Дислексик кто это


Дислексия, что это за болезнь, как и чем такой диагноз грозит здоровью детей

Что такое дислексия

Дислексия – это неврологическое нарушение деятельности головного мозга, последствия которого выражаются в трудностях социальной адаптации в обществе, частичном нарушении восприятия информации, трудности при обучении навыками чтения. С такими детьми возникают сложности в процессе обучения, которые можут сохраняться всю жизнь.

Ребенок постоянно повторяет ошибки при чтении книг: заменяет звуки, читает по буквам, искажает слоги, не понимает прочитанного. Это не является следствием нарушения функционирования органов зрения или слуха, это не слабоумие. У детей с нормальным интеллектом частота поражения составляет около 5%, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

За процесс чтения отвечают зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Сначала текст воспринимается зрительно и узнаются буквы. Затем он соотносит их со звуками, образует слоги, слоги объединяет в слова, а слова в предложения. На последнем этапе осмысливается теста. При дислексии последовательность нарушается.

Сюда входят нарушения зрительного узнавания, пространственных ориентировок, процессов памяти, фонетической и лексико-грамматической речи, зрительно- и слухо-моторной координации, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Причины и факторы заболевания

Зарубежные специалисты придерживаются теории, что причина дислексии и дисграфии у детей – наследственный фактор.

В анамнезе человека исследователи выявляют минимальную мозговую дисфункцию, вызванную воздействием патологических биологических факторов. Внутриутробное повреждение головного мозга чаще всего носит гипоксический характер (порок сердца у мамы или плода (церебральная ишемия у ребенка), аномальное развитие пуповины, отслойка плаценты и др.). Кроме того, огромное влияние оказывает токсическое поражение центральной нервной системы, инфекционные заболевания женщины во время беременности, а также проблемные роды.

После рождения выделяют следующие причины дислексии:

  • черепно-мозговая травма (подробнее про симптомы и помощь при сотрясении мозга у детей читайте здесь);
  • нейроинфекции и другие инфекционные заболевания (ветрянка, краснуха и другие).

Чаще всего болезни проявляется у детей с задержкой психического развития, детским церебральным параличом, умственной отсталостью и речевыми нарушениями.

Некоторые исследования связывают причины и виды дислексии:

  • дислексия травмы – причина в травме головного мозга;
  • первичная – ребенок не может читать до 4 класса, испытывает трудности в письменной и устной речи (является наследственной, чаще встречается у мальчиков);
  • вторичная – нарушение гормонального развития в раннем возрасте (в том числе во время внутриутробного развития).

Помимо биологических причин, на процесс освоения навыком чтения оказывают влияние социальные факторы: педагогическая запущенность, дефицит общения, неблагополучная социальная обстановка, обучение в раннем возрасте, слишком быстрый темп обучения.

Классификация

В зависимости от нарушенных механизмов, предлагается следующая классификация дислексии.

  1. Оптическая дислексия – детям трудно воспринять графическое изображение, воспроизвести зрительный ряд. Поэтому они тяжело усваивают буквы: путают их, не могут различить, нарушен зрительный синтез и анализ.
  2. Фонематическая дислексия возникает в результате неразвитости смыслоразличительной, слухопроизносительной функций и фонематического анализа. При этом путаются звуки, дети читают по буквам, пропускают согласные, переставляют звуки и слоги.
  3. Аграмматическая – чаще бывает у детей с нарушениями речи. Они изменяют окончания местоимений и падежные, плохо соотносят прилагательные и существительные (по роду, падежу, числу), изменяют формы и времена глаголов.
  4. Семантическая дислексия – не понимание содержания и смысла текста, но чтение правильное. При этом может читать по слогам (но не объединяет в слова), полными словами (воспринимает каждое слово по отдельности, но не вместе с другими) или объединяя эти два варианта.
  5. Мнестическая дислексия – связана с нарушением слухоречевой памяти, трудно соотнести зрительный образ буквы и звук, плохое запоминание букв.
  6. Тактильная – появляется у слепых, которые читают не с помощью зрения, а посредством тактильных ощущений. Заболевание происходит по тому же механизму, что и у зрячих людей (нарушения движений пальцев как нарушений движений глаз).

