Как научить ребенка слову нельзя


Как научить ребенка слову нельзя?

Статья раскрывает принципы обучения ребенка слову «нельзя», содержит алгоритм действий для формирования правильного запрета, указывает возраст, в котором лучше приучать к этому слову.

Рано или поздно в жизни молодых родителей наступает период, когда их ребенок переходит в фазу активного исследования и начинает познавать окружающий мир, не пропуская ничего, что попадается на пути.

Родители, естественным образом переживающие за безопасность своей крохи, впервые произносят слово «нельзя». Как сделать это правильно, чтобы ребенок вас понял, и что предпринимать, если малыш ваши слова игнорирует?

Когда ребенок начинает понимать слово нельзя?

По-настоящему воспринимать запрет ребенок может только после года. Но потребность в ограничении его действий часто возникает задолго до этого. Например, с появлением зубов, ребенок может кусать маму за грудь, или сидя на коленях у взрослого, может дергать скатерть на столе, а когда в совершенстве освоит ползание, начнет проверять дом на прочность. Можно пытаться говорить ему, что это делать нельзя, грозить пальчиком и делать суровое лицо, малыш почувствует, что вы сердитесь, но вряд ли до конца осознает, что это значит.

ВАЖНО: В возрасте до года самым действенным способом прекратить нежелательное поведение ребенка является переключение его внимание на более интересное занятие.

Кроме того, большинство случаев, когда у вас возникает желание сказать «нет», «нельзя» или «не делай этого» можно предотвратить, максимально обезопасив пространство, в котором находятся ребенок: поставить заглушки на розетки, спрятать хрустальные вазы, убрать опасные вещи из нижних полок, переставить горшки с цветами повыше.

Как научить ребенка понимать слово нельзя?

Установление границ − важная составляющая приучения ребенка к дисциплине. Большинство детей склонны к порядку и любят правила. Это их способ защиты от страшного непонятного большого мира. Очень часто родители произносят слово «нельзя» по инерции, на подсознательном уровне, когда ребенок:

  • подвергается опасности
  • может навредить здоровью другого ребенка или взрослого
  • занимается чем-то, что неудобно, не нравится, мешает взрослым

Если в первых двух случаях запреты оправданы, то в третьем родители порой пользуются своим превосходством и чрезмерно ограничивают ребенка, что может негативно сказаться на его развитии.

Подробнее об этом читайте в статье Слово нельзя детям. Нужно ли говорить ребенку слово «нельзя»?

Говорить «нет» надо правильно, обязательно прежде анализируя суть запрета. Основные принципы обучения малыша слову «нельзя»:

  • Действовать сообща В семье должна быть четкая договоренность, что если один член семьи запрещает что-то малышу, другой обязательно поддерживает его мнение при ребенке. Если имеет место несогласие, взрослые должны высказывать его наедине друг с другом. Ребенок должен понимать, что если ему сказали «нет», то это правило, которое не может быть изменено другим взрослым
  • Не запрещать часто Говорить «нельзя» нужно только по делу, в случаях, когда действия ребенка представляют реальную опасность для него или окружающих. В противном случае, если часто запрещать то, к чему ребенок проявляет интерес, малыш решит, что нельзя все, и не будет реагировать, даже когда это будет угрожать его здоровью
  • Быть последовательным Если запрет прозвучал, он не подлежит изменению, на него не должны влиять ни реакция ребенка, ни реакция окружающих, ни место, ни время. Другими словами, если что-то нельзя в обычный день, то не делайте исключений и в праздник, или если нельзя дома, то нельзя и в гостях, магазине и т.д.
  • Выражать любовь Ребенок должен понимать, что если что-то запрещают, не значит, что не любят
  • Говорить как с собой Объяснять ребенку, почему нельзя делать то или иное, а также говорить с ним, если он не среагировал на ваши слова с первого раза нужно так, как вы бы хотели, чтобы общались с вами. Поставьте себя на место малыша и подберите нужные слова
  • Проявлять твердость Постарайтесь, чтобы ваш голос был твердым и непоколебимым. Малыш должен заметить изменение интонации голоса и всерьез воспринять то, что вы ему говорите
  • Объяснять Мало просто сказать нет, нужно обязательно объяснить, почему вы запрещаете что-либо. В противном случае, ребенок подумает, что нельзя делать это в вашем присутствии, т.к. вам это не нравится или вы сердитесь, но будет пробовать повторить попытку, когда останется наедине с собой. Важно, чтобы ребенок действительно понял, почему нельзя
  • Предлагать альтернативу Запрет будет восприниматься легче, если взамен малышу будет предложено другое занятие, другая игрушка или обещание дать ему то, что он хочет позже и т.д. Только обязательно выполняйте обещания. Дети запоминают такие вещи лучше взрослых. Возможно, ребенок быстро переключит внимание и не будет сопротивляться запрету, что поможет избежать ненужного конфликта
  • Понятность требования Формулируйте свои правила понятным для ребенка языком, используйте простые слова. Например: «не трогай, будет горячо» или «нельзя, маме больно».

Как объяснить ребенку слово нельзя?

Если ребенок намеревается совершить нечто недозволенное, не спешите кричать издалека «нельзя». Алгоритм ваших действий должен быть следующим:

  1. Подойдите к ребенку
  2. Уберите его от опасности или заберите предмет запрета
  3. Посмотрите в глаза малыша и твердо, но не громко скажите «нельзя»
  4. Объясните причину запрета
  5. Предложите альтернативу

Например, ребенок тянется к горячей кружке на столе. Вам следует аккуратно убрать руку малыша от горячего предмета, взять кружку в свою руку и показать ее ребенку, объяснить, что в ней находится горячий напиток, который может принести боль.

Как вариант, вы можете приложить пальчик ребенка к кружке на пару секунд, чтобы он проверил истинность ваших слов на своем опыте. Затем предложите ему поиграть, например, с другой кружкой (пластиковой и пустой).

Что делать, если ребенок не реагирует на слово нельзя?

