Депрессия у детей
Депрессия у детей
Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.
Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.
Депрессия у детей
Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:
- Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
- Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
- Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.
В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:
- Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
- Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.
У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.
Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.
Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.
Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:
- Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
- Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
- Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
- Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.
Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.
Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.
У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.
В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.
Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром. До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:
- Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
- Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
- Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
- Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
- Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.
Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:
- Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
- Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
- Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.
Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).
Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности. Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.
www.krasotaimedicina.ru
Бывает ли депрессия у детей: как распознать и что делать?
Принято считать, что депрессивное состояние – удел взрослых. Но современный ребенок живет в постоянном информационном потоке, нередко испытывает стресс, особенно это актуально для младших школьников и подростков. Сегодня мы поговорим, почему возникает депрессия у детей, как своевременно распознать тревожные признаки, и что нужно делать в подобных ситуациях.
Депрессия у детей до 3 лет
Детская депрессия не всегда возникает по вине родителей, психоэмоциональные патологии стремительно молодеют, поэтому вырастить ребенка с абсолютно здоровой нервной системой и психикой практически невозможно.
Проблема может возникнуть в любом возрасте, нередко патологию диагностируют у малышей до 3 лет, но чаще всего депрессивные состояния проявляются у младших школьников и подростков.
Причины психоэмоциональных нарушений у маленьких детей:
- гипоксия и асфиксия, внутриутробные инфекционные патологии, тяжелые роды;
- тяжелые заболевания в раннем возрасте;
- генетический фактор психоэмоциональные нарушения передаются по наследству практически всегда;
- потеря ощущения безопасности и защищенности при разрыве эмоциональной связи с мамой;
- агрессия, насилие в семье, наличие у родителей алкогольной зависимости – страх громких звуков имеет врожденный характер, поэтому постоянные скандалы негативно отражаются на физическом, умственном и эмоциональном развитии малыша.
У малышей депрессия проявляется в виде плохого аппетита, частых приступах рвоты, малыш плохо или совсем не набирает вес, наблюдается заторможенность, повышенная возбудимость
Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а толку ноль, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.
Депрессия дошкольников – причины и симптомы
По мере взросления ребенка усложняется его психика, на ее нормальное функционирование влияет множество факторов – атмосфера в семье, первый опыт социализации, стремительное развитие речи и мышления.
В 3-6 лет депрессивные состояния проявляются не только через соматические признаки, но и наблюдаются перепады настроения, ребенок еще не может понять, что с ним происходит, но внимательные родители заметят нарушения.
Симптомы депрессии у дошкольников:
- вялость, апатия, ребенок не проявляет интерес к играм и любимым занятиям;
- стремление побыть в одиночестве;
- ребенок часто жалуется на скуку, плачет без видимых причин;
- появляются различные страхи и фобии;
- мимика становится скупой, голос тихим, малыш ходит сгорбившись.
Из соматических проявлений чаще всего возникают диспепсические расстройства – диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.
Депрессивные состояния у младших школьников
Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки, нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, правильно ставить цели, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.
К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.
Но есть и небольшие плюсы, в этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.
Дети до 10-12 лет не умеют описывать и понимать собственное настроение, что значительно затрудняет диагностику в раннем возрасте. У дошкольников и младших школьников психоэмоциональные нарушения проявляются в виде соматических симптомов, физических недомоганий.
Симптомы депрессии у младших школьников:
- снижение или полное отсутствие интереса к учебе, хобби, развлечениям;
- избегание контактов со сверстниками, родителями;
- ребенок остро реагирует на любые замечания, критику;
- рассеянность, ухудшение памяти и внимания – все это негативно отражается на учебе, что только усугубляет ситуацию;
- необоснованные приступы гнева, вспыльчивость, раздражительность – эти симптомы появляются в 10-12 лет.
Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.
Подростковая депрессия
Пубертатный возраст – «чудная» пора, как для родителей, так и для подростков. Гормональный всплеск усугубляет все психоэмоциональные проблемы. После 12 лет развиваются скрытые депрессии, поскольку ребенок становится замкнутым, нередко прибегает для успокоения к алкоголю, наркотическим веществам, начинает курить.
Причины депрессии:
- неудачи в отношении с противоположным полом;
- частые конфликты с ровесниками, поскольку подростки постоянно пытаются доказать, что они лидеры;
- внутренние конфликты и противоречия;
- неудовлетворенность собственной внешностью;
- увлечение компьютерными играми, поток ненужной информации из интернета;
- увеличиваются нагрузки в школе, все чаше встает вопрос и будущей профессии.
