Художественный кружок для детей


Программа кружка по художественному творчеству «Фантазия»

Людмила Рябоконева Программа кружка по художественному творчеству «Фантазия»

Пояснительная записка.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Актуальность:

Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки.

Задачи:

1. Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.

2. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.

3. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

4. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.

5. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.

6. Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.

7. Развивать экологическую культуру дошкольника через художественное творчество: знакомство с природой (растения, животные, грибы, знакомство с природными явлениями (снегопад, радуга, северное сияние, дождь, туман и т. п.); воспитывать бережное отношение к природе.

8. Составить программу работы кружка «Фантазия».

Средства обучения: печатные (раздаточный материал, книги, электронные (сетевые ресурсы, аудиовизуальные (слайды, аудиозаписи, наглядные (иллюстрации, картины, демонстрационные (макеты, муляжи, модели).

Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия, практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ).

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки.

Количество занятий: один раз в неделю.

Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественное творчество:

1. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала. Рисование природным материалом»

2. Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».

3. Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук», «Экологические знания, которые могут получить дошкольники по занятиям лепки, рисованию, аппликации».

4. Оформление уголка «Фантазия», «Студия «Умелые ручки». и т. п.

При создании программы опиралась на нормативные документы:

1. Закон об образовании.

2. Устав МКДОУ д/с «Солнышко».

3. Основная общеобразовательная программу МКДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.

4. СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Итогом детской деятельности могут служить детские работы, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков, выставки.

Место проведения: помещение группы «Солнечные лучики».

Используемый материал:

Рисование: различные предметы для рисования (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др., миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.

Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань.

Лепка: пластилин, солёное тесто (соль, мука, вода, клеёнки для работы с пластилином.

Срок реализации: 1 год.

Календарно- тематическое планирование кружка «Фантазия» на 2014 – 2015 год.

Сентябрь

Недели Занятие/ Название работы

1. Знакомство с разнообразием красок.

2. Знакомство с бумагой.

3. Знакомство с различными способами нетрадиционного рисования и лепки.

4. «Фантазия» / коллективная работа.

Октябрь

Недели Занятие/Название работы

1. «Воздушные шары» /аппликация.

2. «Осенние деревья»/ниткография.

3. «Дождик»/работа карандашом.

4. «Тучи и дождик»/коллективная работа.

Ноябрь

Недели Занятие/Название работы

1. «Золотые подсолнухи»/аппликация.

2. «Божья коровка»/ниткография.

3. Свободная лепка.

4. «Цветной дождик»/рисование пальчиками.

Декабрь

Недели Занятие/Название работы

1. «Цветы в вазе»/салфеточная аппликация.

2. «Новогодний букет»/коллективная работа.

3. «Новогодняя ёлка»/рисование красками.

4. «Снежинки»/рисование бумагой.

Январь

Недели Занятие/Название работы

2. «Птицы на ветке»/аппликация из салфеток.

3. «Деревья в снегу»/ниткография.

4. «Снеговик»/аппликация.

Февраль

Недели Занятие/Название работы

1. «Самолёты»/рисование красками.

2. «Машины для папы»/лепка.

3. «Украсим валенки»/обрывная аппликация.

4. «Зимние узоры»/коллективная работа.

Март

Недели Занятие/Название работы

1. «Открытки для мамы»/аппликация.

2. «Капель»/рисование красками.

3. «Мимоза»/барельефная лепка.

4. «Рамочка для мамочки»/ индивидуальная работа с использование всех техник и навыков художественного творчества.

Апрель

Недели Занятие/Название работы

1. «Звёзды»/рельефная лепка.

2. «Ракеты»/аппликация.

3. «Пасхальное яйцо»/поделка из солёного теста.

4. «Ромашки»/поделка из солёного теста.

Май

Недели Занятие/Название работы

1. «Букет к 1 мая»/аппликация.

2. «Открытка к 9 мая»/аппликация из салфеток.

3. «Рыбка»/оригами.

4. «Одуванчики»/рисование методом тычка.

Предполагаемый результат:

1. Дети освоят правила безопасности во время работы.

2. Дети смогут создавать сюжеты и образы, и объединять их в коллективные композиции; улучшатся творческие показатели: фантазия, воображение.

3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.

4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

5. Дети будут обладать знаниями в области «Познание» (окружающий мир, экология).

Используемая литература:

1. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.

2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветной мир», 2012.

3. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.

4. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.

5. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

7. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».

8. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».

9. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

10. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

www.maam.ru

Программа творческого кружка "Фантазия"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детско-юношеский центр г.Вяземский

Вяземского муниципального района Хабаровского края

«Утверждена» Рассмотрена на педсовете.