Симптомы по возрастам

Без поправки возраст, общий и наиболее распространенный признак при дислексии – затрудненное правописание

По проявлениям выделяют 2 формы дислексии: литеральную (трудности в усвоении отдельных букв) и вербальную (трудности при прочтении слов). Для каждого возраста существуют свои особенности, рассмотрим их.

В дошкольном возрасте

Малыш поздно начинает говорить, ему трудно учить и произносить слова, из-за чего могут возникнуть проблемы в отношениях со сверстниками. Словесная память плохая (не может вспомнить, какие уже выучил). Базовые навыки письма и чтения даются с трудом, путает расположение букв и слов. Не может определить, где верх-низ, право-лево.

В младшем школьном возрасте

Тяжело распознает слова, заменяет их другими, схожими по смыслу и звучанию. Во время письма переворачивает или переставляет при чтении буквы и слова, путается в арифметических знаках. Младший школьник плохо осваивает новые навыки, запоминает факты.

У детей с диагнозом «дислексия» наблюдается пониженная самооценка и депрессия

Это отражается на поведении и личности ученика: он становится неловким и импульсивным, нарушается координация движений, самооценка снижается, появляется депрессия.

В среднем школьном возрасте

По сравнению со сверстниками читает медленно, мало и плохо. Категорически отказывается читать вслух и писать на доске, слова пишет и произносит неправильно. Память плохая, почерк разобрать невозможно. Отношения со сверстниками не ладятся.

В старшем школьном возрасте

Навык письма развит плохо, читает медленно, при этом делает много ошибок. Слова произносит с ошибками. Старшему школьнику тяжело дается восприятие, пересказ, изложение и обобщение, как следствие – плохая память. Работает медленно, плохо адаптируется к новым условиям.

У взрослого

Человек в этом возрасте плохо воспринимает письменную и звуковую информацию. Навыки письма не развиты или совсем отсутствуют. Путает последовательность слов и чисел. Человек рассеянный, невнимательный, не умеет планировать и организовывать свое время.

Лечение дислексии

Прежде чем приступать к лечению, необходимо провести специальную диагностику дислексии, которую проводит психолог. С ребенком проводится тестирование, смотрят, как он читает, какие совершает ошибки, насколько понимает прочитанное. Результаты сравниваются с возрастной нормой. Также проверяют слух, как ребенок воспроизводит речь, воспринимает информацию.

Логопед изучает уровень сформированности устной речи, историю развития. Кроме того, обследуется состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторки. Оценивается звукопроизношение, связанность речи и другие показатели. Тест на дислексию включает списывание, письмо на слух.

По результатам специалист дает соответствующее заключение. Он может направить больного на консультацию к неврологу и офтальмологу.

В младшем возрасте исследование проводится в игровой форме. Родителям и учителям не рекомендуется присутствовать при диагностическом исследовании, чтобы не смущать школьника.

Хотя есть много теорий относительно того, как успешно лечить дислексию, вылечить ее до конца невозможно. В любом случае, лечение проводится под наблюдением специалистов. Корректируются трудности, возникающие в процессе обучения, пациента помогают обучить коммуникативным навыкам.

Коррекция дислексии и дисграфии подразумевает:

  • изменение звукопроизношения;
  • усвоение грамматических норм языка и систем словообразования и словопроизношения;
  • развитие слухоречевой памяти, зрительно–пространственных представлений и др.

Отмечаются случаи, когда уровень интеллекта в норме или выше среднего, а читает хуже всех. Обычно у таких детей наблюдаются проблемы с бинокулярным зрением (это не снижение остроты зрения). В результате ребенок либо испытывает дискомфорт после чтения, либо начинает путать слова и не может их идентифицировать. Необходимо пройти полное обследование у офтальмолога, который проверит бинокулярное зрение, назначит ношение специальных очков и тренировку зрения.

Среди школьников очень часто встречается дисфонезия (слуховая дислексия), тогда ребенка учат выделять слова как целое, вводят фонетический курс, это способствует улучшению навыкам чтения.