Проверьте, не упускаете ли вы чего-либо из перечисленных выше принципов обучения ребенку слову «нельзя». Возможно, вы слишком рано требуете от ребенка идеального послушания. Вполне нормально, что малыш не сразу начнет проявлять реакцию, которой вы ожидаете.

Дети уже с 9 месячного возраста начинают выражать свое мнение и пытаются нащупать границы дозволенности.

Кроме того, ребенок обладает колоссальной силой волей, без которой он не смог бы достичь таких успехов за первые годы. Поэтому для того, чтобы установить правила и добиться того, чтобы ребенок следовал им, нужно набраться терпения, повторять вновь и вновь один и тот же запрет, пока ребенок его не усвоит.

При отсутствии реакции ребенка на ваши слова не следует:

  • бить его по рукам руки и ротик малыша − это важнейшие инструменты исследования, не стоит отбивать желание малыша познавать окружающий мир
  • кричать ребенок лучше поймет то, что вы хотите донести до него, если ваш голос будет спокойным и уравновешенным

Что делать, если ребенок в год не понимает слово нельзя?

Несмотря на то, что большинство детей, начиная с 7-8 месяцев, интуитивно понимают, когда вы сердитесь и запрещаете им что-либо, они не могут в полной мере адекватно отреагировать на ограничение и осознать чего от них хотят.

Поэтому если годовалый ребенок не спешит выполнять ваши указания, это нормальная реакция. Период от года до трех лет – идеальное время для закладывания основ дисциплины ребенка. Используйте это время, чтобы объяснить ребенку, что можно, а что нельзя.

Что делать, если ребенок в 2 года не понимает слово нельзя?

  • Скорее всего, малыш понимает, что вы имеете в виду, когда говорите «нельзя», просто он не желает следовать этому запрету, считает его необоснованным и видит, что ничего не происходит, если он его нарушит
  • Причина такой реакции часто кроется в неправильном поведении родителей, которые сначала запрещают, а потом, если ребенок сильно плачет, разрешают, или мама запрещает, а бабушка украдкой позволяет. Возможно, вы слишком часто употребляете слово «нет», и малыш перестал его воспринимать
  • Будьте последовательны и терпеливы, исправляйте ошибки, которые допустили, не поощряйте непозволительного поведения, и через некоторое время ребенок смирится с правилами

Как научить ребенка слову нельзя? Комаровский

Опытный педиатр Е. Комаровский выделяет три правила относительно слова «нельзя»:

  1. Крики ребенка не должны менять решения родителя, сказавшего «нельзя»
  2. Не следует допускать ситуаций, когда папа говорит «нет», а мама − «да»
  3. «Нет» − это всегда «нет», т.е. не должно быть сегодня нельзя, а завтра уже можно
  • Кроме этого, педиатр поддерживает мнение, что для того чтобы ребенок научился слову «нельзя» и воспринимал его адекватно, запретов не должно быть много. «Нет» из уст родителей должно звучать редко, но выполняться ребенком беспрекословно. Другими словами, малыш должен видеть в этом слове реальную угрозу
  • Начинать обучение ребенка слову «нельзя» доктор советует как можно раньше (когда ребенок еще ползает), в то время как большинство родителей начинают обращать серьезное внимание на непослушание ребенка только в 4-5 лет
  • Таким образом, чтобы обучить ребенка слову «нельзя», добиться от него истинного понимания этого слова и выработать соответствующую реакцию, нужно уделять этому должное внимание, следовать определенным принципам и быть настойчивыми

Видео: Непослушный ребенок − Школа доктора Комаровского

heaclub.ru

Консультация для родителей «Как научить ребёнка 1–2 года правильно реагировать на слово «нельзя»

Надя пупкина Консультация для родителей «Как научить ребёнка 1–2 года правильно реагировать на слово «нельзя»

Год лучший возраст, чтобы научить ребёнка слову «нельзя». С одной стороны в этом возрасте малыш становится настолько активным и самостоятельным, что родителям волей-неволей приходится использовать различные запретительные слово, чтобы вносить коррективы в его поведение. С другой стороны, годовалый ребёнок уже способен понять значение этих слов и правильно на них среагировать. Но зачастую родительские ошибки приводят к тому, что ребёнок вообще перестаёт реагировать на словесные запреты, продолжает выполнять неугодное родителям действие. О том, в чем заключаются основные ошибки политики запретов, а также том, как, когда и в каких ситуациях лучше говорить «нельзя» я сегодня и расскажу.

Ошибка №1 Слишком много нельзя

Нельзя драться, кричать, отбирать чужие игрушки, бегать по дому,прикасаться к плите, утюгу, розеткам, ломать вещи и игрушки, лезть в холодильник, шкаф и духовку брать ножи, ножницы, мусорить крошить хлеб…. Это – только малая часть «нельзя» которые среднестатистический родитель говорит своему ребёнку ежедневно. В итоге в головке малыша появляется мысль: «А что же тогда можно?» и начинается бунт…. Тем более родители делают большинство тех вещей, которые запрещают своему ребёнку.

Обилие запретов - самая частая причина, по которой ребёнок перестаёт реагировать на слова «нельзя» «нет». А если не перестаёт, то, по мнению некоторых психологов, став послушным и удобным для родителей, теряет возможности для полноценного развития, уверенности в себе и своём праве принимать решения.

Список запретов можно сократить до минимума. И тогда редкое, произносимое только в крайних опасных ситуациях, слово нельзя приобретёт для ребёнка значительный смысл.

Количество запретов, по мнению психологов не должно превышать 4-5.

А дети до года вообще не воспринимают слово нельзя. Детей данного возраста лучше отвлекать и переключать внимание.

Ошибка № 2 запреты без объяснения причины.

Типичная ситуация: папа строго говорит «нельзя», мама грозит пальчиком «ай яй яй», малыш перестаёт хулиганить, а как только родители отворачиваются или выходят из комнаты, ребёнок спокойно возвращается к выполнению запрещаемого действия. Он понимание, что родителям не нравится то, что он делает, но не понимает, почему он должен перестать это делать. Лучший способ запретить-объяснить и показать, почему «нельзя» При этом объяснять и показывать нужно начиная с самого юного возраста, но на понятном ребёнку языке, используя понятные малышу слова «как, горячо, чужое - и опираясь на его опыт.

