение «большого количества» яйцеклеток[1] и последующее уничтожение большого числа эмбрионов при каждой произведенной процедуре. При каждой процедуре, как правило, используется 7-8 яйцеклеток и уничтожается 6-7 полученных эмбрионов. Когда в 2010 г. Нобелевская премия в области физиологии и медицины была присуждена Роберту Эдвардсу за разработку технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО)[2], Римская Католическая Церковь немедленно выступила с публичным осуждением этого решения Нобелевского комитета. Такая позиция Ватикана обусловлена тем, что для богословия Католической Церкви ключевым вопросом этики современных вспомогательных репродуктивных технологий является вопрос о статусе эмбриона человека. Официальные документы Ватикана, исходящие из Папского Совета по вопросам семьи (Pontifical Council for the Family) или Папского Совета по вопросам жизни (Pontifical Council for Life), категорически утверждают, что с момента своего зачатия при оплодотворении яйцеклетки — естественного, искусственного или при клонировании, — человеческий эмбрион, даже если он состоит из одной оплодотворенной яйцеклетки, зиготы, обладает тем же самым человеческим достоинством, что и любая другая человеческая личность[3]. В силу того факта, что современные вспомогательные репродуктивные технологии сопряжены с производством избыточного количества человеческих эмбрионов, подавляющее большинство из которых затем по тем или иным причинам подвергается разрушению, Римская Католическая Церковь считает этически неприемлемыми разнообразные методы оплодотворения in vitro, клонирование и тому подобные репродуктивные технологии, связанные с производством и гибелью человеческих эмбрионов. Такая точка зрения отображена и в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью»[4]. Священный Синод Элладской Православной Церкви на тех же основаниях в специальном заявлении «Клонирование клеток эмбриона» категорически осуждает проведение экспериментов, предусматривающих разрушение эмбрионов. «Точка зрения, согласно которой человеческая личность начинает формироваться на 14-й день после зачатия, не может оправдать британских ученых. Это субъективное и произвольное решение схоластического рода, не основанное на научных данных. Церковь и христианская совесть с самого момента зачатия признают человека личностью, наделенной вечной и бессмертной участью. Улучшение жизни других людей не может основываться на разрушении миллионов человеческих существ на эмбриональной стадии развития»[5]. «В Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации говорится: «Интересы и благо отдельного человека должны превалировать над интересами общества и науки». Но как применить это к исследованиям на эмбрионах человека, когда статус эмбриона не определен?»[6] — справедливо замечает академик Л.Ф. Курило. «Большая часть среди участвующих в обсуждении этой проблемы специалистов, — резюмирует он, — учитывая невозможность в настоящее время решить вопрос о статусе эмбриона человека и невозможность остановить использование вспомогательных репродуктивных технологий придерживаются умеренной позиции. Согласно последней, в основе начала жизни лежит природа последовательных биологических процессов, и защита эмбриона человека соотносительна степени его развития»[7]. На протяжении последних десятилетий все эти проблемы обсуждаются медиками и юристами, философами и богословами в разных странах мира, а также в различных международных организациях. Однако единодушия достигнуть не удается. И даже законодательства европейских государств, например Франции, Италии и Швейцарии, содержат противоречивые ответы на приведенные выше вопросы[8]. В других странах, включая Украину, законодательное регулирование деятельности в области репродуктивных технологий и исследований практически отсутствует. Зачатие и рождение ребенка, с точки зрения христианской веры, представляется даром Божиим. «…приобрела я человека от Господа», — говорит Ева по рождении сына (Быт. 4:1). О бесплодной Анне, впоследствии матери пророка Самуила, сказано, что «Господь заключил чрево ее» (1 Цар. 1:5). Когда же она, после долгих молитв, рождает ребенка, то говорит: «От Господа Бога Саваофа я испросила его» (1 Цар. 1:20). Автор псалма описывает развитие эмбриона и плода как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои…» (Пс. 138: 13, 15–16). О том же свидетельствует Иов в своих словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Ты вывел меня из чрева» (Иов 10: 8, 18). «Я образовал тебя во чреве и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…», — говорит Господь пророку Иеремии (Иер. 1:5). Исходя из такого представления, Православная Церковь настаивает на неприкосновенности жизни человеческого плода или эмбриона на любой стадии развития. «Тот, кто будет человеком, уже человек»[9], — писал Тертуллиан. Во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого сказано: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевстводля извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы»[10]. При этом святитель Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного»[11]. Вместе с тем некоторые отцы (преп. Макарий Великий или автор приписываемых ему творений, блаж. Иероним и Феодорит Кирский, Иоанн Болгарский и свт. Кирилл Туровский) считали, что одушевление зародыша происходит не тотчас же по зачатии, но лишь спустя некоторое время — подобно тому, как при сотворении первого человека Бог прежде создал тело Адама, а затем уже «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Такая же позиция отражена в «Православном исповедании» (1643): «Душа дается от Бога в то время, когда тело образуется и соделается способным к восприятию оной»[12]. Из этих предпосылок вытекает дифференцированное отношение православных богословов к различным методам доступной в наши дни аномальной техники деторождения. Откуда пошло это мнение? Из догматического богословия мы знаем три теории творения человеческих душ: 1. мнение о предсуществовании человеческих душ (Ориген); 2. мнение о творении человеческих душ Богом (блж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский);

