Числовая линейка для дошкольников


Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»

Татьяна Борисовна Гирфанова Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой».

Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью линейки, уметь применять линейку для рисования прямых линий и геометрических фигур.

Задачи:

- Формировать умение рисовать прямые линии и геометрические фигуры с использованием линейки.

- Развивать умение измерять линии и отрезки с помощью линейки.

- совершенствовать умение ориентироваться во времени: неделя.

- Формировать умение решать математические примеры и кроссворды, соотносить цифру с буквой, читать получившееся слово.

- Развивать интерес к математике.

Оборудование: коробка, линейки по количеству детей, листы в клетку, простые карандаши по количеству детей, цифры от 1 до 10, таблица с зашифрованным словом, математические примеры, наклейки на каждого ребёнка.

Ход НОД:

1. Вводная часть. \

Сюрпризный момент:

Внести в группу коробку, в ней линейки. Предлагаю детям определить, что в коробке с помощью наводящих вопросов.

- Вы будете мне задавать вопросы, предполагая, что там внутри, а я буду вам отвечать только «да» или «нет». Если дети затрудняются ответить, то загадываю им загадку:

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

(ответы детей)

- Правильно, это линейка. Как вы думаете, для чего нужны линейки? (ответы детей).

- С помощью чего ещё можно измерять предметы? (ответы детей)

- Что вы видите на линейке? (ответы детей: чёрточки, цифры).

- Для чего они нужны? (чтобы получить результат измерения).

II. Основная часть.

1. Практическая часть с линейками.

А). – Начерти линии и измерь их.

- Пройдите за столы, возьмите лист бумаги, карандаш и линейку. Положите линейку на лист, прижмите её левой рукой и прочертите горизонтальную линию. Дети на листе бумаги чертят линию. Воспитатель демонстрирует на доске горизонтальные линии.

- Внизу начертите с помощью линейки линию короче первой. Ниже начертите линию длиннее первой и второй. У вас получились три дорожки.

- А как получить ровные столбики с помощью линейки?

(Предложения детей).

- Молодцы, нужно поставить линейку вертикально и начертить линии. Начертите 2 линии одинаковой длинны (Дети чертят) .

- Ровные у вас получились линии? Как можно узнать длину линии?

(ответы детей: условной меркой, палочкой, линейкой).

- Правильно, можно узнать с помощью делений и цифр на линейке.

Воспитатель измеряет на доске начерченные линии.

- Измерять нужно с самого начала, совместив цифру 0 с началом линии. Моя первая линия 8 сантиметров, а вторая -10. Вот как мне помогла линейка начертить линии и измерить их. Предлагаю вам измерить свои начерченные линии.

Дети измеряют линейками начерченные линии.

- Можно ли с помощью линейки начертить любую геометрическую фигуру? (ответы детей: нет, с помощью линейки можно начертить только фигуры, которые состоят из отрезков. Нельзя начертить овал и круг)

Предлагаю проверить это.

Б). - С помощью линейки соединить точки на листе бумаги.

-При помощи линейки и простого карандаша соедините точки. (Воспитатель: помогает детям соединить точки на листе.)

Уточняю, какие фигуры начертили дети:

- Какие у вас получились фигуры? Назовите их.

Ответы детей: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция.

- Сколько их всего? А как можно ещё назвать эти фигуры?

Ответы детей: — Это геометрически фигуры.

2. Игра с цифрами: «Неделя, стройся».

Предлагаю детям поиграть с цифрами (взять каждому по одной цифре, назвать их и внимательно слушать задание).

- Назвать день недели, соответствующий цифре.

- Назвать все дни недели по порядку.

- Построиться неделе по порядку.

- Построится так, чтобы первой была среда.

- построиться так, чтобы первым был вторник.

- От субботы до пятницы

3. Динамическая пауза

В понедельник я купался (изображаем плавание,

А во вторник – рисовал (изображаем рисование).

В среду долго умывался («умываемся»,

А в четверг в футбол играл (бег на месте).