При дисэйдезии ребенок не распознает слова как единое целое. Темп чтения становится медленным, так как приходится расшифровывать каждое слово. С помощью мультисенсорной методики можно помочь некоторым детям.

Прогноз на выздоровление

Дети управляют своей особенностью так, что симтоматика дислексии исчезает

При комплексном и правильном подходе возможно выздоровление. Иногда симптомы проходят сами по себе, по мере взросления человека или изменениями в головном мозге (в этом случае хорошо действует медикаментозная помощь). При вторичных осложнениях детям прописывают витамины и ноотропные препараты.

Профилактика и упражнения

Профилактикой необходимо заниматься с дошкольниками по следующей программе:

  • развивают зрительно-пространственные функции;
  • дают задания на улучшение памяти, внимания;
  • преодолевают нарушения звукопроизношения;
  • формируют лексико-грамматический строй;
  • разрабатывают мелкую моторику рук.

Особенно популярна коррекция дислексии у младший школьников с помощью системы Дейвиса, который сам страдал этой болезнью). Она проводится в несколько этапов.

  1. Ребенка помещают в зону комфорта.
  2. Развивают координацию (право-лево, верх-низ) с помощью резинового мяча.
  3. Лепка. Из пластилина лепят цифры и буквы, учатся различать слоги.
  4. Чтение. Сначала ребенок переводит взгляд слева направо и узнает буквы, закрепляет эту способность. Затем учится понимать смысл отдельного предложения и всего текста.

Согласно отзывам родителей, благодаря этой методике повышается успеваемость обучения, улучшается почерк.

Коррекция дислексии у младших школьников с логопедом предполагает выполнение различных упражнений. В зависимости от вида заболевания предлагаются следующие упражнения:

Наиболее популярна у младший школьников коррекция дислексии с помощью системы Дейвиса
  • Фонематическая. Уточняют артикуляцию: перед зеркалом показывают, как правильно нужно открыть рот и поставить язык, чтобы произнести тот или иной звук. Далее сопоставляются различные смешиваемые звуки при произношении и прослушивании.
  • Аграмматическая. Составляются сначала небольшие, затем длинные предложения, учатся менять слова в зависимости от рода, числа и падежа.
  • Мнестическая. Используются предметы, похожие на букву.
  • Оптическая. Необходимо найти определенную букву среди рисунка, которую нужно дорисовать, составляются буквы и цифры из пластилина и счетных палочек.
  • Семантическая. Ребенка обучают понимать значения слов, смысл прочитанного.

Самостоятельно можно заниматься с ребенком с помощью:

  • скороговорок;
  • проговаривания отдельных звуков;
  • артикуляционной гимнастики;
  • многократного чтения текста.

Для лечения у детей дислексии в сложных случаях рекомендуется воспользоваться услугами специалистов, которые предлагают специализированные центры.

Выводы

Нужно понимать, что данное заболевание возникает не только у детей, но и у взрослых. Нужно быть заранее проинформированным и понимать, что это за болезнь – дислексия, ее первые симптомы. И в случае их обнаружения необходимо сразу же обратиться за помощью к специалистам, которые поставят точный диагноз и подберут соответствующую программу лечения.

ipupsik.com

Дислексия: что это такое? Виды и признаки, причины и симптомы

Некоторые дети читают задом наперед, искажают структуру слов, смешивают или заменяют звуки на похожие. Подобное отклонение требует грамотного лечения и постоянных занятий с родителями, иначе ребенка ждет множество проблем во взрослом возрасте.

Что это за болезнь?

Дислексия – это психическое заболевание, проявляющееся при обучении ребенка чтению. Оно связано с тем, что нервная система не окончила свое формирование в полной мере.

Расстройство навыков чтения встречается преимущественно у детей, однако ему подвержены и взрослые, если в детстве не было уделено должного внимания лечению заболевания.

Дислексия у младших школьников не дает повода считать их нездоровыми. Они всего лишь не в состоянии расшифровать входящую информацию.

Причина кроется не во всем мозгу, а лишь в его участке. Важно уметь отличать тревожные симптомы от незнания грамматических правил. При подобных нарушениях ошибки носят стойкий и специфичный характер.