3. мнение о рождении человеческих душ[13] (Тертулиан).

Тертуллиан для объяснения передачи первородного греха исходил из предположения, что не только тело, но и душа передается ребенку от родителей. Для опровержения этого богословского тезиса другие отцы, а затем и св. Фома Аквинат, предложили теорию последующего внедрения души. Эта теория утверждает, что душа, будучи предназначенной к субстанциональному единству с телом, онтологически имеет иное происхождение и создается непосредственно Богом. Кроме того, эта гипотеза предполагает, что для внедрения души необходима определенная организация тела, некая «форма», которая, будучи душой, формирует тело. Св. Фома считает, что растительная и животная душа существует уже с момента оплодотворения. Таким образом, хронологическая проблема приобретает онтологическое значение[14]. Момент внедрения души отнесен к периоду между 30-м и 40-м днем после оплодотворения, по аналогии с библейскими предписаниями, связанными с очищением женщины после родов. Следует немедленно добавить, что не все отцы церкви придерживались такого мнения, в особенности это относится к греческим отцам, прежде всего к свт. Григорию Богослову, который утверждал, что душа возникает в первый же момент после зачатия, в чем ему следовали другие отцы, в частности прп. Максим Исповедник. Но при этом моральные и канонические нормы (налагавшие суровые наказания) оставались неизменными, настаивая на недопустимости аборта во всех случаях. В рамках данного направления можно выделить несколько позиций. Одним из ключевых в определении эмбриона человека как личности является вопрос о том, когда плод человека приобретает способность чувствовать. Первые движения плода зафиксированы на 6-й неделе развития, в это же время плод реагирует на прикосновения, в спинном мозге вы­являются синапсы. В нервных волокнах спинного мозга у плода 10-й недели развития определены первые нейромедиаторы и зарегистрирована активность ствола головного мозга[15]. Начало жизни человека связывают с моментом формирования дыхательной системы. Последняя складывается уже в конце 4-й недели с момента оплодотворения. Однако самостоятельное дыхание, а следовательно, автономное существование плода вне тела матери, становится возможным только к 20-й неделе[16]. Таким началом также считают формирование сердечно-сосудистой системы (20–40-й день после оплодотворения). Первоначально сердце эмбриона представлено пульсирующим сосудом — дорсальной аортой. Однако последняя не является точной копией сердца взрослого человека. Только по истечении 20-дневного срока данный орган приобретает черты настоящего 4-камерного сердца млекопитающих. Здесь возникает ряд вопросов. Если мы связываем момент формирования сердца с первым сердцебиением, следует ли считать пульсацию дорсального сосуда за таковое? Как определить момент начала пульсации для конкретного эмбриона? Следующая позиция связывает становление человека с началом функционирования ствола мозга. На нее нельзя не обратить внима­ние прежде всего в силу принципа симметрии. В современной медицине утвердился критерий смерти человека — «смерть мозга». Естест­венно допустить, что если конец человеческой жизни мы связываем со смертью мозга, то и начало человеческой жизни должно быть связано с началом функционирования ствола мозга. Ряд специалистов, прежде всего эмбриологи и гистологи, связывают начало человеческой жизни с моментом формирования первичной полоски — морфологического предшественника нервной трубки. До 14-го дня после оплодотворения эмбриологи рассматривают эмбрион человека как преэмбрион, считая, что до этого срока он сформирован клеточными слоями, представляющими собой зародышевые оболочки — материал, не участвующий в дальнейшем в построении собственно эмбриона. Митрополит Антоний Сурожский, рассуждая на эту тему, говорит: «Можем ли мы сказать, что когда Божия Матерь зачала Спасителя Христа, то до какого-то момента — до 14, 18, до 28-й недели — Он не был человеком и не был рождающимся Богом? Нет, в момент зачатия зародыш ребенка уже является человеком, его уничтожение является убийством человека. И на это надо смотреть прямо и серьезно, никакого извинения в этом отношении нет»[17]. Д.