В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем).

Очень долго танцевал (кружимся на месте).

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (расслабиться).

4. Игра «Зашифрованное слово»

На доску помещаю плакат с заданием.

Предлагаю подумать и ответить, что надо сделать, чтобы угадать зашифрованное слово.

Дети высказывают свои предположения и приступают к работе по очереди у доски.

у а й и н к л е р ш

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1). 10 – 5 = 5). 6 + 2 =

2). 4 – 2 = 6). 6 – 3 =

3). 4 + 2 = 7) 8 - 2 =

4). 5 + 2 = 8). 9 - 5 =

Дети решают у доски по очереди примеры, сопоставляют цифру и соответствующую ей букву в схеме-таблице и записывают буквы в таблицу, затем читают получившееся слово (наклейки).

III часть. Рефлексия

- Молодцы со всеми заданиями справились. Прежде, чем раздать вам в награду наклейки, давайте подведём итог занятия.

- Что мы сегодня делали?

- Что вам особенно понравилось?

- Какое задание для вас было самым трудным?

www.maam.ru

Задания по математике в картинках для детей 6-7 лет

Задание 1

Прыгающие лягушки

Впиши пропущенные числа. Отсчёт веди в обратном порядке!

Задание 2

Лесенки-чудесенки

Впиши пропущенные цифры и математические знаки.

Задание 3

Считалочка

Сосчитай точки на кубиках. Результаты впиши в окошки.

Задание 4

Почтовая считалочка

Напиши пропущенные цифры на каждом конверте так, чтобы в сумме получилось число в кружочке.

Задание 5

Считалочка

Раскрась листочки, сумма чисел на которых равна 7.

Задание 6

Волшебные квадраты

Реши примеры и заполни квадраты

Задание 7

Разорванные листочки

Реши примеры и соедини их с ответами

Задание 8

Весёлый счёт

Реши примеры, пользуясь подсказкой в рамке

Задание 9

Лабиринт

Помоги девочке добраться до платья. Она должна идти по дорожке, на которой в результате получится 8

Задание 10

Лабиринт

Помоги мальчику добраться до велосипеда. Он должен идти по дорожке, на которой в результате получится 5

Задание 11

Восемнадцать

Впиши числа так, чтобы в каждой строчке и в каждой колонке получилось 18

Задание 12

Пятнадцать

Заполни табличку таким образом, чтобы в каждом ряду и в каждой колонке сумма равнялась 15

Задание 13

Один за другим

Напиши цифры в правильном порядке

Задание 14

Змеи

Сколько здесь змей? Ответ впиши в окошко

Задание 15

Магниты

Реши примеры и соедини каждый гвоздь с магнитом, к которому он притянется

Задание 16

Мыльные пузыри

Реши примеры и напиши ответы. Иди снизу вверх

Задание 17

Вишнёвая считалочка

На каждой тройке вишенок напиши цифры так, чтобы получилась сумма, указанная на листочке

Задание 18

Считалочка

Посмотри на картинку и напиши, сколько яиц разбилось

Задание 19

Дворец из фигурок

Сколько здесь фигурок каждой формы? Ответы напиши над чёрточками. Раскрась картинку.

Задание 20

Тропические рыбки

Реши примеры и соедини линями рыбок

Задание 21

Считалочка

Напиши на листочках цифры так, чтобы получилась сумма, указанная на тыкве

Задание 22

Волшебный квадрат

Впиши пропущенные цифры и математические знаки

Задание 23

Волшебный квадрат

Впиши пропущенные цифры и математические знаки

Задание 24

Весёлый счёт

Реши примеры

Задание 25

Воздушные змеи

Раскрась змеев с нечётными номерами

Задание 26

Треугольники

Сколько здесь треугольников? Ответ впиши в окошко.