Среди причин развития депрессивных состояний у подростков семейные проблемы отходят на второй план, лидирующие позиции занимают взаимоотношения с ровесниками – авторитет сверстников намного превышает родительский.
Проявление психоэмоциональных расстройств во многом схожи с симптомами депрессии у младших школьников, но перепады настроения, появляются чаще, нередко добавляются мысли о смерти и попытки суицида.
Методы лечения
Самостоятельно справиться детской или подростковой депрессией невозможно, не стесняйтесь обратиться за помощью к детскому невропатологу, психологу или психотерапевту – последствия запущенных депрессивных состояний намного страшнее, чем визит к специалисту.
Лечение проводят только комплексное, с учетом возраста пациента, степени тяжести патологии.
Как лечить депрессию
- Медикаментозная терапия. Не пытайтесь подобрать лекарства самостоятельно по совету родственников и знакомых, список антидепрессантов велик, все препараты имеют противопоказания, побочные эффекты, нередко вызывают привыкание. Поэтому назначать их должен только врач.
- Рефлексотерапия, физиотерапия – эти методы считаются вспомогательными, но на ранних этапах развития депрессивных состояний неплохо помогают.
- Психотерапия. Сеансы проводят с детьми старше 3 лет, для подростков этот метод лечения очень важен. Существует множество современных видов коррекции психоэмоциональных нарушений – арт-терапия, лечение цветом и музыкой, танцевальная терапия, медитация, к гипнозу специалисты прибегают в крайних случаях.
Чтобы лечение было успешным, нужно нормализовать режим дня – ребенок должен высыпаться, правильно и сбалансировано питаться, больше двигаться. В корректной форме вам нужно ограничить времяпровождение в социальных сетях, компьютерных играх.
Проявляйте искренний интерес к влечениям ребенка – что читает, слушает, смотрит, и не спешите критиковать, у каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.
Умейте идти на компромиссы, учитывайте мнение ребенка, не впадайте в истерику, если подросток решил стать актером или музыкантом, а не получить престижную и нужную, с вашей точки зрения, профессию.
Заключение
Быть родителями – тяжелый, круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.
Расскажите в комментариях, приходилось ли вам сталкиваться с детской или подростковой депрессией, что помогло вам справиться с неприятной проблемой.
Не посещала ли вас мысль, что лучшее средство от депрессии – дать ремня? Не думали ли вы, что ребенок просто капризничает и на это не стоит обращать внимания? И не забудьте поделиться статьей с подругами в социальных сетях.
its-kids.ru
Депрессия у ребенка
Депрессия у ребенка в диагностическом смысле означает психическое заболевание, основным критерием которого выступают эмоциональные нарушения. Депрессия воспринимается зачастую как самим ребенком, так и родителями, как проявление лени, плохого характера, эгоизма, природного пессимизма. Родителям следует помнить, что депрессия является не просто плохим настроением, это заболевание, которое нуждается в лечении специалистами. Чем раньше у ребенка поставлен диагноз и начато соответствующее правильное лечение, тем гораздо выше вероятность быстрого выздоровления. На сегодняшний день врачи располагают большим набором разнообразных методов психотерапии, фитотерапии, физиотерапии, благодаря которым снимается депрессивное состояние.
Долгое время психиатры спорили: способен ли ребенок испытывать депрессивные проявления? Ведь ощущение тоски, печали, снижение общего тонуса, ослабление интересов, заторможенность и уход от контактов — признаки свойственные для взрослой депрессии. У детей сложно выделить такие проявления из-за их нечеткости, а также не способности ребенка подробно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.
Депрессия у детей и подростков зачастую маскированная и включает тревожность, школьную неуспеваемость, беспокойство за здоровье, нарушения отношений со сверстниками, страх за близких.
Причины депрессии у детей
Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:
— семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь. Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными. Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;
— патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;
— структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей. Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни. В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;
— частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;
— проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;
— достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.
Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов. К таким депрессиям относят, например – осеннюю депрессию.
Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.
Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.
Симптомы депрессии у ребенка
Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).
Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.
В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время. Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты. Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.
Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы. У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания. Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.
Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу. Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы. Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге. Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.
Итак, симптомы депрессии включают:
— сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;
— потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;
— прибавление или уменьшение массы тела ребенка;
— нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);
— психомоторное торможение или возбуждение;
— длительную потерю аппетита;
— состояние бессилия, ежедневная усталость;
— чувство стыда, озабоченности, вины;
— снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);
— мысли о суициде;
— перемены в поведении (не желание общаться).
Признаки депрессии у ребенка
С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции самооценки у ребенка. Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой самооценкой. Основой для развития низкой самооценки выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.
Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.
Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, ангедония или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.
Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.
Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций. У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий. У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными аффектами.
На сегодняшний день депрессия, являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.
Депрессия у ребенка — как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.
Депрессия у ребенка — рекомендации родителям:
— в первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;
— важно обращать внимание на голосовую интонацию, на будущие планы и взгляды на завтрашний день;
— необходимо интересоваться, чем их чадо занимается после школы, какие у него друзья;
— нужно обращать внимание, сколько времени ребенок никакими делами не занимается. У одних детей – это лень, но ленивого ребенка, возможно, подкупить подарками и заставить что-то делать, а ребенка с депрессией ничего не радует и не интересует: ни поощрения, ни подарки.
Лечение депрессии у ребенка
Из депрессивного состояния сам ребенок не способен выйти, поэтому задачей взрослых является своевременное обращение за медицинской помощью. Тяжелые случаи с высказыванием суицидальных мыслей, а также наличие конкретного плана ухода из жизни является показаниями к лечению в стационаре: в отделении пограничных состояний.
Легкие формы заболевания лечатся в домашних условиях. На протяжении всего курса лечения ребенок может жить обычной жизнью: заниматься домашней работой, ходить в школу, в магазин за покупками.
Из медицинских препаратов в педиатрической практике хорошо себя зарекомендовал Адаптол. Это лекарство хорошо переносится, не вызывает сонливости, не имеет побочных действий. Адаптол улучшает настроение, нормализует сон, вырабатывает устойчивость к психо-эмоциональным нагрузкам, снимает соматические проявления — боль, нормализует температуру.
Что делать, если у ребенка депрессия? В лечении легких форм депрессии можно применять гомеопатический препарат — Тенотен, снижающий чувство тревоги, улучшающий сон, нормализующий аппетит, способствующий нормализации памяти, улучшению концентрации внимания. В тяжелых случаях назначают антидепрессанты, которые применяются под контролем врача.
Однако никакое лечение депрессии не будет эффективным без позитивных изменений в семье. Родителям необходимо принять ребенка: его стремления и нужды, а также помочь повысить самооценку, развить способности выражать чувства, научить шаг за шагом справляться с трудностями, проблемами и конструктивно влиять на сложившуюся ситуацию. В профилактических целях ребенок как можно чаще должен пребывать на свежем воздухе, не переутомляться и своевременно отдыхать.
psihomed.com
Депрессия у детей
Депрессия – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, познавательных представлений и общей пассивностью поведения. В состоянии депрессии человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние.
Более всего подвержены депрессиям дети тревожные, эмоциональные и чувствительные, со сниженной самооценкой, впечатлительные и зависимые. Любой ребенок время от времени может быть в плохом настроении, грустить или раздражаться. Это объяснимо с точки зрения его развития, возрастных кризисов или банальной усталости, начала болезни. Но наличие устойчивого сниженного настроения, пассивности, постоянного плача в течении двух недель – повод обратиться за помощью к специалистам. Педиатр осмотрит ребенка, назначит необходимые анализы для обследования, а также направит вас на консультацию к неврологу и психологу.
Причины депрессии у детей:
- Нарушение биохимических процессов в головном мозге (низкий уровень серотонина);
- Генетическая предрасположенность (наличие заболевания в роду);
- Родовые травмы (депрессия может быть вызвана изменением климатических условий);
- Затяжные, либо хронические болезни;
- Длительный стресс или тревожная обстановка, учебные перегрузки;
- Психологические травмы (развод родителей, болезнь или смерть близких, переезд, переход новую школу или детский сад, конфликты в семье, гибель домашнего питомца и т.д.)
