Если ребенок кусается
Как отучить ребенка кусаться и щипаться: советы психолога
Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.
Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.
В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.
Поведение на границе нормы
Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.
Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.
Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).
3-11 месяцев | Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела | Прорезывание зубов, болевые ощущения | Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления | Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование |
1 год | Укусы, удары или плач во время игры | Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе | Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения | Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы) Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование |
2 года | Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. | Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы | Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания | Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса. Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания |
3 года | То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите | Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системы | Кризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоций | Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог! Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты |
4 года | Любые из приведенных ранее | При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические | Кризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенность | Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ |
Старше 4 лет | Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании |
Кстати! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.
Методы отучения
В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.
Приобретение зубных прорезывателей
Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.
Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.
Ай! Больно!
Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.
В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.
«Пожалей! Смотри, он плачет»
Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.
Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:
- Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
- Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»
Полезные сказки
Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?
Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.
Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.
Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.
Литература:
З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок»;
А. Гнездилов. «Авторская сказкотерапия»;
Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике»;
А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей»;
О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми».
Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.
Суть истории:
Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.
Вопросы ребенку:
Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?
А почему?
А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?
Сюжетно-ролевые игры
Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?
Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.
Пересмотр стиля воспитания
Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:
- директивные указания в грубом тоне;
- переход на крик;
- угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
- рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.
Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.
Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.
Дурной пример заразителен
Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.
Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.
Вектор агрессии
Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.
Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.
Что нельзя делать родителям
В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.
Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.
Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.
- Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
- Резкое прекращение игры. В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
- Политика игнора. Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
- Пустое «нельзя». Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
- Лишение развлечений. «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
- Телесные наказания. Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.
Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.
Важно! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день, даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.
Зеркальный ответ. Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!
Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.
Покусы в детском саду: как быть родителям
В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.
Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.
Ваш кусается сам
Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.
Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.
Вашего кусают другие
Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!
С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.
Важно! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.
Если он щипается и дерется
Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.
Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.
- Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
- Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
- Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
- Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
- Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
- Сочувствуйте пострадавшему. Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
- Поддерживайте, но не одобряйте. Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.
Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.
Повод для беспокойства: когда нужен врач
Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:
- Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
- В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
- Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
- Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
- Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
- Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
- Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.
Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.
Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_otuchit/rebenka_kusatsya.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
razvitie-vospitanie.ru
Как отучить ребенка кусаться и щипаться в 1 и 2 года
Одно дело если малыш кусает фрукты или овощи, и совсем другое, если он кусает остальных членов семьи. Не хочется выслушивать претензии от сверстников в группе на детской площадке, или от воспитателей в детском саду. Как отучить ребенка кусаться быстро — вопрос, который волнует родителей, столкнувшихся с такой проблемой.
Почему ребенок кусается?
Мир для малыша в 1 годик является огромным полем для исследования. Как же понять свойства вещей, не попробовав их на вкус? Для нормального развития хватать и тянуть все в рот или кусать необходимо. Тем более, когда режутся очередные зубки. С пеленок годовалый малыш охотно сосет кулачок или пустышку. Те, кто находятся на грудном вскармливании, могут укусит за грудь во время кормления. Прорезывание зубов заставляет чесать и тереть десна, тем самым унимая зуд.
Врачи – педиатры сходятся во мнении, что кусаться свойственно абсолютно всем без исключения, их точку зрения так же разделяет народный доктор Комаровский, что можно узнать из видео на его сайте. Некоторые малыши быстро перестают кусаться, когда у других укусы и щипание посторонних людей перерастают в дурную привычку. Как отучить ребенка кусаться в 1 год — вопрос, который волнует молодых мам особенно остро. Если речь идет о возрасте до 1,5 лет, можно выделить основные причины укусов.