Задание 27

Вагончики

Впиши пропущенные числа

Задание 28

Ромашки

У каждого цветка раскрась три лепестка так, чтобы сумма цифр на них была равна числу в серединке

Задание 29

Раскраска с подсказкой

Реши примеры и раскрась зонтик

Похожие статьи:

Задания «Соедини по точкам» для детей 6-8 лет

Математические задачи шутки для дошкольников

Игры на изучение букв для детей 4-5 лет

Упражнения на развитие дыхания и дикции ребенка 6-7 лет

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Путешествие в страну знаний

kladraz.ru

Счетный материал для обучения детей

Чтобы малыш успешно постигал азы математики, взрослым часто приходится пользоваться различными наглядными пособиями. Среди них особое место отводится счетному материалу. Выбирая его среди огромного разнообразия, нужно подобрать тот вариант, который будет удобен вам и интересен детям.

На занятиях по математике предметы представляют собой элементы множеств, с которыми нужно произвести определенные действия. Относительно них может быть поставлен конкретный вопрос об их количестве. Здесь не уточняются какие-то моменты, которые могут быть интересны на занятиях по другому предмету. Например, если идет речь о птичках на ветке, то абсолютно неважно, какие это птицы.

На математике обращают внимание только на количество и количественные отношения. Для того, чтобы детям материал стал понятен, очень часто используют счетный материал.

К данному виду наглядных пособий относятся счетные палочки, счеты, счетные доски, или, как их называют по-другому – абаки, арифметический ящик, геометрические мозаики, различные наборы тематических или геометрических фигурок для счета, кассы счетных материалов.

Правильный выбор средства для обучения детей сделает обучение занимательным и увлекательным. Важность этого обусловлена тем, что малыши вплоть до начала обучения в начальной школе познают и запоминают новое гораздо эффективнее, если их заинтересовать.

Среди факторов, определяющих ваш выбор, должны быть материалы, из которых сделаны наборы, подходящий возраст детей, предпочитаемые формы.

Для изготовления наборов счетного материала используются самые различные материалы. Это могут быть картонные карточки, высокопрочные пластиковые или деревянные фигурки, элементы на магнитах. Делая выбор в пользу того или иного материала, из которого сделан счетный материал, следует учитывать в первую очередь его безопасность и экологичность.

Так, пособия, изготовленные из дерева, считаются экологически чистыми и приятными на ощупь. Как правило, они раскрашиваются вручную безопасными нетоксичными красками. Качественные пластмассовые фигурки могут прослужить дольше и отличаются более легким весом, в отличие от деревянных. Выбирать следует только качественный высокопрочный пластик, который не имеет посторонних запахов. Из картона легко сделать необходимые материалы самостоятельно и даже можно привлечь к этому процессу ребенка. Карточки на магнитах удобно использовать педагогу на доске для демонстрации большому количеству ребят. Также они подойдут тем, у кого дома есть небольшая магнитная доска.

Предлагаем обзор самых популярных и востребованных наборов для обучения счету детей младшего возраста.

Хранить комплект дома или в классе очень удобно в пластиковом пенале, идущем в комплекте. Сам же счетный материал деревянный, что делает его абсолютно безопасным. В комплектацию набора входит:

  • счетные палочки (20 шт);
  • квадраты – зеленый, красный и синий цвета;
  • круги красного, желтого, зеленого цветов;
  • угольники (двух видов и цветов);
  • пластинки: цифры и знаки (28 шт).

Данный набор можно использовать на занятиях с детьми 5-10 лет дома, в детском саду и школе. С помощью него малыш сможет познакомиться с азами геометрии, цифрами, научится выполнять простые счетные операции. Из геометрических фигур ребенок сможет складывать причудливые картинки, развивая воображение и мелкую моторику. Также он сможет научиться находить закономерности и продолжать последовательность, что поспособствует развитию логического мышления, научит сравнивать, рассуждать, классифицировать и делать выводы.

Хороший набор, который можно использовать с пятилетнего возраста. В набор входит 132 элемента из качественной пластмассы – геометрические фигуры, счетные палочки и цифры, которые упакованы в удобный пластиковый пенал.

С его помощью можно познакомить кроху с цифрами, геометрическими фигурами. Дети смогут составлять числа и научатся решать примеры и задачи.

