Гимнастика для самых маленьких


Весёлая гимнастика для детей от 1 до 3 лет. Гимнастика для малышей | Азбука воспитания

В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! — пусть эти слова станут девизом вашей семьи.

Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5—10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.

Зарядка для самых маленьких

Достань солнышко. Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.

На носочках и на пяточках. Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.

Приседания. Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.

Мостик. Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»

Паровозик. Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.

Самолетик. Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».

Ножницы. Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное — старание!

Кошечка. Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!

Мишка косолапый. Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.

Бег и прыжки. Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.

Профилактика плоскостопия

Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.

◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!

◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».

◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.

◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.

Двигаемся под песенки

При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)

А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)

А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)

azbyka.ru

Гимнастика для детей от 1 до 2 лет: эффективные упражнения

Развивать физические данные маленького ребенка очень важно: чем больше работы с ним будет проведено, тем быстрее и увереннее он пойдет. Работа с детьми после года даст возможность сделать малыша более координированным, ловким и подвижным, что является предпосылкой для правильного развития и счастливого детства. Чтобы правильно заниматься с ребенком гимнастикой, необходим определенный комплекс упражнений и заданий, которые кроха должен выполнять ежедневно.

Дети, которым исполнился годик, уже имеют немалый запас умений и знаний и хотят еще больше его расширять и совершенствовать. Благодаря помощи родителей, у них может появиться такая возможность, важно лишь взяться за дело всерьез и надолго. Зарядка для детей 1-2 лет должна быть несложной, но увлекательной, ведь основа деятельности малыша – это игра.

Чтобы правильно подобрать упражнения, важно проанализировать деятельность ребенка и сделать акцент на том, что пока не получается.

Исходя из возрастных особенностей и физического развития детей, можно строить занятия с малышом на базе следующих знаний.

  • В 12-14 месяцев ребенок должен уже достаточно хорошо ходить, взбираться на метровую лестницу, лазить на четвереньках и преодолевать препятствия таким образом, подпрыгивать на одном месте и бросать мячик при помощи двух рук. Если какой-то вид деятельности не получается или идет с большими трудностями, стоит придумать комплекс игровых заданий на развитие проблемных умений.
  • Для детей 14-16 месяцев нормой становятся свободное перешагивание через препятствие, броски мяча на расстояние, спуск и восхождение на лестницу при помощи приставного шага, а также подъем на невысокую горку. Занятия с малышом могут проходить как дома в виде зарядки, так и в виде активных игр на детской площадке.
  • Когда малышу уже исполнилось 1.5 года, он может справиться с препятствиями, высота которых составляет не менее 10 сантиметров, влезть на бревно или небольшой пенек, бросить мячик в определенное место, прыгать на одном месте и ходить по небольшой возвышенности: бордюр, скамейка. Появление новых способностей может помочь в построении более сложного комплекса занятий для ребенка.
  • В 1.6-2 года малыш может справиться с ходьбой по наклонной поверхности, залезть на лестницу высотой более метра, перешагнуть через препятствие высотой до 20 см, бросить мяч в нужное место с места на расстоянии до 70 см, активно бегать и прыгать. В этом возрасте полезно включать большое количество активных игр с перемещением, поскольку малыш уже достаточно развит.
  • В 2-3 года у ребенка можно наблюдать способности к прохождению по наклоненной поверхности с разницей в 20-30 см от уровня пола, залезанию на табуретку, перешагиванию через препятствия любого размера и диаметра, не превышающего 30 см в высоту и 20 см в длину. Кроме того, он может достаточно далеко бросать мячик, активно бегать и прыгать. Для окрепших и сформировавшихся малышей нужно создавать полноценный комплекс утренней зарядки, который, кроме игр, уже будет включать спортивные упражнения.

Проведение физических упражнений положительно скажется на всех сферах развития ребенка, он будет более веселым, активным и любознательным. При помощи родителей сможет освоить гораздо больше умений, которые некоторым сверстникам будут еще не под силу. Правильно выбирая упражнения для детей разного возраста, можно добиться положительных результатов.

Утренняя гимнастика помогает прогнать сон и быстрее прийти в норму, что важно как взрослому, так и ребенку, особенно если он ходит в садик или школу. Однако заниматься с детьми можно начинать гораздо раньше. В 1 год можно проводить профилактические массажи перед тренировкой, а в заключение – небольшую растяжку и упражнения на расслабление организма ребенка.