Ошибка №3 Не последовательные запреты.

Пусть поиграет утюгом, пока он холодный, а когда я буду гладить, то скажу нельзя – рассуждает папа. «Ребёнок так плачет, надо ему разрешить» – жалеет мама. «Пусть родители говорят «нельзя», а бабушки будет можно» - рассуждает добрая бабушка.

Если сегодня – нельзя, а завтра можно, если обычно – нельзя, а когда поплачешь можно, если у мамы с папой – нельзя, а у бабушки – можно, значит можно всегда – примерно так рассуждает маленький ребёнок, встречая непоследовательность действий своих родственников.

Поэтому запрещать ВСЕМ и ВСЕГДА и даже в ответ на крик и слёзы ребёнка – лучший способ дать понять ребёнку, что нельзя – это значит нельзя, а не можно если настоять на своём.

Ошибка №4 Запрет без альтернативы.

Чтобы ребёнок не чувствовал разочарования от того, что ему что-то не разрешили, лучше сразу предложить ему достойную замену. Отвлечь внимание можно новой игрушкой, интересным занятием, просто переходом в другую комнату. А ещё лучше купить или создать для ребёнка детский аналог взрослых вещей, объяснив при этом, что это мамино, это папино, а это – Катино.

Ещё выделила одну ошибку с которой столкнулась наблюдая на прогулке за поведением некоторых родителей…

Ошибка №5 Агрессивное поведение родителей. «бьют ребёнка по рукам

Что же происходит, когда родители бьют малыша по рукам? Они вносят разрушения в эмоционально – познавательный процесс ребёнка, нарушают основной в этом возрасте интерес исследования. Вполне естественно, что ребёнок злится, ведёт себя агрессивно. Постоянно повторяющиеся наказания могут, наконец, достичь своей цели: ребёнок перестанет трогать руками предметы, но нереализованный интерес и вызванная этим злость никуда не денутся. Если запретов слишком много и они жестоки, то гнев уйдёт внутрь и, будет разрушать ребёнку а, скажется на его психическом и физическом здоровье. Либо он проявится в других ситуациях, вроде бы не располагающих к агрессии: игра, отношения с родителями, другими взрослыми, детьми. Но самое страшное, чего могут добиться родители битьём детей по рукам, - они закрепят боязнь изучения нового, проявления инициативы. И тогда не надо жаловаться, что ребёнок не любознательный.

Что же делать родителям, если они хотят, чтобы дети не трогали их вещи? С вещами всё просто: убирайте их или помогайте ребёнку правильно и безопасно изучить их. Это потребует времени и терпения, но интерес малыша по мере удовлетворения переключится на что-то другое, а вам в последующем не потребуется усиленный контроль за тем, чему вы его сами обучили. А чтобы ребёнок вас не бил – не бейте его сами и учитесь объяснять ему, почему это делать нельзя. Не надо бояться, что дети маленькие и не поймут взрослых. Ждать, что они вырастут, и тогда им можно всё объяснить, - бесполезное занятие.

Вывод: Таким образом, сократив список запретов до минимума, но сделав их обязательными во всех ситуациях, объяснив малышу причины запретов и придумав достойные альтернативы запрещаемых действий, вместо упрямства и желания сделать назло можно встретить у ребёнка понимание и послушание.

А сейчас мы с вами разберём ситуацию, попытаемся выделить ошибки и наметим пути решения данной проблемы.

Как справиться с упрямым ребенком, игнорирующим слово «нельзя»? (1год 7 месяцев). Например, ситуация во дворе — дочка увидела у девочки яркую игрушку, и побежала, чтобы взять ее и посмотреть. Девочка, явно не хотела делиться игрушкой, они с мамой встали и пошли. Даша бежит за ними. Я ее беру за руку говорю — пошли Дашенька, это игрушка девочки, идем покатаемся на качельках, идем мама даст тебе другую игрушку. А она даже не слышит меня, вырывается, начинает кричать. Совершенно не реагирует на мои просьбы. Бежит за ними, я даже на руках не могу удержать ее, она вырывается, кричит. Начинаю строже — говорю сейчас домой пойдем, больше не будем гулять — а ей все равно на мои слова — вот ей захотелось что-то и все! Я взяла ее через силу понесла домой, она еще час в истерике ревела — хотела на улицу. И так изо дня в день все повторяется. Как научить ее слушаться, не игнорировать слово «нельзя»?

Ошибки:

1. Большое количество запретов (более 5 в течение дня). «Не трогай», «Не лезь!», «Нельзя пачкать» и т. д. И такой ребенок, постоянно одергиваемый, в конце просто перестает реагировать на ваши окрики. Слово «нельзя» потеряло значение и поэтому малыш его игнорирует.

1. Непоследовательность в воспитании: «Сегодня нельзя, а завтра можно». В этом случае малыш просто не понимает смысла противоречивых указаний. Слово «нельзя» также утрачивает силу, а кроха начинает «шантажировать» вас своим поведением, провоцируя вас на всплеск негативных эмоций и проверяя, в каком случае его упрямство сработает.

Что делать?

1. Продумайте стиль воспитания, постарайтесь ограничить число запретов до минимума (5 самых основных в течение дня, касающихся здоровья и безопасности ребенка, учитесь находить привлекательные альтернативы в спорных моментах («это нельзя, а вот так — можно»). Старайтесь не ругать там, где можно потерпеть: пролила сок, к примеру, спокойно говорите: «Не страшно, вот мы с тобой возьмем тряпочку и вытрем», т. е. показываете приемлемое поведение, учите ее отвечать за свои действия и устранять последствия. Это важно для ребенка.

