Дисфиксия что за болезнь


Дислексия

Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Дислексия

В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию. Перинатальное повреждение головного мозга может носить гипоксический характер (при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, преждевременной отслойке плаценты, затяжных родах, асфиксии в родах и т. д.). Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных. Причинами инфекционного поражения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут выступать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может вызывать черепно-мозговая травма, нейроинфекции, цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.), истощающие заболевания. Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. Дислексия часто встречается у детей с ЗПР, тяжелыми речевыми нарушениями, ДЦП, умственной отсталостью.

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи - ФФН или ОНР.

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение; понимание, осознание прочитанного. Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Логопедическое обследование при дислексии складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

Диагностика устной речи при дислексии включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи. Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

www.krasotaimedicina.ru

Дислексия – что это за болезнь?

Рассматривается такое заболевание, как дислексия, часто диагностируемая у детей раннего возраста. Что это за болезнь, каковы симптомы дислексии и как с ней бороться ребенку и родителям.

Дислексия, такой диагноз у ребенка родители не редко воспринимают как приговор, считая, что исправить ситуацию нельзя. Дислексия характеризуется ухудшением овладения чтением у ребенка, хотя общие способности к обучению и усвоению новых материалов и навыков не затронуты.

Проблема отмечается у 5% детей, чаще мальчиков, и при этом интеллект их соответствует возрасту. У части больных симптоматика нарушения проходит сама по мере взросления и формирования головного мозга. Другим необходимо комплексное лечение, которое дает хорошие результаты. Необратимость состояния встречается редко.

Дислексия – что это за болезнь?

Alit lectio ingenium.Чтение питает ум.(Чтение обогащает разум.)

Латинские пословицы и поговорки

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

↑Дислексия – это состояние, при котором отмечается нарушение навыков чтения по причине распада или недостаточной сформированности ряда функций психики, которые отвечают за правильность письма и прочтения текста. Главная характеристика состояния в том, что при нем ошибки чтения и письма повторяются постоянно и одинаковые.

Людей, страдающих дислекцией, называют дислектиками.

Международная ассоциация дислексии характеризует это состояние как специфическую неспособность к обучению, природа которой неврологическая. Явление связывается с нарушениями фонологических компонентов языка. Осложнениями состояния считают сложности в понимании текста, который прочитан и трудности в увеличении словарного запаса.

Появление избирательной неспособности ребенка к освоению чтения не связано с проблемами зрения, слуха или умственного развития. Главное нарушение при дислексии – это невозможность освоить слогослияние и, как следствие, чтение текста словами. Не полное понимание прочитанного возникает по этой же причине, так как больной не воспринимает слово цельно.Основой дислексии является нарушение в ряде церебральных процессов, которые служат основой для освоения чтения. Врачи строго разделяют это состояние со сложностями при чтении по причине умственной отсталости, проблем зрительного и слухового аппаратов. Главными отличительными характеристиками дислексии являются избирательность и стойкость.

Выделяют несколько форм нарушения, каждая из которых имеет свои особенности.
  1. Фонематическая. При таком явлении отмечается не полное развитие фонематической системы, из-за чего больной, произнося звуки, путает их. В результате наблюдается перестановка букв и частей слов местами при чтении, а иногда и письме.
  2. Семантическая. Второе название такого состояния механическое чтение. При нем больной зачитывает текст нормально, а вот понимание слов происходит только частичное. В результате связность текста и его нормальное восприятие оказываются невозможны.
  3. Аграмматическая. Форма свойственна детям с системной недоразвитостью речи. Больной изменяет при чтении падежные и глагольные окончания, число и род существительных.
  4. Оптическая. В этом случае ребенок испытывает выраженные сложности с усвоением чтения и написания букв, которые имеют внешнее сходство между собой.
  5. Мнестическая. Характеризуется сложностью при связывании звука с изображением буквы. У больного возникает сложность в понимании букв.

У незрячих детей выделяют тактильную дислексию в случае затруднений понимания букв таблицы Брайля.

Болезнь способна развиваться по различным причинам. В разном возрасте проявление нарушения также меняется.

Врачи в большей степени склоняются к наследственной предрасположенности к дислексии. Основной её причиной является частичная мозговая дисфункция, возникающая по ряду причин.