Директор ДЮЦ: ____________ протокол № от _____________

М.А.Латошина

ПРОГРАММА

дополнительного образования «Фантазия»

художественно-эстетическая направленность

Составлена: Бей Г.В.

педагогом дополнительного образования.

Возраст обучающихся 7-11 лет, срок реализации – 1 год.

2016 год.

г.Вяземский

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………….3-5

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности……………............6

  1. Тематический план …………………………………………7

  1. Содержание программы …………………………………...8-9

  1. Методическое обеспечение ………………………………10-11

  1. Литература …………………………………………………12

  1. Календарно-тематический план………………………….13-15

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видно, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. Система работы кружка построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

Данная программа кружка художественного творчества «Фантазия» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-11 лет, поэтому в данную профильную группу набраны учащиеся начальных классов по их собственному желанию. Занятия проводятся в школе во второй половине дня.

Цель программы

Формирование художественной культуры школьников через их собственное творчество.

Задачи программы

  • Приобщение учащихся к художественному творчеству.

  • Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности.

  • Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами.

  • Формирование практических навыков работы с различными инструментами.

  • Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

.

Организация образовательного процесса

  • Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Общее количество учебных занятий кружка в год по творчеству – 144 ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится 3 раза в год (первичный – в сентябре, промежуточный – в январе и итоговый – в мае).

  • Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.

  • Задача руководителя – постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранить увлечённость ребят любимым делом. Поэтому очень важно подбирать задания в соответствии с возрастом. Выполнение работ только кажется простым, за этим кроется выработка твёрдых навыков. В повседневной жизни необходимо поддерживать у детей радость открытия, новизны, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и творчества своих товарищей.

  • Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, когда руководитель кружка вместе с ребятами делает и свою работу, на которую ориентируются дети. Метод личного показа приветствуется.

  • Задача педагога – следить за правильной организацией рабочего места учащихся, хранением инструментов, экономным и бережным расходованием материалов, аккуратным обращением с методическими материалами, журналами, книгами.

  • Эффективным средством обучения и воспитания, а также формирования и сплочения коллектива являются совместные посещения выставок прикладного и художественного творчества в сельском доме культуры и музее г.Вяземского, проведения праздников в коллективе, чаепитий.

  • Младшие школьники быстро утомляются, поэтому через каждые 20-30 минут работы необходимо делать перерыв или физминутки, обязательно включая зрительные.

  • Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения.

  • В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

  • Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка.

  • Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие реальные события.

Ожидаемые результаты

Дети будут знать:

- о разнообразии техник народного творчества;

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

Учебно-тематический план

План

часы

всего

Теор.

Прак.

1

Введение. Вводное занятие в учебный курс

4

4

2

Поделки из природного материала

1

8

9

3

Проектная деятельность

1

17

18

4

Поделки из солёного теста

1

5

6

5

Поделки из бумаги и картона

1

33

34

6

Работа с пластилином

4

4

7

Ваяние из гипса

1

4

5

8

Работа с нитями пряжи

2

2

9

Работа с лекалами из бумаги

8

8

9

Работа с тканью

1

8

9

10

Аппликация из соломки

8

8

11

Поделки из спичек

1

2

3

12

Волшебная флористика

1

4

5

13

Экскурсии

4

4

14

Выставки творческих работ

4

4

15

Праздники, чаепития

2

2

16

 Игрушки из бросового материала.

1

18

19

       Итого:

15

129

144

Содержание программы.

1. Правила техники безопасности.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе с разными инструментами.

2. Лепка из соленого теста.

Учатся делать цветное тесто, окрашивать его, знакомятся с правилами хранения теста. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы. Дети учатся лепить простые элементы, создавать фактуры поверхности, скреплять детали между собой. Ученики делают изделия: «Подкова», «Фрукты», учатся сушить и окрашивать тесто, оформлять изделия и клеить изделия, делать композиции с использованием дополнительного материала.

Изделия из соленого теста.

Ученики делают изделия: « Змея», «Подкова», «Фрукты», учатся сушить и окрашивать тесто, оформлять изделия, составлять композиции с использованием дополнительного материала.

Учащиеся изготавливают более сложные картины: «Подсолнухи» « Розочки в корзине», оформляют изделие.

Изделия из соленого теста на тему: «Скоро Новый год»

Учащиеся изготавливают картины на тему: «Скоро Новый год» из цветного или простого теста, изделия: «Елочка». Сушат и окрашивают тесто, оформляют изделия.

3. Работа с пластилином.

Учатся подготавливать пластилин к работе, окрашивать его, знакомятся с правилами его хранения. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы, а также организацией рабочего места. Дети учатся делать простые элементы из пластилина. Знакомятся с повадками и отличительными особенностями разных животных.