- У малыша режутся зубки. Появление зубов доставляет огромный дискомфорт малышу. Десна набухают и зудят, и если маленькому человеку что-то удается пожевать, то неприятные ощущения на время пропадают. Помощь родителям в данном случае окажут специальные гели, их много на аптечных прилавках. Лучше выбирать гели с небольшим количеством лидакоина в составе. Существуют так же специальные свечи при болезненном прорезывании зубов. Для облегчения зуда можно использовать специальные прорезыватели, в народе их называют «грызунки». Игрушки – прорезыватели выполняются из пластмассы, дерева или силикона. Есть так же «грызунки», которые заполнены специальной жидкостью, их необходимо поместить в холодильник для охлаждения, затем дать малышу.
- Отучить годовалого ребенка кусаться можно, если понимать, что укусы происходят намерено. Такая ситуация может возникнуть из-за активности ребенка. Он еще плохо умеет сдерживать свои эмоции, поэтому, заигравшись, может укусить взрослого. Важно пресекать такие порывы эмоций на корню. Реакция на такое поведения должна быть однозначно негативной, нужно показать всем видом, что вам очень неприятна такая игра и больше играть вы в нее не намерены.
- Если ребенок все еще продолжает кусаться в возрасте около 2 лет, то такая ситуация требует срочной корректировки. Причиной укусов в таком возрасте может быть излишнее проявление своего «эго». Обычно в этом возрасте кроха идет первый раз в детский сад. Новые знакомства подразумевают появления новых друзей, однако вместо этого малыш только и делает, что кусает других или щипается. В этом случае обязательно провести разъяснительную беседу, постараться объяснить, что он причиняет боль другим ребятишкам. Высказать мнение о том, что дружба при таком ужасном поведении ни с кем не сложится. Как отучить ребенка кусаться в детском саду — этот вопрос можно решить совместными силами родителей и воспитателей.
- Малыш уже значительно подрос, а от недовольных воспитателей и родителей дошкольников вдруг посыпались жалобы, что он искусал половину детей в саду. . Поскольку ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять серьезный разговор, стоит немедленно поговорить и выяснить причину такого странного поведения. Узнайте, может быть, малыш взял с кого-то пример, или кто-то его обижает. В любом случае не ругайте, а объясните, что кусаться — это не выход из конфликтных ситуаций.
Чувства и эмоции
Некоторые дети не испытывают проблем с общением, и легко находят общий язык со сверстниками, другим, наоборот, сложно пойти на контакт. Важно научить своего сына или дочь правильно показывать свои эмоции в рамках этикета. Прежде всего, нужно говорить о своих положительных чувствах, симпатии или любви к кому-то. А если вдруг с кем-то из воспитанников детсада малышу не нравится общаться, то стоит просто не играть с ним, но ни в коем случае не обижать его.
Выплеск эмоций
Чаще всего кусаются те, у кого внутри преобладает буря эмоций. Ребенка в возрасте 3 лет уже можно смело отправить на спортивные занятия для того, чтобы направить скопившуюся энергию в верном направлении. Отличным вариантом будет секция борьбы, у-шу или хореографии, заметный положительный эффект оказывают занятия в бассейне.
Как искоренить вредную привычку
- Главное — пресекать такие проделки и в меру наказывать за неверное поведение. Вскоре ребенок перестанет проявлять агрессию таким образом.
- Оцените эмоциональную обстановку в семье. Психологи утверждают, что в семьях, где царят скандалы и выяснение отношений на повышенных тонах, чаще всего младшие становятся неуравновешенными и агрессивными. Сведите все конфликтные ситуации на нет и посмотрите, как изменится поведение вашго малыша.
- Проблема многих родителей в том, что они не уделяют должного внимания. Старайтесь как можно больше посвящать времени ему, узнайте, как прошел его день, чем он занимался и чему научился.
- Обязательно хвалите за новые достижения, обнимайте и дарите свое тепло. Тактильные ощущения важны для установления связи между малышом и мамой. Во время поцелуев вырабатываться гормон «окситоцин», он отвечает за привязанность между людьми. Обласканный и любимый малыш просто не имеет оснований для укусов.
