Бустер своими руками
Бустер для промывки теплообменников и систем отопления
Автономное отопление теперь встречается не только в частных домах, а и квартирах. В процессе эксплуатации отопительного оборудования, да и во всей системе в целом возникает необходимость промывки, так как на стенках отлаживаются соли и накипь. Один из методов – химический, посредством кислоты. В этом случае нужен бустер для промывки теплообменников.
Бустер заводского производства.
Бустер – это аппарат для химической циркуляционной промывки пластинчатых теплообменников котлов и колонок, всех видов радиаторов и систем отопления в целом. Что характерно очистка осуществляется без разборки. Бустер для промывки теплообменников состоит из трех основных частей:
Есть агрегаты без ТЭНа, но они менее эффективны. Для промывки используется активное вещество, чаще всего соляная или ортофосфорная кислота, активность которых с повышением температуры сильно возрастает. Выбирая бустер, нужно обращать внимание на объем бака, максимальную температуру, скорость циркуляции и напор, который измеряется в метрах. Чем больше напор, тем длиннее контур может быть промыт из одной точки. Если же мощность недостаточна, то систему придется разбивать на небольшие отрезки, что занимает много времени.
Принцип работы заключается в том, что кислота в баке нагревается и прокачивается насосом через теплообменник или целый контур.
Активное вещество разъедает накипь и за счет циркуляции выводит ее обратно в бак. Процесс происходит до тех пор, пока система полностью не очистится. По времени это около 2 часов. Стоимость аппаратов для промывки стартует от 600 рублей. Для бытовых нужд такого агрегата хватит, цена профессионального оборудования может быть 160 тыс. рублей. В принципе, можно изготовить бустер для промывки теплообменников своими руками из подручных материалов. Самая дорогая деталь в этом случае – это насос.
Как сделать бустер своими руками
Для того чтобы сделать бустер для промывки теплообменников своими руками вам потребуется:
- резервуар для реагента – пластиковая канистра минимум на 10 литров, можно больше;
- гибкие шланги на ½ или ¾ дюйма;
- помпа.
Самодельный бустер.
Делать бустер нужно, отталкиваясь от вида помпы. Это может быть погружной или отдельно стоящий насос. Если насос погружной, то никаких дополнительных отверстий в баке не нужно. К помпе подсоединяется шланг, который накручивается на теплообменник. Второй шланг (обратка) будет выводить кислоту напрямую обратно в бак. В данном случае в качестве резервуара для реагента можно использовать даже обычное ведро. Важно чтобы насос был приспособлен к работе с кислотами.
Удобнее использовать выносные насосы, кстати, подходит даже обычный электрический циркуляционный насос для отопления. Чтобы его подключить в нижней части бака нужно вставить металлический сгон и зажать его гайками к стенкам резервуара. Все должно быть герметично. Далее на сгон накручивается фильтр грубой очистки – нельзя допустить, чтобы в насос попал мусор, да и для промывки так будет лучше. За фильтром накручивается насос, от которого идет шланг в теплообменник. Циркуляционный шланг идет прямиком в пластиковую канистру.
Средник срок службы труб отопления в квартире не менее 25 лет, но даже пол века не предел.
Здесь мы рассказывали какими трубами сделать отопление в частном доме с автономным обогревом.
Минус бустера для промывки теплообменников, сделанного своими руками, заключается в отсутствии нагревательного ТЭНа. Очистка от накипи холодным реагентом займет больше времени, зато можно сэкономить на электроэнергии.
Практическое применение бустера
Первые признаки того, что теплообменник котла нужно промывать – это пощелкивание, перерасход энергоносителя, низкая температура воды. В системах отопления могут быть перепады давления. Все эти признаки свидетельствуют о том, что на стенках отложилось много солей и накипи, что привело к уменьшению условного прохода и теплообмена.
Теплообменник до и после очистки.
Если вы используете заводской бустер с ТЭНом, то вам нужно:
- отсечь котел от контура и слить с него воду;
- накрутить на нагреватель шланги от бустера;
- залить кислоту и включить агрегат.