Изделия из пластилина.

Изготавливают изделия: «Весёлый зоопарк», «Букет роз».

4. Волшебная флористика.

Учатся собирать и сушить осенние листья, подготавливать их к работе. Учитель подробно знакомит детей с набором инструментов и технологией сушки листьев. Дети учатся составлять простые и сложные композиции из листьев.

Композиции из листьев.

«Заяц», «Слон», Рябина, «Лес», «Рыбка», «Осенний букет» и т. п.

5. Работа с пряжей.

Учащиеся учатся работать с лекалами из бумаги, переводить выкройку через кальку и самостоятельно готовить лекала по заданным размерам, работать с пряжей разного качества, выполнять работу по инструкции.

Изделия из пряжи.

«Весёлые куклы».

Поделки из помпончиков: «Пушистые бусы», «Гусеница», «Цыплёнок», «Грибы», «Чудо - ягодки», «Открытка», «Новогодняя ёлочка» и т.п.

6. Работа с бумагой и картоном. Аппликация.

Плоские и объёмные – сходство и различие. Виды бумаги: чертёжно -рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, промокательная, бархатная. Виды картона: цветной, тонкий, упаковочный; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

Изделия.

Разные виды аппликаций: «Волшебный цветок», «Московский Кремль», «Весёлый Дед Мороз», «Прощай, бабье лето!», «Весёлый дождик !», «Пушистые облака», панно «Цветы», аппликации на тему «Пасхальный благовест» и др.

7.Работа с разными материалами.

Знакомство с разными материалами, из которых можно сделать красивые и оригинальные поделки: скорлупа яиц, капсулы киндер-сюрпризов, цедра лимона и апельсина, фольга, скорлупа орехов, перья и пух и др. Подготовка различных материалов к работе, оформление к выставке.

8.Изделия из разных материалов.

Поделки

  • из перьев и пуха: «Лебёдушка», «Цирковая собачка», «Птица счастья»;

  • из цедры: «Мимоза», «Гроздья рябины»;

  • из скорлупы орехов: композиция «Дружная семейка», «Черепаха», «Божья коровка», «Клубничка», «Божья коровка на листке» и др.

9.Проектная деятельность.

Объёмное «Чудо-дерево» из картона и бумаги.

Цветочная поляна, трава из бумаги.

Книжки-малышки в форме различных овощей, фруктов и т.п.

Методические пояснения

Программа подчеркивает важность увлеченности школьников творчеством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические их художественные потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы.

На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.

В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и

Формами подведения итогов реализации программы “Фантазия ” являются

  • выставки: тематические, праздничные,

  • творческие конкурсы: школьного, сельского, районного, краевого и федерального масштаба.

На уроках трудового обучения существует заключительный этап – презентация своей работы, на котором каждый ребёнок по желанию представляет и демонстрирует в действии своё изделие, сопровождая это стихотворением или загадкой, и даёт возможность другим детям полюбоваться им, подержать в руках. Такой этап есть и на занятиях кружка.

Работа с родителями.

Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в дополнительном образовании “Фантазия ”, помощь в организации экскурсий.

Организация тематических творческих выставок поделок на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях, в сельском ДК.

Материалы, инструменты, приспособления

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

  • Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких орехов и т.д.

  • Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная.

  • Картон : цветной, тонкий, упаковочный.

  • Открытки, салфетки, фантики.

  • Ткань, иголка, дырокол.

  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.

  • Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков.

  • Вата, поролон, капрон для набивки игрушек.

  • Бросовый материал: коробка картонная, стеклянная бутылка оригинальной формы, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т.п.

  • Клей ПВА и «Момент».

  • Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.

  • Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий.

  • Пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.

  • Электрический утюг для разглаживания ткани и соломки.

Литература.

для учителя

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

  2. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

  3. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.

  4. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

  5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

для обучающихся

  1. Большая Детская энциклопедия. Изобразительное искусство. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC

  3. Детский периодический журнал «Солнечный зайчик»

электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

  3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  5. Большая Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

  6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

Календарно-тематический план

Тема занятия

Теор.

Практ.

1-2

Введение. Вводное занятие в учебный курс.

4

3

Поделки из природного материала.

1

4-7

Поделки из природного материала

8

Композиции из листьев. Заяц.

Композиции из листьев. Слон

Композиции из листьев. Осенний букет из рябины.

Композиции из листьев. Осенний лес.

8

Проектная деятельность

1

9-11

Проектная деятельность. Книжки-малышки в форме различных овощей, фруктов и т.п.

7

12-14

Поделки из солёного теста.

1

Поделки из солёного теста. Змея.

5

Подкова. Фрукты.