Главными предпосылками для появления дислексии считаются:

  • анемия у женщины в процессе вынашивания ребенка;
  • порок сердца – у беременной или рожденного младенца;
  • асфиксия – внутриутробная, в процессе родов или первых двух лет жизни;
  • чрезмерно долгий процесс родов;
  • плацентарная недостаточность при вынашивании;
  • отслоение плаценты;
  • аномалии в развитии пуповины или ее обвитие;
  • тяжелые алкогольные отравления – могут возникать у младенцев, если мать в период грудного вскармливания употребляет спиртные напитки;
  • лекарственные интоксикации;
  • желтушка новорожденных;
  • гемолитическая болезнь у плода;
  • инфекционные заболевания у матери при беременности;
  • мозговые повреждения при родовых травмах и кровоизлияниях.
У части детей может наблюдаться задержка созревания коры головного мозга по причине перенесенных инфекционных болезней, если они протекали тяжело. Спровоцировать нарушение могут ветрянка, корь, краснуха.Также иногда дислексия появляется при врожденных проблемах на фоне различных нейроинфекций, которые вызывают тяжелые поражения головного мозга.

Отдельно выделяют социальные факторы риска развития нарушения. Основными из них будут недостаточность речевого общения у ребенка в раннем возрасте, педагогическая запущенность и билингвизм. Мозговых нарушений нет.

Проявления нарушения зависят от возраста ребенка и формы болезни. Однако врачами составлен общий перечень основных признаков данного состояния, на который следует ориентировать родителям.Если у ребенка выявлено 5 и более признаков проблемы, ему требуется лечение:
  • неправильная последовательность букв при составлении слов;
  • полное отсутствие желания читать вслух;
  • изменение последовательности букв или цифр при письме или чтении;
  • трудности при заучивании алфавита;
  • сложности в ориентировании, такие как путаница сторон право-лево и верх-низ;
  • недостаточность внимания;
  • слабая память;
  • проблемы при усвоении правил чтения и письма.
У дошкольников состояние проявляется в сложностях при запоминании и произношении слов и в контакте с другими детьми из-за проблем речи. Также отмечаются трудности с подбором необходимого слова при разговоре и задержки в усвоении простейших, базовых правил чтения.

Чтение — вот лучшее учение.Александр Сергеевич Пушкин

↑У школьников нарушение проявляется различно в зависимости от возраста. Врачами симптоматика разделяется условно на 3 периода – начальная школа, средняя и старшая.

В младшем школьном возрасте у ребенка характерны такие признаки дислексии:

  • сложности в декодировании слов;
  • регулярная подмена одних слов, сложных для произнесения, близкими по смыслу (стул-скамейка);
  • написание букв в зеркальном отражении;
  • сложности в запоминании знаков арифметики;
  • замедленное усвоение навыков письма;
  • повышенная импульсивность;
  • общая неловкость.
В средних классах, с началом подросткового возраста, у части больных нарушение полностью проходит само.

У тех же, у кого оно сохраняется, в среднем школьном возрасте, присутствует такая симптоматика:

  • качество чтения ниже, чем у сверстников;
  • попытки всеми силами избежать необходимости писать и читать вслух;
  • недостаточно хорошая память, из-за чего страдают способности к планированию;
  • неразборчивый почерк;
  • сложности при общении со сверстниками;
  • недостаточно внятная речь.
Несмотря на трудности, вызванные патологией, часто дети, имеющие ее, отличаются большими успехами в предметах, которые не требуют чтения.

У старших школьников дислексия характеризуется следующими нарушениями:

  • медленное чтение, при котором делается много ошибок;
  • низкая скорость письма;
  • сложности при пересказе прочитанного;
  • медленная скорость при выполнении заданий, связанных с письмом или чтением;
  • трудное привыкание к каким-либо изменениям.
При правильном лечении удается восстановить нормальное состояние больного и снизить проявления нарушения.

Лечение проводится с раннего возраста, сразу после выявления проблемы.

Основным методом лечения является логопедическая коррекция.Если же нарушение связано с повреждениями мозга из-за травмы или кровоизлияния, то назначаются нейролептики и препараты для улучшения кровообращения в органе.