Если вы делали бустер своими руками, то ТЭНа в нем, скорее всего, нет. В этом случае ускорить процесс промывки можно, включив котел на треть его мощности. С расчетом, что кислота нагреется на 45-50 градусов. Только сначала нужно заполнить теплообменник активным веществом, чтобы он не прогорел, а уже потом запускать нагреватель.
Чтобы система была надежной нужно правильно рассчитать толщину труб для отопления. Имеют значение условный проход и стенки.
Особенности подбора трубы для воздушного отопления изложены здесь.
Если планируется промывка всего контура, то подачу и вывод реагента можно организовать через радиаторы отопления. В торцевой части современных батарей стоят заглушки, которые можно выкрутить и установить на их место сгоны. Во время очистки кислота сильно пенится, поэтому в нее добавляют специальное вещество, которое сглаживает этот процесс.
Итоги
Бустер – это приспособление для химической очистки теплообменников и систем отопления за счет циркуляции кислоты. Делать бустер своими руками есть смысл только тогда, когда у вас есть свободный насос (погружной или циркуляционный). Если помпу нужно покупать, то смысл самостоятельного изготовления теряется. Дешевый аппарат для промывки стоит всего 600 рублей.
utepleniedoma.com
САМОДЕЛЬНЫЙ БУСТЕР ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АКБ
Накануне весь вечер слушал музыку в своём Mitsubishi Outlander XL, качая 700-ваттный сабвуфер силами одного лишь аккумулятора, за что утром пришлось расплачиваться - автомобиль стартовать не желал. При попытке запуска чихал и щёлкал, намекая на нехватку заряда АКБ. А нужно было срочно ехать с сыном по делам.
Такая ситуация иногда возникает, если ездить мало - аккумулятор не успевает подзаряжаться генератором и садится ниже минимально допустимого для завода стартера уровня (около 11,7 В).
Вариантов тут три:
- Подключить для запуска АКБ с другой машины (не всякий захочет рисковать или тратить на это своё время).
- Снять аккумулятор и отнести на сетевую зарядку (сложно и долго, может сбиться настройка в БК и магнитоле).
- Использовать небольшую его подпитку бустером.
Бустер - это небольшое устройство, которое подключают к подсевшему АКБ и помогают ему стартануть машину, добавляя необходимые ватты мощности. Обычно бустер содержит несколько типовых литиевых банок с хорошим током (плоских или типоразмера 18650 - не важно) плюс всякая индикаторная электроника.
Цена такой полезной штуки начинается от 2000 рублей, которые выкидывать на столь простой девайс не очень хочется. Может потом как-нибудь он будет куплен (собран), но ехать-то нужно сейчас! В общем идея пришла в голову такая: пусть игрушечный джип на радиоуправлении поможет запустить джип большой!
Поможет своими двумя аккумуляторами по 7,4 В (8 В при полном заряде), подключенными последовательно между собой и параллельно автомобильному свинцовому.
Конечно их мощности будет маловато для надёжного запуска, желательно соединить ещё одну такую цепочку из 4-х Li-Ion параллельно первой, но так как замеры напряжения показали что не хватает каких-то нескольких десятых вольта - есть шанс провернуть это дельце.
На скорую руку соединил разъёмы проводом и подключил их к кабелям с мощными крокодилами.
Металл этих крокодилов паяется очень плохо - пришлось использовать паяльную кислоту.
В общем минут за 20 простейший самодельный бустер был готов - переходим к испытаниям.
При отключенной электронике батарея машины показала 11,4 вольта, а при включении приборов напряжение просело до 11,1.
Добавляем свинцу лития и пробуем нажать кнопку старта двигателя...
На удивление заработало! Секунд 5 мотор возмущался, после чего завёлся. При этом здорово нагрелись провода бустера - как-никак 200 А токовый импульс. Естественно при глубокой посадке АКБ такой фокус не пройдёт, по крайней мере не с 4-мя литиевыми банками, но если батарея села не слишком критично - собрать такой самодельный бустер можно будет очень быстро, так как Li-Ion 18650 аккумуляторы есть почти у всех.