Розочки в корзинке.

15-31

Поделки из бумаги и картона.

1

Поделки из бумаги и картона. Разметка и измерение бумаги разной по фактуре

33

Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки

Работа по выкройке и чертежу

Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона.

Сборка и оформление игрушки.

Разные виды аппликаций: «Весёлый дождик»

Разные виды аппликаций. Панно «Цветы»

Разные виды аппликаций. «Прощай, бабье лето!»

Разные виды аппликаций. «Волшебный цветок»

Разные виды аппликаций. «Пушистые облака»,

Разные виды аппликаций. «Весёлый Дед Мороз»

Разные виды аппликаций. «Пасхальный благовест»

32-33

Работа с пластилином.

4

Изделия из пластилина. «Весёлый зоопарк»

Изделия из пластилина. «Букет роз».

34-

Ваяние из гипса

1

35

Игрушки на елочку.

3

36

Работа с нитями пряжи.

2

37- 40

Работа с лекалами из бумаги.

8

Перевод выкройки через кальку и самостоятельная подготовка лекала по заданным размерам, работа с пряжей разного качества.

Поделки из помпончиков. Цыпленок.

Поделки из помпончиков. Пушистые бусы.

Поделки из помпончиков. Гусеница.

41-44

Работа с тканью.

1

Платьица для куколок.

8

45-47

Аппликация из соломки.

6

Панно «лошадки»

48

Поделки из спичек.

1

49

Поделки из спичек. Колодец.

2

Волшебная флористика.

1

50-52

Сложная композиция из листьев, желудей и орешков.

4

53

Игрушки из бросового материала.

1

54-61

Игрушки из бросового материала.

Из скорлупы яиц

18

Из капсулы киндер-сюрпризов

Из цедры лимона и апельсина

Из фольги

Из скорлупы орехов

Из перьев и пуха

Из компакт-дисков

62

Оформление выставки игрушек

3

63

Выставка поделок из бросового материала

1

64-65

Экскурсия

4

Весенний лес

Культурный центр «Каскад»

66

Выставка цветов из различных материалов

2

67

Выставка творческих работ

2

68-71

Проектная деятельность

- выбор проекта

- выполнение

- оформление

- защита

8

72

Праздник, чаепитие.

3

Итого

15

129

multiurok.ru

Программа кружка в детском саду для детей 3-7 лет. Творческая мастерская (с планированием)

Программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей» на 2016 – 2017 учебный год

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”… (В.А.Сухомлинский) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.

Актуальность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий». Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Новизна и отличительная особенность. Программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Цель и задачи.

Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию. Задачи по обучению технике работы по ручному труду: 1. Сформировать у детей интерес к разнообразным видам художественного искусства. 2. Познакомить со свойствами материалов. 3. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы, приспособлениями и инструментами, разнообразными видами техник, постепенно осваивать более сложные приёмы работы, подвести к созданию работ по собственному замыслу. 4. Развивать общую ручную умелость. Координировать работу глаз и обеих рук. 5. Развитие творческих способностей детей, оригинальности подхода к решению художественных задач. 6. Воспитание интереса к ручному труду, желания сделать поделки, украшения своими руками.

Задачи по сенсорному воспитанию.

1. Повышать сенсорную чувствительность. 2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета. Задачи по развитию речи: 1. Активизировать пассивный словарь детей, обогащать словарь детей. 2. Развивать монологическую и диалогическую речь. 3. Учить активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства предметов; объекты и явления природы. Называть материалы, используемые для работы.

Задачи по эстетическому воспитанию:

1. Учить создавать выразительные образы. 2. Развивать чувства цвета, цветового восприятия, учить подбирать цветовую гамму в соответствии задуманным образом. 3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное. 4. Формировать композиционные навыки. формировать эстетического отношения детей к окружающему. развивать умение видеть и чувствовать красоту в искусстве, понимать прекрасное; 5. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. 6. Формировать художественные умения и навыки работы в разных изобразительных техниках.

Задачи по нравственному воспитанию:

1. Формировать у детей умение трудится в коллективе. 2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, самостоятельность. 3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь. 4. Развивать желание детей делать приятное для других детей, родителей. 5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности. 1.4. Направления работы: 1. Развитие творческих способностей 2. Художественно-эстетическое развитие 3. Познавательное развитие

1.5. Содержание программы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей. Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться. При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок. Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

1.6. Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному. 2. Системность работ. 3. Принцип тематических циклов. 4. Индивидуального подхода.