В. Попов, известный российский ученый-эмбриолог, утверждает, что изучив всю профессиональную литературу, он так и не нашел аргументированного и достойного внимания обоснования тому, что 14-й день считается началом какого-то качественно нового периода в жизни человеческого эмбриона[18]. Проводить юридическую разницу между четырнадцатидневным эмбрионом и двадцатидневным — это то же самое, что за убийство пятикилограммового младенца давать меньший срок, чем за убийство десятикилограммового, или определять права людей в зависимости от расы, профессии либо того, кто правша или левша. Сторонники градуалистской позиции, ставящие во главу угла поэтапность развития, обращают внимание на то, что и сперматозоид, и яйцеклетка являются живыми объектами еще до процесса оплодотворения, и подчеркивают, что оплодотворенная яйцеклетка развивается в человека постепенно. Ценность эмбриона значительна, но не абсолютна. Что же касается его права на жизнь — тут мнения варьируют в известном диапазоне: кто-то может считать, что эмбрион человека обладает правом на жизнь, другие предпочтут говорить о праве на развитие. Сторонники градуалистских позиций полагают, что права эмбриона усиливаются и расширяются по мере его развития. Соответственно, права эмбриона могут перевешиваться другими правами или интересами, такими, как соображения здоровья матери, в тех случаях, когда эти последние сильнее. Противники такой позиции опасаются, что варьирование степени защиты, предоставляемой эмбриону/плоду в рамках градуалистского подхода, может подорвать уважение к человеческому достоинству и принцип равной моральной ценности всех лиц. Ведь с точки зрения градуалистской позиции, если по каким-то причинам нужно выбирать между эмбрионами, то исходить при выборе следует из того, какие интересы сильнее и приоритетнее[19]. Один из сторонников этой позиции приводит такой пример: «Представьте себе, что 2-месячный ребенок оказался в ловушке в клинике, и вы могли либо спасти одного ребенка, либо 100 эмбрионов, но не обоих. Кто-нибудь колебался бы на секунду, прежде чем спасти ребенка? Наверняка нет, но если бы эмбрионы действительно были морально эквивалентны младенцам, то был бы выбор в спасении многих эмбрионов и только одного ребенка, что было бы решающей причиной спасения эмбрионов»[20]. Анализируя этот пример, нужно сказать, что наше поведение в той или иной ситуации не лишает эмбриона его статуса. То, что мы себя так поведем, говорит только о нашем восприятии (воспитании), а не о том, является ли эмбрион человеком или нет. Таким образом, все позиции, которые предполагают возрастание ценности и правовой защищенности эмбриона по мере того, как он приобретает внешние черты, характерные для человека, являются своего рода антиподами 2-го правила свт. Василия Великого. Внешнее сходство или несхожесть определяет видовую принадлежность эмбриона. Человек устроен так, что не может быть человеком сначала на одну десятую, потом наполовину, а затем уже целым. Во время внутриутробного существования происходит развитие. Эмбрион представляет собой настолько замкнутую систему, что извне, то есть из организма матери, он получает только воду, кислород и питательные вещества. Человек, будь то новорожденный ребенок или старик, как эмбрион или зигота, остается таковым независимо от того, сколько он весит, какой имеет возраст. Даже сам термин «развитие» не вполне подходит, так как предполагает изменение от простого, примитивного состояния к более сложному. В случае с эмбрионом скорее можно говорить о проявлении уже имеющихся, но скрытых свойств. В зиготе, оплодотворенной яйцеклетке, то есть в человеке, после зачатия есть все, что имеется у взрослого, только в одной клетке. Эту мысль можно проиллюстрировать следующим сравнением: после оплодотворения (зачатия) начинается деление клеток. Сначала образуются две клетки, потом четыре, восемь и так далее — до самой биологической смерти. Когда из одной клетки образуются две, то ни одна из них никогда не будет более сложно устроена, чем та клетка, из которой они образовались. Происходит только дифференциация, узкая специализация клеток: из зиготы произойдут и жировые клетки, и клетки соединительной ткани, и все остальные, но ни одна из них не будет более сложно устроена, чем самая первая. Даже хромосомы соматических клеток с миллиардами генов будут идентичны тем, которые образовались в момент зачатия. Поэтому делить эмбрионы на более ценные и менее ценные невозможно. Любая установка, предполагающая возможность умерщвления человека в любом возрасте, начиная с зачатия, ведет к оправданию убийства. Жизнь человека начинается с момента зачатия. Именно образование уникального и неповторимого набора генов (генома) является ключевым моментом в формировании зародыша. Что касается клеточного микроокружения, то оно важно не само по себе, а толь­ко в качестве фона, на котором реализуется генетическая программа.