В зависимости от формы нарушения требуется специфическое лечение. Оно должно подбираться в зависимости от особенностей пациента. Внимание уделяют восстановлению правильного звукопроизношения, созданию понимания слогового состава слов и обогащению словарного запаса. После проведения теста на степень нарушения определяется наиболее эффективное лечение, которое обычно включает в себя упражнения. Они могут быть речевыми или связанными непосредственно с чтением, что зависит от возраста пациента.

При лечении дислексии применяются преимущественно следующие упражнения:
  1. Проговаривание скороговорок со схожими звуками, стоящими рядом. Вначале темп низкий, постепенно нарастающий до высокого.
  2. Произнесение на выдохе букв – вначале только согласных, а позже гласных. По мере улучшения результатов начинают совмещать в одном выдохе обе группы букв. Последовательность их не важна.
  3. Чтение по слогам с мячом в руках. После каждого слога, прочитанного правильно, ребенок должен сжать мяч.
  4. Проговаривание коротких предложений, на конце которых требуется тянуть звук («летит пчела, з-з-з» и подобных).
Все упражнения усложняются по мере улучшения состояния пациента.

Профилактикой появления нарушения рекомендуется заниматься с детьми с дошкольного возраста в том случае, если есть риск появления дислексии.Для предупреждения проблемы рекомендовано развивать зрительно-пространственные функции, память, внимание, правильное произношение и словарный запас. Ребенок не должен испытывать дефицита в речевом общении.

Известные всему миру знаменистости-дислектикиИзвестные всему миру знаменистости-дислектики

Среди знаменитых дислектиков, миру известны такие личности, как:
  • Том Круз;
  • Ричард Бренсон;
  • Кайра Найтли;
  • Альберт Эйнштейн;
  • Стив Джобс;
  • Робби Уильямс;
  • Уинстон Черчилль;
  • Бетховен;
  • Дж. Кеннеди;
  • Уолт Дисней;
  • Стивен Спилберг;
  • Джейми Оливер;
  • Моцарт;
  • Леонардо Да Винчи;
  • Стив Редгрейв;
  • Киану Ривз;
  • Ганс Христиан Андерсон;
  • Уилл Смит.
↑Заболевание не относится к отсталости психического развития, хотя и характеризуется нарушениями освоения ряда навыков. Дислексия в зависимости от возраста больного проявляется большим или меньшим количеством симптомов.Нарушения, которые вызывает патология, приводят к сложностям не только в учебе, но и общении со сверстниками, из-за чего больной часто оказывается в достаточно сильной изоляции, вызывающей депрессивные состояния.Родителям, ребенку которых поставлен данный диагноз, не следует принимать его как приговор, который не позволит нормально выучиться и полноценно жить.

Занятия со специалистами и домашняя терапия в кругу семьи чаще всего дают положительные результаты, и больной перестает сильно отличаться от сверстников.

Клинских Наталья · 11 фев, 2019

Тех. данные: Количество слов: 1444 Время на чтение: 7 мин. Распечатать 🖶 Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 1 211 раз! Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 5 раз!

Оцени и ты:

psymod.ru

Дислексия — что это за болезнь, признаки, лечение расстройства речи

Дислексия… Многие до поры до времени даже не слышали такого диагноза, а тут, как гром среди ясного неба — у вашего ребенка дислексия речи… Давайте разберемся на сайте japsix.ru, что же это такое, какие признаки имеет это расстройство речи, какие причины могут его вызвать, ну и конечно, что делать родителям в такой непростой ситуации.

В последнее время все чаще слышно от родителей: «мой ребенок еще в детском саду плохо запоминал новые слова. В школе стало только хуже. Он медленнее всех в классе пишет и читает, у него плохая память…». С подобной ситуацией сталкивается немало семей.

Ребенок идет в школу. Этого события он очень ждал, готовился. Но вдруг школьная реальность разочаровывает его и родителей… Сначала он отказывается читать, а потом и вовсе посещать уроки. Развивается школьная дезадаптация, а то и вовсе такой сложный ребенок становится изгоем.

Ему явно не дается русский язык, хотя он неплохо справляется с другими предметами. Дополнительные занятия не дают результата и еще больше утомляют. Возможно, причина этому дислексия.

Дислексия — что это за болезнь, признаки у детей

Определений множество, но, если сказать коротко, то при дислексии способность читать, при общих положительных успехах к обучению, выборочно нарушена. Чаще всего у детей она проявляется еще в раннем возрасте, но проявляется только в школе.