1.7. Методы и приемы обучения.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов. 1.Словесные: -рассказ; -беседа; -объяснение; - чтение художественной литературы, художественное слово; - образное слово (стихи, загадки, пословицы); - поощрение; - анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей. 2. Наглядные: -использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий. Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла. 3. Практический прием: Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

1.8. Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 5 этапов. 1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.). 2 этап - знакомство со свойствами материалов. 3 этап - обучение приемам изготовления. 4 этап - изготовление поделок. 5 этап – выставки детских работ. Основной формой работы являются занятия с группой Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.

1.9. Условия и материалы для реализации программы

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме: 1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. 2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. 3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. 4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. 5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 6. Самостоятельное изготовление поделки. 7. Анализ готовых поделок своих и товарищей. 8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала. Материалы: Бумага разных видов: картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д. ткань, вата, ватные диски, ватные палочки, свеча, природный материал: семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д. крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия, пластилин, глина, тесто соленое, тесто цветное, бросовый материал: коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д. фольга, нитки: мулине, джутовая, ирис и др. краски: гуашь, акварельные краски, акриловые краски, карандаши простые, цветные, фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д. ножницы, клеёнка, клей: клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер, кисти: беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5 стеки, влажные салфетки, непроливайки, шаблоны.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги. 2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций. 3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение. 4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение. 5.Наклеивание ниток и ткани на изображение. 6.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение. 7.Наклеивание ватных дисков на изображение. 8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение. 9. Скрепление различных деталей. 10. наматывание ниток на основу. 11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков. 12.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами. 13.Изучение нетрадиционных способов рисования. 14.Лепка предметов из теста и их закрашивание. 15.Изучение приемов работы с бумагой. 16.Барельеф. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары, практикумы, мастер-классы. Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

1.10. Планируемый результат.

Средняя и младшая группы. • Познакомятся с различными материалами и их свойствами. • Освоят навыки работы с разнообразными материалами, ножницами, клеем. • Научатся некоторым приемам преобразования материалов. • Научатся видеть необычное в обычных предметах • Разовьют мелкую моторику рук. Старшая и подготовительная группы • Овладеют различными приемами преобразования материалов. • Освоят обобщенные способы работы. • Разовьют познавательные, конструктивные способности. • Разовьют интерес к результату и качеству поделки. • Разовьется поисковая-исследовательская деятельность. • Освоят умение анализировать поделку. • Сформируется положительное отношение к труду(как своему, так и других). • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности. • Подготовится рука к письму. Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.

2.1. Содержание разделов программы по «Творческой мастерской»

№ Месяц Наименование раздела Кол-во часов 1 Октябрь Экопластика. 8 2 Ноябрь Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина). 8 3 Декабрь Изготовление новогодних поделок, различные техники. 8 4 Январь Работа с бумагой. 7 5 Февраль Различные техники рисования. 6 6 Март Работа с тканью и нитками 7 7 Апрель Работа нетрадиционными материалами 8 8 Май Смешанные техники (бумага, картон, фольга) 6

Количество часов по программе 58

2.2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по «Творческой мастерской» на 2016-2017 учебный год.