[1] Акушерство и гинекология: пер. с англ. / под общ. ред. Г.М. Савельевой, Л.Г. Сичинава. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 1997.с. 454.

[2] Нобелевская премия по физиологии и медицине 2010 года. https://www.nkj.ru/archive/articles/18844/ Дата посещения: 20.20.17.

[3] Аксенов Игорь., прот. Прогресс и современное человеческое достоинство. Этические вопросы современных вспомогательных репродуктивных технологий. // Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. — Москва: 2017. С. 403.

[4] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII.4 http://www.patriarchia. ru/ db/text/141422. Дата посещения: 20.20.17.

[5] Балашов Николай, прот. Геном человека, «терапевтическое клонирование» и статус эмбриона (точка зрения православного) / протоиерей Николай Балашов // Церковь и время. — 2001. — № 2 (15). — С. 58-76.

[6] Курило, Л.Ф. Этико-правовые аспекты использования стволовых клеток человека / Л.Ф. Курило // Человек. — 2003. — № 3. —:http://vivovoco.rsl.ru/vv/papers/men/cells.htm. Дата посещения: 20.10.17.

[7] Курило, Л.Ф. Развитие эмбриона человека и некоторые морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции / Л.Ф. Курило // Проблемы репродукции. — 1998. — № 3: http://www. rusmedserv.com/problreprod/1998/3/article_90.html. Дата посещения: 20.10.17.

[8] Балашов Николай., прот. Репродуктивные технологии: Дар или искушение? //Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. — Москва: 2017. С. 73.

[9] Тертуллиан, К.С.Ф. Апология / К.С.Ф. Тертуллиан // Богословские труды. — М: Московская Патриархия, 1984. — Сб. 25. — С. 176.

[10] Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша). http://seminaria.accanto.ru/pravo/milosh/canons_fathers_nikodim_milosh.htm#_Toc86275502. Дата посещения: 20.10.17.

[11] Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша). http://seminaria.accanto.ru/pravo/milosh/canons_fathers_nikodim_milosh.htm#_Toc86275502. Дата посещения: 20.10.17.

[12] Шалкинский, С., свящ. О времени одушевления зачатых младенцев / свящ. С. Шалкинский // Миссионерский сборник. — Рязань. 1909. — № 4, с. 240.

[13] Давыденков Олег., прот. Догматическое богословие. М., 2005. С. 122.

[14] Сгречча, Э. Биоэтика: учебник / Э. Сгречча, В. Тамбоне; пер. с итал. В. Зелинский и Н. Костомарова. — М: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. С. 167.

[15] Проблема определения статуса эмбриона. https://articlekz.com/article/6166. Дата посещения: 20.10.17.

[16] Силуянова И.В., Першин М.С., Ляуш Л.Б., Макеева И.М. Статус эмбриона. Человек, 2007, № 2. С. 98-108.

[17] Антоний Сурожский, митрополит. Ответы на вопросы / митрополит Антоний Сурожский // Альфа и Омега. — 2001. — № 3(29). — С. 318-319

[18] Цит. по Максим Обухов., прот. Этический аспект манипуляций над эмбрионами. // Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. — Москва: 2017. С. 84.

[19] Защита ємбриона человека IN VITRO. Доклад Рабочей группы по защите эмбриона и плода человека. Страсбург. 2003. С.6.

[20] The Oxford Handbook of Bioetics. New York.2007. p. 444

Источник…

azbyka.ru

Ответы про эмбрион

Когда эмбрион становится живым?Относительно часто приходится слышать такой интересный вопрос. В ответ ожидается конкретное количество недель, месяцев или информация, что это происходит после рождения.