- Нарушение детско-родительских отношений и отношений в коллективе;
Чувствительность к травмирующим факторам:
- от 0 до 4 лет – отделение ребенка от матери или от семьи;
- от 5 до 7 лет – развод, смерть одного из членов семьи, жестокое обращение, скандалы и ссоры;
- с 7 до 10 лет – проблемы, связанные с началом обучения в школе, с новым социальным статусом ученика. Отсутствие контакта с учителем, отставание в учебе, насмешки и оскорбления со стороны сверстников.
- от 11 до 15 лет – непонимание и отвержение сверстниками, потеря значимой дружбы, неудачи в романтической привязанности, не взаимность любви.
Как распознать болезнь?
Дети на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» при наличии депрессии обычно отвечают: «Мне ничего не нравиться, мне скучно, нечем заняться…», но редко оценивают свое состояние как подавленное. Субъективно ребенок может ощущать небывалую тяжесть в теле и конечностях: «ножки утомились», «еле портфель донесла», а также быструю утомляемость не оправданную нагрузкой «нет сил» и т.д. У них отсутствует стремление к радостным событиям, отказ или даже избегание шумных и веселых праздников. Можно также услышать жалобы на то, что ребенка никто не любит или им никто не интересуется. В зависимости от характера, малыш может стать более зависимым или отстраненным, замкнутым, иногда даже грубым и агрессивным. Также депрессия влияет на все жизненно важные функции организма: сон (бессонница, ранние утренние пробуждения или сонливость), аппетит (снижается либо повышается), активность (большая подвижность или заторможенность). «Скрытая» депрессия проявляет себя различными физическими недомоганиями ребенка и жалобами на головные боли, головокружения, (чаще у школьников) боли в животе (чаще у дошкольников) или грудной клетке, и.т.д. При медицинском обследовании не выявляется никаких патологий.
Симптомы депрессии:
0 - 1 год – депрессия, вызванная нарушением связи грудного ребенка с мамой. Например, длительной разлукой, госпитализацией крохи без мамы. В данном возрасте к признакам депрессии можно отнести: снижение аппетита и резкая потеря веса крохи, отставание в сенсомоторном, эмоциональном и речевом развитии (все делает с опозданием на несколько месяцев), нарушения сна. Развитие заболевания проходит несколько стадий: протест (крик, поиск матери, хаотичные движения руками и ногами, паника); поиск матери среди лиц взрослых (отворачивается от подошедшего, игнорирует его); полная апатия – малая подвижность, печальное выражение лица, тихий плач, если взять на руки цепляется за одежду, ищет мать, безутешно плачет.
от 1 - 3 лет – крик, беспокойство, приступы беспричинного плача, бесцельное хождение «из угла в угол», отсутствие игровой деятельности или однообразные навязчивые движения нарушение сна и аппетита, тенденции к сохранению более ранних форм поведения;
от 4 - 6 лет - печаль, подавленность, раздражительность, стремление уединиться или наоборот нежелание оставаться в одиночестве, отказ от прежней активности и интересов, неуклюжесть позы, заторможенные эмоциональные реакции, тихий голос и скупая мимика, физические недомогания, отсутствие рисунков и поделок, либо использование в них темных «грязных» цветов.
от 7 до 11 лет – готовность к плачу, мрачность и угрюмость, снижение интереса к окружающей жизни и учебе, перепады настроения, с утратой ощущения удовольствия от прежних любимых занятий. Жалобы на быструю утомляемость, невозможность сосредоточиться на задании, «витание в облаках», самообвинение и переживания за неспособность сделать что-либо правильно, сосредоточенность на разговорах о болезнях, катастрофах, смерти.
Условно формы депрессии у детей можно разделить на две большие группы:
- Острые депрессивные реакции. Почти всегда есть травмирующее событие, которое предшествует началу заболевания. Например, госпитализация, переезд, развод или смерть близких, потеря ценных дружеских отношений. Все симптомы остро проявляют себя: плач, истерика, бурные эмоции. Продолжительность от нескольких дней до 4-6 недель. Родители должны быть особенно внимательны к ребенку в этот период: не оставлять один на один с переживаниями, не дать ребенку замкнуться, поговорить о том, что произошло, понять его чувства, утешить, показать психологу. Вовремя оказанная психологическая поддержка и помощь ребенку дает быстрое восстановление, и обычно нет необходимости в медикаментозном лечении.