Октябрь. Экопластика. 1 «Подсолнухи» Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств. 2 «Семейство ежей» Шишки, пластилин Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Скатывание пластилина «колбаской», шариком. Использование приема примазывания, вытягивания. 3 «Цветочная полянка» Каштаны, желуди, семена клена, пробка. Закрепление приемов работы с пластилином, Совершенствовать технику лепки: знакомство с новым способом скрепления частей с помощью пластилина. 4 «Старичок-Лесовичок» Каштаны, палочки, шишки, пластилин. Ознакомление с новыми приемами работы с природным материалом, соединение частей с помощью деревянных палочек. Развивать способности к формообразованию и сюжетосложению. 5 «Осенняя открытка» Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус. 6 «Гусеница» Свежие листья, проволока, шаблоны, палочки, клей, пластилин Знакомство с новым изобразительным приемом нанизывание на палочку свежих листьев. Развивать ручную умелость. 7 «Осенняя фантазия» Листья клена, дуба, краски, кисти тонкие Создание ритмичного рисунка. Формировать точные графические умения, показать зависимость декора от формы листа. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов. 8 «Насекомые» Палочки, семена клена, сушеные листья, желуди, пластилин. Продолжать знакомство с разнообразными способами присоединения деталей с помощью пластилина. Развивать чувство цвета и композиции Ноябрь. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина) 9 «Дерево жизни» Соленое тесто, шаблоны листьев, фруктов, шляпки от желудей Знакомство с новым материалом, его свойствами. Учить детей создавать в лепке модели деревьев, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде. Украшать композицию используя разнообразный природный материал. 10 «Розочки» Пластилин, цветной картон Закреплять приемы работы с пластилином: скатывание, расплющивание. Познакомить с новым способом лепки из пластина методом скручивания. Показать возможность моделирования формы изделия. Развитие фантазии, эстетического вкуса. 11 «Крендельки» Соленое тесто, стека Учить детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание. Учить декорировать изделие, создавая единую композицию. 12 «Черепашка» Глина, вода Учить детей лепить черепаху, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения панциря черепахи. Знакомство с видом изобразительного искусства контррельефом. 13 «Золотая рыбка» 1 часть пластилин, трафарет Подготовка фона для создания композиции. Обучение приемам примазывания, смешивания разных цветов пластилина для получения необходимого оттенка, плавного перехода от одного цвета к другому. Учить работать с трафаретом. 14 «Золотая рыбка» 2 часть пластилин, трафарет Создание образа рыбки, передавая ее характерные особенности (форма, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу – отбирать нужное количество материала, определять способ лепки. 15 «Веселые зверята» Соленое тесто, пуговицы, бусинки, цветной картон Создание образов животных, учитывая их характерные особенности. Закрепление навыков работы с пластичным материалом. Комбинирование техник лепки. 16 «Котята» Глина, стека Продолжать учить детей создавать и трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Развивать чувство формы и пропорций. Декабрь. Изготовление новогодних поделок, различные техники. 17 «Волшебные снежинки» Макароны различных видов и форм, клей концелярский, акриловая краска белая, блестки Составление композиции из различных повторяющихся элементов. Формировать умение создавать ритмичные узоры, Воспитывать аккуратность при работе с клеем 18 «Письмо Деду морозу» Шаблоны открыток, Вата, клей, цветная бумага, фломастеры Формирование образа Деда Мороза используя шаблон, вату и цветную бумагу. Учить дополнять работу рисованными элементами. 19 «Елочка» Лента упаковочная, шпажки деревянные, капсулы от киндер-сюрприза Закрепление приемов бумагопластики, нанизывание ленты на деревянную шпажку. Развивать композиционные умения, фантазию. 20 «Новогодние шары» Нитки разноцветные, клей ПВА, шарики воздушные Знакомство с нетрадиционной техникой работы с нитками, накручивание ниток смоченных клеем на объемную основу - шар. Побуждать к поиску средств образной выразительности. 21 «Елочные игрушки» Мука, соль, вода, формы для печенья и пластилина для формирования игрушек Знакомство с соленым тестом, способом его приготовления, замешивания, раскатывания, создание различных силуэтов с помощью готовых форм. Расширить спектр скульптурных приемов лепки. 22 «Декорирование игрушек» Готовые формы игрушек, краски, кисти, клей с блестками Закрепление приемов раскрашивания. Учить оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона). 23 «Новогодний декупаж» 1 часть Основа пластиковая, губки паралоновые, краски акриловые. Знакомство с новой изобразительной техникой «декупаж». Обучение нанесению акрилового слоя на пластиковую основу, используя губку примакивающими движениями, равномерному нанесению белого акрилового слоя на всю форму. 24 «Новогодний декупаж» 2 часть Фрагменты салфеток с новогодними сюжетами, клей ПВА, кисточки Нанесение фрагментов салфеток на основу. Развивать композиционные умения, декорировать блестками форму частично перекрывая изображение. Январь. Работа с бумагой. 25 «Снежинки» Полоски из белой бумаги, клей Продолжать обучение приемам моделирования из полосок бумаги в технике бумагопластики. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. Закреплять навыки использования. 26 «Бабочка» Картонные шаблоны, цветная бумага Закрепление приема складывания бумаги «гармошкой», закрепление приемов вырезания по контуру. Знакомство с рациональным способом вырезывания из бумаги силуэта. 27 «Волшебные узоры» Декоративная салфетка, бумага креповая разноцветная, клей Знакомство с приемом скручивания в жгутик креповой бумаги, расположение на салфетке спиралью. Учить, пользуясь клеем, правильно закреплять элементы композиции. 28 «Варежки» Бумага цветная, картонная основа, вата Знакомство с обрывной техникой аппликации, Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, терпение. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. 29 «Кошечки и котики» Бумага офисная цветная, (или бумага для оригами) Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления. Координация работы обеих рук. Инициировать декоративное оформление готовой работы. 30 «Гусеница» Основа из полоски цветного картона, Цветные салфетки, клей ПВА Закрепление приема складывания «гармошкой», скручивание шариков из кусочков салфеток. Знакомство с новым материалом (вата) и способами работы с ним. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа с добавлением элементов аппликации. 