Совет на будущее
Чтобы в дальнейшем всегда знать и контролировать уровень заряда авто аккумулятора, для исключения ситуаций описанных выше - купите себе (около 300 рублей) такой вольтметр в прикуриватель:
Он может показать напряжение аккумулятора, температуру в салоне и ток потребляемый через USB. Индикация выводится на LED дисплей поочерёдно с интервалом 10 сек.
Да - да, в них ещё имеется парочка стандартных USB разъёмов, которые в салоне машины будут совсем не лишними. Так что сей девайс автомобилистам must have!
Форум по авто
Обсудить статью САМОДЕЛЬНЫЙ БУСТЕР ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АКБ
radioskot.ru
Бустер для промывки теплообменников своими руками
Газовый котел прослужит долго, не создавая серьезных проблем, если проводить его периодический осмотр и профилактику. Поэтому владельцев частного дома часто интересует проблема, чем промыть теплообменник газового котла, топку и дымоход прибора и с какой периодичностью это необходимо делать.
Промывка теплообменника газового котла
Теплообменник – это элемент в виде трубной системы, в каналах которой передвигается теплоноситель. Поскольку вода, функционирующая по отопительной системе, не отличается кристальной чистотой, содержащиеся в ней различные соли металлов осаждаются на внутренних стенках труб. Они превращаются в накипь и в результате значительно уменьшают диаметр прохода, что отражается на скорости передвижения носителя тепла.
Кроме этого образовавшиеся отложения представляют собой своеобразный барьер, понижающий теплопроводность теплообменника из металла. По этой причине температура теплоносителя значительно снижается. Чтобы предотвратить поломку агрегата, необходимо с накипью бороться.
Существует несколько вариантов ее устранения:
- механическая промывка теплообменника газового котла;
- чистка теплообменников с использованием специальных реагентов;
- при помощи воды, которую закачивают под большим давлением в систему.
Первые два способа используют, когда выполняется промывка теплообменника своими руками. Третий вариант реализовать самостоятельно не получится, поскольку потребуется специальный компрессор, создающий рабочее давление, равное нескольким десяткам атмосфер. Такое оборудование для промывки теплообменников позволяет разбивать плотные отложения, скопившиеся на металлических поверхностях.
Ради объективности следует отметить, что самостоятельная промывка теплообменника задача непростая. Чтобы выполнить данную работу, необходимо обладать определенными навыками. При реализации первого способа (механическая чистка) теплообменник потребуется снять, а это сделать довольно проблематично.
Механическая чистка теплообменника
Как элемент газового котла теплообменник занимает внутри агрегата большое пространство. Располагается он над камерой сгорания, и подобраться к нему непросто.
Прежде чем делается промывка теплообменника газового котла, этот элемент вынимают:
- сначала снимают внешнюю часть корпуса. Перед этим отсоединяют подводку газа и электрическое питание, если оно присутствует в приборе;
- теплообменник отсоединяют от труб отопительной конструкции;
- снимают крепления этого элемента.
Внутри труб, когда еще не сделана промывка теплообменника от накипи, можно увидеть, что его полости забиты отложениями. В большинстве своем они состоят из солей различных металлов, обычно натрия и кальция. Очистку выполняют с использованием металлических инструментов, например, штырей, скребков и т.д. Делать это нужно осторожно, чтобы не повредить стенку теплообменника.
Устройство замачивают в емкости, можно в ванне, и наливают туда слабый раствор кислоты, например, соляной. После того, как отложения размякнут, их удаляют. В завершении процедуры необходимо промыть водой внутренние полости под небольшим давлением. Для этого можно воспользоваться шлангом, подсоединенным к водопроводу, приставив его к патрубку.
Дальше следует дождаться, пока не пойдет чистая вода. Для большего эффекта пользуются киянкой, постукивая ею по теплообменнику в процессе промывки.
Химическая промывка теплообменника
Выполнение химической промывки своими силами, когда используются особые промывочные жидкости для теплообменников, нельзя назвать простым мероприятием.