Ученые выяснили, что эти отклонения связаны с нейробиологическими причинами.

У дислексиков область задней части височной извилины левого полушария малоактивна. В структуре мозга наблюдаются отклонения от нормы за счет зон пониженной плотности.

Медики выделяют и другие причины патологии:

  • сверхактивность правого мозгового полушария;
  • ЧМТ;
  • серьезные инфекции;
  • тяжелые беременность и роды (преждевременная отслойка плаценты, нехватка кислорода в утробе);
  • употребление во время беременности наркотиков или алкоголя.

Особую роль играют социальные факторы. Это могут быть недостаток внимания, неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность.

Известно, что подобное расстройство у мужчин и женщин связано со следующими факторами:

  • черепно-мозговая травма в детстве;
  • ДЦП;
  • асоциальный образ жизни.

Расстройство передается на генетическом уровне, поэтому велик шанс того, что у родителей, страдающих дислексией, родится ребенок с унаследованным заболеванием.

psihbolezni.ru

Дислексия

Время первых слов ребенка — это радость в семье: приятно видеть, как малыш начинает общаться. Обычно малыш произносит свои первые слова за год, а первые предложения — от полутора до двух лет. Задержка в речи должна насторожить родителей — это может быть первым признаком дислексии.

Дислексия является специфическим расстройством обучения нейробиологического происхождения. Это набор симптомов, которые приводят к тому, что люди испытывают трудности с определенными языковыми навыками, особенно с чтением.

Дислексия характеризуется трудностями в точном и/или быстром распознавании слов, способности читать и писать.

Признаки дислексии варьируются в зависимости от возраста. Если у вашего ребенка один или два признака, это не означает, что у него дислексия, но наличие уже больших из перечисленных ниже признаков может означать, что ребенок должен быть осмотрен специализированным специалистом.

Что такое дислексия?

Дислексия, определяемая как расстройство обучения или расстройство в области чтения, письма и правописания, является наиболее распространенным расстройством детей школьного возраста. Дошкольный возраст в каком-то смысле является своего рода переломным моментом для выявления этого расстройства.

Очевидная легкость, с которой большинство детей учатся читать, резко контрастирует с дилеммой удивительно большой подгруппы детей, пытающейся извлечь хоть какой-то смысл из печатных слов.

Согласно определению Международной ассоциации по дислексии (IDA, 2002), такая трудность возникает «несмотря на адекватные интеллектуальные способности и возможность эффективного обучения».

Дислексия характеризуется трудностями в распознавании слов, орфографии, декодирования, медленного чтения и письма, инверсии букв и цифр, а также проблемами запоминания. Неспособность развить свободное чтение (умение читать текст не только точно, но и со скоростью и адекватной выразительностью) также является признаком расстройства, которое сохраняется в подростковом и взрослом возрасте. Это наследственное заболевание с генетическими изменениями, которое до сих пор представляет изменения в неврологическом паттерне.

Необходимо быть внимательным к развитию ребенка в целом, и если вы заметите какие-либо трудности, обратитесь за советом к специалисту. Диагностика и лечение дислексии требует участия междисциплинарной команды с такими профессионалами, как педагог, логопед и психолог.

Дети дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста может иметь следующие признаки:

  • Проблемы с запоминанием рифм; отсутствие интереса к рифмам; плохое произношение слов; трудности с усвоением и запоминанием букв; слабое знание букв собственного имени; неспособность к его запоминанию.
  • Ребенок начинает говорить позже, чем большинство других детей.
  • Ребенок имеет большие затруднения в произношение слов, чем другие дети.
  • Медленное пополнение словарного запаса новыми словами и неспособность запоминать нужные слова.
  • Трудности с изучением алфавита, цифр, дней недели, цветов, форм, написания букв и написания своего имени.
  • Ребенок демонстрирует трудности в попытке рифмовать слова, распознавать буквы и фонемы.
  • Замедленное развитие мелкой моторики. Например, вашему ребенку может потребоваться больше времени, чем другим детям того же возраста, чтобы научиться держать карандаш в таком положении, чтобы писать, пользоваться пуговицами и молниями или чистить зубы.
  • Трудности с делением звуков на слова и произношение их вместе.
  • Ребенок трудно понимает, что слова можно разделить на части; сложность ассоциирования букв со звуками; неспособность читать простые слова; жаловаться на то, как трудно читать.
  • Трудно прочесть простые слова, которые не окружены другими словами.
  • Дети могут не спешить изучать связь между буквами и звуками.