2. Если поведение становится неуправляемым — единственный способ, схватить ее в охапку и пойти в уединенное место. Дождаться молча, пока она успокоится, не предпринимая ничего. Просто будьте рядом. Как только она успокоится, скажите ровным голосом, что «отнимать игрушку было нельзя, девочка уходила домой с мамой», «бежать к раскачивающимся качелям опасно – они могут ударить и будет больно» и предложите погулять. Такое объяснение в спокойном состоянии дочки воспринимается гораздо доходчивей, чем в состоянии ее аффекта. Это эффективно работает. Она поймет, что ее поведение – просто не приемлемо и тогда отнимание игрушек и многие аналогичные ситуации перестанут быть такой проблемой.

Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Как объяснить ребенку слово «нельзя»

В жизни малыша обязательно наступит тот момент, когда родители говорят страшное слово «нельзя». Несомненно, «нельзя» должно присутствовать в жизни ребенка, но очень важно научить свое чадо правильно реагировать на него. Часто мы слышим осуждающие высказывание окружающих: «Ну, это же еще маленький ребенок и он не понимает, что значит «нельзя»! На самом деле, дети все понимают, главное, правильно научить ребенка понимать слово «нельзя»!

Содержание статьи:

В каком возрасте ребенок поймет, что такое «нельзя»

Применение запретов к маленьким детям рекомендуется использовать уже до года. В этом возрасте малыш еще не понимает значения самого слова, но уже четко улавливает интонацию, мимику, жесты.

С того момента, когда кроха сядет и начнет исследовать окружающий мир (5-7 месяцев), взрослые должны внимательно следить за его перемещениями и в случае возникновения опасности указывать на нежелательность поступка.

Вводить первые «нельзя» лучше всего начинать с девяти месяцев, при этом желательно на первом этапе не просто говорить слово, а переключать внимание на другие интересные для крохи занятия.

Маме нужно запомнить, что никакие запреты полностью не усваиваются с первого раза. Чтобы выработать устойчивое понимание придется повторить «нельзя» или «нет» не раз и не два. Часто, чтобы усвоить урок, необходимо применять наглядный пример.

Если действие не несет угрозы для жизни и здоровья, то рационально дать возможность попробовать совершить желаемое и увидеть результат, чем попытаться донести в словесной форме сложные для детского ума понятия. Дети должны совершать ошибки и учиться на них, лучше, чтобы это происходило как можно раньше, на простых вещах. Через опыт и наглядный пример намного проще донести значение слова «нельзя».

Уже после года малыш начинает активно развивать свой речевой аппарат и понимать значение слов. Если до этого времени при возникновении опасной ситуации вы применяли непосредственно «нельзя», то малыш с легкостью поймет его значение и будет на него реагировать.

Испытанием для родителей обычно бывает возраст ребенка около трех лет. В это время у крохи происходит первый кризис, появляется желание командовать и добиваться желаемого любой ценой. К трем годам малыш уже достаточно знает о мире и неизведанное начинает его страшить, поэтому для собственного успокоения он ищет грани дозволенного, испытывает взрослых, прощупывая границы своих возможностей. Наличие понятных для ребенка ограничений успокаивает кроху, а родителям позволяет обезопасить малыша от нежелательных действий и последствий. Психологи и педагоги рекомендуют обращать особое внимание на запреты в этом возрасте, вести их разъяснения. Нужно постараться выбрать позицию, которая бы не сильно ущемляла любознательность малыша и в то же время не имела размытых рамок.

Хорошо, когда слово «нельзя» употребляется только по отношению к действиям, которые несут опасность для жизни или здоровья, а для остальных негативных деяний используется другое выражение или альтернативное предложение для занятия. Если ребенок будет хорошо ориентироваться в домашних запретах, то вы сможете легко преодолеть кризис трехлетнего возраста и взойти на новую ступень развития с пониманием друг друга.

Дети старше 3-х лет уже четко понимают правила поведения, реагируют на запреты, поэтому часто используют чрезмерные ограничения для привлечения внимания. В ситуациях, когда ребенок старше 3-х лет делает заведомо запрещенное действие, прежде чем ругать, стоит задуматься о причинах, которые побудили его это сделать. Возможно, малыш не ощущает достаточного внимания с вашей стороны и таким образом пытается вам об этом сказать.

Расширение поля запретов после трех лет происходит плавно. Постепенно знакомя кроху с правилами поведения в общественных местах, транспорте, необходимостью соблюдения законодательства и другими правилами, вы прививаете понимание необходимости сдерживания собственных порывов. Основным секретом воспитанного ребенка является умение родителя объяснить, как нужно себя вести, доступно рассказать, почему некоторые действия находятся под запретом.

Как объяснить ребенку «нельзя»

Казалось бы, простое слово «нельзя», но когда смотришь на маленького ребенка, сложно представить, каким образом ему донести, что оно означает. Девочки и мальчики до 3-х лет мыслят при помощи образов и собственного опыта, поэтому объяснять необходимо исходя из их возможностей.

Применение «нельзя» должно идти в сцепке с поясняющим словом, которое говорит, почему действие запрещено (нельзя – горячо, больно, опасно).

Еще до года детям стоит показать, что таят за собой слова, обозначающие ощущения на реальных предметах, после чего использовать их вместе с запрещающим словом. Горячо удобно показывать на батареях отопления, легким и быстрым прикосновением к пламени свечи, опасно — передается выражением лица мамы – испуг или взволнованность, слово больно нужно употреблять, когда малыш падает или плачет из-за неприятных ощущений.

Зная слова для обозначения этих ощущений и понимая, что слово «нельзя» относится к ним, запрет будет восприниматься в правильном направлении. Ребенок будет видеть логическую связь между действием и последствием. Если до года вы освоите основные «нельзя», то в старшем возрасте будет проще расширять этот список.

После года можно начинать использовать запреты на некоторые действия, при этом дети могут по-разному на это реагировать. Некоторые проявят удивление и внимательно на вас посмотрят, желая понять причину употребления запрещающего слова. В другой ситуации «нельзя» может вызвать капризы, слезы или настойчивое требование разрешить. Особенно ярко такие способы добиваться желаемого употребляют трехлетние дети. Если вы четко уверены в необходимости запрета, то не поддавайтесь на манипуляции, стойте на своем.