31 «Снежные вершины» Бумага белая, картон цветной, клей Формировать навыки создания объемной композиции из мятой, жатой бумаги. Воспитывать интерес к природе. Расширить спектр технических приемов работы с бумагой. Февраль. Различные техники рисования. 32 «Витраж» 1 часть Бумага, гуашь, кисти Знакомство с техникой витраж. Рисование контура. Воспитывать интерес к искусству. Обогащать кругозор детей. Учить умело рисовать кистью, рисовать кончиком кисти. 33 «Витраж» 2 часть Бумага, гуашь, кисти Развитие воображения. Учить детей создавать образ из частей. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков). 34 «Подводный мир» Бумага для акварели, карандаши простые, ластики Знакомство с новой техникой рисования с помощью ластика по заретушированному простым карандашом фону, развивать чувство формы, пропорции. Учить детей регулировать нажим. 35 «Морозные узоры» Жидкое цветное тесто, деревянные шпажки, тарелки одноразовые Знакомство с новой техникой рисования по жидкому тесту контрастными цветами. Познакомить с приемом «вливания одного цвета в другой», познакомить с новым приемом рисования деревянной шпажкой по жидкому соленому тесту. 36 «Ночной полет» Часть 1 Бумага плотная, цветные восковые мелки, гуашь черная + ПВА (=акрил) Знакомство с новой техникой рисования граттаж. Подготовка фона (нанесение фона-основы разноцветными мелками, покрытие черной краской). Развитие мелкой моторики, воображение, усидчивость, самостоятельность. 37 «Ночной полет» Часть 2 Готовая основа, деревянные шпажки Продолжение знакомства с новой техникой рисования граттаж: процарапывание узора заостренным концом шпажки. Учить анализировать особенности соотношения частей рисунка по величине и пропорциям. Развивать глазомер и чувство композиции. Март. Работа с тканью и нитками. 38 «Пушистики» Нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, ножницы Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей). 39 «Сердечко для любимой мамочки» бумага цветная, картонная основа, шаблон, клей, ножницы Познакомить детей с элементами техники квиллинг. Учить детей скатывать полоски бумаги. Ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве. 40 «Кукла» Разноцветные отрезы тканей, нитки, деревянные палочки Знакомство с приемами изготовления тряпичной куклы, складывание ткани, обучение навыкам закрепления нитками с помощью узелков. 41 «Закладка» Картон с контуром, разноцветные полоски ткани Знакомство детей с новой техникой – плетение. Развитие мелкой моторики руки. Синхронизировать работу обеих рук. 42 «Цветик-семицветик» Круглая основа из картона с дырочками, нитки для вязания, ножницы, клей Продолжать формировать умение детей работать с ножницами и нитками с использованием элементов макраме. Синхронизировать работу обеих рук, воспитывать усидчивость, терпение. 43 «Яблочки» Картонные основы, разноцветные нитки, пушистая проволока Продолжение обучения детей использованию различных материалов и уже знакомых техник при изготовлении изделия, передавая его характерные особенности. Развитие пространственного мышления и воображения. 44 «Мороженое рожок» Разноцветные отрезы ткани, синтепон, нитки, клей, цветные конусы из картона Продолжать формировать умение детей работать с тканью ножницами. Обучать умению плести косички и закреплять их с помощью узелков. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании композиции. Апрель. Работа нетрадиционными материалами 45 «Леопард» Распечатанный рисунок леопарда на плотной бумаге, клей ПВА, пшено, гречка. Знакомство с новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к живой природе, прилежность, аккуратность. 46 «НЛО» Плотный картон, пластилин холодных оттенков, упаковки от йогуртов, деревянные палочки и др. Учить детей создавать различные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированными способами используя разнообразные материалы и знакомые способы соединения деталей. Развитие фантазии и пространственного мышления. 47 «Дракончик» Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки Учить склеивать прямоугольник в цилиндр, учить преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения образа дракона, используя полоски и разнообразные материалы. 48 «Макарония» Макароны разных видов. картонная основа, гуашь, клей. Развивать комбинаторные и композиционные умения детей: составлять изображение из нескольких частей, красиво размещать на основе. Воспитывать самостоятельность инициативность. 49 «Кит» Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки Учить работать детей с шаблоном, придавать бумаге объемную форму путем складывания и склеивания в определенных местах. Дополнять форму деталями. Развивать воображение пространственное, мышление. 50 «Ромашки» Ватные диски, клей, ножницы, цветной картон Учить использовать новый материал, работать с ним разными инструментами (складывать и наклеивать). Создавать композицию используя одинаковые части, развивать чувство ритма, эстетический вкус. 51 «Стрекозы» Ложки деревянные бумага с контуром крыльев, ножницы, клей, гуашь Продолжать знакомить с приемами использования бросового материала. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления создаваемом образе разными изобразительно-выразительными средствами. 52 «Мальвина и Буратино» Ложки пластиковые, конус из картона, гуашь, пластилин Учить создавать образ, используя пластилин и ложки как основу. Закреплять умения детей применять разнообразные способы лепки для получения художественного образа. Дополнять работу деталями. Май. Смешанные техники (бумага, картон, фольга) 53 «Рисование на фольге» Картон цветной для основы, шаблоны с готовыми рисунками, ручки шариковые Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования на фольге – чеканка, метод продавливания. Укрепление связи глаз-рука. Развитие внимания, мелкой моторики. 54 «Рыбки» Картон цветной с разметкой, ножницы, глазки Закрепление приемов работы с ножницами, вырезывание по разметке, создание образа рыбки путем использование приемов бумагопластики. Развивать воображение пространственное, мышление. 55 «Волшебные цветы» Салфетки бумажные, карандаши Знакомство с нетрадиционной техникой бумагопластики: накручивание салфетки на карандаш, сжимание, формирование из получившихся частей целостного образа. Создание фантазийного образа. 56 «Пионы» Шаблоны разных размеров из цветной оф. бумаги, голубая бумага для фона Освоение способа объемной аппликации. Закрепление приемов симметричного вырезывания. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз. 57 «Астры» Журнальные страницы, ножницы, деревянные шпажки Моделирование образа цветка из журнальной страницы, используя приемы скручивания. Закрепление приемов работы с ножницами: резание до отметки на тонкие полоски. Развитие глазомера, воспитание аккуратности. 58 «Летний домик» Цветная бумага, фломастеры Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз. Декорирование готовой работы.