- Хронические депрессивные состояния. Течение и симптомы размыты, нет явной «точки отчёта» начала заболевания. При психологической консультации выявляются нарушение эмоциональной связи ребенка с родителями, депрессия в анамнезе у одного или обоих родителей, причем начавшаяся после рождении ребенка. Дети с хронической депрессией крайне зависимы и одиноки, пассивны, отвергают общение со сверстниками и взрослыми, т.к. имеют негативный опыт. Неохотно проявляют эмоции, с большим трудом доверяют другим. По сравнению с острыми реакциями меньше плачут, и стараются скрыть свое угнетенное состояние, в беседе не раскрывают истинных чувств и мотивов поступков. Первый период развернутой депрессии может длиться до 8 месяцев. Ребенку необходима помощь психотерапевта. Лучше всего обратиться в специализированные центры или клиники, где лечат депрессию комплексно: психотерапия плюс медикаменты. Центры предоставляют психологическое сопровождение больного, наблюдение, постоянный контакт членов семьи с врачом, контроль за состоянием ребенка в период приема лекарств. При тяжелой форме депрессии могут быть попытки суицида. В этом случае необходима госпитализация.
Советы:
- Быть внимательным к ребенку, особенно если произошло травмирующее событие: не оставлять одного, говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях, обеспечить его бытовой комфорт в острый период;
- Не ставить перед ребенком сверхзадач: учебные дела разбивать на части, на маленькие цели;
- Больше хвалить и поощрять, чаще говорить ребенку о своей любви;
- Ни в коем случае не обвинять ребенка в нежелании активно действовать, плохом самочувствии, лени. Ему необходимо время, чтобы прийти в норму;
- Оказывать психологическую поддержку и сочувствие, но не погружаться в болезнь вместе с ребенком, не отстранять от дел, чтобы ребенок жил в общем ритме семьи;
- Включать в занятия, приносящие удовольствие и радость, смотреть вместе веселые мультфильмы, детских комедии;
- В разговорах сосредоточить внимание ребенка на положительных моментах на сегодняшний день, обсуждать перспективы и планы на ближайшее будущее, объяснять, что болезнь – это явление временное;
- Используйте приемы арттерапии, лепки, психогимнастики. Например, упражнения «Медвежата в берлоге», «На берегу моря» (источник М. Чистякова «Психогимнастика»), проигрывание этюдов на выражение основных эмоций.
- Техника создания безопасного ресурса. Попросите ребенка принять удобную позу, закрыть глаза, расслабиться. Теперь пусть он представит себя в таком месте, где он бы чувствовал себя в полной безопасности. Помогите ему создать воображаемую картину, наполненную цветами, звуками, ароматами, образами. Эти картины ребенок может представлять когда и где захочет. Эта техника помогает снять напряжение и отвлечься от грустных мыслей.
Профилактика депрессии.
В осенне-зимний период многие даже вполне здоровые люди жалуются на сезонное эмоциональное расстройство, которое проявляется подавленным состоянием, увеличением продолжительности сна на 3-4 часа, набором лишнего веса. Причина все та же – перепады уровня серотонина в мозгу, т.к. сокращается световой день. Безусловно, всегда лучше предупредить заболевание, чем лечить. Ряд несложных рекомендаций поможет избежать депрессии:
- Соблюдать режима дня, выделять дополнительные часы для сна и отдыха;
- Включать в рацион много фруктов и овощей, орехов, мяса, печени, молочных продуктов, яиц, рыбы, естественным антидепрессантом являются бананы. Не употреблять жирную, сладкую пищу, снижающую темп жизни. Диета должна быть богата группой витаминов В, а также йодом и фосфором;
- Выполнять регулярные физические нагрузки, гулять на свежем воздухе, когда солнце еще высоко;
- Зимой освещение в детской должно быть довольно ярким, днем окна не закрывайте шторами, оконные стекла держите в чистоте;
- Используйте фиточаи, витамины, кислородные коктейли, ароматерапию (масло лаванды, апельсина);
Помните, затяжная депрессия не пройдет самостоятельно, это серьезное заболевание, которое требует грамотного и своевременного лечения. По статистике у трети детей депрессия проходит самостоятельно в течение 3-х месяцев, но у 80% рецидивирует и переходит в затяжную форму. Также депрессия может предшествовать более серьезному психическому заболеванию.
www.b17.ru