Суть работы в этом возрасте сводится к самым простым заданиям.

  • Собрать предметы в корзинку соответствующего цвета. Задание помогает не только развивать физическую активность, но и учить цвета, что в этом возрасте очень важно.
  • Бросить мяч в ведро (имитация баскетбола). Если есть детский баскетбол, можно бросать мяч в специальное кольцо.
  • Найти спрятанную игрушку. Мама прячет недалеко игрушку средних размеров, ребенок должен ее найти.
  • Зайди в круг. Положить на пол обруч и попросить ребенка зайти в него и выйти. Можно подать как игру: когда на улице дождик – нужно спрятаться, когда солнце – можно выйти из круга.
  • Обязательно немного потанцевать с малышом, вырабатывая чувство ритма и поднимая настроение ребенку.

В полтора года можно усложнить комплекс занятий с ребенком.

  • Ходьба, но не прямо, а вокруг предмета. Хорошо будет в процессе движения петь песни или проговаривать стишок.
  • Игра в догонялки. Родитель направляет обруч катиться вперед, а ребенок должен успеть прийти к финишной черте быстрее, используя только ходьбу, а не бег.
  • Прыг в лужу. Используется тот же обруч, задача в том, чтобы с двух ног перепрыгнуть обод и попасть внутрь. Чтобы малышу было интереснее, можно имитировать прыжки в лужи.
  • Упражнения на ловкость. Поставить обруч на пол, ребенок должен сразу пройти через него, потом прыгнуть в него, а в конце – пролезть на четвереньках через него.
  • Баскетбол. При помощи обруча, который родитель держит как баскетбольное кольцо, можно тренировать ловкость и координацию малыша, стоящего с мячом. Задача ребенка – правильно бросить мяч одной или двумя руками и попасть внутрь обруча.
  • Упражнение на полу. Лежа на спине, подняв ноги вверх, нужно проводить кругообразные движения ногами, как бы прокручивая педали велосипеда.
  • Упражнение на животе. Нужно одновременно поднять ноги и руки, имитируя лодочку, плывущую по волнам. Важно держать стопы и кисти прижатыми друг к другу. Задача малыша – как можно дольше удерживать такое положение.
  • В качестве заминки можно использовать упражнение для развития мышц стопы: сидя на стуле, пальцами ноги подтянуть к себе обруч поочередно каждой ногой. Когда ребенок будет справляться с этим заданием легко, можно использовать мелкие игрушки, которые стопой нужно перекладывать с одного места в другое.

Такая активная и в то же время веселая работа с ребенком очень скоро даст свои плоды, и малыш будет активнее сверстников, более координированным и ловким, что поможет в подготовке к занятиям в садике и будущей спортивной секции.

Если говорить о занятиях с детьми в два года, то для них комплекс еще больше усложняется, и может иметь такой вид.

  • Ходьба с использованием искусственно созданного возвышения или горки, на которую нужно зайти и сойти. Для первых попыток важно сопровождать ребенка и вести за руку, позже – лишь присутствовать рядом.
  • Прыжковые упражнения. Проведение разных по направлению и высоте прыжков с проговариванием стишков про зайку.
  • Упражнение на координацию и гибкость. Натянуть веревку или положить гимнастическую палку на небольшой высоте и дать задание проползти под ней не касаясь.
  • Упражнение с мячом. Учить работать с мячом при помощи одной руки, заводя ее за голову. Максимальная дальность должна быть около метра.
  • Упражнение на равновесие. Выстроить дорожку с препятствиями и попросить ребенка пройти по ней, аккуратно перешагивая все, что встретится ему на пути.
  • Упражнение лежа на спине. Подъем ног вверх, поочередно правой и левой, пробовать две вместе.
  • Упражнение лежа на животе. Дать ребенку в руки мяч и попросить поднять руки вверх так, чтобы мяч оторвался от земли. Количество повторов – от 2 до 5.
  • Если дома есть шведская лестница, то стоит поработать на ней, попросив малыша не спеша залезть на безопасную высоту и медленно слезть.
  • Провести заминку при помощи пальчиковой игры с использованием стихов и разминки пальцев рук.