Ошибки, которые часто совершают родители
Некоторые малыши привлекают внимание взрослых таким способом. Крайне нежелательно заострять на инцидентах внимание. Наказывая ребенка чрезмерно сильно, родители рискуют получить обратную реакцию, он может начать вредничать и кусаться назло. В такой ситуации лучшим решением будет награждать своим интересом. А вот инциденты укусов лучше оставить без внимания.
Плохой идей, является наказание ребенка ремнем. Педагогика, как и любая наука, не стоит на месте, поэтому большинство исследований в области физических наказаний показали, что такой способ воспитания крайне нежелателен. Если наказывать ремнем, то со временем между родителями и малышом вырастет стена не понимания и недоверия. Те родители, которые бьют своих детей, на самом деле делают это от безысходности и собственного бессилия.
Кричать и повышать голос на ребенка так же бессмысленно, как и бить его. Возможно, что при родителях он будет вести себя прилично и достойно, но оказавшись без строгого надзора родственников, непоседа вновь может проявить скопившеюся агрессию.
«Драчливый» ребенок, что делать в такой ситуации?
Чаще такая проблема касается родителей мальчиков, хотя из всех правил бывают исключения — некоторые девочки могут легко дать фору маленькому «защитнику отечества». Проявление любого вида агрессии является следствием того, что малыш подвержен стрессу. Чаще всего стресс локализуется в семье малыша. Многие факторы ведут к этому состоянию.
- Развод родителей.
- Смена места жительства.
- Появление на свет младшего брата или сестры
- Начало посещения детского сада
Если семейная лодка дала трещину, то малышу необходимо объяснить, что родители по-прежнему любят и дорожат им.
Если в семье появилось пополнение, то маме стоит уделить повышенное внимание своему первенцу, чтобы исключить ревность. Можно попросить бабушек погулять с грудничком, а со старшим ребенком отправится в парк или кино. Он будет чувствовать себя любимым и не будет испытывать чувства неприязни к братику или сестричке.
Часто дети испытывают стресс начав ходить в детский сад. Разлука с мамой заставляет их сильно нервничать. Выбора у большинства современных мам, к сожалению, нет, и им приходится выходить на работу при первой же возможности. Малыш обижается, что мама оставила его в саду одного, поэтому придется отучать ребенка кусаться, щипаться и даже драться.
Совет родителем таков: приучайте к саду постепенно. Сначала нужно ходить лишь на несколько часов в день, потом можно оставаться до дневного сна, и только спустя месяц уже можно забирать ребенка вечером. Некоторые начинают ходить в садик сразу на целый день, но радоваться такому факту преждевременно, так как большинство из них после нескольких месяцев посещения дошкольного учреждения начинают капризничать.
Когда требуется помощь специалиста?
Если вопрос — как отучить ребенка кусаться в 2 года — так и не решен, и родители не смогли справиться самостоятельно, то стоит обговорить эту проблему со специалистом. Обратится за помощью, следует к детскому психологу в том случае если:
- ребенок уже большой, но продолжает кусаться в 3 года;
- он причиняет своими укусами сильную боль;
- издевается над животными;
- не слушает вас и не прекращает свое агрессивное поведение.
На сеансах у психолога должны присутствовать все члены семьи. Важно соблюдать рекомендации специалиста не только в кабинете на приеме, но и дома. Тогда поведение ребенка корректируется значительно быстрее, и вредная привычка кусаться пройдет, не оставив и следа.
Чем старше становится ребенок, тем тяжелее скорректировать его поведение. Существует так же народная английская мудрость, относящаяся к воспитанию: «Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Обратите внимание на свое поведение и обстановку в семье. Устраните весь негатив, и тогда вы сможете вырастить уравновешенного, открытого к общению и счастливого ребенка.
pups.su
Что делать, если ребенок кусается?
Татьяна Оберемок Что делать, если ребенок кусается?
С проблемой того, что ребенок кусается, сталкиваются и воспитатели, и родители детей младшего дошкольного возраста.