Для такой работы потребуется прибор – бустер. Подобный способ является упрощенным и поэтому необходимо знать особенности его проведения. Его легче выполнить, поскольку нет потребности в том, чтобы разбирать котел и вынимать теплообменник из агрегата.
Нужно отсоединить два патрубка, к одному из них подсоединить шланг, заливающий средство для промывки теплообменников внутрь прибора. Выходить состав должен из противоположного патрубка, к которому также присоединяют шланг. В результате реагент будет передвигаться по кругу внутри бустера и теплообменника.
Аппарат для промывки теплообменников – бустер состоит из следующих элементов:
- резервуар для реагента;
- насос для циркуляции;
- электронагревательный элемент. Он имеется не во всех приборах, но специалисты рекомендуют использовать именно такие бустеры. Благодаря этому элементу реагент для промывки теплообменников нагревается и эффективнее разрушает разные виды отложений, как грязевых, так и солевых.
Химические растворы для промывки свободно продаются в торговой сети. При выборе реагента следует учитывать степень загрязнения, виды образовавшихся отложений и материал изготовления теплообменника.
Обычно потребители используют растворы на основе кислот – соляной или серной, реже – азотной или фосфорной. Данным химическим составам удается удалять плотные и толстые отложения. Особенно это касается слоев, образованных солями трехвалентного железа.
Когда загрязнение незначительные и соблюдается периодичность промывки теплообменников, достаточно будет применения составов, в основе которых адипиновая или сульфаминовая кислоты. В продаже имеются не только жидкие растворы, но и гели, разводимые водой.
Очистка котла от сажи
При сжигании газа происходит выделение несгоревших тяжелых нефтепродуктов, представляющих собой черного цвета слоистые пленочные образования. Эта сажа, налипая на теплообменник и на поверхность камеры сгорания, понижает теплопроводность металлов. Таким образом, она становиться барьером, препятствующим проникновению тепла. От сажи нужно избавляться в процессе чистки газового агрегата. Очищению подвергаются внешние поверхности теплообменника и внутренние топки, а также дымоход. Данную работу можно выполнять самостоятельно.
Если слой сажи на теплообменнике не превышает 2 миллиметра, то его можно легко удалить при помощи скребка или влажной губки.
Если загрязнения больше, то задействуется установка для промывки теплообменников и химические растворы. Для этого желательно пользоваться реагентами на основе кислот. Что касается чистки дымоходов, то способов выполнения данной работы существует немало.
Промывка пластинчатых теплообменников
В процессе работы через пластинчатые теплообменники циркулирует теплоноситель. Вещества, находящиеся в рабочей жидкости, оседают на пластинах, и в результате понижается теплообмен.
Промывка пластинчатых теплообменников выполняется не реже одного раза в 2 – 4 года одним из следующих способов:
Промывка кожухотрубных теплообменников
Осуществляется промывка кожухотрубных теплообменников, как правило, гидроабразивным и гидродинамическим способом, поскольку сегодня они считаются наиболее эффективными. При особо сложных загрязнениях их сочетают с гидрохимической промывкой, которую применяют для первоначального смягчения известковых отложений и только после этого подключают воду и нежесткие абразивные материалы.
- Способ гидроабразивной очистки теплообменников наиболее эффективен при очень плотных, уже зацементировавшихся загрязнениях. Промывочная жидкость, подаваемая под высоким давлением, в сочетании с абразивными веществами превосходно решает задачу очистки кожухотрубных теплообменников.
- Когда известковые отложения не являются слишком плотными, то целесообразно применять вариант гидродинамической промывки, для чего используются промышленные приборы, которые работают с давлением не более 1600 бар.
- Гидрохимический способ предполагает использование специальной жидкости с дополнением ингибиторов коррозии для промывки теплообменников – он может быть в ряде случаев достаточно эффективным. Но в некоторых местах кожухотрубного элемента иногда возникают очаги коррозийных процессов.