Нередки случаи, когда вместе с дислексией проявляется и дисграфия – трудности в обучении письму.

Общие способности и успехи в обучении при дислексии высокие, но между тем, навыки чтения плохие. Ребенок отлично усваивает все предметы, во многих даже проявлять отличные способности (например, в спорте или живописи, физике или математике, успешно посещает кружки), но при чтении и в письме он постоянно делает повторяющиеся ошибки, такие как перестановка, пропуск буквы или слова, непонимание разницы между буквой и звуком. Читает он при это медленно, по слогам или буквам, угадывая, часто с ошибками, доходя до конца слова уже не помнит начала и, в итоге, произносит не то, что написано.

Узнать слово и понять его значение, для дислектиков — это большая проблема. Звуки и символы в их восприятии не соотносятся. Часто случается так, что слова в их голове читаются наоборот, например, вместо «кот» — «ток». После прочтения, понимание того, что написано к дислектикам приходит медленно.

Фонематическая дислексия — симптомы

Фонематический слух у детей с дислексией развит не в полную меру, и, следовательно, состав звуков в слове им не представляется в общей картине.

Как итог, буквы не сливаются в слоги, а слоги в слова, хотя алфавит и все буквы ребенок знает.

Дислексию не стоит путать с другими причинами трудностей в чтении, например, умственная отсталость, зрительные и слуховые дефекты отставание в развитии.

Трудности детей-дисклетиков

У дислектиков целый ряд проблем, с которыми они так или иначе борются. Неуспехи в учебе начинаются чуть ли не с первого знакомства с науками, и оскорбления со стороны сверстников начинаются также.

Детям-дислектикам приходится сталкиваться с непониманием со стороны одноклассников и учителей, а то и со стороны собственных родителей, разочарованных в неуспехах ребенка.

При этом малыш может быть развит физически и эстетически лучше, чем его одногодки. Мир он видит своими глазами, но образ мышления у него другой – у него больше развито образное мышление, нежели вербальное.

В плане интеллекта дети с дислексией полноценны. Мало кому известно, что дислексией страдали Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Генри Форд, Ганс Христиан Андерсон, Том Круз и другие.

Просто, когда люди, которые мыслят картинками, встречаются с буквами, мозг теряется в восприятии. Текст становится непонятным, понять общий смысл текста не представляется возможным.

На проблемы с чтением у ребенка при дислексии внимание должны обращать не только родители, но и воспитатели, учителя, школьные психологи. Чем раньше выявится патология, тем легче помочь ребенку исправить проблему. Если все сделать вовремя, то чтением и письмом ребенок овладеет ничуть не хуже сверстников.

Заболевание дислексия очень распространено среди школьников. Как только появятся трудности в обучении и подозрения на дислексию, необходимо пройти обследование в медицинском учреждении.

Диагностика дислексии

В целях диагностики дислексии проводится логопедическое обследование для определения уровня овладения чтением и письмом, способности выражения мыслей проводятся специальные тесты.

Также проверяются слух, зрение и возможности речи. Проводится обследование у детского невролога, ЭЭГ, ЭхоЭГ. Ребенку необходимо помочь в преодолении проблем.

Психолог и подготовленный преподаватель способны научить ребенка справляться с трудностями в обучении письму и чтению.

Причины дислексии и что делать

  • Дислексией, в большинстве случаев, страдают с рождения, причины могут самые разные: патологии беременности, травматизация плода, инфекционные заболевания.

Все это истощает нервную систему ребенка на разных периодах развития.

  • имеет значение наследственная предрасположенность.
  • Чаще страдают дети с правополушарным развитием мозга, левши, рожденные с гипоксией, с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция».
  • Причины могут быть и социально-психологического плана. Недостаточное общение, слишком высокие требования, невнимание педагогов, не верно подобранные методики обучения.

У мальчиков встречается в 5 раз чаще, чем у девочек.

Лечение дислексии — комплексный подход к коррекции

Лечить дислексию необходимо сбалансировано. Обучение необходимо проводить индивидуально, систематично, связно. Должна идти логопедическая работа по уточнению, накоплению и обогащению словарного запаса.