Комплекс упражнений может быть самым разнообразным, потому как он базируется на состоянии физического развития и здоровья ребенка. Если есть какие-либо противопоказания, временные или постоянные, то необходимо использовать ЛФК, по возможности тренироваться с малышом в бассейне и делать все, для того чтобы ребенок развивался нормально.

Подробнее о гимнастике для детей от 1 до 2 лет смотрите в следующем видео.

Оценить статью можно здесь

Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

Революционная, 71 440000 Пенза

o-krohe.ru

Гимнастика для самых маленьких. Комплекс упражнений для самых маленьких

Некоторые родители иногда боятся даже лишний раз взять свое чадо на руки. Это продиктовано безотчетным страхом причинить своему ребенку боль и установкой на то, что он очень хрупок.

Но поверьте, если ваш малыш выдержал роды с их сжатием и давлением, то гимнастика не станет для него непомерной нагрузкой.

Напротив, физические упражнения только помогут новорожденному реабилитироваться после этого нелегкого испытания. Поэтому еще раз оговоримся: малышам гимнастика очень и очень полезна...

В чем польза гимнастики для новорожденного?

Находясь в утробе матери, малыш постоянно выравнивал положение своего тела относительно положения тела мамы. А в условиях гравитации управление своим телом для него — занятие непривычное, и на первый взгляд может показаться, что у малыша нарушена координация движений. Хотя даже космонавту после трех месяцев пребывания в космосе приходится заново учиться ходить по земле и попадать ложкой в рот. И это при том, что мозг его уже давно сформировался. У новорожденного же мозг сформировался только 30%, и даже по достижении годовалого возраста эта цифра не достигает ста, составляя лишь 70%. Другими словами, период от зачатия до года, к окончанию которого маленький человек уже готов ходить и говорить, — самый интенсивный в процессе роста мозга. В это время у малыша активно развиваются те отделы мозга, которые отвечают за движение и восприятие. И лишь потом, после созревания этих так называемых древних отделов мозга, начинается развитие коры больших полушарий и, соответственно, интеллекта.

Именно поэтому в младенческом возрасте движение имеет первостепенное значение для развития ребенка. Недаром грудные африканские аборигены, до девяти месяцев свободно барахтающиеся в самодельном тканевом при­способлении для ношения ребенка, значительно опережают в развитии своих европейских сверстников, которые большую часть времени пассивно лежат в кроватках. Во время занятий гимнастикой малыш получает температурные и тактильные сигналы, необходимую мышечную нагрузку, развивается его вестибулярный аппарат, улучшаются координация движений, работа внутренних органов, укрепляются суставы.

Кому лучше доверить занятия гимнастикой с малышом?

Безусловно, идеальным вариантом является инструктор, который обучит родителей правилам проведения статической и динамической гимнастики, а малыша — навыку держаться на воде и плавать. Ведь с помощью гимнастики грамотный специалист способен даже скорректировать ряд отклонений: различные асимметрии, косолапие, пупочную грыжу и т.д. К тому же, бесспорно, при освоении некоторых упражнении родителям малыша без помощи инструктора не обойтись. Но многие полезные навыки молодые мама и папа вполне в состоянии освоить самостоятельно.

Какие упражнения специалисты рекомендуют для самых маленьких?

➢ И. п. малыша — лежа на спине. Сгибая в колене по очереди правую и левую ножки малыша, подводите их к груди и с небольшим усилием нажимайте его коленями и бедрами на животик, таким образом массируя его.

➢ И. п. — то же. Подведите оба колена малыша к груди и разведите их в стороны, задержав на короткое время в крайнем положении. И. п. — то же. Одной рукой взяв выпрямленные ножки малыша за голени, поднимите их вертикально, затем опустите их в сторону, свободной рукой при этом придерживая противоположное движению плечо.

➢ И. п. — то же. Двумя руками возьмите малыша за прямые ножки, поднимите их вер­тикально, а затем опустите к его голове.

➢ И. п. — то же. Удерживая одной рукой в вертикальном положении выпрямленные ножки малыша, другой возьмите его за правую ручку и немного потяните ее на себя и к центру тела, одновременно опуская ножки за одноименное плечо. С левой ручкой сделайте то же самое.

➢ И. п. — то же. Возьмите одной рукой ножку малыша, согнутую в колене, другой — противоположную ей ручку, соедините их так, чтобы колено коснулось локтя малыша. Повторите то же самое и с другой ножкой и ручкой.