В начальной школе

  • У детей не беглая речь (частые паузы или колебания).
  • Неспособность найти правильные слова, их сбивают с толку слова, похожие по звучанию.
  • Проблемы с запоминанием дат, имен, телефонных номеров, списков.
  • Сложность выполнения контрольных задач в течение установленного времени.
  • Проблемы с пониманием формулировок математических задач.
  • Медленное чтение, часто нужна помощь, ребенок боится читать вслух.
  • Крайняя трудность в изучении иностранного языка.

В средней школе и в институте

Ученики в средней школе и студенты могут:

  • Читать очень медленно с большим количеством неточностей.
  • Продолжать писать неправильно или часто писать одно и то же слово по-разному в одном отрывке.
  • Избегать тестов, которые требуют чтения и письма, и откладывать выполнение задач по чтению и письму.
  • Сложности с подготовкой резюме и схемы для занятий.
  • Работать интенсивно над заданиями по чтению и письму.
  • Обладать небольшим количеством навыков работы с памятью и выполнять порученные задания медленнее, чем ожидалось.
  • Иметь небольшой словарный запас, не могут аккумулировать прочитанную информацию в памяти.

Оценка проводится по правилам, определяемым термином дислексии: трудности чтения у ребенка или взрослого, который во всех остальных аспектах обладает хорошим интеллектом, сильной мотивацией и достаточным образованием.

Диагностика дислексии основана на уже взвешенном синтезе информации — школьной истории ребенка (или взрослого), наблюдениях за его речью и чтением, а также на результатах тестов по чтению и языку.

Когда обратиться к врачу?

Хотя большинство детей готовы учиться читать в детском саду или первом классе, дети с дислексией часто не могут понять основные принципы, необходимые для этой деятельности на данном этапе. Поговорите со своим врачом, если уровень чтения у ребенка ниже ожидаемого для его возраста, или если вы заметили другие признаки дислексии.

Читайте также:  Синдром Денди Уокера у детей: причины, симптомы и лечение

Если это расстройство не диагностировать и не лечить, трудности с чтением, возникшие в детстве, продолжатся и во взрослом возрасте.

Причины и факторы риска

Дислексия, как правило, протекает в семьях. Похоже, что она связана с определенными генами, которые влияют на то, как мозг обрабатывает информацию (письмо и язык), а также с факторами риска, присутствующими в окружающей среде.

Факторы риска

Факторами риска развития дислексии являются следующие:

  • Семейная история дислексии.
  • Преждевременные роды или низкий вес при рождении.
  • Воздействие никотина, наркотиков, алкогольных напитков или инфекции во время беременности, которая может изменить развитие головного мозга плода.
  • Индивидуальные различия в частях мозга, которые позволяют читать.

Осложнения

Дислексия может вызвать ряд осложнений, в том числе:

  • Проблемы с учебой. Поскольку чтение является основным навыком для многих школьных материалов, ребенок с дислексией в большинстве классов находится в невыгодном положении, и ему может быть трудно не отставать от сверстников.
  • Социальные проблемы. Без лечения дислексия может вызвать снижение самооценки, проблемы с поведением, беспокойство, агрессию и отстраненность от друзей, родителей и учителей.
  • Проблемы во взрослом возрасте. Ребенок может быть лишен возможности раскрыть свой потенциал, когда вырастет, если не научиться читать и писать. Это может иметь долгосрочные образовательные, социальные и экономические последствия.

Дети с дислексией подвергаются повышенному риску синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и наоборот. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может вызвать трудности с вниманием, а также с гиперактивностью и компульсивным поведением, что может затруднить лечение дислексии.

Лечение

Известного способа исправления существовавших ранее аномалий мозга, которые вызывают дислексию, проблему, которая сохраняется на всю жизнь нет. Тем не менее, раннее выявление и оценка для определения конкретных потребностей и правильного лечения могут улучшить успех.

