Как заставить детей делать уроки


Ребенок не хочет ☀ делать уроки самостоятельно ❗️ , его ☘️ нужно научить самому делать уроки быстро и правильно - совет психолога ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Любую проблему можно решить только тогда, когда знаешь причины ее возникновения. Нередко процесс выполнения домашнего задания приводит к конфликту «отцов и детей». Причина часто связана с возрастными изменениями в развитии ребенка. За повседневными заботами родители не замечают, как меняются дети. Мамы и папы начинают недоумевать: «Почему наш ребенок не хочет делать уроки». В этой статье мы попробуем дать ответы на следующие вопросы: как научить ребенка делать уроки, как привить ему самостоятельность в выполнении домашних заданий, можно ли поощрять ребенка и как правильно это делать.

Правильная мотивация — или как мотивировать ребенка

Часто родители пишут на различных форумах или в социальных сетях: что надо сделать, чтобы ребенок делал домашние задания с удовольствием? Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

Сразу ответим: ничего. Есть вещи, которые делаются без удовольствия — чистка зубов, уборка комнаты, домашнее задание. Вот так, просто берутся и делаются без лишних эмоций.  Конечно, бывают исключения — например, ваш ребенок очень любит историю, и чтение книг по интересующей теме доставляют ему неимоверную радость.

Но в целом, чтобы домашнее задание целиком, да с радостным блеском в глазах — это, скорее, редкое исключение. И ребенку лучше усвоить с детства: «Не все розы при нашем образе жизни», — как говорил Л.Н. Толстой. Есть вещи, которые делать надо, и делать качественно. Приведите ребенку примеры из собственной жизни. Например, вам очень нравится быть руководителем отдела продаж. Вы с удовольствием встречаетесь с клиентами, ведете переговоры, продаете оптом товар на гигантские суммы, и вообще, испытывайте от работы настоящий кайф! Но и в процессе любимой работы есть вещи, которые вы делать не любите, но делаете: ежемесячные отчеты, ведение статистики, документооборот. Пример собственных родителей — он воодушевляет и заставляет задуматься, так как мама и папа — самые значимые люди, и дети невольно стремятся им подражать.

Меняем эмоциональный настрой

Если сейчас выполнение домашних уроков с ребенком — это кошмар-кошмарный, то сначала стоит поработать с вашим восприятием ситуации. Перестраиваем ее из «кошмара-кошмарного» в «любимое время с любимым ребенком».

Вспомните, как вам было хорошо с ребенком, когда он был маленьким. Сейчас он вырос, но он так же хочет от вас любви и внимания. И время на домашнюю работу — это как раз возможность показать ему как вы его любите и заботитесь о нем. Мы даже не замечаем, что чем старше становятся дети, тем реже мы уделяем им полноценное внимание, не отвлекаясь ни на что.

Отныне, когда садитесь делать уроки с ребенком, обязательно обнимите и поцелуйте его. Скажите, что соскучились по нему за день, и какой он у вас умница.

Играет ли роль возраст

Успехи в выполнении уроков во многом зависят от возраста школьника. Дети, приученные с 1-го класса самостоятельно и вовремя выполнять домашние задания, в будущем будут более ответственно относится к этой ежедневной рутине. Однако, как правило, чем старше ребенок – тем больше у него появляется причин отложить выполнение уроков подальше. К подростковому возрасту дети начинают быстро делать уроки так, чтобы «лишь бы отстали родители». Однако если с детства научить ребенка, что качество важнее, чем количество, а скорость не всегда поощряется,  то позже это благоприятно скажется на успехах ребенка в учебе.

Можно ли заставить делать уроки старшеклассника

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером (в рамках разумного), баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

Используем методические приемы

Для того чтобы заставить ребенка делать уроки самостоятельно можно применить следующие практические приемы:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.

Практические советы родителям или как заставить ребенка делать уроки

Ряд отечественных психологов в своих трудах приводят следующие практические советы:

  1. Развивайте память, внимание, восприятие, мышление ребенка.Перед началом выполнения домашнего задания давать на 10-15 минут разные упражнения, которые развивают эти способности. Они помогут ребенку сконцентрироваться, сделать домашнюю работу быстро и без ошибок. Для этого используйте специальные книги или сайты. Достаточно сделать этот ритуал привычкой, и уже через неделю ребенок будет не так тяжело приниматься за уроки.
  1. Научите ребенка тайм-менеджменту. Этому навыку, как и многим другим, ребенок, прежде всего, учится на примере родителей. Поэтому, чем вы организованнее, и чем быстрее и в срок справляетесь со своими обязанностями, тем больше вероятность, что ваш ребенок будет поступать так же, и начнет ценить свое и чужое время, а значит делать уроки быстрее.
  2. Адекватно оценивайте уровень сложности домашнего задания.