➢ И. п. — то же. Возьмите малыша за прямые ручки и разведите их в стороны до касания поверхности, на которой он лежит. Затем сведите ручки так, чтобы малыш себя крепко обнял.

➢ И. п. — то же, руки вдоль туловища. Поочередно поднимайте ручки малыша вверх, прилагая легкое растягивающее усилие. Если малыш сильно зажимает руки в локтях, выпрямлять их не обязательно.

➢ И. п. — то же. Потяните малыша за поднятую ручку вверх и вытянутую одноименную ножку вниз. Другой вариант — диагональная растяжка.

➢ И. п. — то же. Согните ножки малыша в ко­ленях, поставив стопы у ягодиц на ширине плеч. Поочередно уложите каждую голень на плоскость, опуская колено к противоположной стопе. Вторая нога стоит неподвижно.

➢ И.п — лежа на животе. Правую ножку со­гните в колене так, чтобы пятка касалась ягодицы. Бедро слегка отводится в сторону перпендикулярно туловищу. Свободной рукой придерживайте малыша за плечи.

➢ И. п. — то же. Согните ручки малыша в локтях и разведите их в стороны так, чтобы они оказались перпендикулярны туловищу. Кисти рук лежат в области шеи. Приподнимайте верхнюю часть тела, держа малыша под руки.

➢ И. п. — малыш прижимается спиной к вашей груди. Ножки ребенка складываются стопа к стопе, прижаты к туловищу и направлены носками вверх. Одной ладонью поддерживайте ягодицы и ножки малыша, а второй ладонью придерживайте его под грудь, оставляя его ручки свободными. Это для него поза отдыха и спокойствия, близкая к внутриутробному состоянию. Она помогает успокоить малыша и поэтому должна стать завершающим этапом занятий. Приведенный комплекс подходит для большинства здоровых грудных детей, но все же лучше предварительно проконсультироваться с педиатром.

Какие правила следует соблюдать, делая «зарядку» с малышом?

❧ Занятия должны проводиться при достаточном доступе воздуха, в предварительно проветренном помещении, а в жаркое время года — утром, когда еще прохладно и малыш не рискует перегреться.

❧ Если малыш заболел, отмените занятия, пока он не выздоровеет. То же самое рекомендуется, если малыш расстроен или плачет. Занятия в таком состоянии не принесут ни радости, ни пользы.

❧ Гимнастикой не стоит заниматься, когда малыш голоден или только-только поел, хочет спать или совсем недавно проснулся.

Телевизор и малыш. Можно ли смотреть ребенку телевизор? Какие программы можно смотреть с малышом по телевизору?

domovenok-as.ru

Занимаемся гимнастикой с маленькими детьми

Ни для кого не секрет, что физические упражнения – нужны для здоровья тела. И начинать знакомить своего малыша со спортом нужно уже с первых месяцев жизни. Специально для самых маленьких разработана специальная гимнастика, освоить которую будет под силу каждому родителю. Эти несложные упражнения помогут малышу лучше узнать и прочувствовать своё тело. Систематические тренировки помогут развить не только мышцы и кости, но и сердечно-сосудистую систему. Гимнастикой для самых самых маленьких могут заниматься малыши грудного возраста. Нужно быть осторожным, чтобы не навредить малышу, соблюдать правила безопасности — не допускать переохлаждения, смотреть, чтобы не было чрезмерных усилий, быть внимательными, чтобы ребенок не упал. Также важно, чтобы детям нравились занятия, они должны реагировать на упражнения улыбками, занятия должны способствовать хорошему настроению.

Зачем ребёнку нужна гимнастика

При рождении ребенок беспомощен, он еще не умеет ходить, говорить и не может самостоятельно кушать. Ему буквально во всем необходима забота и внимание родителей. Мозг новорождённого сформирован лишь на 30%, а по истечению первого года жизни эта цифра вырастает более, чем в два раза. Поэтому в первый год жизни малыш растёт очень интенсивно, и каждый ответственный родитель хочет помочь ему в этом.