Видео о необходимости промывки теплообменника газового котла:
Как сделать бустер для промывки теплообменников своими руками
Не редки случаи, когда заниматься промывкой теплообменника газового котла приходится владельцу этого отопительного прибора. Например, когда в населенном пункте нет таких мастеров, а вести котел в город нет желания или возможности. Хотя, стоит признать, что очистка данной детали довольно дорогая услуга, оплатить которую могут далеко не все. К тому же, доверять эту работу стоит лишь проверенным фирмам, обладающим специализированным оборудованием. Если же приходится обращаться к «кустарным» мастерам, то лучше все-таки сделать бустер для промывки теплообменников своими руками и самостоятельно выполнить процедуру.
Зачем необходима очистка
Иногда возникают определенные проблемы в работе отопительной системы и чтобы избавиться от них, достаточно просто выполнить очистку оборудования.
Обусловлено это тем, что в процессе многолетней работы котла в теплообменнике собираются различные вещества и налет, что может привести к полному разрушению этой части оборудования.
Кроме того, под воздействием высоких температур примеси, оседающие на теплообменнике, вступают в реакцию друг с другом, что в свою очередь приведет к понижению эксплуатационных свойств всей отопительной системы в целом.
Так, помешать качественному теплообмену способны:
- соли жесткости;
- растворенное железо.
Соли жесткости и избыток железа характерны для воды во многих регионах нашей страны, поэтому проблема актуальна для многих!
Чтобы ваш котел работал с максимальным уровнем КПД, а теплообменник максимально долго сохранял свою работоспособность, рекомендуется периодически выполнять очистку оборудования, используя для этого специальные жидкости и растворы, о которых подробнее расскажем ниже.
Периодичность очистки напрямую зависит от того, какую именно жидкость вы используете в отопительной системе:
- если это обычная, чистая вода, то данную процедуру нужно выполнять каждые четыре года;
- если это антифриз, то процедура очистки выполняется каждые два года.
При использовании антифриза крайне важно вовремя выполнять его замену. Если это не делать, то вся система отопления дома может серьезно пострадать.
Безусловно, в идеале это должны делать специалисты, однако стоимость их слуг неоправданно высока. Поэтому, при желании, небольшой сноровке, добиться приемлемого результата можно и своими руками.
Подготовка бустера и особенности прокачки
Стоит сразу отметить, что наибольшей проблемой в данной ситуации является бустер, то есть, специальный прибор, обеспечивающий прокачку жидкости через теплообменник и одновременно удаляющий гарь.
Вряд ли его получится взять у кого-то из знакомых. Да и самостоятельно покупать не имеет смысла – его стоимость превышает 300 долларов (и это не самые качественные и надежные аппараты). Понятно, что приобретение неоправданно. Поэтому единственный верный вариант – изготовить бустер из подручных материалов своими руками.
Пример, как нужно чистить теплообменник газового котла на видео:
Для этих целей может подойти старый, но рабочий насос стиральной машины. Если у вас такого нет, то его можно без проблем приобрести на «барахолке» или в интернете за небольшую сумму.
Особенности подключения
Казалось бы, ничего сложного в дальнейших действиях нет, но на самом деле не все так просто, поскольку важно правильно подключить промывочные трубки, идущие от насоса.
Для этого следует изготовить специальную крепежную пластину. Внимательно изучите особенности вашего оборудования и исходя из этого:
- возьмите две металлические цельные пластины, толщина которых составляет 2,5 миллиметра;
- в зависимости от особенности устройства просверлите отверстия, чтобы они соответствовали отверстиям в теплообменнике;
- в обычном магазине сантехники купите четыре так называемые «американки» диаметром в полдюйма и несколько прокладок под них;
- используйте только внутреннюю часть «американок», устанавливая их в нижнее отверстие каждой пластины;
- используя болты, закрепите пластины, чтобы штуцера были максимально плотно прижаты к теплообменнику.
Чтобы обеспечить подключение шлангов, подойдут даже обычные латунные штуцеры, диаметром в ¾ дюйма. Они могут быть использованы, как для основного, так и для вторичного теплообменника. Кстати, как правильно подключить бустер для промывки теплообменников своими руками, посмотрите в видео, представленном в этой статье.
На этом подготовка не заканчивается. Теперь вам понадобится дополнительная емкость. Это может быть обычная пластиковая канистра или даже пяти или шести литровая бутылка из-под воды. Обязательно хорошо помойте емкость, чтобы удалить даже малейшее загрязнение.