Чтобы понять соответствует ли нагрузка в школе способностям вашего ребенка, понаблюдайте, как он делает уроки по разным предметам. Если ребенок не хочет делать уроки советы выше могут помочь. Но если он и правда не справляется, и постоянно просит у вас помощи и разъяснений, то задумайтесь, в подходящей ли школе учится ребенок. С каждым годом нагрузка будет возрастать, как и отставание. Чтобы ребенок не потерял интерес к учебе вообще, возможно, стоит задуматься о его переводе в другую школу. Тогда все встанет на свои места, и в вопросе, почему ребенок не делает уроки, совет психолога не будет нужен.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери

Родителям не стоит перехватывать ответственность за учебу ребенка. В 7 лет привычку учиться гораздо проще сформировать, чем в 12. Роль родителей сводится к тому, чтобы направлять и поддерживать, при необходимости — помогать ребенку разбираться в сложном, но ни в коем случае не делать все вместо него. Покажите сыну или дочери, как собирать портфель, как заполнять дневник, в какой последовательности выполнять домашние задания, и отойдите в сторону.

Если вы проверяете задания и заметили ошибку — предложите ребенку самому найти и исправить ее, но не давайте готовых решений. Проверку постепенно можно свести лишь к факту выполнения заданий: если задано 4 упражнения — 4 и должны быть сделаны. С таким подходом ребенок будет допускать ошибки, но только так и сформируется его ответственность. Это сделает его успеваемость реальной, а не искусственной.

Нужно ли поощрять ребенка

Итак, какие варианты поощрения за хорошую учебу мы можем рекомендовать:

  • активная похвала и радость родителя;
  • сладости;
  • подарки;
  • билеты в кинотеатр или развлекательный центр;
  • «стенд пятерок и четверок»;
  • послабления в режиме дня;
  • осуществление давнего желания – например, поездки;
  • увеличение времени пользования гаджетами;
  • семейное торжество по поводу окончания четверти или учебного года;

Можно ли делать уроки за деньги или подарки

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто – подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения.

Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей.

Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать все больше и больше.

Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Доводим до ребенка ответственность за выполнения домашних заданий

Никогда не делайте уроки за ребенка и не делайте из него исполнителя. Учеба в школе — это работа ребенка. Что нам хочется после работы, кроме отдыха? Рассказать о том, как прошел день, поделится новыми знаниями и опытом. Когда делаете домашние задания с ребенком, просите его рассказать вам, что было на этом уроке, что он запомнил, что было интересного.

Вы можете сделать задание и попросить ребенка проверить, правильно ли вы сделали, так его учили или нет? Просите его объяснять вам задачу. Скажите, что это вам очень интересно, что вас такому не учили. Таким образом мы создаем мотивацию у ребенка запоминать и делится, а не отчитываться. Отчитываться никто не любит.

Создаем интерес к учебе

Если в изучении какого-то предмета у ребенка трудности, то расскажите ему, как вы любили этот предмет в школе. И что вам будет очень приятно, если он вам будет рассказывать, что сейчас в школе по нему рассказывают и чему учат. Обязательно поблагодарите ребенка за рассказ, даже если все напутал и в чем-то ошибся. Ребенок должен видеть, что вам приятно проводить с ним время и делиться знаниями.

В ваших руках сделать из нудной и рутинной «домашки» веселую игру, которую ребенок с нетерпением будете ждать каждый день. Просто будьте счастливы рядом со своими детьми.

Когда лучше делать уроки

Лучшее время для выполнения домашних заданий с 15:00 часов до 18:00. Весной и ранней осенью уроки лучше сделать сразу после обеда и смело идти гулять до самого вечера! Но зимой, когда темнеет рано, лучше сходить прогуляться на пару часов после обеда, покататься на лыжах, коньках, сыграть с друзьями в хоккей. А в пять, шесть часов вечера, когда уже стемнеет, садиться за уроки.

А как быть с уроками, которые задают на пятницу? Сразу их сделать или подождать выходных? Учителя советую с пятничной «домашкой» расправиться сразу. Ведь за выходные ты успеешь забыть то, что проходили в пятницу. Кроме того, как классно, когда все выходные ты свободен! И мысль о том, что тебе только еще предстоит заняться домашним заданием, не портит твое «выходное» настроение. Ведь учеба – это своеобразная работа и эту работу лучше выполнить в рабочие дни. А выходные предназначены для отдыха, и на них нужно отдыхать, а не работать. Удобно делать уроки каждый день в одно и то же время. Когда целую неделю, выполняешь уроки по расписанию, то замечаешь, что и задачки решаются легче, и времени на приготовление заданий тратится меньше.

Как можно и нельзя заставлять детей делать уроки — советы психолога

Совет № 1. Сохраняйте спокойствие

Не теряйте самообладания, не кричите на ребенка, если он не сразу правильно решает задачу или отвечает на вопросы. Не критикуйте его за неправильные ответы и не поддавайтесь соблазну сделать задание за него. В любой ситуации сохраняйте спокойствие. Если вы будете критиковать ребенка или кричать на него, это накалит атмосферу и только усложнит ему задачу.

Совет № 2. Объясните ребенку свои ожидания и его ответственность

Дайте понять, что он должен делать уроки вовремя и прилагать к этому максимум усилий. Определите время, когда он должен делать уроки. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Кому-то легко даются иностранные языки, но с математикой возникают трудности, кому-то наоборот. Одни дети усидчивы и для них важно, чтобы во время выполнения заданий их никто не отвлекал; другим необходимо делать перерывы и разбивать большие задания на несколько мелких. Некоторые дети самостоятельны и могут выполнять задания без посторонней помощи, но большинству требуется контроль и помощь со стороны родителей соответственно возрасту. Если у вас несколько детей, ваша задача усложняется, ведь вам нужно учитывать особенности каждого из них.