Комплект предназначен для работы на магнитной доске по таким разделам, как:

  • счет со сменой основания счета и по понятийной мерке;
  • развитие умения классифицировать;
  • умение делить целое на равные части;
  • отношения между целым и частью;
  • множества, объединение множеств;
  • решение задач;
  • состав чисел.

В набор включены геометрические фигуры, сделанные из заламинированного картона – красный, желтый, зеленый и синий цвета. Магниты на них необходимо крепить самостоятельно.

Комплектация набора:

  • деление круга (диаметр 20 см) – 1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, 1/8, 1/9, 1/12.
  • Квадрат со стороной 12 см и его деление на части двумя способами 1, 1/2, 1/4, 1/5, 1/8, 1/9.
  • Круг, диаметром 8 см – 12 шт. одного цвета, 6 шт. – другого, 1 шт – 1/2+1/2.
  • Счетные палочки до 10 по длине с шагом в 2,5 см и до 7 по ширине с шагом в 1,5 см.
  • Геометрические фигуры: квадрат, равносторонний треугольник, круг двух цветов по 10 шт каждого.
  • Цифры и знаки.
  • Дополнительные геометрические фигуры: ромб (1 шт), трапеция (2 шт), равносторонний (3 см, 1 шт), тупоугольный (1 шт) и прямоугольные (1 большой и 2 маленьких) треугольники, круг с диаметром 3 см (10 шт).

В набор включены такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, прямоугольник, шестигранник – по 10 шт, треугольники с углами в 30° и 45° – по 20 шт. Также здесь есть набор цифр от 0 до 9 – по 2 шт, знаки и счетные палочки – 20 шт.

Для работы со счетным материалом в детском саду следует выбирать яркие и красочные пособия. С помощью интересного дизайна гораздо легче привлечь внимание дошкольников и сделать обучение веселой интересной игрой. Его необходимо периодически менять для того, чтобы ребята были постоянно увлечены процессом обучения. Сегодня вы можете поработать с ежиками, на следующем занятии посчитайте, сколько птичек прилетело.

Для детей помладше выбирайте красивые яркие фигурки, наборы, с помощью которых можно обучить ребенка счету до 20. Старшие дошкольники уже стремятся как можно скорее пойти в школу. В таком возрасте ребятам могут понравиться наборы в красивом пенале, ведь он является необходимым атрибутом школьного обучения.

Детям 6-7 лет и учащимся начальной школы, которые уже познакомились с основами счета в подготовительных группах детского сада, можно предложить различные палочки и кассы, счеты. Используя их, вы уже не привязываетесь к игровой деятельности. Пособия помогают ребенку визуально и облегчают восприятие математических действий, которые нужно провести. С помощью них ученику начальных классов легче ориентироваться в связях между абстрактным и конкретным.

Детям до 5 лет подойдет счетный материал в форме различных фигурок. Это могут быть яблоки, грибы, матрешки, различные овощи, транспорт, животные. С помощью таких форм можно проиграть множество различных ситуаций для обучения ребенка счету. Сегодня ежик принесет грибочки, а белочка яблоки. Завтра вы посчитаете, сколько овощей добавите в суп. Позже раздадите морковку зайчатам. Самое главное в этом возрасте – игра, о чем не следует забывать взрослому, занимающемуся с ребенком.

Также необходимо использовать объемные цифры для того, чтобы малыш соотносил понятие числа и цифры. Он намного лучше запомнит каждую цифру, если сможет потрогать ее, провести пальчиком по каждой линии. Ведь тактильное восприятие играет огромную роль в развитии крохи с самого маленького возраста.

Детям старшего дошкольного возраста и ученикам начальных классов в качестве счетного материала уже можно предлагать различные геометрические фигуры, которые можно использовать и в качестве мозаики. Таким образом ребенок сможет запомнить название форм, выучит основные цвета, будет выкладывать различные картинки из деталей.