Образовательные методы терапии

Дислексия лечится с помощью специальных образовательных подходов и методов, вмешательство рекомендуется начать как можно скорее. Психологические тесты помогут учителям ребенка разработать соответствующую программу обучения.

Учителя могут использовать методы, включающие слух, зрение и осязание, чтобы улучшить навыки чтения. Различные психологические хитрости для использования нескольких чувств в обучении (например, прослушивание записанного урока и рисование пальцем формы написанных букв и произнесенных слов), могут помочь ребенку обрабатывать и запоминать информацию.

Лечение направлено на то, чтобы помочь ребенку сделать следующее:

  • научится распознавать и использовать кратчайшие звуки, из которых состоят слова;
  • понимать, что буквы и последовательности букв представляют звуки и слова;
  • понимать, что он читает;
  • читать вслух, чтобы приобрести точность, скорость и выразительность при чтении;
  • создать словарный запас со словами, узнаваемыми и понятыми.

Если возможно, занятия со специалистом по чтению могут быть полезны для многих детей с дислексией. Если у ребенка серьезная проблема с чтением, вам может потребоваться более частое обучение, и прогресс может быть медленнее.

Раннее лечение

Дети с дислексией, которые получают помощь уже в детском саду или в первом классе, часто улучшают свои навыки чтения, преуспевая в начальной и средней школе.

Дети, не получающие помощи до старших классов, могут испытывать трудности с усвоением навыков чтения, необходимых для хорошего восприятия текста. Они могут отставать в учебе и никогда не успевать. Ребенок с тяжелой дислексией, возможно, никогда не сможет легко читать, однако он может приобрести навыки чтения и выработать стратегии для улучшения школьной успеваемости и качества жизни.

Что могут сделать родители

У вас есть фундаментальная роль, чтобы помочь ребенку преуспеть. Примите следующие меры:

  • Решите проблему в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что у ребенка дислексия, поговорите с врачом ребенка. Раннее вмешательство может улучшить успех.
  • Читайте вслух своему ребенку. Лучше, если вы начнете читать, когда ребенку исполнится 6 месяцев или даже раньше. Попробуйте слушать с ребенком записанные книги. Когда ребенок станет достаточно взрослым, попросите его послушать истории, а затем рассказать их вам.
  • Работайте со школой ребенка. Поговорите с учителем ребенка о том, как школа поможет вам добиться успеха. Вы лучший защитник своего ребенка.
  • Поощряйте чтение. Чтобы улучшить освоить навыки чтения, ребенок должен читать. Поощряйте ребенка больше читать.
  • Подайте пример для чтения. Уделяйте каждый день час на чтение, чтобы ребенок тоже начал читать; это служит примером ребенку. Покажите своему ребенку, что чтением можно наслаждаться.

Что могут делать взрослые с дислексией

Преуспевать в работе взрослым с дислексией может быть трудно. Чтобы помочь себе в достижении целей, независимо от вашего возраста, попытайтесь пройти оценку и получить помощь в чтении и письме.

Проблемы с чтением и письмом не обязательно означают, что человек с дислексией не сможет добиться успеха в жизни. С правильными ресурсами, способные студенты, страдающие дислексией, могут быть очень успешными. Многие люди с дислексией становятся творческими и яркими личностями, и могут быть талантливыми в математике, науке или искусстве. Некоторые люди даже имеют успешную карьеру писателя.

Интересное

   

tvojajbolit.ru

Дислексия: болезнь гениев, а не лентяев

Дислексия это хроническая проблема с чтением, которая влияет на большой количество людей, особенно на людей с различного рода инвалидностями. От дислексии страдает до 15% населения в развитых странах. Люди с дислексией часто имеют проблемы не только с чтением, но и письмом, орфографией, математикой, а иногда и музыкой. Дислексия у мужчин встречается в три раза чаще, чем у женщин.