Совет № 3. Регулярно общайтесь с учителями ваших детей

Поддерживайте связь с учителями в течение всего учебного года, начиная с сентября. Это поможет вам знать все об успеваемости детей в школе и будет особенно полезно в случаях, если у ребенка возникают какие-либо трудности.

Совет № 4. Определите для себя оптимальную роль во взаимодействии с ребенком

Некоторых детей нужно постоянно мотивировать к учебе, некоторым – давать четкие наставления и инструкции, а других нужно просто время от времени контролировать. Постарайтесь выбрать для себя такую роль в этом процессе, которая будет максимально учитывать потребности ребенка. Помните, что, в конечном счете, именно учитель определяет, хорошо или плохо ребенок справился с заданием. Вы не несете ответственности за результат, ваша задача – создать условия для ребенка и помогать ему в случае необходимости. Вы можете высказывать свои предположения, но за выполнения домашних заданий ответственность несет ребенок.

Совет № 5. Определите время и место для выполнения домашних заданий

Постарайтесь придерживаться установленного времени изо дня в день. Если ребенок активен, делайте перерывы в работе. Например, ребенок может 15 минут выполнять задание, а потом сделать перерыв на 5 минут. Во время таких перерывов вы можете предложить ему перекусить, чтобы восстановить свои силы. Позаботьтесь о спокойной обстановке в доме в это время: выключите телевизор или хотя бы убавьте его громкость.

Убедитесь, что у ребенка есть достаточно пространства для того, чтобы учить уроки. При этом также нужно учитывать индивидуальные потребности: для одних детей для этого потребуется большой кухонный стол, чтобы можно было разложить все книги и тетради, а для других – маленький тихий уголок в детской комнате.

Совет № 6. Приучайте ребенка к распорядку с раннего возраста

Даже если он еще маленький и всего лишь учится читать, регулярно выделяйте для этого время. Это помогает ему привыкнуть к распорядку, ведь со временем заданий станет все больше и они будут все сложнее.

Совет № 7. Помогайте ребенку на сложных этапах работы

Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание из-за того, что на определенном этапе у него возникают трудности. И здесь потребуется ваша помощь. Например, ему необходимо решить ряд однотипных задач, но он не понимает, с чего начать решение. Разберите вместе с ним 1-2 задачи – и остальные он сможет решить самостоятельно. Если он не может выбрать тему для сочинения, вы можете провести вместе с ним небольшой мозговой штурм, чтобы найти нужную идею. Запомните: вы не должны выполнять задание за ребенка, достаточно лишь слегка его подтолкнуть к правильному решению.

detki.guru

Как заставить ребёнка делать уроки: 7 нестандартных способов

Часто бывает так, что ребёнок не слушается родителей и не желает делать школьные домашние задания.

Взрослые не знают, как правильно замотивировать сына или дочку, и, как следствие, совершают массу ошибок, усугубляя положение.

Родителям непослушных детей психологи предлагают взять на заметку 7 нестандартных способов заставить ребёнка делать уроки.

Причины нежелания делать уроки

Прежде всего рекомендуется выявить причину нежелания учиться.

Если школьник ни под каким предлогом не соглашается уделять время урокам, скорее всего, это чем-то обусловлено.

Вот несколько возможных вариантов:

  • школьная программа составлена неинтересно, а преподаватели кажутся скучными;
  • у малыша не складываются отношения с одноклассниками или учителями;
  • ребёнок ощущает на себе давление старших и инстинктивно ему сопротивляется;
  • неверие в себя, низкая самооценка;
  • ужесточённый родительский контроль или слишком много помощи с их стороны;
  • отсутствие необходимого отдыха, хроническая усталость;
  • неблагополучная обстановка в семье;
  • детские комплексы;
  • гиперактивность;
  • зависимости (компьютерные игры, вредные привычки);
  • плохая компания.

Советы психологов

Осознав, почему ребёнок отказывается выполнять домашние задания, родители смогут быстрее решить эту проблему.

Прежде всего, следует прививать привычку к учёбе с первого класса. Если малыш научится достигать целей в самом раннем возрасте, он уже не сойдёт с этой дороги.

Психологи дают следующие рекомендации:

  • Хвалить малыша даже за незначительные успехи. Важно замечать позитивные изменения и признавать любые маленькие победы сына или дочки.
  • Не ругать за допущенные ошибки. В противном случае у малыша пропадёт всякая мотивация заниматься уроками.
  • Не дарить подарки за хорошие оценки. Порой взрослые пытаются сформировать в малыше позитивную мотивацию к учёбе, поощряя его успехи сладостями или деньгами, однако это плохое решение. Отпрыск должен понимать, что выполнение домашних заданий — это ежедневные обязательные действия.
  • Объяснить ребёнку, зачем ему вообще нужно ходить в школу и учиться. Нередко дети лишены всякого интереса к учёбе, потому что не могут понять, для чего всё это необходимо.
  • Не требовать от отпрыска слишком много, чтобы не допустить его переутомления. При необходимости нужно нанять репетитора.
  • Не бездельничать самому, чтобы подавать правильный пример. Если родители много времени проводят за просмотром телевизионных программ или другими развлечениями, вряд ли это окажется хорошим стимулом.