Также детям этого возраста могут понравиться наборы с кубиками размером 1 см. Такие наборы можно использовать не только для счета. С помощью них ребенок будет учиться сортировать, строить графические изображения, познакомится с понятиями «периметр», «объем», «площадь».

Счетные палочки являются универсальным развивающим пособием для детей всех возрастов. Самым маленьким будет необходим строгий контроль взрослого. С их помощью можно начинать развивать ребенка уже с 9 месяцев. Они помогут развивать мелкую моторику, выучить цвета, множество различных понятий, таких как «один-много», «широкий-узкий», «длинный-короткий» и др.

Они помогают учить ребенка сравнивать, находить сходства и отличия, способствуют сенсорному развитию, развивают логику, воображение, умение мыслить нестандартно. С помощью палочек ребенок сможет познакомиться с основами геометрии. Ну и, конечно же, они помогут в обучении ребенка счету, знакомству с основными математическими операциями.

Любому родителю под силу будет сделать счетный материал своими руками, что существенно сэкономит семейный бюджет. Изготовить его можно из подручных средств, которые находятся дома:

  • Цифры
  • Счет от 1 до 10
  • Состав числа
  • Предметные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Математические пазлы

Также в работе вы можете использовать бусины, прищепки, аппликации из ткани, различный бросовый материал.

Различных вариантов масса, стоит только взрослому включить свое воображение и проявить себя. Можно вырезать и клеить из картона, можно шить и вязать, можно рисовать – делайте то, что вам нравится. Для ребенка пособия, которые сделаны с любовью его мамой, будут самыми любимыми.

Для того, чтобы научить ребенка вычислять, можно использовать самый разнообразный счетный материал: счеты, абакус, палочки, карточки, различные готовые наборы счетных материалов и пр. На уроках в начальных классах учителя также используют все эти пособия для обучения детей различным счетным операциям.

Плюсы использования счетных материалов:

  • наглядная демонстрация производимых вычислительных действий;
  • доступность понимания смысла арифметических действий;
  • использование счетных материалов помогает в развитии мелкой моторики;
  • доступность – всегда можно найти счетный материал под рукой, не приобретая ничего специально.

Минусы использования счетных материалов:

  • привычка пользоваться какими-либо предметами для счета иногда усложняет переход ребенка от предметной среды к абстрактно-мыслительной форме;
  • выбор различных счетных материалов велик. Взрослым, которые не являются специалистами, порой сложно разобраться в методике обучения по какому-то конкретному пособию.

Абакус многим чем-то напоминает советские счеты. Он представляет собой деревянную рамку со спицами, на которые нанизаны по 5 костяшек. Количество спиц может быть различным. Спицы проходят через планку, которая разделяет костяшки. Над спицей – одна костяшка, под ней – четыре.

При счете на абакусе очень важно умение работать большим и указательным пальцами. С помощью многократных повторений необходимо довести его до автоматизма. Учитывайте, что этот навык быстро забывается без регулярных тренировок.

Расположение числовых линеек: Каждый разряд занимает свою спицу. Костяшка под разделительной планкой обозначает 1, над разделительной планкой – 5. Рассмотрим конкретный пример. Число 3 на абакусе будет отмечено так:

Здесь одна костяшка поднимается на спице разряда десятков, а на единицах опускаем костяшку, которая обозначает 5.

Таким образом на абакусе откладываются числа и производятся различные счетные операции. С помощью него можно складывать, вычитать, умножать, делить и даже возводить в степень. Однако такие сложные операции – это уже основы ментальной арифметики, для знакомства с которой лучше посетить курс соответствующих занятий.

Счетный материал необходим при обучении детей математике дома, в детском саду и школе. В магазинах он представлен в широком разнообразии. Но далеко не всегда удобно пользоваться покупными предметами. Среди ваших вещей вы можете найти то, что больше придется по душе вашему малышу. Познавайте математические азы с вашим крохой с удовольствием и обязательно играя, тогда процесс обучения будет проходить намного легче.