Особенности формирования запретов для детей

Отдельно стоит отметить вопрос формирования запретов для детей. Не всегда родители относятся к этой задаче рационально. Стремясь сохранить некоторые вещи, спокойствие, они выстраивают условия, в которых ребенку можно пользоваться и изучать только собственные игрушки, а все остальные вещи становятся запретными. Это не совсем верная позиция. Если по каким-то причинам вы не хотите, чтобы малыш испортил или изучил какой-либо предмет, то уберите его из поля зрения. Возводя стены запретов вокруг ребенка, вы еще больше его стимулируете добиться желаемого, провоцируете на противостояние и нарушение установленных норм. Чрезмерные запреты не проходят даром, влияют на психологический настрой крохи, а в некоторых случаях подавляют природную любознательность, что мешает дальнейшему обучению.

Если ситуация не представляет опасности для ребенка, то прежде, чем запретить, предложите крохе изучить предмет и увидеть последствия своих действий. Понимая на собственном опыте, послушав ваше спокойное объяснение необдуманных действий, малыш сделает выводы и не будет допускать повторно такую ошибку.

Собственный опыт – лучший учитель, ни один запрет, если он не опасен для жизни, не будет понятен ребенку лучше, чем через путь проб и ошибок.

Освободите поле для действий от ненужных вещей, обезопасьте квартиру и дайте крохе изучать мир, пробовать свои силы, получать опыт. Сегодня это сделать как никогда просто, достаточно определить опасные места в квартире и купить необходимые предметы. Заглушки на розетки, специальные защелки для полок, мягкие уголки и ограничители – все это стоит недорого, но освобождает вас от необходимости постоянно говорить «нет».

Используя запреты нужно быть готовым, что малыш будет пытаться использовать их и к вам. Практически все дети, подражая взрослым, пытаются командовать и запрещать родителям делать определенные вещи. Не нужно удивляться или расстраиваться от такого поведения, это нормально. Малыш проявляет самостоятельность, примеряет роль взрослого – хороший опыт. Лучшей реакции будет спокойный уверенный ответ о возрастных и социальных различиях между вами. Ведь дети не могут наказывать родителей, а маленькие мальчики и девочки указывать взрослым на необходимые действия.

Важную роль в формировании адекватного восприятия запретов и слова «нельзя» играет выполнение родителями несложных правил.

Основные правила слова «нельзя»

  • Объяснять каждый запрет доступно для ребенка. Запрещая что-либо крохе, родители провоцируют его любопытство, не зря говорят «запретный плод сладок», поэтому каждый раз, когда вы что-то запрещаете, объясните причину. Покажите наглядно, что может произойти. Расскажите историю или сказку, которая подтверждает ваши слова;

С детьми до года прекрасно срабатывает мимика и интонация, от 1 до 3 лет — простые наглядные примеры (горячая кружка – горячо, иголка – больно). Детям старше 3-х лет уже необходимо объяснять более подробно, добиваясь понимания и четкого проговаривания опасной ситуации. Некоторые родители полагают, что если они один раз сказали ребенку «нельзя», то он в любой схожей ситуации будет вести себя правильно. Это неверная позиция. Для осознания опасности от действия необходимо, чтобы он понял суть опасности. Детям старше трех лет рекомендуют проговаривать и просить объяснить своими словами, почему нельзя. Это делается, чтобы сказанное вами не прошло мимо ушей, как фоновый разговор, а прочно закрепилось в памяти.

  • Запретов не должно быть слишком много. Рекомендуется использовать слово «нельзя» не чаще 4 раз в день, в остальных ситуациях искать отвлекающее занятие или говорить, что можно сделать вместо желаемого;

Дети реагируют на «нельзя» только 3–4 раза в день, после этого они перестают замечать ваши слова и воспринимают их как белый шум. Природа наделила их любознательностью, которая не знает границ, поэтому лучший способ уберечь кроху от опасного или нежелательного действия – отвлечь.

  • Постоянство запрета. Если вы решили употребить слово «нельзя», то относительно выбранного действия оно должно соблюдаться постоянно. Если хотя бы один раз вы допустите слабину, разрешите сделать запрещенное, то весомость вашего запрета потеряет силу. Впоследствии, прежде чем среагировать на замечание, малыш будет думать, что, наверное, при каких-то обстоятельствах, все же можно и будет совершать запрещенный поступок;

Дети склонны стараться добиться желаемого, особенно в период кризиса трех лет. Не стоит поддаваться на слезы и уговоры. Если вы решили, что сказанное запрещено, то ничто не должно вас переубедить. Лучше один раз послушать детскую истерику и проявить волю, чем потом каждый день бороться с проявлением требования через слезы. Один раз допустив ошибку, поддавшись на плач, вы дадите ему основание думать, что слезами можно добиться всего.

  • Согласованность запретов в семье. Самой распространенной ошибкой среди родителей является отсутствие согласия между взрослыми в вопросах ограничения малыша. Если мама запрещает, а папа разрешает, у ребенка не складывается четкая картина поведения и, вероятнее всего, он будет использовать сложившуюся ситуацию, чтобы добиться желаемого, а между взрослыми возникнет конфликт. Следует помнить, что родители находятся на одной стороне и желают своему ребенку только хорошего, поэтому рекомендуется заранее оговорить на семейном совете основные «нельзя», которые будут использоваться;

Установив дома правила поведения, не стоит забывать рассказывать о них тем людям, с которыми остается ваш ребенок. Оставляя малыша с бабушкой, обсудите с ней все необходимые ограничения, отдавая в детский сад — этот вопрос желательно обсудить с воспитателем. Так вы сможете сохранить комфортные отношения и показать малышу, что запрещенные вещи нельзя осуществлять ни в каких ситуациях.

Если употребить «нельзя» приходится в экстренной ситуации, а один из родителей не вполне согласен с мнением другого, то рекомендуется перед ребенком поддержать уже вынесенное запрещение, а все вопросы обсудить в личной беседе. Ребенок должен чувствовать, что родители согласны во всех вопросах между собой и представляют единую систему воспитания – в такой ситуации малыш будет меньше стремиться противостоять вам. Если он почувствует или услышит о разногласиях в вопросах воспитания, то непременно воспользуется этой ситуацией, будет стремиться обращаться за разрешением к родителю, который, по его мнению, более лояльный. Такая ситуация чревата серьезным конфликтом между родителями.