Причем нужно не просто прочесть, но и уметь обсудить и высказать свое мнение по поводу прочитанного. Одним словом, работать нужно над всеми компонентами развития речи. Анализировать и систематизировать — вот чему необходимо обучить ребенка-дислексика.

Параллельно должна идти работа над произносительной стороной с логопедом.

Также сугубо индивидуально с каждым дислектиком необходимо работать над развитием анализаторов (слухового, зрительного, кинетического), участвующих в акте письма и чтения, вырабатывать четкую артикуляцию (произношение). Важно, чтобы коррективная работа шла эффективно.

В некоторых случаях может быть применено медикаментозное лечение.

Дислексия у младших школьников — что делать родителям

Как проявляет себя дислексия должны знать не только врачи, но и преподаватели и родители. Детям с такой особенностью необходимо помогать и в школе и дома. В школе необходим особый подход, ведь детям с дислексией порой требуется больше времени, чем сверстникам, чтобы справиться с заданием.

  • У родителей должен быть постоянный эмоциональный контакт с их детьми.
  • Нужно уделять больше времени своим детям, это может быть простое общение дома, в быту, когда мама и папа разговаривают со своим ребенком, показывают и ненавязчиво рассказывают ему о предметах вокруг и их свойствах.
  • Читать и заучивать стихи, выполнять пальчиковые гимнастики.

Во многом избавление от дислексии зависит от родителей, поэтому в их силах помочь ребенку.

japsix.ru

Дислексия

Говоря о дислексии, важно отметить, что общепринятого определения данного заболевания на сегодняшний день не существует, между тем, Международной ассоциацией дислексии все-таки дается своя его расшифровка. Так, дислексия, симптомы которой заключаются в неспособности правильности и оперативности распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении. Данного типа затруднения имеют неврологическую природу и связаны они с неполноценностью, которой располагают фонологические компоненты языка.

Иными словами, дислексия является специфическим расстройством чтения, возникающим по причине нарушений в процессе обработки мозгом получаемых графических символов.

Общее описание

Несмотря на общность основной симптоматики, дислексия наряду с трудностями в овладении чтением не является спутником умственной отсталости и наоборот, как это не касается и нарушений зрения и слуха. Указанные состояния вызываются иными причинами, что определяет нарушение чтения в качестве неспецифических (вторичных) симптомов. Возвращаясь к дислексии, следует заметить, что она является сложным для диагностирования расстройством. При этом в процессе диагностики следует учитывать массу факторов. Фиксирование показателей чтения производится врачом, также он делает отметки и там, где проявляются нарушения чтения.

Различные тесты, которые проводит специалист, ориентированы на проверку слуха, а также способности к возможности воспроизведения речи. Проверяется также и то, каким образом ребенком лучше воспринимается информация, в устном виде (в процессе разговора) или же в тактильном (при собственноручном выполнении действий). Исследования также предусматривают заключение относительно того, насколько эффективно действуют три основные составляющие, которые включает в себя сенсорная система.

Виды дислексии

Дислексия, симптомы которой могут выражаться по-разному, в некоторых случаях определяется как «словесная слепота». Связывают ее с понижением в определенном участке мозга активности, при этом известно, что дислексия – актуальный диагноз в той или иной ее форме для людей в рамках 5-12% общего их количества. Теперь детальнее рассмотрим основные формы, в которых может проявляться данное заболевание.