Таким образом, если малыш отказывается заниматься уроками, необходимо выявить причину нежелания учиться и правильно его замотивировать.

wpsovet.ru

Как заставить ребенка делать уроки если он не хочет? Как делать уроки с ребенком? Советы психолога

Пролетели чудесные детсадовские годы, и вот, вы стоите и украдкой утираете счастливую слезу гордости и радости за своего первоклассника, стоящего на первой в его жизни линейке 1 сентября. Вы стоите и лелеете чаянья и надежды об отличной успеваемости, примерном поведении и огромных успехах в будущем вашего чада.  Праздник заканчивается иллюзии рассеиваются, когда вы окунаетесь в повседневные будни и сталкиваетесь с так называемым вами монстром «Деланиеуроков».

  1. Сотворение монстра «Деланиеуроков» 
  2. Создаем условия для выполнения домашнего задания. 
  3. Начните с себя. Организуйте себя и свое время 
  4. Режим и еще раз режим 
  5. как делать уроки с ребенком? Играем в домашнее задание. 
  6. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем выполнять 
  7. Я буду делать уроки сам 
Хочу открыть вам один секрет, дорогие мои родители.  На самом деле монстром обычный процесс подготовки домашних заданий делаете его вы. Да, не возмущайтесь.  Сама сложившееся ситуация, при которой ваш ребенок несамостоятельный, не организованный и не хочет делать уроки на 99 % возникла из-за вашей, извините меня, безответственности и безалаберности.

Вот вам обычный пример.  После учебного и трудового дня вы забрали ребенка из школы, это в лучшем случае 18.00 часов. Зашли в магазин (хорошо если в один). Пришли домой. У вас свои заботы. Полчаса переговоров по телефону с подругой, мамой. Приготовление ужина. Сам ужин с неторопливой беседой с супругом. Обсуждение прошедшего дня и насущных проблем. Мытье посуды. Время 21.00 и   вы задаете ребенку риторический вопрос: «Уроки сделал?» Как вы думаете, какой будет ответ?

И начинается. Вы рвете и мечете, ребенок капризничает, и не мудрено, вы оба устали, пора уже спать. После часовой великой битвы истерзанные, нервные, вы добредаете до кровати и с чувством выполненного долга проваливаетесь в сон. Время где-то 23.00. Как заставить ребенка делать уроки?

Так, на всякий случай напомню, что домашнее задание дается для закрепления пройденного материала. Как вы думаете, что в голове вашего ребенка закрепилось, после этой эпопеи? Я уверена, что только стойкое отвращение к деланию «домашки», ребенок не хочет делать уроки. Вот так,  сотворяется родителями монстр «Деланиеуроков». 

Создаем условия для выполнения домашнего задания. 

Что бы вы не питали никаких иллюзий по поводу подготовки домашнего задания ребенком самостоятельно в начальной школе, давайте сразу договоримся. Запомните,- не предусмотрено в начальных классах современной школы выполнение «домашки» ребенком самостоятельно.

Не знаю, чем руководствуются составители учебных программ, но иногда вся семья сидит и ломает голову над закреплением пройденного материала. Поэтому, настройтесь сразу на то что первые три года выполнение домашнего задания - это будет совместный процесс. Ничего страшного, просто необходимо создать условия, при которых он будет протекать непринужденно, как игра. Тогда польза от этих занятий будет очевидна и заметна.   

Начните с себя. Организуйте себя и свое время 

Первое, что вам необходимо сделать – пересмотреть свой повседневный жизненный ритм. Поступление ребенка в первый класс можно сравнить с его рождением. Если вам до рождения малыша жилось вольготно и спокойно, то после его появления на свет вся ваша жизнь кардинально поменялась. Также и с началом обучения в школе.  
  • Расставьте приоритеты в выполнении своих дел. Планируйте заранее, что можно сделать с вечера, что с утра.  
  • Пересмотрите процесс приготовления пищи. Какие - то заготовки вы можете сделать на выходные. Купить необходимые продукты на неделю. Сделать полуфабрикаты и заморозить их. Одним словом, сократить вечернее время на приготовление ужина.   
  • Не планируйте не каких посторонних дел вечером. Старайтесь все успевать в выходные. 
  • Четко определите, исходя из своего расписания время выполнения домашнего задания с ребенком. Желательно не позднее 20.00. 
Да, безусловно, вы будете жертвовать своими удобствами, но ничего не поделаешь. Нормальное формирование психики ребенка на первом месте. 

Режим и еще раз режим 

Скажите, не в кайф после отпуска вставать на работу в семь утра, да потом еще до шести сидеть в офисе. Не вздремнуть, не погулять.  Во время отдыха мы выходим из привычного ритма и расслабляемся. Это не плохо. Собрать себя «в кучу после этого - вот проблема.  А представьте, что вы вообще никогда не собирались «в кучу» на протяжении долгих лет, а потом хоп, и на работу. Мягко говоря –не очень!