Почему ребенок кусается? Что делать? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей статье.
Причины того, что ребенок кусается, могут быть разнообразны.
1. Возможно, родители используют множество запретов или физически наказывают ребенка. С помощью кусания ребенок выражает протест против запретов, выказывая, таким образом, свой гнев.
2. При недостатке внимания малыш кусанием хочет привлечь взрослых к своим самым простым потребностям, которых они, возможно, не замечают. При избыточном внимании со стороны родителей или одного из них, ребенок может проявлять агрессию по отношению к тем людям, которые, по его мнению, отнимают его «законную собственность» – маму.
3. Закрепление и проигрывание ребенком тех моделей поведения, которые он видит в семье или в группе. Если в семье взрослые часто выясняют отношения с позиции силы, с помощью криков, то и ребенок усваивает этот способ решения конфликтов и выброса накопившейся злости, гнева, всего того негатива, который ему демонстрируют взрослые.
4. Часто дети кусаются, выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию. Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя неадекватно, не могут сдержать своих отрицательных эмоций.
5. У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью (чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.
6. После 3 лет, дети обычно кусаются, когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда они проигрывают в драке, или когда думают, что кто-то другой может их обидеть. Детей старше 3 лет, которые часто кусаются, необходимо показать психологу. Может оказаться, что у ребенка проблемы с самовыражением или с самоконтролем.
Для того чтобы ребенка отучить кусаться, необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок кусается, по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.
Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой. Подойдите к ребенку, присядьте так, чтобы ваши лица оказались на одном уровне и посмотрите ему прямо в глаза. Авторитетным тоном, не терпящим возражений, скажите ему примерно следующее: «Такое поведение неприемлемо. Мы не кусаем людей. Это неправильно. Пожалуйста, не делай так больше».
Каждый раз, когда взрослый видит, что ребенок приближается к другому ребёнку или к взрослому с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что ''кусаться нельзя!''. На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.
Не следует кусать ребенка в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
Нельзя кричать или бить ребенка. Кого-либо кусая, ребенка переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает. Наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения. Приказывая ребенку, не дав ему успокоиться, вы спровоцируете у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.
Помогите ребенку научиться выражать свои чувства словами. Например, «ты, наверное, злишься на Ваню за то, что он забрал твою игрушку. Используй слова, чтоб показать чувства, но не кусайся».
Рекомендуется, отыграть с ребенком ролевую игру. Изготовьте вместе с ребенком из старой варежки перчаточную куклу-кусаку. Сочините сказку про то, как вел себя кусака и к чему это привело. Озвучивайте и персонажей, которые являются наблюдателями («Наверное, не стоит с ним общаться», «Нельзя дружить и доверять такому злюке» и так далее, и, конечно же, жертву. А теперь пусть ребенок станет «жертвой», испробует разные способы защиты от кусаки (уход, обида, ответная агрессия). Правильная тактика: научить проговаривать те чувства, которые испытывают персонажи, перевести конфликт в конструктивный диалог.
Для детей старше 3 лет, которые все еще продолжают кусаться, можно применить технику тайм-аутов. Тайм-ауты дают ребенку время для того, чтоб успокоиться и приучают ребенка к мысли, что кусание неприемлемо. Тайм-ауты лучше всего срабатывают с детьми, которые знают, зачем используют эту технику. Ребенку предлагается побыть одному пять минут и подумать: «Ты еще маленький и иногда не можешь остановиться. Но очень скоро ты поймешь, как плохо быть одному». Цель изоляции, наказания ребенка заключается в следующем: он должен постепенно учиться понимать, что любой поступок, а тем более, плохой, имеет свои последствия. Тайм-аут не только продемонстрирует ребенку то, что он переполнил чашу вашего терпения или нарушил важное правило, он продемонстрирует, собственно, где лежит граница дозволенного.