Внизу установите штуцер, который позволит подключить шланг. Штуцер должен быть закреплен плотно и прочно. Возможно, вам нужно немного расплавить отверстие под него, установить штуцер, а когда пластик начнет застывать, он плотно обовьет его и обеспечить герметичность.
Если есть желание и возможность, установите на выходе кран, но это необязательно.
Средство для промывки
Следующий этап – подобрать средство для промывки. Таких растворов существует великое множество и на профильных форумах каждый специалист советует то средство, которым пользовался сам. Честно говоря, верить безоговорочно таким утверждениям не стоит, очень велика вероятность того, что жидкость на самом деле неидеальна.
Так, например, некоторые упорно советуют использовать 10% раствор соляной кислоты. Или же ортофосфорной кислоты. Однако мы настоятельно рекомендуем не применять кислотные растворы – они могут прожечь теплообменник и вам придется покупать новый! Или же отправляться на поиски мастера, способного качественно и надежно запаять отверстие, прожженное кислотой.
Применять для очистки рекомендуется специальные растворы – их цена довольно высока, но и результат соответствующий. К тому же, они полностью безопасны. Так, например, отмечены положительные результаты и действительно большое количество «живых» хороших отзывов у препарата Detex – одной бутылки хватает на создание десяти литров раствора.
Пошаговое руководство по самостоятельной очистке
Теперь, когда у вас все готово, можете приступать к промывке. Последовательность действий будет следующей:
- возьмите насос от стиральной машины;
- подсоедините его к созданным вами приспособлениям – емкости для промывочной жидкости и самому теплообменнику;
- залейте в емкость шесть литров предварительно подогретой до температуры в 50 градусов чистой воды;
- включите насос;
- прогоните воду по созданной круговой системе – это нужно для того, чтобы убедиться, что вся система надежна, прочна и нигде не пропускает жидкость;
- после того, как убедились в надежности системы, отключите насос;
- залейте в емкость жидкость для очистки – Detex или любую другую (напоминаем, не слушайте кустарных мастеров и «профессионалов» на форумах в Интернете – не используйте растворы кислоты, они могут прожечь теплообменник!);
- запустите насос и оставьте его работать примерно на сорок минут.
Если вы будете использовать прозрачный шланг на выходе, передающем жидкость обратно в емкость, сможете увидеть вымываемую грязь.
Промыв вторичный теплообменник на протяжении сорока минут, переставьте свое приспособление на основной и также промывайте его около сорока минут. Результат поразительный – устройства для передачи тепла станут такими же чистыми, которыми они были в момент покупки.
Время чистки указано приблизительно. Если теплообменник сильно загрязнен, промывку следует делать дольше. Если он относительно чистый, время работы насоса можно уменьшить. Тут уж смотрите сами в процессе – по уровню загрязнения жидкости. Именно поэтому рекомендуется устанавливать прозрачные трубки, которые позволяют визуально контролировать процесс очищения.
После того, как закончите чистку специальным раствором, подключите теплообменники к крану с водой. Прогоняйте чистую воду примерно пять-семь минут. Это нужно, чтобы вымыть остатки средства.
В этом случае профессиональные мастера используют специальный нейтрализатор – если вы имеете финансовую возможность, можете купить его, а если не хотите тратиться, то воспользуйтесь таким методом удаления остатков очистителя, он вполне оправдан по конечному результату.
Чтобы лучше было понятно, как сделать бустер для промывки теплообменников своими руками, посмотрите видео:
Как видите, совсем не сложно создать эффективный и работоспособный бустер для промывки теплообменников своими руками, фото которого представлены в статье.
Заключение, отзывы, советы
Обязательно предварительно изучите вопрос демонтажа теплообменника, чтобы не повредить его. В целом, ничего сложного в этом нет, но существуют определенные особенности демонтажа – все зависит от производителя и модели котла.