Такая же песня с вашим ребенком.  

Режим дня с рождения - это жизненная необходимость. 

С грудного возраста необходимо приучать малыша к часам сна, питания, игр. 

Когда ребенок будет подрастать, у него не будет проблем вовремя лечь спать или покушать. Для него это естественно, организм уже привык. 

Не забывайте деткам дошкольного возраста вменять выполнение домашних обязанностей. Ничего не случится, если он(она) будет убирать игрушки в своей комнате, поливать цветы и вытирать пыль. Не ругайте если он(она) сделал что-то не так, научится. Главное, что он(она) это делает. 

Выполнение домашних обязанностей дисциплинирует ребенка, воспитывает у него чувство ответственности. Обращайте внимание на то, как он складывает вещи после прогулки (если вообще складывает).  Напоминайте ему, что куртку необходимо повесить, брюки и кофты убрать в шкаф. Учите вешать одежду на плечики. Все это войдет в норму у ребенка, он привыкнет это делать.

Да еще очень важен личный пример. Если вы раскидываете вещи по комнате, как бы вы не старались ребенка научить их убирать, он будет подражать вам.Моя знакомая до семи лет одевала сама своего сына. Буквально, шага ему ступить без себя не давала. Такой тепличный мальчик рос. 

Мальчик пошел в первый класс, и мама решила, что настал возраст самостоятельности. Так, теперь ты большой делай все сам. Как? Как скажите ребенок будет делать сам, если он попросту не умеет, не знает и не приучен к этому. И начинается битва титанов. «Ты ничего не умеешь, ты безрукий, криворучка, ты не аккуратный». Самые актуальные слова родителей. Теперь скажите мне, в чем вина ребенка? Вот и я так думаю. Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая. 

Как делать уроки с ребенком? Играем в домашнее задание. 

Еще раз напомню, вам родители, что все обучение ребенка дошкольного, да и, пожалуй, младшего школьного возраста, ведется через игру. Не делайте не из чего проблему. Играйте и все получится.

В некоторых детских садах в подготовительных группах ведется подготовка ребенка к школе и иногда практикуется домашнее задание. Чаще всего это раскраски, рисование элементов букв.

Вот здесь, на этом этапе, я вас умоляю, не начинайте творить монстра «Деланиеуроков».

Это игра. Ребенок играет. У него еще не сформирована мотивация и потребность в обучении, он просто познает мир. Открывает двери в непознанное. Не захлопывайте их, потом открывать их будете с большими усилиями. Представьте, что такое обычное и привычное для вас дело, как чтение или написание букв для вашего ребенка становится открытием. Он играет, для него это открытие вселенной. Ого провожу ручкой и появляется крючок, еще один крючок и получается буква!!!!!

Произношу два слога и получается слово. Уже прошло много лет, но я до сих пор помню как радовался мой сын, когда у него получилось прочитать первое слово. Ну что б вы понимали - это как забитый гол нашей командой на чемпионате мира по футболу. Эмоции удивления и радости у ребенка те же самые. Поддержите их, радуйтесь вместе с ним. Не дайте ощущению открытия и волшебства исчезнуть. 

Раздувайте в вашем ребенке этот огонек - потребности познавать дальше.  

Уже на этом этапе установите время выполнения домашних заданий. Тогда в первом классе вам не придется изобретать велосипед. 

Организм вашего ребенка уже адаптирован к занятиям в определенное время. 

 Раз, два, три, четыре, пять- начинаем выполнять Еще раз напомню, что домашнее задание  - это закрепление пройденного материала
  • Поэтому, прежде чем начать делать уроки, побеседуйте с ребенком о том, как прошел его день, что интересного он узнал в школе. По каждому предмету отдельно. Спросите, какие трудности он испытал на уроках.  
  • Начните выполнение заданий с тех, которые вызвали в школе наибольшие затруднения. Да, и вообще, всегда начинайте с более сложных, приятные, легкие задания оставьте на десерт. Возможно ребенок сможет их сделать и без вашей помощи. 
  • Главное условие выполнения домашних заданий - ваше спокойствие и доброжелательность. 
  • Ни в коем случае не делайте за ребенка задания. Вы выполняете координирующую, контролирующую и вспомогательную функции.  
  • Пусть ребенок прочтет задание и выскажет свое мнение, как его выполнять. Если он на верном пути, пусть начинает делать. За каждый успех не забывайте хвалить. Если что-то пошло не так, спокойно поправьте. Я вас умоляю. Не истерите из-за кривых крючков и палочек. Не рвите в порыве гнева тетради, не вырывайте листы, заставляя переписывать ребенка эти несчастные закорючки. Это психологическая травма для вашего ребенка. Во – первых, прежде чем истерить, вспомните себя, а во - вторых, взгляните на выписанный рецепт высокопрофессиональными врачами.   

Цель заданий написать крючки и палочки-развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму. И если что-то у ребенка не получается это не значит, что он безрукий, просто этот навык недостаточно развит. Тренировки и ваше терпение исправят это. 