  • Запреты необходимо устанавливать четким, спокойным голосом, при этом выражение лица должно быть серьезное. Дети не понимают ограничений, когда мама говорит о них с улыбкой или смеясь. Запрет – стремление избежать опасной ситуации, сохранить здоровье или целостность предметов, он должен быть жестким и четким, нести серьезность не только в словах, но и выражением вашего лица.

Не бойтесь показаться малышу злым или жестким, если вопрос касается здоровья и жизни, то лучше пять минут быть серьезным взрослым человеком, который предупреждает об опасности, чем постоянно повторять одно и то же.

  • Нарушение запрета должно быть обязательно отмечено вами. Необходимо всегда проводить профилактическую работу с малышом, если он позволяет себе ослушаться. Если вы установили запрет, то каждый раз, когда малыш его преступает, необходимо с ним поговорить;

Крики, применение физических мер воздействия, игнорирование или откладывание разговора на потом не являются правильным решением вопроса. Ругань и рукоприкладство негативно сказываются на детской психике, игнорирование разрушает понимание запрета. Откладывая разговор на потом, вы снижаете его результативность, через полчаса малыш уже забудет о содеянном, и ваши попытки объяснить, что было сделано не так, будут пустой тратой времени.

Разговаривать о совершенном действии нужно в спокойном ключе, коротко и ясно донося до малыша, что именно в его поступке вас расстроило, поясняя опасность или негативные последствия поступка. Предложения не должны быть длинными и непонятными, рекомендуется использовать до 5 слов в одной фразе, четко доносcя смысл деяния и причину вашего недовольства.

  • Использовать термин «нельзя» рекомендуется только в отношении действий, несущих непосредственную опасность для жизни и здоровья;

Чаще всего в этот список относят:

  • Игры с электроприборами и розетками;
  • Изучение горячего и горящего;
  • Соблюдение правил дорожного движения;
  • Колющие, режущие и другие опасные предметы;
  • Игры с водой, на высоте с использованием рискованных действий.

Остальные запреты можно вводить, используя другое слово или альтернативные варианты занятий. Среди наиболее подходящих слов-запретов лучше использовать «опасно», «горячо», «хрупкое» и т. д. Как вариант для альтернативного занятия, можно использовать фразу «это горячее, нельзя, можно поиграть в догонялки». Имея выбор, малыш предпочтет разрешенное действие и отойдет от опасного предмета.

Что делать, если ребенок не реагирует

Ожидая полного повиновения установленным запретам, взрослые иногда сталкиваются с ситуацией, когда малыш не реагирует на употребление слов «нельзя», «не надо» и другие варианты, подразумевающие прекращение нежелательного действия. Такое поведение вызывает злость, непонимание со стороны родителей, кажется, что кроха намерено так себя ведет. Что делать в такой ситуации? Прежде чем начинать ругаться и высказывать малышу свои претензии, попробуйте проанализировать случившееся.

  • Ребенок действительно вас не слышит. Может, малыш настолько увлечен, что просто не обращает внимания на ваши слова. Каждый из нас, занимаясь интересным делом, может игнорировать происходящее вокруг, точно так же может и ребенок. Попробуйте спокойно подойти к нему и спросить, что он делает. Когда малыш остановится, обратит на вас внимание, повторите свой запрет. Не нужно кричать, обвинять или наказывать кроху, попробуйте успокоиться и подумать: возможно, запрет и необязателен в этом случае;
  • Все дети различаются между собой, у них разная скорость реакции на слова. Одни легко переключаются между разнообразными действиями, для других на это требуется время. Если запрет не опасен для жизни, не стоит срываться и моментально прекращать действие, дайте крохе некоторое время, возможно, он просто еще не успел осознать ваши слова;
  • Прежде чем кричать, требовать исполнения запрета, задумайтесь, а не превысили ли вы допустимое количество «нельзя» в день? Сколько раз за сегодня вы сказали это слово? Больше 3? Тогда ребенок не воспринимает ваши слова, он относится к ним, как к белому шуму, а наказывать за это бесполезно. Попробуйте пересмотреть свои запреты, может все-таки что-то можно.

Если эти пункты остались за спиной, а малыш продолжает игнорировать установленные правила, попробуйте использовать следующие рекомендации:

  • Пересмотрите формулировку запретов. Чтобы ребенок вас понимал, используйте небольшие (до 5 слов) предложения в которых четко указывайте на нежелательное действие. Старайтесь не использовать длинных предложений, которые, кроме указания запрета, насыщены оценками, эмоциями и другими словами. Особенно это касается мальчиков, которые не могут долго воспринимать эмоциональные тексты, а двусмысленные выражения понимают буквально. Возможно, простого пересмотра собственной речи будет достаточно, чтобы наладить отношения с крохой;
  • Когда объясняете, старайтесь, чтобы малыш смотрел на вас. Разговор глаза в глаза не позволит ему отвлекаться на другие вещи, даст возможность вникнуть в суть ваших слов. Старайтесь добиваться разговора глаза в глаза как можно чаще, тогда вы сможете наладить конструктивный диалог;
  • Не все дети идеально понимают информацию, преподносимую в устной форме. Малыши визуалы и кинестетики лучше поймут запреты, если вы попробуете нарисовать их или написать (если малыш уже читает). Схематичная подача правил позволяет не только наглядно объяснять ребенку нежелательные действия, но и поможет вам понять, почему вводится запрет;
  • Если вы бурно реагируете на нарушение запрета, то высока вероятность того, что малыш пользуется этим способом, чтобы достигнуть вашего внимания. Он провоцирует вас, чтобы привлечь вас к своей персоне, сфокусировать ваш взгляд на нем. В такой ситуации не стоит поддаваться на провокацию, она лишь усилит желание ею пользоваться. Старайтесь реагировать спокойно, четко и предсказуемо. Но, если малыш чувствует недостаток внимания, стоит пересмотреть ваши отношения с ним, увеличить продуктивность и насыщенность совместных игр;
  • Чтобы кроха не стремился использовать нарушение запрета для достижения вашего внимания, постарайтесь отмечать не только действия, в которых он не прав, но и хвалить за правильные поступки. Часто взрослые забывают, что малышей нужно поощрять и отмечать их правильное поведение. В большинстве случаев на хорошие поступки смотрят как на нечто само собой разумеющееся, но в случае с детьми это неправильно. Они жаждут внимания родителей, их реакции на, казалось бы, простые и понятные действия. Постарайтесь дать необходимое внимание малышу по хорошему поводу, и он не будет стремиться получить его, нарушая запреты.