2.3. Список литературы:

Данная программа составлена на основе: Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой, «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой, «Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г. Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуз-дидактика», 2007г.

Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г.

Скачать Программа кружка в детском саду для детей 3-7 лет. Творческая мастерская (с планированием)

Перспективный план работы по ИЗО и развитию творческих способностей в средней группе Аппликация в средней группе ОД по «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе. Рисование «Белый медведь» с использов Конспект НОД с детьми подготовительной группы: Моя Осетия

Перспективно-тематическое планирование в детском саду

Перспективный план по устному народному творчеству в старшей, подготовительной группе

ped-kopilka.ru

Что мы хотим от художественного кружка?

Всем доброго времени суток! Итак, продолжим наш крестовый поход за будущее наших детей. В недавней статье мы говорили про художественный кружок для детей. Сегодня разовьём мысль.

Почему вашему ребёнку стоит уметь рисовать? Уметь рисовать, а не просто знать знаменитые картины знаменитых художников?

Однажды в Нью-Йорке произошёл реальный показательный случай.

Тесная группа знаменитых в начале 20 века американских писателей собралась поболтать, и им пришло в голову померяться полученным литературным образованием.

Один за другим называли они свои «достижения» на этом поприще. Ближе к концу разговора истина раскрылась: никто из них так и не закончил литературного образования, никто вообще не начинал учиться хоть на каком-нибудь курсе по написанию прозы.

Никто! Они были писателями-легендами, чьи книги раскупались влёт, — и они были неучами!

Вдруг робкий голос из угла комнаты прошептал: «Позвольте… У меня два высших литературных образования».

Все оглянулись — кто же это был? А был это литературный критик.

Художественный кружок для детей в центре «Подсолнух»

Мораль этой истории состоит вот в чём:

  • получив самые основы мастерства, ребёнок может развиваться дальше сам. Если им движет интерес, если он не сдаётся после первых же ошибок, если в художественную школу он решил пойти не ради диплома и не ради мамы… Небеса — только начало;
  • никакое теоретическое знание никогда не выведет человека в профессионалы. Практика, практика, практика. Конечно же, эти правила подходят не только под художественный кружок для детей.

Что мы хотим от детей в нашем кружке? Мы хотим, чтобы они:

  • получили основы живописи — любого направления и стиля;
  • обрели уверенность, что они могут делать это;
  • захотели развиваться в этом направлении дальше;
  • начали свой творческий путь без обесценки их способностей.

Знаменитые писатели-фантасты из истории, приведённой выше, конечно, не были неучами. Они учились отчаянно, долго, совершили тысячу ошибок, исправили их.

Но нужно понять, что где-то там, в самом начали, они имели учителей, которые не пытались переделать учеников под себя.

Они имели никем не обесцененное рвение и энтузиазм. А потому они знали, что достигнут победы — не с первым редактором, так со сто первым. Не с первым рассказом, так с сотым.

Как дать детишкам такую путёвку в жизнь — рассказ будет, но наша маленькая статейка не вместит эту уйму данных. Читайте наш блог — и да пребудет с вами Сила!

skazokdom.ru


Смотрите также