  • Математику лучше., конечно, делать на черновик. Опять же, ребенок начинает делать сам. Вы наблюдаете. При затруднении в выполнении терпеливо объясняете, затем он пробует сделать задание еще раз сам.  
  • При выполнении заданий по чтению важно, чтобы ребенок не машинально бубнил текст, а понимал прочитанное. Если объем большой, читайте частями и каждую часть ребенок пусть перескажет. Задайте уточняющие вопросы по тексту. 
  • При выполнении легких заданий обсудите с ребенком способы их выполнения и можете на некоторое время отойти по своим делам. Потом посмотрите, что получилось. 
  • После выполнения всех заданий на текущий день, если ребенок не устал и позволяет время, можете выполнить задания на перспективу, что бы в будущем сократить время выполнения домашнего задания. 
  • Еще очень важный аспект. Собирание портфеля. Это то, что обязательно ваш ученик должен сделать самостоятельно. Научите его собирать портфель в соответствии с расписанием в дневнике, внимательно проверяя наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и дополнительных материалов. Благодаря этим действиям ребенок учится принимать на себя ответственность за свои действия. Это не мама забываха, а он сам допустил ошибку. В следующий раз будет внимательней. 
  • После выполнения всех уроков. Поговорите с вашим учеником. Все ли ему понятно. Вы же сами знаете, недопонимание как снежный ком. Потом очень трудно донести знания. Если вы не знаете, как объяснить, проконсультируйтесь с учителем.  
Вообще контакт с учителем вашего ребенка очень важный аспект в обучении. Вы будете лучше владеть ситуацией и сможете начать решать проблему в начале ее возникновения. Дети ведь не всегда объективно могут донести до вас информацию о своих сложностях. Многие начинают хитрить или, боясь быть наказанными, просто умалчивают о возникающих трудностях. 

Постепенно, шаг за шагом вы выработаете свой приемлемый для вас и вашего ребенка процесс выполнения домашнего задания. И если вы все делаете разумно с любовью и пониманием монстр «Деланияуроков» не появится. Просто появится вечерний час интересного время провождения с ребенком и создастся предпосылка к самостоятельному выполнению ребенком уроков. 

Я буду делать уроки сам 

Я вас уверяю, что если в начальной школе у вас все получилось. У вашего ученика выработался положительный импульс на приготовление «домашки», и с переходом в пятый класс, он уже будет достаточно мотивирован на самостоятельное выполнение уроков дома. Но контроль никто не отменял. Каждый вечер проверяйте выполнение заданий, наличие записи в дневнике. Разговаривайте о трудностях в восприятии материала, если таковые возникли, помогайте.

Трудности в учебе могут возникнуть в подростковом периоде. Переоценка ценностей, внутренний конфликт, половое созревание. 

Опять, ведущий фактор - ваше родительское искусство. Терпение, такт, контакт с ребенком. Вы не должны быть назидателем и тотальным контролером. Вы – родной, любящий человек, готовый протянуть руку помощи. Говорите чаще с ребенком о его будущем, о его мечтах, увязывайте это с учебой в школе, какие знания понадобится для того, чтобы достичь того или иного. Одним словом, каждый день искренне интересуйтесь повседневной жизнью подростка. А не только тогда, когда звенят тревожные звонки, и вы хватаетесь за голову. 

 В заключении, как мама двух взрослых сыновей, как психолог и как человек, тонко чувствующий детей, хочу сказать вам дорогие родители. Все дети разные, у всех разный уровень развития психических процессов. У каждого свое индивидуальное восприятие мира.

Кому-то достаточно одного объяснения материала, а кому-то необходимо повторит несколько раз. Поэтому, будьте внимательны к своему ребенку. Занимайтесь с ним, исходя из его особенностей и способностей, терпеливо помогая ему на нелегком пути обучения. 

Не предъявляйте завышенных требований. Начиная им соответствовать, у вашего чада может развиться комплекс неполноценности. по поводу оценок. Не ругайте за оценки. Критикуйте за безответственное отношение.Я не устаю повторять. Отличник в школе не всегда отличник в жизни. Зачастую наоборот.Главное, то какие знания приобретает ребенок в процессе обучения.  Какие качества развиваете вы в своем отпрыске. Коммуникабельность, умение принимать самостоятельные решения, способность к экспериментам и независимому мышлению, ответственность, сопереживание, любовь. Вот основное то, что пригодится ему в жизни

Закладывайте этот фундамент уже сейчас, в том числе при подготовке домашних заданий. Не подавляете его зубрежкой и тупым писание крючков. Все должно делаться творчески, с любовью и пониманием.

 

Оцените материал:
  • Получайте самые свежие мнения на почту

    Получить

luckymummy.ru

Как заставить ребенка делать уроки без слез и скандалов

Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием? Первоклашкам наверняка помощь нужна, а дальше? Все же делать уроки – обязанность школьника, а не родителей. И тут появляется новая задача: как приучить ребенка делать уроки самостоятельно. 

В ход идут уговоры, компромиссы и, чего уж таить, крики и скандалы. Но, как оказалось, чтобы заставить ребенка делать уроки без всех этих побочных эффектов, нужно просто оставить его в покое. Как это сделать, рассказала Екатерина Мурашова.