В течение первых месяцев жизни в мозге ребёнка активно развиваются отделы, которые отвечают за движения. В первые годы жизни физическое и интеллектуальное развитие ребенка связаны между собой, поскольку чем более физически развит ребенок, тем ему легче осваивать все, что происходит вокруг (ему легче брать в руки предметы, он быстрее начинает ползать, а потом ходить). Именно по этой причине в первые месяцы движение очень важно для ребенка.

Гимнастика задействует тактильные ощущения, помогает развитию мышц, укрепляет суставы и улучшает работу внутренних органов. Родителям следует также знать, что гимнастика для самых маленьких – это не только лишь физическое развитие, она также приносит удовольствие малышу. А что может быть важнее, чем хорошее настроение вашего чада? Радость способствует приливу крови и расширению сосудов, что в свою очередь содействует хорошему аппетиту.

Каким нужно быть специалистом, чтобы проводить занятия

Возможно, у вас уже возник вопрос, сможете ли вы, человек без специального медицинского образования, не навредить малышу при выполнении гимнастических занятий. Безусловно, для выполнения некоторых упражнений необходимо обладать особыми знаниями. И доверять их лучше специалистам, которые смогут профессионально подойти к вопросу. Однако многие физические упражнения под силу освоить любому родителю.

Помимо тренировки всего тела не стоит забывать также и о мелкой моторике, развить которую поможет пальчиковая гимнастика. Заключается она в инсценировках мини-историй, главными актёрами которых становятся наши пальчики. При выполнении несложных заданий малыш учится активно двигать кистями, загибать пальцы, сжимать и разжимать кулачок.

Какие упражнения можно выполнять ребенку в домашних условиях

Итак, рассмотрим простую зарядку, которую в состоянии выполнить каждый родитель.

Исходное положение – лёжа на спинке.

  1. Аккуратно возьмите правую ножку малыша и, согнув в коленке, медленно подведите её к груди и животику. Затем вернитесь в исходное положение. Повторите несколько раз, поочерёдно меняя ножки.
  2. Накройте своими ладонями колени ребёнка и, подведя их к груди, разведите в стороны. Задержитесь в крайней точке на несколько секунд и вернитесь в исходное положение.
  3. Придерживая левое плечо одной рукой, возьмите обе голени в другую руку и выпрямите ножки в вертикальном положении. Затем наклоните их вправо. Придерживая правое плечо, произведите наклон влево.
  4. Поднимите вертикально обе ножки и наклоните их в сторону головки.
  5. Соединить согнутую в колене ножку и противоположную ей ручку таким образом, чтобы локоть коснулся колена.
  6. Руки развести в стороны таким образом, чтобы они касались поверхности стола. Затем свести их так, чтобы ребенок себя обнял.
  7. Поочередно слегка подтягивайте ручки вверх.
  8. Ножки согнуты в коленях, стопы у ягодиц. Поочередно укладывайте одну из ножек на поверхность, подтягивая голень к противоположной ноге.

Исходное положение – лёжа на животике

  1. Одну ножку согнуть, подтягиваю пятку к ягодицам. Слегка приподнять ножку, придерживая тело свободной рукой.
  2. Разведите согнутые ручки так, чтобы они оказались перпендикулярны туловищу. Ладони лежат на уровне шеи. Придерживая под руки, приподнимите верхнюю часть тела (не нужно ставить на ножки, нужно только немного оторвать грудную клетку от поверхности).

Последнее упражнение – ребёнок на руках, прижат спиной к вашей груди. Прижмите ножки к туловищу, носки при этом смотрят вверх. Одной рукой держите малыша за грудь, а другой придерживайте снизу, держа ножки. Это упражнение должно расслабить ребенка.

Что нужно знать при выполнении гимнастики

Тренировки не стоит проводить, если:

  • ребёнок болен, расстроен или плачет;
  • сразу после приёма пищи или на голодный желудок;
  • малыш хочет спать или только что проснулся.

В данных случаях гимнастика для маленьких детей принесёт лишний стресс. Проводите упражнения, когда малыш энергичен и в хорошем настроении.

Выполнять занятия необходимо в хорошо проветренном помещении. В летнее время тренируйтесь с самого утра, когда ещё прохладно, это немного закаляет.

Вышеприведённая тренировка проста в исполнении и не требует от взрослых определенных навыков. Но, если вы не уверены в правильности её выполнения, обратитесь к педиатру для консультации.

gimnastikasport.ru


Смотрите также