Что такое дислексия

Большинство людей думают, что дислексия является условием, которое включает в себя чтение справа налево и переворачивание слов и букв. В то время как некоторые люди, которые страдают дислексией, действительно имеют эти проблемы, они не являются наиболее распространенными или наиболее важными симптомами дислексии. Эксперты говорят, что дислексия и дисграфия имеют мало общего с признанием визуальной формы слов; скорее, мозг людей, страдающих дислексией, все время по-разному «переваривает» информацию. Такое различие затрудняет сложение букв в слова и даже в отдельные звуки (фонемы), что делает невозможной так называемую фонологическая осведомленность.

Дислексия может произойти на любом уровне интеллектуальных способностей. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям и родителям лентяями, взрослые считают, что им не хватает мотивации или не пытаются приложить достаточное количество усилий. Дислексия у школьников, конечно, может сопровождаться, — но это совершенно не обязательно (!)- отсутствием мотивации, эмоциональными или поведенческими проблемами и сенсорными расстройствами.

Более позитивный взгляд на дислексию в википедии описывает людей с дислексией, как визуальных, многомерных мыслителей, обладающих острой интуитией, очень творческих, и выделяющихся в практическом обучении. Многие люди, которые страдают дислексией, блистают в искусстве, творчестве, дизайне, в области вычислительной техники и латерального мышления.

Причины дислексии

Дислексия имеет тенденцию повторяться в семьях, и ученые определили гены, которые могут быть ответственны за различные виды дислексии.

Исследователи также обнаружили конкретные мозговые различия, связанные с дислексией. Анализ изображений мозга показывает, что болезнь дислексия является результатом некоторых структурных различий в мозге , особенно в левом полушарии.

Мозг людей с дислексией показывает очень низкую активность в областях, ответственных за связь письменной формы слов с их фонетическими компонентами. Таким образом, чтобы читать, школьник с дислексией должен разработать альтернативные неврологические пути, связанные с более широким использованием в передним отделе мозга под названием зона Брока, что традиционно ассоциируется с другими аспектами обработки языка и речи.

Симптомы дислексии

Болезнь дислексия означает, что люди имеют проблемы при чтении, написании и произношении слов.

Вот некоторые ранние признаки дислексии, которые характерны для многих людей с проблемами обучения:

Низкая успеваемость.  Может быть, рано или поздно, ребенок с дислексией начинает говорить; появляются яркие обороты речи, но не читать, ни писать на уровне класса он не в состоянии; может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

Двигательные нарушения. Как ребенок, так и взрослый с дислексией, могут обладать плохим почерком; имеют плохую координацию; отстают в командных видах спорта; имеют трудности с моторно-ориентированными задачами; путают право и лево, а также над и под; учатся лучше через практический опыт.

Слабые языковые и навыки чтения. Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении; не читает для удовольствия; путает, переставляет местами, добавляет, заменяет, или разворачивает буквы, цифры, слова как при чтении, так и при письме; имеет недостатки в фонетике; испытывает трудности с тем, чтобы передать мысли словами; может заикаться.

Слабые математические навыки. Школьник с дислексией имеет трудности в учебе, сложности с оценкой времени; можно сделать арифметические действия, но не записать или прочитать их; имеет проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может успевать хорошо в геометрии; имеет плохую память для последовательностей; считает используя интуицию или изображения, а не слова и числа.

Поведенческие проблемы. Поведение ребенка с дислексией  может быть беспорядочным или разрушительным в классе; легко расстраивается когда речь идет о школе, чтении, письме,  математике; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени или эмоционального стресса.

Зрение. Больной дислексией может жаловаться на проблемы со зрением, которые не появляются в ходе стандартных осмотров; может не воспринимать глубину и иметь недостатки периферического зрения.

Наиболее характерная вещь, которая касается людей с дислексией, это их несоответствие навыков и умения, которые могут меняться изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра.

Основы лечения дислексии

Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.

Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.

Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и  методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям. Обучение должно быть индивидуализированным и может включать моделирование букв и слов в глине (пластилине и т.д) или другие трехмерных методы, способные помочь ребенку научиться складывать буквы и слова.

Дислексия: когда обращаться к врачам

Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.

Автор статьи: Марина Дворкович, «Московская медицина»©

Источник

wizkid.ru


Смотрите также