Читай также: Домашнее задание: как мотивировать ребенка делать уроки

Ребенок не хочет делать уроки. История первая

— У меня чудесная девочка. Добрая, отзывчивая, ласковая, умная. Если ее попросить, всегда мне поможет по хозяйству. На все праздники рисует мне рисунки — «любимой мамочке». Она учится в третьем классе. И учится-то неплохо! Но вот смотрите, я просто плачу, потому что у меня уже сил нет. Почему? Сейчас я скажу. У нас с ней все замечательно, пока дело не доходит до приготовления уроков.

Она прекрасно понимает, что уроки все равно нужно делать. Едва ли не каждый вечер мы с ней договариваемся, как все завтра будет: она сама сядет, их быстренько сделает (для нее это совсем не трудно), и мы с ней не будем ругаться. Но вот на следующий день доходит до дела и у нее находится сто отговорок: сейчас я доиграю, сейчас водички попью, котика бабушке отнесу, бабушка просила ей плед из шкафа достать (это было вчера вечером, но она вспомнила только сейчас), а вот скажи мне, мама, я давно хотела тебя спросить…И все это может тянуться часами! Сначала я пытаюсь себя сдерживать, отвечаю спокойно: давай потом, садись за уроки, уже вечер, ты потом уже ничего соображать не будешь, но в конце концов не выдерживаю и просто ору, как сержант на солдата: «Алена, садись немедленно, иначе я не знаю, что с тобой сделаю!» Тут она обижается и начинает плакать: «Мама, что ты на меня всегда кричишь?! Что я тебе сделала плохого?» А я и правда чувствую себя каким-то монстром, ведь она у меня хорошая девочка-то! Но ведь нельзя уроки-то не делать! А если все на самотек пустить, так она до десяти часов проволынит, когда уже спать нужно, а не математику решать… Что нам делать? Я не хочу портить свои отношения с дочкой!

Читай также: Школьная наука: как гуманитарию полюбить математику

Ребенок не хочет делать уроки. История вторая

— Самое обидное вот что: если он все-таки сядет и сосредоточится, ему все эти уроки — тьфу! За полчаса-час все сделает в лучшем виде. Когда я сам был маленьким, это называлось — сила воли. Мы ее сами у себя тренировали, понимали, что это важная для жизни вещь. Так вот у нее ее нет, это я вам должен ответственно заявить. Мы до вас были у психолога, еще в четвертом классе. Она сказала: болезнь у него, синдром дефицита внимания. Какой дефицит, если он всегда мог лего (маленькие такие детальки, вы знаете?) по пять часов подряд собирать, а теперь, если дорвется, в компьютере такие сложные уровни проходит, что у меня самого терпения бы не хватило! Так что не в болезни дело, ответственности просто нет за свою будущую судьбу. А откуда взяться, если все вокруг только и делают, что их развлекают? Я ему говорю: ты пойми, надо просто взять себя в руки, сесть и сделать эти проклятые уроки. А потом все — до вечера гуляй, свободен! Он вроде понимает, но как доходит до дела… Матери и теще вообще хамит. Когда они мне жалуются, а я — к нему, отвечает: я их никогда сам первый не трогаю, пусть они не лезут, это мои уроки, в конце-то концов… Я пробовал вообще убирать компьютер. С уроками лучше — если делать совсем нечего, сгодятся и они. Но настроение все время поганое, обстановка в семье взрывоопасная, да и вообще — компьютер это же не носитель зла какой-то, это важный современный инструмент для всего, в том числе и для социализации и получения информации, нельзя сегодня из соображений какой-то сомнительной пользы растить ребенка в пещере и кормить корешками… Но что делать-то, это же всего лишь седьмой класс, а мы вообще-то планировали одиннадцать, у него совершенно нормальные мозги, это все учителя в один голос говорят, да я и сам вижу, но с таким прилежанием…

Читай также: 5 секретов, чтоб ребенок с удовольствием делал уроки

Ребенок не хочет делать уроки. История третья

— Ой, вот только вы не начинайте, пожалуйста! Я это уже тысячу, если не миллион раз слышал! И все сам понимаю: десятый класс, надо уже собраться и думать о своей дальнейшей судьбе. Надо много заниматься, чтобы хорошо сдать ЕГЭ… ну что там еще надо? Я все знаю! И вообще на сто процентов согласен. Вот мать мне не верит, думает, я ей вру, чтобы она отвязалась, а я не вру — я сам все время думаю, что вот, с завтрашнего дня, с понедельника, с новой четверти возьмусь как следует, подтяну то, что пропустил, и буду каждый день все уроки делать. Я правда так думаю! Ровно до того момента, когда надо отложить телефон, выключить комп, музыку (у нас в классе есть такие, которые могут под музыку заниматься и даже под телевизор, а я не могу, мне тишина нужна) и сесть, наконец. И вот тут — полный аут. Вы не поверите, я иногда даже учебник с тетрадью не могу себя заставить из сумки достать… Иногда подумаю: да что ж это я, псих какой-то, что ли! Заставлю все-таки, принесу сумку, выну все, только соберусь позаниматься… И сразу сто разных дел вспоминаются: Вике обещал позвонить, «Вконтакте» надо кое-что срочно посмотреть, мать еще в среду просила кран на кухне подкрутить… Я понимаю, что таблеток от такого быть не может, но, может, гипноз есть какой?