Техника Тайм-аута не обязательно подразумевает под собой перемещение в другую комнату, иногда достаточно вывести ребенка из игровой зоны в комнате, отойти в угол и так далее. Если вы все-таки увели ребенка в другую комнату, убедитесь, что в ней находится минимальное количество раздражителей, которые будут его отвлекать от обдумывания своего поведения. Попав в комнату полную игрушек или в комнату с включенным телевизором, ребенок будет отвлекаться и это сведет на нет все ваши воспитательные действия. Ребенку должно быть скучно, первостепенная цель – обдумывание своих поступков и проступков.
Приучайте ребенка к ласковым действиям во время игр. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно.
Отвлеките ребенка, которого начинает раздражать игра, например, потанцуйте. Или же поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте или соберите пазл.
Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко, то есть пищу, которую необходимо прожёвывать.
Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.
Благотворное влияние оказывают игры с водой, песком, глиной; включите в режим дня релаксацию под приятную музыку, а также достаточную физическую нагрузку.
Татьяна Николаевна Оберемок, воспитатель МДОУ №77 города Иркутска
www.maam.ru
Как отучить ребенка кусаться в 1-2 года: советы психолога, Комаровского
Очень неловко бывает родителям услышать от воспитателя в детском саду или возмущенных мам других малышей слова о том, что их ребенок кусается. Замешательство, изумление, возмущение — все эти чувства вихрем пролетают в материнской голове: «Ребенок кусается? Мы постоянно занимаемся с ним и все ему разъясняем! Как отучить ребенка кусаться?»
Если ребенок стал вдруг кусаться, необходимо правильно оценить обстоятельства, понять, когда это началось, а также учесть возраст «хулигана». Мотивы, побуждающие его использовать укусы, могут быть самыми различными.
В детском саду случается разное, однако «кусачий» ребенок способен насторожить и воспитателей, и родителейТак, малыши в 10 месяцев будут использовать укусы совершенно по другим причинам, чем 2-4 летние дети. Разумеется, и способы исправления их поведения тоже будут отличаться.
Причины
Первую пробу «на зуб» малыш делает еще в грудном возрасте. Грудь мамы, резиновая соска, свой кулачок – вот основные объекты, которые испытывают атаки крохотных кусак. Тут нет ничего необычного – считают мамочки. Зубки прорежутся и причины кусаться у ребенка не будет. Часто так и происходит, но не всегда.
Известный педиатр Комаровский писал, что почти все детишки начинают кусаться, только одни с первого замечания прекращают свои эксперименты, а некоторых приходиться отучать от дурной привычки довольно долго.
Физиологическая точка зрения
Почему маленький ребенок кусается? Чаще всего виноваты неприятные ощущения во рту, когда хочет прорезаться зубик – постоянный зуд, сильное раздражение, напухшие десны. Наверное, отсюда и желание что-нибудь затащить в рот и укусить, будь то свой собственный палец или грудь мамы, порой даже папин подбородок.
Ребенок испытывает желание кусаться, так как его набухшие и покрасневшие десны просто заставляют это делать. Купите для ребенка специальные игрушки-прорезыватели, сделанные из пластика или резины — пусть они всегда лежат рядом с ним.
Желание кусаться может быть связано с периодом прорезывания зубов и болезненными ощущениями от негоДискомфорт во рту желательно смягчить с помощью гелей с анестезирующим эффектом («Калгель», «Камистад-гель»). Проблема с чувствительным прорезыванием зубов сохраняется у малыша до полуторалетнего возраста. Когда укусы пускает в ход малыш 11 месяцев, никаких действий предпринимать не надо, можно просто выждать какое-то время (см. также: физическое и психическое развитие ребенка в 11 месяцев).
Переходный возраст
У 3-х летнего малыша наступает первый переходный возраст, происходит осознание своего «Я»: «сам хочу», «сам могу». Любая попытка родителей подкорректировать этот процесс встречает со стороны человечка протест: отстаивая свою самостоятельность, он может пустить в ход и зубки.