  • Дислексия фонематическая. Данная форма нарушения чтения является наиболее распространенной среди школьников младших классов. Связана она с недоразвитостью функций, характерных для фонематической системы. Так, отличием одной фонемы от другой является масса смыслоразличительных особенностей (мягкость-твердость, глухость-звонкость, место и способ образования и т.п.). При изменении в слове одной из фонем (дом – ком, козы – косы и т.п.) либо же при изменении их последовательности (пила – липа), меняется смысл. При этой форме дислексии ребенком на слух смешиваются те звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (ж-ш, с-ш, с-ц). Кроме того, выделяют здесь также побуквенность чтения и искажение, которым наделяется звукослоговая структура (перестановка слогов и звуков, пропуск вставки, букв).
  • Дислексия семантическая. Другое ее определение звучит как «механическое чтение». В этом случае актуальным становится нарушение в понимании прочитанного (предложения, тексты, слова), при этом технически чтение является правильным. Данное нарушение провоцирует появление двух таких факторов как трудности в звукослоговом синтезе и нечеткость в представлениях относительно синтаксических связей, которые имеются в предложении (то есть слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи с остальными словами).
  • Дислексия аграмматическая. Наиболее частый диагноз для детей, которые располагают системным недоразвитием речи. Характеризуется эта форма дислексии следующими особенностями: изменение в падежных окончаниях, а также в числе существительных; неправильность согласований относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным; изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени.
  • Дислексия оптическая. Ее проявления заключаются в трудностях, связанных с усвоением и смешении похожих графических букв. Смешиваемые буквы могут различаться в одном лишь элементе (М – Л, З – В), кроме того, буквы могут состоять из элементов одинакового типа но при различном их расположении в пространстве (П-Н-И, Ь-Р, Г-Т).
  • Дислексия мнестическая. Данная форма возникает в виде проявлений, связанных с трудностями в усвоении букв. То есть, ребенок не понимает, какая из букв соответствует конкретному звуку.

Дислексия: симптомы

Данное заболевание, как и любое другое, имеет характерные свои симптомы и их правильнее назвать конкретными проблемами, с которыми дислектики в той или иной мере вынуждены сталкиваться. К наиболее распространенным из них относятся следующие:

  • Задержка в развитии, отмечаемая в способности писать и читать, а также в способности к запоминанию орфографии;
  • Дезорганизация;
  • Пространственная дезориентация;
  • Трудности, отмечаемые в восприятии информации;
  • Трудности, возникающие в усвоении слов;
  • Непонимание прочитанной информации;
  • Нарушение в координации, неуклюжесть;
  • Синдром, возникший на почве нехватки внимания, который в некоторых случаях проявляется в гиперактивности.

Следует отметить, что всеми симптомами дислексии являются симптомы дезориентации. Само заболевание распознать в отдельности невозможно, в отличие от дезориентации. Так, в качестве результата ориентации выступает точность восприятия обстановки, окружающей человека, в том числе и двухкамерных слов, распечатанных на бумаге. Учитывая тот факт, что печатные символы и слова ребенок не способен образно представить, его восприятие приобретает характерные пустоты. В итоге возникает непринятие окружающей реальности в том ее виде, в котором воспринимают ее другие.

К другим симптомам дислексии определяют следующие проявления, характерные для дислектиков:

  • Интеллект на высоком уровне при одновременно плохих навыках чтения;
  • Повторение ошибок, возникающее в процессе письма/чтения (пропуск, перестановка букв/слов);
  • Отсутствие способности к успеваемости в выполнении задания в отведенное на него время;
  • Трудности в письме;
  • Плохая память в целом и кратковременность слуховой памяти в частности;
  • Возможны проблемы со зрением – зачастую оно не соответствует требованиям к его характеристикам для чтения;
  • Трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон.

Причины дислексии

На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.

Лечение дислексии

Дислексия может оставаться проблемой на протяжении всей жизни, одновременно с этим нередки случаи развития функциональных навыков чтения. Преимущественно же определенная часть дислектиков должного уровня грамотности не достигает никогда.

Особенность лечения заключается в корректировке всего учебного процесса, в том числе и в прямом/непрямом обучении распознаванию слов наряду с навыками, предусматривающими выделение компонентов в словах. В прямом обучении применяются специального типа фонетические методы, идущие в отдельности от обучения чтению. Что касается непрямого обучения, то оно предусматривает внедрение в программы по обучению чтению специального типа фонетических методов.

Применяться могут подходы, в которые входит обучение чтению выражениями и словами в целом, а также подходы, в которых используется иерархия по приобретению навыков начиная со звуковых единиц и далее, по возрастанию, слов и предложений. Дополнительно рекомендуется использование подходов с воздействием сразу на несколько видов органов чувств. Во многих случаях полезным является освоение ребенком компьютера для помощи в выделении в тексте слов либо для восприятия им слов в процессе чтения письменной речи.

Что касается иных способов лечения (оптометрический тренинг и т.п.), а также медикаментозного лечения, то их эффективность не является доказанной, более того, на этом основании использовать их не рекомендуется.

При любого типа нарушениях речи и при подозрении на дислексию в частности необходимо обратиться к логопеду.

simptomer.ru


Смотрите также