Вы слышали такие монологи? А может, даже сами их произносили?

А представляете, сколько тысяч (да что там — миллионов!) родителей и детей по всему миру произнесут их прямо сегодня!

Читай также: Делаем уроки: как перестать злиться на ребенка?

Как заставить ребенка делать уроки: советы психолога

Я хочу сообщить вам потрясающее известие: кажется, я знаю методику, позволяющую решить эту проблему! Хочу сразу сказать: эту методику придумала не я, а тринадцатилетний мальчик по имени Василий. Так что если все верно и за решение такой общераспространенной проблемы полагается Нобелевская премия мира в семье, то это не мне, а ему — Васе.

Я ему, если честно, сначала не очень поверила. Очень уж все просто. Но я — экспериментатор по воспитанию и образованию. У меня первая должность после окончания университета так и называлась в трудовой книжке — «стажер-исследователь».

Поэтому я провела эксперимент. Отловила двадцать семей, которые у меня в кабинете произносили монологи, подобные вышеприведенным, рассказала им о Васиной методике, и подговорила их попробовать, а потом мне отчитаться. Отчитались семнадцать из двадцати (трое просто пропали из моего поля зрения). И вот у шестнадцати из семнадцати — все получилось!

Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома?

Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

(Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно).

Читай также: Школьная пора: нужен ли ребенку репетитор

Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня. А вообще-то планируется встать и пойти поесть. А вовсе не уроки… А эта задача не получается… не получается… не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что — только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему это, пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский? Гнать его поганой метлой! Еще! И еще! Ленка, а ты вот это сделала? А как? Я там чего-то не въехала… А, вот там как… Ага, записала… Но делать не буду! НЕ НУЖНО! А вдруг потом забуду, что поняла? Не, ну проще, конечно, его сейчас сделать, хотя я и не собиралась… И это что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Ну вот какую-то такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки (со 2-го по 10-й класс). С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все (многие — раньше, особенно маленькие).

Как это работает?

Ну, во-первых, для многих действительно труден сам инициационный момент. Сесть (усадить ребенка) за уроки. Потом, когда сели, все уже легче (если не само собой) идет. Вы зарядку пробовали когда-нибудь делать? Согласны, что труднее всего заставить себя начать? Редко кто уже встал в позу на коврике, поднял руки, вдохнул и — бросил все на середине упражнения. Если уж начал, сегодня доделает, скорее всего… Здесь то же самое. Провели без всякого принуждения подготовительные действия (я не буду делать уроки, я свободен на две недели, это такие условия эксперимента), первую ступеньку преодолели успешно, а дальше — уже включился стереотип или еще что вполне рефлекторное.

Во-вторых, вообще нет сопротивления (себе и родителям). Я не собираюсь делать уроки. Наоборот. То есть мне ничего не грозит. Эксперимент странного психолога освободил меня на время от заезженной семейной пластинки. Мне даже любопытно…

В-третьих, включается парадоксальная интенция. А чего это за маразм-то? Я вот разложил учебники, нашел задание, вот, уже вижу эти примеры, прикинул, как их решать, вот здесь сократить надо… И что — сейчас не запишу это, а пойду телек смотреть? Глупость какая-то! Никто же не обязывал меня только двойки эти две недели получать!.. Наоборот — вот все удивятся!

Это дети. Родители, конечно, в основном просто тихо млели от санкционированной психологом эмоциональной разгрузки.

Результат: у четырех детей успеваемость стала несколько хуже, но совершенно не катастрофически. У девяти — осталась в среднем на прежнем уровне (но уже без родительского давления).

Правда, почти у всех изменилась структура успеваемости: как-то вдруг стало ясно, какие предметы ребенку нравятся, какие даются легче, какие тяжелее (это понятно, ведь родители больше внимания и давления вкладывали в то, что идет хуже, и поэтому результаты там зачастую в итоге получались лучше. Сами дети, конечно, поступали наоборот)..У двух детей (средние классы) успеваемость резко взлетела вверх, с двоек-троек на частые четверки и даже пятерки — чисто на парадоксальной интенции: вот видишь, я тебе говорил, что если ты от меня отстанешь, все будет зашибись! Я прав? Нет, вот ты теперь прямо здесь, у психолога, скажи, я прав?! И еще один ребенок добровольно от эксперимента отказался на третий день и попросил родителей по-прежнему его заставлять садиться за уроки, ему так привычнее и проще, он от этого эксперимента нервничает и заснуть не может… Мама, узнав от меня об остальных результатах, тихо поплакала у меня в кабинете и ушла усаживать свое чадо дальше. Если ребенок просит…

Вот такая методика. Мне очень понравилась, честно сказать. Делюсь с читателями, уверена, что еще кому-то будет полезна.

А как вы приучаете ребенка делать уроки?

Источник: dytpsyholog.com

Читай также: Ребенок плохо учится: как действовать родителям

Читай также: Выполняем домашнее задание на лето: советы психолога

Читай также: «Школа мечты» Как выбрать учебное заведение для ребенка? 

www.uaua.info


Смотрите также