Эмбрион - это первая стадия развития животных и человека. До нее есть 2 половые клетки, которые содержат информацию о самце и самке, решивших совместить свои ДНК (а может, и не решивших, но так получилось в процессе секса).

Эмбрион с первого дня содержит информацию о своих родителях. То есть ему можно провести тест на отцовство или материнство. Набор генов уникален, и отличается между собой у эмбрионов от одной и той же пары родителей, и, конечно, отличатся от ДНК клеток женского и мужского организмов-предшественников.

Чтобы понять, живой он или нет, мы можем обратиться к биологии. Там есть некоторые представления о том, чем отличаются представители живой природы от неживой. Если коротко - если есть клетка, то есть и жизнь (или была). Но это именно об отличиях живого от неживого. Так даже клетка волоса будет представителем живой природы. Есть также понимание, что одна клетка волоса не является сама по себе организмом, только частью. И клетка, которая отделена от организма, погибает, оставаясь представителем живой природы и после гибели (прекращения обменных процессов, энергобмена, деления).

Организм - это система, пока она жив, нуждается в следующих процессах: питании, выделении, делении клеток (рост, замена старых). 

Клетки эмбриона делятся, вначале питание он частично получается из запаса, который накопился в яйцеклетке, подпитываясь из окружающей среды - матки, выделительная система формируется позже.Как понять, перед нами отдельный организм или часть другого организма?

Если организмы находятся на каком-то расстоянии и не имеют общих систем жизнеобеспечения (кровообращения, выделения, дыхания и т.п.), то с ними все понятно. А что же с эмбрионом? Может он - часть женщины? Ведь все его системы жизнеобеспечения связаны с организмом женщины. Еще 100 лет назад - это было предметом философских дискуссий. В наше время найден ответ - у всех клеток одного организма идентичная ДНК (с небольшими мутациями). Если клетки имеют другую ДНК, то это другой организм. У женской особи и эмбриона ДНК отличается на то количество генов, которое получено от мужской особи.

Эмбрион человека - человек? 

Человек, с точки зрения биологии, - это представитель своего вида. Вообще других трактовок данного термина я не знаю. Если мы на ДНК тестирование отправим материал человека, собаки, лягушки биолог легко определит, к какому виду относится хозяин данной клетки, хозяин данного уникального ДНК-кода. Как думаете, что будет, если отправить клетку эмбриона на такое тестирование?

Когда у женщины произошла задержка, эмбрион уже есть?У человека эмбрион получается в течение суток после овуляции (процесса выхода яйцеклетки из мешочка в яичнике-фолликула). Овуляция происходит за 2 недели до того, как должен начаться новый цикл. Если цикл 28 дней, то овуляция происходит на 14 день (+-1-2 дня). Если 35 - на 21 день(+-1-2 дня). То есть эмбрион существует 2 недели на момент задержки месячных. 

 Как развивается эмбрион?Я очень коротко опишу самые интересные факты о развитии эмбриона человека. Сразу определимся с терминами. Сроки беременности в женской консультации и на УЗИ чаще всего ставят по последним месячным или с зачатия +2 недели. То есть в 1-2 недели беременности не было еще даже зачатия и самой беременности. Но я не буду использовать эти сроки - акушерские. Говорить будем про сроки с момента зачатия - эмбриональные. Отличие в сроках - 2 недели (акушерские 4 недели = 2 эмбриональные).Сразу после зачатия происходит деление клетки. К 3 дню после слияния родительских клеток эмбрион состоит из 6-8 одинаковых клеток (морула).

К 5 дню  клеток достаточно много, они начинают специализироваться (бластоциста). Некоторые из них - предшественники органов и систем эмбриона, некоторые - плаценты. Далее клетки-предшественники органов и систем специализируются на группы, подгруппы пока не станут зачатками определенной ткани/органа.

К 21-22 дню начинает формироваться нервная трубка (будущий спинной и головной мозг), начинает биться сердце. И при этом размер эмбриона 2 мм!На 6 неделе внутриутробного развития начинают формироваться зачатки ног и рук. К 8,5 неделям (при размере эмбриона 38 мм) они будут иметь все части, которые присущи ноге и руке человека (заканчивается период закладки, продолжается период роста и развития).В 5-8 недель активно развиваются мышцы, и параллельно им нервы и хрящи, которые позже станут костями.Первые движения в ответ на толчок (двигательный рефлекс) различаются на сроке 8 недель: эмбрион откидывает голову назад, и сгибает туловище.В 7-8 недель в крови матери можно найти клетки крови эмбриона. Что сейчас используется для диагностики генетических заболеваний эмбриона на ранних сроках.