Стоит обратить внимание на его взаимоотношения со сверстниками. Возможно, он испытывает трудности в общении с ними, а укусы — это просто защита? Бывает, что такой ребенок не только кусается, но и еще царапается. Вдруг он не обороняется, а наоборот, идет в наступление? Тогда у него могут быть проблемы с самоконтролем.
В любом случае, если ребенок стал регулярно кусаться, нужно встретиться с неврологом, детским психологом и выслушать их советы. Психология детей им более доступна и понятна.
Бывает, что в совсем юном возрасте отношения ребенка со сверстниками не складываются, у него накапливается подавленная обида или агрессияПричины психологического характера
Довольно часто основной причиной того, что при общении ребенок кусается и щипается, является недостаточное внимание со стороны родителей. Таким образом дети хотят привлечь внимание взрослых: мама не реагирует на слова, продолжает смотреть телевизор или сидеть у компьютера, нужно ее укусить!
На появление у ребенка привычки кусаться большое влияние оказывают конфликты в семье, когда агрессия проявляется на глазах у малыша. Он испытывает стресс, это может послужить развитию у ребенка дурных наклонностей.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: агрессия у ребенка — рекомендации родителямДетские психологи обратили внимание, что ребенок, который кусается во время споров или игровых конфликтов, обязательно наблюдал сцены семейного насилия. Кстати, привычка кусать сверстников, возникшая как реакция на враждебные взаимоотношения родителей и родственников, искореняется тяжелее всего. Ее проявление возможно даже в школе.
Очень часто родители задают вопросы: «Что произошло? Пока малыш не ходил в садик — не кусался, как начал посещать, появилась эта дурная привычка? Почему ребенок начал кусаться? Что делать, если ребенок кусается?» Привычка может возникнуть в результате стресса: незнакомое окружение, «старожилы» в детском саду, враждебное поведение детей в группе. В результате – укусы в целях самообороны или для утверждения своего авторитета. Некоторые дети призывают на помощь не только свои зубы, но и руки, начинают активно щипаться и драться.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать родителям, если ребенок дерется?Уход из семьи отца, переселение в другую квартиру в новом доме, рождение младшего братишки или сестренки – это все стрессовые ситуации. На любую из них дети реагируют каждый по-своему, укусами в том числе.
Нездоровая обстановка в семье или развод родителей становятся причиной стресса, который может вылиться в агрессивные проявленияКогда укусы говорят о серьезных проблемах в поведении?
Дорогой читатель!
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!
- дошкольник продолжает кусаться, хотя взрослые запрещают;
- возраст кусаки более 4-х лет;
- укусы очень чувствительные, на их месте остаются раны;
- укусы являются результатом выражения враждебности и негодования, а не намерением завладеть игрушкой или самообороной в драке;
- агрессия обращена на домашних животных.
Что делать в этой ситуации?
Если ребенок кусается, надо попробовать заранее предупредить агрессию малыша к окружающим его детям. Видите, что он начал раздражаться, нервничать, ссориться, дерется со сверстниками — постарайтесь заинтересовать его другим занятием, отвлеките его.
Пусть он поиграет в другие игры или посоветуйте посидеть одному, чтобы проанализировать свои поступки. Данный метод хорош тем, что он способствует сокращению времени общения кусаки с окружающими детьми, взрослыми. Бывает, ребенок кусается в результате длительного нахождения среди детей (взрослых), виной может быть банальное переутомление.
ИНТЕРЕСНО: как быстро отучить ребенка от истерик? Для трансформации агрессии можно предложить ребенку спокойные игры или компанию родителей, которые разделят с ним досугОстановить его агрессию можно через другой вариант действия. Поинтересуйтесь, заметив, что малыш начал нервничать: «Может, тебе дать большую куклу или новый трактор?».