Ну, а после того, как снимите теплообменник, почистите и сам котел – почему бы не воспользоваться такой возможностью? Для этого возьмите обычную мягкую кисть и вооружитесь пылесосом. При чистке особое внимание уделите горелке, но излишнего рвения не проявляйте, чтобы случайно ничего не сломать и не повредить.
Бустер для промывки теплообменников и систем отопления
Автономное отопление теперь встречается не только в частных домах, а и квартирах. В процессе эксплуатации отопительного оборудования, да и во всей системе в целом возникает необходимость промывки, так как на стенках отлаживаются соли и накипь. Один из методов – химический, посредством кислоты. В этом случае нужен бустер для промывки теплообменников.
Что такое бустер для промывки теплообменников
Бустер заводского производства.
Бустер – это аппарат для химической циркуляционной промывки пластинчатых теплообменников котлов и колонок, всех видов радиаторов и систем отопления в целом. Что характерно очистка осуществляется без разборки. Бустер для промывки теплообменников состоит из трех основных частей:
Есть агрегаты без ТЭНа, но они менее эффективны. Для промывки используется активное вещество, чаще всего соляная или ортофосфорная кислота, активность которых с повышением температуры сильно возрастает. Выбирая бустер, нужно обращать внимание на объем бака, максимальную температуру, скорость циркуляции и напор, который измеряется в метрах. Чем больше напор, тем длиннее контур может быть промыт из одной точки. Если же мощность недостаточна, то систему придется разбивать на небольшие отрезки, что занимает много времени.
Принцип работы заключается в том, что кислота в баке нагревается и прокачивается насосом через теплообменник или целый контур.
Активное вещество разъедает накипь и за счет циркуляции выводит ее обратно в бак. Процесс происходит до тех пор, пока система полностью не очистится. По времени это около 2 часов. Стоимость аппаратов для промывки стартует от 600 рублей. Для бытовых нужд такого агрегата хватит, цена профессионального оборудования может быть 160 тыс. рублей. В принципе, можно изготовить бустер для промывки теплообменников своими руками из подручных материалов. Самая дорогая деталь в этом случае – это насос.
Как сделать бустер своими руками
Для того чтобы сделать бустер для промывки теплообменников своими руками вам потребуется:
- резервуар для реагента – пластиковая канистра минимум на 10 литров, можно больше;
- гибкие шланги на ½ или ¾ дюйма;
- помпа.
Делать бустер нужно, отталкиваясь от вида помпы. Это может быть погружной или отдельно стоящий насос. Если насос погружной, то никаких дополнительных отверстий в баке не нужно. К помпе подсоединяется шланг, который накручивается на теплообменник. Второй шланг (обратка) будет выводить кислоту напрямую обратно в бак. В данном случае в качестве резервуара для реагента можно использовать даже обычное ведро. Важно чтобы насос был приспособлен к работе с кислотами.
Удобнее использовать выносные насосы, кстати, подходит даже обычный электрический циркуляционный насос для отопления. Чтобы его подключить в нижней части бака нужно вставить металлический сгон и зажать его гайками к стенкам резервуара. Все должно быть герметично. Далее на сгон накручивается фильтр грубой очистки – нельзя допустить, чтобы в насос попал мусор, да и для промывки так будет лучше. За фильтром накручивается насос, от которого идет шланг в теплообменник. Циркуляционный шланг идет прямиком в пластиковую канистру.
Средник срок службы труб отопления в квартире не менее 25 лет, но даже пол века не предел.
Здесь мы рассказывали какими трубами сделать отопление в частном доме с автономным обогревом.
Минус бустера для промывки теплообменников, сделанного своими руками, заключается в отсутствии нагревательного ТЭНа. Очистка от накипи холодным реагентом займет больше времени, зато можно сэкономить на электроэнергии.
Практическое применение бустера
Первые признаки того, что теплообменник котла нужно промывать – это пощелкивание, перерасход энергоносителя, низкая температура воды. В системах отопления могут быть перепады давления. Все эти признаки свидетельствуют о том, что на стенках отложилось много солей и накипи, что привело к уменьшению условного прохода и теплообмена.
Теплообменник до и после очистки.