С 8 недель считается, что закладка органов и систем окончена, продолжается их развитие и расширение функциональности. Именно после 8 недель от зачатия эмбрион начинают звать плодом. Так будет продолжаться до его рождения. Эти названия, конечно, условны и связаны с традициями медицинской практики.

www.b17.ru

Эмбрион человека

Эмбрион (или зародыш) – это развивающийся внутри матери организм. Статус эмбриона человека сохраняется вплоть до 8 недель беременности. В течение этого времени оплодотворенная яйцеклетка проходит путь развития до тела, обладающего всеми основными морфологическими признаками человека. И уже после 8 недель эмбрион называют плодом.

Развитие эмбриона человека

В процессе развития эмбрион человека проходит несколько стадий (периодов): период зиготы, период дробления зиготы, гаструляция, период обособления и развития органов и тканей.

Период зиготы (одноклеточного зародыша) довольно кратковременный. Сразу после него наступает этап дробления яйца – то есть размножения клеток, называемых бластомерами. Зигота делится уже на пути из маточной трубы к матке. На этапе гаструляции у зародыша происходит закладка нервной системы, мускулатуры, осевого скелета.

И дальше происходит развитие всех основных систем и органов будущего человека. Из эктодермы образуется кожа, органы чувств и нервная система. Из энтодермы развивается эпителий пищеварительного канала, из мезодермы – мышцы, эпителий серозных оболочек и мочеполовой системы, а из мезенхимы – хрящевая, соединительная и костная ткани, кровь и сосудистая система.

На 4 неделе беременности начинается зарождение сердца. Пока что оно имеет вид полой трубки. Первые пульсирующие движения, первое сердцебиение эмбриона появляются на 5 неделе беременности.

Сердечко продолжает развиваться, и вскоре оно становится четырехкамерным – с двумя предсердиями и желудочками. Происходит это на 8-9 неделе. Строение сердца несколько отличается от сердца рожденного на свет человечка. Оно имеет овальное окошечко между левым и правым предсердием и боталлов проток между аортой и легочной артерией. Это необходимо для снабжения всего организма кислородом в условиях отсутствия самостоятельного дыхания.

Задержка развития эмбриона

Случается так, что эмбрион отстает в своем развитии. Отставание в развитии эмбриона может окончиться самопроизвольным абортом. Такие явления случаются, когда эмбрионы не доходят до стадии развития плода, и наиболее частая причина выкидышей – хромосомные аномалии.

Основные факторы риска – это возраст матери и выкидыши и аборты в анамнезе женщины. Нельзя не упомянуть и о влиянии алкоголя и наркотиков на развитие эмбриона – эти факторы также могут стать причиной задержки развития эмбриона и его гибели.

Статьи по теме:
11 недель беременности – размер живота

Некоторые будущие мамочки с нетерпением ждут того, что их животик станет заметен. Другие наоборот хотят как можно дольше сохранить в тайне свое интересное положение. Мы расскажем о том, как может выглядеть ваш животик с ребеночком на сроке в 11 недель от момента зачатия.

9 недель беременности – размер плода

Первый триместр беременности уже близится к завершению. Уже прошла имплантация эмбриона, уже зародыш стал внешне похож на человечка. А что происходит с плодом на сроке в 9 недель от зачатия? Каковы его размеры? Что должна делать мама на этом сроке? – Ответы читайте в статье.

Степень зрелости плаценты 0

Когда в материнской утробе растет ребеночек, вместе с ним меняется и его «внутриутробный домик» – плацента. За время своего девятимесячного существования этот временный орган проходит несколько стадий развития, каждая из которых важна для правильного развития плода. Мы расскажем о нулевой стадии (степени) развития плаценты.

Плод на 10-й неделе беременности

На десятой неделе от момента зачатия малыш в животике у мамы ведет уже очень активную жизнь – он мощно развивается, его сердечко работает на полную, он активно двигается. Жаль, что он еще слишком мал, чтобы мама могла все это почувствовать, но по крайней мере в нашей статье она может узнать о том, что с ним происходит.

womanadvice.ru


Смотрите также