О том, что такое счетный материал, смотрите в следующем видео.

o-krohe.ru

Демонстрационный материал по математике в детском саду, счетные пособия, карточки, лэпбук и прочее

Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.

Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».

Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

  • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
  • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
  • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • научным (соответствовать научным данным о счёте);
  • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
  • санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
  • эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

  • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
  • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.

Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

  1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
  2. Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
  3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
  4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.

Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

Виды раздаточного материала

Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

  • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
  • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
  • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
  • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
  • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
  • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
  • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
  • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».

Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала
Возможности счётных кубиков позволяют использовать их вплоть до подготовительной группы Для освоения навыка счёта до 5 удобно использовать специальные пирамидки Веер с цифрами — это пособие для школы, но может использоваться и в детском саду На блоках можно отработать усвоение основных геометрических фигур и счёта предметов в группах Учиться считать на палочках можно совершенно незаметно: например, выкладывая из них фигуры

Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками

Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».

  1. Закрепить умение считать до 10.
  2. Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
  3. Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
  4. Учиться писать цифры.
  5. Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
  6. Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
  7. Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
  8. Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.

После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.

Обычно в лэпбук входят:

  • картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
  • карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
  • пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
  • картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
  • раскраски;
  • прописи;
  • загадки, считалки и т.д.

Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.

Фотогалерея: пример самодельного лэпбука
Для лэпбука использование папки-скоросшивателя является самым прочным Карточки с точками и цифрами можно положить в яркие конвертики, чтобы малыш заинтересовался их содержимым При изготовлении такого пособия предполагается, что дети умеют писать Выкладывая цифры из элементов, дети запоминают графический образ чисел, а также тренируют глазомер С помощью лэпбука дети быстро и легко понимают суть сравнения Решив пример на гараже и на машине, ребёнок должен соотнести одинаковые ответы Дети, как правило, с азартом включаются в игру домино

Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп

Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки — методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).

  1. Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
  2. В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
  3. В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
  4. В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или — и пишет результат в отведённую для этого клетку.

Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.

Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.

Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки

В младшей группе малыши учатся оценивать множества с помощью крепления разного числа вагонов к локомотивам В подготовительной группе дети выполняют сложение и вычитание в рамках от 1до 10 Малыш средней группы должен посчитать пятнышки на спинке божьей коровки и соединить её с подходящей цифрой В старшей группе дети учатся выполнять несложные арифметические действия в пределах от 1 до 10 Яркие и красивые картинки с папки-передвижки привлекут внимание ребят и научат соотносить цифру с количеством предметов

Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

Карточки с цифрами можно сделать дома Переставляя количество шариков, ребёнок научится считать до 10, а также сортировать вещи по принципу «новое/старое» Индивидуальная карточка может содержать задание творческого характера: вылепить цифру из пластилина Такие домики помогают детям усвоить состав числа

Стоит отметить, что карточки не всегда представляют собой нарисованное/наклеенное изображение. Индивидуальная карточка может состоять из отдельных элементов, которые выкладываются на листе. Своего рода накладная аппликация.

Фотогалерея: счётные пособия для подготовительной группы

Так детям презентуется принцип вариативности слагаемых при одинаковой сумме Это динамическая карточка, то есть к ней прилагается кармашек с шариками с примерами, а также карточки с цифрами-ответами В подготовительной группе дети с лёгкостью справляются с заданием вписать соседей чисел в окошках домика Такое пособие не только тренирует математические навыки, но и развивает мелкую моторику

Демонстрационный счётный материал — это проявление фантазии педагога, направленной на то, чтобы дети усваивали азы математических действий играючи. Очень хорошо зарекомендовали себя лэпбуки, так как ребята с удовольствием играют с эдакой большой аппликацией, включающей в себя картинки, пазлы, раскраски. При подготовке этого пособия нужно учитывать два важных момента: лэпбук должен быть крепким, то есть не рассыпаться в процессе эксплуатации, и занимательным, чтобы с его помощью педагог смог реализовать поставленные обучающие, развивающие и воспитательные цели.

melkie.net


Смотрите также