Каждый раз, прежде чем ругать малыша за нарушение установленных границ, подумайте, за что именно вы хотите наказать. Четкое понимание запрета с вашей стороны позволит избежать ненужных разборок, конфликтов, поможет сохранять мир и гармонию в семье. Перед тем, как критиковать кроху, постарайтесь посмотреть на ситуацию его глазами, которые полны любопытства и интереса к окружающим его предметам.

Часто конфликтной ситуации можно избежать, если не запрещать, а показать предмет или действие малышу, дать понять, какие последствия могут быть, сориентировать его в ощущениях, которые могут возникнуть от неправильного использования своего любопытства. Мы часто забываем, что дети, изучая мир, не стараются сделать плохо или назло, они просто играют или ищут внимания.

Как делать не нужно

Подводя итог под сложным вопросом запретов в жизни крохи, предлагаем вам подборку действий, которые не стоит делать, чтобы создать необходимые для ребенка грани. Если вы будете помнить о них, то общение станет проще, а ваши ограничения понятнее.

Чтобы ребенок понимал все ваши запреты и выполнял их, не стоит:

  • Запрещать, не объясняя причину ограничения. Каждый раз, когда вы вводите новую границу в жизни малыша, старайтесь объяснить, почему вы это делаете на языке ребенка. Используйте мимику и жесты для самых маленьких, слова и рисунки для детей постарше. Рассказывайте сказки, истории, через которые можно объяснить последствия. Используйте опыт ребенка, чтобы донести ощущения, которые он получит, если ослушается: будет больно, горячо, мокро и т. д. Помните, что малыши используют образное мышление и для закрепления запрета необходимо сформировать прочную связь между определенным действием и последствием;
  • Использовать громкий пугающий крик «стой» для прекращения каждого нежелательного действия. Чтобы это слово сработало, оно должно использоваться крайне редко и только в отношении действий, которые представляют опасность для жизни и здоровья малыша;
  • Насыщать собственную речь частицей «не». Старайтесь вести беседу в положительном ключе, рассказывая о возможностях, а не ограничивая действия. Мозг человека устроен так, что отрицательная частица просто выпадает из понимания. Образное мышление работает через картинки, и, если малыш может представить существительное или действие, то отрицательная частица не представляет из себя ничего, поэтому ребенок не может ее воспроизвести образно и опускает как ненужную;
  • Запрещать, не предлагая альтернативного занятия. Запретный плод сладок, а если взамен не предлагается другого интересного занятия, то желание воспротивиться запрету практически невозможно подавить. Предложите замену действию и не придется кричать и ругаться;
  • Устанавливать запрет и не уведомить о нем остальных домочадцев. Единая позиция по запрещенным действиям в семье – залог успешного усвоения правил ребенком. Не забывайте предупреждать людей, которые остаются с малышом про установленные правила. Старайтесь сами не нарушать собственный запрет, ссылаясь на острую необходимость или стечение обстоятельств;
  • Распространять ограничения на естественные потребности детей. Не запрещайте бегать, кричать, прыгать, ограничивая необходимые для ребенка действия. Если вам хочется тишины и спокойствия, предложите крохе на это время заняться спокойным занятием, объясните, почему важно стараться быть тише. Помните, что до 5-ти лет дети не умеют контролировать свои эмоции и выражать их тихо;
  • Шантажировать любовью. Распространенная ошибка родителей, которые стремятся добиться подчинения запретам – использование выражения: «Если ты не будешь делать что-то, то я не буду тебя любить». Никогда так не делайте! Родительская любовь должна быть неизменна и постоянна. Даже в самых сложных и тяжелых ситуациях говорите ребенку о своей любви, она должна быть непоколебима. Расскажите, что он вас расстроил, огорчил, но не шантажируйте своим отношением.

Выстраивание правил поведения ребенка в семье и обществе, возводя необходимые запреты, родителями: они готовят малыша ко взрослой жизни, которая состоит из разнообразных табу. Не стоит пренебрегать этой возможностью и все разрешать малышу, ему будет не комфортно, а после трех лет − страшно. Когда человек не ощущает границ, не знает, как далеко он может зайти в своих действиях, его это страшит, зачем создавать такие условия ребенку? Но возводя грани, нужно быть осторожными, пользоваться советами и рекомендациями опытных родителей и психологов, и тогда вы сможете организовать безопасное развитие и гармоничные отношения в семье.

kukuriku.ru

Как правильно говорить ребенку «нельзя»: 8 советов психолога

Конечно, мама с папой в силу своего возраста и жизненного опыта знают намного лучше, что ребенку можно делать, а от чего стоит воздержаться. Однако маленький человек, только начинающий осваивать окружающее пространство, хочет поступать так, как ему нравится. Главная задача родителей в раннем возрасте – научить малыша понимать запреты.

Как же правильно говорить детям слово «нельзя»? Из нашей статьи вы узнаете, как установить систему ограничений и помочь ребенку избежать многих проблем в будущем.

Подросшему малышу, активно познающему окружающий мир, интересно всё: горячая сковорода, папины документы, мамина косметика, кошачьи усы. Зачастую любой запрет он воспринимает в штыки – плачет и злится. Эта реакция абсолютно естественна, таким способом ребенок выражает протест против ограничения свободы.