Если вы используете заводской бустер с ТЭНом, то вам нужно:
- отсечь котел от контура и слить с него воду;
- накрутить на нагреватель шланги от бустера;
- залить кислоту и включить агрегат.
Если вы делали бустер своими руками, то ТЭНа в нем, скорее всего, нет. В этом случае ускорить процесс промывки можно, включив котел на треть его мощности. С расчетом, что кислота нагреется на 45-50 градусов. Только сначала нужно заполнить теплообменник активным веществом, чтобы он не прогорел, а уже потом запускать нагреватель.
Чтобы система была надежной нужно правильно рассчитать толщину труб для отопления. Имеют значение условный проход и стенки.
Особенности подбора трубы для воздушного отопления изложены здесь .
Если планируется промывка всего контура, то подачу и вывод реагента можно организовать через радиаторы отопления . В торцевой части современных батарей стоят заглушки, которые можно выкрутить и установить на их место сгоны. Во время очистки кислота сильно пенится, поэтому в нее добавляют специальное вещество, которое сглаживает этот процесс.
Бустер – это приспособление для химической очистки теплообменников и систем отопления за счет циркуляции кислоты. Делать бустер своими руками есть смысл только тогда, когда у вас есть свободный насос (погружной или циркуляционный). Если помпу нужно покупать, то смысл самостоятельного изготовления теряется. Дешевый аппарат для промывки стоит всего 600 рублей.
Интересное по теме:
Схема парового отопления частного дома
Какую печь выбрать для обогрева дома: кирпичн.
Варианты установки отопления деревянного дома
- Как отопить дом эффективно и выгодно?
Источники: http://teplospec.com/gazovoe-otoplenie/promyvka-teploobmennika-gazovogo-kotla-chem-promyt-kakoe-sredstvo-ispolzovat-dlya-promyvki-svoimi-ru.html, http://www.portaltepla.ru/gazovie-kotli/kak-sdelat-buster-dlya-promivki-teploobmennikov-svoimi-rukami/, http://utepleniedoma.com/otoplenie/otoplenie-doma/buster-dlya-promyvki
teplosten24.ru
Самодельный бустер или устройство взрывной накачки. — Сообщество «Оснащение Гаража и Инструмент» на DRIVE2
Занимаюсь понемногу шиномонтажом, в основном в сезон. Понадобился бустер, для накачки слежавшихся шин. Посмотрел в продаже, ужаснулся — больше десятки тыр!Вспомнил, что где то у меня, много лет, лежит без дела старый автомобильный ресивер, с какого то советского грузовика. Раскопал, измерил. Он оказался достаточно поржавевшим, объемом около 20л. Ладно, я не собираюсь толкать в него больше 4кгс/см2, тогда как на авто, рабочее его давление было около 8кгс/см2, с огромным советским запасом, так что ржавчина не должна катастрофически отразиться на его работоспособности.
Старый советский ресивер
Для начала прикупил комплектующие. Кран, самый большой, что нашел и сгоны. После крана заузил немного выход, возможно переделаю позднее, без заужения, пока просто все, что нашел в наличии в наших магазинах.
комплектующие для бустера
Прорезал отверстие под первый сгон, и приварил сгон к ресиверу, чуть посадив вглубь.
Приварил сгон
В отверстие штуцера запрессовал латунную деталь от вентиля.
вентиль в штуцере
вентиль в штуцере
Сбросал все это слегонца, и проверил на работоспособность.
Проверка
Убедился, что все нормально функционирует, разобрал и начал готовить ресивер к покраске. Почистил основную ржавчину болгаркой, затем покрыл преобразователем ржавчины
Подготовка к покраске
, и подкрасил из балончика. В наличии был желтый, что и определило цвет). Все скрутил, сделал временный наконечник из полиэтиленовой трубки, для проверки конфигурации наконечника. Когда определюсь с оптимальной формой, возможно сделаю его из металла.
Почти готов
Почти готов
В общем, чистой работы, часа 2. Расходов, на 500р. не считая халявного ресивера. Пишут, что делают из баллонов из под фреона, они тоже часто халявные)
www.drive2.ru