Если вы не смогли предупредить агрессию, остановите ее дальнейшее проявление со стороны малыша. Для этого надо нежно, без порывистых движений обнять его. Потом, глядя в глаза, рассказать ему о его переживаниях и чувствах, например: «Тебе не хочется расстаться с медведем и отдать его Насте. Я тебя прекрасно понимаю и т.д.». Постарайтесь говорить утвердительно, чтобы ваши слова были по эмоциональности схожи с его состоянием. Главное — убедить малыша, что вам хорошо понятны его чувства, что цель его агрессии – демонстрация своей обиды. Она достигнута — дальнейшее проявление агрессивных действий не имеет смысла.
Когда ребенок кусается в детском саду, поинтересуйтесь у воспитателей, ходят ли в группу дети с такими же наклонностями. Может оказаться, что на него плохо повлияли товарищи.
ИНТЕРЕСНО: как отучить ребенка постоянно капризничать?Поведение родителей
Если ребенок стал кусаться в детском коллективе, постарайтесь выяснить, что провоцирует укусы. Вспомните, когда первый раз обнаружили у малыша эту нехорошую привычку. Может быть, в жизни крохи произошел какой-то переломный момент.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок сосет палец: советы психологовМалыш укусил кого-то при вас, займитесь утешением укушенного, пожалейте его на глазах маленького кусаки. Пусть он увидит наглядный пример того, что нужно сочувствовать другим. Дайте малышу шанс искупить вину, пусть он поможет наложить вам лейкопластырь на укушенное место, произнесет извинения, подарит пострадавшему сверстнику рисунок.
От укуса или удара малыша пострадали вы – скажите ему: «Ты причинил мне боль. Ты обидел меня, я не хочу, чтобы меня кусали» Нельзя отвечать укусом на укус, чтобы у него не возникло утверждение, что именно так и надо защищаться или отстаивать свое собственное мнение. Когда от укуса пострадали вы или какой-либо другой малыш, не надо повышать голос или наказывать виновника.
В тот миг, когда ребенок кусается, он весь во власти гнева. Он не контролирует свои действия. Приказывая ему, но не дав возможности успокоиться, вы вызываете у него еще большую злобу. Запомните, агрессию у малыша нельзя останавливать, надо дать ей возможность выплеснуться. В противном случае отрицательные эмоции, оставшиеся в нем, рано ли поздно все равно проявят себя, найдут выход.
На что обратить внимание?
- Надо учить малыша приходить к общему мнению, выражая свои чувства, отстаивая свое мнение и желания словами. Старайтесь почаще говорить ему: «Мне нравится, что ты так сдержан».
- Любить малыша надо всегда: и когда он тихий и ласковый, и когда агрессивный.
- Не надо поддаваться эмоциям. Старайтесь быть умными и чуткими. Если ребенок кусается, за ним нужен родительский контроль. Когда взрослый тверд в своих требованиях, у ребенка идет формирование чувства различения (можно — нельзя, хорошо — плохо). Эти ограничения и социальное неодобрение способствуют формированию чувства стыда и сомнения.
- Если родителями не подавляется в ребенке желание быть самостоятельным и отсутствует чрезмерная опека, у него к 3-м годам сформируются такие положительные качества как чувство собственного достоинства и дружелюбность. И наоборот, излишняя опека родителей способствует формированию чувства стыда, сомнения, неуверенности.
- Чтобы личность ребенка развивалась правильно и у него формировались положительные качества характера, взрослым надо выбрать верные методы воспитания в семье.
- Чтобы ребенок перестал кусаться, ему необходима ваша помощь.
Чтобы принять правильное решение для устранения проблемы, надо сначала выявить причину. Если вы затрудняетесь самостоятельно справится с этой привычкой у ребенка, не тяните — немедленно поговорите с детским психологом, если вам нужна его консультация.
Найдите причину детской агрессии, затем немедленно принимайте меры по удалению привычки кусания, чтобы избежать закрепления поведенческого шаблона и искоренить у ребенка эту дурную привычку.
vseprorebenka.ru