Еще одной важной особенностью маленьких детей является неспособность обобщать и переносить знания на аналогичную ситуацию.

Не удивляйтесь, если вы запретили крохе трогать хрустальную вазу, а он старается ухватить стеклянный графин. Это просто особенность развития, поэтому родителям стоит запастись терпением.

Понимать слово «нельзя», точнее строгий мамин голос малыш начинает уже в полугодовалом возрасте. Хотя в шесть месяцев еще невозможно объяснить, что нож очень острый и может сделать «бо-бо». Родителям проще прикоснуться к лезвию и сморщить лицо, сказав: «Ой-ой, как больно. Нож такой острый!»

Не секрет, что до двух лет подавляющее количество запретов связано с детской безопасностью, а отставшая часть – с агрессивными проявлениями в сторону близких людей и сверстников. К примеру, мама запрещает совать пальчики в розетку, кусаться или щипаться.

В этот возрастной период дети не понимают социальных запретов – правил поведения за столом или в общественных местах. Бесполезно такому малышу запрещать заглядывать в чужие сумки, бросать еду на пол, кричать в магазине. Ребенок еще не понимает, почему в песочнице шуметь можно, а в поликлинике нельзя.

А вот в три годика уже можно устанавливать запреты на нежелательную активность и говорить слово «нельзя».

Трехлетний малыш способен понять, что рисовать в альбоме можно, а на обоях – нет. Однако пройдет немало времени, прежде чем он начнет осознанно реагировать на родительские ограничения.

Прежде всего, разговаривать с малышом необходимо спокойным, уверенным голосом. Не стоит кричать, иначе он просто начнет бояться маминого разгневанного вида. Однако показать свое недовольство крайне важно, чтобы ребенок понимал, когда вы расстроены его поступком. О чем еще следует помнить?

  1. Маленький человечек тоже заслуживает уважения, поэтому не стоит употреблять оскорбления и негативные эпитеты. Подобным поведением вы лишь снизите детскую самооценку и не приобретете родительский авторитет.
  2. Используйте язык тела, если хотите донести запрет до малыша. Если он тянется к чему-то опасному, отодвиньте кроху подальше, встаньте перед ним на корточки и повторите слово «нельзя». Если он замахивается на вас, покажите, что вы недовольны – снимите с ручек, отойдите на пару шагов и скажите, что «маму нельзя бить».
  3. Прежде чем произнести очередной запрет, постарайтесь встать на место малыша. Вспомните, как вы в детстве хотели исследовать окружающее пространство. Возможно, подумав, вы все-таки разрешите определенное действие чаду, конечно, соблюдая определенные меры предосторожности.
  4. Выбирайте для ограничений короткие слова – «нельзя» и «стоп», если в семье маленький ребенок. Длинные предложения и объяснения следует использовать по отношению к подросшему малышу.

Ну и, конечно, важны не слова, а личный положительный пример. Не стоит требовать от детей того, чего вы сами не делаете.

Ребенок вырастет пунктуальным, станет относиться с уважением к старшим, не будет сквернословить, если вы являетесь образцом хорошего поведения.

8 советов психолога для установления запретов

Если вы хотите научить ребенка правильно реагировать на столь важное слово «нельзя», попробуйте следовать нескольким несложным советам. Они помогут установить разумные запреты, в то же время не ограничивая детскую активность.

  1. Не следует злоупотреблять словом «нельзя». Есть риск, что ребенок станет воспринимать его как сопутствующий фон, не обращая на него особого внимания. Кроме того, запомнить все родительские запреты попросту невозможно. Мы уже говорили, что запрещать следует только то, что опасно для жизни или оскорбительно для окружающих.
  2. Постоянное одергивание все же нежелательно, лучше создать вокруг малыша безопасную среду, благодаря которой вы сможете избежать большинства запретов. Уберите повыше острые, хрупкие предметы, установите заглушки на розетки, уберите от окон стулья и столы и т.д.
  3. Обязательно согласуйте свои действия с домочадцами. У матери, отца, бабушек и дедушек должен быть единый перечень запретов. Это нужно для того, чтобы малыш не столкнулся с противоречиями. Например, мама запрещает долго сидеть перед телевизором, а любимая бабушка разрешает.
  4. Кстати, обсуждение списка запретов полезно и тем, что вы сможете убрать «вредные» ограничения, которые препятствуют естественной детской любознательности. У вас есть стиральная машина? Почему бы не разрешить крохе пачкаться на улице, исследуя глубину луж. Также у вас появится возможность договориться с супругом, чтобы он не оставлял важные документы или ключи от машины на столе.
  5. Будьте последовательны в деле запретов. Если вчера вы говорили «нельзя», когда ребенок раскидывал игрушки по комнате, то и сегодня не разрешайте поступать так же, даже если вам хочется не воспитывать маленького «неряху», а посмотреть сериал или поговорить по телефону.
  6. Ребенок подрастает, совершенствуются его умения, а значит, родителям нужно корректировать запреты в соответствии с возрастом. Так, четырехлетний малыш уже может орудовать не очень острыми ножницами, помогать маме в приготовлении обеда.
  7. Постарайтесь исключить из речи частицу «не». Психологи уверены, что дети вообще ее не слышат или даже воспринимают такой запрет как руководство к действию. К примеру, вместо обидного «не будь жадиной» скажите «а давай-ка поделимся с твоим братиком».
  8. Очень важно дать детям альтернативу нежелательного поведения. Мы уже писали, что рисовать можно в раскрасках, а не обязательно в книгах со сказками. А кукольное лицо больше подходит для раскрашивания, чем детская мордашка.

Итак, слово «нельзя» является действенным инструментом в родительских руках. Однако только разумное количество ограничений способствует детскому развитию.

Поэтому сократите перечень запретов до минимума, не бойтесь объяснять ребенку их причины и обязательно предлагайте достойную альтернативу запрещаемому поведению. Лишь в этом случае вы воспитаете у малыша не упрямство и желание поступать назло, а понимание и послушание.

www.mapapama.ru


Смотрите также